Меню
Поиск



рефераты скачать Доходы федерального бюджета

p> Прямые налоги в свою очередь подразделяются на реальные, уплачиваемые с отдельных видов имущества, и личные, взимаемые с юридических и физических лиц у источника дохода или по декларации; при этом одни из прямых налогов уплачиваются только юридическими лицами, другие – только физическими, а третьи – теми и другими. Косвенные налоги по характеру тоже неоднородны; в их составе выделяются акцизы, причем они могут быть индивидуальными и универсальными, фискальные монополии и таможенные пошлины. Косвенные налоги отличаются простотой взимания; их применение дает фискальный эффект даже в условиях падения производства. Использование в единой системе разнообразных по объектам обложения и методам начисления прямых и косвенных налогов позволяет государству полнее реализовать на практике обе функции налогов – и фискальную, и экономическую: под налоговым воздействием оказываются и имущество предприятий, создающее материально-техническую основу их деятельности, и потребляемые в производстве разные виды ресурсов, и рабочая сила, и получаемый доход.

Главным среди налогов, взимаемых с юридических лиц, является налог на прибыль (доход) предприятий. Его применение вызвано тем, что в условиях рыночного хозяйства роль прибыли существенно возрастает; она становится важнейшим объектом воздействия государства. Налог на прибыль должен использоваться не только в федеральных целях, но и для создания заинтересованности предприятий в повышении эффективности производства и улучшении его материально-технической оснащенности. К сожалению, система исчисления налога, введенная в 1992 г. была ориентирована в основном на фискальный эффект.

Банки и другие кредитные учреждения, осуществляющие свою деятельность на коммерческих началах, уплачивают в бюджет подоходный налог. Система подоходного обложения распространяется также на страховые организации, получающие доходы от страховых видов деятельности.

Наличие форм собственности, их экономическое соперничество вызывает необходимость взимания налога не только с получаемых доходов, но и со стоимости имущества, которое прямым или косвенным образом способствует росту дохода предприятия. Поэтому налог на имущество предприятий – неотъемлемая часть налоговой системы страны при рыночных отношениях. Он введен для субъектов хозяйствования, являющихся собственниками имущества на территории России. При его взимании реализуются обе функции налога – и фискальная, и экономическая. Первая – благодаря тому, что налог на имущество обеспечивает стабильные поступления в доходы территориальных бюджетов, так как вносится в первоочередном порядке с отнесением расходов по его уплате на себестоимость продукции, (работ, услуг); вторая – через заинтересованность предприятия, в уплате меньших сумм, чем стимулируется стремление плательщика быстрее освободиться от излишнего, неиспользуемого имущества.

Важное место в налоговой системе страны занимают платежи за природные ресурсы: земельный налог, плата за воду, лесной доход и др. Одни из них вносятся из прибыли, другие за счет себестоимости. Значение названных платежей в том, что они играют не только фискальную, но и стимулирующую роль, ориентируя субъектов хозяйствования на более эффективное использование соответствующих видов ресурсов. Необходимость в подобном стимулировании вызвана возросшими масштабами общественного производства, требующими вовлечения в хозяйственный оборот все новых и новых ресурсов.
Между тем последние далеко не безграничны и в силу относительного уменьшения становятся все дороже.

Одним из самых ценных природных богатств является земля. Однако эффективность ее использования до 1991 г. не была объектом пристального внимания, так как земля была бесплатной для основных ее потребителей – субъектов хозяйствования. Утрата сельскохозяйственных угодий, разбазаривание земельных массивов при строительстве дорог и сооружении промышленных объектов, нерациональные жилищная и административная застройка в городах – все это было логическим следствием бесплатности земли. Начиная с 1992 г. за владение землей в городской и сельской местности уплачивается земельный налог (за аренду земли – арендная плата).

