Меню
Поиск



рефераты скачать Достоинства и недостатки плановой и рыночной экономики. Смешанный тип экономики

p> Начав с реализации идей утопистов об уравнительном распределении "в меру разумных потребностей и трудового вклада", планово-командная экономика пришла, в конце концов, к тому, что главными критериями распределения здесь стали послушность системе власти и служебное положение. При этом наиболее ценные блага получали в первую очередь разнообразные начальники (в России это получило название "системы закрытых распределителей").

Подавляющая же часть населения должна была "выслуживать" дефицитные блага годами послушного труда, независимо от того, насколько производителен и реально полезен был этот труд. Например, для получения талона на право покупки мебельного гарнитура надо было отработать без конфликтов с начальством 5 лет, а талона на покупку легкового автомобиля или ордера на бесплатную квартиру - 15-20 лет.

Поэтому, уверения идеологов социализма о том, что плановое ведение хозяйства будет куда более рациональным, чем "стихия рынка" и обеспечит невиданный в истории рост благосостояния граждан оказались абсолютно ложными. Страны с планово-командной экономикой в ХХ веке полностью проиграли экономическое соревнование странам с рыночной экономикой. Именно поэтому в конце 80-начале 90-х годов этого века почти все бывшие социалистические страны встали на путь коренного преобразования своих экономических систем, воссоздавая частную собственность и рыночные механизмы.

Рыночная система (капитализм). Как же решаются главные экономические вопросы в условиях рыночного хозяйства?

Ответы на них даются с помощью одного-единственного механизма - цен, формирующихся на рынках ресурсов и товаров (услуг). Именно цены подают сигналы покупателю - что выгодно покупать, а производителю - что выгодно изготавливать для продажи. Именно цены подсказывают производителю, какой способ изготовления стоит избрать, а всем действующим лицам экономики, - какую часть своих ресурсов потратить сегодня, а какую зарезервировать на будущее.

Естественно, что цены могут играть роль таких универсальных сигналов лишь при определенных условиях их формирования и в определенной экономической среде. Подробное знакомство с этими условиями и экономической средой, в которой формируются и действуют рыночные цены, ждет нас впереди.

Здесь же отметим, что решение главных проблем экономики с помощью рыночных механизмов возможно потому, что поведение людей в сфере хозяйственной деятельности обладает тремя особенностями:

|1| люди стремятся к выгоде (а как ее понимать - разговор особый);

|2| люди обычно действуют рационально, то есть ищут способы действий, обеспечивающие им получение наибольшей выгоды;

|3| люди научились обмениваться благами ради увеличения своей выгоды.

Рынок создает наилучшие возможности для деятельности людей на основе такой логики в силу самой его природы: получить здесь нужные тебе блага можно только единственным способом - предложить в обмен нечто, желанное для других. Иными словами, рынок заставляет каждого, будь он даже самым отъявленным эгоистом, думать об интересах других: иначе его товар может оказаться ненужным и вместо выгоды получатся одни убытки. При этом все - и продавцы, и покупатели - каждый день ищут лучший вариант компромисса между своими интересами.

К сожалению, рынок как механизм распределения ограниченных ресурсов при производстве экономических благ тоже не безупречен - он вовсе не обеспечивает идеального решения всех проблем. Метод работы рынка - метод проб и ошибок.

И все же механизм рынка допускает куда меньше ошибок, а исправляет допущенные ошибки быстрее, чем самые мудрые эксперты по планированию.
Причина проста - рынок на полную мощность "включает" личные интересы каждого из его участников, а эти интересы - рычаг более мощный, чем самые грозные распоряжения центральных плановых органов.

Это вовсе не означает, что известные ныне механизмы рыночной организации идеальны и в их работу общество в лице государства не должно вмешиваться никогда и ни при каких условиях. Напротив - во всем мире постоянно идет поиск способов совершенствования этих механизмов. И даже в тех страна мира, которым посчастливилось избежать социалистических революций и последующих экспериментов с планированием, рынок конца ХХ века сильно отличается от способов хозяйствования начала века.

Во многих странах рыночные процессы активно контролируются государством, стремящимся предотвратить всякого рода кризисы и потрясения.
Через государственные органы перераспределяется и немалая часть экономических ресурсов.

И все же, как ни упорядочена, как ни регулируема государством экономическая жизнь в развитых странах мира, ее основой остаются все те же три элемента: частная собственность, частная инициатива и рыночное распределение ограниченных ресурсов. Именно на рынках проверяется правильность хозяйственных решений производителей товаров и их право на получение прибыли как вознаграждения за свои усилия. Реальным же механизмом формирования такой оценки является сопоставление затрат на производство товаров и рыночных цен, по которым реально можно продать произведенные товары.

