Денежно-кредитная политика
РЕФЕРАТ
ПО КУРСУ «Экономическая
теория»
ТЕМА: «Денежно – кредитная
политика»
Автор: Дуров Ю.В.
Калининград
СОДЕРЖАНИЕ
СТР.
Введение 3
1. Основные концепции денежно – кредитной политики
государства. Теоретические аспекты 4
1.1. Кейнсианская теория денег 4
1.2.
Количественная теория денег (монетаристский
подход) 5
2. Цели и задачи денежно – кредитной политики 7
3. Инструменты денежно – кредитной политикиё 9
3.1. Политика обязательных резервов 9
3.2. Рефинансирование коммерческих банков 11
3.3. Операции на открытом рынке 14
3.4. Некоторые прочие методы регулирования
денежно – кредитной политики 15
4. Политика дешевых и дорогих денег 17
Заключение 19
Список использованной литературы 21
ВВЕДЕНИЕ
В XVIII
веке Адам Смит считал, что экономика будет управлять собой сама, без
вмешательства государства, если ее будет направлять «невидимая рука»
личной выгоды. В такой системе государству отводилась роль «ночного
сторожа». С тех пор многое изменилось, жизнь внесла свои коррективы, и сегодня
не только политики, но и большинство экономистов считают, что государство
должно быть активным участником хозяйственной деятельности.
Существует три
основных способа государственного воздействия на экономику:
1)
прямое вмешательство(например, путем рационирования товаров,
регулирования цен и доходов);
2)
фискальная политика;
3)
денежно-кредитная политика.
Опыт показал, что ни одной стране
мира, пытавшейся проводить
политику прямого
вмешательства государства, не удалось добиться долгосрочных успехов. Поэтому в
условиях рыночной экономики государственное регулирование осуществляется
посредством фискальнной и денежно-кредитной политики.
В данной работе
будет рассмотрена только денежно-кредитная политика государства.
1. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ
ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ.
Совокупность
мероприятий в области денежного обращения, направленные на изменение денежного
кредита, называются денежно-кредитной политикой. Денежно-кредитная политика рассматривается как
важнейшее направление государственного регулирования экономики.
В ее
основе лежит теория денег, изучающая помимо всего прочего процесс воздействия
денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом. Среди
экономистов существует два различных подхода к теории денег:
-
модернизированная кейнсианская теория денег;
-
современная количественная теория денег(монетаризм).
Как кейнсианцы, так и монетаристы
признают, что изменение
денежного
предложения влияет на номинальный объем ВНП., но расходятся в значении
этого влияния и самом его механизме. Если первые в основу своей
денежно-кредитной политики положили определенный уровень процентной
ставки, то вторые- само предложение денег.
1.1. КЕЙНСИАНСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕНЕГ.
Приверженцы
кейнсианской теории не верят в саморегулирующий-
ся рыночный
механизм и считают, что для обеспечения нормального роста и достижения
экономического равновесия необходимо вмешательство извне. Сама рыночная
экономика «вылечить» себя не может, таким образом государство должно регулярно
использовать раз-
личные инструменты
регулирования экономики, в том числе и денежно-кредитные. В данной теории
рассматривается следующая цепь причинно-следственных связей предложения
денег и номинального ВНП:
изменение
денежного предложения изменение уровня процентной ставки
изменение инвестиционного спроса
мультипликационый эффект изменение номинального ВНП.
Основное
уравнение, на котором базируется кейнсианская теория денег:
Y= C+G+I+NX , (1)
где Y- номинальный
объем ВНП;
С- потребительские расходы;
G-
государственные расходы(покупка товаров и услуг);
NX- чистый
экспорт.
Вообще,
по ряду причин (слишком длинная цепь причинно-следст-
венных связей между
предложением денег и номинальным объемом ВНП; наличие «временного лага» между
увеличением денежной массы,
инвестициями и
наполнением рынка товарами и услугами; возможностью
попадания
экономики в «ликвидную ловушку», когда предельное снижение процентной
ставки разрывает цепь причинно-следственных связей между ростом
количества денег в обращении и номинальным объемом ВНП) кейнсианцы более
эффективными считают фискальную и бюджетную политику, чем
денежно-кредитную(монетарную).
