Меню
Поиск



рефераты скачать Денежное обращение и типы денежных систем

p> В Беларуси целевой установкой современной экономической политики должен быть процесс формирования социально ориентированной рыночной экономики.
В связи с этим должно использоваться не только оптимальное сочетание либеральных и дирижистких методов в денежной политике, но и разумное работа денежной политики с фискальной, налоговой и т. д. Коме того, задача современной денежной политики способствовать экономическому росту в стране.

Проведение соответствующей денежно-кредитной политики является одной из мер по выходу экономики из кризиса. В системе регулирования экономики промышленно развитых стран денежно-кредитная политика применяется наиболее активно. Не будет преувеличением сказать, что исторически она является одной из первых форм регулирования экономики. Денежно- кредитная политика рассматривается как наиболее предпочтительная с различных позиций. С позиции истории: возможности её проявлялись в период мирового экономического кризиса 30-х годов, тогда же была пересмотрена её роль. С точки зрения теории: изучение показало зависимость макроэкономических показателей от денежных переменных: изменение количества денег в обращении может затрагивать производство, обмен, потребление, общий спрос.

Под денежной политикой следует понимать комплекс взаимосвязанных мер, предпринимаемых монетарными властями в денежно-кредитной сфере с целью регулирования конъюнктуры и воспроизводственного процесса.

Денежная политика, суть которой сводится к регулированию макроэкономики и контролю за денежной массой, находится в рамках общей экономической политики государства. В этой связи цели экономической политики государства становятся долгосрочными целями денежной политики, сутью которых является обеспечение:

• экономического роста и сведение безработицы к минимуму;

• стабильности цен и контроль над инфляцией;

• устойчивости национальной валюты и платежного баланса при росте его составляющих.

Таким образом, основополагающая цель денежной политики - помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции. Денежная политика состоит в изменении предложения с целью обеспечения роста производства конкурентоспособной продукции, занятости населения и стабилизации уровня цен. Иными словами, она вызывает увеличение денежного предложения во время спада производства для поощрения расходов, а во время инфляции, наоборот, уменьшает предложение для ограничения расходов. Поэтому эти цели реализуются денежно-кредитной политикой в совокупности с бюджетно- налоговой, валютной, внешнеторговой, структурной, инвестиционной, социальной и другими видами политики.

Рассмотрим теперь основные инструменты с помощью которых центральный банк проводит свою политику по отношению к коммерческим банкам. К ним относятся в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также некоторые меры, носящие жесткий административный характер:

Политика минимальных резервов.

В настоящее время минимальные резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком.
Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных
(депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.

Минимальные резервы выполняют две основные функции.

Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации.

Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране.
Посредством изменения норматива резервных средств центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в центральном банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резирвирования средств в центральном банке.
Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций.

Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.

Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.

В последние полтора-два десятилетия произошло уменьшение роли указанного метода кредитно-денжного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов.

Рефинансирование коммерческих банков.

Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило векселя).

Переучет векселей долгое время был одним из основных методов денежной политики центральных банков Западной Европы. Центральные банки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.

Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону (в Европе 0.5-2 процентных пункта). Центральный банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.

В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков.
Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.

Мы видим, что изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.

Также изменение официальной ставки центрального банка означает переход к новой денежной политике, что заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.

Недостатком использования рефинансирования при проведении денежно- кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в центральном банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность.

Помимо установления официальных ставок рефинансирования и редисконтирования центральный банк устанавливает процентную ставку по ломбардным кредитам, т.е. кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в качестве которого выступают обычно ценные бумаги. Следует учесть, что в залог могут быть приняты только те ценные бумаги, качество которых не вызывает сомнения. В практике зарубежных банков в качестве таких ценных бумаг используются обращающиеся государственные ценные бумаги, первоклассные торговые векселя и банковские акцепты (их стоимость должна быть выражена в национальной валюте, а срок погашения - не более трех месяцев), а также некоторые другие виды долговых обязательств, определяемые центральными банками.

