p>Воздействие на цены служит глобальным целям государственного регулирования экономики, целям конъюнктурной и структурной политики, борьбе с инфляцией, усилению национальной конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряженности. Воздействие государственной экономической политики на другие объекты регулирования, в свою очередь, отражается на процессах формирования цен.Конкретные акции в области цен могут иметь краткосрочные или даже экстренные цели, которые могут в данный конкретный момент не совпадать с другими целями, но в конечном итоге они всегда служат генеральной цели государственного регулирования - оптимизации темпов и пропорций экономического развития и стабилизации социальной системы Классическая политическая экономия рассматривала свободно складывающиеся на рынке цены как главный элемент механизма поддержания равновесия между спросом и предложением. Однако в действительности идеальной всеобщей и полной свободы ценообразования никогда не было[7]. Весь вопрос в степени и формах ограничения свободной игры цен. Даже если абстрагироваться от возможностей сговора производителей и продавцов, на протяжении всей истории капитализма можно проследить воздействие государства на цены. Тарифы на услуги государственных железных дорог, почты, телеграфа, продажа продовольствия из государственных запасов в неурожайные годы, таможенная политика и косвенное налогообложение, существенным образом воздействующие на внутренние цены, - вот далеко не полный перечень мер государственного регулирования цен за последние 100 - 150 лет. Первая мировая война, начавшаяся вслед за ней депрессия и кризис послужили переломным моментом в истории государственного регулирования цен. Х.Мюллер писал по этому поводу, что политические и экономические потрясения в государстве и обществе вызвали осознание того, что в интересах лучшего функционирования хозяйства, более равномерного распределения и избежания опасности революционного переворота было бы целесообразно, чтобы государство взяло на себя заботу по регулированию хозяйственного процесса и поддержанию справедливых цен. Попытки регулировать цены в условиях инфляции и кризиса путем внешнеторговой политики оказались несостоятельными. К середине 30-х годов во многих развитых странах с рыночной экономикой были приняты законы, предоставляющие государству полномочия по воздействию на цены, вплоть до их замораживания, и государственные мероприятия по воздействию на цены стали составным элементом государственного регулирования экономики. Государственные мероприятия по регулированию цен могут носить законодательный, административный и судебный характер. Принятые парламентами законы создают правовую основу отношений между хозяйственными субъектами, а также между ними и государством в сфере ценообразования. Комплекс этих законов представляет собой ценовое право, входящее составной частью в гражданское право. На основе этого права уполномоченные государственные органы осуществляют административную деятельность по регулированию цен. В случае нарушения законов виновные могут быть привлечены к судебной ответственности. Законопроекты по ценам, как и по другим хозяйственным вопросам, вносятся в парламенты партийными фракциями, независимыми депутатами или правительством, непосредственно мероприятия по регулированию цен осуществляют министерства экономики, финансов и центральный банк. В ряде стран существуют министерства торговли, сельского хозяйства. Они также оказывают влияние на ценообразование. Во многих странах в конце 60 - в 70-х годах были созданы межминистерские советы по ценам, они имеют наблюдательно-совещательные функции. В каждой стране при правительстве или отдельных его органах существуют экспертные комитеты, куда входят известные специалисты, и советы, в которых заседают представители профсоюзов, союзов крестьян, торговцев, предпринимателей и представители государственных органов; комитеты призваны консультировать государственные органы по вопросам цен и выражать свое мнение по поводу ценовых законопроектов. Рассмотрим государственное регулирование цен в исторической и логической последовательности. Наблюдение за ценами является первичной формой государственной активности в этой области. Дело не только в том, что с него началось государственное регулирование цен; в настоящее время наблюдение за ценами служит основой, на которой базируются все государственные акции в этой области. Наблюдением за ценами занимаются центральные статистические управления. Самостоятельные исследования движения цен часто проводят научно-исследовательские центры профсоюзов, специальные комиссии по заданиям руководства партий, международных организаций. Главная цель наблюдения за ценами со стороны государственных органов и социальных партнеров - изменение роста стоимости жизни для определения индекса ежегодного номинального повышения заработной платы и пенсий, а также для выяснения влияния роста цен на издержки производства и национальную конкурентоспособность. Государство может оказывать воздействие на цены, вводя ил отменяя количественные и таможенные ограничения во внешней торговле, вступая в интеграционные союзы, изменяя учетную ставку, варьируя налоги, осуществляя эмиссию денег и т.