Осуществление
безналичного расчета представляет собой отдельную группу банковских операций
наряду с активными, пассивными и забалансовыми операциями.
Существуют
следующие формы безналичного расчета между предприятиями:
а) зачет взаимной
задолженности, минуя банки;
б) если
предприятия - клиенты одного и того же банка, то в рамках операционного отдела
(отдела депозитных и кассовых операций) кредитуется счет одного и дебетуется
счет другого клиента;
в) если они -
клиенты разных банков, имеющих между собой корреспондентские отношения,
открытые на основе межбанковских соглашений, то банками-корреспондентами
осуществляется зачет взаимных требований. Банки заключают между собой
соглашение, по которому каждый из них выполняет поручения другого по платежам.
С этой целью они депонируют друг у друга денежные суммы на свои расчетные счета
с последующим взаимным урегулированием их сальдо;
г) если они -
клиенты разных банков, не имеющих между собой корреспондентских отношений, то
расчет осуществляется посредством банковского клиринга через расчетную
(клиринговую) палату (или расчетно-кассовый центр Центробанка), где открыты
расчетные счета коммерческих банков.
Известны
следующие основные способы безналичного расчета:
- посредством
векселя;
- перечисление;
- списание;
- открытие
аккредитива;
- чековый оборот.
Наиболее
распространенным способом передачи права собственности на часть средств,
находящихся на расчетном (текущем) счету в банке в промышленно развитых странах
является использования чеков.
Упрощенно схема чекового
клиринга может быть представлена в следующем виде.
Пусть X – клиент
банка А расплачивается чеком с У – клиентом банка Б. У передает чек в банк Б,
где увеличивается его текущий (расчетный) счет. Затем осуществляется пересылка
чека из банка Б в расчетно-кассовый центр Центробанка (или специально созданную
клиринговую палату). Там увеличивается текущий счет банка Б и уменьшается
текущий счет банка А. В банк Б высылается уведомление об увеличении его
текущего счета и уведомление в банк А о сокращении его счета. Банк А сокращает
свои активы, а по пассивам расчетный счет клиента Х. Банк Б увеличивает свои
активы, а по пассивам расчетный счет клиента У.
Норма
обязательных резервов – устанавливаемый минимальный процент депозитных
обязательств, которые коммерческий банк должен держать в центральном банке.
Такой остаток средств на расчетном счете коммерческого банка в центробанке не
может быть использован им для осуществления активных операций. Норма
обязательных резервов дифференцирована по различным видам вкладов.
Главной целью
установления обязательных резервов является ограничение ликвидности коммерческих
банков и предотвращение чрезмерной эмиссии кредитных денег. Одновременно
Центробанк создает резерв ликвидности для каждого коммерческого банка, который
может быть задействован в трудной финансовой ситуации с разрешения Центробанка.
Обязательные резервы, по которым не начисляются проценты, являются также
источником потенциальной прибыли Центробанка.
Проанализируем
влияние нормы обязательных резервов на создание кредитных денег. Для упрощения
предположим, что величина обязательных резервов неизменна и одинакова для всех
возможных форм банковских депозитов, а избыточные резервы (разница между
фактическими и обязательными резервами) полностью используются на
предоставление кредитов.
Пусть
первоначально привлеченный депозит в банке А составил 2000 денежных единиц. При
норме обязательных резервов R=0,1 (R – доля обязательных резервов в общей сумме
банковских депозитов) избыточные банковские резервы, в рамках которых банк
может предоставлять кредиты, составят 1800 д.е.
Банк А за счет
избыточных резервов выделяет кредит своему клиенту Х, который заключает сделку
с клиентом У банка Б. В оплату за полученную продукцию средства на величину
выданного кредита переходят с расчетного счета Х на расчетный счет У. У банка Б
возрастают фактические резервы. В рамках своих возросших избыточных резервов он
предоставляет кредит своему клиенту Z, который заключает сделку с F, клиентом
банка В и т.п.
Потенциальный рост
кредитной массы может быть представлен в виде формулы:
где
– сумма возможных кредитов
(максимальное увеличение денег на текущих или расчетных счетах),
R – норма обязательных резервов;
E – первоначальный избыточный резерв в
банке А.
