Понижение
нормы денежных резервов приведет к увеличению денежного мультипликатора,
а следовательно, увеличит объем той денежной массы, которую может
поддерживать некоторое количество резервов. Если Центральный банк
увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению
избыточных резервов банков и к мультипликационному уменьшению денежного
предложения. Этот процесс происходит очень быстро. Ибо, как только
подписывается решение об увеличении резервных норм, каждый банк
сразу же обнаруживает недостаточность своих резервов. Он срочно продаст часть
своих ценных бумаг и потребует возвращения ссуд.
Этот инструмент
монетарной политики является наиболее мощным, поскольку он затрагивает
основы всей банковской системы. Он является настолько мощным, что в
действительности его применяют раз в несколько лет, а не каждый день,
как в случае с операциями на открытом рынке.
3.2. РЕФИНАНСИРОВАНИЕ
КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
Термин
"рефинансирование" означает получение денежных средств
кредитными учреждениями от Центрального банка.
Центральный
банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также
переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило,
векселя).
Переучет
векселей долгое время был одним из основных методов денежно-кредитной политики
Центральных банков Западной Европы, которые предъявляли определенные
требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась
надежность долгового обязательства.
Векселя
переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также
официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки
по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в
меньшую сторону (в Европе 0,5-2,0 процентных пункта). Центральный
банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем
коммерческий банк.
В случае
повышения Центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки
будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом
(удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым
заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо
влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее
является главной целью данного метода денежно-кредитной политики
Центрального банка. Например, повышение официальной учетной ставки в период
усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям
коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку
происходит удорожание кредита, и наоборот.
Мы
видим, что изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на
кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности
коммерческих банков получить кредит в Центральном банке влияет на
ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки
означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для
клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным
кредитным операциям.
Также
изменение официальной ставки Центрального банка означает переход к новой
денежно-кредитной политике, что заставляет коммерческие банки вносить
необходимые коррективы в свою деятельность.
Недостатком
использования рефинансирования при проведении денежно-кредитной политики
является то, что этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если
рефинансирование используется мало или осуществляется не в Центральном банке,
то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность.
Помимо
установления официальных ставок рефинансирования и редисконтирования
Центральный банк устанавливает процентную ставку по ломбардным кредитам, т.е.
кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в качестве которого выступают
обычно ценные бумаги. Следует учесть, что в залог могут быть приняты
только те ценные бумаги, качество которых не вызывает сомнения. В
практике зарубежных банков в качестве таких ценных бумаг
используются обращающиеся государственные ценные бумаги, первоклассные
торговые векселя и банковские акцепты (их стоимость должна быть
выражена в национальной валюте, а срок погашения - не более трех месяцев),
а также некоторые другие виды долговых обязательств, определяемые
Центральными банками.
Центральный
банк проводит политику учетной ставки (которую еще называют иногда
дисконтной политикой), выступая в роли "заимодателя в последней
инстанции". Он представляет ссуды наиболее устойчивым в финансовом
отношении банкам, испытывающим временные трудности. Федеральная резервная
система (ФРС) США иногда осуществляет долгосрочное кредитование на особых
условиях. Это могут быть ссуды мелким банкам для удовлетворения
их сезонных потребностей в денежных средствах. Иногда также ссуды
предоставляются банкам, оказавшимся в сложном финансовом положении и
нуждающимся в помощи для приведения в порядок своего баланса.
Когда
банк берет ссуду, он переводит ФРС выписанное на себя долговое
обязательство, обычно обеспеченное государственными ценными бумагами.
При возвращении ссуды ФРС взыскивает процентные платежи, размер
которых определяется процентной ставкой.
Давая ссуду, ФРС
увеличивает резервы коммерческого банка, причем для ее поддержания не нужны
обязательные резервы, т.е. вся ссуда увеличивает избыточные резервы
банка, его способность к кредитованию.
Если
ФРС уменьшает учетную ставку, то это поощряет банки к
приобретению дополнительных резервов путем заимствования у ФРС. В этом
случае можно ожидать увеличения денежной массы. Напротив, повышение
учетной ставки соответствует стремлению руководящих кредитно-денежных
учреждений ограничить предложение денег.
Изменив
учетную ставку, можно лишь ожидать соответствующих действий банков. Нельзя
заставить банки взять кредит на сумму, необходимую государству. В своей
дисконтной политике Центральный банк может играть лишь пассивную роль.
