Hассмотрение системы государственной поддержки малого предпринимательства
Содержание
Введение…………………………………………………………………….….….3
1.
Основы государственной поддержки малого бизнеса………………….…...4
1.1.Основные
направления государственной поддержки……………………..9
1.2. Формы и методы………………………………………………………….…10
2. Существующая система государственной
поддержки малого предпринимательства в Саратовской области…………………………………13
2.1. Региональные программы развития бизнеса……………………………...16
2.2. Налогообложение…………………………………………………………...18
2.3. Система льготного кредитования малого
бизнеса………………………..20
3.
Проблемы малого предпринимательства……………………………...…….23
Заключение………………………………………………………………….……30
Список использованных источников…………………………………………...31
Приложения
Введение
Целью нашей курсовой работы
является рассмотрение системы государственной поддержки малого
предпринимательства целом и в нашем регионе.
Малое предпринимательство -
неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого
экономика и общество в целом не могут эффективно развиваться. Малый бизнес
осваивает новые сегменты рынка, решает проблемы самореализации граждан и
занятости населения в сочетании с гарантированными налоговыми поступлениями в
бюджеты всех уровней.
Перед нами стоят следующие
задачи, такие как рассмотрение основ государственной поддержки малого
предпринимательства, основных направлений, форм и методов государственной
поддержки, изучение существующих систем государственной поддержки малого
предпринимательства в Саратовской области. Рассмотрим прогнозы специалистов о
развитии малого бизнеса в ближайшие годы и о проблемах, возникающих на пути
становления мало предпринимательства.
При выполнении данной курсовой
работы нами были использованы материалы периодической печати.
1.
Основы государственной поддержки малого бизнеса
За последнее десятилетие в России сформировались основные
общепринятые в странах с развитой рыночной экономикой элементы системы
государственной поддержки малого предпринимательства. Учитывая современные
условия и проблемы развития малого предпринимательства, а также недостаточную
эффективность государственных мер по его поддержке, дальнейшее развитие и
совершенствование всей системы государственной поддержки малого
предпринимательства становится в настоящее время ключевым фактором успешного
развития малого предпринимательства в Российской Федерации/1/.
Систему государственной поддержки малого предпринимательства в
настоящее время составляют:
- государственные нормативно-правовые акты, направленные на поддержку и
развитие малого предпринимательства;
-государственный аппарат, представляющий собой совокупность
государственных институциональных структур, ответственных за развитие малого
предпринимательства, обеспечивающих реализацию государственной политики в этой
сфере и осуществляющих регулирование сферы малого предпринимательства и
управление инфраструктурой его поддержки;
-государственная инфраструктура поддержки малого
предпринимательства, включающая некоммерческие и коммерческие организации, созданные с
участием или без участия государства, деятельность которых инициируется,
поощряется и поддерживается государством, и предназначенная для реализации системы
государственной поддержки, направленной на развитие малого предпринимательства.
Рассмотрим некоторые из них:
1. В этом году президент России Д. Медведев издал
указ «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при
осуществлении предпринимательской деятельности», в целях ликвидации
административных ограничений при осуществлении предпринимательской
деятельности, в первую очередь в сфере малого и среднего предпринимательства.
Основным
инструментом реализации государственной политики служат федеральные, региональные,
отраслевые (межотраслевые) и муниципальные программы развития и поддержки малого
предпринимательства.
Руководство
реализацией государственной политики в сфере поддержки малого
предпринимательства осуществляется Министерством Российской Федерации по
антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в лице Департамента
поддержки малого предпринимательства. Финансовое обеспечение реализации мер по
развитию малого предпринимательства, предусмотренных Федеральной программой,
осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП).
Некоторые региональные и муниципальные фонды выполняют соответствующие функции
на региональном и муниципальном уровне.
2. Государственный
аппарат системы поддержки малого предпринимательства
включает государственные структуры, ответственные за развитие малого
предпринимательства на федеральном уровне, в число которых входят:
В настоящее время в
Российской
Федерации имеются все виды структур поддержки малого предпринимательства,
которыми обладают развитые промышленные страны. Основой государственной
инфраструктуры поддержки малого предпринимательства является система
государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства. В
настоящее время система фондов, состоит из Федерального фонда (ФФПМП) и 75
региональных фондов, из которых 24 учреждены с участием ФФПМП. Сам Федеральный
фонд поддержки малого предпринимательства это государственная некоммерческая
организация в форме учреждения, осуществляющая финансовое обеспечение
федеральной политики в области государственной поддержки малого
предпринимательства. Федеральный фонд является заказчиком Федеральной программы
государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации и
осуществляет реализацию мероприятий Федеральной программы, в том числе, через
сеть региональных фондов поддержки малого предпринимательства. 63 региональных
фонда имеют организационно-правовую форму «фонд», 11-«учреждение», 1 -
«бюджетный фонд» как подразделение администрации.