1.2. КОЛИЧЕСТВЕННАЯ
ТЕОРИЯ ДЕНЕГ
(МОНЕТАРИСТСКИЙ ПОДХОД).
Надо сказать, что в
целом со второй половины 70-х – начала 80-х гг.
ХХ века наблюдался
кризис кейнсианской школы и шел интенсивный по-
иск новых подходов
к регулированию экономики. В результате в науке преобладающим стало
неоклассическое направление, в том числе монетаризм.
Главным
теоретиком современного монетаризма был известный американский экономист,
лауреат Нобелевской премии Милтон Фридмен.
В
противовес кейнсианцам монетаристы уверены во внутренней устойчивости
рыночной экономики и считают, что все негативные моменты- это
результат неумелого вмешетальства в экономику.
Монетаристы
отмечают более тесную связь между денежной массой в обращении и номинальным
объемом ВНП. Они считают, что динамика ВНП следует непосредственно за динамикой
денег. Основное уравнение количественной теории денег- уравнение обмена
И.Фишера:
M x V = P x Q, (2)
где М-
количество денег в обращении;
V- скорость
обращения денег;
Р- уровень цен(индекс цен);
Q- количество
товаров и услуг, произведенных в рамках
национальной экономики за определенный период
времени(обычно за год).
Произведение
PxQ-
это совокупность денежных средств, обер-
нувшихся за год.
Количество проданных товаров и услуг за определен-
ное время (Qt)
приблизительно
равно объему производства за тот же период (Yt). Если Р- средняя
цена единицы произведенной продукции , то
M
x V = P x Y, (3)
где PxY- объем
производства в денежном выражении, или номинальный объем ВНП. Тогда Y можно
рассматривать как реальный объем ВНП, а Р- как дефлятор ВНП. Отсюда имеем:
V=
номинальный объем ВНП / М. (4)
При
этом предполагается, что скорость обращения- величина постоянная, т.к. связана
в устойчивой структурой сделок в экономике. Это допущение, безусловно, является
абстракцией, т.к. с течением времени скорость обращения, конечно же, может
меняться в связи с внедрением новых банковских технологий, например,
кредитных карточек, банкоматов и т.д.
Если V= const, то ее
можно заменить коэффициентом k :
k x M = P x
Y, (5)
и тогда
проявляется явная зависимость номинального объема ВНП от денежного предложения,
т.е. изменение количества денежной массы в обращении вызывает пропорциональное
изменение объема номиналь-
ного ВНП.
Реальный
объем производства определяется имеющимися в данный момент в экономике
факторами производства. Т.к. это величина заданная, то изменение номинального
объема ВНП определяется только изменением цен. Анализируя уравнение (5), можно
придти к выводу, что уровень цен прямо пропорционален денежной массе в
обращении. Если это так, то очевидна зависимость изменения уровня цен от
изменения денежного предложения. Известно, что изменение уровня цен- это
показатель темпа инфляции. Таким образом прирост денежной массы в обращении
будет определять, согласно количественной теории денег, темпы инфляции.
Современные
теоретические модели денежно-кредитной политики представляют собой синтез
кейнсианства и монетаризма, в которых учтены рациональные моменты каждой
из теорий. Но все-таки в долгосрочном периоде в денежно-кредитной политике
сегодня преобла-
дает монетаристский
подход, хотя государство в краткосрочном периоде не отказывается от
непосредственного воздействия на процентную ставку для быстрого экономического
маневрирования.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ
ПОЛИТИКИ
Задача
денежно-кредитной политики состоит в том, чтобы изменения в денежном
предложении соответствовали основным целям экономического развития: повышению
деловой активности, снижению инфляции, поддержанию платежного баланса и т.д.