Политика открытого рынка

Операции на открытом рынке - наиболее важное средство контроля денежного предложения. Термин "операции на открытом рынке" относится к покупке и продаже государственных облигаций коммерческим банкам и населению в целом. Этот механизм денежно-кредитного регулирования обладает преимуществом гибкости - государственные ценные бумаги можно продавать или покупать в больших или меньших количествах, и его воздействие на резервы банка осуществляется достаточно быстро. Кроме того, по сравнению с изменением резервных требований операции на открытом рынке воздействуют более тонко и опосредованно.

Политика открытого рынка представляет собой ориентированный на гибкое регулирование процентных ставок рыночный метод. Эта политика может гармонично сочетаться с набором "реальной" процентной ставки в качестве индикатора денежно-кредитной политики и успешно включаться в традиционные методы интервенции на денежном рынке со стороны центрального банка, который всегда выбирает для себя в качестве мишени интервенции процентную ставку.

Основным условием функционирования этого метода является наличие в стране рынка ценных бумаг, покупка и продажа которых позволяют центральному банку оказывать воздействие на денежный рынок и потенциальные возможности коммерческих банков в предоставлении кредитов клиентуре.
Регулирующая функция центрального банка состоит в том, что он по своей инициативе покупает или продает банкам второго уровня на выгодных для них условиях ценные бумаги, государственные облигации, коммерческие векселя и т.д. В случае продажи ценных бумаг поглощается свободный капитал денежного рынка, сокращается кредитоспособность банков и создается возможность кредитной рестрикции. И наоборот, при покупке ценных бумаг происходит прилив дополнительных ресурсов, расширяются кредитные возможности коммерческих банков, возникают благоприятные условия для кредитной экспансии. В обоих случаях колебания соотношений спроса и предложения на ссудные ресурсы улавливаются процентной ставкой денежного рынка, движение которой совпадает с направлением осуществляемой денежно-кредитной политики. Наиболее часто и эффективно этот метод применяется в странах с развитым рынком государственных ценных бумаг. При умелом использовании политика открытого рынка считается наиболее гибким и мощным инструментом денежно-кредитной политики развитых стран. Операции открытого рынка сегодня почти повсеместно превратились в доминирующий рычаг воздействия центрального банка на денежно-кредитную сферу.

По форме проведения рыночные операции центрального банка с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу. Обратная заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Так доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно-развитых стран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6%". Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный банк предлагает коммерчески банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных
(конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, "набегающие" по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.

Таким образом, операции на открытом рынке, как метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие
- это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.

3.2. Денежная политика в Республике Беларусь

Денежная политика, суть которой сводится к регулированию макроэкономики и контролю за денежной массой, находится в рамках общей экономической политики государства. В этой связи цели экономической политики государства становятся долгосрочными целями денежной политики, сутью которых является обеспечение:

• экономического роста и сведение безработицы к минимуму;

• стабильности цен и контроль над инфляцией;

• устойчивости национальной валюты и платежного баланса при росте его составляющих.

Таким образом, основополагающая цель денежной политики - помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции. Денежная политика состоит в изменении предложения с целью обеспечения роста производства конкурентоспособной продукции, занятости населения и стабилизации уровня цеп. Иными словами, она вызывает увеличение денежного предложения во время спада производства для поощрения расходов, а во время инфляции, наоборот, уменьшает предложение для ограничения расходов. Поэтому эти цели реализуются денежно-кредитной политикой в совокупности с бюджетно- налоговой, валютной, внешнеторговой, структурной, инвестиционной, социальной и другими видами политики. Задача достижения долгосрочных целей усложняется, так как она является прерогативой не одного Национального банка, а и Министерства экономики, Министерства финансов, Государственного налогового комитета, Комитета цен при Минэкономики, МИДа, министерств реального сектора экономики.