Помимо сети региональных государственных фондов создана,
развивается и действует сеть муниципальных фондов. В настоящее время их - более
170. Муниципальные фонды, как правило, создаются при участии региональных
фондов.
Региональные фонды учреждены правительствами субъектов
федерации, муниципальные фонды - органами местной администрации. Состояние и
деятельность государственных и муниципальных фондов определяется, в основном,
тремя факторами: законодательством, государственными мерами поддержки малого
предпринимательства (программами поддержки малого предпринимательства) и личным
отношением к ним первых должностных лиц органов исполнительной власти.
Государственные фонды опираются в своей деятельности и развитии на Федеральный
закон «О государственной поддержке малого предпринимательства»/2/, который
предоставляет им широкую арену деятельности по поддержке малого
предпринимательства, а также определённые преференции и льготы (в частности, по
налогообложению), которые на практике, как уже говорилось, не удаётся
реализовать.
1.1.
Основные направления государственной поддержки
На основании Закона РФ «О
государственной поддержке малого предпринимательства» был принят Закон
Саратовской области «О поддержке малого предпринимательства в Саратовской
области»/10/. На основании этого закона разрабатываются комплексные программы
развития и поддержки малого предпринимательства в области, одним из направлений
которых является разработка мер по вовлечению в предпринимательскую
деятельность социально незащищенных слоев населения, в том числе безработных
женщин и молодежи. В Саратове существует много организаций, которые занимаются
поддержкой малого предпринимательства в области: Региональный фонд поддержки
малого предпринимательства, Региональное агентство поддержки малого и среднего
бизнеса, Торгово-промышленная палата и другие. Задачи некоторых из них
заключаются в обеспечении эффективного взаимодействия предпринимателей и
органов государственной власти.
Внебюджетный фонд Правительства
Саратовской области оказывает финансовую поддержку на конкурсной основе
предприятиям и объединениям в приоритетных направлениях развития области,
содействует экономическому стимулированию внедрения экологически чистых
технологий. Общественный инновационный фонд содействует эффективному
использованию научно-технического и интеллектуального потенциала, оказывает
социальную поддержку и защиту интересов владельцев прав интеллектуальной
собственности. Защищает интересы предпринимателей также и Торгово-промышленная
палата.
Достаточно развита сеть организаций,
оказывающих информационные и консультативные услуги – это Саратовский центр
делового развития, Академия менеджмента и рынка, Морозовский проект, Фонд
«Евразия», кроме этого они занимаются подготовкой и переподготовкой кадров.
Анализ направлений деятельности существующих в Саратове организаций,
способствующих развитию предпринимательства, показывает следующее.
Особый интерес для меня представляет
женское предпринимательство.
Во-первых, нет организации, главными
задачами которой было бы содействие развитию именно женского
предпринимательства. Во-вторых, так как по закону субъектами малого
предпринимательства считаются предприятия численностью от одного человека (то
есть частное предпринимательство без образования юридического лица) до ста
человек, то это означает очень большую разницу и по финансовым вложениям, и по
масштабам производства/3/. Если судить по задачам большинства из этих
организаций, то они предпочитают работать с малыми предприятиями, численность
которых ближе к верхнему пределу, имеющими достаточный капитал, чтобы влиять на
перепрофилирование производства и развитие приоритетных направлений
производства в области. Те же, численность которых невелика (самое мелкое
производство, частная торговля, оказание мелких услуг), остаются без поддержки.
А это именно те предприятия, которые в состоянии создать человек, не имеющий
стартового капитала, чьи возможности ограничены.
1.2.
Формы и методы поддержки предпринимательства
Возможно несколько организационных
форм предпринимательства в зависимости от желания, возможностей, личностных
качеств, семейных обстоятельств, профессии, места жительства и других факторов.
