p> Начав с реализации идей утопистов об уравнительном распределении "в
меру разумных потребностей и трудового вклада", планово-командная экономика
пришла, в конце концов, к тому, что главными критериями распределения здесь
стали послушность системе власти и служебное положение. При этом наиболее
ценные блага получали в первую очередь разнообразные начальники (в России
это получило название "системы закрытых распределителей"). Подавляющая же часть населения должна была "выслуживать" дефицитные
блага годами послушного труда, независимо от того, насколько производителен
и реально полезен был этот труд. Например, для получения талона на право
покупки мебельного гарнитура надо было отработать без конфликтов с
начальством 5 лет, а талона на покупку легкового автомобиля или ордера на
бесплатную квартиру - 15-20 лет. Поэтому, уверения идеологов социализма о том, что плановое ведение
хозяйства будет куда более рациональным, чем "стихия рынка" и обеспечит
невиданный в истории рост благосостояния граждан оказались абсолютно
ложными. Страны с планово-командной экономикой в ХХ веке полностью
проиграли экономическое соревнование странам с рыночной экономикой. Именно
поэтому в конце 80-начале 90-х годов этого века почти все бывшие
социалистические страны встали на путь коренного преобразования своих
экономических систем, воссоздавая частную собственность и рыночные
механизмы. Рыночная система (капитализм). Как же решаются главные экономические
вопросы в условиях рыночного хозяйства? Ответы на них даются с помощью одного-единственного механизма - цен,
формирующихся на рынках ресурсов и товаров (услуг). Именно цены подают
сигналы покупателю - что выгодно покупать, а производителю - что выгодно
изготавливать для продажи. Именно цены подсказывают производителю, какой
способ изготовления стоит избрать, а всем действующим лицам экономики, -
какую часть своих ресурсов потратить сегодня, а какую зарезервировать на
будущее. Естественно, что цены могут играть роль таких универсальных сигналов
лишь при определенных условиях их формирования и в определенной
экономической среде. Подробное знакомство с этими условиями и экономической
средой, в которой формируются и действуют рыночные цены, ждет нас впереди. Здесь же отметим, что решение главных проблем экономики с помощью
рыночных механизмов возможно потому, что поведение людей в сфере
хозяйственной деятельности обладает тремя особенностями: |1| люди стремятся к выгоде (а как ее понимать - разговор особый); |2| люди обычно действуют рационально, то есть ищут способы действий,
обеспечивающие им получение наибольшей выгоды; |3| люди научились обмениваться благами ради увеличения своей выгоды. Рынок создает наилучшие возможности для деятельности людей на основе
такой логики в силу самой его природы: получить здесь нужные тебе блага
можно только единственным способом - предложить в обмен нечто, желанное для
других. Иными словами, рынок заставляет каждого, будь он даже самым
отъявленным эгоистом, думать об интересах других: иначе его товар может
оказаться ненужным и вместо выгоды получатся одни убытки. При этом все - и
продавцы, и покупатели - каждый день ищут лучший вариант компромисса между
своими интересами. К сожалению, рынок как механизм распределения ограниченных ресурсов
при производстве экономических благ тоже не безупречен - он вовсе не
обеспечивает идеального решения всех проблем. Метод работы рынка - метод
проб и ошибок. И все же механизм рынка допускает куда меньше ошибок, а исправляет
допущенные ошибки быстрее, чем самые мудрые эксперты по планированию.
Причина проста - рынок на полную мощность "включает" личные интересы
каждого из его участников, а эти интересы - рычаг более мощный, чем самые
грозные распоряжения центральных плановых органов. Это вовсе не означает, что известные ныне механизмы рыночной
организации идеальны и в их работу общество в лице государства не должно
вмешиваться никогда и ни при каких условиях. Напротив - во всем мире
постоянно идет поиск способов совершенствования этих механизмов. И даже в
тех страна мира, которым посчастливилось избежать социалистических
революций и последующих экспериментов с планированием, рынок конца ХХ века
сильно отличается от способов хозяйствования начала века. Во многих странах рыночные процессы активно контролируются
государством, стремящимся предотвратить всякого рода кризисы и потрясения.
Через государственные органы перераспределяется и немалая часть
экономических ресурсов. И все же, как ни упорядочена, как ни регулируема государством
экономическая жизнь в развитых странах мира, ее основой остаются все те же
три элемента: частная собственность, частная инициатива и рыночное
распределение ограниченных ресурсов. Именно на рынках проверяется
правильность хозяйственных решений производителей товаров и их право на
получение прибыли как вознаграждения за свои усилия. Реальным же механизмом
формирования такой оценки является сопоставление затрат на производство
товаров и рыночных цен, по которым реально можно продать произведенные
товары. 3. ПУТЬ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ - СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА Сегодня всё чаще вместо понятия “экономические реформы” используется
понятие “модернизация экономики”. Ряд экономистов в качестве “русской идеи”
выдвигает идею модернизации России, что означает реконструкцию социально-
экономических, политических, культурных, религиозно-нравственных и других
основ жизни российского общества путём различных нововведений и
усовершенствований. Важное место в модернизации России должна занять
модернизация российской экономики. Причём большая часть исследователей
слово “модернизация” органично связывают с понятием “эволюционный подход”.
