p> Основным, на наш взгляд, блоком японской системы управления
является "Управление производством". Японцев отличает глубокое понимание
роли управления производственными процессами. И если во многих странах во
главе предприятий место опытных практиков в области управления
производством в 60-е годы все чаще стали занимать специалисты по
маркетингу, а в 70-е- финансисты, то в Японии не предавались модным
поветриям. Японцы научились тщательно продумывать всю технологию
производства и исключительно рационально использовать полученные
результаты. В этом плане нет никаких не поддающихся изучению хитростей, это
не связано ни с особенностями культуры, ни с особыми коллективами рабочих.
Просто здесь, и это признают во всем мире, хорошо поставлена система
управления. Привлекательно звучит основной принцип системы- производство деталей
нужного типа, в нужное время и в нужном количестве. Задача системы-
устранить из производства ненужные элементы, промежуточные и конечные
запасы. Непрерывность производства, своевременная адаптация к изменениям
спроса по количеству и ассортименту достигаются путем точных поставок и
автономизации производственных операций. Точные поставки означают
производство нужного вида изделий в нужном количестве и в нужное время. Автоматизацию можно упрощенно раскрыть как самостоятельный контроль
работника за браком. Это позволяет поддерживать точность поставок, не
допускать движения дефектных изделий от предыдущего процесса к
последующему, что предотвращает сбои на последнем. А завершим рассмотрение системы управления японской компанией блоком
"Управления маркетингом", т.к. эта проблема привлекает к себе сегодня
пристальное внимание в нашей стране. В Японии развитие современного
маркетинга (сбыт и продвижение товаров на рынок) целесообразно тогда, когда
объективно существуют два условия: 1. Отсутствует дефицит основных потребительских товаров на рынке
(независимо от того, внешний это рынок или внутренний); 2. Производственные мощности достаточно развиты для поставки товаров. Подчеркивая особенности маркетинга следует указать на важнейшие факторы,
которые влияют на организацию и стратегию маркетинга. Это сотрудничество
между промышленностью и правительством в Японии- более тесное, чем в других
промышленно развитых странах; промышленная атмосфера, где царит жесткая
конкуренция компаний на внутреннем рынке и в то же время развито тесное
сотрудничество в решении общих проблем; производство, ориентированное на
мировой рынок. Концепция маркетинга в Японии рассматривается не как нечто
обособленное, а как содержание деловой этики, которой придерживаются
японские компании, т.е. концепция маркетинга есть не что иное, как принятие
в расчет желаний потребителей, общность с потребителем ощущений и
удовлетворение их так же, как сам производитель удовлетворяет собственные
желания. Поэтому руководитель должен сделать все, чтобы в первую очередь
производить качественную продукцию и услуги, т.е. руководитель должен
научиться делать так, чтобы производить быстро, и дешево качественную
продукцию в достаточном количестве, чтобы удовлетворить потребности рынка и
конкретного покупателя. При изучении вопросов организации маркетинга обращает на себя внимание
и следующее обстоятельство. В системе управления японской корпорацией отсутствуют подразделения
материально-технического снабжения, т.н. эти подразделения существенно не
влияют на работу японских предприятий. Причина заключается в том, что здесь
каждая корпорация ориентировано на сбыт, а не на выполнении плана и,
следовательно, проблема снабжения перестает существовать. Существует
проблема закупок, которая больше соответствует приоритетной роли
покупателя. И еще одно. Нет специальных подразделений для
внешнеэкономической деятельности. Японцы рассуждают так: есть рынок, а
внешний он или внутренний- особого значения не имеет. И работу с ним ведут
подразделения маркетинга. ГЛАВА II: АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ АО «АСТЕК». Акционерное общество "Астек" учреждено в соответствии с Указом
Президента РФ "О мерах по преобразованию государственных предприятий,
организаций и объединений в акционерные общества" от 26 сентября 1992 года
УП-466. Полное официальное наименование общества- "Ационерное общество "Астек". Местонахождение общества: Владикавказ, 1-я Промышленная, 3. Общество
является юридическим лицом, права и обязанности юридического лица общество
приняло со дня регистрации. Общество имеет печать со своим наименованием, фирменный знак
(символику), расчетный и иные счета в рублях и иностранной валюте в
учреждениях банков. Учредителем Общества является Государственный комитет РСО-Алания по
управлению государственным имуществом. Общество несет ответственность по своим обязательствам только в
пределах своего имущества. Акционеры несут убытки в пределах своего вклада
(пакета принадлежащих им акций). Общество не отвечает по имущественным обязанностям акционеров. Общество является правопреемником арендного предприятия "Астек" в
отношении исполнения договорных обязательств перед поставщиками и
потребителями.
