Меню
Поиск



рефераты скачать Денежно-кредитная политика

Денежно-кредитная политика

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

ПО КУРСУ «Экономическая теория»

 

ТЕМА: «Денежно – кредитная политика»

 

            Автор: Дуров Ю.В.

 

 

 

 

 

                        Калининград

 

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                        СТР.


Введение                                                                                 3

 

1.     Основные концепции денежно – кредитной политики

государства. Теоретические аспекты                                4

 

1.1. Кейнсианская теория денег                                        4

1.2.          Количественная теория денег (монетаристский

подход)                                                                     5

 

2. Цели и задачи денежно – кредитной политики                 7

 

3. Инструменты денежно – кредитной политикиё                 9


     3.1. Политика обязательных резервов                              9       

     3.2. Рефинансирование коммерческих банков                 11

     3.3. Операции на открытом рынке                                    14

     3.4. Некоторые прочие методы регулирования

            денежно – кредитной политики                                 15

 

4. Политика дешевых и дорогих денег                                  17

 

Заключение                                                                                      19

 

Список использованной литературы                                     21                                           


           

                                                  ВВЕДЕНИЕ


     В  XVIII  веке  Адам Смит  считал, что  экономика  будет  управлять собой  сама, без    вмешательства    государства, если   ее   будет направлять  «невидимая   рука» личной  выгоды.  В  такой  системе государству  отводилась роль «ночного сторожа». С тех пор многое изменилось, жизнь  внесла  свои  коррективы, и  сегодня  не только политики, но и  большинство экономистов считают, что государство должно быть активным участником хозяйственной деятельности.

     Существует три основных способа государственного воздействия на экономику:

1)     прямое вмешательство(например, путем рационирования товаров, регулирования цен и доходов);

2)     фискальная политика;

3)     денежно-кредитная политика.

Опыт показал, что ни одной стране мира, пытавшейся проводить

политику прямого вмешательства государства, не удалось добиться долгосрочных успехов. Поэтому в условиях рыночной экономики государственное регулирование осуществляется  посредством  фискальнной и денежно-кредитной политики.

    В данной работе будет рассмотрена только денежно-кредитная политика государства.


                  


      1. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ

   ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ.


          Совокупность мероприятий в области денежного обращения, направленные на изменение денежного кредита, называются денежно-кредитной политикой. Денежно-кредитная политика  рассматривается как важнейшее направление государственного регулирования экономики.

            В ее основе лежит теория денег, изучающая помимо всего прочего процесс воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом. Среди экономистов существует два различных подхода к теории денег:

-         модернизированная кейнсианская теория денег;

-         современная количественная теория денег(монетаризм).

Как кейнсианцы, так и монетаристы признают, что изменение

денежного предложения влияет на номинальный   объем  ВНП., но расходятся  в  значении этого влияния и самом его механизме. Если первые  в  основу  своей  денежно-кредитной  политики   положили определенный   уровень   процентной  ставки,   то вторые-  само предложение денег.


                        1.1. КЕЙНСИАНСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕНЕГ.

            Приверженцы кейнсианской теории не верят в саморегулирующий-

ся рыночный механизм и считают, что для обеспечения нормального роста    и   достижения   экономического   равновесия   необходимо вмешательство извне. Сама рыночная экономика «вылечить» себя не может, таким образом государство должно регулярно использовать раз-

личные инструменты регулирования экономики, в том числе и денежно-кредитные. В   данной  теории   рассматривается   следующая   цепь причинно-следственных связей предложения денег и номинального ВНП:

изменение денежного предложения           изменение уровня процентной ставки         изменение инвестиционного спроса

       мультипликационый эффект         изменение номинального ВНП.

            Основное уравнение, на котором базируется кейнсианская теория денег:

                          Y= C+G+I+NX   ,                                     (1)

          где Y- номинальный объем ВНП;

                  С- потребительские расходы;

                  G- государственные расходы(покупка товаров и услуг);

                   NX- чистый экспорт.

