Меню
Поиск



рефераты скачать Экономическая теория и экономическая политика.

Экономическая теория и экономическая политика.

АЛМАТИНСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

 

 

 

 

кафедра «Социальных дисциплин »

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине « Экономическая теория »

 

 

 

учащегося  3 курса заочного обучения

(группа – АЭСу-96-2)

 

 

 

 

Тема №4: « Экономическая теория и экономическая политика.

Идеология и экономическая теория »

 

 

 

 

 

 

 

 

АЛМАТЫ – 1999 г.

 


                                                         ПЛАН

 


1.      Предмет экономической теории

2.      Зарождение экономической теории и ее развитие

3.      Этапы развития экономической теории.

4.  Система экономических отношений. Организационно-экономические и социально-    экономические отношения.

5.  Экономические законы, их система и использование.

6.  Методика экономической теории.

7.  Социально-экономические системы

8.  Методы экономической науки

9.  Идеология и экономическая теория





 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Предмет экономической теории

Экономика - это сфера деятельности людей, в результате которой создается богатство для удовлетворения разнообразных потребностей, как их самих, так и общества.

Существует реальная и теневая экономика (уход от налогов).

На долю теневой экономики по данным ГКС приходится 25%, по другим источникам - 40-45%.

В любом обществе решается триединая проблема (Самуэльсон): что производить, как производить, для кого производить.

Любое общество располагает ограниченным количеством экономических ресурсов. Потребности людей постоянно возрастают(ограничены кошельком). В этой связи встает проблема рационального использования этих ресурсов. Предметом ЭТ явл. в первую очередь эк. отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления.

Экономическая теория  изучает сферу производства и распределения жизненных благ в условиях ограниченных ресурсов. Это означает, что объектом изучения экономической теории является решающая область жизнедеятельности людей, без которой невозможна ни одна другая форма реализации личностных и общественных интересов.

Английский экономист Лайнен Роббинс(1898-1984) дал следующее определение предмета экономикс, которое широко используется в западной литературе: "Э - это наука, которая изучает поведение человекас точки зрения отношений между его целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование(проблема выбора)".

Экономическая теория  изучает движение экономической жизни - тенденции в развитии цен, производства, безработицы. Экономические цели: экономический рост, полная занятость, экономическая эффективность (максимальная отдача при минимуме издержек), стабильный уровень цен, экономическая свобода, справедливое распределение доходов, экономическая обеспеченность, торговый баланс.

Марксистское определение - Экономическая теория изучает экономические отношения производства, распределения, обмена и потребления на различных ступенях развития общества.

Самуэльсон - Предмет экономической теории изучает, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, которые могут иметь многоцелевые назначения, для того, чтобы произвести разнообразные товары и распределить их сейчас или в будущем для потребления различных индивидов или групп общества.

Определение экономики в учебнике Макконнела и Брю - Во-первых экономика - это исследование поведения человека в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг в мире редких ресурсов.

Во-вторых экономика исследует эффективное использование ограниченных производственных ресурсов или управление ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека.

2. Зарождение экономической теории и ее развитие

  прошло  в  несколько этапов:

    - научная мысль древности (Платон, Аристотель, Ксенофонт и др);


    - этап меркантевизма  (богатство  общества  определяется объемами внешней торговли);


    - этап физиократии (богатство общества определяется уровнем развития такой отрасли, как сельское хозяйство);


    - классическая экономическая теория (Адам  Смитт,  Давид Рикардо,

Уильям Петти, Франсуа Кенэ, Тюрко).

      Они утверждали, что основой богатства общества является труд и с научных позиций исследовали такие категории, как товар,  деньги,  прибыль, заработная плата и др;


    - этап буржуазно - экономической теории (Малькус, Сэй, Бастия).

Они утверждали, что классовое общество - это вечное  общество  и частная собственность - это вечная собственность;


    - марксистская  или  пролетарская  экономическая  теория   (Маркс, Энгельс, Ленин).

      Содержание марксизма сводилось к тому,  чтобы  показать историю

возникновения и развития капиталистического  способа  производства, а

так же место и роль пролетариата в этом обществе;


    - Конец XIX-начало XX характерен рядом научных экономических школ:

      a) ленинская школа - теория империализма. Капитализм вступает в

свою высшую особую и последнюю стадию развития, империализм есть  умирающий капитализм;

      б) австрийская школа (Менгер, Баверк, Бисерк).

Они утверждали теорию предельной полезности  материальных  благ.  Ценность любого блага определяется ограниченностью его, редкостью  его и той пользой, которую может принести последний экземпляр данного блага;

      в) кембриджская (Альберт Маршалл).


Суть его теории сводилась к тому, что  он  сделал  попытку объединить

теории издержек производства, спроса и предложения, производительнос-

ти и воздержания с теорией предельной полезности и предельной производительности;

      г) регулируемый капитализм (Джон Кейнс).

Государство может регулировать все экономические отношения в обществе;

      д) школа экономического роста (Ростоу).

Общество проходит в своем  развитии  несколько  этапов экономического

роста от единого индустриального до пост индустриального общества.