Хотя
денежно-кредитная политика определяется правительством страны, ее проводником
является Центральный банк. Он располагает набором средств, которые
называются инструментами денежно-кредитной политики. Эти инструменты в
основном воздействуют либо на количество денег, главным образом в виде
банковских депозитов, либо на процентные ставки.
Инструменты
денежно-кредитной политики не обязательно используются по отдельности, а
наоборот, обычно используется сразу два инструмента и более, чтобы их эффекты
взаимно усиливали друг друга. Мероприятия подобного рода называются комплексной
политикой.
Имеющиеся
в распоряжении ЦБ инструменты различаются.
1.
По непосредственным объектам воздействия . В зависимости от
конкретных целей целей денежно-кредитная политика направлена либо на
стимулирование кредитной эмиссии(кредитная экспансия), либо на ее
ограничение(кредитная рестрикция). Кредитная экспансия проводится для
увеличения занятости и подъема производства, а кредитная рестрикция, чтобы
предотвратить «перегрев» экономики или чтобы понизить темпы инфляции.
2.
По форме инструменты денежно-кредитной политики разделяются
на прямые (административные), которые имеют вид директив, предписаний,
инструкций, исходящих от ЦБ и рыночные (косвенные), под которыми
подразумеваются способы воздействия ЦБ на денежно-кредитную
сферу посредством формирования определенных условий на
денежном рынке.
3.
По характеру параметров инструменты денежно-кредитного
регулирования делят на количественные, с помощью которых оказывается влияние на
состояние кредитных возможностей коммерческих банков, и качественные, которые
представляют собой вариант прямого регулирования стоимости банковских кредитов.
4.
По срокам воздействия инструменты денежно-кредитной политики
разделяются на долго-и краткосрочные. Под долгосрочными (конечными) целями
подразумеваются те задачи, реализация которых может осуществляться от года до
нескольких десятилетий (например, финансовая стабилизация, экономический рост).
К краткосрочным относятся инструменты воздействия, с помощью которых
достигаются промежуточные цели денежно-кредитной политики (например, преодоление
финансового кризиса в стране, как это было в России в 1998 году).
3. ИНСТРУМЕНТЫ
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
Выше
нами были изложены цели задачи денежно-кредитного регулирования. Рассмотрим
теперь основные инструменты с помощью которых Центральный банк проводит свою
политику по отношению к коммерческим банкам. В первую очередь это изменение
ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на
открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также некоторые
меры, носящие жесткий административный характер.
3.1. ПОЛИТИКА ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ
РЕЗЕРВОВ
В
настоящее время минимальные резервы – это наиболее ликвидные активы,
которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме
наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в Центральном банке или в
иных высоколиквидных формах, определяемых Центральным банком. Норматив
резервных требований представляет собой установленное в
законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов
к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных
(депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций.
Использование
нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств
или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.
Минимальные
резервы выполняют две основные функции.
Во-первых, они
как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих
банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы
обязательных резервов Центральный банк поддерживает степень ликвидности
коммерческих банков на минимально допустимом уровне в
зависимости от экономической ситуации.
Во-вторых, минимальные
резервы являются инструментом, используемым Центральным банком для
регулирования объема денежной массы в стране. Посредством
изменения норматива резервных средств Центральный банк регулирует масштабы
активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими
кредитов), а следовательно, и возможности осуществления ими депозитной
эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их
обязательные резервы в Центральном банке превышают установленный
норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит
необходимую потребность, Центральный банк проводит политику кредитной
рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента
резервирования средств в Центральном банке. Тем самым он вынуждает банки
сократить объем активных операций.
Изменение
нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных
учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как
бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных
экономистов, данный метод служит наиболее эффективным
антиинфляционным средством.
Недостаток этого
метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном
специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в
преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими
большими ресурсами.
В последние
полтора-два десятилетия произошло уменьшение роли указанного метода
кредитно-денежного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно (в
западных странах) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее
отмена по некоторым видам депозитов.
Страницы: 1, 2
|