Начнем с наиболее общих положений, из которых необходимо исходить при разработке (или ретроспективной оценке) денежной политики.

Во-первых, важно иметь в виду, что стратегической целью белорусского государства является обеспечение социально-экономической стабильности в республике, проведение взвешенных реформ, направленных на повышение уровня жизни народа. Это означает, что денежноая политика должна разрабатываться и реализовываться таким образом, чтобы не допускать или, по крайней мере, обеспечивать максимальное смягчение возможных «шоков». Стремительный рост безработицы, «революционная ломка» производственных структур, сложившихся в течение десятилетий в рамках индустриального комплекса СССР и стран СЭВ, которая сопряжена с остановкой крупнейших предприятий и которую пережили или до сих пор переживают некоторые страны СНГ и Восточной Европы, не должны повториться в Беларуси.

Во-вторых, следует учитывать, что, несмотря на то, что основу производственного комплекса экономики республики составляют высококонцентрированные предприятия, относящиеся к сложным, довольно наукоемким отраслям обрабатывающей промышленности (машиностроение, металлообработка, химия и нефтехимия и др.), в целом технологическая структура сложилась в условиях «дешевизны» сырьевых, энергетических, трудовых, а также финансовых ресурсов. Модернизация такой структуры, которая является весьма инерционной, требует времени и значительных инвестиций. При этом ей соответствуют определенные ценовые соотношения, резкое изменение которых неизбежно приведет к шоковым потрясениям в укономике. С другой стороны, функционирование такой технологической структуры сопряжено с рядом других фундаментальных отношений в экономике и социальной сфере. Речь идет о системе перекрестного субсидирования, поддержании низких цен, не покрывающих издержек, на сельскохозяйственную продукцию, услуги жилищно-ком-мунального хозяйства и ряда других отраслей.
И с этой точки зрения «завышенный» уровень официального валютного курса является «составным элементом» сложившейся, искаженной по отношению к мировому уровню, структуры цен ресурсоемкого типа технологического базиса производства. Учитывая первую установку, все это означает, что денежно- кредитная и валютная политика, а также необходимые меры по перестройке системы социальной защиты населения, ценообразования и налогово-бюджетная политика должны осуществляться в комплексе и создавать условия для модернизации производства, достижения нормальных, по мировым меркам, ценовых соотношений на предметы конечного спроса, ресурсы и факторы производства.

Третья установка - общего характера, которая, тем не менее, непосредственно определяет возможные параметры, направления денежно- кредитной политики, результаты реализации ее мероприятий и заключается в том, что экономика Беларуси в целом отвечает критериям «малой открытой экономики» (МОЭ), или модели Манделла-Флемин-га. МОЭ тесно связана с внешним миром, но сама не в состоянии оказать ощутимого влияния на конъюнктуру мирового финансового рынка. При этом она характеризуется определенными закономерностями, которые нельзя не учитывать при проведении денежно-кредитной и валютной политики.

Не вдаваясь в подробное изложение теоретических основ модели МОЭ, отметим, что ее главные выводы сводятся к следующему:

1) динамика валютного курса тесно связана с относительной доходностью операций в национальной валюте, которая определяется разницей между реальными уровнями внутренней и мировой процентных ставок (r'- r, рис. I).
Поэтому все множество возможных состояний МОЭ можно отобразить линией а
(рис. 1);

[pic] r’ - внутренняя ставка процента; r - мировая ставка процента;

(d - темп девальвации национальной валюты

Рис.1.

Множество возможных состояний «малой открытой экономики»: точка 0 соответствует устойчивому равновесию (r' = r, курс национальной валюты стабилен); линия а -множество возможных состояний экономики (слева от точки 0 / > г, валютный курс растет, справа - r'< r, валютный курс снижается).

2) при заниженной (относительно мировой) внутренней ставке процента происходит девальвация национальной валюты, что должно привести к увеличению чистого экспорта и росту ВВП. Это вызывает повышение внутренней нормы процента, и теоретически экономика должна достигнуть устойчивого равновесия (точка 0 на рис. I)4.

