Использование инструментов денежно-кредитной политики.. Обязательные резервные требования .В целях
оказания помощи кредитным организациям по повышению их ликвидности для
выполнения своих обязательств перед клиентами Банком России в августе-сентябре
1998 года принимались решения по снижению и дифференциации нормативов
обязательных резервов кредитных организаций, депонируемых в Банке России. С 1
сентября 1998 года были установлены следующие нормативы обязательных резервов:
· для кредитных организаций , у которых удельный вес
вложений в государственные ценные бумаги (ГКО-ОФЗ) в работающих активах на 1
августа 1998 года составлял от 40% и более, - в размере 5% вместо ранее
действовавшего норматива в размере 10% ;
· для кредитных организаций, у которых удельный вес
вложений в государственные ценные бумаги (ГКО-ОФЗ) в работающих активах на 1
августа 1998 года составлял от 20-40%, - в размере 7,5% вместо ранее
действовавшего норматива в размере 10%;
· по Сбербанку РФ – по депозитам юридических лиц в
валюте РФ и юридический и физических лиц в иностранной валюте – в размере 5%
вместо 10%, по депозитам физических лиц в валюте РФ – 5% вместо 7%.
В долгосрочном плане в ноябре 1998 года Банк
России принял решение об установление единого норматива обязательных резервов
по привлеченном средствам в валюте РФ и в иностранной валюте в размере 5%,
начиная с регулирования размера обязательных резервов кредитных организаций и
Сбербанком РФ на 1 декабря 1998 года.
В целях постепенного и плавного перехода
кредитных организаций к такому порядку расчета Банк России принял решение о
взыскании недовнесенных сумм обязательных резервов.
Рефинансирование банков. В
1998 году Банк России осуществляет кредитование банков на рыночных принципах.
Банк России представляет кредиты банкам в пределах общего объема выдаваемых
кредитов, определенного в соответствии с принятыми ориентирами единой
государственной денежной кредитной политики.
До середины июня 19998 года Банк России
предоставлял банкам , выполняющим его требования , два вида кредитов:
· ломбардные кредиты под залог государственных ценных бумаг,
входящих в Ломбардный список;
· однодневные расчетные кредиты ( кредиты “овернайт”),
не имевшие обеспечение. Эти кредиты предоставлялись только банкам – первичным
дилерам на рынке государственных ценных бумаг в жестко установленных лимитах
(до 50 млн. руб.).
с 8 июля 1998 года Банк России принял решение
о сокращении срока предоставления ломбардных кредитов, ограничив его 7 днями,
и о выдаче этих кредитов на аукционной основе.
После событий 17 августа 1998 года Совет
директоров Банка России оперативно принимал решения о внесении изменений в
действующий механизм банка. В целях упорядочения процедуры проведения
ломбардных аукционов и недопущения завышения банками процентных ставок начиная
с 27 августа 1998 года банки, имевшие возможность получения кредитов
“овернайт”, не допускались к участию в ломбардных кредитных аукционах Банка
России.
Исходя из параметров денежно-кредитной
политики, определенных до конца 1998 года, Банк России намерен в этот период
ограничить кредитование банков в основном предоставлением им обеспеченных
кредитов “овернайт” и внутридневных кредитов.
Процентная политика по операциям Банка России. Важным инструментом денежно-кредитной политики
являются процентные ставки по операциям Банка России.
В 1997-1998 годах Банк России определил в
качестве задачи в области процентной политики постепенное снижение процентных
ставок в экономике до уровня, стимулирующего неинфляционный рост спроса на
заемные ресурсы.
Наряду с этим отмечалось сближение уровня
процента по различным видам операций на денежном рынке. Данным положительным
процессам способствовали меры денежно-кредитного регулирования, нацеленные на
поддержание инфляции в заданных параметрах, и последовательная процентная
политика Банка России, который постепенно в соответствии с ситуацией на
денежном рынке снижал процентные ставки по всем видам своих операций.
В то же время с октября 1997-август 1998
приоритетным направлением процентной политики Банка России стало поддержание
стабильного курса национальной валюты и недопущение системного банковского
кризиса. Вначале февраля 1998 года было произведено повышение ставки
рефинансирования (с 28-42%).