Имеющиеся учебные мастерские при учебных центрах службы занятости являются
одним из каналов, содействующих предпринимательству, где, во-первых,
отрабатываются профессиональные навыки, во-вторых, обеспечивается временное
трудоустройство, в-третьих, приобретаются не только профессиональные, но и
организационные навыки по созданию подобной мастерской, например, в районном
центре. На базе районных центров занятости могут быть созданы подобные
мастерские, где помещение и оборудование могут быть предоставлены на льготных
условиях районным центром занятости. Фонд содействия занятости совместно с
районными центрами может оказывать финансовую поддержку, информационную и
консультативную помощь/3/. Правовая форма может быть различной, учредителем
такой мастерской может быть районный центр занятости либо коллектив людей,
которые решили создать такую мастерскую. Парикмахерская, вязальная мастерская,
мастерская по изготовлению и ремонту меховых изделий, мастерская по
изготовлению изделий из лозы – вот лишь несколько возможных сфер деятельности
таких организаций. Фонд может оказывать содействие на тех условиях, которые уже
были описаны, людям, решившим самостоятельно создать небольшую фирму,
объединяющую людей, имеющих профессии по различным специальностям. Кроме
первоначальной финансовой и информационной поддержки, фонд может оказывать организационную
помощь:
Например, чтобы арендовать помещения
или найти сотрудников для своей организации в информационном центре фонда
существует база данных, в которую внесены сведения о тех, кто хочет получить
работу по окончании переобучения по приобретенной специальности. Возможно
создание биржи надомного труда или содействие, совместно с государственными
органами занятости, созданию предприятия, использующего надомный труд. Человек
может решить заняться индивидуально-трудовой деятельностью.
В данном случае, финансовая помощь
чаще всего не нужна. Фонд может оказать, кроме информационной и консультативной
помощи, помощь в размещении рекламы продукции или услуг, в поиске возможных
потребителей по имеющемуся банку данных информационного центра, юридическую
помощь. Человек, ставший членом фонда, должен быть уверен, что он является гарантией
обеспечения надежности заключаемых договоров с поставщиками сырья либо с
покупателями продукции, то есть фонд является защитником ее прав. При фонде
возможна организация выставок-продаж продукции, создание магазина. Возможна
также такая организационная форма малого предпринимательства, как семейное
предпринимательство, которое далее будет рассмотрено подробнее.
2. Существующая система
государственной поддержки малого предпринимательства в Саратовской области
Поддержка объектов инфраструктуры, в равной степени, как и создание
новых объектов, основывается на принципе выхода через 1-2 года на принцип
самоокупаемости и бюджетной привлекательности.
Финансирование таких объектов за счет средств областного бюджета
осуществляется на безвозвратной основе. Финансирование за счет средств Федерального
Фонда поддержки малого предпринимательства и других источников осуществляется
на условиях льготного кредитования в пределах ставки рефинансирования Центрального
Банка Российской Федерации, а также на безвозвратной основе по представлению
инвестора.
В любом из указанных вариантов учитывается бюджетная эффективность,
в том числе за счет увеличения налогооблагаемой базы потенциальных клиентов
таких объектов.
Финансирование разовых организационных мероприятий (конференции,
семинары, выставки и т.д.) по малому предпринимательству осуществляется на
основании заявок и смет затрат после утверждения их министерством экономики и
инвестиционной политики области.
В течение срока действия уже упомянутой ранее программы «О
государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»,
финансовая поддержка инфраструктуры в любом варианте оказывается объектам
согласно схеме инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в Саратовской
области /4/.
Поддержка при создании новых объектов инфраструктуры проводится
при условии создания таких объектов путем развития существующей
инфраструктурной базы согласно схеме.
Целью формирования инфраструктуры малого предпринимательства
является создание благоприятных условий для его развития путем обеспечения
комплексной и адресной поддержки малых предприятий в различных направлениях:
информационном, консультационном,обучающем, прогнозно-аналитическом,
финансовом, имущественном, а также в оказании предпринимателям
широкого спектра деловых услуг.
Через объекты инфраструктуры происходит налаживание деловых
контактов и кооперации предпринимателей, что способствует самоорганизации
малого предпринимательства.
Инфраструктура поддержки малого предпринимательства
понимается как система организаций, целью которых является оказание содействия субъектам
малого предпринимательства. Как правило, содействие малым предприятиям и
предпринимателям, либо отдельным их категориям, оказывается на условиях, отличных
от рыночных (льготные кредиты, бесплатные консультации, дешевая аренда, услуги
по пониженным расценкам т.п.). Именно это выделяет инфраструктуру поддержки
малого предпринимательства из значительно более обширной совокупности
организаций, специализирующихся на оказании деловых коммерческих услуг/4/.
Основой инфраструктуры малого предпринимательства в Саратовской
области являются государственные и государственно-общественные институты, обеспечивающие
следующие функции:
- управление и контроль;
- финансирование малого предпринимательства;
- обратную связь государственных органов с малым
предпринимательством, защиту его интересов, консультативное обеспечение
государственной политики в области малого предпринимательства.
Базовыми элементами такой инфраструктуры являются:
1. Орган управления и контроля - управление развития и поддержки
малого предпринимательства министерства экономики и инвестиционной политики
области;
2. Финансовый орган - Саратовский региональный Фонд поддержки
малого предпринимательства;
3. Общественный орган - консультативный Совет по вопросам малого
предпринимательства при Губернаторе Саратовской области (далее Совет).
Страницы: 1, 2
|