Основной целью Общества является получение прибыли. Основными видами
деятельности акционерного Общества являются: - организация производства
монтажа метало- конструкций,
- проведение товарообменных операций, заключение
бартерных сделок;
- посредническая деятельность;
- закупка сырья и производство оптовых партий товара и
полуфабриката; - оказание платных услуг населению. Общество осуществляет любые виды хозяйственной деятельности, за
исключением запрещенных действующим законодательством, в соответствии с
целью своей деятельности. Ценообразование формируется в соответствии с действующим
законодательством РФ.
Уставный капитал Общества составляет 404020 тыс. руб. После регистрации
Общество выпустило: а) обыкновенные акции 40401 штуку, номинальная стоимость акции
составляет 10000 рублей; б) золотая акция- 1 штука. "Золотая акция" дает ее владельцу все
права, предусмотренные для владельца обыкновенных акций, а также право
"вето" при принятии собранием акционеров решений. Указанные права
предоставляются комитету-владельцу "Золотой акции" на срок до 5 лет. Каждый владелец обыкновенных акций имеет право присутствовать на
собраниях акционеров лично или через полномочных представителей и вносить
предложения на рассмотрение. Каждый владелец обыкновенных акций, приобретенных на общих
основаниях, имеет право продать свои акции без согласия других акционеров. Каждая обыкновенная акция дает ее владельцу один голос на собрании
акционеров. В случае ликвидации Общества оставшееся после удовлетворения
требований кредиторов имущество распределяется между держателями
обыкновенных акций. Высшим органом управления Общества является собрание акционеров
собираемое не реже 1 раза в год. Чрезвычайные собрания акционеров созываются по инициативе генерального
директора, либо по письменному заявлению акционеров, владеющих не менее чем
10% обыкновенных акций. К исключительной компетенции собрания акционеров относятся следующие
вопросы, решение по которым принимается, если за него проголосовали
владельцы более 50% обыкновенных акций присутствующих на собрании. 1. Внесение изменений и дополнений в Устав. 2. Изменение уставного капитала. 3. Утверждение баланса, счета прибылей, убытков, ежегодного отчета
правления, а также аудитора. 4. Утверждение размера дивиденда, выплачиваемого на обыкновенную
акцию. 5. Назначение членов Ревизионной комиссии и независимых внешних
аудиторов, а также определения сферы деятельности и вознаграждения. 6. Принятие решений о создании и прекращении деятельности филиалов,
представительств, отделений Общества в соответствии с действующим
законодательством. 7. Принятие решения об образовании дочерних предприятий и участие
Общества в иных предприятиях, объединениях. 8. Принятие решений о продаже, сдаче в аренду, обмене или ином
распоряжении имуществом Общества, составляющим более 10% его активов. 9. Принятие решений о ликвидации общества, создании ликвидационной
комиссии и утверждении его отчета. 10. Принятие решений о слиянии, присоединении, преобразовании
Общества в предприятие иной организационно-правовой формы. II. Утверждение сделок и иных действий влекущих возникновение
обязательств в отношении Общества, которые превышают полномочия
предоставленные совету директоров. 12. Избрание генерального директора, членов Совета директоров. Основной задачей членов совета директоров и членов правления является
выработка политики с целью увеличения прибыльности общества. Обязанности генерального директора Общества возлагаются на
руководителя предприятия до первого собрания акционеров. Председателем Совета директоров по должности является генеральный
директор. Члены совета директоров и члены правления несут ответственность перед
обществом за ущерб, причиненный ему в результате неисполнения или
