Юридические
последствия несоблюдения покупателем требований об извещении продавца о
ненадлежащем исполнении договора купли-продажи состоят в том, что продавец
получает право отказаться полностью или частично от удовлетворения практически
всех требований покупателя, за исключением требования о соразмерном уменьшении
цены. Для этого продавец должен доказать, что неполучение соответствующей
информации о несоответствии товара условиям договора от покупателя повлекло
невозможность удовлетворения его требований (например, о замене товара) или
влечет для продавца несоизмеримые расходы по сравнению с теми, которые он понес
бы, если бы был своевременно извещен о нарушении договора. Такой шанс не
предоставляется продавцу, который знал или должен был знать о том, что товары
не отвечают условиям договора.
Договором
купли-продажи может быть предусмотрено, что передаче подлежат товары в
определенном соотношении по видам, моделям, размерам, цветам и иным признакам
(ассортимент). Продавец по такому договору обязан передать покупателю товары в
ассортименте, согласованном сторонами.
Передача
продавцом обусловленных договором товаров с нарушением условия об ассортименте
дает покупателю право отказаться от их принятия и оплаты, а если они уже
оплачены, потребовать возврата уплаченной денежной суммы и возмещения убытков.
Если же продавец передаст покупателю наряду с товарами, ассортимент которых
соответствует договору, товары с нарушением условий договора об ассортименте,
покупатель вправе по своему выбору: принять товары в ассортименте,
перечисленном в договоре, и отказаться от остальных товаров; отказаться от всех
полученных товаров; потребовать заменить товары, не соответствующие условиям
договора об ассортименте, товарами в ассортименте, предусмотренном договором; принять
все переданные товары.
На
практике нередко возникают ситуации, когда из существа обязательства с
очевидностью вытекает, что партия заказанных товаров должна быть передана
покупателю в определенном ассортименте, однако само условие об этом в договоре
отсутствует. Тогда продавец может передать покупателю товары в ассортименте,
исходя из известных ему на момент заключения договора потребностей покупателя,
либо вовсе отказаться от исполнения договора.
Товары,
не соответствующие условиям договора об ассортименте, считаются принятыми, если
покупатель в разумный срок после их получения не сообщит продавцу о своем
отказе от товаров.
Практически
все содержащиеся в ГК правила, регулирующие взаимоотношения продавца и
покупателя в случаях, когда не соблюдаются условия договора об ассортименте
товара, носят диспозитивный характер. Дело в том, что условие об ассортименте
чисто договорное и должно определяться соглашением сторон. Трудно представить
договор (в нормальном имущественном обороте), где нет условия об ассортименте
покупаемых товаров, что вынудило бы обе стороны руководствоваться
диспозитивными правилами Гражданского кодекса. Однако, к сожалению, такое
случается.
3.2 Последствия
передачи товара ненадлежащего качества
Следуя
отечественной и мировой практике, Гражданский кодекс Российской Федерации
вводит жесткие гарантии качества и не подлежащую ограничению ответственность
продавца за нарушение требований к товарам. Безусловным является право
покупателя на взыскание убытков, вызванных приобретением некачественного
товара. Наряду с этим любой покупатель может по своему выбору требовать либо
уменьшения покупной цены, либо безвозмездного устранения недостатков товара,
либо возмещения своих расходов по устранению таких недостатков[16].
Требования,
предъявляемые к качеству товара, должны быть предусмотрены договором купли-продажи.
Продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует
договору.
Определенные
проблемы с исполнением договора могут возникнуть в тех случаях, когда он не
содержит условия о качестве. Решению этих проблем и исключению возможности передачи
покупателю недоброкачественного товара могут способствовать следующие положения
Кодекса.
При
отсутствии в договоре условия о качестве продавец обязан передать покупателю
товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.
Если
продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о
конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю
товар, пригодный для использования в этих целях.
При
продаже товара по образцу или описанию продавец обязан передать покупателю
товар, который соответствует образцу или описанию.
Если
в соответствии с установленным законом порядком существуют обязательные
требования к качеству продаваемого товара, продавец, осуществляющий
предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, отвечающий
этим обязательным требованиям.
