Меню
Поиск



рефераты скачать Корпорация и нравственность

Мы не можем употреблять и практически употребляем язык моральи по отношению к действиям предприятий, официальных организаций и стран. Но в любом анализе, когда мы переходим от действий отдельных лиц к действиям организаций, нам следует хорошо понимать различие значения и практического приложения употребляемых терминов.

Поскольку корпорации действуют сознательно, ихз можно считать морально ответственными за их действия. Они, таким образом, являются субъектами морали, но так как корпорации не представляют собой самоцель, они не являются и нравственными личностями. Отсюда следует, что можно с моральных позиций определять цели, во имя которых корпорация создается. Поскольку корпорации не являются человеческими существами, они не могут претендовать на присвоение себе нравственных прав людей, например права на жизнь и права на продолжение своего рода. Попытка распространения всех прав человека на корпорации имеет своим источником путаницу в определении морального статуса корпорации.

Поскольку моральный статус корпорации отличается от морального статуса людей, моральные обязательства корпорации также отличаются от моральных обязательств людей. Это различие обусловлено тем фактом, что корпорации – это ограниченные образования и организуются они лишь для определенных целей, вовсе не служит доказательством необходимости ее существования или моральной оправданности ее целей. Но коль скоро цели, для которых корпорации образованы, не аморальны, и коль скоро средства, с помощью которых эти цели достигаются, не аморальны, корпорации не связаны целой серией моральных правил, какой связаны живые люди.

Как и все другие субъекты морали, корпорации обязаны не причинять вред другим. Это «отрицательное» повеление представляет собой очень сильное ограничение деятельности корпорации. Между тем «положительные» обязательства корпорации зависят от целей, какие они ставят перед собой, от конкретной ситуации, в которой они оказываются, от их юридического статуса и от социополитической среды, в которой они организованы и действуют. А поскольку корпорации не являются субъектами морали, весьма сомнительно, чтобы от них можно было ожидать действий, диктуемых нравственными мотивами. Но чего следует от них ожидать – это чтобы они не предпринимали действий, противоречащих морали. Мы можем хвалить их за действия, согласующиеся с законами нравственности, и осуждать за нарушения этих законов. Корпорации не обладают чисто личностными свойствами, присущими человеку. Поэтому их действия, а не побудительные мотивы служат законным предметом нравственной оценки. Корпорации – это не машины и не животные. Это организации, управляемые людьми, и как таковые имеют моральный статус, который делает их подлежащими нравственной оценке, хотя они по существу и не являются моральными личностями.

Концепция корпорации: акционеры против других заинтересованных групп и лиц.

Классическая концепция корпорации определяет её как организацию, существующую главным образом для служения интересам акционеров. Корпорация предоставляет персоналу рабочие места и производит товары или оказывает услуги. Но это лишь средства для достижения цели, заключающейся в увеличении богатства акционера. У корпорации нет обязательств максимизировать богатство своих акционеров. Она не может брать на себя такое обязательство, так как не в состоянии его выполнить. Тем не менее, некоторые акционеры видят обязанность менеджеров корпорации в том, что бы стремиться обеспечивать в рамках закона возможно большую выгоду для акционеров. Они поэтому утверждают, что совет директоров корпорации нанимает менеджеров и руководит ими с тем, чтобы последние преумножали богатства акционеров; они полагают, что на менеджерах лежит обязанность перед акционерами использовать все свои способности для достижения этой цели. С этой точки зрения интересы акционеров имеют первостепенное значение и стоят выше всех других интересов.

Однако эта позиция оспаривается. Возражения против неё основываются на двух различного рода соображениях. Первый заключается в том, что акционеры, хотя они и являются юридическими собственниками, очень часто играют роль сторонних наблюдателей, не проявляющих подлинного интереса к долговременному благополучию компании. Они заинтересованы, прежде всего, в наибольшем текущем доходе от своих вложений, даже и в том случае, когда это, в конечном счете, может привести к долгосрочному ухудшению положения компании. Как только курс акций компаний начинает снижаться, они продают свои акции и вкладывают деньги куда- нибудь ещё. Управление компанией в интересах таких акционеров в долгосрочном плане ставит под угрозу само её существование. К тому же имеется много владельцев акций, которые приобретают их посредствам инвестиционных фондов открытого типа, инвестиционных программ или полисов страховых фирм и которые даже не знают, что являются владельцами акций конкретной компании. Говорить, что компания должна управляться преимущественно, а то и исключительно в интересах акционеров, по меньшей мере несколько странно.

Второе соображение заключается в том, что хотя акционеры компании технически являются её владельцами и обладают соответствующими правами, включая право требовать надёжного управления, компания существуют и другие правомочные субъекты, гораздо более заинтересованные в успехе фирмы, более тесно с ней связанные, играющие гораздо более важную роль в её функционировании, в большей мере зависящие от продолжения и успеха её деятельности. Из всего этого напрашивается вывод, что, управляя корпорацией, следует учитывать интересы не только акционеров, но и всех других групп и лиц, заинтересованных в благополучии компании, т.е. так называемых стейкхолдеров. Корпорация управляется в интересах не только лишь акционеров, а в интересах всех её «стейкхолдеров». Персонал фирмы, безусловно, чрезвычайно заинтересован в её деятельности. Здесь её работники проводят наиболее важную часть своей жизни. Всё своё время и энергию, свои способности и творческий потенциал, свои идеи, физическую силу они отдают корпорации, которая им за это платит. Без них не было бы и фирмы. Они, без сомнения, столь же важны для компании, как и её акционеры, и поскольку они вкладывают в неё не деньги, а самих себя, они заслуживают того, чтобы к ним относились с уважением и с ними считались при принятии фирмой решений, затрагивающих их интересы.

