p> Из таблицы видно, что средняя заработная плата как в целом по
предприятию, так и у работников аппарата управления с 1996 г. повысилась; в
целом по предприятию на 210 тыс. руб., а у работников аппарата управления
на 204 тыс. руб. Это свидетельствует о том, что руководство предприятия
постоянно ведет работу по изысканию путей и средств поддержания
материального благосостояния своих работников. Несмотря на большую работу,
которую проводит руководство "Астек" здесь еще имеются резервы для
улучшения его деятельности. И большие резервы хранятся именно в
совершенствовании управления деятельностью предприятия. Возглавляет АО "Астек"- генеральный директор. В линейною его подчинении
находятся главный инженер, главный бухгалтер и юрист. Главному инженеру
подчиняются: отдел кадров; плановый отдел; отдел охраны труда и техники
безопасности и отдел организации производства и управления. Численность
работников аппарата управления составляет 34 человека или 24% от
численности ППП, т.е. на каждые 4,5 человека работников АО приходится 1
работник аппарата управления, что, на наш взгляд является нерациональным. Анализ качественного состава работников аппарата управления выявил
следующую картину 13 человек (38%) имеют высшее образование; 19 (56%) имеют
среднее специальное образование и 2 человека (6%)- среднее. Как видно,
среди них есть и руководители подразделений и ведущие специалисты: главный
бухгалтер, 6 человек отдела организации производства и управления.
Повышение образовательного уровня управленческого персонала является одним
из резервов улучшения его деятельности. Анализ также показал, что часть
работников аппарата управления имеют непрофильное образование. Например, в
плановом отдел 1 человек имеет техническое образование (инженер-строитель);
в отделе организации производства и управления 1 человек имеет высшее
педагогическое образование и т.д. Подобные просчеты в подборе и расстановке
кадров могут привести к недостаткам в управленческом процессе. В процессе изучения деятельности АО и в частности функционирования
аппарата управления этого предприятия выяснилось, что единственным
документом, регламентирующим работу предприятия в целом и его некоторых
подразделений является Устав предприятия. До настоящего времени не
разработаны положения об отделах и должностные инструкции. Отсутствие этих
документов является недопустимым упущением в организации управления
предприятием и негативно сказывается как на деятельности аппарата
управления, так и на результатах деятельности АО в целом. Как следствие-
неизбежно дублируются отдельные функции, а другие направления работы
остаются без должного внимания. Отсутствие четких требований снижает
чувство ответственности; не соблюдаются квалификационные требования при
подборе и расстановке кадров. Из вышеизложенного видно, что данный участок
работы в АО нуждается в самом пристальном внимании руководства предприятия.
Решение этого вопроса прямо повлияет на повышение эффективности управления,
станет залогом успешной деятельности предприятия в целом. Этим объясняется
наше повышенное внимание к вопросам разработки нормативной документации в Ш
главе дипломного проекта. ГЛАВА III : НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ Радикальная перестройка системы управления экономикой одно из
важнейших направлений программы реформ, проводимых в нашей стране. Особое
значение эта проблема имеет на уровне предприятии, положение которого в
рыночной экономике изменилось коренным образом. Став объектом товарно-
денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью
отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, предприятие
должно сформировать у себя систему управления, которая обеспечила бы ему
высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивость
положения на рынке. При этом следует учитывать, что по сравнению с той
системой управления, до сих пор действующей на многих предприятиях, в новых
условиях появляются функции, которые прежде были не нужны. В рыночной
экономике предприятие само принимает решения; самостоятельно формирует цели
и задачи; разрабатывает стратегию и политику своего развития, изыскивает
необходимые для их реализации средства, набирает работников; приобретает
оборудование и материалы; решает множество структурных вопросов, в том
числе и такие, как создание, ликвидация, слияние или наоборот разделение
подразделений и филиалов, вхождение в состав ассоциаций и других
объединений; реорганизация производственной и перестройка организационной
структуры управления и многие другие. Короче говоря, предприятия приобретают все черты самостоятельности,
характерные для работы в условиях рынка. А это требует значительного
расширения сферы управления и самоуправления, увеличения объема и
усложнения характера выполняемых менеджерами работ. Существенно возросла и
ответственность за своевременность и качество принимаемых решений.