Нетрудно
заметить, что отмеченные положения корреспондируют правилам определения
соответствия товара, предусмотренным Венской конвенцией о договорах
международной купли-продажи товаров (Ст. 35 Конвенции).
Важное
значение имеют нормы о гарантии качества товара. Необходимо различать законную
гарантию качества товара и договорную гарантию.
Законная
гарантия будет применяться в случае, если таковая не установлена договором.
Сущность законной гарантии в ГК выражена следующим образом: товары должны
соответствовать требованиям, предъявляемым к их качеству, в момент их передачи
покупателю, если иной момент определения соответствия товаров этим требованиям
не предусмотрен договором, и в пределах разумного срока должны быть пригодными
для целей, для которых товары такого рода обычно используются.
Когда
предоставление продавцом гарантии качества товаров включено в договор
(договорная гарантия), продавец обязан передать покупателю товары, отвечающие
требованиям, предъявляемым к их качеству, в течение определенного периода
времени, установленного договором (гарантийного срока).
От
гарантии качества товара следует отличать срок годности товара, то есть
закрепленный законами, иными правовыми актами, государственными стандартами или
иными обязательными правилами период времени, по истечении которого товар
считается непригодным для использования по назначению. Очевидно, что в договор
не может быть включен гарантийный срок, превышающий срок годности товаров.
Кроме того, продавец обязан передать покупателю товары с таким расчетом, чтобы
они могли быть использованы по назначению до истечения срока годности.
В
случае предоставления продавцом покупателю договорной гарантии гарантийный срок
должен исчисляться с момента передачи товара покупателю, если договором не
будет предусмотрен иной начальный момент течения гарантийного срока.
В
форме диспозитивной нормы Кодексом введено правило исчисления гарантийного
срока в отношении комплектующих изделий. Гарантийный срок на комплектующее
изделие считается равным гарантийному сроку на основное изделие и начинает течь
одновременно с ним.
Течение
гарантийного срока прерывается, когда товар не может быть использован
покупателем по обстоятельствам, зависящим от продавца: например, из-за
недостатков товара, вызванных тем, что вместе с товаром не были переданы его
принадлежности, в том числе инструкции по эксплуатации и другая необходимая
документация. Течение гарантийного срока может быть возобновлено лишь после
того, как продавцом будут устранены соответствующие обстоятельства.
И еще
одно правило, относящееся к исчислению гарантийного срока, как на товар, так и
на комплектующее изделие. Если в течение гарантийного срока покупатель
обнаружит недостатки в переданном товаре (комплектующем изделии) и продавец по
требованию покупателя произведет его замену, на вновь переданный товар
(комплектующее изделие) устанавливается гарантийный срок той же
продолжительности, что и на замененный. Это правило действует, если договором
купли-продажи не предусмотрено иное.
Ответственность
продавца за ненадлежащее качество товара во многом будет зависеть от того, есть
ли договорная гарантия качества товара. По общему правилу (то есть при наличии
законной гарантии) продавец отвечает за недостатки товаров, если покупатель
докажет, что они появились до момента перехода риска случайной гибели или
случайной порчи на покупателя либо по причинам, возникшим до этого момента. В
отношении товаров, на которые продавцом предоставлена гарантия качества, он отвечает
за недостатки товаров, если не докажет, что они возникли после их передачи
покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товарами или их
хранения, а также действий третьих лиц или непреодолимой силы.
Какими
могут быть последствия нарушения продавцом условия договора о качестве товара?
Покупатель
по своему выбору вправе потребовать от продавца: соразмерного уменьшения
покупной цены; безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;
возмещения своих расходов на устранение недостатков товаров. Еще более жесткие
последствия предусмотрены в отношении продавца, допустившего существенное
нарушение требований к качеству товара (например, передачу покупателю
некачественных товаров с неустранимыми недостатками). В этом случае покупатель
наделен правом по своему выбору отказаться от исполнения договора и потребовать
возврата уплаченной за товар денежной суммы или потребовать замены товаров
ненадлежащего качества на товары, соответствующие договору.
