Меню
Поиск



рефераты скачать Государственный и частный сектор экономики

Государственный и частный сектор экономики

Содержание.

    Введение……………..…………..…………..…………...…………...…....2

1.     Государственный сектор экономики…...…………...…………...…4

1.1.          Понятия государственного сектора, государственной собственности, их роль в экономике……………………….4

1.2.           Опыт развитых стран по управлению государственным сектором в экономике………………………………………………………8

2.     Частный сектор экономики…………………………………………..11

2.1.          Понятие частного сектора, его значение для экономики………………………………………………………11

2.2.          Опыт развивающихся стран в развитии частного сектора……………………………………………………………13.

2.3.           Становление частного сектора экономики в России……………17

3.     Механизмы взаимодействия государственного частного сектора в экономике. ………………………………………………………………21

3.1.          Проблема оптимального соотношения государственного и частного сектора в экономике России……………………….21

3.2.          Приватизация и изменение роли государства в рыночной экономике как основа формирования частного сектора……………………………………………………………29

Заключение. ……………………………………………………………………..34

Список литературы. ……………………………………………………………38

Приложения. …………………………………………………………………….43

Введение.

Изучение опыта государственного участия в экономическом развитии передовых стран мира интересно и познавательно само по себе. Но для нас существует еще и проблема использования такого опыта с учетом ошибок предшественни­ков. его адаптации к современным рыночным ус­ловиям России. Роль государства в экономичес­кой жизни огромна. И так было на протяжении последних пяти столетий, хотя роль эта постоян­но менялась. Призывы резко ограничить вмеша­тельство государства в экономику отражали все­го лишь противостояние окрепшей промышлен­ной буржуазии сначала феодальному, а затем новому государству, уже буржуазному, но вос­принявшему многое от феодализма. После пол­ного утверждения капиталистических рыночных отношений идеологи нового строя вынуждены были отказаться от категорического отрицания роли государства в хозяйственной жизни.

На сегодняшний момент острой проблемой нашего государства является его роль в экономической системе. Также стоит серьёзная проблема – развитие своего рынка и расширение экономики. Так как у нас не развита собственная промышленность, следовательно, я думаю, что стоит более глубоко изучить этот вопрос. И каким образом его решить?

Во всех  экономических системах государство регулирует экономику. Такое регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно-командной системе. Тем не менее, и здесь экономическая роль государства велика.

В экономике России большой упор делается на централизованное планирование. Наша экономика представляет собой преимущественно рыночную систему. Вместе с тем экономические функции государства играют в ней очень существенную роль.

Количественно выразить экономическую роль государства нелегко. Весьма грубым показателем удельного веса рынка и государства в экономике служит тот факт, что в настоящее время около 4/5 национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под эгидой государства. Но помимо финансирования производства государство осуществляет ряд программ социального страхования и социального обеспечения, ставя своей целью перераспределение дохода в частном секторе экономики. Статистика показывает, что налоги и общий объём государственных расходов – на покупку товаров и услуг и на социальные программы – составляют приблизительно 1/3 национального продукта. Наконец, множество трудно поддающихся количественному изменению регулирующих мер, предназначенных, для защиты окружающей среды, охраны здоровья и труда рабочих, защиты потребителей от опасных продуктов, обеспечения равного доступа к вакантным рабочим местам и контроля за практикой ценообразования в определённых отраслях, вовлекает государство практически во все сферы экономической деятельности. Экономическая роль государства, несомненно, велика и всеобъемлюща. В отличие от модели чистого капитализма нашу экономику лучше характеризовать как смешанный капитализм. Функционирование частного сектора на основе рыночной системы модифицируется самыми разными способами государственным сектором.

Ученые – экономисты, как зарубежные, так и отечественные, давно занимаются проблемами взаимоотношений государственного и частного сектора, вопросами о роли государства и степени его влияния на частный сектор экономики. Но единой точки зрения, общей теории так и не было выработано.

1.    Отказ государства от доведения обязательных плановых заданий предприятиям и прямого вмешательства в их деятельность   сопровождался мерами по созданию многоукладной экономики -  формированию частной собственности и преобразованию   государственных предприятий и организаций в частные и      смешанные. 1. Государственный сектор экономики.

 

1.1.        Понятия государственного сектора, государственной собственности, их роль в экономике.

