Искусство ораторства
Содержание.
Введение.______________________________________________________
2
Глава 1. Основные правила и принципы публичного выступления.__
4
Одежда и внешний
вид.__________________________________________ 4
Хорошие
манеры._______________________________________________ 5
Выражение
лица.________________________________________________ 7
Контакт со
слушателями.________________________________________ 8
Поза.___________________________________________________________
10
Жесты._________________________________________________________
11
Глава 2. Как подготовить и
провести выступление._________________ 14
Заключение.____________________________________________________ 19
Используемая литература._______________________________________ 21
Введение.
Деятельность человека, профессия
которого связана с постоянным произнесением
речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без
основательных знаний принципов и правил ораторского
искусства. К числу таких людей относятся политики,
профессора, преподаватели,
прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь — главнейшее оружие. Ораторство —
сильнейший рычаг культуры. Однако теоретические вопросы ораторского искусства, являющегося одним
из средств человеческого познания, разработаны мало. Человеческое
познание проявляется в разных формах. Существуют
две разновидности человеческой способности познания: научная и
художественная; есть две формы человеческого
мышления: логическая и образная. Наука и искусство,
как две формы познания, взаимно дополняют друг друга.
Публичная речь может
рассматриваться как своеобразное произведение искусства,
которое воздействует одновременно и на чувства и на
сознание. Если речь действует только на способность логического
восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственность
сферы человека, она не способна производить сильное впечатление. Мастерство публичной
речи состоит в умелом использовании обеих форм человеческого мышления: логической и обратной. Искусство есть мышление образами -
этот закон может быть применим и к ораторскому
искусству. Голые логические построения не могут
эмоционально воздействовать на человека. Идея
речи, содержание ее доходят то сознания через эмоциональную сферу.
Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Сильное
чувство, переживания человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимое
впечатление.
Рассудочная и эмоциональная сферы восприятия органически
взаимосвязаны. Настоящая публичная речь должна волновать
и возбуждать не только мысли, но и чувства.
Важнейшим условием ораторского искусства является умение пользоваться образами и картинами. Без этого
речь всегда
бледна и скучна, а главное — неспособна, воздействовать
па чувства и через них на разум.
Речь, состоящая из одних рассуждений, не может удержаться в голове людей, она
быстро исчезает из памяти. Но если в ней были картины и образы, этого не случится. Только краски
и образы могут создать живую речь, такую, которая способна произвести
впечатление на слушателей. Живое изображение действительности есть душа повинно
ораторского искусства.
Глава 1. Основные правила и принципы публичного
выступления.
«Слушатели
присматриваются к оратору: как он стоит, какое у него выражение лица,
какая походка, что он делает с руками. Слушатели хотят знать, что он представляет
сам по себе. Наивно, движимые любопытством, они хотят сразу составить мнение об ораторе - положительное
или отрицательное — и, сами того не сознавая, хотят решить, будут ли их
симпатии на стороне оратора и воспримут ли они то, что он им скажет. Выступить публично
— это значит дать слушателю возможность познакомиться
с вами. Если не на радость, если внешние данные
не только не помогут, а скорее навредят, то, надо думать, вы еще не овладели
всем необходимым для публичного выступления. Но, прежде всего, следует
подтвердить основной принцип: подлинно движущая и направляющая сила внешних
данных и приемов оратора заключается в его глубоком переживании взаимного общения с
аудиторией. Настоятельная внутренняя
потребность выполнить свой долг перед слушателями
даст для правильного внешнего поведения гораздо
больше, чем нарочитые технические приемы. Всякие ухищрения в осанке, манерах, жестах
никогда не создадут настоящего облика оратора, воодушевленного мощной идеей и желанием поделиться ею с аудиторией».*
Одежда и
внешний вид.
Планируя, где вы
будете выступать, примите решение, в чем вы пойдете. Осмотрите себя. Хотя и
говорят, что провожают по уму, но принимают по одежке, и одежда одно из
главнейших условий того, насколько хорошее сложиться у людей мнение о вас.