Для нашего примера величина составит:
Величина,
обратно пропорциональная норме обязательных резервов, называется депозитным
множителем (мультипликатором текущих счетов)
В зависимости
от уровня нормы обязательных резервов депозитный множитель определяет величину
расширения кредитной массы со стороны коммерческих банков. Понижение нормы
обязательных резервов означает увеличение депозитного множителя, что показывает
расширение кредитных возможностей банков. Увеличение же нормы обязательных
резервов снижает депозитный множитель и тем самым ограничивает кредитные
возможности банков.
На практике
фактические изменения кредитной массы не совпадают с потенциально возможными,
поскольку существуют различного рода ограничения многодепозитного расширения.
В их числе можно назвать следующие:
1. Часть
избыточных резервов может быть не предоставлена в кредит коммерческими банками
(например, вследствие недостаточного инвестиционного спроса).
2. Кредит может
быть выдан наличными банкнотами.
3. Кредит может
быть выдан и погашен в сверхкраткий срок.
Однако даже с
учетом всех этих ограничений всегда в развитой банковской системе наблюдаются
между коммерческими банками потоки избыточных резервов, что обусловливает
эмиссию кредитных денег.
Логика
денежно-кредитной политики заключается в том, что применение основных методов
денежно-кредитного регулирования приводит к изменению величины избыточных
резервов коммерческих банков, что изменяет размеры предложения кредита. В
результате изменяются процентные ставки, по которым выдают кредиты, изменяется
объем инвестирования и реальный объем производства.
Можно выделить
следующие виды денежно-кредитной политики:
- политика
дешевых денег,
осуществляемая с целью ограничения спада и выхода экономики из депрессии;
- политика
дорогих денег, осуществляемая с целью ограничения инфляционного подъема в
условиях высокой конъюнктуры.
Механизм
реализации политики дешевых денег следующий. Центробанк осуществляет расширенную покупку
ценных денег, снижает учетную ставку процента по централизованным кредитам, в
случае необходимости снижает норму обязательных резервов. Стимулируя спрос на
ценные бумаги, Центробанк искусственно стимулирует рост их курса и снижение
доходности, поэтому банки охотно продают их. В результате покупки Центробанком
ценных бумаг увеличиваются текущие счета коммерческих банков, возрастает объем
избыточных резервов. При прежнем спросе на кредиты снижается процентная ставка.
Снижение учетной ставки процента стимулирует коммерческие банки брать централизованные
кредиты. Отчисления в обязательные резервы от привлеченных централизованных
кредитов не делаются. Поэтому прирост фактических резервов коммерческих банков
совпадает с приростом их избыточных резервов, а потенциально возможная
максимальная сумма возрастания денежной массы совпадает с потенциально
возможной суммой выданных кредитов коммерческими банками. Снижение нормы
обязательных резервов непосредственно увеличивает не только объем избыточных
резервов, но и значение депозитного мультипликатора.
Механизм
политики дорогих денег заключается в противоположном применении основных методов
денежно-кредитного регулирования. Центробанк осуществляет расширенную продажу
ценных бумаг, повышает учетную ставку процента по централизованным кредитам. В
случае необходимости повышает норму обязательных резервов. Расширение продаж
ценных стимулирует снижение их курса и повышение их доходности. Банки охотно
скупают их. В результате сокращаются их текущие счета в Центробанке. При
прежнем спросе на кредиты увеличивается процентная ставка. Возросшая учетная
ставка процента по централизованным кредитам сокращает спрос на них и
ограничивает спекуляцию ценными бумагами коммерческих банков (использование
кредитов Центробанка на покупку ценных бумаг с последующей их перепродажей по
возросшему курсу или погашением по номиналу с получением фиксированного
процента). Рост нормы обязательных резервов непосредственно сокращает
избыточные резервы коммерческих банков и значение депозитного мультипликатора.
Реализация
денежно-кредитной политики сталкивается с рядом проблем:
1.
Существование временного разрыва между осуществлением денежно-кредитной политики и ее
эффектами, в течение которого может диаметрально измениться экономическая
ситуация в стране.