Повышается роль маркетинговых исследований, позволяющих изучать динамику
потребностей на рынке товаров и услуг. Научно-технический прогресс
превращается в одно из орудий управленческих нововведений, направленных на
создание условий для эффективной работы. Все большее значение приобретает и
решение вопросов, связанных с управлением персоналом, занимающим в новых
условиях ключевое положение в ресурсном потенциале и по существу
предопределяющим успех организаций в достижении ее целей. В связи со всем
этим, менеджмент предприятия, работающий в рыночной среде предъявляет
высокие требования к профессионализму управленческого персонала, от
которого зависит эффективность управленческой деятельности, а,
следовательно, и, эффективность деятельности всего предприятия. Во 2 параграфе данного дипломного проекта мы показали, что в
настоящее время вопрос оценки эффективности управленческой деятельности не
решен однозначно. Существуют различные подходы к решению этого вопроса. Как
было отмечено, одни экономисты предлагают проводить оценку эффективности
управленческой деятельности на основе нескольких показателей деятельности
как самих управленцев, так и всего предприятия в целом. Другие оценку
проводят на основе одного обобщающего показателя. В связи с этим, как было
сказано ранее, мы присоединяемся к мнению первой группы авторов и в числе
показателей оценки эффективности управленческой деятельности на предприятии
внесли показатель эффективности организационной культуры. А сейчас
попытаемся объяснить взаимосвязь между организацией культуры предприятия и
эффективности управленческой деятельности. Организационная культура- это набор наиболее важных предположений,
принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых
организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий.
Другими словами, под организационной культурой понимают целостную систему
выработанных в организации и свойственных ее членам моделей поведения,
обычаев, нравов и ожиданий. Любое предприятие, представляя собой целенаправленную систему, состоит
из элементов- людей, имеющих собственные целевые установки, и одновременно
являющихся частью одной или более целенаправленных систем. Качество
функционирования и эффективность предприятия зависят от характера влияния
на него как составляющих элементов, так и систем, в которые оно входит.
Поэтому необходимое условие эффективного управления заключается прежде
всего в максимальном достижении согласованности действий всех работников
предприятия. Используемые управленцами для этого средства могут широко
варьировать в зависимости от культуры данного предприятия и принятого в
соответствии с ней стиля управления Другими словами, эффективность
организационной культуры опосредованным образом находит свое проявление в
эффективности управляющей подсистемы предприятия. Управляющая подсистема, в
свою очередь, существует и функционирует лишь во взаимосвязи с управляемой
подсистемой, в результате чего создается конечный продукт всей системы
управления (системы производства). Следовательно, эффективность системы
управления в определенной степени зависит от эффективности функционирования
управляющей подсистемы, в том числе и организационной культуры, и вместе с
тем характеризует ее. В связи с этим, мы считаем, что для оценки
эффективности системы управления, а значит и эффективности организационной
культуры, конечной целью которой является создание и реализация на рынке
продукции (услуг), может быть в полной мере использован ресурсный
показатель эффективности- модифицированный показатель ресурсоотдачи,
учитывающий наряду с другими факторами рыночные финансово-кредитные
отношения и инфляционные процессы. Кроме основного обобщающего показателя
эффективности для более полной оценки организационной культуры следует
применять ряд вспомогательных показателей, таких как уровень
производственных связей, диапазон управления, степень стабильности кадров и
др. Для выработки мероприятий по повышению уровня организационной культуры
следует определять относительную эффективность. Дело в том, что возможность
измерения эффективности организационной культуры еще не означает, что ее
формирование идет в направлении к идеалу. Решить эту проблему можно на
основе проверки соответствия существующей и желаемой организационной
культуры, используя специальный показатель- индекс культуры, отображающий
взаимосвязь власти, правил поведения и ценностей в данной организации. В
данном случае организационная культура выступает в качестве социальной
стороны показателя эффективности управленческой деятельности предприятия. Из материала, представленного в 3 параграфе 1 главы дипломного проекта
мы можем ответить на вопрос: что из японского опыта управления следует и
удастся применить в нашей стране? Что главное в японском опыте? 1. Гарантия занятости и создание обстановки доверительности.
Руководители японских предприятий считают, что стабильность коллектива
позволяет поднять мотивацию рабочих, укрепить чувство общности, помогает
учиться у опытных рабочих (кружки качества, рационализация). 2. Постоянное присутствие руководства на производстве. Руководитель
должен устранять все затруднения прямо на месте. Если после происшествия
пройдет много времени, то причина может остаться незамеченной и это породит
хроническое чувство апатии среди рабочих к возникшим трудностям или
привести к безответственности. Таким образом, из этого следует что японских
управляющих беспокоит не уменьшение выпуска продукции, не снижение
качества, а апатия и безответственность рабочих. 3. Гласность и корпорационные ценности. В основе этой идеи лежит
правило: все уровни управления и рабочие пользуются общей информацией о
политике и деятельности фирмы. Постоянные совещания с целенаправленной
информацией улучшают взаимоотношение и влияют на производительность. Знание
проблем производства развивает у работающих чувство общей ответственности. 4. Управление- основанное на информации. Улучшение человеческих
отношений: согласованность, групповая ориентация, гармоничные отношения.