Рокфеллер начал свой бизнес с того, что купил себе на последние деньги дорогой
костюм и стал членом гольф - клуба.
Когда приходиться вставать и брать
слово, вы должны быть уверены, что ваш внешний вид отвечает требованиям
слушателей и обстановки.
*
Сэм Сэнфорд, американский филолог.
«Прическа должна быть в порядке, руки и
ногти — чисты, обувь — начищена, платье или костюм — тщательно отглажены и
аккуратно застегнуты».*
Не допускайте эксцентричности в одежде: и без того все взоры будут
устремлены на вас. Женщины должны снимать
шляпы с широкими полями и вообще привлекающие внимание головные уборы.
Вуалетки не нужны. Перчатки и сумки будут только мешать. Ничто у вас или при
вас не должно связывать свободу движений. Не надевайте плотно обтягивающих
костюмов, стесняющих движения плеч и рук. Мужчины
должны быть чисто выбритыми, освободиться от ненужных вещей, оттопыривающих
карманы, и убрать торчащие из бокового кармана карандаши и ручки. Женщинам рекомендуется, по крайней мере, оставлять
дома кричащие украшения. Скромность в одежде предпочтительнее назойливого
шика. Не вызывайте удивления и зависти — это
помешает слушать, что вы говорите.
«Если вы хорошо выглядите и безукоризненно одеты, то мысль об этом
оказывает на вас определённое воздействие. Оно вселяет в вас больше уверенности,
больше веры в собственные силы и повышает уважение к самим себе».**
Хорошие манеры.
Надлежащие манеры оратора имеют более существенное значение, чем его
внешность. Группа слушателей — нечто большее, чем простое скопление людей.
Она подчинена законам психологии внимания. В ней каждый склонен к такой же
реакции, как и все: благоприятной или
неблагоприятной. Это прекрасно учитывают опытные ораторы. Они знают, что раз
удалось возбудить интерес аудитории, то естественная заразительность
настроений поможет его поддержать. Они понимают, что, если не захватить
внимание всей группы в целом, невозможно будет удержать кого-либо под своим
влияние.
*Даниель Уобстер, американский психолог.
**Дейл Карнеги, американский писатель и
психолог.
Психология слушателя такова, что он требует от оратора больше, чем это
возможно в ином случае. Когда разговаривают
двое или трое знакомых, их беседа протекает в обстановке свободы и равенства
каждого при обмене мыслями. Совершенно иное — официальная обстановка, в
которой произносится речь. Здесь нет свободы и равенства. Слушатель вовсе не
склонен забывать, что приходится на время вашего выступления как бы
поступиться своей индивидуальностью, пожертвовать удобствами и временем. В
силу ограничений, налагаемых правилами общественного приличия, он отдает себя
временно во власть оратора. Одни пришли на собрание против желания, лишь
подчиняясь чувству долга; другие уступили
настойчивой просьбе друга, мужа или жены. Понятно, что слушатели предъявляют
к оратору особые тре6ования: они предоставили ему главную роль — оратор должен
с этим считаться. Если он будет держать себя нерешительно, безразлично и
как бы извиняясь за свою миссию, чувство ожидания у слушателя
немедленно сменится разочарованием и досадой.
Еще одна особенность психологии слушателей: они ощущают потребность в
интимной и теплой атмосфере частной беседы. Им
не по душе несколько натянутая, официальная обстановка публичного доклада. Если
оратор ничего не сделает, чтобы изменить положение, ему поставят это в вину.
Слушатели хотят, чтобы он растопил ледок и сблизился с аудиторией, как добрый
знакомый. Подумайте, какие возможности поднять настроение упускаются
оратором, когда он стоит в застывшей позе, устремив взор в потолок или зарывшись по уши в кипу заметок, один вид
которых вызывает у слушателя содрогание. Оратор — живой человек, а не говорящий
автомат.