            Вообще, по ряду причин (слишком длинная цепь причинно-следст-

венных связей между предложением денег и номинальным объемом ВНП; наличие «временного лага» между увеличением денежной массы,

инвестициями и наполнением рынка товарами и услугами; возможностью

попадания   экономики  в   «ликвидную  ловушку»,   когда  предельное снижение процентной ставки  разрывает  цепь   причинно-следственных связей  между ростом количества  денег в обращении и номинальным объемом ВНП) кейнсианцы более эффективными считают фискальную и бюджетную политику, чем денежно-кредитную(монетарную).



              1.2. КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ТЕОРИЯ ДЕНЕГ

                       (МОНЕТАРИСТСКИЙ ПОДХОД).      

        Надо сказать, что в целом со второй половины 70-х – начала 80-х гг.

ХХ века наблюдался кризис кейнсианской школы и  шел интенсивный по-

иск новых подходов к регулированию экономики. В результате в науке преобладающим  стало  неоклассическое  направление, в том  числе монетаризм.

            Главным теоретиком современного монетаризма был известный американский   экономист, лауреат   Нобелевской   премии   Милтон Фридмен.

            В противовес кейнсианцам  монетаристы уверены во внутренней устойчивости  рыночной   экономики и   считают, что   все   негативные моменты- это   результат   неумелого   вмешетальства в   экономику.

Монетаристы отмечают более тесную связь между денежной массой в обращении и номинальным объемом ВНП. Они считают, что динамика ВНП следует непосредственно за динамикой денег. Основное уравнение количественной теории денег- уравнение обмена И.Фишера:

                             M x V = P x Q,                                         (2)

          где М- количество денег в обращении;

                V- скорость обращения денег;

                  Р- уровень цен(индекс цен);

                  Q- количество товаров и услуг, произведенных в рамках

                     национальной  экономики  за   определенный  период

                     времени(обычно за год).

            Произведение PxQ-  это   совокупность  денежных  средств, обер-

нувшихся за год. Количество проданных товаров и услуг за  определен-  

ное время (Qt) приблизительно равно объему производства за тот же период (Yt). Если Р- средняя цена единицы произведенной продукции , то

                                 M x V = P x Y,                                              (3)

        где PxY-  объем  производства в денежном выражении, или номинальный объем ВНП. Тогда Y можно рассматривать как реальный объем ВНП, а Р- как дефлятор ВНП. Отсюда имеем:

                  V= номинальный объем ВНП / М.                          (4)

            При этом предполагается, что скорость обращения- величина постоянная, т.к. связана в устойчивой структурой сделок в экономике. Это допущение, безусловно, является абстракцией, т.к. с течением времени скорость обращения, конечно же, может меняться в связи с внедрением   новых   банковских  технологий, например,  кредитных карточек, банкоматов и т.д.

            Если V= const, то ее можно заменить коэффициентом k :

                                    k x M = P x Y,                                               (5)

и тогда проявляется явная зависимость номинального объема ВНП от денежного предложения, т.е. изменение количества денежной массы в обращении вызывает пропорциональное изменение объема номиналь-

ного ВНП.

            Реальный объем производства определяется имеющимися в данный момент в экономике факторами производства. Т.к. это величина заданная, то изменение номинального объема ВНП определяется только изменением цен. Анализируя уравнение (5), можно придти к выводу, что уровень цен прямо пропорционален денежной массе в обращении. Если это так, то очевидна зависимость изменения уровня цен от изменения денежного предложения. Известно, что изменение уровня цен- это показатель темпа инфляции. Таким образом прирост денежной массы в обращении будет определять, согласно количественной теории денег, темпы инфляции.

            Современные теоретические модели денежно-кредитной политики представляют собой синтез кейнсианства и монетаризма, в которых учтены рациональные   моменты   каждой   из  теорий. Но все-таки  в долгосрочном периоде в денежно-кредитной политике сегодня преобла-

дает монетаристский подход, хотя государство в краткосрочном периоде не отказывается от непосредственного воздействия на процентную ставку для быстрого экономического маневрирования.