Повышение ставки рефинансирования давала
возможность рынку ориентиру нового уровня доходности государственных ценных
бумаг, что в некоторой степени способствовало снижению давления на валютный
рынок. При очевидных признаках улучшения состояния денежного, валютного и
фондового рынков Банк России снижал ставку рефинансирования. В истекшем периоде
1998 года Банк России 9 раз пересматривал ставку рефинансирования, в том числе
5 раз в сторону снижения.
В феврале и мае-июне Банку России удалось в
целом решить поставленные задачи по снижению давления на валютный рынок путем
повышения стоимости рублевых ресурсов с помощью изменения ставок
рефинансирования, по операциям РЕПО, ставок по ломбардным кредитам и приему
средств в депозиты а также изменения режима установления ставок и обращения к
аукционной форме ломбардного кредитования. Однако к началу августа операции по
ограничению ликвидности банковской системы обусловили дефицит рублевых средств
и резкий рост ставок денежного рынка. Это способствовало практической парализации
этого сектора финансового рынка.
3.1 Российская экономика в 1998 году.
1998 год должен был иметь отличия от
предшествовавшего периода реформирования российской экономики. В среднесрочной
перспективе 1998 год должен был закрепить наметившуюся в 1997 году тенденцию
преодоления экономического спада, создать предпосылки для будущего стабильного
экономического роста.
В связи с этим экономическая политика
Правительства РФ предусматривала, что именно в текущем году будут сформированы
условия для экономического роста и повышения инвестиционной активности.
Значительное внимание предполагалось уделить
решению социальных вопросов, в основ6е которого лежат задачи обеспечения роста
реальных доходов и потребления населения.
Как показывают итоги за 9 месяцев и
предварительные оценки года, указанных целей экономической политики в 1998 году
достичь не удалось. На достижимость намеченных целей во многом повлияли
кризисные явления на мировых финансовых рынках, а также процесс углубления
кризиса российской финансовой системы, который далеко не по всем параметрам
определяется внешними причинами.
За 9 месяцев 1998 года ухудшились по
сравнению с сопоставимым периодом прошлого года показатели эффективности
общественного производства.
ВВП, использованный на цели потребления и
накопление, определялся в январе – сентябре 1998 года динамикой основных его
структурообразующих элементов. Закрепилась имевшая место в 1997 году тенденция
роста розничного товарооборота. Обострение бюджетных проблем привело к
снижению бюджетных расходов, а следовательно, к уменьшению государственных
расходов на конечное потребление товаров и услуг.
Под влиянием финансового кризиса во второй
половине 1998 года произошло резкое ухудшение макроэкономической ситуации.
Снизилась хозяйственная активность в большинстве отраслей сектора нефинансовых
предприятий, происходило дальнейшее ухудшение экономической конъюктуры.
В августе в связи с финансовым кризисом
произошло ухудшение условий хозяйствования. Снижение выпуска продукции оказало
негативное влияние на объем производства промышленной продукции.
Состояние совокупного спроса. В основе ухудшения экономической конъюктуры в 1998 году лежит как
сокращение конечного потребления, так и уменьшение валового накопления
основного капитала.
Всплеск инфляции на фоне финансового кризиса,
отсутствие у бюджета возможностей по выплате в полном объеме долгов населению,
а также по компенсации инфляционного обесценения доходов обуславливает снижение
реальных денежных доходов населения. Это, в свою очередь, приведет к сокращению
расходов на конечное потребление домашних хозяйств. В 1998 году более трех
четвертей объема ВВП израсходовано на цели потребления, что значительно снизило
валовые сбережения и ограничило воспроизводственные возможности в перспективе.
Инфляция. Важную роль в
создании условий для сохранения понижательной тенденции инфляционных процессов
на протяжении 7 месяцев 1998 года сыграл сформированный в предшествующие годы
механизм ограничения темпов роста цен и тарифов отраслях экономики, являющихся
естественными монополиями.
Несмотря на низкий уровень инфляции в первой
половине года, инфляционные ожидания на второе полугодие ухудшались из-за
факторов институционального характера.
Среди таких факторов следует отметить
решение о повышении таможенных пошлин на 3%, отмене льгот для ряда товаров в
часть НДС, введении 5-% налога с продаж.