Итак, можно сформулировать задачу в экономической сфере: от радикальных
экономических реформ к эволюционной модернизации российской экономики.
Необходим поиск путей такой модернизации. Прежде всего, надо определить, куда идёт российская экономика, какова
модель будущей российской экономики. Уже ясно, что в результате радикальных
экономических реформ 90-х гг. Россия существенно продвинулась к
европейскому капитализму, к так называемому “дикому капитализму”, но с
российской спецификой - “с криминальным лицом”, хотя российский народ
вообще не приемлет капитализм как таковой. А европейская, американская и
японская экономика уже давно ушла от “дикого капитализма” к смешанной
экономике. Ошибка правящей элиты России состояла в том, что она с самого
начала неверно определила основную цель экономических реформ, как переход
от командной экономики к рыночной экономике. Вторая ошибка правящих
либералов - это радикализм, отказ от эволюционных преобразований экономики.
В результате вместо созидания мы имеем только разрушение и системный
кризис, охвативший российскую экономику. На мой взгляд, основной задачей в
области экономики должна стать эволюционная модернизация российской
экономики с целью созидания смешанной экономики, с учетом российской
специфики и мировых тенденций. Экономисты должны решить вопрос, что следует понимать под смешанной
экономикой. Преобладает упрощённое понятие смешанной экономики как единства
трёх подсистем: рыночной экономики, традиционной экономики и командной
экономики. По моему мнению, смешанная экономика – это система экономических
структур (подсистем), выступающая как “мозаичная целостность” и включающая
в себя не три, а намного больше структур. Как я полагаю, российская
экономика должна стать системой следующих экономических подсистем: 1. единая многонациональная экономика, обеспечивающая союз этносов, а не союз суверенных государств; 2. корпоративная экономика социальной и этической ответственности, на началах равноправного участия; 3. финансовая экономика духовной и социальной ориентации; 4. социальная рыночная экономика; 5. регулируемая рыночная конкурентная экономика; 6. кооперативная экономика, основанная на соучастии; 7. коллективная частная экономика на основе гуманной экономической демократии; 8. транснациональная экономика на основе сотрудничества и диалога; 9. глобальная экономика, учитывающая национальные и общечеловеческие интересы; 10. традиционная экономика, несущая в себе российские национальные традиции; 11. военная экономика, обеспечивающая национальную безопасность; 12. межрегиональная экономика, построенная на принципах единства, сотрудничества и взаимной помощи; 13. государственная экономика, реорганизованная на базе гражданской собственности и управляемая по системе самоуправления; 14. духовная экономика; 15. экологическая экономика; 16. космическая экономика. Модель смешанной экономики [pic] Основными признаками (критериями) каждой экономической системы,
входящей в смешанную экономику, на мой взгляд, должны быть следующие: . идеи, применяемые виды знаний, наука, технологии, ресурсы как материальные и идеальные средства движения экономической системы; . способ или тип самоорганизации экономической системы, характер воспроизводства материальных и духовных благ, организация мер по принятию решений; . основные субъекты экономической системы; . основные формы собственности, определяющие сущность экономической системы. Система прав собственности, контроля и доходов; . основные виды деятельности, присущие экономической системе. Связь экономической жизни с важными руководящими органами социальной и политической жизни. Структура экономики; . основные движущие силы экономической системы. Механизмы обеспечения информацией и координации; . основные законы движения экономической системы. Формы и направления экономических процессов; . основные ценности и цели эволюции экономической системы. Механизмы постановки целей и формирования ценностей; . основные мотивы и стимулы человеческой деятельности, присущие экономической системе. Побуждения действовать. Принципы универсализма и индивидуализма. . система специфических потребностей, присущих экономической системе; . основные типы экономического поведения людей, присущие экономической системе; . основные противоречия движения экономической системы. Какова цель смешанной экономики? Цель экономики нельзя установить в
отрыве от человека. Экономика должна перестать быть самоцелью или средством
достижения власти, а должна рассматриваться в контексте культуры и
экологии. Экономика существует постольку, поскольку существует человек и
человечество. Я поддерживаю точку зрения швейцарского исследователя А.
Риха, что экономика не самостоятельная система, а создана человеком для
человека, и её фундаментальное предназначение – это служение жизни. Ставя человека в центр экономики, мы должны принципиально по-иному
посмотреть на понятие “экономический человек”. Оно охватывает сегодня весь
спектр личности человека. Новый подход к человеку в экономике, к субъекту в
экономике есть изменение самого содержания и сущности субъекта экономики.
