Dнешнеторговая политика России
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО
НИЖЕГОРОДСКИЙ КОММЕРЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ
КОММЕРЦИИ
КУРСОВАЯ
РАБОТА
По
экономической теории
«
Внешнеторговая политика страны».
Выполнила:
Студентка
¼ - 2ТПз группы
Коммерческого
факультета
Сангулия
Кристина Игоревна
Н.Новгород
2008
Содержание.
Введение
1.
Политика и её виды:
1.1
Сущность внешнеторговой политики и её виды
1.2
Свободная торговля
1.3
Протекционизм
2.
Национальный механизм и регулирование
внешнеторговой политики:
2.1
тарифные регулирования внешнеторговой политики
2.2
классификация не тарифных ограничении
а)
экономические регулирования
б)административные
методы регулирования
3.
Внешнеторговая политика России:
3.1
внешнеэкономические связи России
3.2
единство регулирования
а) регулирования экспорта
б)
регулирование импорта
3.3
Россия и ВТВ
Заключение
Список
литературы
Введение.
Внешнеторговая
политика – это комплекс мер позволяющих осуществлять торговлю с различными
регионами и странами на различных рынках товаров и услуг. Она должна
вписываться в общую внешнеэкономическую политику
внешнеторговая политика
(ВТП) - это целенаправленные действия государства и его органов по определению
режима регулирования внешнеэкономической деятельности и оптимизации участия
страны в международном разделении труда.
Основными составляющими
ВТП являются экспортная и импортная политика, валютная политика, политика в
области привлечения иностранных инвестиций и регулирования национальных
капиталовложений за рубежом.
Самая старая форма международных отношений - это международная
торговля. На протяжения столетий внешняя торговля была и
есть основа международных экономических отношений, так как рост
мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения
труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. А это
свидетельствует, что интернационализация хозяйственных связей обусловлено
развитием производительных сил, которые, перерастая национальные рамки,
подводят к необходимости интернационализации производства. Для экономического
роста и развития стран в постоянно развивающейся мировой экономике очень
большое значение имеет внешняя торговля.
По некоторым оценкам на
долю торговли приходится около 80 процентов всего объема международных
экономических отношений. Современные международные экономические отношения,
характеризующиеся активным развитием мировой торговли, вносят много нового и
специфического в процесс развития национальных экономик.
Важность
изучения системы ВТО и ее использования для России
обусловливается также большими потенциальными возможностями в извлечении больших прибылей из проходящей под эгидой ГАТТ либерализации торговли товарами и услугами. Введение новых правил торговли и широкий доступ к
рынкам различных стран, несомненно, будут способствовать ускорению хода экономических реформ в
России при условии ее вступления в BTO.
Глава
1.
ПОЛИТИКА
И ЕЁ ИНСТРУМЕНТЫ.
1.1
Сущность внешнеторговой политики и её виды.
Внешнеторговая
политика представляет собой относительно самостоятельное направление
внешнеэкономической политики, связанное с государственным регулирование внешней
торговли через налоги и прямые ограничения на импорт и экспорт. На формирование
внешнеторговой политики государства оказывают влияние объективные процессы,
происходящие в мировой экономике. Это, с одной стороны, растущая
интернационализация производства и капитала, что усиливает экономическую
взаимозависимость государств, а с другой -
обострение конкурентной борьбы на мировом рынке. Несмотря на то, что развитие
внешней торговли в целом благоприятно воздействует на развитие национальной
экономики, зависимость от мирового рынка может вызвать серьезные
социально-экономические проблемы внутри страны. Эти проблемы связаны с увеличением
риска экономических потерь от колебаний валютных курсов и мировых цен, с
возможным ухудшением экономического положения ряда отраслей, не способных
выдержать давления конкуренции иностранных товаров. Государственное
регулирование внешнеторговой деятельности представляет собой систему типовых
мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера,
осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях поддержания
внешнеторгового равновесия, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре
экспорта и импорта, поощрения притока иностранного капитала.
Инструменты,
используемые государством для проведения внешнеторговой политики, можно
разделить на тарифные и нетарифные.
Поскольку хозяйство всех стран в той или иной мере зависит от
экспорта и импорта, государство в законодательном порядке устанавливает
определенные правила внешней торговли. Исторически сложились два
противоположных вида внешнеторговой политики: протекционизм и свобода торговля
1.2
Свободная торговля.
Свободная
торговля (либерализация) - это внешнеторговая политика,
при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров. Они
не взимают импортные и экспортные пошлины, не устанавливают какие-либо
количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Такую
политику проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства. В
этом случае местные предприниматели не только выдерживают иностранную
конкуренцию, но и прорывают протекционистские таможенные барьеры, расширяя
доступ своих товаров на мировой рынок
Как
правило, правительства проводят гибкую внешнеторговую политику. Они
избирательно используют методы протекционизма и
вводят элементы свободной торговли. При
этом обеспечиваются благоприятные условия в экономических связях с другими
странами: с ними заключаются торговые сделки, содержащие пункты о взаимных
обязательствах в области внешнеторговой политики.
Сторонники
этой политики утверждают, что сравнительная эффективность дает больше выгод от
свободы торговли, чем от её ограничения. Либерализация способствует
международной специализации страны, облегчает развитие конкуренции и удешевляет
товары для потребителей.
1.3
Протекционизм.
Протекционизм
— система ограничений импорта, когда вводятся высокие
таможенные
пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов,
используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с
местными. Протекционизм представляет собой политику государства, направленную
на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции, а зачастую и на захват
внешних рынков. Политика протекционизма
поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные
товары.
Однако протекционизм
имеет оборотную сторону. Благодаря ему поддерживается завышенный уровень цен на
продукты, защищенные высокими пошлинами.
