Меню
Поиск



рефераты скачать Вексель, как средство преодоления кризиса платежей

p> Из-за неплатежей потребителей и задержки выделения Минфином России предусмотренных в федеральном бюджете средств на подготовку к зиме не были созданы в необходимых объемах сезонные запасы топлива, а в ряде регионов эта работа была сорвана. Из-за дефицита топлива энергетические предприятия вынуждены систематически вводить ограничения потребителей, а единая энергосистема страны из-за пониженной частоты тока нередко функционирует на грани аварийного режима.

В результате практически во всех отраслях нарушены процессы воспроизводства по подготовке сырьевой базы, строительству и вводу в действие новых предприятии и мощностей, ремонту и реконструкции действующих объектов.

Применяемые в настоящее время в народном хозяйстве схемы расшивки платежей недостаточно эффективны, зачастую используют малоликвидные и необеспеченные расчетно-платежные инструменты, иногда маскируют финансовые спекуляции и при высоком уровне инфляции, общем дефиците бюджета, несогласованности действий смежных отраслей не предотвращают, а лишь замедляют рост общей задолженности. Механизмы погашения взаимных задолженностей предприятий путем переуступки долга и натурального обмена
(бартера) чрезвычайно трудоемки и зачастую неработоспособны при количестве участников более 4-5. Ввиду отсутствия реальных платежных средств они не активизируют операции с использованием наличных денег (заработная плата, расчеты с бюджетом), их инициативный характер не позволяет корректно прогнозировать движение денежных средств в отрасли или регионе.

Правительство Российской Федерации неоднократно отмечало, что, несмотря на принятые меры по созданию рыночных механизмов государственного управления экономикой и оздоровлению экономической ситуации, финансовое состояние базовых отраслей народного хозяйства остается напряженным.
Недостаточен объем денежных средств, направляемых на производственные инвестиции, недопустимо медленно формируется вторичный рынок ценных бумаг - один из важнейших механизмов перераспределения и концентрации инвестиционных ресурсов, увеличивается взаимная задолженность предприятий между собой и перед бюджетами различных уровней. В отличие от государственных, медленно развивается рынок частных (корпоративных) долговых обязательств.

Опыт достаточно эффективной расшивки неплатежей накоплен рыночными финансовыми структурами, использующими обращение векселей. Однако они не обладают единством принципов управления и контроля и масштабом государственного подхода, в большинстве своем не имеют встроенных механизмов защиты от финансовых нарушений и склонны к использованию дефицита платежно-расчетных средств в народном хозяйстве для размещения необеспеченных векселей. Об этом свидетельствуют, в частности, финансовые скандалы с векселями "Сибирьэнерго", Акцептного Дома "ЕЭС" и других эмитентов.

Таким образом проблема неплатежей требует срочного создания антикризисного механизма, эффективно оперирующего рыночными неинфляционными платежно-расчетными инструментами.

Масштаб и актуальность этой проблемы приводят к необходимости адекватных мер государственной поддержки и контроля. Это тем более важно в связи с участившимися предложениаллм узкоотраслевых суррогатов необеспеченных векселей и векселей коммерческих структур для межотраслевых расчетов, что таит опасность утраты контроля над объемами выпуска и порядком обращения векселей.

Прогноз инвестиций

Интенсивность промышленного производства в России в целом за период с января 1990г. по декабрь 1995г. снизилась на 51,4%. Снижение произошло в большинстве отраслей народного хозяйства. Наибольшее снижение зафиксировано в легкой промышленности - 85%, машиностроении - 66%, промышленности строиматериалов - 64%, лесной, древообрабатывающей и целлюлозно-бумажной -
61%, пищевой - 59%. В наименьшей степени интенсивность снизилась в цветной металлургии - на 16%, ТЭК - на 34% и черной металлургии - на 42%.

После стабилизации с июля 1994г. по январь 1995г., с февраля 1995г. отмечался некотрый рост интенсивности и в августе его стабилизация. Новый цикл спада начался с сентября 1995г. Падение в сентябре - 2%, в ноябре -
2,1%.

Программа инвестиций в прошлом году осталась невыполненной. В связи с этим Минэкономики прогнозирует при успешном выполнении программ по финансовой и экономической стабилизации 1996г. объем инвестиций за счет всех источников финансирования в объеме 365-375 трлн. руб. или 101-104% к уровню 1995г. (индекс дефлятор 1,5). При неблагоприятном ходе реформ 385-
395 трлн. руб., или 92-94% (индекс дефлятор 1,75). В объекты производственной сферы предполагается направить в первом случае 195-200 трлн. руб. и во втором - 205-210 трлн. руб. (темп роста к предыдущему году
98-101% и 89-91% соответственно). Темпы капитальных вложений в непроизводственную сферу в 1996г. составят 105-108% и 95-98% к уровню прошлого года.