2. Асимметрия
в принятии решений Центробанком и другими экономическими субъектами. Например, Центробанк проводит
политику дешевых денег. Но коммерческие банки могут не стремиться к увеличению
своих избыточных резервов или расширению предложения кредитов. Также
предприниматели и домашние хозяйства могут не предъявлять большой спрос на
кредиты вследствие влияния каких-либо неденежных факторов.
3.
Малоэффективность денежно-кредитной политики в случае, если спрос на деньги
высокоэластичен, а спрос на инвестиции малоэластичен по процентной ставке. Тогда
изменение денежного предложения приведет к значительному изменению величины
спроса на деньги и незначительному изменению объема инвестиций.
4. Эффект
обратной связи. Изменение объемов национального производства вследствие реализации
денежно-кредитной политики приводит к обратному изменению спроса на деньги и
процентной ставки, что снижает эффективность денежно-кредитной политики.
Например, вследствие реализации политики дешевых денег произошел рост ВНП.
Тогда растет спрос на деньги для заключения сделок и тем самым общий спрос на
деньги. В результате увеличивается процентная ставка, и снижается эффективность
реализации политики дешевых денег.
5. Изменение
скорости обращения денег. Если скорость обращения денег изменяется обратно
пропорционально предложению денег, то это отрицательно сказывается на
эффективности денежно-кредитной политики. Например, вследствие осуществления
политики дешевых денег снизилась процентная ставка. Снижение процентной ставки
приводит к увеличению спроса на деньги как форму владения активами.
Использование денег в качестве формы хранения активов означает, что такие
деньги не включаются в поток доходы-расходы, а их скорость обращения равна
нулю. Тогда снижается скорость обращения всей денежной массы, что обусловливает
снижение совокупных расходов и сжатие объемов национального производства.
Реализация
денежно-кредитной политики ставит перед Центробанком проблему выбора
(дилемма целей): поддерживать стабильность процентной ставки или же
размеров денежной массы при наличии их обратной взаимозависимости.
Если
стабилизировать колебания процентной ставки, то при изменении ВНП необходимо
изменять размеры денежной массы, что может усиливать конъюнктурные колебания.
Например, рост ВНП приводит к расширению спроса на деньги для заключения сделок,
что обусловливает увеличение процентной ставки при фиксированном предложении
денег. Для ее стабильности необходимо расширить предложение денег. Это, в свою
очередь, может способствовать развитию инфляционного перегрева в экономике.
Если стабилизировать размеры денежной массы, то при измерении ВНП возможны
колебания процентной ставки, что может негативно влиять на экономический рост.
Например, возрастание ВНП приводит к расширению спроса на деньги для заключения
сделок, что обусловливает увеличение процентной ставки при фиксированном
предложении денег. Это, в свою очередь, ограничивает инвестиции и темпы
экономического роста.
На практике
центробанк стремится не допускать ни резких колебаний процентной ставки, ни
размеров денежной массы. При планировании денежной эмиссии учитывается:
- оценка денежной
массы в обращении в текущем периоде;
- прогнозируемый
прирост ВНП;
- прогнозируемые
темпы инфляции;
- прогнозируемое
изменение скорости обращения денег.
Если возможно
достаточно точно прогнозировать темпы инфляции и изменение скорости обращения
денег, то центробанк придерживается монетарного правила: денежное
предложение должно возрастать в соответствии с прогнозируемым приростом ВНП (так
называемыми естественными нормальными темпами экономического роста примерно
3-5% в год). При прогнозе инфляции учитывается самый оптимистический вариант.
Ориентация на самые низкие прогнозируемые темпы инфляции позволяет ограничить
усиление инфляции и в то же время предотвращает движение к спаду.
Сложность процесса реализации денежно-кредитной политики, его результатов
и проблем обусловило различное отношение альтернативных экономических
направлений к целесообразности и эффективности ее использования в качестве
стабилизационного средства.