3. ПУТЬ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ - СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА

Сегодня всё чаще вместо понятия “экономические реформы” используется понятие “модернизация экономики”. Ряд экономистов в качестве “русской идеи” выдвигает идею модернизации России, что означает реконструкцию социально- экономических, политических, культурных, религиозно-нравственных и других основ жизни российского общества путём различных нововведений и усовершенствований. Важное место в модернизации России должна занять модернизация российской экономики. Причём большая часть исследователей слово “модернизация” органично связывают с понятием “эволюционный подход”.
Итак, можно сформулировать задачу в экономической сфере: от радикальных экономических реформ к эволюционной модернизации российской экономики.
Необходим поиск путей такой модернизации.

Прежде всего, надо определить, куда идёт российская экономика, какова модель будущей российской экономики. Уже ясно, что в результате радикальных экономических реформ 90-х гг. Россия существенно продвинулась к европейскому капитализму, к так называемому “дикому капитализму”, но с российской спецификой - “с криминальным лицом”, хотя российский народ вообще не приемлет капитализм как таковой. А европейская, американская и японская экономика уже давно ушла от “дикого капитализма” к смешанной экономике. Ошибка правящей элиты России состояла в том, что она с самого начала неверно определила основную цель экономических реформ, как переход от командной экономики к рыночной экономике. Вторая ошибка правящих либералов - это радикализм, отказ от эволюционных преобразований экономики.
В результате вместо созидания мы имеем только разрушение и системный кризис, охвативший российскую экономику. На мой взгляд, основной задачей в области экономики должна стать эволюционная модернизация российской экономики с целью созидания смешанной экономики, с учетом российской специфики и мировых тенденций.

Экономисты должны решить вопрос, что следует понимать под смешанной экономикой. Преобладает упрощённое понятие смешанной экономики как единства трёх подсистем: рыночной экономики, традиционной экономики и командной экономики. По моему мнению, смешанная экономика – это система экономических структур (подсистем), выступающая как “мозаичная целостность” и включающая в себя не три, а намного больше структур. Как я полагаю, российская экономика должна стать системой следующих экономических подсистем:

1. единая многонациональная экономика, обеспечивающая союз этносов, а не союз суверенных государств;

2. корпоративная экономика социальной и этической ответственности, на началах равноправного участия;

3. финансовая экономика духовной и социальной ориентации;

4. социальная рыночная экономика;

5. регулируемая рыночная конкурентная экономика;

6. кооперативная экономика, основанная на соучастии;

7. коллективная частная экономика на основе гуманной экономической демократии;

8. транснациональная экономика на основе сотрудничества и диалога;

9. глобальная экономика, учитывающая национальные и общечеловеческие интересы;
10. традиционная экономика, несущая в себе российские национальные традиции;
11. военная экономика, обеспечивающая национальную безопасность;
12. межрегиональная экономика, построенная на принципах единства, сотрудничества и взаимной помощи;
13. государственная экономика, реорганизованная на базе гражданской собственности и управляемая по системе самоуправления;
14. духовная экономика;
15. экологическая экономика;
16. космическая экономика.

Модель смешанной экономики

[pic]

Основными признаками (критериями) каждой экономической системы, входящей в смешанную экономику, на мой взгляд, должны быть следующие:

. идеи, применяемые виды знаний, наука, технологии, ресурсы как материальные и идеальные средства движения экономической системы;

. способ или тип самоорганизации экономической системы, характер воспроизводства материальных и духовных благ, организация мер по принятию решений;

. основные субъекты экономической системы;

. основные формы собственности, определяющие сущность экономической системы. Система прав собственности, контроля и доходов;

. основные виды деятельности, присущие экономической системе. Связь экономической жизни с важными руководящими органами социальной и политической жизни. Структура экономики;

. основные движущие силы экономической системы. Механизмы обеспечения информацией и координации;

. основные законы движения экономической системы. Формы и направления экономических процессов;

. основные ценности и цели эволюции экономической системы. Механизмы постановки целей и формирования ценностей;

. основные мотивы и стимулы человеческой деятельности, присущие экономической системе. Побуждения действовать. Принципы универсализма и индивидуализма.

. система специфических потребностей, присущих экономической системе;

. основные типы экономического поведения людей, присущие экономической системе;

. основные противоречия движения экономической системы.

Какова цель смешанной экономики? Цель экономики нельзя установить в отрыве от человека. Экономика должна перестать быть самоцелью или средством достижения власти, а должна рассматриваться в контексте культуры и экологии. Экономика существует постольку, поскольку существует человек и человечество. Я поддерживаю точку зрения швейцарского исследователя А.
Риха, что экономика не самостоятельная система, а создана человеком для человека, и её фундаментальное предназначение – это служение жизни.

Ставя человека в центр экономики, мы должны принципиально по-иному посмотреть на понятие “экономический человек”. Оно охватывает сегодня весь спектр личности человека. Новый подход к человеку в экономике, к субъекту в экономике есть изменение самого содержания и сущности субъекта экономики.
России легче, чем странам Запада, формировать качественно нового субъекта экономики, ибо россияне ещё полностью не покрылись “ржавчиной потребительского общества”.