В ообщем объеме инвестиций в этом году будут основными собственные средства предприятий - 65%. Доля амортизационных отчислений возрастет и ожидается на уровне 47% капвложений.

Рост объемов привлекаемых средств предполагается осуществлять за счет эмиссии ценных бумаг, кредитов коммерческих банков и иностранных инвестиций. Доля инвестиций за счет вторичной эмиссии ценных бумаг составит
2%. Основным из способов привлечения инвестиций на втором этапе приватизации станет передача по конкурсу в доверительное управление госпакетов акций.

Государственные инвестиции определены в размере 27,7 трлн. руб., что составит 98-84% к уровню 1995г. , что будет направлено на поддержку объектов социальной сферы и в быстроокупающиеся коммерческие проекты. В производственной сфере крайне ограниченные средства направляются в осовном на обеспечение надежного функционирования жизнеобеспечивающих систем районов с суровыми климатическими условиями. Предполагается 3 трлн. руб. разместить на конурсной основе. Так для конкурсного размещения в 1995г. было представлено 600 проектов.

Величина привлекаемого частного капитала ожидается порядка 15 трлн. руб.

В объеме за счет всех источников финансирования, направляемых в производственное строительство доля отраслей ТЭКа составит 42-44%.
Государственные инвестиции в ТЭК будут в основном на финансирование пусковых объектов с высокой пусковой готовностью по государственной целевой программе “Топливо и энергия”.

Инвестиции в АПК планируются в объеме 25-34 трлн. руб., из них на производственное строительство - 17-23 трлн. руб.

Предприятия машиностроительного комплекса будут производить перестройку производств за счет собственных средств.

В лесном комплексе инвестиции оцениваются в 4,3 трлн. руб., в т.ч. 4,2 трлн. руб. за счет собственных средств. Намечается 800 млн.долларов иностранных инвестиций.

В строительном комплексе государственная поддержка предусмотрена в объеме 35 млрд. руб.

На развитие транспорта и связи из федеральноо бюджета планируется привлечь 1174,4 млрд. руб.

Общий объем накопленных иностранных инвестиций в российскую экономику на 01.01.96г. составил около 6,7 млрд. долларов. Большие надежды по улучшению инвестиционного климата Правительство возлагает на реализацию
“Комплексной программы стимулирования отечественных и иностранных инвестиций”, где в частности предусматривается создание систем страхования и гарантий, механизма залога, решение вопросов приобретения участков земли.

Финансовое положение регионов

Финансы предприятий и организаций

Оценка региональных различий в состоянии финансов предприятий и организаций (далее - финансов предприятий или корпоративных финансов) проводилась на основе показателей задолженности предприятий по выплате средств на потребление (задолженности по зарплате), а также финансовых результатов деятельности предприятий.

Уровень и динамика задолженности по выдаче средств на потребление оценивались по объему просроченной задолженности в расчете на 1 занятого на
01.01.1996 (в % к среднему по РФ уровню) и коэффициенту изменения этого параметра за 1993-1996 гг. (табл. 1).

Основной географической закономерностью данной классификации является преобладание северных и восточных регионов в верхней части таблицы (высокий уровень задолженности по зарплате на 1 занятого). В большинстве регионов европейского Центра задолженность по зарплате на 1 занятого заметно ниже среднего по России уровня, однако за последние 2-3 г. наметилась четкая тенденция к ее сближению со среднероссийскими параметрами.

Формально в наиболее сложном положении находятся регионы "левой верхней" группы, в относительно благоприятном - "правой нижней", в относительно благополучных (и наиболее многочисленных) регионах "левой нижней" группы ситуация ухудшается, а в регионах "правой верхней" группы - улучшается.

Однако такая трактовка не вполне соответствует показателям динамики объема промышленного производства. Так, объем просроченной задолженности по выдаче средств на потребление в расчете на 1 занятого на различные даты рассматриваемого периода имеет прямую зависимость с ИФОПП (за 1991-1994гг.) со значениями коэффициента корреляции на уровне 0,36-0,41. Это значит, что чем выше в регионе задолженность по зарплате в расчете на 1 занятого, тем в среднем меньше спад промышленного производства. Интерпретация этого факта может' быть как формально- статистической (влияние различий в структуре производства), так и "ситуационной" (например, "лежащие" предприятия вообще не начисляют зарплату и потому не имеют задолженности по ее выплате).

