Учтите, что для правильной координации движений и течения мыслей движение скорее должно предшествовать или как бы
слегка предвосхищать ход мысли, а не отставать от него. Следите за тем, чтобы
более выразительные места речи подчеркивались движением на шаг вперед или
выносом ноги вперед; паузы и передышки —
подходящие моменты, чтобы отступить на короткий шаг.
«При выступлении не садитесь за стол, люди хотят видеть вас во весь рост.
Они будут даже вытягивать шеи, что бы увидеть вас полностью».*
Жесты.
Все мы жестикулируем, в большинстве случаев даже не отдавая себе в этом отчета. Обычно считается,
что жесты заключаются в движениях рук и
кистей, и действительно, это самые
выразительные и бросающиеся в глаза жесты. Но и любое телодвижение с целью
подчеркнуть значение произносимых слов тоже жест. Почти невозможно говорить с
увлечением и убежденно без неуловимо сложного сочетания движений головы, шеи,
плеч, корпуса, бедер и ног. Таким образом, в жестикуляции нет ничего не
свойственного всем и каждому и присущего только одним профессиональным
ораторам.
Впрочем, для начинающего оратора, еще не привыкшего к жестикуляции
руками при публичном выступлении, правильно
пользоваться жестами - трудная задача. Сначала
ему необходимо приобрести должную осанку и умение владеть собой во время выступления. При достаточной
тренировке и развитии подвижности мышц, возможно,
возникнет и естественный импульс к соответствующему жесту. Секрет особой
целесообразности жестикуляции руками скорее всего заключается в том, что в значительной части человеческая
деятельность осуществляется при помощи рук, и
поэтому их положение и движения стали наиболее характерными для выражения
наших переживаний. Руки, как и речь, определили
переход человека на высшую ступень развития по сравнению с животными.
*Ллойд Джорж, премьер-министр Великобритании в 1916 – 22 гг.
Руками человек не только держит плуг,
топор или перо; руками он приветствует друзей, угрожает врагам, ласкает любимое
существо. Восприимчивость к жестикуляции
руками глубоко заложена в сознании слушателя.
В сочетании со словами жесты тоже говорят, усиливая их эмоциональное
звучание. Когда жестами пользуются при описаниях, или с целью подражания,
или при желании указать место и движение, они помогают вносить в изложение
нужную ясность.
Жест имеет ценное значение и как физическое
выражение творческих усилий оратора, дающее нам некоторое
удовлетворение. В известных пределах нам даже
нравится
наблюдать за оратором в самом процессе его работы.
И ему самому при передаче своих мыслей доставляют удовлетворение физические
проявления чувств,
сопровождающих мысль и ищущих выхода. Вкрадчивая и гладкая речь оратора, у
которого слова льются без всякого видимого усилия, оставляет какой-то осадок
предубеждения и недоверия. Осмысленная и выразительная работа рук от кистей до
самых плеч создает впечатление мужественной
силы и отвечает естественной человеческой потребности а движении, которая не
находит достаточного удовлетворения в интеллектуальной деятельности. Кроме
того, жест имеет и другое достоинство: он помогает создать гармонию равновесия
в позе оратора и ощущение этого равновесия у самих слушателей. Мы балансируем
при помощи рук при ходьбе, ту же роль играют руки и в процессе речи.
При
жестикуляции лучше всего пользоваться следующими правилами:
а) Жесты должны быть непроизвольны. Прибегайте к жесту по мере
ощущения потребности в нем. Не подавляйте импульса наполовину. Если начали
поднимать руки, но не дали им свободного движения вверх, то получится что-то вроде жеста, которым распугивают
кур: кш-кш. Такая жестикуляция довольно
обычна у новичков.
б) Жестикуляция не должна быть непрерывной.
Не жестикулируйте руками на протяжении всей речи. Не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом.
в) Управляйте жестами. Не старайтесь походить на ветряную
мельницу, придержите силы в запасе; помните, что жестикуляция — элемент равновесия
всей позы. Никогда жест не должен отставать
от подкрепляемого им слова.
г) Вносите разнообразие в жестикуляцию. Не пользуйтесь без разбора
одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность.
д) Жесты должны отвечать своему назначению. Их количество и
интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории. Например,
взрослые в противоположность детям предпочитают умеренную жестикуляцию.
Как
только вы овладели жестом, необходимо посвятить некоторое время упражнениям
в его технической отделке. В общем во время речи не следует думать о жестикуляции, кроме случаев, когда вам начнет казаться,
что она чрезмерна и ее следует сократить.
Глава
2. Как подготовить и провести выступление.
Итак,
вы прекрасно одеты. Вы вежливы, тактичны и скромны. Иными словами с виду
воспитанный и культурный человек. Теперь вам предстоит еще и что-то сказать.