«Улыбайтесь. Выходите к слушателям с таким выражением лица, которое
должно говорить, что вы рады находиться перед ними. Подобное рождает
подобное».*
*Дейл Карнеги,
американский писатель и психолог.
Нужно овладеть уменьем создать дружескую и вместе с тем деловую атмосферу. Вы должны
быть скромны и в то же время воодушевлены своими убеждениями.
Неважно, робели ли вы перед слушателями, внушали ли им недоверие; ваше
прямое дело - наладить с ними контакт.
"Человек,
который говорит только о себе, только о себе и думает. А человек, который
думает только о себе - безнадежно некультурен. Он некультурен, как бы
высокообразован он ни был".*
Вместе с тем,
скромность не должна ассоциироваться ни с робостью, ни с застенчивостью. Это
различные категории. Очень часто скромные люди оказываются намного тверже и
активнее в критических обстоятельствах.
Выражение лица.
Если слушатели действительно
заинтересованы, они будут смотреть на лицо оратора. Лицо его должно быть
серьезно. Но следите за собой. Может
случиться, что благодаря умственному
напряжению вы начнете хмуриться или, мысленно витая где-то в пространстве,
примете отчужденный вид.
Практиковаться перед зеркалом крайне необходимо, чтобы иметь представление о
мимике во время речи. Изучайте свое лицо.
Что происходит с бровями, со лбом? Разглаживайте набегающие складки, расправляйте нахмуренные брови. А может
быть, что еще хуже, лицо у вас во время речи совершенно
ничего не выражает?
Если на нем «застывшее» выражение, упражняйтесь в ослаблении и напряжении
лицевой мускулатуры. Произносите фразы, насыщенные различными эмоциями -
печалью, радостью и т.д., наблюдая за тем, чтобы мимика
тоже принимала в этом участие.
Исключительно важное значение имеет правильное освещение вашего лица Пусть свет
бьет вам в лицо, люди хотят видеть вас. Малейшие изменения, которые могут
возникнуть в чертах вашего лица, являются очень важной частью процесса
самовыражения. Иногда они значат больше чем ваши слова.
* Дейл Карнеги,
американский писатель и психолог.
Контакт со
слушателями.
До обидного легко оратору
потерять контакт с аудиторией. Стоит только время от времени посматривать в
окно, окидывать взглядом стены, опускать глаза на пол и поднимать их к потолку, рассматривать руки, уткнуться в
заметки... Наконец, он может просто закрыть глаза.
Такой оратор, не умеющий наладить общение со слушателями, зачастую
прибегает ко всем приемам, не останавливаясь ни на одном. Он нервно
перескакивает с одного на другое, как застенчивый ребенок, старающийся
как-нибудь выскользнуть из комнаты, полной гостей.
Но ничто не приводит окружающих в такое смущение, как пустой взгляд,
т. е. манера смотреть на людей, как в пустое
пространство. Слушатель сразу замечает это и всегда несколько в обиде на
оратора.
Наличие зрительного контакта с аудиторией вовсе не означает, что нужно
все время стараться смотреть на всех и каждого. Можно создать такое
впечатление, если медленно переводить взгляд с
одной части аудитории на другую. Это поможет вам избежать смущения, которое
испытывают многие от упорного взгляда, натравляемого
на них во время беседы или публичного выступления. Выберите отрывки
различной длины и выразительности и упражняйтесь в произнесении их, переводя взгляд от одной стены к другой с каждой новой
фразой или с каждым наиболее значительным словом. В большинстве случаев вы
будете поворачивать голову, а также немного и
корпус. Но дело не в технических приемах, имеющих целью наладить связь с
аудиторией. Факт почти необъяснимый, но если
вы действительно обращаетесь к людям, они это чувствуют. Если вы смотрите на
них и все ваше существо воодушевлено
поставленной целью, слушатели будут сознавать, что речь обращена именно к ним,
и чувствовать вашу целеустремленность как свою собственную. Речь—действительное
общение только тогда, когда в сознании
оратора сам он, слушатели и слово сольются в нераздельном единстве. « Многие ораторы игнорируют своих слушателей, смотрят
поверх их голов или в пол. Они как будто бы говорят сами с собой. В этом случае
между аудиторией и оратором нет контакта, нет взаимосвязи. Такое поведение
убивает беседу»*
Речь, как средство общения,
одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия
на собеседника.
