p> Из-за неплатежей потребителей и задержки выделения Минфином России
предусмотренных в федеральном бюджете средств на подготовку к зиме не были
созданы в необходимых объемах сезонные запасы топлива, а в ряде регионов
эта работа была сорвана. Из-за дефицита топлива энергетические предприятия
вынуждены систематически вводить ограничения потребителей, а единая
энергосистема страны из-за пониженной частоты тока нередко функционирует на
грани аварийного режима. В результате практически во всех отраслях нарушены процессы
воспроизводства по подготовке сырьевой базы, строительству и вводу в
действие новых предприятии и мощностей, ремонту и реконструкции действующих
объектов.  Применяемые в настоящее время в народном хозяйстве схемы расшивки
платежей недостаточно эффективны, зачастую используют малоликвидные и
необеспеченные расчетно-платежные инструменты, иногда маскируют финансовые
спекуляции и при высоком уровне инфляции, общем дефиците бюджета,
несогласованности действий смежных отраслей не предотвращают, а лишь
замедляют рост общей задолженности. Механизмы погашения взаимных
задолженностей предприятий путем переуступки долга и натурального обмена 
(бартера) чрезвычайно трудоемки и зачастую неработоспособны при количестве
участников более 4-5. Ввиду отсутствия реальных платежных средств они не
активизируют операции с использованием наличных денег (заработная плата,
расчеты с бюджетом), их инициативный характер не позволяет корректно
прогнозировать движение денежных средств в отрасли или регионе.  Правительство Российской Федерации неоднократно отмечало, что,
несмотря на принятые меры по созданию рыночных механизмов государственного
управления экономикой и оздоровлению экономической ситуации, финансовое
состояние базовых отраслей народного хозяйства остается напряженным. 
Недостаточен объем денежных средств, направляемых на производственные
инвестиции, недопустимо медленно формируется вторичный рынок ценных бумаг -
один из важнейших механизмов перераспределения и концентрации
инвестиционных ресурсов, увеличивается взаимная задолженность предприятий
между собой и перед бюджетами различных уровней. В отличие от
государственных, медленно развивается рынок частных (корпоративных)
долговых обязательств.  Опыт достаточно эффективной расшивки неплатежей накоплен рыночными
финансовыми структурами, использующими обращение векселей. Однако они не
обладают единством принципов управления и контроля и масштабом
государственного подхода, в большинстве своем не имеют встроенных
механизмов защиты от финансовых нарушений и склонны к использованию
дефицита платежно-расчетных средств в народном хозяйстве для размещения
необеспеченных векселей. Об этом свидетельствуют, в частности, финансовые
скандалы с векселями "Сибирьэнерго", Акцептного Дома "ЕЭС" и других
эмитентов.  Таким образом проблема неплатежей требует срочного создания
антикризисного механизма, эффективно оперирующего рыночными неинфляционными
платежно-расчетными инструментами.  Масштаб и актуальность этой проблемы приводят к необходимости
адекватных мер государственной поддержки и контроля. Это тем более важно в
связи с участившимися предложениаллм узкоотраслевых суррогатов
необеспеченных векселей и векселей коммерческих структур для межотраслевых
расчетов, что таит опасность утраты контроля над объемами выпуска и
порядком обращения векселей.  Прогноз инвестиций  Интенсивность промышленного производства в России в целом за период с
января 1990г. по декабрь 1995г. снизилась на 51,4%. Снижение произошло в
большинстве отраслей народного хозяйства. Наибольшее снижение зафиксировано
в легкой промышленности - 85%, машиностроении - 66%, промышленности
строиматериалов - 64%, лесной, древообрабатывающей и целлюлозно-бумажной - 
61%, пищевой - 59%. В наименьшей степени интенсивность снизилась в цветной
металлургии - на 16%, ТЭК - на 34% и черной металлургии - на 42%.  После стабилизации с июля 1994г. по январь 1995г., с февраля 1995г.