Жители населённого пункта, в котором размещается корпорация, также находятся под её непосредственным влиянием и в этом смысле являются её «стейкхолдерами». Аарон Фейерстайн понимал, что его работники и жители местности, где расположена его фабрика, видят в его компании свою опору, и он, поэтому считал себя перед ними обязанным. Фирма «Молден милз» - это владение частного лица, поэтому у Фейерстайна не было акционеров, перед которыми следовало бы отчитываться. Но если он был прав, считая себя обязанным перед свои персоналом и местным населением, тогда тот факт, что его компания представляет его личную собственность и не является акционерным обществом, не имеет значения. Акционерное общество несет те же обязанности или, если кто-то предпочитает другую формулировку, акционеры – владельцы компании имеют те же обязанности, даже и при том, что они не проявляют большой заинтересованности или осведомленности по отношению к компании, частичными собственниками которой они юридически являются. Их обязанности реализуются менеджментом компании точно также, как и обязанности самой компании перед покупателями, поставщиками и вообще перед широкой публикой, поскольку успех или неудачи компании оказывают на нее влияние, например в вопросе о защите окружающей среды от загрязнений производственными отходами.

«Стэйкхолдерский» подход к фирме вовсе не снимает с ее менеджеров обязанности обеспечивать держателям акций возможно большие доходы. Но реалистическая трактовка этого подхода подразумевает возможно большие доходы в длительной перспективе, причем они должны сочетаться с выполнением обязательств компании перед всеми другими «стейкхолдерами». Означает ли это, допустим, что надо выплачивать заработную плату всем работникам в течение трех месяцев после того, как пожар уничтожил фабрику, на которой они работали, - вопрос спорный. Но если то, что сделал Аарон Фейерстайн, является морально обоснованным и вместе с тем хорошим бизнесом, тогда и для любой другой компании, являющейся личной собственностью или акционерным обществом, это должно быть правильным деловым решением. Могут возразить, что Фейерстайн пошел на риск и поставил на кон свои собственные деньги. Поступив подобным же образом, менеджеры компании, являющейся собственностью акционеров, рисковали бы их деньгами, а не собственными. Хотя это и правильное соображение, но если принимаемое решение этически обоснованно и вместе с тем является хорошим бизнесом, высшие менеджеры могли бы оправдать такое решение перед акционерами. Менеджерам платят за то, что они принимали наилучшие решения из возможных, взвешивая и соразмеряя свои обязательства перед всеми своими «стейкхолдерами». В конце концов, преданность рабочих способствует повышению производительности труда, а удовлетворение требований клиентов способствует увеличению объема продаж, а следовательно, и прибыли.

Управление корпорацией с позиции честного признания и учета интересов всех «стейкхолдеров» предполагает отказ от традиционного подхода компании, при котором либо учитываются только интересы акционеров, либо эти интересы признаются первостепенными. «Стейкхолдерский» подход корпорации создают совсем иное представление о том, чем является корпорация и как она должна управляться, - представление, отличное от того, какого придерживаются акционеры. Тем не менее, «Стейкхолдерский» подход отнюдь не нов, и его негласно придерживаются многие менеджеры, считающие, что наилучший и самый надежный способ извлекать прибыль и повышать курс акций компании заключается в том, чтобы создавать лояльный и компетентный персонал, обеспечивать клиентам продукцию наивысшего качества по наиболее выгодным конкурентным ценам. Компании, стремящиеся извлекать прибыль за счет интересов своих рабочих и клиентов, редко способны очень долго получать прибыль.

Все те группы или слои, перед которыми корпорация несет какие-то моральные обязательства, коллективно считаются ее «стейкхолдерами», т.е. субъектами, так или иначе заинтересованными в деятельности, положении и судьбе корпорации. «Стейкхолдерский» анализ заключается в оценке и сопоставлении всех разноречивых моральных требований, предъявляемых к фирме со стороны тех, кто в праве их предъявлять, с целью выявить моральную ответственность фирмы в каждом конкретном случае. «Стейкхолдерский» подход хорошо тем, что заставляет нас тщательно учитывать все обязанности корпорации, например, в случае закрытия завода, рассматривать этот случай не только с точки зрения прибыльности завода, т.е.с точки зрения акционеров. При закрытии завода в число «стейкхолдеров» входят не только держатель акций, но также и рабочие, поставщики, потребители, местное население, а возможно, и еще кто-то. Как мы уже отмечали выше, «Стейкхолдерский» анализ не исключает преобладания интересов акционеров над интересами других «стейкхолдеров», но обеспечивает учет интересов всех, на кого повлияло закрытие завода. Иногда, правда одной группы «стейкхолдеров» перевешивают интересы других групп, а иногда интересы этой группы перекрываются интересами или правами еще какой-то группы. «Стейкхолдерский» подход вполне совместим с утилитаристским и деонтологическим подходами, также как и с использованием нравственных суждений второго порядка. Он просто требует, чтобы справедливо учитывались интересы всех, кого затрагивает данное действие.