Однако
чтобы иметь возможность реализовать свои права, покупатель должен помнить об
установленных Гражданским кодексом правилах, касающихся порядка проверки
качества товаров и сроков обнаружения недостатков в товарах. Лучше всего
регулировать эти правила в договоре. Но при их отсутствии следует иметь в виду,
что недостатки в товарах должны быть обнаружены в срок, не превышающий двух лет
с момента их передачи покупателю. Проверка качества товара должна
осуществляться с соблюдением требований закона, иных правовых актов или
государственных стандартов[17].
Обязанность
покупателя проверить качество переданного ему товара может быть предусмотрена
законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями государственных
стандартов или договором купли-продажи. Что касается порядка осуществления
такой проверки, то он определяется договором и должен соответствовать
обязательным правилам (если они имеются). Если же такой порядок не введен ни
договором, ни иными обязательными правилами, а в силу требований закона,
правовых актов либо государственных стандартов покупатель должен проверить
качество товаров, такая проверка производится согласно обычаям делового оборота
или иным обычно применяемым условиям проверки качества товара, подлежащего
передаче покупателю по договору купли-продажи.
Обязанность
проверить качество реализуемых товаров может быть возложена и на продавца
(предварительное испытание, анализ и т. п.). В этом случае продавец должен
предоставить покупателю документы, подтверждающие осуществление им проверки
качества передаваемого товара и ее результаты, например сертификат качества
товара. В отношении подобных ситуаций важно подчеркнуть, что порядок и иные
условия проверки качества товара, производимой как продавцом, так и
покупателем, должны быть одинаковыми.
Принципиальное
значение для покупателя имеет соблюдение сроков обнаружения недостатков в
переданных ему товарах. Как правило, покупатель вправе предъявить свои
требования продавцу только в связи с недостатками товаров, обнаруженными в
пределах сроков, определенных в ст. 477 ГК.
При
наличии лишь законной гарантии на товары, то есть когда на эти товары не
установлены гарантийный срок или срок годности, недостатки в товарах должны
быть обнаружены покупателем в разумный срок (что зависит от свойств товара и
его обычного использования), но в пределах двух лет со дня передачи товара
покупателю. Правда, законом или договором может быть предусмотрен более
длительный предельный срок для обнаружения недостатков в товаре.
При
наличии договорной гарантии недостатки в товаре должны быть обнаружены
покупателем в пределах гарантийного срока.
Как
быть в ситуациях, когда гарантийные сроки введены не только в отношении
товаров, но и отдельных комплектующих изделий? Здесь возможны два варианта:
если гарантийный срок на комплектующее изделие окажется меньшей
продолжительности, чем на товар (основное изделие), недостатки в комплектующем
изделии могут быть выявлены покупателем в пределах гарантийного срока,
установленного на основное изделие.
В
случаях, когда на комплектующее изделие в договоре определен гарантийный срок
большей продолжительности, нежели на основное изделие, истечение гарантийного
срока на основное изделие не имеет правового значения, поскольку недостатки в
комплектующем изделии должны быть обнаружены покупателем в пределах
гарантийного срока, установленного именно в отношении этого комплектующего
изделия.
Если
в отношении какого-либо товара предусмотрен срок годности, недостатки в этом
товаре должны быть обнаружены покупателем, во всяком случае, в пределах
указанного срока годности. Только при соблюдении этого условия покупатель
вправе предъявить продавцу свои требования в связи с недостатками такого
товара.
Некоторые организации разрабатывают стандартные
формы договоров купли-продажи
(договор присоединения), в которые включают
условия, ущемляющие прав потребителей.
Так, в частности, договор, заключаемый фирмой
«ЦЕПТЕР», предусматривает «пожиз-
-ненную гарантию» на посуду со знаком "ZEPTER".
Однако такое условие договора не
раскрывает содержания понятия «пожизненная
гарантия», которое в значительной мере
является абстрактным и требует дополнительной
конкретизации в тексте договора.
Договор устанавливает обязанность фирмы в случае
обнаружения изъянов в материале, функциональных или фабричных погрешностей
устранить погрешности либо, если это невозможно, заменить товар на аналогичный.
Данное положение противоречит Закону Российской Федерации «О защите прав
потребителей» в редакции Федерального закона «О внесении изменений и дополнений
в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». В соответствии с п.