3.1. К методологии анализа смешанной экономики

Теория смешанной экономики не является результатом некой идеологической концепции, предшествовавшей экономической практике, концепцией, под которую приходилось насильственно подгонять реальные экономические процессы. В сложном диалектическом взаимодействии
"экономической теории" и "экономической практики" относительная самостоятельность первой зачастую приводит к тому парадоксу, какой К. Маркс называл "возведением второго этажа раньше первого", т. е. ситуацией, когда построение теории упреждает реальность становления соответствующей практики.

Однако в случае с формированием теории смешанной экономики ситуация, по нашему мнению, сложилась не только в соответствии с предопределенностью субъективного объективным, но и даже, как нам представляется с некоторым запозданием. Во всяком случае, трудно отрицать что реальные процессы становления отдельных фрагментов смешанной экономики осуществлялись гораздо раньше, чем экономическая теория пришла к осознанию и постановке проблемы смешанной экономики как предметного феномена современной экономической науки.

Наиболее яркими примерами, свидетельствовавшими о грядущей эпохе победы смешанной экономики, мы усматриваем в ленинской системе "новой экономической политики" и концепции американских либералов о конвергенции двух экономических систем. Нетрудно заметить, что и "нэповский" вариант, и вариант конвергенции были очень близки к современной трактовке смешанной экономики, однако были ограниченны идеологическими подходами. И именно эта идеологизация до сих пор препятствует объективной оценке того эвристического потенциала, который содержался в названных концепциях.

Действительно, ленинская модель нэповского социализма вполне может быть охарактеризована как разновидность смешанной экономики, потому, что она предполагала одновременное сосуществование двух политико экономически альтернативных секторов (по ленинской терминологии - "укладов") - капиталистический и социалистический.

В современной интерпретации за этими, крайне идеологизированными, характеристиками скрываются общепринятые сегодня определения -
"государственный" (он же - "социалистический") и "негосударственный" (он же
- "капиталистический") секторы. Хотя, конечно, в ленинской трактовке эти характеристики приобретали скорее социально-политический, чем политико- экономический смысл.

Спустя полвека после ленинской концепции нэповского социализма западные экономисты-социологи выдвинули теорию конвергенции, воспроизведя, сами того не зная, ленинскую идею, но только в мировом масштабе.

Таковы были, пожалуй, две самые экзотические и ранние в истории современной экономической мысли постановки будущей концепции смешанной экономики. "Смешанного" в этих двух концепциях то, что, и та, и другая предполагали взаимодействующее сосуществование двух различных (и даже альтернативных) механизмов функционирования экономических процессов -
"частного" и "общественного".

4. Стратегия переходного периода

В Российской Федерации в настоящее время происходят коренные преобразования, как в базисных структурах общества, так и в надстроечных.
Применительно к экономике это означает переход от системы хозяйствования, организованной как своего рода одна большая фабрика, целиком, принадлежащая государству и им же управляемая, к системе рыночного хозяйства, характеризующегося смешанной экономикой при доминировании частной и коллективной форм собственности на средства производства, конкуренцией и состязательностью самостоятельных хозяйствующих субъектов, особой ролью государства как одного из регуляторов производства.

При исследовании столь сложной и многогранной проблемы, какой является формирование эффективного комплекса мероприятий и механизма преобразований, обеспечивающих переход от плановой экономики к рыночной, совершенно необходимо выяснить общетеоретические вопросы определения социально- экономических целей реформирования производительных сил и производственных отношений общественного хозяйства.

Основной целью радикальных преобразований следует считать достижение
Российской Федерацией уровня экономического и социального развития, соответствующего передовым странам с наивысшими показателями национального дохода на душу населения и производительности труда.

В результате экономической реформы должны сформироваться рыночная инфраструктуpa и эффективный механизм достижения этой цели при логическом эволюционном развитии преобразований и поэтапном, конкретном достижении промежуточных задач.

Формирование рыночного механизма самоорганизации экономики и необходимой для этого инфраструктуры, а также условий, при которых рынок способен в определенной степени выполнять функции регулирования, - это достаточно продолжительный период, называемый нами переходным, промежуточным и имеющим этапы достижения своих конкретных вопросов.

В переходный период при формировании рыночной экономики принципиальные различия в стратегии преобразований и развитии хозяйства страны основаны, по нашему мнению, тремя постулатами: ролью государственных институтов, соотношением разных форм собственности, степенью решения социальных вопросов в рамках понятия социальной справедливости.

По выбору и использованию постулатов и их соотношений все мировое сообщество со зрелой рыночной экономикой можно практически разделить в развитии на два стратегических направления: а) неоклассическое, либеральное - основанное на полном отрицании государственной собственности и абсолютизации частной, при незначительной социальной функции государства; б) социально ориентированное - базирующееся на свободном сосуществовании разных форм собственности, индикативном планировании и прогнозировании, эффективной социальной функции государства.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.