Особенности профессиональной этики военного психолога
Содержание
Введение
1. Понятие профессиональной этики
1.1 Происхождение профессиональной
этики
1.2 Понятие профессиональной этики
1.3 Кодекс профессиональной этики:
понятие и юридическое значение
1.4 Виды профессиональной этики
2. Особенности профессиональной этики
военного психолога
2.1 Особенности работы военного
психолога
2.2 Содержание психологической работы
военного психолога
Заключение
Список литературы
Введение
В настоящее время психология является очень важной наукой для человека и
общества. Она изучает индивидуальные и групповые психологические явления, их
сущность и роль в жизни и деятельности людей. Психология, взаимодействуя с
другими науками, раскрывает роль психологического фактора в развитии общества.
Она играет большую роль в обучении, воспитании, взаимоотношении, общении и
показывает правильные пути и подходы в формировании и развитии личности,
коллективе. А для грамотного подхода к этим процессам нужны
психологи-специалисты. Перед психологией стоят большие задачи теоретические и
практические, связанные с нуждами, как военного, так и мирного времени, перед
ней открывается огромное поле деятельности и неограниченные возможности
развития.
В своей деятельности психологи - специалисты обязаны руководствоваться
этическими стандартами, которые предназначены для использования в качестве
руководства в профессиональной деятельности в психологии во всех ее формах.
Официальное общество психологов отвечает за них и в соответствии с ними будет
оценивать работу всех своих членов.
Деятельность психологов определяется прежде всего принципами взаимной
терпимости и законности. В своей профессиональной деятельности психологи должны
учитывать имплицитные и эксплицитные правила, действующие в том социальном
окружении, где они работают, рассматривая их как элементы существующей ситуации
и оценивая последствия соблюдения или отклонения от них для профессиональной
деятельности психолога. Психологи могут отвергнуть любой вид ограничений или
помех своей профессиональной независимости и законному осуществлению своих профессиональных
функций в соответствии с правами и обязанностями, устанавливаемыми настоящим
кодексом.
В реферате рассматриваются особенности профессиональной деятельности
военного психолога, связанные с этическими принципами.
Современное состояние Вооруженных Сил РФ, вооруженных сил многих
государств, свидетельствует о необходимости и высокой значимости в их жизни и
деятельности органов социально-психологической службы. В штаты войсковых и
флотских структур включены военные психологи. Профессия военного психолога
имеет ряд особенностей: создание благоприятных условий для формирования
личности военнослужащего, сохранения, укрепления и восстановления их
психического здоровья, формирования высоконравственных отношений между ними в
целях укрепления боеготовности и боеспособности частей и подразделений.
1. Понятие профессиональной этики
1.1 Происхождение профессиональной этики
Выяснить происхождение профессиональной этики - это проследить
взаимосвязь моральных требований с разделением общественного труда и возникновением
профессии. На эти вопросы, много лет назад обращали внимание Аристотель, затем
Конт, Дюркгейм. Они говорили о взаимосвязи разделения общественного труда с
моральными принципами общества.
Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к
периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых
цехов в XI-XII вв. Именно тогда впервые констатируют наличие в цеховых уставах
ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда,
соучастникам по труду.
Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию
научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в
регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к
осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики.
Профессиональная этика, возникнув как проявление повседневного морального
сознания, затем уже развивалась на основе обобщенной практике поведения
представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения содержались как в писаных,
так и в неписаных кодексах поведения, так и в форме теоретических выводов.
Таким образом, это свидетельствует о переходе от обыденного сознания к
теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали. Большую роль в
становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение.
Нормы профессиональной морали не сразу становятся общепризнанными, это бывает
связано с борьбой мнений. Взаимосвязь профессиональной этики и общественного
сознания существует и в форме традиции. Различные виды профессиональной этики
имеют свои традиции, что свидетельствует о наличии преемственности основных
этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на
протяжении столетий.
1.2 Понятие профессиональной этики
Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые
определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Нравственные
отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика. Общество
может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного
процесса производства материальных и ценностей.
Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения,
предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и
способы обоснования данных кодексов.
Профессиональная этика изучает:
отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;
нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают
наилучшее выполнение профессионального долга;
взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические
нравственные нормы, свойственные для данной профессии;
особенности профессионального воспитания.