Ослабляются побудительные стимулы к техническому прогрессу в отраслях,
огражденных от иностранной конкуренции.
Усиливается нелегальный ввоз товаров без таможенного контроля. К
тому же ответные меры стран — торговых партнеров могут нанести национальному
хозяйству ущерб, превышающий его выигрыш от мер таможенной защиты.
Протекционизм
(франц. protectionnisme, от лат. ptotectio — защита, покровительство),
экономическая политика государства, направленная на поддержку национальной
экономики. Осуществляется с помощью торгово-политических барьеров, которые
ограждают внутренний рынок от ввоза иностранных товаров, снижают их конкурентоспособность по
сравнению с товарами национального производства. Для Протекционизм
характерно финансовое поощрение национальной экономики, стимулирование экспорта
товаров. В. И. Ленин подчёркивал связь Протекционизм
с определённым историческим строем общественного хозяйства, с интересами главенствующего
в этом строе класса, опирающегося на поддержку правительства: «... вопрос о
протекционизме и свободе торговли есть вопрос между предпринимателями (иногда
между предпринимателями разных стран, иногда между различными фракциями
предпринимателей данной страны)»
Характер
Протекционизм
и соответственно средства торговой политики (запрещение ввоза, ставки пошлин и
структура тарифов, количественные ограничения и т.д.) изменялись в зависимости
от общей экономической политики, проводимой в ту или иную эпоху Современный Протекционизм
развитых капиталистических государств выражает в первую очередь интересы
крупных национальных и международных монополий. Захват, делёж и
перераспределение рынков сбыта товаров и капиталов составляют главное его
содержание. Осуществляется с помощью сложной системы
государственно-монополистических мер, контролирующих и регулирующих внешнюю
торговлю. Усиление интернационализации капиталистического производства и
дальнейшее развитие государственно-монополистического капитализма приводят к
тому, что наряду с традиционными методами пограничного регулирования растет
использование в протекционистских целях внутренних экономических и
административных рычагов, а также валютно-финансовых и денежно-кредитных средств,
ограничивающих применение иностранных товаров. Составной частью современного Протекционизм
является аграрный Протекционизм
(возник во время мирового аграрного кризиса конца 19 в.), защищающий интересы
национальных монополий.
Развитие
процессов капиталистической интеграции
привело к появлению своеобразного «коллективного» Протекционизм,
который осуществляется с помощью согласованных действий групп развитых
капиталистических стран. Примером является внешнеторговая политика стран «Общего рынка» Европейское экономическое сообщество.
Особенность современного Протекционизм
— приспособление торговой политики капиталистических государств
к новой обстановке, сложившейся в мире.
Протекционизм
развивающихся стран носит принципиально иной характер. Их внешнеэкономическая политика
направлена на защиту формирующихся отраслей национального хозяйства от
экспансии со стороны империалистических держав. Этот Протекционизм
содействует достижению экономической независимости молодых суверенных государств.
Сторонники
утверждают, что все усилия во внешней торговле должны быть направлены на:
а)
защиту новых, только что появившихся отраслей национальной экономики, не
способных пока выдержать международную конкуренцию;
б)
защиту отраслей, имеющих важное значение для обеспечения национальной
безопасности;
в)
увеличение внутренней занятости ресурсов, в том числе сохранение рабочих мест.
Есть и ещё аргументы. Однако необходимо учесть, что ряд отраслей экономики
нуждается в защите в силу своей недостаточной эффективности.
2
глава.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
МЕХАНИЗМ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ.
2.1 Тарифные регулирования внешнеторговой
политики.
Таможенные тарифы.
Классическим методом
регулирования внешнеторговой политики является таможенные тарифы, которые по
характеру своего действия относятся к экономическим методам, регулирования
внешней торговли. Таможенный тариф – это систематизированный перечень
таможенных пошлин, которыми обладают товары при импорте, а в отдельных случаях
при экспорте. Взимая таможенные пошлины при импорте, что является
разновидностью налогообложения, государство создаёт предпосылки для роста цен
на иностранные товары, снижая тем самым их конкурентно способность. Взимая
таможенные пошлины при экспорте товаров, государство сдерживает вывоз из
страны тех из них, на которые не удовлетворён спрос среди собственных
потребителей, либо вывоз которых по каким-либо причинам является нежелательным.
Важнейшая функция таможенных тарифов – защита национальных производителей от
иностранной конкуренции. Таможенные тарифы являются многоколонными то есть один
и тот же товар может облагаться разными по уровню пошлинами в зависимости от
страны прохождения. Основы таможенного регулирования составляют таможенные
пошлины.
Таможенные
пошлины выполняют функцию налогов, взымаемых при
пересечении товаром таможенной границы. Это наиболее активная мера
государственного регулирования экспортно-импортных операции. Учитывая, что меры
государственного регулирования достаточно многообразны, таможенные пошлины
имеют широкую классификации.
В зависимости от того,
накладываются ли таможенные пошлины на экспортный, импортный или проходящий
транзитом товар, они бывают экспортными, импортными, транзитными.
Экспортные
пошлины применяются с целью ограничения вывоза товара.
Их цель - получение дополнительной валюты для пополнения казны. Они удорожают
стоимость вводимых на мировой рынок товаров. В развитых странах этот вид пошлин
применяется редко, а в ряде стран они запрещены вообще законом. Введения
таможенного тарифа на экспорт может осуществляться когда внутренняя цена на
экспортируемый продукт ниже мирровый цены. В этом случае тариф на экспорт и ,
как следствие, ограничения экспорта, рассматриваются государством в первую
очередь в качестве меры поддержания на необходимом уровне предложения товара на
внутреннем рынке при одновременном увеличении поступлений в бюджет.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|