отмечался некотрый рост интенсивности и в августе его стабилизация. Новый
цикл спада начался с сентября 1995г. Падение в сентябре - 2%, в ноябре - 
2,1%.  Программа инвестиций в прошлом году осталась невыполненной. В связи с
этим Минэкономики прогнозирует при успешном выполнении программ по
финансовой и экономической стабилизации 1996г. объем инвестиций за счет
всех источников финансирования в объеме 365-375 трлн. руб. или 101-104% к
уровню 1995г. (индекс дефлятор 1,5). При неблагоприятном ходе реформ 385- 
395 трлн. руб., или 92-94% (индекс дефлятор 1,75). В объекты
производственной сферы предполагается направить в первом случае 195-200
трлн. руб. и во втором - 205-210 трлн. руб. (темп роста к предыдущему году 
98-101% и 89-91% соответственно). Темпы капитальных вложений в
непроизводственную сферу в 1996г. составят 105-108% и 95-98% к уровню
прошлого года.  В ообщем объеме инвестиций в этом году будут основными собственные
средства предприятий - 65%. Доля амортизационных отчислений возрастет и
ожидается на уровне 47% капвложений.  Рост объемов привлекаемых средств предполагается осуществлять за счет
эмиссии ценных бумаг, кредитов коммерческих банков и иностранных
инвестиций. Доля инвестиций за счет вторичной эмиссии ценных бумаг составит 
2%. Основным из способов привлечения инвестиций на втором этапе
приватизации станет передача по конкурсу в доверительное управление
госпакетов акций.  Государственные инвестиции определены в размере 27,7 трлн. руб., что
составит 98-84% к уровню 1995г. , что будет направлено на поддержку
объектов социальной сферы и в быстроокупающиеся коммерческие проекты. В
производственной сфере крайне ограниченные средства направляются в осовном
на обеспечение надежного функционирования жизнеобеспечивающих систем
районов с суровыми климатическими условиями. Предполагается 3 трлн. руб.
разместить на конурсной основе. Так для конкурсного размещения в 1995г.
было представлено 600 проектов.  Величина привлекаемого частного капитала ожидается порядка 15 трлн.
руб.  В объеме за счет всех источников финансирования, направляемых в
производственное строительство доля отраслей ТЭКа составит 42-44%. 
Государственные инвестиции в ТЭК будут в основном на финансирование
пусковых объектов с высокой пусковой готовностью по государственной целевой
программе “Топливо и энергия”.  Инвестиции в АПК планируются в объеме 25-34 трлн. руб., из них на
производственное строительство - 17-23 трлн. руб.  Предприятия машиностроительного комплекса будут производить перестройку
производств за счет собственных средств.  В лесном комплексе инвестиции оцениваются в 4,3 трлн. руб., в т.ч. 4,2
трлн. руб. за счет собственных средств. Намечается 800 млн.долларов
иностранных инвестиций.  В строительном комплексе государственная поддержка предусмотрена в
объеме 35 млрд. руб.  На развитие транспорта и связи из федеральноо бюджета планируется
привлечь 1174,4 млрд. руб.  Общий объем накопленных иностранных инвестиций в российскую экономику
на 01.01.96г. составил около 6,7 млрд. долларов. Большие надежды по
улучшению инвестиционного климата Правительство возлагает на реализацию 
“Комплексной программы стимулирования отечественных и иностранных
инвестиций”, где в частности предусматривается создание систем страхования
и гарантий, механизма залога, решение вопросов приобретения участков земли.  Финансовое положение регионов  Финансы предприятий и организаций  Оценка региональных различий в состоянии финансов предприятий и
организаций (далее - финансов предприятий или корпоративных финансов)
проводилась на основе показателей задолженности предприятий по выплате
средств на потребление (задолженности по зарплате), а также финансовых
результатов деятельности предприятий.  Уровень и динамика задолженности по выдаче средств на потребление
оценивались по объему просроченной задолженности в расчете на 1 занятого на 
01.01.1996 (в % к среднему по РФ уровню) и коэффициенту изменения этого
параметра за 1993-1996 гг. (табл. 1).  Основной географической закономерностью данной классификации является
преобладание северных и восточных регионов в верхней части таблицы (высокий
уровень задолженности по зарплате на 1 занятого). В большинстве регионов
европейского Центра задолженность по зарплате на 1 занятого заметно ниже
среднего по России уровня, однако за последние 2-3 г. наметилась четкая
тенденция к ее сближению со среднероссийскими параметрами.  Формально в наиболее сложном положении находятся регионы "левой
верхней" группы, в относительно благоприятном - "правой нижней", в
относительно благополучных (и наиболее многочисленных) регионах "левой
нижней" группы ситуация ухудшается, а в регионах "правой верхней" группы -
улучшается.  Однако такая трактовка не вполне соответствует показателям динамики
объема промышленного производства. Так, объем просроченной задолженности по
выдаче средств на потребление в расчете на 1 занятого на различные даты
рассматриваемого периода имеет прямую зависимость с ИФОПП (за 1991-1994гг.)