д. Косвенное влияние на цены оказывают, по существу, все государственные регулирующие акции, какой бы цели они не служили. Государственное вмешательство в процесс ценообразования осуществляется путем санкционированного правительственными органами завышения издержек производства через включение в себестоимость завышенных амортизационных списаний и отчислений в другие фонды. В результате этого в целых отраслях возникает ситуация, когда “издержки подпирают цену”, т.е. расчетные (а не действительные) издержки производства оказываются на всех предприятиях отрасли в результате объявленных правительством льгот настолько высоки, что повышение цен становится само собой разумеющимся явлением, а так как льготы распространяются на всю отрасль, то внутриотраслевая конкуренция в условиях благоприятной конъюнктуры не может быть достаточным препятствием для роста цен. Прямым государственным вмешательством в процесс ценообразования является государственная политика установления цен на так называемые акцизные товары. Непосредственное воздействие на формирование цен оказывают государственные субсидии. Один из видов таких субсидий - ценовые - предусматривает снижение цен путем специальных доплат производителю или потребителю. Прямое воздействие на цены и лидерство в ценах имеет место в отраслях, где доля государства в потреблении товаров и услуг значительна, например, в военных отраслях промышленности, в ряде подотраслей строительства. Правительственные органы, являясь постоянными покупателями или заказчиками определенных видов товаров и услуг у частных фирм, устанавливают по договоренности с партнерами “конкретные цены”, которые становятся затем базовыми ценами для отрасли. Эффективным средством регулирования цен является налог на добавочную стоимость. Этот налог производители включают в цену товара или услуги, и дифференцированные изменения ставок этого налога непосредственно воздействуют на цены. Особым направлением государственной экономической политики является государственное воздействие на внешнеторговые цены. Государственное поощрение экспорта, освобождение экспортеров от налогов (возврат налогов), а в некоторых странах - экспортные субсидии, предоставление льготных кредитов и транспортных тарифов существенным образом отражаются на условиях ценовой конкуренции на мировом рынке[8]. Установление цен на минеральное сырье, добываемое в государственных шахтах, на электроэнергию с государственных электростанций и железнодорожные, почтово-телеграфные тарифы - пример фиксации цен на товары и услуги госсектора. Эти искусственно заниженные цены и тарифы способствуют снижению издержек производства в частном хозяйстве и повышению национальной конкурентоспособности за счет искусственно пониженной рентабельности или дефицитности этих объектов государственной собственности. Фиксация цен или установление пределов их повышения в негосударственном секторе - типичное средство административного хозяйственного регулирования. Применяется оно редко и, как правило, в условиях рыночного хозяйства является неэффективным в долгосрочном и даже среднесрочном аспекте. Используется чаще всего в исключительных случаях в качестве средства ослабления социальной напряженности.
Контроль над ценами на определенные виды товаров
осуществляется национальными органами. Примерами могут служить установление цен
на уголь и черные металлы Европейским объединением угля и стали, ежегодное
установление закупочных цен на сельскохозяйственные продукты в Европейском союзе
(ЕС), участие стран в международных конференциях, организациях по отдельным
видам товаров, тарифам на воздушные перевозки.
Понятие и виды монопольных цен
Под монопольной понимается цена,
которая устойчиво отклоняется от ее возможного уровня на конкурентном рынке,
сложившегося под воздействием спроса и предложения, устанавливаемая
хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке,
в целях реализации своих экономических интересов за счет злоупотребления
монопольной властью. Монопольные цены подразделяются на монопольно высокие и
монопольно низкие. Монопольно высокой признается цена товара,
устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на
товарном рынке, с целью компенсации необоснованных затрат, вызванных недоиспользованием
производственных мощностей, и (или) получения дополнительной прибыли в
результате снижения качества товара. Монопольно низкая цена - цена
приобретаемого товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим
доминирующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в целях
получения дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за
счет продавца, или цена товара, сознательно устанавливаемая хозяйствующим
субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве
продавца, на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара. В отношении
хозяйствующего субъекта, доминирующего на рынке в качестве продавца или
покупателя, в случае установления монопольно высоких (низких) цен применяются
санкции и меры ответственности в соответствии с антимонопольным
законодательством.