небрежного выполнения ими своих функций. Совет директоров имеет следующие
полномочия: - рекомендовать акционерам величину, условия и порядок
увеличения или уменьшения размера уставного капитала; - утверждать положение о Правлении Акционерного общества,
предоставляемого Генеральным директором; - принимать нормативные документы, регулирующие отношения внутри
Общества; - принимать правила и регламент проведения заседаний Совета; - утверждать заключение или прекращение любых сделок, в которых одной
из сторон выступает Акционерное общество, а другой стороной- любой
акционер, владеющий пакетом акций, составляющим не менее 25% уставного
капитала, член Совета директоров, член Правления или должностное лицо
Общества; - давать акционерам рекомендации относительно создания филиалов,
представительств, отделений или дочерних предприятий, - по согласованию с генеральным директором назначать, увольнять
должностных лиц Правления Общества; - определять порядок представления всех счетов, отчетов, заявлений,
системы расчета прибылей и убытков, включая правила, относящиеся к
амортизации; - определять рекомендации о размере выплачиваемого акционерам
дивиденда. АО "АСТЕК" специализируется на выпуске следующих основных видах
продукции:
- емкости 200 л, 2 т, 10 т;
- металлические ворота;
- металлические гаражи;
- оконные решетки;
- антенные мачты;
- автомобильные цистерны;
- окна деревянные;
- двери деревянные;
- столы;
- сейфы. Данный ассортимент продукции не меняется на протяжении уже 3-х лет.
Сравним объем выпуска продукции за отдельные периоды времени. Таблица № 1: Объёмы выпуска продукции по годам. |Вид |Объём выпущенной продукции |Абсолютное |
|продукции |(штук) |Отношение |
| | |+/- |
| |1997г. |1998г. | |
|1.Ёмкости 200л. |50 |53 |+3 |
|2.Ёмкости 2т. |34 |12 |-22 |
|3.Ёмкости 10т. |22 |18 |-4 |
|4.Ворота |48 |70 |+22 |
|металлические | | | |
|5.Гаражи |21 |11 |-10 |
|металлические | | | |
|6.Решётки |43 |54 |+11 |
|оконные | | | |
|7.Антенные мачты|2 |7 |+5 |
|8.Авто- |11 |9 |-2 |
|цистерны | | | |
|9.Деревянные |38 |25 |+13 |
|окна | | | |
|10.Деревянные |Н/у |Н/у |Н/у |
|двери | | | |
|11.Столы |36 |4 |-32 |
|12.Сейфы |15 |18 |+3 | Таблица № 1 (Продолжение.) Из таблицы 1 видно, что в 1997 г. количественные изменения произошли
по всем видам выпускаемой продукции. Относительное небольшое увеличение
выпуска продукции произошло по таким наименованиям, как емкости 200 л (+3),
ворота металлические (+22); решетки оконные (+11); антенные мачты (+5),
сейфы (+3). Незначительно сократился, по сравнению с 1996 годом, выпуск
емкостей 10 т (-4) и автомобильных цистерн. Что касается остальных
наименований выпускаемой продукции, то здесь мы видим сокращение выпуска
продукции по каждому виду более, чем на 50%. Среди данной группы изделий
обращает на себя внимание выпуск деревянных окон, дверей и столов
(соответственно- 13;- 57;- 32). Руководство предприятия такое положение дел объясняет тем, что в
настоящее время повышенным спросом у населения и различных организаций и
учреждений пользуются метало- пластиковые и другие окна и двери. Однако,
следует отметить, ^то на АО "Астек" имеются возможности для выпуска
металлических дверей (которые также пользуются большим спросом у
населения). Тем не менее здесь пока еще ни в организационном, ни в
технологическом плане ничего не сделано для того, чтобы наладить выпуск
этого вида продукции. Сравнивая объемы выпуска продукции в 1 квартале 1997 и 1998 гг.
(Таблица 2), то видно, что здесь наблюдаются незначительные изменения как в
большую, так и в меньшую сторону. Количественно остался неизменным выпуск
столов ( 1 и 1). Из таблицы № 2 также видно, что с 1996 г. до конца 1
квартала 1998 г. ассортимент выпускаемой продукции продолжает оставаться
неизменным. Численность работников ППП АО "Астек" на конец П квартала 1998 г.