со значениями коэффициента корреляции на уровне 0,36-0,41. Это значит, что
чем выше в регионе задолженность по зарплате в расчете на 1 занятого, тем в
среднем меньше спад промышленного производства. Интерпретация этого факта
может' быть как формально- статистической (влияние различий в структуре
производства), так и "ситуационной" (например, "лежащие" предприятия вообще
не начисляют зарплату и потому не имеют задолженности по ее выплате).  табл.1  Таблица 1. Группировка регионов РФ по объему и динамике просроченной задолженности по выдаче средств на потребление | |Изменение за 1993-1996гг. | 
|Объем |Рост (более 10%) |Стабильность в |Падение (более| 
|задолжен| |пределах 10% |10%) | 
|ности на| |изменения | | 
|1 | | | | 
|занятого| | | | 
|более |Архангельская, |Читинская, |Тюменская, | 
|120% от |Оренбургская, |Камчатская, |Иркутская, | 
|среднеро|Челябинская, |Приморский край |Амурская, | 
|ссийског|Кемеровская, | |Магаданская, | 
|о уровня|Сахалинская, | |Красноярский, | 
| |Башкирия, Якутия, | |Хабаровский | 
| | | |края, Коми, | 
| | | |Бурятия, | 
| | | |Хакассия | 
|от 80 до|Костромская, |Мурманская, |Тамбовская, | 
|120% |Тульская, |Брянская, |Пензенская, | 
| |Липецкая, |Белгородская, |Пермская, | 
| |Волгоградская, |Курская, |Новосибирская,| 
| |Самарская, |Саратовская |Томская | 
| |Ульяновская, |области, Тува |области, | 
| |Ростовская, | |Алтайский край| 
| |Курганская, | | | 
| |Свердловская, | | | 
| |Омская области, | | | 
| |Карелия, Чувашия, | | | 
| |Татарстан, | | | 
| |Удмуртия | | | 
|менее |г-Москва, г |Владимирская, |Вологодская, | 
|80% |.С-Петербург, |Калужская, |Псковская, | 
| |Ленинградская, |Смоленская |Ивановская, | 
| |Московская, |области, Марий Эл,|Кировская | 
| |Новгородская, |Северная Осетия, |области, | 
| |Орповская, |Алтай |Ставропольский| 
| |Рязанская, | |край, | 
| |Тверская, | |Мордовия, | 
| |Ярославская, | |Калмыкия, | 
| |Нижегородская, | |Кабардино-Балк| 
| |Воронежская, | |ария, | 
| |Астраханская, | |Карачаево- | 
| |Калининградская | |Черкессия | 
| |области, | | | 
| |Краснодарский | | | 
| |край, Адыгея, | | | 
| |Дагестан | | |  Для более точной оценки необходим анализ финансовых результатов
деятельности предприятий региона.  Наиболее простой показатель для этого анализа - доля убыточных
предприятий. В группу регионов с высокой долей убыточных предприятий в 1996
г. (более 46% при среднем по РФ показателе в 36%) вошли Костромская, 
Тамбовская, Пензенская, Курганская, Томская, Читинская, Амурская, 
Камчатская, Магаданская, Сахалинская области. Приморский и Хабаровский
края, республики Мордовия, Калмыкия, Карачаево- Черкессия, Алтай, Тува, 
Саха. В ней явно преобладают восточные регионы (ярко выраженное "пятно"
убыточности охватывает Восточную Сибирь и Дальний Вестей) и экономически
слаборазвитые республики. Низкая доля убыточных предприятий (менее 26% от
