|
ВведениеГосударственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально - экономической системы к изменяющимся условиям. В России по мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики. Постоянным объектом внимания государственных регулирующих органов является денежное обращение. Основная направленность регулирования денежного обращения - борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики. Регулирование денежного обращения опосредованно воздействует и на другие объекты - условия накопления, цены, социальные отношения. Состояние платежного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют, торгово-договорной политики и участия в международной экономической интеграции. Одним из главных объектов государственного регулирования являются - цены. Динамика и структура цен отражает состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу. Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и на другие объекты государственного регулирования экономики, например, заинтересовать частные фирмы в развитии научных исследований и внедрении их результатов, в экспорте товаров, капиталов и накопленных знаний и опыта. Изучаются и совершенствуются законы по соблюдению правил конкуренции, социальной защите, охране окружающей среды. Объектом курсовой работы является государственный аппарат как регулирующий орган экономики в условиях рыночного хозяйства. Предметом исследования является ценовая политика государства один из рычагов государственного регулирования. Цель работы – показать значимость ценовой политики в системе государственного регулирования экономики в условиях рыночного хозяйства. Планом работы определены соответствующие задачи. 1. Цели, задачи и функции цены. Перед всеми коммерческими и многими некоммерческими организациями встает задача назначения цены на свои товары и услуги. В условиях рынка ценообразование является весьма сложным процессом, подвержено воздействию многих факторов и, конечно, базируется не только на рекомендациях маркетинга. Но выбор общего направления в ценообразовании, подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия и услуги для увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения производства и укрепления рыночных позиций предприятия является функцией маркетинга. Цены и ценовая политика - одна из главных составляющих маркетинговой деятельности, роль которой все более возрастает . Цены находятся в тесной зависимости с другими переменными маркетинга и деятельности фирмы. От цен во многом зависят достигнутые коммерческие результаты, а верная или ошибочная ценовая политика оказывает долговременное (положительное или отрицательное) воздейсьвие на всю деятельность фирмы. Суть целенаправленной ценовой политики в маркетинге заключается в том, чтобы устанавливать на товары фирмы такие цены и так варьировать ими в зависимости от положения на рынке, чтобы овладеть его определенной долей, обеспечить намеченный объем прибыли и решать другие стратегические и оперативные задачи. При определении общей ценовой политики отдельные решения (взаимосвязь цен на товары в рамках ассортимента, использование специальных скидок и изменений цен, соотношение своих цен и цен конкурентов, метод формирования цен на новые товары) увязываются в интегрированную систему[1]. Установление единой цены для всех покупателей - идея сравнительно новая. Исторически сложилось, что цены устанавливали продавцы и покупатели в ходе переговоров друг с другом. Продавцы обычно запрашивали цену выше той, что надеялись получить, а покупатели - ниже той, что рассчитывали заплатить. Поторговавшись, они в конце концов сходились на взаимо приемлемой цене. Единые цены получили распространение только в конце XIX в. с возникновением крупных предприятий розничной торговли, которые рекламировали "строгую политику единых цен", потому что предлагали большое разнообразие товаров и держали большое количество наемных работников. Исторически цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. Это положение до сих пор справедливо в бедных странах среди неимущих групп населения применительно к продуктам типа товаров широкого потребления. Однако в последние десятилетия на покупательском выборе относительно сильнее стали сказываться ценовые факторы, такие, как стимулирование сбыта, организация распределения товара и услуг для клиентов. Фирмы подходят к проблемам ценообразования по-разному. В мелких фирмах цены часто устанавливаются высшим руководством. В крупных компаниях проблемами ценообразования обычно занимаются управляющие отделений и управляющие по товарным ассортиментам. Но и здесь высшее руководство определяет общие установки и цели политики цен и нередко утверждает цены, предложенные руководителями низших эшелонов. В отраслях деятельности, где факторы ценообразования играют решающую роль (аэрокосмическая промышленность, железные дороги, нефтяные компании), фирмы часто учреждают у себя отделы цен, которые либо сами разрабатывают цены, либо помогают делать это другим подразделениям. Среди тех, чье влияние также сказывается на политике цен, управляющие службой сбыта, заведующие производством, управляющие службой финансов, бухгалтеры[2]. Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара. Разновидностью цены является тариф - цена на оказываемые услуги и выполняемые работы. В юридической литературе цена рассматривается как экономическая и правовая категория. Цена как экономическая категория формируется с учетом уровня потребительского спроса на продукцию; эластичности спроса, сложившегося на рынке этой продукции; возможности реакции рынка на изменение выпуска предприятием этой продукции; мер государственного регулирования ценообразования; уровня цен на аналогичную продукцию предприятий-конкурентов и др. В качестве юридической категории цена выступает существенным условием ряда договоров, базой для формирования налога на добавленную стоимость, акцизов, снабженческо-сбытовых, торговых надбавок, а также имеет ряд других значений. Можно выделить следующие виды цен. В зависимости от роли государства цены могут быть свободными и регулируемыми. Под свободной, или рыночной, ценой понимают цену, складывающуюся на товарном рынке без государственного воздействия на нее. Свободная цена колеблется вокруг стоимости товара в зависимости от спроса и предложения и, как правило, включает в себя два элемента: себестоимость и прибыль. Принципы определения рыночных цен для целей налогообложения установлены ст. 40 Налогового кодекса РФ. В целях оказания помощи организациям в формировании свободной цены письмом Минэкономики РФ от 6 декабря 2004 г. были утверждены Методические рекомендации