·
необходимость предотвращения исчерпания
невосполнимых природных ресурсов, если меры, связанные с этим, проводятся
одновременно с ограничениями соответствующего внутреннего производства и
потребления;
·
обеспечение национальной безопасности РФ;
·
защиту внешнего финансового положения и
поддержание платежного баланса РФ;
·
выполнение международных обязательств РФ.
Возимые
на территорию товары должны соответствовать техническим, фармакологическим,
санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и
требованиям, установленным в РФ.
Ввоз
экологически опасной продукции подлежит специальному контролю.
Запрещается
ввоз на территорию РФ товаров, которые:
-
не соответствуют вышеназванным стандартам и
требованиям, установленным в РФ;
-
не имеют сертификата, маркировки или знака
соответствия в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ;
-
запрещены к использованию как опасные
потребительские товары;
-
имеют дефекты, представляющие опасность для
потребителей.
Указанные
товары должны быть вывезены обратно или уничтожены на основании акта,
составленного независимыми экспертами Торгово-промышленной палаты РФ в порядке,
определяемом Таможенным кодексом РФ.
В целях
защиты национальных интересов РФ при осуществлении внешнеторговой деятельности
в отношении вооружений, военной техники и товаров двойного назначения, а также
соблюдения международных обязательств по нераспространению оружия массового
уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологии их создания в
стране действует система экспортного контроля.
Вывоз
указанных выше товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной
деятельности, в том числе исключительных прав на них, осуществляется в порядке,
определяемом Правительством РФ.
На
отдельные виды товаров на экспорт и (или) импорт устанавливается
государственная монополия. Перечни таких товаров определяются федеральными
законами.
Государственная
монополия на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров осуществляется на
основе лицензирования деятельности по экспорту и (или) импорту товаров.
Лицензии выдаются федеральным органом исполнительной власти исключительно
унитарным предприятиям, которые обязаны совершать сделки по экспорту и (или)
импорту товаров на основе принципов не дискриминации и добросовестной
коммерческой практики. Унитарное предприятие – это коммерческая организация, не
наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество.
Особыми
режимами осуществления отдельных видов внешнеторговой деятельности являются
приграничная торговля и свободная экономическая зона.
Приграничная
торговля осуществляется между российскими лицами, имеющими постоянное место
нахождения (место жительства) на приграничной территории РФ, и иностранными
лицами, имеющими постоянное место нахождение (место жительства) на
соответствующей приграничной территории, определяемой в международных договорах
РФ с сопредельными государствами, исключительно для удовлетворения местных нужд
в отношении товаров, производимых в пределах существующей приграничной
территории, а также товаров, предназначенных для потребления в пределах
существующей приграничной территории.
3.2.(а)
регулирование экспорта.
Экспорт
– вывоз из страны товаров отечественного производства,
а также реэкспорт товаров. К товарам отечественного производства относятся
также товары иностранного происхождения, ввезённые в страну и подвергшиеся
существенной переработке, изменяющей основные качественные или технические характеристики
товаров.
Государственное регулирование экспорта и основные
направления государственной поддержки
экспорта промышленной продукции.
Стимулирование экспорта
является в современных условиях важным направлением торговой политики многих
развитых стран, и, в последние годы, развивающихся стран, в которых создана
развитая система государственной поддержки и содействия национальному экспорту, за годы своего существования доказавшая свою
эффективность. Наряду с созданием благоприятного макроэкономического
климата для экспортеров широко используются специальные меры для развития
экспортного производства и расширения экспорта.
В целях обеспечения конкурентных преимуществ,
поддержки и защиты интересов отечественных экспортеров на внешнем рынке, роста
экономического потенциала и повышения доли высокотехнологичной и наукоемкой
продукции в общем объеме российского экспорта разработана система мер
государственной поддержки экспорта промышленной продукции, предусматривающая
использование торгово-экономических, организационных, финансовых и
информационно-консультационных инструментов.
Среди мер государственной поддержки
экспорта промышленной продукции особое значение имеет финансовая поддержка, к
которой относят кредитование экспорта, гарантирование экспортных операций,
возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам.
Министерство экономического развития и
торговли Российской Федерации (далее – Минэкономразвития России) является
федеральным органом исполнительной власти, ответственным за выработку политики
в вопросах содействия экспорту.
Департамент государственного регулирования
внешнеторговой деятельности Минэкономразвития России (далее – Департамент)
осуществляет практическую реализацию системы мер содействия экспорта.
В этой связи Департамент:
Обеспечивает координацию взаимодействия
российских участников ВЭД с аппаратом торговых представителей Российской
Федерации за рубежом в части содействия в продвижении продукции, услуг и
технологий российских производителей и разработчиков.