Монетаристы считают денежно-кредитную политику мощным средством воздействия
на динамику экономического развития. Такая оценка отражает
соответствующие характеристики эластичности спроса на деньги и инвестиции по
процентной ставки. С их точки зрения, спрос на деньги малоэластичен, а спрос на
инвестиции высокоэластичен по процентной ставке. Такие характеристики
проистекают из классической концепции макроравновесия. Незначительное изменение
размеров предложения денег способно вызвать сильные колебания процентной
ставки, приводящие к большим изменениям величены спроса на инвестиции. По
мнению монетаристов, величина спроса на деньги в целом предопределяется
величиной спроса на деньги для заключения сделок, которая, в свою очередь,
напрямую зависит от величины номинальных макроэкономических показателей объемов
национального производства. Такое утверждение означает, что скорость обращения
денег является относительно стабильной, а ее изменения предсказуемы и зависят
от технических факторов обращения денежной массы (например, внедрение новых
средств платежа в безналичном расчете).
Считая денежно-кредитную политику мощным средством воздействия на
экономические процессы, монетаристы рекомендуют воздерживаться от ее
применения в качестве стабилизационного средства. Такая
рекомендация объясняется наличием временного разрыва между осуществлением
денежно-кредитной политики и наступлением ее эффектов, затруднениями дать
точный экономический прогноз экономическим процессам. На практике
монетаристы советуют Центробанку ограничится соблюдением монетарного правила,
считая излишними даже его усилия по стабилизации колебаний процентной ставки,
вызванными развитием конъюнктурного цикла. Например, если количество денег в
обращении превысило величину соответствующую номинальному ВНП, то излишек денег
для заключения сделок будет стимулировать расширение спроса. Расширение спроса
в краткосрочном периоде будет приводить к росту цен и тем самым к возрастанию
номинальной величины ВНП. Это обусловит увеличение спроса на деньги для
заключения сделок и восстановление равновесия между спросом и предложением
денег. Вышеизложенное позволяет понять, почему монетаристы выступают также
против использования и фискальной политики в качестве стабилизационного
средства. Создание бюджетного дефицита с целью стимулирования совокупных
расходов в период спада может привести к резкому возрастанию процентной ставки,
если он финансируется за счет кредитов коммерческих банков. Это может вызвать
падение объемов частных инвестиций в такой степени, что произойдет не
расширение совокупных расходов (вследствие роста государственных) , а их сжатие
(вследствие эффекта вытеснения частных инвестиций). Если же стимулировать
совокупные доходы за счет дополнительной эмиссии денег, то это осуществляется
благодаря расширению денежного предложения, а не в следствие фискальной
политики.
Кейнсианцы считают денежно-кредитную политику малоэффективным стабилизационным
средством по сравнению с фискальной политикой. По их мнению,
спрос на деньги высокоэластичен, а на инвестиции малоэластичен по процентной
ставке.
Значительное изменение размеров предложения денег приводит к
незначительному изменению процентной ставки и объема инвестиций.
Другим фактором, ограничивающим эффективность денежно-кредитной политики,
выступает, по их мнению, отсутствие стабильности и прогнозируемости скорости
обращения денег. Изменчивость скорости обращения денег отражает
неустойчивость соотношения между долями денег для заключения сделок и денег,
используемых в качестве хранения активов, в общей денежной массе. Увеличение доли
денег, используемых в качестве хранения активов, снижает скорость обращения
всей денежной массы, поскольку их скорость обращения равна нулю. Величина
фактических (ех роst) совокупных расходов тождественна
произведению величены предложения денег на их скорость обращения. Поэтому
снижение скорости обращения денег может трактоваться как сжатие фактических
совокупных расходов, приводящих к падению объемов национального производства.
Колебания размеров предложения денег предопределяет изменение их скорости
обращения, т.к. изменяется величина процентной ставки. Например, расширение
предложения денег приводит к падению процентной ставки, что стимулирует рост
спроса на деньги, используемые в качестве хранения активов. Сокращается
скорость обращения всей денежной массы и снижаются совокупные расходы.
Таким образом, можно сделать вывод, что величина скорости обращения
денег изменяется прямо пропорционально изменению величины процентной ставки и
обратно пропорционально предложению денег. Эффект изменения размеров
предложения денег может быть нейтрализован обратными изменениями скорости
обращения денег.
Кейнсианская трактовка эффективности денежно-кредитной политики объясняет
незначительный эффект вытеснения частных инвестиций в случае финансирования
бюджетного дефицита посредством банковских кредитов. Этот эффект
может быть компенсирован соответствующим расширением денежного предложения,
которое позволило бы поддержать процентную ставку на прежнем уровне. Кейнсианцы
считают, что финансирование дефицита за счет дополнительной денежной эмиссии –
это более стимулирующее средство чем финансирование посредствам займов.