по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги. Данный акт носит рекомендательный характер и может быть применен всеми хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности. Правила формирования свободных цен изложены в данном акте применительно к ценам трех видов: свободным оптовым и отпускным ценам предприятия-изготовителя или ценам другого поставщика (цена закупки); ценам на продукцию, товары, услуги, реализуемую через снабженческо-сбытовые и другие посреднические организации; розничным ценам на продукцию, товары, услуги, реализуемые (оказываемые) населению. Регулируемая цена - цена товара, складывающаяся на товарном рынке при государственном воздействии на нее путем применения экономических и (или) директивных мер. Цена является инструментом коммерческой политики предпринимателя, поэтому выбор методов и правил свободного ценообразования организации предопределяется основными целями ее коммерческой политики. Такими целями может быть максимизации темпов роста, прибыли или объема продаж. Выбранные цели определяют политику и стратегию ценообразования организации. Политика цен - это общие принципы, которых организация собирается придерживаться в сфере установления цен на свои товары или услуги. Стратегия ценообразования представляет собой набор методов, с помощью которых эти принципы можно реализовать на практике. Выделяют два альтернативных подхода к свободному ценообразованию: затратный подход, принимающий в качестве отправной точки формирования цены фактические затраты организации на производство и сбыт товаров; ценностный подход, предполагающий установление цен таким образом, чтобы это обеспечивало организации получение большей прибыли за счет достижения выгодного соотношения ценности товара к произведенным затратам. Ценовая политика организации может быть пассивной или активной. Пассивное ценообразование предполагает установление цен строго на основе затратного метода или только под влиянием ценовых решений конкурентов. Активное ценообразование - установление цен в рамках политики управления сбытом с целью достижения наиболее выгодных объемов продаж, средних затрат на производство и целевого уровня прибыльности организации. Различают цены контролируемые и неконтролируемые. Данное деление тесно связано с предыдущим. Установление и применение регулируемых цен всегда контролируется соответствующими государственными органами. Что же касается свободных цен, контроль за их применением может осуществляться в отношении специальных субъектов либо в определенных целях. Например, законодательством предусмотрен контроль за формированием и применением свободных цен хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на товарном рынке. Установление такими предприятиями монопольно высоких или монопольно низких цен рассматривается как монополистическая деятельность, направленная на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Свободные рыночные цены контролируются также в целях налогообложения.
2. Цена и вопросы ценообразования – правовые аспекты. Правовые основы - современного, рыночного государственного регулирования цен были заложены Указом Президента РФ от 3 декабря 1991 г. «О мерах по либерализации цен». В настоящее время они определяются следующими актами: Указом Президента РФ от 28 февраля 2004 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и Постановлением Правительства. РФ от 7 марта 2004 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен». В эти акты неоднократно вносились изменения и дополнения. Данными актами определена государственная ценовая политика. Эта политика направлена на дальнейшую либерализацию ценообразования при сохранении государственного регулирования цен в сфере естественных монополий, государственных закупках и на ряд социально значимых товаров и услуг. Регулируемые государственные цены применяются всеми организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Ценовая политика субъектов РФ утверждается актами субъектов РФ. Например, Постановлением Правительства Москвы от 27 октября 2004 г. № 893 утверждена «Концепция ценовой политики на территории г. Москвы»[3]. Перечни товаров и услуг, цены на которые подлежат государственному регулированию В целях реализации проводимой политики Правительством Российской Федерации утверждаются перечни товаров (работ, услуг), цены на которые на внутреннем рынке подлежат государственному регулированию. В настоящее время Правительством РФ утверждено три перечня: 1. Перечень продукции, товаров, услуг, на которые государственное регулирование цен осуществляют Правительство РФ и федеральные органы Исполнительной власти. Сюда включены, например, газ природный, кроме реализуемого населению; продукция ядерно-топливного цикла; продукция оборонного значения; транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; отдельные услуги почтовой, и электрической связи, перевозки железнодорожным транспортом. 2. Перечень продукции, товаров, услуг, на которые государственное регулирование цен осуществляют в обязательном порядке органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Это газ, реализуемый населению; оплата населением жилья и коммунальных услуг; ритуальные услуги; торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения; перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском (включая метрополитен) и пригородном сообщении и др. 3. Перечень товаров и услуг, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. В этот перечень попали, например, перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях; торговые надбавки к ценам на продукты детского питания. Правовое регулирование цен на отдельные виды товаров и услугГосударственное регулирование цен на включенные в перечни товары и услуги осуществляется специальными нормативными актами. Например, в отношении цен на электрическую и тепловую энергию действуют Федеральный закон от 14 апреля 2004 г. «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ», Постановление Правительства РФ от 4 февраля 1997 г. № 121 «Об основах ценообразования и порядке государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию» и ряд других актов. Цены на лекарственные средства регулируются Федеральным законом от 22 июня 1998 г. «О лекарственных средствах», Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2004 г. № 347 «О мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства», которым утвержден Порядок государственной регистрации отпускных цен производителей и установления оптовых и розничных надбавок к отпускным ценам производителей на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения. |
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.