1 ст. 18 Закона потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества,
вправе по своему выбору предъявить любое из перечисленных в данном пункте
требований (о безвозмездном устранении недостатков товара или возмещении
расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; о соразмерном
уменьшении покупной цены; о замене на товар аналогичной или другой марки; о
расторжении договора). Таким образом, рассматриваемый пункт договора
ограничивает права потребителей по сравнению с Законом. На основании п. 1 ст.
16 Закона условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с
правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской
Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
В договоре указано, что фирма не несет ответственности за
все интерпретации презентанта, т.е. устные обещания и заявления лица,
представляющего фирму, сделанные при заключении договора не порождают прав и
обязанностей. Обещания и заявления презентанта следует считать информацией о
фирме, товаре и за ненадлежащую информацию фирма должна нести ответственность в
соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации «О защите прав
потребителей».
При передаче заказанной посуды фирма не предоставляет
покупателям инструкцию по эксплуатации этого товара, имеющего особые свойства,
и следовательно, требующего особых знаний и умений при его использовании. Это
нарушает положение ст. 10 Закона, устанавливающей обязанность продавца
предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, в том
числе сведения об основных потребительских свойствах товара, правилах и
условиях его эффективного и безопасного использования. Ст. 12 названного Закона
предусмотрена ответственность продавца за ненадлежащую информацию о товаре:
если предоставление недостаточно полной информации о товаре повлекло
невозможность его использования по назначению, потребитель вправе потребовать
предоставления ему в разумно короткий срок надлежащей информации. Если
информация в оговоренный срок не будет предоставлена, потребитель вправе
расторгнуть договор, потребовать полного возмещения убытков.
можно сказать, что имеет место не только
распространение сферы действия института ку
пли-продажи, но и качественное его наполнение.
Так, квалификация договора розничной
купли-продажи в качестве публичного
договора дает Правительству Российской Федера
ции возможность издавать правила,
обязательные для сторон при заключении и исполне
нии данного договора. В настоящее время
одним из основных правовых актов, регули
рующих отношения, связанные с розничной
куплей-продажей, являются Правила продажи
отдельных видов товаров, утвержденных
Постановлением Правительства РФ от 19.01.98г.
Большое
значение в деле защиты прав и законных интересов покупателей – граждан по
договору
розничной купли-продажи имеют акты официального судебного толкования.
Вместе
с тем механизм реализации прав граждан по договору купли-продажи, в частности
розничной, требует изменений путем совершенствования законодательства в этой
сфере.
Считаю,
что необходимо четко урегулировать правоотношения между гражданами-покупателями
и продавцами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, т.к.
повсеместно имеет место выделение в качестве самостоятельного вида договора
купли-продажи, так называемого предпринимательского договора купли-продажи.
Также
имеет место при разрешении конфликтных ситуаций по ненадлежащему качеству
товара, разночтения обязательной формы заключения договора купли-продажи.
В юридической литературе часто встречается утверждение, что
преобладающей формой договора розничной купли-продажи является его устная
форма. Но отнесение договора розничной купли-продажи к договорам присоединения
практически исключает устную форму договора, поскольку предполагает
использование стандартных форм, формуляров и т.п.
Правовой
нигилизм не позволяет нашим гражданам защищать свои потребительские права,
поэтому необходимо на практике обеспечить права потребителей на просвещение в
области защиты прав потребителей: школьное образование по изучению основ
потребительского права, публикации и рубрики в средствах массовой информации,
создание органов по защите прав потребителей, в т.ч. и общественных, где
интересы граждан должны представлять юристы. Необходимо, чтобы ими
осуществлялись такие виды деятельности как информационные, образовательные,
просветительские, консультативные, юридические.
Если
досудебное разрешение конфликтов по договорам купли-продажи можно возвести в
ранг обычая, т.к. около 60 % их рассматривается в добровольном порядке, то в
судебной системе эти дела рассматриваются очень долго и зачастую много
несправедливых решений.
Есть надежда, что институт мировых судей упростит систему
рассмотрения небольших дел, какими являются договоры купли-продажи. Считаю
также, что привилегированное положение покупателя в договоре розничной
купли-продажи не стыкуется с тем положением, что все стороны по всем договорам
равны.