Во-первых, акцентируйте важные слова
и подчиняйте им второстепенные. В речи имеется нечто помимо слов, и это нечто
имеет значение. Дело не столько в том, о чем вы говорите, сколько в том как вы
об этом говорите.
Во-вторых, меняйте тон голоса. Внезапно понизив или повысив тон голоса, можно
достичь того, что любая фраза или слово, выбранное вами, будут выделяться на
общем фоне. Хорошее выступление - это прежде всего разговорный тон и
непосредственность, несколько акцентированные.
В-третьих, надо менять темп речи. Это один из лучших способов выделить
какую-либо мысль. Такой метод постоянно привлекает внимание.
В-четвёртых, можно делать постоянно логические паузы до и после важных мыслей.
Например, Линкольн, часто останавливался среди речи. Когда он подходил к важной
идее и хотел, чтобы она глубоко проникла в сознание его слушателей, он
наклонялся вперед и некоторое время молчал, глядя им прямо в глаза. Это
внезапное молчание производит такое же впечатление, как и внезапный звук.
Никогда молчание не становится в такой мере золотом, как в тех случаях когда
оно разумно используется. «Своим молчанием – ты будешь говорить».**
Чтобы не терять контакт с
аудиторией, надо говорить со слушателями так, как будто вы ожидаете, что они
сейчас встанут и будут отвечать вам.
*Ллойд Джорж,
премьер-министр Великобритании в 1916 – 22 гг.
**Дж. Редьярд
Киплинг, английский писатель.
Поза.
Не все хорошие ораторы держатся
одинаково. Действительно, они могут говорить хорошо, невзирая на бросающуюся
в глаза оригинальность позы. Это необходимо уметь делать. Но если усвоена
привычка к правильной и удобной манере стоять, затраченный вами труд даст
многое и для позы и для чувства уверенности. Оптимальная поза должна быть
таковой: ноги расставлены на пять-шесть дюймов в зависимости от роста; носки
слегка раздвинуты; одна
нога выставлена чуть вперед; упор неодинаков на обе ноги и по крайней мере в
наиболее выразительных местах речи делается
более на носок, чем на пятку: колени гибки и податливы: в плечах и руках нет
напряжения; руки не притиснуты плотно к грудной клетке; голова и шея несколько
выдвинуты вперед по отношению к грудной клетке; грудь выставлена, живот подтянут, но не настолько, чтобы это мешало
свободе дыхания.
Если чувствуется скованность в ногах, согните их несколько раз в колене;
если напряжена шея или связаны плечи, сделайте головой несколько свободных
медленных кругообразных движений, несколько
свободных взмахов руками и кругообразных
движений плечами. Если дыхание затрудненное и поверхностное, необходимы
поясные упражнения. Как только появится ощущение легкости и удобства позы,
научитесь сразу принимать и оставлять ее. Не пытайтесь ступить на левую ногу и
сделать весь упор на нее, выставив правую
вперед и наискось к левой. Наоборот, переместите упор на правую ногу и затем
выступите левой. Обратите внимание, что при
ходьбе лучше всего начать с полушага. Практикуйтесь отступать на шаг в одну
сторону, в другую, выступать вперед, назад; следите за перемещением центра
тяжести при каждом шаге. Добейтесь, чтобы упор был там, где он желателен, а
когда останавливаетесь, чтобы фигура при этом не откидывалась в сторону.
Страницы: 1, 2
|