 Помимо участия государства в экономике в качестве регулирующей силы, оно действует и в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта – это так называемый государственный сектор.

Государственный секторкомплекс хозяйственных субъектов, целиком или частично принадлежащих центральным или местным государственным органам.

Основой государственного сектора является совокупность государственных предприятий, которые независимо от сферы деятельности и национальных особенностей можно сгруппировать в три большие группы:

1)     несамостоятельные публично-правовые предприятия (монетные дворы, тюрьмы, государственные и муниципальные колы, детские сады);

2)     самостоятельные предприятия, действующие в рамках публичного права (почта, железные дороги, государственные холдинги и корпорации);

3)      юридически самостоятельные предприятия, действующие в рамках частного права (в форме акционерных обществ).

Важную роль в современной экономике играет государственное предпринимательство.

Государственное предпринимательствоинициативная деятельность предприятий и других государственных структур, направленная на получение прибыли и осуществляемая непосредственно собственником имущества или управляющим на условиях договора (контракта).  

Низкая эффективность функционирования государственных предприятий и большие расходы государства на их содержание часто ведут к осуществлению приватизации[1].

  В нормативных актах и экономической правоприменительной                   практике в настоящее время соседствуют различные толкования                   понятия “госсектор экономики”. В соответствии с наиболее полным определением он включает государственные унитарные   предприятия (на правах хозяйственного ведения и оперативного управления), госучреждения, хозяйственные общества (открытые   акционерные общества) с долей госсобственности, превышающей  50% уставного капитала, а также открытые акционерные общества    с государственным участием, в которых государство наделено     правом “золотой акции”[2].

Понятия “госсектор” и “госсобственность” в нашем понимании не                   совпадают[3]. С одной стороны, госсектор включает в себя не только предприятия, основанные на госсобственности, но и    хозяйственные общества, где отношения между участниками регулируются обязательственными правами. Помимо отношений  собственности, возникающих по поводу владения, пользования и                   распоряжения государственными унитарными предприятиями, в                   госсекторе появляются отношения по поводу участия государства в управлении акционерным капиталом, которые регулируются нормами обязательственного права, а не права собственности. С другой стороны, существуют объекты госсобственности, не относящиеся прямо к госсектору.

Текущее состояние управления госсектором свидетельствует об                   отсутствии какого-либо специфического механизма управления                   госпредприятиями.

  Реальное положение унитарных предприятий ничем не отличается  от положения хозяйствующих единиц частного сектора. Их   отношения с государством ограничиваются перечислением  налоговых платежей в бюджет (а для казенных предприятий и      дополнительных платежей из прибыли). Система управления акционерными обществами с преобладающей долей государства в  совокупном количестве голосующих акций не позволяет выявить  значительных различий между положением государства-акционера и     частных акционеров, поскольку имущественные права   государства-акционера регулируются в общем порядке нормами   законодательства об акционерных обществах.

Все это свидетельствует о том, что госсектор как специфический                  объект управления в экономике не выделен[4]. Такой подход                   законодательно закреплен в Законе о Федеральном бюджете и    Законе о бюджетной классификации, так как ни один из видов   бюджетной классификации не позволяет определить долю бюджетных  средств, направляемую централизованно на нужды госсектора.

Характер взаимодействия государства и госпредприятий в                   настоящее время соответствует характеру взаимодействия его с                   частными предприятиями[5]. В то же время значительная часть                   госпредприятий еще в течение длительного времени будет   нуждаться в помощи государства, и в этой связи необходимо его    вмешательство по определенным правилам в их деятельность.

Очевидно, что методы управления государственными унитарными      предприятиями и корпорациями с преобладающей голосующей долей   государства должны быть различными. Особое внимание, на наш      взгляд, следует уделить вопросам создания и функционирования  холдингов и финансово-промышленных групп под контролем      государства как наиболее перспективных и жизнеспособных структур, деятельность которых позволит обеспечить и  поддержать устойчивый экономический рост.

Одно из перспективных направлений развития госсектора –                 создание вертикально-интегрированных структур, в которых головная организация находится под контролем государства.  Поскольку для таких структур нет законодательного запрещения    формировать сеть дочерних обществ, контролируемых частным   капиталом, это повсеместно осуществляется на практике. По  мнению ряда экономистов, преобладающее участие государства в    головной организации достаточно для того, чтобы компания в                   целом осталась под государственным контролем. Однако мы    считаем, что в подобных структурах, несмотря на формальное  соответствие законодательству, возникает естественный конфликт  интересов, порождающий целую серию легальных и полулегальных   схем увода корпорации из-под государственного контроля.