Законодатель установил, что продавец почти всегда не прав,
и он должен нести весь груз ответственности. Наверняка не все продавцы пытаются
ущемить права и интересы потребителей, да и возросший потребительский
экстремизм подтверждает это. Необходимо законодательно соотнести степень
ответственности обеих сторон, исходя из опыта накопленных отношений.
Действующий Гражданский кодекс Российской Федерации
является солидной нормативной базой для коренной перестройки системы
гражданского права в целом, а с ней и области договорных отношений.
Гражданский кодекс прямо называет около тридцати законов,
из которых примерно двадцать приходится на долю актов, посвященных договорам
купли-продажи (законы о поставках товаров для государственных нужд,
энергоснабжения, подряде для государственных нужд и др.). Наряду с ними следует
принять с целью развития правового регулирования договоров купли-продажи
большое число и других законов, таких как закон о розничной торговле, оптовой
торговле, об ограничении монополистической деятельности в области поставок
энергоресурсов, о внешнеэкономических сделках.
1.
Гражданский кодекс РФ. Ч.1. и ч.2 от 30 ноября 1994
№ 51-Ф3. Принят Государственной Думой 21 октября 1994 года и ч.2. от 26 января
1996 № 14-Ф3 Принят Государственной Думой 22 декабря 1995. – М., Юристъ, 1997.
2. Гражданский
кодекс РСФСР от 11 июня 1964 года. – М., 1996.
3. Гражданский
процессуальный кодекс РФ. – М., Юристъ, 2003.
4.
Закон РФ «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 года N 2-ФЗ. // «Российская
газета», 16.01.96 г. N 8.
5.
Закон РФ «О
стандартизации». - СЗ РФ от 26 июня 1995 г., N 26, ст. 2397.
6.
Закон РФ «О
сертификации продуктов и услуг». // Приложение к "Российской газете"
N 14, 2000 г.
7.
Закон РФ от 29 декабря 1994 г. "О
государственном материальном резерве" - СЗ РФ, 1995, № 1, ст. 3.
8.
Закон РФ от 27 декабря 1995 г. "О
государственном оборонном заказе" - СЗ РФ, 1996, № 1, ст. 6.
9.
Закон от 24 ноября 1996 г. "Об основах
туристской деятельности в Российской Федерации" - СЗ РФ, 1996, № 49, ст.
5491.
10. Постановление
Правительства РФ от 23 апреля 1994, № 347 «Об утверждении «Правил
предоставления услуг телеграфной связи»».- «Сборник постановлений правительства
Российской Федерации», М., 1995.
11. Постановление
Правительства РФ от 15 июня 1994 № 669 «Об утверждении «Правил предоставления
гостиничных услуг в Российской Федерации»». – «Российская газета», N 116, 22.06.94.
12. Постановление
Правительства РФ от 7 марта 1995 № 239 «О мерах по упорядочению
государственного регулирования цен (тарифов)». – «Российская газета», N 53, 16.03.95.
13. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от
29.09.1994 г. «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей».
// "Экспресс-Закон", январь 2001 г., N 1.
Научная литература:
14. Актуальные
проблемы гражданского права./Под ред. В. Ф. Яковлева, М. Я. Шиминовой, Т. И.
Илларионовой и др. Свердловск, 1986.
15. Брагинский
М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. – М.: Издательство
«Статут», 1998.
16. Витрянский
В.В. Гражданский кодекс о договоре // Вестник Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации. 1995. № 10.
17. Гавзе Ф.И.
Социалистический гражданско-правовой договор. М.,ЮЛ,1972.
18. Гражданский
кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Научно-практический комментарий. / Отв.
ред. Т.Е. Абова, А.Ю. Кабалкин, В.П. Мозолин. М., 1996.
19. Гражданское и
торговое право капиталистических государств: Учебник. / Под ред. Е.А.Васильева.
М., 1993.
20. Гражданское
право / А.М. Белякова, С.Н. Братусь, Е.Н. Гендзехадзе и др.; Под ред. П.Е.
Орловского и С.М. Корнеева: В 2-х т. Т.1. М., 1969.
21. Гражданское
право. Учебник. / Под ред. Е.А.Суханова. В 2 т., М., 1998.
