Помимо тех прав, которыми наделяется продавец
по всякому договору о продаже товара в
кредит, при наличии в таком договоре условия
об оплате в рассрочку в ситуации, когда
покупатель не производит в установленный
договором срок очередной платеж за товар,
продавец получает право отказаться от
исполнения договора и потребовать возврата про
данного товара. Это право не может быть
реализовано продавцом только в том случае, ес-
ли сумма внесенных покупателем платежей
превышает половину цены товара.
По
общему правилу право собственности на товар, а вместе с ним и риск случайной
гибели и случайной порчи товара переходят на покупателя с момента передачи ему
товара[5].
Однако Кодекс допускает возможность заключения договора купли-продажи с
условием о том, что право собственности на переданный покупателю товар
сохраняется за продавцом до оплаты товара или наступления иных обстоятельств.
Условие о сохранении права собственности за продавцом означает, что получивший
товар покупатель не вправе до перехода к нему права собственности отчуждать
товар или распоряжаться им иным образом.
Кроме того, продавец, остающийся собственником товара, вправе потребовать
его возврата, если этот товар в установленный срок не будет оплачен покупателем
либо не наступят обстоятельства, предусмотренные договором.
Как
уже говорилось, единственным существенным условием договора купли-продажи,
является его предмет, все же остальное можно отнести к обычным и факультативным
условиям.
Итак, остальные условия, включая цену и качество передаваемых
товаров, в принципе являются определимыми на основе критериев, введенных
законом, и могут особо не оговариваться сторонами. Значительное число норм ГК
посвящено тому, как определяются ассортимент, качество товаров, требования к их
таре, упаковке, условия о сроках доставки, цена и порядок расчетов. Отсутствие
в конкретном договоре специальных указаний на эти условия не может служить
основанием для признания его незаключенным.
Сказанное не исключает необходимости установления для
отдельных видов купли-продажи требований об обязательном согласовании более
широкого круга условий. Такие требования предъявляются в Кодексе, например, к
договорам энергоснабжения и продажи предприятий. Более того, именно наличие
дополнительных существенных условий купли-продажи - один из основных критериев
выделения ее отдельных разновидностей (поставка, розничная купля-продажа,
контрактация и т. п.).
2. Особенности
договоров розничной купли-продажи
.1 Элементы
договора розничной купли-продажи
Первое место среди разновидностей купли-продажи в ГК
занимает розничная купля-продажа. Указанные здесь правила носят в основном
обязательный характер и направлены в первую очередь на обеспечение интересов
потребителей. И это естественно, поскольку каждый из нас ежедневно совершает
обычные покупки, не вспоминая о правовых тонкостях отношений профессионального
продавца и рядового покупателя. Розничная купля-продажа определена в Кодексе
как публичный договор, что означает обязанность розничных предприятий продавать
товары любому, кто к ним обратится, не делая между покупателями различий в цене
на продаваемые товары и других условиях продажи.
Многое в Кодексе обобщенно отражает то, что уже закреплено
российским законодательством о защите прав потребителей. Есть и новые нормы,
восполняющие пробелы в регулировании этих правоотношений.
Договор розничной купли-продажи представляет собой договор
купли-продажи товара, по которому продавец, осуществляющий предпринимательскую
деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар,
предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не
связанного с предпринимательской деятельностью[6].
Можно выделить две характерные черты, позволяющие выделить
договор розничной купли-продажи в самостоятельный вид договора купли-продажи.
Во-первых, необходимо отметить специфику продавца как
субъекта договора розничной купли-продажи. В качестве данного продавца может
выступать только такая коммерческая организация, которая осуществляет
предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу (торговое
предприятие).
Закон РФ "О защите прав потребителей" (ст. 9)
установил обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) предоставлять
потребителям необходимую информацию о своей организации: фирменное
наименование, местонахождение (юридический адрес), режим работы. Правила о
предоставлении потребителю информации о продавце товара применяются и при
осуществлении торговли во временных помещениях, на ярмарках, с лотков, а также
в других случаях, если торговля производится вне постоянного места нахождения
продавца (исполнителя).
Во-вторых, определенными особенностями обладает и товар,
выступающий в качестве предмета купли-продажи. Специфика товара по договору
розничной купли-продажи заключается в том, что он предназначен для личного,
семейного, домашнего или иного использования, не связанного с
предпринимательской деятельностью[7].
Договор купли-продажи признается публичным договором. Это
означает, что торговое предприятие не вправе отказаться от заключения договора
при наличии соответствующего товара. Цена товара, а также иные условия договора
купли-продажи должны быть одинаковыми для всех потребителей.