В составе налогов, взимаемых за природные ресурсы, важную роль играет плата за воду. Ее вносят промышленные предприятия, использующие воду для производственных целей. Исчисляется эта плата по ставкам, устанавливаемым за 1 м3 забираемой воды, и относится на себестоимость продукции. При определении ставок учитываются затраты государства на воспроизводство водных ресурсов. Если потребление воды превышает технически установленные нормы, ставка платы за воду повышается. В интересах охраны водной среды государство использует также штрафы за сброс неочищенных или недостаточно очищенных вод.

Лесной доход имеет цель частично покрывать расходы государства на воспроизводство древесины и стимулировать рациональное использование лесных массивов. Основное место в составе лесного дохода занимает попенная плата, взимаемая с лесозаготовителей за вырубаемую ими древесину. Размер попенной платы дифференцируется в зависимости от территориального местонахождения лесосеки, вида и качества древесины, расстояния ее вывоза от подъездных путей.

Основное место в системе налогообложения физических лиц занимает подоходный налог. Переход к рыночной экономике создает предпосылки для роста личных доходов граждан. В этих условиях применяется прогрессивное налогообложение, позволяющее по мере увеличения заработков граждан изымать у них в увеличенных размерах денежные средства, необходимые для проведения социальных программ.

Подоходное обложение физических лиц дополняется взиманием налога на имущество, который в условиях перехода к рынку выполняет не только фискальную роль, но и служит своеобразным психологическим фактором, влияющим на поведение плательщика, осознающего себя собственником. Налог на имущество позволяет мобилизовать в распоряжение государства денежные средства наиболее состоятельных граждан. Благоприятные тенденции в развитии страны, ее экономический и социальный расцвет впрямую зависят от того, насколько быстро состоятельные владельцы имущества станут преобладающей частью российского общества.

В налоговой системе страны после длительного перерыва восстановлен налог с наследств, которым с 1 января 1992 г. облагается имущество, переходящее гражданам в порядке наследования или дарения. Взимание этого налога отражает изменение экономических условий жизни граждан и в определенной мере – линию его поведения. Забота о последующих поколениях, наследующих не только накопленное имущество, но и среду обитания, становится одним из важнейших жизненных принципов трудовой деятельности человека.

В российской системе налогов наряду с прямыми используются и косвенные, крупнейшим из которых является налог на добавленную стоимость.
Он веден с 1 января 1992 г. и количественно заменил (вместе с акцизами) ранее действовавшие налог с оборота и налог с продаж. Налог с оборота, основанный на применении фиксированных оптовых и розничных цен, в условиях их либерализации уже не мог функционировать; поэтому его пришлось заменить налогом на добавленную стоимость (НДС). Однако взимание НДС в 1992 г. отразило существенный недостаток всей модели вновь введенной налоговой системы – слабую увязку между собой отдельных ее элементов, допускающую возможность многократного обложения одних и тех же объектов. Вероятно, в будущем, совершенствуя систему налогообложения, следует осторожнее обращаться с косвенными налогами, непродуманное применение которых может привести к резкому ухудшению материального положения значительной части граждан.

Одновременно с НДС в системе косвенного обложения используются также различные акцизы, устанавливаемые на отдельные виды и группы товаров. Их введение с 1992 года обусловлено отменой налога с оборота. В систему косвенного обложения включаются и таможенные пошлины, ими облагаются товары и иные предметы, ввозимые на территорию страны и вывозимые за ее пределы.

В бюджет страны поступают также и другие налоговые платежи. К ним относятся с одной стороны, доходы от эксплуатации государственной собственности, а в условиях перехода к рынку – и от ее продажи юридическим и физическим лицам, а с другой – поступления от реализации облигаций государственных займов и других ценных бумаг. Доходы от продажи государственной собственности в рамках общей программы приватизации могут занять в ближайшие годы важное место в общей сумме бюджетных поступлений. В частности, в Российском бюджете на 1997 г. предусмотрен такой специфический вид поступлений, как доход от продажи объектов незавершенного строительства на конкурсной основе. В дальнейшем, по мере завершения программы приватизации, доходы от продажи государственного имущества постепенно будут вытесняться доходами, получаемыми в виде процентов и дивидендов от инвестирования государственных средств в акции высокодоходных фирм и другие ценные бумаги, а также доходами от продажи ценных бумаг (государственных займов).[7]