табл.1

Таблица 1. Группировка регионов РФ по объему и динамике просроченной задолженности по выдаче средств на потребление

| |Изменение за 1993-1996гг. |
|Объем |Рост (более 10%) |Стабильность в |Падение (более|
|задолжен| |пределах 10% |10%) |
|ности на| |изменения | |
|1 | | | |
|занятого| | | |
|более |Архангельская, |Читинская, |Тюменская, |
|120% от |Оренбургская, |Камчатская, |Иркутская, |
|среднеро|Челябинская, |Приморский край |Амурская, |
|ссийског|Кемеровская, | |Магаданская, |
|о уровня|Сахалинская, | |Красноярский, |
| |Башкирия, Якутия, | |Хабаровский |
| | | |края, Коми, |
| | | |Бурятия, |
| | | |Хакассия |
|от 80 до|Костромская, |Мурманская, |Тамбовская, |
|120% |Тульская, |Брянская, |Пензенская, |
| |Липецкая, |Белгородская, |Пермская, |
| |Волгоградская, |Курская, |Новосибирская,|
| |Самарская, |Саратовская |Томская |
| |Ульяновская, |области, Тува |области, |
| |Ростовская, | |Алтайский край|
| |Курганская, | | |
| |Свердловская, | | |
| |Омская области, | | |
| |Карелия, Чувашия, | | |
| |Татарстан, | | |
| |Удмуртия | | |
|менее |г-Москва, г |Владимирская, |Вологодская, |
|80% |.С-Петербург, |Калужская, |Псковская, |
| |Ленинградская, |Смоленская |Ивановская, |
| |Московская, |области, Марий Эл,|Кировская |
| |Новгородская, |Северная Осетия, |области, |
| |Орповская, |Алтай |Ставропольский|
| |Рязанская, | |край, |
| |Тверская, | |Мордовия, |
| |Ярославская, | |Калмыкия, |
| |Нижегородская, | |Кабардино-Балк|
| |Воронежская, | |ария, |
| |Астраханская, | |Карачаево- |
| |Калининградская | |Черкессия |
| |области, | | |
| |Краснодарский | | |
| |край, Адыгея, | | |
| |Дагестан | | |

Для более точной оценки необходим анализ финансовых результатов деятельности предприятий региона.

Наиболее простой показатель для этого анализа - доля убыточных предприятий. В группу регионов с высокой долей убыточных предприятий в 1996 г. (более 46% при среднем по РФ показателе в 36%) вошли Костромская,
Тамбовская, Пензенская, Курганская, Томская, Читинская, Амурская,
Камчатская, Магаданская, Сахалинская области. Приморский и Хабаровский края, республики Мордовия, Калмыкия, Карачаево- Черкессия, Алтай, Тува,
Саха. В ней явно преобладают восточные регионы (ярко выраженное "пятно" убыточности охватывает Восточную Сибирь и Дальний Вестей) и экономически слаборазвитые республики. Низкая доля убыточных предприятий (менее 26% от общего числа предариятий) сложилась в индустриально развитых регионах европейского Центра и Урала *.Санкт-Петербург, г.Москва, Московская,
Ярославская, Свердловская области, республика Башкортостан).

Классификация регионов по объему убытков на 1 занятого (в % к среднему по РФ уровню) на 1.01.96 и направлению изменения этого параметра по сравнению с 1994 г. представлена в табл. 2.

Таблица 2.

Группировка регионов РФ по объему и направлению изменения показателя величины убытков по всем видам деятельности в расчете на 1 занятого в 1995 г.

| |Изменение за 1993-1996гг. |
| |Рост (более 10%) |Стабильность |Падение |
| | |в пределах |(более 10%) |
| | |10% изменения| |
|более |Архангельская, Тверская, |Мурманская, |Тюменская, |
|120% |Курганская, Иркутская, |Тамбовская, |Камчатская, |
| |Читинская, Амурская, |Кемеровская, |Сахалинская,|
| |Магаданская, Алтайский |Томская |Хабаровский |
| |край, Марий Эл Мордовия, |области, |край, Коми, |
| |Калмыкия, |Бурятия |Тува, Якутия|
|от 80 до |Ленинградская, |Оренбургская,|Калининградс|
|120% |Новгородская, Ивановская,|Омская |кая области,|
| |Костромская, Орповская, |области, |Кабардино-Ба|
| |Рязанская, Смоленская, |Адыгея |лкария, |
| |Курская, Липецкая, | |Карачаево- |
| |Вологодская, Пензенская, | |Черкессия |
| |Саратовская, Челябинская,| |Северная |
| |области, Краснодарский | |Осетия |
| |Красноярский, край, | | |
| |Карелия, Хакассия | | |
|менее 80%|г .С-Петербург, |Московская, |г-Москва, |
| |Вологодская, Псковская, |Белгородская,|Астраханская|
| |Брянская, Владимирская, |Новосибирская|, Самарская,|
| |Калужская, Тульская, |области, |Пермская |
| |Ярославская, Кировская, |Удмуртия |области, |
| |Нижегородская, | |Приморский |
| |Воронежская, Ульяновская,| |край |
| |Ростовская, Свердловская | |Татарстан, |
| |области, Ставропольский | |Дагестан |
| |край, Чувашия | |Башкирия, |
| | | |Алтай |

Факторы, в наибольшей степени влияющие на региональные различия в удельном объеме убытков, в значительной степени совпадают с факторами дифференциации доли убыточных предприятий. В отличие от предыдущего случая выявлена достаточно выраженная прямая связь ИФОПП, т.е. в среднем спад был глубже в регионах с меньшими убытками на 1 занятого и наоборот (этот факт - еще одно проявление "обратной" зависимости между состоянием финансов и динамикой промышленного производства регионов).