Тем не менее в реальной действительности девальвация не обязательно
«автоматически» приводит к росту экспорта. Он может быть ощутимым только при наличии соответствующего экспортного потенциала. Но в любом случае важный вывод практического характера, следующий из модели Манделла-
Флеминга, заключается в том, что в условиях МОЭ для того, чтобы обеспечить укрепление национальной валюты, необходимо определенное ужесточение денежно-кредитной политики.

Важно учесть и другую группу установок, которые относятся к
«внутренним» и более частным функциям и аспектам политики Национального банка.

Во-первых, денежная политика должна обеспечивать формирование необходимых условий для достижения финансово-экономической стабильности
(т.е. приемлемых темпов роста цен и девальвации) и защиту от инфляции денежных активов в национальной валюте. Это означает, что уровень денежного предложения, который определяется политикой Нацбанка, должен возрастать умеренными темпами, а процентные ставки но операциям в национальной валюте - обеспечивать нормальный уровень «цены денег»; по крайней мере, их значение должно быть не ниже темпа инфляции.

Во-вторых, следует обеспечить падежность функционирования и достаточный уровень ликвидности банковской системы в целом и каждого банка в отдельности. Это вытекает из специфики деятельности банков, которые работают с денежными средствами предприятий и граждан и должны обеспечивать их эффективное и безопасное размещение. Как правило, размер собственных средств не превышает 15% от всей суммы ресурсов, с которыми работают банки.

В середине 1999 г. Национальным банком была создана рабочая группа, в состав которой вошли специалисты заинтересованных министерств, ученые по разработке Концепции валютной и денежно-кредитной политики на 1999-2000 гг. Данная концепция неоднократно обсуждалась в правительстве, с руководителями предприятий реального сектора и банков, затем дорабатывалась и в сентябре 1999 г. одобрена Президиумом Совета Министров и Правлением Национального банка Республики Беларусь.

При разработке Концепции авторы ставили на 2000 г. следующие задачи:

• обеспечить внутреннюю конвертируемость белорусского рубля и доступность валютных ресурсов, что подразумевает свободный обмен национальной и иностранной валюты по единому курсу;

• создать предпосылки для стабилизации инфляционной ситуации и, на этой основе, повышения реальных доходов населения;

• обеспечить поддержку экспортеров и наращивание экспорта продукции, что является важнейшей предпосылкой для увеличения валютных поступлений в республику, достижения устойчивого экономического роста.

Особое внимание разработчики Концепции уделили варианту политики
«валютного управления», который применяется во многих странах с переходной экономикой, в частности в Прибалтийских государствах. Данный вариант предполагает:

• жесткую фиксацию курса национальной валюты к одной из твердых валют;

• осуществление денежной эмиссии исключительно путем покупки иностранной валюты. При этом операции Национального банка по покупке и продаже валюты должны осуществляться строго на рыночной основе. В частности, при превышении спроса на валюту над предложением Национальный банк будет вынужден продавать валюту, тем самым сжимая рублевую денежную массу;

• полный отказ от финансирования бюджетного дефицита как через предоставление прямых кредитов Национального банка, так и путем покупки ценных бумаг Правительства по «фиксированной» процентной ставке
(заложенный в проекте бюджета на 2002 год дефицит в размере 344, 7 млрд. рублей продолжит провоцирование инфляции) ;

• резкое сокращение возможностей Национального банка но поддержанию ликвидности банковской системы, а также практически полный отказ от активной процентной политики (норма процента формируется под влиянием рыночных сил).

Кроме того, данный вариант привлекателен для многих стран с переходной экономикой еще и тем, что он обеспечивает максимальную транспарентность, простоту и стабильность механизмов денежно-кредитного и валютного регулирования, а также существенно повышает вероятность достижения соглашения с МВФ и получения его кредитов.