Договор розничной купли-продажи по способу заключения относится к
категории договоров присоединения. Факт заключения договора розничной
купли-продажи удостоверяется выдачей продавцом покупателю кассового или
товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара. С выдачей
такого документа законодатель связывает также и момент заключения договора
розничной купли-продажи. Однако отсутствие у покупателя чека или иного
документа, удостоверяющего оплату товара, не лишает его возможности ссылаться
на свидетельские показания, чтобы подтвердить как факт заключения договора, так
и его условия.
Государственной программой перехода Российской Федерации на
принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с
требованиями развития рыночной экономики, утвержденной постановлением
Верховного Совета РФ от 23 октября 1992 года N 3708-I, предусмотрено внедрение
в отечественную практику системы национальных счетов.
В системе национальных счетов (СНС) различается
промежуточное и конечное потребление:
-
промежуточное потребление включает стоимость всех продуктов, потребленных
юридическими лицами в течение данного периода с целью производства других
продуктов и услуг;
-
конечное потребление представляет собой стоимость продуктов и услуг,
использованных непосредственно для удовлетворения потребностей физических лиц,
как индивидуалов, так и коллективов - в том числе и через государственные
организации, осуществляющие бытовое обслуживание.
Таким образом, в СНС определены и два вида торговли:
-
розничная - для конечного потребления физическими лицами;
-
оптовая - для промежуточного потребления юридическими лицами.
"Инструкцией по определению розничного товарооборота и
товарных запасов юридическими лицами, их обособленными подразделениями независимо
от формы собственности, осуществляющими розничную торговлю и общественное
питание", утвержденной постановлением Госкомстата России от 1 апреля 1996
года N 25[8],
установлено, что "для проведения федерального государственного
статистического наблюдения по торговле" в розничный товарооборот
включаются:
-
продажа товаров за наличный расчет населению;
-
продажа товаров населению по безналичному расчету (посредством кредитных
карточек и перечислением со счетов);
-
продажа продовольственных товаров отдельным юридическим лицам (социального
назначения: больницам, детским учреждениям, домам инвалидов, престарелых и т.
п.).
При этом особо подчеркнуто, что продажа по безналичному
расчету непродовольственных товаров юридическим лицам в объеме розничного товарооборота
не учитывается.
Все сказанное выше органично вытекает из основных принципов
СНС.
Вместе
с тем в Инструкции N 25 Госкомстата России указано, что в розничный
товарооборот включается также продажа товаров юридическим лицам за наличный
расчет, что противоречит как принципам гражданского права, так и основным
принципам СНС, поскольку для квалификации торговли в качестве розничной при
продаже товаров юридическим лицам за наличный расчет определяющей должна быть
не форма оплаты (за наличный или безналичный расчет), а направление дальнейшего
использования приобретенных товаров (для промежуточного потребления на
производственные нужды или для конечного потребления на социальные нужды).
При учреждении любого юридического лица ему присваиваются
соответствующие коды (идентификационный номер налогоплательщика, код вида
деятельности и т. п.). В письме Госкомстата России от 8 ноября 1995 года N
17-1-17/1947 "Об отнесении торговых предприятий к розничным или
оптовым" разъяснено: "Идентификация сфер оптовой и розничной торговли
для решения учетно-статистических задач осуществляется Госкомстатом России на
основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности
продукции и услуг (ОКДП), который входит в состав Единой системы классификации
и кодирования технико-экономической информации (ЕСКК) Российской Федерации.
Согласно этому Классификатору в понятие оптовой торговли включается
деятельность по продаже товаров розничным торговцам, промышленным,
коммерческим, учрежденческим или профессиональным пользователям или же другим
оптовым торговцам. Розничная торговля включает деятельность по продаже товаров
для личного потребления или домашнего пользования".
Вместе с тем в данном письме отмечено, что "вопрос
методологии и критериев разграничения сфер оптовой и розничной торговли для
применения в системе налогообложения в увязке с систематизацией сфер экономики
по общероссийским классификаторам не находится в компетенции Госкомстата
России".
Письмом Госналогслужбы России от 25 апреля 1996 года N
ПВ-4-13/41н упомянутая выше "Инструкция по определению розничного
товарооборота и товарных запасов юридическими лицами, их обособленными
подразделениями независимо от форм собственности, осуществляющими розничную
торговлю и общественное питание", утвержденная постановлением Госкомстата
России от 1 апреля 1996 года N 25, доведена до сведения всех налоговых
инспекций "для использования в практической деятельности". При этом в
письме Минфина России от 25 ноября 1997 года N 04-03-05 разъяснено, что
"действующим законодательством по налогу на добавленную стоимость
определение оптовой и розничной торговли не предусмотрено".
Таким образом, можно сделать вывод, что критерии отнесения
торговли к оптовой или розничной совпадают в статистическом и в налоговом
учете.