Только в операциях на открытом рынке Центральный банк может играть
активную роль. Но никогда не стоит недооценивать роль учетной ставки:
изменяя ее, Центральный банк имеет большую силу для того, чтобы
оказать ограничивающее влияние на банки. И все же по эффективности
применения политика учетной ставки стоит после операций на открытом рынке.
3.3. ОПЕРАЦИИ НА
ОТКРЫТОМ РЫНКЕ
Постепенно
два вышеописанных метода денежно-кредитного регулирования
(рефинансирование и обязательное резервирование) утратили свое
первостепенное по важности значение, и главным инструментом
денежно-кредитной политики стали интервенции Центрального банка,
получившие название операций на открытом рынке.
Этот
метод заключается в том, что Центральный банк осуществляет
операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе. Приобретение
ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних,
соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот, Центральные
банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного
регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.
Операции
на открытом рынке впервые стали активно применяться в США, Канаде и
Великобритании в связи с наличием в этих странах развитого рынка
ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования получил всеобщее
применение и в Западной Европе.
По
форме проведения рыночные операции Центрального банка с ценными бумагами
могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой
обычную покупку или продажу. Обратная заключается в купле-продаже
ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по
заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более
мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту
регулирования. Так доля обратных операций Центральных банков ведущих
промышленно-развитых стран на открытом рынке достигает от 82 до
99,6%". Если разобраться, то можно увидеть, что по своей
сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг.
Центральный банк предлагает коммерчески банкам продать ему ценные бумаги
на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с
обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем
процентные платежи, "набегающие" по данным ценным бумагам в
период их нахождения в собственности Центрального банка, будут
принадлежать коммерческим банкам.
Таким
образом, операции на открытом рынке, как метод денежно-кредитного
регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих.
Главное отличие - это использование более гибкого регулирования,
поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом
процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с
направлением политики Центрального банка. Коммерческие банки,
учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за
своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.
3.4. НЕКОТОРЫЕ ПРОЧИЕ МЕТОДЫ
РЕГУЛИРОВАНИЯ
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
Наряду с экономическими методами, посредством которых
Центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им
могут использоваться в этой области и административные
методы
воздействия. К ним относится, например, использование количественных
кредитных ограничений.
Этот
метод кредитного регулирования представляет собой количественное
ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше
методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом
воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения
приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое
положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим
традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние
фирмы оказываются главными жертвами данной политики.
Нужно отметить,
что добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской
деятельности и умеренного роста денежной массы, государство
способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных
ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых
странах вообще отменён.
Также
Центральный банк может различные нормативы (коэффициенты), которые
коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним
относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка,
нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера
риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы.
Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими
банками. Также Центральный банк может устанавливать
необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые
коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне.
При нарушении
коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения
банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет
к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов Центральный банк
может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия,
вплоть до ликвидации банков.
Очевидно,
что использование административного воздействия со стороны Центрального банка
по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера,
а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.
Кроме
трех основных вышеприведенных инструментов денежной политики, государство
также иногда использует второстепенное селективное регулирование,
которое касается фондовой биржи, потребительского кредита и увещеваний.
Дабы
избежать излишней спекуляции на фондовой бирже, государство
устанавливает предписываемую законом «маржу», т.е. процент от
продажной цены ценной бумаги, который должен быть оплачен при
покупке либо наличными либо ценными бумагами, в то время как на другую часть
может быть выписана долговая расписка. Маржу повышают при желании ограничить
спекулятивную скупку акций и понижают при желании оживить фондовый рынок.
Если
государство хочет не допустить увеличения денежной массы, то оно может
всеми возможными средствами отбивать желание брать потребительский кредит:
повысит ставку процента по нему или предпишет делать беспроцентный
вклад в Центральный банк при покупке кредитной карточки.
Государство
в лице Центрального банка может влиять на банки путем словесного
убеждения. Могут быть политические заявления, общие решения, просто призывы
к тому или иному действию.
4. ПОЛИТИКА
ДЕШЕВЫХ И ДОРОГИХ ДЕНЕГ
Пусть экономика столкнулась с
безработицей и со снижением цен. Следовательно, необходимо увеличить
предложение денег. Для достижения данной цели применяют политику дешевых
денег, которая заключается в следующих мерах.