 

3. Этапы развития экономической теории.

Экономическая теория  как наука (ситематизированное знание о сущности экономики) возникла в 17-18 в., в период становления капитализма.

1.В самом начале появилась теоретическая школа-меркантилизм. Представители этой школы считали, что богатство людей составляют деньги, за которые можно купить все. Это представление соответствовало тому времени, когда международная торговля приносила большие доходы. Здесь прирост богатства был самоочевиден, ибо в то время товары в одной стране покупались по более низким ценам, а в другой продавались по более высоким ценам. Нарк-ты считали задачей э. т. - разрабатывать рекомендации для гос. политики, которая призвана расширять торговлю и накапливать золото в стране. Представители: Томас Мен(англ. купец, правило - продавать иностранцам на большую сумму, чем покупать у них. Монкретьен фр. экономист дал определение э.т. название "политическая э. "- как гос-во богатеет.

2.Теоретическое учение физиократнов. Положили начало классич. попит, э. Рост богатства общества физ-ты связывали только с естественным плодородием земли и поэтому не считали промышленность отраслью, где создается прирост доходов. (Франсуа Кенэ). Наиболее основательные ответы на вопросы образования и роста богатства нации дали представители класич. Школы -анг. экономисты: Уильям Петти, Адам Смит, Давид Рикардо.- они установили, что богатство всей нации возникает в сфере материального производства во всех отраслях. Рост богатства происходит тогда, когда первоначально затраченная на производство сумма стоимости(в виде денег, товаров) в процессе труда наращиватся на дополнительную величину(прибавочную стоимость или прибыль). Это открытие позволило э.т. стать подлинной наукой. Основав трудовую теорию стоимости, классики не смогли в достаточной мере изучить капиталистическую экономику в свете этой теории. Эта задача выпала на долю К. Маркса (1818-83), который создал теорию прибавочной стоимости. 3, В последние десятилетия нашего века значительно повысился научный уровень мировой эк. науки. Начиная с 1969 г Шведская академия ежегодно присуждает Нобелевские премии по эк. наукам.В настоящее время насчитывается 3 десятка лауреатов.

 

 

4. Система экономических отношений. Организационно-экономические и социально-экономические отношения.

Экономические отношения подразделяются на 2 блока: 1.организационно-экономические 2. отношения собственности и соответствующие им соц-экономические отношения.

1)Формы О/Э отношений:

Разделение труда, специализация производителя;

Кооперация труда - такая форма организации труда, при которой несколько лиц участвуют в одном или разных процессах, связанных м. собой. Кооперация труда порождает новую производственную силу.

Концентрация производства и его централизация. К - это увеличение масштаба предприятия за счет собственных ресурсов. Ц - объединение предприятий.

Организация общественного хозяйства - это натуральное и товарное хозяйство.

Управление. Формы управления экономикой: стихийно-рыночная плановая.

2) С/Э отношения - отношения м.людьми по производству, распределению, обмену и потреблению. Определяется формами собственности на СП.

ЭТ изучает закономерности развития экономики, Э законы и их использование.

СЭО - это отношения между людьми в обществе по поводу материальных благ и услуг, их распределения и потребления между классами и социальными группами, между странами, предприятиями или фирмами, внутри предприятий, между мелкими и крупными собственниками в городе и деревне; вся система экономических отношений рассматривается во взаимосвязи, в их единстве.

Система экономических отношений должна соответствовать состоянию производства, чтобы обеспечивать его развитие и эффективное функционирование.

Материальное производство является материальной основой экономических отношений.

Предмет труда - это то, на что человек воздействует своим трудом и изменяет его

Средства производства - это то, что человек помещает между собой и предметом труда, и чем воздействует на предмет труда.

Главным фактором производства является работник.

Средства производства и работники, приводящие их в движение образуют производительные силы общества.

Производительные силы и экономические отношения образуют способ производства.

По Марксу способ производства прошел 5 исторических этапов в своем развитии. Зарубежные экономисты периодизацию в развитии человеческого общества строят на основе теории стадий экономического роста (Ростоу).

Он выделяет 5 стадий экономического роста:

традиционное общество;

переходное общество (стадия подготовки условий для сдвига);

стадия сдвига и перехода к индустриальному обществу;

послеиндустриальное общество;

стадия массового потребления.

5. Экономические законы, их система и использование.

ЭЗ выражают существенные и необходимые связи в общественном производстве, постоянно повторяющиеся взаимоотношения, взаимодействия между людьми. Они отражают наиболее устойчивые внутренние и внешние связи объекта.

ЭЗ возникают и действуют в результате производственной деятельности людей. Действуют объективно(независимо от воли и сознания людей).

Необходимо различать: экономические законы, законы природы, юридические законы.

В обществе действует система ЭЗ. Они взаимосвязаны м собой. Различают след. ЭЗ:

Всеобщие - законы, которые действуют на всех ступенях развития человеческого общества, во всех общественно-экономических формациях: а) З. Возвышающихся потребностей; б)З общественного разделения труда; в)З повышения производительности труда и др.

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.