Планируя выступление, уясните себе цель и смысл выступления, что это будет по
форме и по содержанию. Что вы хотите донести до слушателей, и что как вам
кажется, они хотят услышать от вас. Следует помнить, что если вас пригласили
сделать доклад, он может плавно перейти и в дискуссию, диспут, полемику по
отдельным темам и т.д. Ясно представляйте, перед какой аудиторией предстоит
выступать. Иными словами перед выступлением необходимо:
1. Оформить свое выступление в
виде реферата, с подробным планом
2. Нелишне было бы его знать
наизусть, это освободит от обязанности каждый раз заглядывать (хуже нет
зрелища)
3. Знать освещаемую проблему
целиком, хотя бы в общих чертах
4. Если возможно, хорошо бы
иметь, цифровые данные для выступления, в виде графиков, диаграмм, таблиц
оформленных на больших листах. Это хорошо для аудитории, и для вас в целом (не
надо самому запоминать, даст передышку походить с указкой)
«Публичное
выступление – это путешествие с определённой целью, и маршрут должен быть
занесён на карту. Тот, кто не знает куда он идёт, обычно приходит неизвестно
куда».*
Например. Бывший сенатор Альберт Дж.
Беверидж издал небольшую, очень полезную книжку, озаглавленную «Искусство
говорить публично». «Оратор должен владеть темой, - пишет этот политический
деятель. – Это означает, что все факты должны быть собраны, систематезированны,
изучены, причём они должны освещать явление не только с одной стороны, а
со всех
* Дейл Корнеги, американский писатель
и психолог.
сторон.
Собрав и осмыслив факты по тому или иному вопросу, решите для
себя, на
какой вывод они наталкивают. Тогда речь приобретёт оригинальность и силу
воздействия – она будет энергичной и убедительной. В ней будет отражена ваша
личность. Затем изложите ваши мысли письменно, как можно яснее и логичнее».
Другими словами,
надо подобрать факты, всесторонне отражающие явление, затем найти вывод.
Перед тем как
выступить, следует, конечно, ознакомиться с условиями помещения. Отметьте,
каково расстояние между вашим местом и первым рядом слушателей. Если речь
произносится не с эстрады или нет специально отведенного места для оратора,
необходимо тщательно выбрать место, с какого говорить.
Лучше всего говорить, находясь посередине, по возможности в
нескольких футах от первого ряда и поодаль от передней стены. Если имеется
какое-либо возвышение, например эстрада, станьте на переднем крае, хотя бы
даже впереди места, отведенного для оратора. Когда эстрада слишком высока и
отделена от слушателей или аудитория сравнительно невелика (например, не более
75 человек), рекомендуется говорить, находясь
на уровне слушателей. В таких случаях
необходимо предварительно договориться с председателем собрания. Это окажет вам
неоценимую услугу в создании более интимной и располагающей обстановки.
Не суетитесь. Спокойно направляйтесь к избранному месту. Не перебирайте
на ходу ваши заметки, не застегивайте пиджак или жакет, не приводите в
порядок прическу, не поправляйте галстук. Обо всем этом надо думать заранее. С
другой стороны, не начинайте речь, пока не займете удобное и устойчивое
положение. Примите нужную позу сразу, сделав последний шаг. Не смотрите вниз на ноги или руки и тем более не смотрите сразу в записи. Как только займете свое
место, обратитесь к президиуму и затем к слушателям. Изберите какую-либо принятую форму обращения: «Г-н председательствующий, леди и джентльмены...»
В присутствии почетного гостя можно обратиться к нему, называя его по имени.
Начало выступления представляет наибольшую трудность, но в то же время
оно является исключительно важным, так как в этот момент ум слушателя свеж и на
него сравнительно легко произвести впечатление. Начало выступления следует
тщательно готовить заранее. Большинство неопытных и неквалифицированных
ораторов начинают свои выступления в основном одним из двух неудачных путей.
Ошибка заключается в том, что оратор, по каким то причинам, полагает, что
он должен быть остроумным, и по этому начинает свое выступление с какой ни будь
смешной истории. Вторая грубейшая ошибка, которую неопытный оратор зачастую
совершает в начале выступления, состоит в том, что он произносит извинения.
Как только вы появились перед слушателями, они естественно, неизбежно отдали
вам своё внимание. Не трудно сохранить его в течении пяти секунд, но нелегко
удержать его в течении последующего выступления.
Вступление должно быть кратким и состоять не более чем из одного или двух предложений.
Можно вообще обойтись без него. Приступайте прямо к сути выступления. Никто не
станет возражать против этого.
«Рассказы должны быть к месту и не приводиться только для того, чтобы их
рассказать, а юмор должен быть глазурью на торте, но не самим тортом… Ни когда
не извиняйтесь, так как обычно это оскорбляет ваших слушателей и раздражает их.
Говорите именно то, что вы собираетесь сказать».*
Можно завоевать внимание аудитории следующими способами:
а) возбудив
любопытство слушателей;
* Альберт Дж. Беверидж, американский
сенатор.