составила 154 чел. Из них- работники аппарата управления-- 34 человека, или
24%. В 1997 г. численность работников предприятия была соответственно 197
человек и 52 человека или 18 %. Сравнивая эти данные видно, что численность
работников в этом году сохранилась почти вдвое (Таб.3). Такое положение дел
объясняется сокращением объема работ в связи с уменьшением количества
заказав на продукцию предприятия. Это повлияло и на размер такого
показателя, как прибыль. Если в I квартале 1997г. прибыль составила 28010 тыс. рублей, то в I
квартале 1998г. – 6018 тыс. рублей, т.е. в 4,5 раза меньше, чем в 1997г. Таблица № 2: Объёмы выпуска продукции по годам(I кварт.).
|Вид |Обём выпущенной продукции |Абсолютное |
|продукции |(штук) |Отношение |
| | |+/- |
| |Iкварт.1997г. |I кварт.1998г. | |
|1.Ёмкости 200л. |12 |9 |-3 |
|2.Ёмкости 2т. |3 |5 |+2 |
|3.Ёмкости 10т. |5 |7 |+2 |
|4.Ворота |22 |19 |-3 |
|металлические | | | |
|5.Гаражи |3 |5 |+2 |
|металлические | | | |
|6.Решётки |21 |19 |-2 |
|оконные | | | |
|7.Антенные мачты|1 |3 |+2 |
|8.Авто- |2 |1 |-1 |
|цистерны | | | |
|9.Деревянные |5 |8 |+3 |
|окна | | | |
|10.Деревянные |7 |6 |-1 |
|двери | | | |
|11.Столы |1 |1 |0 |
|12.Сейфы |4 |3 |-1 |
Таблица № 2(Продолжение). Таблица № 3: Динамика численности работников предприятия. |Категории |Ед. |Численность работников по |Отношен|
|работников |Изм.|годам. |ие |
| | | |+/- |
| | |II квар.1997г. |II квар.1998г.| |
|Всего ППП |Чел.|297 |154 |-143 |
|Рабочие |Чел.|238 |114 |-124 |
|Руководители |Чел.|12 |8 |-4 |
|Специалисты |Чел.|29 |18 |-11 |
|Служащие |Чел.|11 |8 |-3 |
|МОП |Чел.|2 |1 |-1 |
|Охрана |Чел.|2 |2 |- |
|Ученики |Чел.|- |- |- | Сравнивая отношение численности работников управления к численности
остальных работников предприятия на конец II квартала 1998г. и 1997г. можно
сделать вывод, что в 1997г. на каждого работника управления приходилось 3.7
работника предприятия, а на данный момент эта цифра возросла до 4.5. При
этом численность работников аппарата управления сократилась почти вдвое. Учитывая тот факт, что объём выпуска продукции почти не изменился, а
численность работников управления уменьшилась, то можно сказать, что
эффективность управленцев повысилась. Но с другой стороны прибыль
предприятия уменьшилась и составила лишь 21% от былой прибыли, при
уменьшении численности управленцев на 30%. Прибыль приходящаяся на одного
управленца в I квартале 1997г. составляла 28010/52=538тыс. руб., а в I
квартале 1998г. составила 6018/34=177тыс. руб. Такие же расчёты можно сделать и в отношении прибыли к численности
рабочих: 28010/145=193,1 тыс. руб. - в II квартале 97г. 6018/120=50.1 тыс. руб. – в II квартале 98г. Здесь спад более заметен, что является признаком снижения эффективности
управления МП «АСТЕК». Проследив за динамикой средней заработной платы за 96,97 и I квартал
98г. можно заметить её некоторое повышение, несмотря на существенное
понижение прибыли. Это говорит о том , что руководство предприятия ведёт
работу по поддержанию материального благосостояния работников, что служит
хорошим методом стимулирования труда как в аппарате управления так и всего
предприятия в целом. На АО "Астек" заработная плата претерпела следующие изменения. Это
видно из данных таблицы № 4. Таблица № 4: Динамика средней заработной платы по годам.
|Годы |Единицы |Средняя заработная плата |
| |Измерения | |
| | |В целом по |Аппарат |
| | |предприятию |управления |
|1996г. |Руб. |518 |437 |
|1997г |Руб. |590 |498 |
|I кварт. 1998г.|Руб. |738 |641 |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|