Профессионализм и отношение к труду являются важными характеристиками
морального облика личности. Они имеют первостепенное значение в личностной характеристике
индивида, но на различных этапах исторического развития их содержание и оценка
существенно различались. В классовом обществе они определялись социальным
неравенством видов труда, противоположностью умственного и физического труда,
наличием привилегированных и непривилегированных профессий. О классовом
характере морали в сфере труда свидетельствует написанная в первой трети II
века до н.э. христианская библейская книга "Мудрость Иисуса, сына
Сирахова", в которой есть поучение о том, как следует относиться к рабу:
"корм, палка и бремя - для осла; хлеб, наказание и дело - для раба.
Занимай раба работою и будешь иметь покой; ослабь руки ему - и он будет искать
свободы". В Древней Греции физический труд по ценности и значимости
находился на самой нижней оценке. А в феодальном обществе религия рассматривала
труд как наказание за первородный грех, а рай представлялся как вечная жизнь
без труда. При капитализме отчуждение рабочих от средств производства и
результатов труда порождало два типа нравственности: хищнически-грабительскую
капиталистическую и коллективистски-освободительскую рабочего класса,
распространявшуюся и на сферу труда. Об этом пишет Ф. Энгельс "... каждый
класс и даже профессия имеют свою мораль".
Те ситуации, в которых оказываются люди в процессе выполнения своих
профессиональных задач, оказывают сильное влияние на формирование
профессиональной этики. В процессе труда меду людьми складываются определенные
моральные отношения. В них есть ряд элементов, присущих всем видам профессиональной
этики.
Во-первых, это отношение к общественному труду, к участникам трудового
процесса,
Во-вторых, это те моральные отношения, которые возникают в области
непосредственного соприкосновения интересов профессиональных групп друг с
другом и обществом.
Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени
моральности различных профессиональных групп. Просто к некоторым видам
профессиональной деятельности общество проявляет повышенные моральные
требования. В основном это такие профессиональные сферы, в которых сам процесс
труда требует согласованности действий всех его участников. Уделяется особое
внимание моральным качествам работников той сферы, которые связаны с правом
распоряжаться жизнью людей, здесь речь идет не только об уровне моральности, но
и в первую очередь о должном исполнении своих профессиональных обязанностей
(это профессии из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения,
воспитания). Трудовая деятельность людей этих профессий, более чем каких-либо
других, не поддается предварительной регламентации, не умещается в рамках
служебных инструкций. Она по своему существу является творческой. Особенности
труда этих профессиональных групп усложняют моральные отношения и к ним
прибавляется новый элемент: взаимодействие с людьми - объектами деятельности.
Здесь нравственная ответственность приобретает решающее значение. Общество
рассматривает нравственные качества работника как один из ведущих элементов его
профессиональной пригодности. Общеморальные нормы должны быть конкретизированы в
трудовой деятельности человека с учетом специфики его профессии. Таким образом,
профессиональная мораль должна рассматриваться в единстве с общепринятой
системой морали. Нарушение трудовой этики сопровождается разрушением общих
моральных установок, и наоборот. Безответственное отношение работника к
профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит
вред обществу, может привести, в конечном счете, и к деградации самой личности.
Сейчас в России выявляется необходимость выработки нового типа
профессиональной морали, которая отражает идеологию трудовой активности на
основе развития рыночных отношений. Речь идет, прежде всего, о моральной
идеологии нового среднего класса, составляющего подавляющее большинство рабочей
силы в экономически развитом обществе.
В современном обществе личностные качества индивида начинаются с его
деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности.
Все это определяет исключительную актуальность вопросов, составляющих
содержание профессиональной этики. Подлинный профессионализм опирается на такие
моральные нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам,
ответственность за результаты своего труда.
1.3 Кодекс профессиональной этики: понятие и юридическое значение
Кодекс профессиональной этики не является изобретением сегодняшнего дня.
В частности, более 300 лет назад был разработан и дошел (практически в
неизменном виде) до наших дней Кодекс самурая (Бусидо Сосинсю). Данный Кодекс
представляет собой свод этических правил профессионального воина, которые
регламентировали его поведение, как в бою, так и в мирной жизни
Сегодня принято говорить о профессиональной этике врача, педагога,
журналиста, существуют этические кодексы в бизнесе, у военных, в сфере
торговли, существуют международные этические кодексы для работников музеев,
общества Красного креста и в рамках других международных профессиональных
объединений. В силу развивающейся профессионализации перед специалистами
различных направлений все чаще возникают нравственные коллизии, решить которые,
опираясь только на профессиональные знания, невозможно. Поэтому основной
задачей разработчиков этических кодексов является формулирование и внедрение в
профессиональную среду принципов и норм корпоративной этики, которые направлены
на разрешение нравственно-этических проблем и спорных ситуаций, предотвращение
злоупотреблений в различных сферах профессиональной деятельности.