б)
поведав интересную историю;
в)
начав с конкретной иллюстрации;
г)
использовав какой-нибудь предмет;
д)
начав с какой-нибудь потрясающей цитаты;
е)
задав вопрос;
ж)
показав, что тема выступления связана с интересами слушателей;
з)
начав с потрясающих фактов;
Выступление должно быть свободным и естественным. Но не только начало играет важную
роль для публичного выступления. Завершение речи представляет собой стратегически
важный раздел. То что оратор говорит в заключении, его последние слова продолжают
звучать в ушах слушателей, когда оратор уже закончил говорить, и видимо их будут
помнить дольше всего.
Концовку,
так же как и начало нужно тщательно подготовить, знать почти слово в слово, как
вы собираетесь закончить своё выступление. Заканчивать речь надо плавно, не
оставляя её незавершенной. Даже такие выдающиеся ораторы как: Вебстер, Брайт,
Гладстон, блестяще владевшие английским языком, считали для себя необходимым
писать заранее, и почти выучивать наизусть заключительные слова своих
выступлений.
Заканчивать свои выступления можно
следующими наиболее оптимальными способами:
а) резюмировать,
вновь повторить и кратко изложить, основные положения, которые вы затрагивали в
своём выступлении;
б) призвать к
действию;
в) сделать
слушателям комплимент;
г) вызвать смех;
д) процитировать
подходящие политические строки;
е) использовать
библейскую цитату;
ж) создать
кульминацию;
«Надо
выступить так, что бы, даже если бы это выступление слышал слепой, то и он почувствовал
бы, что оно окончилось. Оно не повисло в воздухе, не осталось незавершенным».*
*Авраам Линкольн,
16-й президент США.
Заключение.
В данном реферате, я постарался осветить основные принципы и правила
публичного выступления, где в общении оратора с аудиторией играет роль не только голос, но и весь его
внешний облик. Хорошее общее впечатление от
внешности оратора, его манер, позы и жестов крайне необходимо для успеха речи. Но здесь есть и своя отрицательная
сторона. Внешние данные могут отвлечь
внимание слушателей от содержания речи. Это возможно, если манеры и приемы
оратора не будут 'помогать лучшему выражению
идей, которыми он делится со слушателями, и, следовательно, не станут служить
своему прямому назначению.
Лучшая черта во внешнем облике оратора — корректность. Неотъемлемые
качества хороших ораторских манер — непринужденность, воодушевление,
уверенность и дружеский тон. В правильной позе сочетаются непринужденность осанки
и легкость движений. Жесты—это любые
движения, усиливающие впечатление от высказываемых идей. Жестикуляция
руками, хотя ее можно классифицировать в соответствии с назначением , на самом
деле может оказаться разнообразной до бесконечности. При надлежащем применении
жесты, всегда непроизвольно возникающие, но поддающиеся контролю, представляют
собой проявления настроений и мыслей оратора.
Публичное выступление – это своего рода искусство. Недаром
ораторству, как и любому другому искусству, всегда обучались.
Освоив мимику и жесты, поведение на сцене (трибуне),
поработав с голосом, можно приступить к подготовке речи, которую вы собираетесь
произнести перед публикой. Хорошо подготовленная речь – это на девять десятых
удачно произнесённая речь. Начинайте речь с упорным стремлением достичь своей
цели. Помните о всех выгодах, которые принесут вам усилия, приложенные для
обучения. Проявляйте уверенность. Практикуйтесь, и ещё раз практикуйтесь. Это
самое важное для достижения цели. Страх является следствием неуверенности, а
неуверенность вызвана незнанием того на что вы способны, ваше незнание -
результат недостатка опыта. Поскорее создайте себе багаж успешного опыта, и
страхи ваши исчезнут.
Способность ко всему этому не трудно обрести. Это не талант,
дарованный свыше, лишь отдельным выдающимся личностям. То есть любой человек
может развить свои скрытые способности, если у него будет достаточно сильное
желание.
Используемая литература.
1. Алякринский Б. С., «Общение и
его проблемы», М., 1982.
2. Андреев В. И.,
«Конфликтология (Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов)»,
М., 1995.
3. Булыгина А., «Этика делового
общения», Новосибирск, 1995.
4. Дейл Карнеги, «Как
завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», Центр «Русская тройка»,
«Комета», 1990.
5. Дэна Даниэль, «Преодоление
разногласий. Как улучшить взаимоотношения на работе и дома», СПб, 1994.
6. Жариков Е. С., Крушельницкий
Е. Л., «Для тебя и о тебе», М., 1991.
7. Кузин Ф., «Культура делового общения»,
М., 1996.
8. Омаров А. М. «Управление:
искусство общения»,М., 1983.
9. Петренко А., «Безопасность в
коммуникации делового человека», М., 1994.
10. Дейл Корнеги, «Как выробатывать
уверенность в себе и влиять на людей выступая публично».ООО
«СЛК», Минск,1997
11.Поль Л. Сопер, «Основы искусства речи»,
Издательство Агентсва «Яхтсмен», 1995.
12.М. Р. Львов, «Риторика», М., 1995.
Страницы: 1, 2
|