общего числа предариятий) сложилась в индустриально развитых регионах
европейского Центра и Урала *.Санкт-Петербург, г.Москва, Московская, 
Ярославская, Свердловская области, республика Башкортостан).  Классификация регионов по объему убытков на 1 занятого (в % к среднему
по РФ уровню) на 1.01.96 и направлению изменения этого параметра по
сравнению с 1994 г. представлена в табл. 2.  Таблица 2.  Группировка регионов РФ по объему и направлению изменения показателя величины убытков по всем видам деятельности в расчете на 1 занятого в 1995 г. | |Изменение за 1993-1996гг. | 
| |Рост (более 10%) |Стабильность |Падение | 
| | |в пределах |(более 10%) | 
| | |10% изменения| | 
|более |Архангельская, Тверская, |Мурманская, |Тюменская, | 
|120% |Курганская, Иркутская, |Тамбовская, |Камчатская, | 
| |Читинская, Амурская, |Кемеровская, |Сахалинская,| 
| |Магаданская, Алтайский |Томская |Хабаровский | 
| |край, Марий Эл Мордовия, |области, |край, Коми, | 
| |Калмыкия, |Бурятия |Тува, Якутия| 
|от 80 до |Ленинградская, |Оренбургская,|Калининградс| 
|120% |Новгородская, Ивановская,|Омская |кая области,| 
| |Костромская, Орповская, |области, |Кабардино-Ба| 
| |Рязанская, Смоленская, |Адыгея |лкария, | 
| |Курская, Липецкая, | |Карачаево- | 
| |Вологодская, Пензенская, | |Черкессия | 
| |Саратовская, Челябинская,| |Северная | 
| |области, Краснодарский | |Осетия | 
| |Красноярский, край, | | | 
| |Карелия, Хакассия | | | 
|менее 80%|г .С-Петербург, |Московская, |г-Москва, | 
| |Вологодская, Псковская, |Белгородская,|Астраханская| 
| |Брянская, Владимирская, |Новосибирская|, Самарская,| 
| |Калужская, Тульская, |области, |Пермская | 
| |Ярославская, Кировская, |Удмуртия |области, | 
| |Нижегородская, | |Приморский | 
| |Воронежская, Ульяновская,| |край | 
| |Ростовская, Свердловская | |Татарстан, | 
| |области, Ставропольский | |Дагестан | 
| |край, Чувашия | |Башкирия, | 
| | | |Алтай |  Факторы, в наибольшей степени влияющие на региональные различия в
удельном объеме убытков, в значительной степени совпадают с факторами
дифференциации доли убыточных предприятий. В отличие от предыдущего случая
выявлена достаточно выраженная прямая связь ИФОПП, т.е. в среднем спад был
глубже в регионах с меньшими убытками на 1 занятого и наоборот (этот факт -
еще одно проявление "обратной" зависимости между состоянием финансов и
динамикой промышленного производства регионов).  В группу регионов с высокими объемами убытков в промышленности в
расчете на 1 рубль произведенной продукции в 1995 г. входили Костромская, 
Орловская, Тверская, Читинская, Амурская, Магаданская, Сахалинская, 
Калининградская области. Алтайский край, республики Марий Эл, Калмыкия, 
Северная Осетия, Алтай, Бурятия, Тува, Якутия (наивысшие значения, в 5 и
более раз превышающие среднероссийский уровень, отмечены для ряда
дальневосточных территорий и индустриально слаборазвитых республик). 