В настоящее время в России и других государствах многими
профессиональными сообществами приняты разнообразные кодексы профессиональной
этики. Данные кодексы своими предписаниями дополняют положения законодательных
актов, регламентирующих деятельность аудиторов, врачей, журналистов, юристов и
других представителей наиболее важных и общественно-значимых профессий. Об этом
прямо указывается в некоторых актах. Например, ст.2 Кодекса профессиональной
этики адвоката (принятого Первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003
г., с изменениями и дополнениями от 8 апреля 2005 г) предписывает, что
настоящий Кодекс дополняет правила, установленные законодательством об
адвокатской деятельности и адвокатуре.
Поскольку указанные кодексы в большинстве своем содержат
нравственно-этические нормы, которые регулируют ту или иную профессиональную
деятельность, постольку данные нормативные акты и именуются следующим образом:
"кодекс профессиональной этики", "этический кодекс",
"кодекс чести", "декларация этических норм", "хартия
профессиональных принципов", "деонтологический кодекс" и т.п.
Причины принятия этических кодексов следующие. Во-первых, действующее
законодательство, регламентирующее права и обязанности конкретных специалистов,
не может охватить своим регулированием все нюансы их профессиональной
деятельности. Поэтому и возникает необходимость в дополнительном регулировании
профессионального поведения. Разумеется, лучше всех разбираются в своих
проблемах представители конкретных специальностей, которые и разрабатывают
корпоративные правила.
Кроме того, во многих законодательных актах о профессиональной
деятельности содержатся положения, обязывающие соблюдать нормы корпоративной
этики (к примеру, согласно ст.7 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ
"Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"
адвокат обязан соблюдать Кодекс профессиональной этики адвоката). Таким
образом, принятие кодекса профессиональной этики является в некоторых случаях
необходимым в силу предписания закона.
Во-вторых, поскольку правовое регулирование (как разновидность
государственного вмешательства в жизнь отдельного гражданина и общества в
целом) имеет свои пределы, постольку и законодатель стремится минимизировать
свое вторжение в нравственно-этическую сферу общества, которая традиционно
регламентируется религиозными и нравственными нормами, обычаями и традициями. В
этой связи принятие этического кодекса следует рассматривать как результат
упорядочивания общественных отношений внутри гражданского общества силами
самого общества. Наличие кодексов профессиональной этики - это показатель
нравственной зрелости общества, которое может без помощи государства
самостоятельно регламентировать поведение своих членов.
В-третьих, представители некоторых профессий (к примеру, врач, судья и
др.) в силу своего правового статуса имеют чрезвычайно широкий простор
субъективного усмотрения. Иными словами, свобода их действий (которые могут
быть не только социально полезными, но и общественно вредными) зачастую
ограничена лишь относительно-определенными правовыми предписаниями и
собственной совестью. Как указывается в Кодексе врачебной этики (одобренном III
Всероссийским Пироговским съездом врачей 7 июня 1997 г), "врач должен
помнить, что главный судья на его врачебном пути - это его собственная
совесть". Однако совесть, как известно, понятие неконкретное и зачастую
весьма субъективное. В этой связи задача этических кодексов как раз и
заключается в том, чтобы привести порой диаметрально противоположные
представления членов профессионального сообщества о добре и зле к общему
социально - полезному знаменателю. Этого можно достичь, только формализовав
нравственные идеалы, на которых базируется та или иная профессиональная
деятельность, возведя их в обязательные к исполнению корпоративные принципы и
нормы. Учитывая, что далеко не каждый адвокат, врач, судья или журналист
добровольно придерживается в своей работе категорического императива,
сформулированного И. Кантом, профессиональное сообщество вынуждено заставлять
своих членов соблюдать формально-определенную корпоративную мораль. Как
указывается в преамбуле Кодекса профессиональной этики психиатра (принятом на
Пленуме Правления Российского общества психиатров 19 апреля 1994 г), психиатр,
как и любой врач, в своих действиях руководствуется чувством сострадания,
доброжелательности, милосердия, однако существует необходимость письменного
закрепления общепринятых правил профессиональной психиатрической этики.
Большая социальная значимость некоторых профессий предопределяет и
повышенную ответственность перед обществом представителей этих профессий. В
этой связи этический кодекс является дополнительным препятствием на пути
различных профессиональных злоупотреблений и нарушений. В частности, согласно
ст.4 Кодекса профессиональной этики психиатра запрещаются следующие действия,
представляющие собой злоупотребления положением врача:
Страницы: 1, 2
|