22. Гражданское
право. Часть 1 и 2. Учебник под ред. Толстого Ю.К., Сергеева А.П.. - М., ТЕИС,
1998.
23. Договор в
народном хозяйстве (вопросы общей теории) / М. К. Сулейменов, Б. В. Покровский,
С.С. Жакенов и др.; Отв. ред. М. К. Сулейменов. Алма-Ата, 1987.
24. Иоффе О.С.
Обязательственное право. М.: Госюриздат, 1975.
25. Комментарий
части второй Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей /
М.И. Брагинский, В. В. Витрянский, В. П. Звеков и др.; Под ред. В.Д. Карповича.
М., 1995.
26. Комментарий
части второй Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. /
Под ред. В.Д. Карповича. М., 1995
27. Меркулов
В.В. Гражданско-правовой договор в механизме регулирования
товарно-денежных отношений. - Рязань, 1994.
28. Покровский
И.А. Основные проблемы гражданского права. Петроград, 1917.
29. Сборник
образцов гражданско-правовых документов. Комментарий. Учебно-практическое
пособие. / Под ред. С.Е.Андреева. - М.: «Проспект», 1997 .
30. Тихомиров
Ю.А. Договоры в экономике. М.: Экономика, 1996.
31. Тихомиров
Ю.А. Публичное право. М.: БЕК, 1995.
32. Шершеневич
Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 г.) М., Спарк, 1995.
[1] Витрянский В.В. Гражданский кодекс о договоре // Вестник Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации. 1995. № 10. С. 71.
[2] Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для
предпринимателей. / Под ред. В.Д. Карповича. М., 1995. С. 421.
[3] Иоффе О.С. Обязательственное право. М.: Госюриздат, 1975. С. 291.
[4] Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для
предпринимателей. / Под ред. В.Д. Карповича. М., 1995. С. 429.
[5] Гражданское право. Учебник. / Под ред. Е.А.Суханова. В 2 т., М., 1998.
С. 482.
[6] Гражданское право. Часть 1 и 2. Учебник под ред. Толстого Ю.К.,
Сергеева А.П.. - М., ТЕИС, 1998. Т. 2. С. 57.
[7] Сборник образцов гражданско-правовых документов. Комментарий.
Учебно-практическое пособие / Под ред. С.Е.Андреева. - М.: «Проспект», 1997 .
С. 9.
[8] Постановление Госкомстата РФ от 1 апреля 1996 г. N 25 "Об
утверждении Инструкции по определению розничного товарооборота и товарных
запасов юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю и общественное
питание" - "Экономика и жизнь", 1996, N 25.
[9] Письмо Госналогслужбы РФ от 1 апреля 1997 г. N 03-4-09/15 "О
налоге на добавленную стоимость". - "Налоги", 1997 г., N 13.
[10] Инструкция Госналогслужбы РФ от 11 октября 1995 г. N 39 "О
порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" -
"Российские вести" от 23 ноября 1995 г. N 223, 30 ноября 1995 г. N
228.
[11] Постановление СМ РФ от 30 июля 1993 г. N 745 "Об утверждении
Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных
расчетов с населением и Перечня отдельных категорий предприятий (в том числе
физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания
услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо
особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением
без применения контрольно-кассовых машин". - "Российская газета"
от 17 августа 1993 г.
[12] Комментарий части второй Гражданского кодекса Российской Федерации для
предпринимателей. / Под ред. В.Д. Карповича. М., 1995. С. 109.
[13] Меркулов В.В. Гражданско-правовой договор в механизме
регулирования товарно-денежных отношений. - Рязань, 1994. С. 88.
[14] Сборник образцов гражданско-правовых документов. Комментарий.
Учебно-практическое пособие. / Под ред. С.Е.Андреева. - М.: «Проспект», 1997 .
С. 237.
[15] Тихомиров Ю.А. Договоры в экономике. М.: Экономика, 1996. С. 346.
[16] Витрянский В.В. Гражданский кодекс о договоре // Вестник Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации. 1995. № 10. С. 76.
[17] Витрянский В.В. Гражданский кодекс о договоре // Вестник Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации. 1995. № 10. С. 82.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|