Определить объем госсобственности чрезвы­чайно трудно. Действительно, как ее измерить. если рынок не в состоянии правильно оценить ка­питализацию предприятий? Вопросов подобного рода множество, а ответов на них практически нет. Ведь до сих пор не произведена инвентариза­ция госпредприятий, госимущества в стране и за рубежом. Статистика госсектора сводится поэто­му к измерению величины доходов, которые фак­тически поступают в бюджеты всех уровней, а также субсидий, дотаций, субвенций. А это есть статистика всего лишь финансов госсектора.

Диапазон составляющих государственного (публичного) сектора очень велик: от чисто госу­дарственных предприятий до смешанных, от фи­нансов центрального правительства до финансов органов местного самоуправления, от прямого владения правительством предприятиями, произ­водственными фирмами (то есть государственная предпринимательская деятельность) до чисто правовых способов воздействия на частные фир­мы. от сугубо национальных до международных организаций и финансов. Отсюда ясно. что мас­штабы государственной (публичной) экономики огромны, хотя и трудно определимы с высокой точностью.


1.2.        Опыт развитых стран по управлению государственным сектором в экономике.

История взаимоотношений американского государства с рынком, со свободным предпринимательством носит уникальный характер. В Америке сложились по-своему идеальные условия для становления и развития капитализма, для формирования государства, вырастающего и крепнущего вместе с укоренением в хозяйственной жизни экономических принципов. Иначе говоря, государство и рынок в США набирали силу одновременно, хотя при этом экономическая функция государства в наибольшей мере проявилась лишь в I пол. XX века. Из всего многообразия факторов, определяющих природу и причины богатства Америки, выделим роль государства и попытаемся выявить движущие силы активной позиции государства в переломные периоды развития американского общества[6].

Еще в XIX веке в США экономические кризисы не несли угрозы значительных разрушений, и экономическая роль государства предопределялась общей логикой хозяйственного развития страны – укреплением промышленности, строительством ж/д, образованием крупных корпораций, а не «тушением» вспышек циклических кризисов. В этот период государство разными методами стимулировало развитие национальной экономики, предоставляло частному бизнесу свободу инициативы и целевую поддержку.[7] К концу XIX века бурный рост промышленных и банковских «гигантов» вынудил государство начать разрабатывать и внедрять антитрестовское законодательство, чтобы поддержать конкурентный механизм национальной экономики, обеспечить национальную экономическую безопасность.

Если же попытаться дать определение экономически эффективного государства, то в самом общем виде можно сказать, что это государство, которое отстаивает свои национальные интересы и обеспечивает свою национальную экономическую безопасность в условиях неограниченной международной конкуренции. Количественное выражение такого определения равнозначно выявлению оптимума между открытостью национальной экономики и поддержкой своих производителей на внутреннем и внешнем рынках. В этой связи новый ракурс получает рассмотрение экономической роли государства в целом. Так как условия развития мирового хозяйства и американской экономики в конце второго тысячелетия существенно отличаются от подобных условий начала и даже середины XX века, то появляется возможность исследовать экономическую роль государства не по степени вмешательства в рыночный механизм, а по степени участия в обеспечении внутренних и внешних условий функционирования национальной экономики. Иными словами, экономически эффективным государство может быть только тогда, когда эффективной является сама экономика. Но и при «плохом» государстве не может быть «хорошей» национальной экономики, развивающейся на основе рыночных принципов.

Опираясь на частную собственность во всех ее проявлениях, американская экономика постепенно расширяла свою базу, которая своей устойчивости она обязана многообразию форм собственности и организационных видов предпринимательства. Если в стране существование и развитие той или иной формы собственности определяются экономическими причинами, а не чисто административными ограничениями, то снимаются предпосылки для нелегального бизнеса, и любой предприниматель может рассчитывать при необходимости на защиту государства, которому он платит налоги.

Очевидно, с этой точки зрения государство может считаться экономически эффективным только тогда, когда в стране сохраняется возможность для эффективного функционирования любого вида предпринимательства в рамках существования хозяйственного законодательства.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.