Начиная с августа доминирующем фактором,
определяющем темпы инфляции, стал обменный курс рубля.
Занятость. Происходящие
изменения в сфере занятости в 1998 году определялись в основном 2 процессами. С
одной стороны увеличение числа безработных. С другой стороны, тем, что основной
потенциал для роста безработицы все еще носит скрытую форму.
По данным официальной статистики к концу
сентября 1998 года численность экономически активного населения составило 49%
(72,7 млн. чел.) от общей численности населения страны.
Общая численность безработных имела тенденцию
к росту. В сентябре получили статус безработного 233 тыс. чел.. Коэффициент
напряженности (численность незанятых граждан, зарегистрированных в службе
занятости, в расчете на одну вакансию) увеличился по сравнению с концом августа
1997 года с 4,4-5 чел. в сентябре 1998 года.
Ситуация в реальном секторе экономики. Неблагоприятные внутренние и внешние спросовые
ограничения в совокупности с ухудшившимся финансовом положением предприятий
привели к осложнению ситуации во всех отраслях экономики России.
Рост промышленного производства в первом
квартале на 1,3% в сопоставимых ценах во втором квартале сменился спадом на
1,3%. Во второй половине 1998 года усилился спад производства в с/х., что
связано с сокращением производства продукции растениеводства. Сохранилось
тенденция дальнейшего падения уровня хозяйственной активности в строительстве.
В течении 1998 года финансовое положение
предприятий ухудшилось, чему во многом способствовало обострение дефицита
доходов, которое было связано с интенсивным сокращением доходности в материальном
производстве и расширением слоя убыточных предприятий.
Дополнительными факторами роста
производственных издержек являются снижение эффективности основных фондов,
увеличение трансакционных издержек, неэффективное использование трудовых
ресурсов.
Сложное положение в производственной сфере
негативно отражается на динамике задолженности по выплате заработной платы.
Увеличилось недофинансирование из бюджетов всех уровней. Основной объем
неплатежей государства приходится на отрасли социальной сферы.
Государственные финансы.
Закон “О федеральном бюджете на 1998 год” утвердил федеральный бюджет на 1998
год по расходам в сумме 499,9 млрд. рублей. Предельный размер дефицита
федерального бюджета на 1998 год установлен в размере 312,4 млрд. рублей, или
4,7% ВВП.
За 9 месяцев 1998 года поступление налоговых
доходов составило 50,4% от предусмотренных в бюджете сумм. Недовыполнение
утвержденного бюджета имеет место и по неналоговым доходам. В целом уровень
собираемости по ним составил 58,4%.
Столь значительное неисполнение бюджета по
основным видам налогов и других обязательных платежей объясняется критическим
сужением налогооблагаемой базы из-за реального падения производства,
увеличением объемов неплатежей, сокращением налога на прибыль из-за роста
убыточности предприятий.
Финансовый сектор.
Финансовый сектор экономики является той сферой, через которую осуществляется
непосредственное проведение Банком России денежно-кредитной политики, в этой
связи его состояние и степень развития способствует повышению или, напротив,
накладывают определенные ограничения на эффективность этой политики. Условия
финансовых рынков служат важным сигналом для корректировки курса
денежно-кредитной политики и текущего денежно-кредитного регулирования. Чем
более проблемным является состояние банков, тем меньше возможностей у Банка
России для точного достижения поставленных целей. Структура активов и
обязательств банков, отражающая их деятельность по трансформации сбережений в
инвестиции, определяет степень влияния денежно-кредитной политики Банка России
на экономическую активность. В настоящее время это влияние невелико в связи с
невысокой долей в активах банков вложений в реальный сектор.
Заключение.
Состояние государственных финансов, то как
будут фактически исполняться бюджеты нынешнего и будущего года, решение
вопросов о реструктуризации внешних долгов государства. Изменения в платежном
балансе России, уровень доверия населения к экономической политике и банковской
системе и другие существенные факторы могут оказать координальное воздействие
на экономические и социальные условия в стране. В этих случаях следование
направлениям денежно-кредитной политики, сформированным с позиций нынешней
оценки возможного развития ситуации в России, может оказаться недостаточно эффективным.
