Общие ЭЗ - действуют при наличии общих
социально-экономических условий(товарно-денежные отношения): а)З стоимости; б)З
спроса и предложения; в)З денежного обращения и тд.
Особые (специфические) ЭЗ - выражают
внутреннюю природу каждого общественного способа производства. Определяются
собственностью на СП и свойственные ей социально-экономические отношения.
ЭЗ познаваемы. Их необходимо использовать
в практике хозяйствования.
6. Методика экономической теории.
Научные способы, приемы познания
экономической теории, истинного понимания и освещения экономического развития.
В книге Бар "Полит.Экономия" 2
тома: "ЭТ - это ящик с инструментами". (Анализ, синтез и т.д.)
Метод научной абстракции, т.е.
освобождение наших представлений о предметах исследования от частного,
случайного кратковременного, единичного и нахождение в них сущностного,
постоянного типичного.
движение от абстрактного к конкретному;
метод индукции, т.е. из анализа частного
выводятся общие положения и принципы;
метод дедукции (гипотетический), на
основе общих положений основываются те или иные частности экономических
объектов и процессов.
единство исторического и логического,
т.е. экономические процессы рассматриваются в исторической последовательности
их возникновения и в логической взаимосвязи;
экономико-математическое моделирование,
создание математических моделей той или иной экономической теории.
Существуют несколько функций
экономической теории:
познавательная функция;
практическая функция - обеспечить на
основе теоретических разработок экономическую политику;
прогнозтическая;
методологическая, т.е. экономическая
теория исследует общее (и экономические отношения, и производительные силы) и
является методологической базой для других наук, т.к. выявляет общие
экономические законы, которые являются исходной методологической посылкой для
исследования в других науках.
идеологическая.
Экономист Василий Леонтьев(Нобелевская
премия):
Развитие НТП - структурные изменения в
экономике - повышение производительности труда - социальные изменения -
изменение жизненного уровня.
ЭТ явл. методологической основой для всех
экономических наук.
Экономист Кейнс: "Любой политик
находится в плену экономистов и философов".
7. Социально-экономические системы
- это способ организации общественного
производства.
Современные системы:
1.Традиционная экономика - базируется на ручном
труде (слаборазвитые страны);
2.Командно-административная система
(СССР, КНДР). Присутствует во всех странах (когда управляемая экономика):
а) государственный тип (собственность на
средства производства);
б) всеобщая (роль государства);
3.Рыночная экономика:
а) частная собственность на средства
производства;
б) роль государства минимальное.
Она базируется на цены, спрос,
предложение, конкуренцию.
В чисто рыночной экономике проблемы что
производить? как? и для кого производить?, регулирование распределения ресурсов
осуществляются на основе взаимодействия производителей и потребителей,
продавцов и покупателей в соответствии со спросом и предложением.
4.Смешанная экономика:
а) собственность - государственная и
частная;
б) государство ограниченные рамки
(автопилот), регулирующая роль государства. Рыночная экономика + плановая
экономика. Рыночный механизм регулирования с государственным регулированием.
В большинстве стран смешанная экономика.
5.Социальная экономика. Защита человека,
сближение жизненного уровня, снижение дифференциации в доходах.
Модели рыночной экономики:
1.Предпринимательская модель (США),
2.Социальная (Шведская модель), 3.Японская модель - приоритет общенациональных
интересов.
8. Методы экономической науки :
- метод научной абстракции, т.е.
освобождение наших представлений
о предметах исследования от частного,
случайного кратковременного,
единичного и нахождение в них сущностного,
постоянного типичного.
- движение от абстрактного к
конкретному;
- метод индукции, т.е. из анализа
частного выводятся общие положения и принципы;
- метод дедукции (гипотетический), на
основе общих положений основываются те или иные частности экономических
объектов и процессов.
- единство исторического и логического,
т.е. экономические процессы рассматриваются в исторической последовательности
их возникновения и в логической взаимосвязи;
- экономико-математическое
моделирование, создание математических моделей той или иной экономической
теории.
Существуют несколько функций экономической теории.
- познавательная функция;
- методологическая, т.е. экономическая
теория исследует общее (и экономические отношения, и производительные силы) и
является методологической базой для других наук, т.к. выявляет общие экономические
законы, которые являются исходной методологической посылкой для исследования в
других науках.
- практическая функция - обеспечить на
основе теоретических разработок экономическую политику.
9. Идеология и экономическая теория
Уже в хрущевскне годы наметился кризис
советской политической
идеологии. Но это был еще кризис лишь той
формы идеологии, какая
сложилась в сталинские годы и была связана
с сочинениями самого
Сталина. В брежневские годы мощный
идеологический механизм, соз-
данный и работавший под руководством
Суслова, предпринял усилия
преодолеть этот кризис. И он многого
добился. Началась критика
сталинской вульгаризации философии.