В группу регионов с высокими объемами убытков в промышленности в расчете на 1 рубль произведенной продукции в 1995 г. входили Костромская,
Орловская, Тверская, Читинская, Амурская, Магаданская, Сахалинская,
Калининградская области. Алтайский край, республики Марий Эл, Калмыкия,
Северная Осетия, Алтай, Бурятия, Тува, Якутия (наивысшие значения, в 5 и более раз превышающие среднероссийский уровень, отмечены для ряда дальневосточных территорий и индустриально слаборазвитых республик).
Относительно благополучной была ситуация в Вологодской, Ярославской,
Кировской, Нижегородской, Белгородской, Липецкой, Астраханской, Самарской,
Ульяновской, Оренбургской, Свердловской, Челябинской, Омской, Камчатской областях. Приморском крае, республиках Карелия, Марий Эл, Башкортостан,
Удмуртия.

В целом, согласно полученным данным, тяжелое по формально- статистическим параметрам состояние корпоративных финансов, как правило, сопряжено с относительно неглубоким спадом промышленного производства и наоборот. Исходя из этого, можно предположить, что состояние финансов предприятий скорее ослабляет, чем усиливает влияние экономического кризиса
(в частности, спада промышленного производства) на межрегиональные различия в уровне жизни населения.

Бюджетная обеспеченность

Бюджетная обеспеченность региона может рассматриваться как бюджетная обеспеченность населения (уровень расходов региональных бюджетов на душу населения) и бюджетная обеспеченность региональных властей (зависимость бюджета региона от поступлений из федерального бюджета).

Типология регионов по уровню и тенденциям изменения бюджетной обеспеченности населения (по отношению к среднему по РФ уровню) представлена в табл.

Таблица 3

Типология регионов по уровню и динамике бюджетной обеспеченности населения в 1992-95гг.

|Бюджетная| |Тенденции | |
|обеспечен| | | |
|ность | | | |
| |рост более |в пределах 10% |падение более |
| |10% |изменения |10% |
|более |г.Москва, |Иркутская, Камчатская|Мурманская, |
|120% от |республика |области, |Самарская, |
|среднерос|Коми |Красноярский, |Кемеровская, |
|сийского | |Приморский края, |Омская, |
|уровня | |Ханты-Мансийский, |Тюменская, |
| | |Ямало-Ненецкий, |Магаданская, |
| | |Таймырский, |Сахалинская |
| | |Эвенкийский АО |области, |
| | | |Хабаровский |
| | | |край, Карелия, |
| | | |Калмыкия, |
| | | |Татарстан, |
| | | |Башкортостан, |
| | | |республика |
| | | |Алтай, Бурятия, |
| | | |Тува, Саха, |
| | | |Ненецкий, |
| | | |Усть-Ордынский, |
| | | |Агинский, |
| | | |Бурятский, |
| | | |Корякский, |
| | | |Чукотский АО |
|от 80% до|г. |Архангельская, |Новгородская, |
|120% |С-Петербург, |Костромская, |Орловская, |
| |Вологодская, |Ярославская, |Белгородская, |
| |Московская, |Нижегородская, |Челябинская, |
| |Липецкая |Ульяновская, |Мордовия, |
| |области |Пермская, |Адыгея, |
| | |Свердловская, |Еврейская АО, |
| | |Томская, Амурская, |Коми-Пермяцкий |
| | |Калиниградская |АО |
| | |области, Марий Эл, | |
| | |Северная Осетия | |
|менее 80%|Новосибирская|Ленинградская, |Кировская, |
| |, |Брянская, |Курская, |
| |Ставропольски|Владимировская, |Волгоградская, |
| |й край |Ивановская, |Саратовская, |
| | |Калужская, Рязанская,|Читинская |
| | |Смоленская, Тверская,|области,тЧувашия|
| | |Тульская, |, |
| | |Воронежская, |Карачаево-Черкес|
| | |Тамбовская, |сия, Удмуртия |
| | |Астраханская, | |
| | |Пензенская, | |
| | |Ростовская, | |
| | |Курганская, | |
| | |Оренбургская, | |
| | |Краснодарский, | |
| | |Алтайский края, | |
| | |Дагестан, | |
| | |Кабардино-Балкария, | |
| | |Хакассия | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.