Кейнсианцы критично относятся к осуществлению монетарного правила. Они
полагают, что ежегодное увеличение денежной массы в обращении может
коррелироваться с обратными изменениями скорости обращения денег, что
провоцирует экономическую нестабильность. С другой стороны, наряду с
реализацией монетарного правила в экономической системе действуют и другие
факторы (например, ожидания предпринимателей), которые могут либо ослаблять,
либо усиливать эффект прироста денежной массы. На практике кейнсианцы
рекомендуют Центробанку не отказываться от мероприятий, направленных на
поддержание стабильности процентной ставки.
Заключение
Обобщенно деньги
можно определить как различного рода средства обмена и платежа, использование в
оплате которых неограниченно как когда покупается какой-либо товар или услуга,
так и тогда, когда урегулируется какое-либо финансовое обязательство
относительно кредитора, банка, бюджета и т.д.
С точки зрения
ликвидности денег структура денежной массы отражает различные группы денег
(денежные агрегаты). В статистике промышленно развитых стран используются
следующие градации агрегирования:
М0, М1, М2, М3;
Финансовый рынок — это рынок,
ориентированный на аккумуляцию (накопление) и мобилизацию (размещение)
денежного капитала и осуществление обменных денежных операций. Он разделяется
на денежный рынок и рынок капиталов.
Сегментами рынка капиталов выступают рынок ценных бумаг и рынок средне и
долгосрочных кредитов. Сегментами денежного рынка являются учетный (открытый),
межбанковский и валютный рынки.
Экономические субъекты, предъявляющие спрос на деньги, руководствуются в
основном следующими мотивами: необходимость заключения сделок (трансакционный
спрос), стремление обезопасить себя в будущем от возможных неожиданных
расходов (мотив предусмотрительности), стремление сохранять часть своих
активов в наличной форме (спрос на деньги как форму владения активами,
спекулятивный спрос). Величина спроса на деньги для заключения сделок
зависит от стоимости
Логика
денежно-кредитной политики заключается в том, что применение основных методов
денежно-кредитного регулирования приводит к изменению величины избыточных
резервов коммерческих банков, что изменяет размеры предложения кредита. В
результате изменяются процентные ставки, по которым выдают кредиты, изменяется
объем инвестирования и реальный объем производства.
Можно выделить
следующие виды денежно-кредитной политики:
- политика
дешевых денег,
осуществляемая с целью ограничения спада и выхода экономики из депрессии;
- политика
дорогих денег, осуществляемая с целью ограничения инфляционного подъема в
условиях высокой конъюнктуры.
Реализация
денежно-кредитной политики ставит перед Центробанком проблему выбора
(дилемма целей): поддерживать стабильность процентной ставки или же
размеров денежной массы при наличии их обратной взаимозависимости
Монетаристы считают денежно-кредитную политику мощным средством воздействия
на динамику экономического развития.Считая денежно-кредитную политику мощным
средством воздействия на экономические процессы, монетаристы рекомендуют
воздерживаться от ее применения в качестве стабилизационного средства
Кейнсианцы считают денежно-кредитную политику малоэффективным стабилизационным
средством по сравнению с фискальной политикой.
Список
используемой литературы
1.
Экономическая
теория. Учебное пособие. Медведев И.П. Белгород: НИиРИО БЮИ МВД РФ,1998.
2.
Экономическая
теория: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. / Под ред. В.Д.Камаева. - 6-е
изд. - М., ВЛАДОС, 2001.
3.
Экономика.
Учебник. /Под ред. Булатова А.С. М.: БЕК, 2001.
4.
Песель
М.А. Заем, кредит, деньги. // Деньги и кредит, 2005, № 4.
5.
Лунтовский
Г.И. Проблемы денежно-кредитной системы. // Деньги и кредит, 2005, № 3.
6.
Васильева
В.Д. Проблемы развития банковской системы России. // Деньги и кредит, 2005, №
5.
7.
Глазьев
С. Критические замечания по фундаментальным вопросам денежной политики. //
Вопросы экономики, 2005, № 2.
Страницы: 1, 2, 3
|