Относительно благополучной была ситуация в Вологодской, Ярославской, 
Кировской, Нижегородской, Белгородской, Липецкой, Астраханской, Самарской, 
Ульяновской, Оренбургской, Свердловской, Челябинской, Омской, Камчатской
областях. Приморском крае, республиках Карелия, Марий Эл, Башкортостан, 
Удмуртия.  В целом, согласно полученным данным, тяжелое по формально-
статистическим параметрам состояние корпоративных финансов, как правило,
сопряжено с относительно неглубоким спадом промышленного производства и
наоборот. Исходя из этого, можно предположить, что состояние финансов
предприятий скорее ослабляет, чем усиливает влияние экономического кризиса 
(в частности, спада промышленного производства) на межрегиональные различия
в уровне жизни населения.  Бюджетная обеспеченность  Бюджетная обеспеченность региона может рассматриваться как бюджетная
обеспеченность населения (уровень расходов региональных бюджетов на душу
населения) и бюджетная обеспеченность региональных властей (зависимость
бюджета региона от поступлений из федерального бюджета).  Типология регионов по уровню и тенденциям изменения бюджетной
обеспеченности населения (по отношению к среднему по РФ уровню)
представлена в табл.  Таблица 3  Типология регионов по уровню и динамике бюджетной обеспеченности населения в 1992-95гг. |Бюджетная| |Тенденции | | 
|обеспечен| | | | 
|ность | | | | 
| |рост более |в пределах 10% |падение более | 
| |10% |изменения |10% | 
|более |г.Москва, |Иркутская, Камчатская|Мурманская, | 
|120% от |республика |области, |Самарская, | 
|среднерос|Коми |Красноярский, |Кемеровская, | 
|сийского | |Приморский края, |Омская, | 
|уровня | |Ханты-Мансийский, |Тюменская, | 
| | |Ямало-Ненецкий, |Магаданская, | 
| | |Таймырский, |Сахалинская | 
| | |Эвенкийский АО |области, | 
| | | |Хабаровский | 
| | | |край, Карелия, | 
| | | |Калмыкия, | 
| | | |Татарстан, | 
| | | |Башкортостан, | 
| | | |республика | 
| | | |Алтай, Бурятия, | 
| | | |Тува, Саха, | 
| | | |Ненецкий, | 
| | | |Усть-Ордынский, | 
| | | |Агинский, | 
| | | |Бурятский, | 
| | | |Корякский, | 
| | | |Чукотский АО | 
|от 80% до|г. |Архангельская, |Новгородская, | 
|120% |С-Петербург, |Костромская, |Орловская, | 
| |Вологодская, |Ярославская, |Белгородская, | 
| |Московская, |Нижегородская, |Челябинская, | 
| |Липецкая |Ульяновская, |Мордовия, | 
| |области |Пермская, |Адыгея, | 
| | |Свердловская, |Еврейская АО, | 
| | |Томская, Амурская, |Коми-Пермяцкий | 
| | |Калиниградская |АО | 
| | |области, Марий Эл, | | 
| | |Северная Осетия | | 
|менее 80%|Новосибирская|Ленинградская, |Кировская, | 
| |, |Брянская, |Курская, | 
| |Ставропольски|Владимировская, |Волгоградская, | 
| |й край |Ивановская, |Саратовская, | 
| | |Калужская, Рязанская,|Читинская | 
| | |Смоленская, Тверская,|области,тЧувашия| 
| | |Тульская, |, | 
| | |Воронежская, |Карачаево-Черкес| 
| | |Тамбовская, |сия, Удмуртия | 
| | |Астраханская, | | 
| | |Пензенская, | | 
| | |Ростовская, | | 
| | |Курганская, | | 
| | |Оренбургская, | | 
| | |Краснодарский, | | 
| | |Алтайский края, | | 
| | |Дагестан, | | 
| | |Кабардино-Балкария, | | 
| | |Хакассия | | 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 
   
 |