               2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ

                                          ПОЛИТИКИ

          Задача денежно-кредитной политики состоит в том, чтобы изменения в денежном предложении соответствовали основным целям экономического развития: повышению деловой активности, снижению инфляции, поддержанию платежного баланса и т.д.

            Хотя денежно-кредитная политика определяется правительством страны, ее  проводником является Центральный банк. Он   располагает набором  средств,  которые   называются   инструментами   денежно-кредитной  политики. Эти инструменты в основном воздействуют либо на количество денег, главным образом в виде банковских депозитов, либо на процентные ставки.

            Инструменты денежно-кредитной политики не обязательно используются по отдельности, а наоборот, обычно используется сразу два инструмента и более, чтобы их эффекты взаимно усиливали друг друга. Мероприятия подобного рода называются комплексной политикой.

            Имеющиеся в распоряжении ЦБ инструменты различаются.

1.      По непосредственным объектам воздействия . В зависимости от конкретных целей целей денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредитной эмиссии(кредитная экспансия), либо на ее ограничение(кредитная рестрикция). Кредитная экспансия проводится для увеличения занятости и подъема производства, а кредитная рестрикция, чтобы предотвратить «перегрев» экономики или чтобы понизить темпы инфляции.

2.      По форме инструменты денежно-кредитной политики разделяются на прямые  (административные),   которые  имеют   вид    директив, предписаний, инструкций, исходящих от ЦБ и рыночные (косвенные), под   которыми    подразумеваются    способы    воздействия  ЦБ  на денежно-кредитную    сферу     посредством     формирования определенных   условий   на    денежном   рынке.

3.      По характеру параметров инструменты денежно-кредитного регулирования делят на количественные, с помощью которых оказывается влияние на состояние кредитных возможностей коммерческих банков, и качественные, которые представляют собой вариант прямого регулирования стоимости банковских кредитов.

4.      По срокам воздействия инструменты денежно-кредитной политики разделяются на долго-и краткосрочные. Под долгосрочными (конечными) целями подразумеваются те задачи, реализация которых может осуществляться от года до нескольких десятилетий (например, финансовая стабилизация, экономический рост). К краткосрочным относятся инструменты воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно-кредитной политики (например, преодоление финансового кризиса в стране, как это было в России в 1998 году).

    3. ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ


Выше нами были изложены цели задачи денежно-кредитного регулирования. Рассмотрим теперь основные инструменты с помощью которых Центральный банк проводит свою политику по отношению к коммерческим банкам. В первую очередь это изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также некоторые меры, носящие жесткий административный характер.


                3.1. ПОЛИТИКА ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ

В   настоящее  время  минимальные   резервы –  это   наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в Центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых Центральным банком. Норматив резервных требований представляет   собой   установленное   в   законодательном   порядке процентное отношение суммы  минимальных   резервов  к  абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций.

Использование  нормативов   может   иметь   как    тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.

Минимальные резервы выполняют две основные функции.

Во-первых,  они   как   ликвидные   резервы   служат   обеспечением обязательств   коммерческих   банков   по   депозитам   их   клиентов.  Периодическим   изменением   нормы    обязательных    резервов Центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков   на   минимально    допустимом    уровне   в    зависимости  от экономической ситуации.

Во-вторых,   минимальные    резервы    являются    инструментом, используемым Центральным банком   для   регулирования    объема денежной   массы  в    стране.   Посредством    изменения   норматива резервных средств Центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков  (в  основном объем   выдаваемых   ими кредитов), а   следовательно, и    возможности   осуществления  ими депозитной  эмиссии.   Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если   их    обязательные   резервы   в    Центральном  банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, Центральный банк   проводит   политику  кредитной  рестрикции  путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в Центральном банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций.

Изменение   нормы   обязательных   резервов  влияет    на рентабельность   кредитных  учреждений. Так,   в   случае   увеличения обязательных резервов происходит как бы    недополучение   прибыли. Поэтому,   по   мнению  многих   западных   экономистов,  данный  метод служит    наиболее   эффективным    антиинфляционным    средством.

Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.

В последние полтора-два десятилетия произошло уменьшение роли указанного метода кредитно-денежного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов.

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.