В 2000 году Национальным банком были разработаны Основные направления денежно-кредитной политики на 2000 г. Они согласованы с другими программными документами, определяющими социально-экономическую политику на текущий год, и содержат конкретные параметры и мероприятия денежно- кредитною и валютного регулирования, к которым относятся:

• проведение жесткой денежно-кредитной политики, предусматривающей осуществление ограниченной кредитной эмиссии, которая в полном объеме будет направляться на финансирование дефицита государственного бюджета;

• достижение положительного уровня процентных ставок по рублевым операциям в реальном выражении;

• ликвидация «множественности» обменных курсов белорусского рубля путем сближения его рыночных котировок и последующего перехода к «единому» валютному курсу (ориентировочно в III квартале 2000 г.), достижение
«прозрачности» валютного рынка;

• наращивание золотовалютных резервов государства;

• совершенствование системы регулирования ликвидности банков, а также развитие платежной системы, освоение передовых банковских технологий и повышение надежности банков.

Заключение.

В настоящее время денежно-кредитная сфера Республики Беларусь переживает не лучшие времена. Какие проблемы тормозят экономическое развитие Беларуси?

Главная из них, из которой проистекают все другие, - крайне низкая эффективность экономики, вызванная отказом от кардинальных рыночных преобразований. Подтверждением этого является факт увеличения доли убыточных предприятий до 40% от общего числа функционирующих. А с учетом наличия около трери низкорентабельных предприятий (в условиях среднемесячной инфляции в 3%) доля реально убыточных хозяйств превысила критическую величину, приближается к 70%. Средний уровень рентабельности прибыльного сектора снизился до 10%. Очевидно, экономика не распологает источниками для инвестиций.

За 2000 год прирост ВВП на 5,8% был обеспечен ростом задолженности экономики перед коммерческими банками страны в 3,3 раза. За восемь месяцев нынешнего года при росте ВВП на 3% долги экономики белорусским банкам приросли еще на 46% и составили на 1 сентября 2001 года 2,2 трлн. руб.

На начало 2001 года внешние долги белорусских предприятий превышали

1 трлн. руб. или около 1 млрд. долларов. Нашим предприятиям должны были около 350 млрд. руб. На долю России приходилось около 65% и 40% долгов соответственно. Белорусские предприятия имеют также проблемы с погашением внешних кредитов.

Прирост потребительских цен в 2000 году составил 108%, в текущем превысит 50%, в то время как в странах Балтии – менее 3%, Польши 10% ,
России – 20%. Рост цен в 3-5% в год считается оптимальным. Рост цен свыше
25% в год делает экономику неустойчивой, влечет за собой утрату оборотного капитала, отток инвестиционного капитала из страны обесценивает денежные сбережения и накопления.

Выход из сложившейся ситуации – это смена методов регулирования денежной политики, решение экономических проблем без инфляционного
«печатного станка», осуществление денежной эмиссии только путем покупки иностранной валюты.

Список использованной литературы:

1. Макконелл Кемпбелл Р., Брю Стенли Л., “Экономикс” – М,

“Республика”, 1992 год.

2. Чепурин М.Н., Киселева Е.А., “Курс экономической теории” – Киров,

“АСА”, 1997 год.

3. Сенчагов В., “Денежная масса и факторы ее формирования” // Вопросы

Экономики – 1997 г. – №10 – с. 29-31, 40.

4. Долан Э. Дж. и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Пер. с англ. В. Лукашевича и др. - С.- Пб.: АОЗТ "Санкт-

Петербург оркестр", 1994.

5. Богданкевич С.А. На путях выхода республики Беларусь из экономического кризиса //Фiнансы.Улiк.Аудыт.-1994.- N5.- С. 20-24.

6. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Макроэкономика / Пер. с англ. В.

Лукашевича и др. -С.-Пб.: АОЗТ "Санкт-Петербург оркестр", 1994.

-----------------------
МV = PQ



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.