В подтверждение данного вывода приведем высказывание из
письма Госналогслужбы России от 6 мая 1997 года N 03-4-09/15[9], применительно к торговле
бензином через автозаправочные станции (АЗС): "Согласно Общероссийскому
классификатору видов экономической деятельности розничная торговля включает
деятельность по продаже товаров для личного потребления или домашнего
использования, то есть непосредственно через кассовый аппарат торговой
организации. Продажа горюче-смазочных материалов на условиях, когда согласно
заключенному договору покупатель единовременно безналично (налично) оплачивает
весь объем продажи ГСМ, согласованный с продавцом, а затем посредством кредитных
карточек или по талонам выбирает его через АЗС, не относится к розничной
торговле.
Указанные операции входят в понятие оптовой торговли, в
которую включается деятельность по продаже товаров промышленным, коммерческим,
учрежденческим или профессиональным пользователям или же другим оптовым и
розничным торговцам.
В связи с изложенным при продаже горюче-смазочных
материалов на условиях, когда согласно заключенному договору покупатель
единовременно безналично (налично) оплачивает весь объем продаж ГСМ, в соответствии
с инструкцией Государственной налоговой службы РФ от 11 октября 1995 года N 39
"О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость"[10] налог на добавленную стоимость
должен исчисляться продавцом со всей продажной цены горюче-смазочных материалов
по ставке 20 процентов".
Следовательно, реализация товаров юридическим лицам должна
вестись с исчислением НДС в порядке, установленном для оптовой торговли, а
реализация товаров для физических лиц - в порядке, установленном для розничной
торговли.
При этом, как отмечено в письме Минфина России от 25 ноября
1997 года N 04-03-05, "в целях применения налога на добавленную стоимость
предприятия независимо от организационно-правовых форм при реализации товаров
оптовыми партиями и в розницу должны вести раздельный аналитический учет этих
товаров".
Ряд видов предпринимательской деятельности (в том числе и
отдельные разновидности торговли) регулируется в административном порядке: это
и лицензирование, и уплата сборов за право торговли. Помимо всего прочего, к
торговой деятельности предъявляют свои требования и санитарно-эпидемиологический
надзор, противопожарные службы, административно-технические и торговые
инспекции. Следует иметь в виду, что в субъектах Российской Федерации
устанавливаются дополнительные ограничения на торговлю, причем не всегда
законные.
Например, в письме Верховного Суда РФ от 14 октября 1997
года "Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам"
приведен конкретный пример: АОЗТ обратилось в суд с жалобой на постановление
главы администрации от 16 апреля 1996 года "О порядке выдачи свидетельств
на право осуществления торговой деятельности в Хабаровском крае", которым
фактически были введены незаконные ограничения на осуществление оптовой и
розничной торговли в крае. Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского
краевого суда удовлетворила жалобу и признала недействительным постановление
главы краевой администрации.
Согласно Конституции РФ правила лицензирования отдельных
видов предпринимательской деятельности должны устанавливаться федеральными
законами. Однако в настоящее время такие федеральные законы отсутствуют,
поэтому условия и правила лицензирования определяются как указами Президента,
так и постановлениями Правительства РФ. Как отметил Верховный Суд РФ, правила
лицензирования не могут вводиться нормативными актами субъектов РФ, что, тем не
менее, широко распространено. А нормативные акты субъектов Федерации, незаконно
ограничивающие конституционные права граждан на осуществление
предпринимательской деятельности на территории РФ, судами должны признаваться
недействительными. Вместе с тем предприниматели обязаны иметь в виду: либо они
осуществляют только те виды деятельности, на которые у них получены
соответствующие разрешения административных органов, либо они судятся с
исполнительной властью на предмет законности введения таких разрешений. Но
налоговые органы при проведении проверок и при решении вопроса об отнесении
организации к тому или иному профилю торговли в первую очередь формально
руководствуются имеющимися в наличии у организации лицензиями и разрешениями,
которые, может быть, и являются незаконными.
Обязанность по применению контрольно-кассовых машин (ККМ)
для организаций всех форм собственности при осуществлении денежных расчетов с
населением по торговым операциям и при оказании услуг была введена Законом РФ
от 18 июня 1993 года "О применении контрольно-кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением". В соответствии со ст. 2
данного Закона организации, осуществляющие расчеты с населением, должны:
регистрировать ККМ, использовать исправные ККМ, выдавать покупателю чек,
обеспечивать беспрепятственный доступ к ККМ работников налоговых органов и
центров технического обслуживания. Статья 6 Закона обязывает налоговые органы
регистрировать ККМ и осуществлять контроль за порядком их использования.
Статьей 7 указанного Закона установлена ответственность за
следующие нарушения:
-
за денежные расчеты с населением без ККМ - штраф в 350-кратном установленном
законом размере минимальной месячной оплаты труда;
-
за работу с неисправными ККМ - штраф в 200-кратном установленном законом
размере минимальной месячной оплаты труда;
Страницы: 1, 2, 3, 4
|