1.3. Различия формирования налогами доходной части бюджета России и капиталистических стран

После нескольких лет рыночных преобразований в России так и не снят основной вопрос: какую модель развития выберет для себя одна из потенциально богатейших стран мира? В рамках курса на рыночные отношения возможны различные варианты построения национальной экономики. От сочетания основных законов рынка с жестким и обширным государственным регулированием до максимально свободных от правительственного вмешательства взаимоотношений участников экономических отношений. В зависимости от выбранной модели государство должно строить свои взаимоотношения, как известно, с гражданами и предпринимателями в одной из ключевых сфер – финансовой. Регулируются эти взаимоотношения, как известно, в том числе и налоговым законодательством. Таким образом, налоги и налогообложение приобретают первостепенное значение как инструмент воздействия государства на экономическое поведение участников рыночных отношений и как орудие формирования соответствующей экономической системы.
К сожалению, налоговая система России за семь лет существования приобрела однозначно фискальный характер. В своем нынешнем виде она служит текущим интересам, а именно решению сегодняшних бюджетных проблем за счет налогоплательщика без учета даже среднесрочных последствий такого подхода.
Перейдем к проблемам сегодняшнего дня. Налоговую политику на 1999 г. во многом будет определять блок федеральных законов, принятых в конце 1998 г. и самом начале 1999 г. В соответствии с этими законами налоговый пресс в текущем году только усилится по сравнению с годом предыдущим. Остановимся более подробно на существующей модели налогообложения доходов компаний и частных лиц и попробуем сравнить ее с действующими правилами взимания аналогичных налогов на Западе.

Налог на прибыль предприятий в его нынешнем виде можно назвать налогом на прибыль (т.е. нетто-доход) от бизнеса лишь с большой натяжкой. При относительно скромной для мировой практики номинальной ставке 35% (13% в федеральную казну и до 22% в региональный бюджет) этот налог выкачивает из предприятий куда больше денег, чем аналогичные налоги на доходы корпораций в ведущих странах Запада. Налогооблагаемую базу в России можно считать прибылью лишь условно, т.к. предприятия не могут вывести из-под обложения все затраты, связанные с извлечением ими дохода. Вот лишь некоторые данные, полученные путем сравнения базы для взимания корпоративного налога в
Германии и России.

В Германии номинальная ставка налога на доходы корпораций (его еще называют корпоративным налогом) существенно выше ставки аналогичного ему налога на прибыль предприятий в России. В настоящий момент она составляет
45% на нераспределенную прибыль. Однако в Германии сумма процентных платежей, уплачиваемых по кредиту, полностью исключается из налогооблагаемой базы. При этом не играет никакой роли, для чего привлекаются заемные средства, пока речь не идет о приобретении участий в иностранных корпорациях или выплате процентов по займу, полученному от иностранного участника компании.. Только в этих случаях вычет процентов из налоговой базы немецкой компании будет лимитироваться, что четко установлено законом о корпоративном налоге. В России величина расходов по обслуживанию кредитов и займов, уменьшаемых налогооблагаемую прибыль, жестко лимитирована величиной, привязанной к ставке рефинансирования
Центрального банка.

Интересным представляется и сравнение подоходного налога (налога на доходы физических лиц) в России и в таких странах, как Германия и США. В
США в полном соответствии с принципами рыночной экономики с ограниченным госрегулированием через госбюджет перераспределяется не более четверти всего ВВП страны. Соответственно невелика доля налоговых изъятий в доходах индивидуального подоходного налога: 15% и 28%.