Осуществляет содействие аппарату торговых
представителей Российской Федерации за рубежом в поиске потенциальных
российских партнеров для зарубежных предприятий, обращающихся за содействием в
налаживании сотрудничества с российскими деловыми кругами.
По запросам российских участников ВЭД
совместно с аппаратом торговых представителей за рубежом подготавливает
аналитическую информацию об иностранных компаниях, с учетом практики
торгово-экономических отношений этих компаний с российскими организациями.
Осуществляет подготовку комфортных писем,
вербальных и личных нот по запросам заинтересованных российских
экспортно-ориентированных компаний, участвующих в международных тендерах и
конкурсах за рубежом, поставляющих продукцию или оказывающих услуги для
иностранных покупателей.
Содействует в создании информационных баз с
целью систематизации предложений экспортно-ориентированной продукции
отечественных производителей, спроса на продукцию отечественных производителей
за рубежом.
Формирует перечни продукции и услуг,
перспективных для продвижения на зарубежных рынках, с учетом региональной
специализации российских экспортеров, на основании обращений в Министерство
российских экспортно-ориентированных компаний.
Осуществляет анализ
информационно-аналитических материалов о проводимых за рубежом международных
тендерах и конкурсах и информирует заинтересованных участников ВЭД.
Вносит предложения в части
торгово-экономических мероприятий в рамках проведения Года России в странах -
перспективных в качестве рынка сбыта для российской конкурентоспособной
продукции.
Координирует работу Уполномоченных
Минэкономразвития России по обеспечению выполнения ими задач и функций в сфере
организационной и информационной поддержки экспорта российских товаров и услуг,
установленных Положением об Уполномоченных Министерства.
Организует семинары и круглые столы с участием
региональных экспортно-ориентированных предприятий и органов исполнительной
власти, в компетенции которых находятся вопросы регулирования внешнеторговой
деятельности и содействия экспорту.
Обеспечивает регулярное обновление каталога
Министерства «Российский экспорт: продукция и технологии» и вносит предложение
по выпуску дополнительных тиражей издания.
Осуществляет подготовку и проведение
ежегодного конкурса «Лучший российский экспортер года».
Оказывает организационное содействие
устроителям выставочно-ярмарочных мероприятий на территории Российской
Федерации, через аппарат торговых представителей за рубежом информирует о
проводимых мероприятиях заинтересованные иностранные компании и организации.
3.2.(б)
регулирования импорта.
Импорт –
ввоз товаров в страну. В импорт включаются ввезённые товары, предназначенные
для потребления в народном хозяйстве страны, для реэкспорта, и товары, закупаемые
для отечественных организаций за границей, для потребления на месте. К
реэкспортным товарам относятся товары, ввезённые в страну, а затем вывезенные
за границу без переработки
3.3.
Россия и ВТО.
ВТО – это и организация,
и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний
торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере
международной торговли товарами и услугами.
Главные задачи ВТО -
либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и
предсказуемости, способствование экономическому росту и повышению
экономического благосостояния людей. Страны-члены ВТО, которых на сегодняшний
день насчитывается более 140, решают эти задачи путем контроля за выполнением
многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования
торговых в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся
странам и проведения обзора национальной экономической политики государств.
Решения принимаются
всеми государствами-участниками обычно методом консенсуса, что является
дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО. Принятие решения
большинством голосов тоже возможно, но в ВТО такой практики пока не было; в
рамках работы предшественника ВТО, ГАТТ, такие единичные случаи имели место. Решения
на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается
как минимум один раз в два года. Первая конференция подтвердила курс
стран-участниц на либерализацию торговли и добавила к существующей
организационной структуре ВТО три новые рабочие группы, занимающиеся вопросами
соотношения между торговлей и инвестициями, взаимодействия между торговлей и
политикой конкуренции, а также прозрачностью в области государственных закупок.
Совет по торговле
товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов,
осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений
ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами. Совет по торговле услугами осуществляет
контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по
торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам. Совет
по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления
контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также
вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной
торговлей поддельными товарами.
Многочисленные
специализированные комитеты и рабочие группы занимаются отдельными соглашениями
системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды,
проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО и региональные
торговые соглашения.
Вступление
России в ВТО.
В феврале 1994 года
Правительство России передало странам-участницам ГАТТ Меморандум о
внешнеторговом режиме России. Этот шаг Правительства России открыл активную
фазу переговоров об условиях присоединения России к ВТО. В августе 1997 г. была образована Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО, которая в июле
2004 года была преобразована в Правительственную комиссию по вопросам Всемирной
торговой организации и взаимодействию с Организацией экономического
сотрудничества и развития, которую возглавил Председатель Правительства
Российской Федерации М.Е. Фрадков. В состав этого органа входят представители
ключевых министерств и ведомств. Основная функция Комиссии – координация
процесса присоединения и выработка переговорной позиции российской стороны.