России легче, чем странам Запада, формировать качественно нового субъекта
экономики, ибо россияне ещё полностью не покрылись “ржавчиной
потребительского общества”. 3.1. К методологии анализа смешанной экономики Теория смешанной экономики не является результатом некой
идеологической концепции, предшествовавшей экономической практике,
концепцией, под которую приходилось насильственно подгонять реальные
экономические процессы. В сложном диалектическом взаимодействии
"экономической теории" и "экономической практики" относительная
самостоятельность первой зачастую приводит к тому парадоксу, какой К. Маркс
называл "возведением второго этажа раньше первого", т. е. ситуацией, когда
построение теории упреждает реальность становления соответствующей
практики. Однако в случае с формированием теории смешанной экономики ситуация,
по нашему мнению, сложилась не только в соответствии с предопределенностью
субъективного объективным, но и даже, как нам представляется с некоторым
запозданием. Во всяком случае, трудно отрицать что реальные процессы
становления отдельных фрагментов смешанной экономики осуществлялись гораздо
раньше, чем экономическая теория пришла к осознанию и постановке проблемы
смешанной экономики как предметного феномена современной экономической
науки. Наиболее яркими примерами, свидетельствовавшими о грядущей эпохе
победы смешанной экономики, мы усматриваем в ленинской системе "новой
экономической политики" и концепции американских либералов о конвергенции
двух экономических систем. Нетрудно заметить, что и "нэповский" вариант, и
вариант конвергенции были очень близки к современной трактовке смешанной
экономики, однако были ограниченны идеологическими подходами. И именно эта
идеологизация до сих пор препятствует объективной оценке того
эвристического потенциала, который содержался в названных концепциях. Действительно, ленинская модель нэповского социализма вполне может
быть охарактеризована как разновидность смешанной экономики, потому, что
она предполагала одновременное сосуществование двух политико экономически
альтернативных секторов (по ленинской терминологии - "укладов") -
капиталистический и социалистический. В современной интерпретации за этими, крайне идеологизированными,
характеристиками скрываются общепринятые сегодня определения -
"государственный" (он же - "социалистический") и "негосударственный" (он же
- "капиталистический") секторы. Хотя, конечно, в ленинской трактовке эти
характеристики приобретали скорее социально-политический, чем политико-
экономический смысл. Спустя полвека после ленинской концепции нэповского социализма
западные экономисты-социологи выдвинули теорию конвергенции, воспроизведя,
сами того не зная, ленинскую идею, но только в мировом масштабе. Таковы были, пожалуй, две самые экзотические и ранние в истории
современной экономической мысли постановки будущей концепции смешанной
экономики. "Смешанного" в этих двух концепциях то, что, и та, и другая
предполагали взаимодействующее сосуществование двух различных (и даже
альтернативных) механизмов функционирования экономических процессов -
"частного" и "общественного". 4. Стратегия переходного периода В Российской Федерации в настоящее время происходят коренные
преобразования, как в базисных структурах общества, так и в надстроечных.
Применительно к экономике это означает переход от системы хозяйствования,
организованной как своего рода одна большая фабрика, целиком, принадлежащая
государству и им же управляемая, к системе рыночного хозяйства,
характеризующегося смешанной экономикой при доминировании частной и
коллективной форм собственности на средства производства, конкуренцией и
состязательностью самостоятельных хозяйствующих субъектов, особой ролью
государства как одного из регуляторов производства. При исследовании столь сложной и многогранной проблемы, какой является
формирование эффективного комплекса мероприятий и механизма преобразований,
обеспечивающих переход от плановой экономики к рыночной, совершенно
необходимо выяснить общетеоретические вопросы определения социально-
экономических целей реформирования производительных сил и производственных
отношений общественного хозяйства. Основной целью радикальных преобразований следует считать достижение
Российской Федерацией уровня экономического и социального развития,
соответствующего передовым странам с наивысшими показателями национального
дохода на душу населения и производительности труда. В результате экономической реформы должны сформироваться рыночная
инфраструктуpa и эффективный механизм достижения этой цели при логическом
эволюционном развитии преобразований и поэтапном, конкретном достижении
промежуточных задач. Формирование рыночного механизма самоорганизации экономики и
необходимой для этого инфраструктуры, а также условий, при которых рынок
способен в определенной степени выполнять функции регулирования, - это
достаточно продолжительный период, называемый нами переходным,
промежуточным и имеющим этапы достижения своих конкретных вопросов. В переходный период при формировании рыночной экономики принципиальные
различия в стратегии преобразований и развитии хозяйства страны основаны,
по нашему мнению, тремя постулатами: ролью государственных институтов,
соотношением разных форм собственности, степенью решения социальных
вопросов в рамках понятия социальной справедливости. По выбору и использованию постулатов и их соотношений все мировое
сообщество со зрелой рыночной экономикой можно практически разделить в
развитии на два стратегических направления: а) неоклассическое, либеральное - основанное на полном отрицании
государственной собственности и абсолютизации частной, при незначительной
социальной функции государства; б) социально ориентированное - базирующееся на свободном
сосуществовании разных форм собственности, индикативном планировании и
прогнозировании, эффективной социальной функции государства.
Страницы: 1, 2, 3
|