Во-первых,
Центральный банк должен совершить покупку ценных бумаг на открытом рынке у
населения и у коммерческих банков. Во-вторых, необходимо провести
понижение учетной ставки, в-третьих, нужно внести изменения в
законодательство , связанные с уменьшением резервной нормы. В
результате проведенных мер увеличатся избыточные резервы системы
коммерческих банков. Так как избыточные резервы являются основой
увеличения денежного предложения коммерческим банкам путем
кредитования , то можно ожидать , что предложение денег в стране
возрастет. Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку,
вызывая рост инвестиций и увеличение валового национального продукта.
Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать
кредит дешевым и легкодоступным с тем , чтобы увеличить объем совокупных
расходов и занятость.
В
ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что
порождает инфляционные процессы, Центральный банк должен попытаться понизить
общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Чтобы
решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих
банков. Это осуществляется следующим образом.
Центральный
банк должен продавать государственные облигации на открытом рынке
для того, чтобы урезать резервы коммерческих банков. Затем
необходимо увеличить резервную норму, что автоматически
освобождает коммерческие банки от избыточных резервов. Третья мера
заключается в поднятии учетной ставки для снижения интереса коммерческих
банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у Центрального
банка. Приведенную выше систему мер называют политикой дорогих денег. В
результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы слишком малы ,
чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме , то есть их
текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы
выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах,
банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от
выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого
денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента,
а рост процентной ставки сократит инвестиции , уменьшая овокупные
расходы и ограничивая инфляцию. Цель этой политики заключается в ограничении
предложения денег, то есть снижения доступности кредита и увеличения его
издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Первоочередной
задачей государственного сектора является стабилизация экономики. Необходимо
обеспечение экономического роста, борьба с инфляцией. Государство этим
занимается, проводя фискальную и денежно -кредитную политику. Целью
денежно-кредитной политики является контроль над денежной массой или уровнем
ссудного процента - все это делается для регулирования денежного предложения в
стране.
Центральным
звеном денежной политики государства является Центральный банк (ФРС - в США,
ЦБ - в РФ). Именно он своими действиями и проводит денежную политику. В мировой
практике основными инструментами ЦБ являются: операции на открытом рынке
ценных бумаг, уровень процентной ставки по займам коммерческим банкам и
величина обязательных резервов. Также Центральный банк разрабатывает
требования к коммерческим банкам, выполнение которых обеспечивает ликвидность
банков.
Банк Росии сохраняет преемственность в определяющих
принципах формирования денежно-кредитной политики, соподчиняя ее цели главным
задачам экономической политики государства, снижение инфляции при обеспечении
роста ВВП по-прежнему остается конечной целью денежно-кредитной политики.
Задачей определения количественных параметров экономической политики является
выбор наилучшего сочетания экономического роста и инфляции. Критерием такого
выбора должно быть повышение доходов населения в реальном выражении.
При
проведении денежно-кредитной политики Банк России предполагает использовать не
только все имеющиеся в настоящее время в его распоряжении инструменты, но и
расширить их состав, сделав набор располагаемых методов контроля и управления
денежным предложением полностью адекватным складывающимся общеэкономическим
условиям. Однако возможность и эффективность применения конкретных
инструментов денежно-кредитного регулирования в значительной степени будут
связаны с восстановлением и развитием сегментов финансового рынка и укреплением
банковской системы. Достижение поставленных целей также будет зависеть от
наличия соответствующих условий, создаваемых функционированием всех секторов
экономики и проведением необходимых институциональных преобразований.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Ивашковский С.Н.
Макроэкономика:Учебник.-М.:Дело,2000.
2.
Н.Г.
Антонов, М.А. Пессель “Денежное обращение, кредит и банки”. “Финстатинформ”
Москва 1995.
3.
Э.Дж.Долан "Деньги, банки и денежно-кредитная политика"
"Санкт-Петербург Оркестр", С-Пб, 1994 г.
4.
Казаков А.А., Минаев Н.В. «Экономика» Учебное пособие. М., «Тендем» 1998 г.
5.
Экономическая теория: Учебник для студентов высш. учеб. заведений/ Под
ред.В.Д.Камаева.-М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.
6.
К.Р.Макконелл, С.Л.Брю "Экономикс" "Республика", М. 1993
г.
7.
П.Самуэльсон "Экономика" , М. 1992 .
8.
Фишер С.,
Дорнбуш Р., Шмалензи Р. «Экономика» М. «Дело» 1993 г.
9. Интернет-ресурсы .
Страницы: 1, 2
|