Одним из основных
направлений его деятельности является выявление мнений государственных органов,
общественных организаций, научных и деловых кругов по вопросам, связанным с
присоединением России к ВТО, а также координация законотворческой деятельности
в этой сфере.
Российская делегация на
регулярной основе проводит консультации по проблематике ВТО с представителями
стран СНГ. На заседаниях ЕврАзЭС на уровне глав государств в 2002-2005 годах
приняты решения о направлениях совершенствования взаимодействия стран-членов
сообщества на переговорах по присоединению к ВТО. Данные вопросы регулярно
обсуждаются на сессиях Межгосударственного Совета на уровне глав Правительств
стран - членов ЕврАзЭС.
В рамках работы Группы
экспертов высокого уровня по формированию Единого экономического пространства
(ЕЭП) России, Белоруссии, Казахстана и Украины регулярно проводится
сравнительный анализ позиций стран «четверки» на переговорах по присоединению к
ВТО. Результаты этого анализа используются как при реализации Концепции
формирования ЕЭП, так и при координации процесса присоединения к ВТО
заинтересованными сторонами «четверки».
Большая информационная
работа по обсуждению российской позиции на переговорах по присоединению ВТО
проводится с представителями российских деловых кругов. Начиная с 2000 года,
представители Минэкономразвития России провели около 600 встреч по этой
тематике с различными союзами экспортеров, импортеров и объединениями
товаропроизводителей. Регулярно проводятся также консультативные встречи с
Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП),
Торгово-промышленной палатой Российской Федерации (ТПП), представителями
научных и общественных организаций.
С 2002 года проведено
свыше 170 мероприятий (круглых столов, конференций, семинаров) по проблематике
ВТО, поддержке экспорта, доступу российских товаров на зарубежные рынки во всех
федеральных округах и в 50 субъектах Федерации. Мероприятия были организованы
Минэкономразвития России при участии комитетов Государственной думы, РСПП, ТПП,
региональных администраций и деловых кругов. В течение 2004 -2005 года
Министерство провело обучение госслужащих в 24 регионах по практическим
аспектам предстоящего участия в ВТО. По данным независимых опросов
общественного мнения, к середине 2005 года более половины россиян высказывались
за присоединение России к ВТО (в 2001 году – менее 20 процентов).
В результате
интенсификации переговорного процесса в 2003-2005 годах российская делегация
вышла на завершающую стадию присоединения, в ходе которой предстоит решить
наиболее сложные и проблемные вопросы. Обсуждение условий присоединения с
основными торговыми партнерами проходит практически в непрерывном режиме. Следует
подчеркнуть, что Россия не может присоединиться к ВТО на любых условиях.
Потенциальные обязательства по всем параметрам (тарифы, обязательства в области
сельского хозяйства, доступ на рынок услуг, системные вопросы) будут
приниматься на основе реального состояния российской экономики и перспектив ее
развития с тем, чтобы обеспечить необходимую защиту национальных производителей
при сохранении адекватной конкурентной среды.
Завершение двусторонних
переговоров с США с учетом влияния этой страны в ВТО и ее значения как
торгового партнера для России имело первостепенное значение для скорейшего
окончания переговорного процесса по присоединению России к ВТО.
В июле 2006 г. стороны вплотную приблизились к завершению двусторонних переговоров по доступу на российские
рынки товаров и услуг, однако финальных договоренностей достичь не удалось.
Спустя четыре месяца благодаря сближению позиций по вопросу доступа на рынок
финансовых услуг, согласованию совместных шагов для достижения договоренностей
по ветеринарным мерам и режиму импорта мясной продукции, а также принимаемым в
РФ мерам по защите прав владельцев интеллектуальной собственности 19 ноября 2006 г. был подписан Протокол о завершении двусторонних переговоров с США о присоединении России к
ВТО.
Переговоры по
присоединению России к ВТО продолжаются с января 2007 г. на многостороннем уровне. По оптимистичному варианту,
многосторонние переговоры могут быть завершены летом 2007 года, точнее, до 31
июля, так как в августе ВТО уходит на каникулы. В начале одобрение должно быть
получено на рабочей группе. Потом будет процедура утверждения присоединения
России к ВТО на генсовете этой организации. Генсовет обычно проходит несколько
раз в год, и одно из заседаний обычно проводится в конце июля. После необходимо
будет внести пакет документов с условиями о присоединении в Госдуму и Совет
Федерации и после его ратификации через 30 дней мы становимся - уже юридически
- членами ВТО. При этом сценарии, скорее всего, процедура будет выстроена так,
что обязательства вступят в силу с 1 января 2008 года. Но согласно
договоренностям, в течение первого года присоединения к ВТО ни одна из пошлин
снижена не будет. На данный момент вероятность этого оптимистичного варианта
можно оценивать как высокую.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|