В Германии ситуация иная. Согласно концепции "социальной рыночной экономики" государство берет на себя значительные обязательства по социальному обеспечению граждан. Для их финансирования необходимы относительно высокие налоговые отчисления работающих граждан. Подоходный налог в ФРГ взимается по ставкам от 22% до 59% в зависимости от величины годового дохода.

В России также применяется метод прогрессивного налогообложения доходов граждан. Установлены ставки от 12% до 35%. на этом сходство кончается. Сравним на конкретном примере. В начале 90-х годов среднестатистическая зарплата в германии составляла около 4 тыс. марок в месяц. При таком уровне дохода применялась ставка налога в 26%. В США лицо с доходами порядка 2500 долларов в месяц заплатит в виде налога 15% от облагаемого дохода плюс налог штата (в среднем около 7% при таком уровне доходов). Россиянин с доходами, сравнимыми с вышеуказанными величинами в долларах и марках, облагается по высшей ставке 35%.
Вывод прост: российский подоходный налог наносит удар по тем людям, кто мог и хотел бы быть примерным налогоплательщиком. Это именно тот средний класс, о формировании которого столько шума в различных экономических программах.
Это высокооплачиваемые профессионалы, которые зарабатывают от 1 до 2,5 тыс. долларов в месяц. Как показывает мировой опыт, именно из них рекрутируется впоследствии большинство управленцев высокого класса в крупных компаниях.
Эта же социальная группа людей стабильно поставляет мелких и средних предпринимателей, открывающих собственное дело на базе накопленных знаний и опыта.
В Германии и США четко проведена граница в целях налогообложения между доходами среднего уровня и доходами, обеспечивающими богатство. Помимо этого, для индивидуального налогоплательщика предусмотрено большое количество налоговых скидок и кредитов. Так, в США личный доход плательщика разрешено уменьшать на сумму так называемых "деловых издержек", а также на сумму расходов на содержание ребенка или иждивенца в виде выплат лицу, осуществляющему уход за ребенком или иждивенцем. Из налоговой базы вычитаются и некоторые другие расходы, например процентные платежи по ипотечному кредиту.
В ФРГ из текущих доходов до налогообложения вычитаются средства на поддержание семейного бюджета одиноких с детьми (порядка 4800 марок в год), дополнительные суммы по обеспечению старости (около 3500 марок в год), суммы скидок, предоставляемых в связи с наличием детей (приблизительно 1300 марок на одного ребенка). Через подоходный налог льготируется до 40% расходов, связанных с постройкой собственного дома (если стоимость этого долга не превышает 300 тыс. марок, т.е. он не относится к разряду вилл).

Таким образом, вышеуказанное является иллюстрацией к основному противоречию существующей налоговой системы России. Это противоречие заключается в несовершенстве провозглашенных экономических деклараций и фактической структуры налоговых стимулов.[8]

1.4. Формирование государственного бюджета за счет государственных займов

Государственные займы как форма государственного кредита характеризуется тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий привлекаются на финансирование потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Облигация – наиболее распространенный вид ценных бумаг. Она символизирует государственное долговое обязательство и дает право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и проценты. Продавая облигацию, государство обязуется вернуть сумму долга в определенный срок с процентами или выплачивать проценты в течение всего срока пользования заемными средствами, а по истечении этого срока вернуть и сумму долга.

Государство устанавливает нарицательную стоимость (номинальную цену) облигаций. Нарицательная цена обозначается на облигации и выражает денежную сумму, предоставленную держателем облигации государству во временное пользование. Именно эта сумма выплачивается владельцу облигации в момент погашения и на нее начисляются проценты. Однако реальная доходность облигаций для их держателей может быть выше или ниже установленного номинального процента. Это обусловлено тем, что облигации продаются по курсовой цене, отклоняющейся от нарицательной стоимости. Отклонение называется курсовой разницей и зависит оно от целого ряда факторов. К их числу, в частности, относятся величина номинального процента по облигации, насыщенность рынка государственными ценными бумагами, состояние хозяйственной конъюнктуры, степень доверия населения правительству.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.