Это ключевые задачи управления. Но важно также организовать сбор правильных
данных, систематически их анализировать и использовать для повышения
экономической эффективности производства и качественных характеристик
продукции. В Японии это достигается путем фиксации технических параметров
изделий на сборке и с помощью системы ежемесячных бухгалтерских отчетов. Но
главное в работе с информацией- правильная организация ее использования. 5. Управление, ориентированное на качество. Здесь не столько
беспокоятся о росте производительности, сколько об уменьшении дефектов в
конечной продукции. Почему такое внимание к качеству? Иначе, поясняют
японцы, потребитель теряет доверие к нашим товарам. Этой идеологии
придерживаются все работающие в компании. А личная гордость руководителя
проявляется в организации работы, по контролю качества. 6. Поддерживание чистоты и порядка. Эта деятельность считается одной
из важнейших, она рассматривается как необходимое условие высокого качества
продукции. Задача Японского руководителя формулируется следующим образом:
установить дисциплину, которая бы служила гарантией контроля качества и
повышала производительность благодаря вниманию к чистоте и порядку. Однако
поддержание дисциплины и порядка может быть затруднено из-за таких причин,
как: привычки рабочих, их образ жизни, квалификация, а также экономические
условия. Как известно, большое значение на эффективность деятельности любого
предприятия, организации оказывает влияние организованная и действующая на
предприятии система управления. Эффективность работы системы управления во
многом зависит от того, насколько четко определены, сбалансированы и
взаимосвязаны все части управляющей системы. Достигнуть этого помогают
правильно разработанные положения о должностях, охватывающие не отдельные
категории, а всех работников аппарата управления. В связи с тем, что АО "Астек" практически отсутствуют положения о
должностях или какие-либо должностные инструкции, разработка подобных
документов на данном предприятии является важным направлением повышения
эффективности управления предприятием. Необходимость разработки положений о
должностях обусловлена тем, что такие документы позволяют: - поддерживать рациональную технологию управления в организации,
включая порядок выполнения и взаимосвязь управленческих работ; - точно
определять обязанности, права и ответственность каждого работника, в том
числе фиксировать взаимные обязательства руководителей и подчиненных; - регламентировать разделение и организацию управленческого труда на
предприятии; - распределять и упорядочивать потоки инфляции в организации; - формировать требования к соответствующим должностям с целью
рационального подбора, расстановки, использования и оценки кадров. Построенная на таких принципах система положений о должностях позволяет
определить необходимый для нормального функционирования организации объем
работ и на этой основе рассчитать потребную численность работников для
каждого подразделения предприятия. Чтобы в положении содержались все основные сведения о должности,
необходимые для ясного и четкого понимания работником своих целей и задач,
прав и ответственности в принятой организационной структуре управления, оно
должно отвечать следующим требованиям: - отражать весь круг обязанностей, прав и ответственности, вмененных
работнику, занимающему данную должность; - иметь точные и краткие формулировки; - содержать единообразные положения для идентичных и взаимосвязанных
должностей; - быть гибкими и динамичными, что обеспечивается учетом особенностей
каждой должности и своевременным пересмотром положений о должностях. Положение о должности в первую очередь включает в себя общую часть. В
данном разделе содержатся основные требования к должности. Для
руководителей, специалистов и технических исполнителей можно использовать
различные цифровые или буквенные индексы. Это дает возможность
проанализировать качественный состав управленческих кадров и кадровых
изменений в организации за определенный период времени. Здесь же следует
указать наименование подразделения, которым руководит или в котором
работает лицо, занимающее данную должность. Здесь же определяется
назначение должности т.е. указываются главные задачи, которые должен решат
работник, защищающий данную должность. Это особенно важно для специалистов
и технических исполнителей. Во многих случаях целесообразно указывать
количество работников, занимающих одинаковую должность, в конкретном
подразделении, т.к. при типовых единообразий их основных обязанностей
разделение труда между работниками одинаковых должностей может породить
специфические обязанности. В этом же разделе указывается кому
непосредственно подчиняется работник занимающий данную должность, и кем он
руководит. Это дает возможность определить нормы управляемости. Наряду с
этими сведениями в общей части в общих чертах должен быть указан порядок
регламентирования работы по данной должности, т.е. следует указать, какого
рода приказы, распоряжения и инструкции определяют работу работника,
занимающего данную должность. Определяющим разделом Положения о должности является так называемая
"Основная часть". В данном разделе главными пунктами являются:
- должностные обязанности;
- права;
- ответственность;
- должностные характеристики;
- критерии оценки выполнения служебных обязанностей и т.д. При описании обязанностей в должностной инструкции следует учитывать, что в процессе управления можно выделить несколько однотипных функций, таких как, например, планирование (включая анализ), организация (как деятельность, направленная на упорядочение выполнения различных работ), оперативное руководство и контроль, координация и связь. В связи с этим должностные обязанности руководителей можно разбить на четыре раздела:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|