5. Моральная ответственность внутри корпорации.


Общие обязанности корпораций проистекают из самой природы, как корпорации, так и общества и подразумевают соглашения между ними. Первая обязанность гласит: «не навреди». Это общая обязанность, возлагаемая и на отдельных лиц, и на корпорации. Иногда ее называют «нравственным минимумом», обязательным для любой корпорации. Вред, которого следует избегать, - это, прежде всего, вред, причиняемый людям, коих следует уважать и относиться к ним, как к самоценности. Это всеобъемлющая обязанность, которая распространяется на все направления деятельности корпорации. Она оказывает влияние на характер отношений корпораций со своим персоналом, населением местностей, где размещаются предприятия корпораций, с клиентами, с обществом в целом; она определяет и их позицию в вопросе о защите окружающей среды.

Вторая их общая обязанность проистекает из природы системы свободного предпринимательства, в которой функционирует корпорация. Корпорация зависит от целостности, от гармоничности системы, и, следовательно, на ней лежит моральная обязанность не подрывать свободу и ценности системы. Это также охватывает многие стороны деятельности корпорации – от обязанности не допускать взяточничества до обязанности не участвовать в монополистической практике, ибо оба эти отрицательные явления подрывают систему свободной конкуренции.

Третья общая обязанность корпорации – соблюдать честность в выполнении заключаемых контрактов. Честность соблюдения контрактов очень важна для сохранения жизнеспособности системы. Без соблюдения честности контракты просто не будут заключаться или не будут возобновляться. Нечестные контракты влекут за собой неэффективные и непроизводительные трансакционные издержки, с помощью которых каждая из сторон будет пытаться оградить себя от последствий ожидаемой несправедливости. Альтернатива принудительного навязывания сделки влечёт за собой подрыв долгосрочных сделок, поскольку стороны, считающие себя несправедливо ущемлёнными, принимают все доступные им меры, чтобы противостоять несправедливости или прекратить действие сделки. Честность охватывает широкий круг проблем, от справедливой компенсации ущерба, правдивости рекламы до обеспечения высокого качества предлагаемых товаров или услуг.

Четвёртая общая обязанность состоит в соблюдении свободно заключаемых контрактов. Контракты – это кровеносные сосуды системы свободного предпринимательства. Чтобы функционировать эффективно и производительно, стороны, заключившие контракт, должны иметь возможность рассчитывать на надёжность своих контрагентов, они должны быть уверены в том, что обязательства, предусмотренные в контракте, будут контрагентами соблюдены. Система свободного предпринимательства включает в себя в качестве необходимого компонента законы о принудительном выполнении контрактов. Подобно другим обязанностям данная обязанность очень широка, как широк круг проблем, охватываемый контрактами.

Эти четыре общие обязанности проистекают из самой системы свободного предпринимательства. Их также можно легко обосновать в качестве этических принципов второго порядка в рамках как утилитаристского, так и деонтологического подходов. Это обязанности, которые присущи всем корпорациям.

Корпорации представляют собой результат свободных соглашений, хотя большинство их собственников и не знает, что именно делает администрация. Они, эти собственники, покупают акции, заведомо зная, что они не смогут контролировать корпорацию, и твёрдо зная, что они либо получат выгоду, либо понесут потери в зависимости от того, насколько эффективно администрация будет вести дела корпорации. Акционерам известно, что корпорации могут быть предъявлены судебные иски, они знают, что она может получать прибыль или нести убытки, и они в общем плане знают, как это происходит. Акционеры сознательно решают вложить в неё деньги, и они понимают, с чем это связано. Держатели акций корпорации юридически представлены советом директоров, в чью обязанность входит, в числе всего прочего, заботиться об интересах акционеров. Совет директоров осуществляет надзор за деятельностью администрации. Менеджмент имеет своей задачей так организовать деятельность корпорации, чтобы она могла реализовать свою цель, а именно производить и продавать свою продукцию и в результате получать прибыль.

В крупной корпорации ответственность за то, что корпорация делает, так же как и за её провалы, ложится в конечном счёте на её правление, на совет директоров. Члены совета директоров являются законными контролёрами деятельности аппарата управления корпорации. Члены совета директоров отвечают перед держателями акций за подбор честных, энергичных менеджеров и особенно за выбор президента корпорации. Они могут также отвечать за подбор первого вице – президента (распорядителя) и других вице – президентов. Они морально ответственны за весь стиль корпорации и за главные направления её стратегии; они могут установить нравственную атмосферу, но могут также закрыть глаза на аморальные методы деятельности. Они могут и должны следить за тем, чтобы компанией управляли честно и чтобы менеджмент не игнорировал интересы акционеров, а отстаивал их.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.