Банк России считает целесообразным предусмотреть при необходимости возможность
внесения изменений в проводимую денежно-кредитную политику, если этого
потребуют фактически складывающиеся условия, с тем чтобы эта политика была
адекватной экономической ситуации.
Кроме того, Банк России предполагает наряду с
постоянным мониторингом хода реализации основных направлений денежно-кредитной
политики ежегодно предоставлять в Государственную Думу отчет о текущей
экономической ситуации, степени и возможности достижения установленных целевых
ориентиров единой государственной денежно-кредитной политики, возникающих
проблемах и предполагаемых путях их решения для обеспечения наиболее полной
координации действий всех законодательных и исполнительных органов власти в
целях скорейшего выхода из кризиса.
Цели и средства достижения
|
Вид экономической политики
|
Примечание
|
денежная
|
кредитная
|
курсовая
|
А
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1.Цели
|
Обеспечение экономики денежной массой в необходимом и достаточном
объеме, выполнение одновременно двух условий: товарооборот обеспечен деньгами,
деньги полностью обеспечены товарной стоимостью. Исключение денежного
фактора инфляции спроса (эффект “лишних денег”) и стагнации (дефицит денег в
обороте).
|
Регулирование
динамики экономического роста посредством изменения ценовой доступности
кредита.
|
Поддержание условий
для развития экономики страны и одновременно поставок критической массы
импорта посредством регулирования курса национальной валюты.
|
К п.1. Все три
составляющие политики в монетарной сфере должны быть субординационно
подчинены единой цели экономической политики, состоящей в построении
социально ориентированной рыночной экономики в оптимальном режиме, факторами
которого выступают максимально сжатые сроки и минимальные социальные потрясения.
К п.1 кол.2.
Практика экономического регулирования знает и случаи достаточно успешного
проведения селективной кредитной политики (ФРГ после Второй мировой войны)*.
|
2.сред-ства
|
1. Регулирование первичной эмиссии
(эмиссия центрального банка)
1.1. Операции на
открытом рынке
1.1.1. Операции с
ценными бумагами
1.1.2. Операции с
иностранной валютой и драгоценными металлами
1.2. Режим доступа
к кредитам центрального банка.
2. Регулирование
вторичной эмиссии ( эмиссия банков).
2.1. Норма обязательного
резервирования.
2.2. Пруденциальные
нормы.
|
(…)
(…)
(…)
( + )
|
( - )
(…)
(…)
(…)
|
К п.1 кол.1. Излишек денежной
массы ведет к гипертрофированному спросу и инфляции, недостаток – к
гипертрофированному спросу и стагнации, вызывает демонетизацию экономики,
неплатежи, способствуют уклонению от налогов и росту теневой экономики.
К п.1.2.кол.1.
Данное средство использовалось ранее и является в значительной степени специфичным
для российских условий, имея в виду его административный характер с точки
зрения содержания и отсутствие до последнего времени четких норм с позиций
формальных условий доступа. В других странах (например в США) доступ к
кредитам центрального банка также не для всех случаев абсолютно четко
формализован, однако эти случаи являются исключением из правил и касаются не
проведения денежной политик, а вопросов поддержания ликвидности отдельных
банков.
К п.2.2.кол.1.
Ограничивая риск банков, пруденциальные нормы фактически выступают средством
регулирования вторичной эмиссии, хотя данный эффект является побочным и не
вытекает непосредственно из задач пруденциального регулирования.
|
|
( + )
(…)
(…)
|
1.Общее регулирование.
1.1.Регулирование ставки
рефинансирования центрального банка.
1.2.Регулирование цены
государственных заимствований (осуществляется правительством при возможном
содействии центрального банка ,как агента правительства, выступающего от его
имени и за его счет).
2. Селективное регулирование
(осуществляется правительством совместно с центральным банком).Предоставление
избранным (приоритетным) отраслям либо производствам (предприятиям) кредитов
на условиях лучше рыночных (уровень ставки и прочее).
|
(…)
(…)
(…)
3. Операции с иностранной валютой,
драгоценными металлами и другими валютными ценностями, прямые (админиративные)
стративные) ограничения.
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|