Заключение
Одним
из главных объектов государственного регулирования являются - цены. Динамика и
структура цен отражает состояние экономики. В то же время сами цены сильно
влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость
национальной валюты, социальную атмосферу.
Исходя
из вышесказанного следует отметить, что:
-
Фирмы
подходят к проблемам ценообразования по-разному. В мелких фирмах цены часто устанавливаются
высшим руководством. В крупных компаниях проблемами ценообразования обычно
занимаются управляющие отделений и управляющие по товарным ассортиментам;
-
Цена представляет собой денежное выражение стоимости
товара;
-
Цена является инструментом коммерческой политики предпринимателя,
поэтому выбор методов и правил свободного ценообразования организации
предопределяется основными целями ее коммерческой политики;
-
В
соответствии со статьей 71 (пункт "ж") Конституции РФ основы ценовой
политики относятся к предметам исключительного ведения Федерации;
-
Публично-правовые
основы ценообразования охватывают как государственное, так и муниципальное
управление. Оба вида публичного регулирования цен должны осуществляться в
единых формах, соответствующих экономическому единству Федерации;
-
Порядок
определения рыночной цены для целей налогообложения достаточно подробно изложен
в п. 3-11 ст. 40 НК РФ;
- Воздействие на цены служит глобальным целям государственного регулирования экономики, целям конъюнктурной и структурной политики, борьбе с инфляцией, усилению национальной конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряженности. Воздействие государственной экономической политики на другие объекты регулирования, в свою очередь, отражается на процессах формирования цен;
-
Государственные
мероприятия по регулированию цен могут носить законодательный, административный
и судебный характер;
-
Прямым
государственным вмешательством в процесс ценообразования является
государственная политика установления цен на так называемые акцизные товары.
Прямое воздействие на цены и лидерство в ценах имеет место в отраслях, где доля
государства в потреблении товаров и услуг значительна, например, в военных
отраслях промышленности, в ряде подотраслей строительства;
-
Особым
направлением государственной экономической политики является государственное
воздействие на внешнеторговые цены;
Список литературы. 1. Бункина М.К,.Семенов В.А Макроэкономика. Учебное пособие.. Издательство “Эльф К - пресс”. Москва 2004. 2. Булатова А.С. Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов. Под редакцией кандидата экономических наук, доцента. Издательство БЕК. Москва 2004 3. Определение цены реализации товара для целей налогообложения Кучер О. // "Актуальная тема" Русаудит №3 2003. 4. Рыночная экономика. Учебник. Том 1, часть 1. Издательство “Соминтек”. Москва 2004 5. Хайнц, Ламперт Социальная рыночная экономика. Германский путь.. Издательство “Дело”. Москва 2004. 6. English-Russian Business Dictionary. Ants Pihlak. TEA Language Center Ltd., 2004.
[1] Булатова А.С. Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов. Под редакцией кандидата экономических наук, доцента. Издательство БЕК. Москва 2004
[2] Булатова А.С. Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов. Под редакцией кандидата экономических наук, доцента. Издательство БЕК. Москва 2004
[3] Рыночная
экономика. Учебник. Том 1, часть 1. Издательство “Соминтек”. Москва 2004
[4] Рыночная экономика. Учебник. Том 1, часть 1. Издательство “Соминтек”.
Москва 2004
[5] Определение цены реализации товара для целей налогообложения Кучер О.
// "Актуальная тема" Русаудит №3 2003.
[6] Определение цены реализации товара для целей налогообложения Кучер О.
// "Актуальная тема" Русаудит №3 2003.
[7] Хайнц, Ламперт Социальная рыночная экономика. Германский путь..
Издательство “Дело”. Москва 2004.
[8] Булатова
А.С. Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов. Под
редакцией кандидата экономических наук, доцента. Издательство БЕК. Москва 2004.
Страницы: 1, 2, 3
|