Достижения науки хлынули в
идеологию. Стала доступной западная
философия и культура. Все
это способствовало улучшению репутации
идеологии. Но вместе с
тем, это вело к снижению авторитета
марксизма-ленинизма, оттес-
нение его на задний план в рамках самой
идеологии. В какой-то
мере преодолев недостатки сталинском формы
идеологии, сусловский
идеологический аппарат одновременно
способствовал подготовке бо-
лее, обширного идеологического кризиса -
кризиса марксизма-лени-
низма как идеологии коммунизма вообще.
В брежневские годы стало открыто
осознаваться резкое расхожде-
ние между идеологической картиной
реальности и самой реаль-
ностью, между идеалами коммунизма и
объективнымн тенденциями
эволюции реального коммунизма, между
интеллектуальным уровнем
образованной части общества и идеологией.
Идеология фактически
перестала быть руководством к действию
для властей. Хотя они
прикрывались фразами из идеологии,
практически они поступали
совсем иначе. Идеологический цинизм
уничтожил остатки идеологи-
ческой веры.
В сталинские годы доминировала
убежденность в том, что комму-
нистический социальный строй несет с собою
освобождение трудя-
щихся от зол капитализма и что
трудящиеся поддадутся обаянию
коммунистического земного рая. В
брежневские годы активная часть
советского населения, включая
представителей власти, которые на-
чали делать карьеру в хрущевские годы,
сделала для себя открытие
огромного исторического значения. Она на
своем опыте почувство-
вала то, что коммунистический социальный
строй не является тем
земным раем, каким его изображают в
советской идеологии и пропа-
ганде. На смену убежденности в истинности
идеологии пришло чисто
прагматическое отношение к ней как к
необходимому средству обра-
ботки и организации общественного
сознания. На смену идеологи-
чески опосредованному отношению к
реальности пришло непосредс-
твенное, лишенное субъективных иллюзий и
лишь маскируемое идео-
логией.
Горбачевская политика гласности углубила
и расширила идеологи-
ческий кризис. Началось безудержное и
бесконтрольное словоблу-
дие, саморазоблачение, оплевывнние всех святынь
советской исто-
рии, очернение советскои реальности. Все
истины марксизма-лени-
низма были подвержены сомнению и осмеянию.
Всякая защита "истин"
его рассматривалась как признак
реакционности н отсталости. Ста-
ло неприличным произносить само слово
"коммунизм". Было отменено
обязательное изучение марксизма-ленинизма
во многих учебных за-
ведениях, сокращено время на него,
сокращены или ликвидированы
совсем соответствующие семинары, школы,
курсы. Короче говоря, с
марксизмом-ленинизмом обошлись чуть ли не
как с враждебным идео-
логическим учением. Одновременно началось
столь же безудержное
заимствование идей из западной идеологии.
Стремление выглядеть
западнообразно и заслужить похвалу на
Западе стало определяющим
в речах и в реформаторской суете самого
Горбачева, а также всех
прочих реформаторов и идеологов
перестройки.
Важнейшей особенностью идеологического
кризиса является то,
что неверие в марксистские идеалы и отказ
от марксизма-ленинизма
как от руководства к действию захватил
самые верхи правящего
слоя. Дискредитация идеологии стала
стимулироваться сверху, -
такого советская история еще не знала.
Причем марксизм-ленинизм
при этом не был осмыслен и преодолен на
научной основе, а просто
отодвинут как нечто уже непригодное ни для пропаганды,
ни для
принятия важных решений. И это несмотря
на то, что положения
марксизма-ленинизма могли бы как никогда
послужить путеводной
звездой в современной запутанной
ситуации в мире. Коммунисты
предали марксизм-ленинизм именно тогда,
когда на нем стоило нас-
таивать особенно упорно.
Характерным примером варварского
обращения со своей же, марк-
систско-ленинской идеологией может
служить то, что горбачевцы
стали рассматривать свои реформы как
революцию, причем - как ре-
волюцию, осуществляемую сверху, по
инициативе высшего руководс-
тва, можно сказать - по инициативе лично
Горбачева и под его
контролем. Инициатива сверху лишь дала
толчок кризису - власть
потеряла контроль за ходом событии. Сейчас
речь идет об идеоло-
гическом осмыслении проишедшего.
Употребление выражения "револю-
ция" в применении к ситуациям такого
рода, как была в Советском
Союзе, простительно западным деятелям
культуры, журналистам и
политикам, не имеющим строгих ограничений
в словоупотреблении.
Некогда поднаторевшие в марксизме советские
партийные аппаратчи-
ки и оправдывающие их активность
марксистско-ленинские теоретики
начинают так легко обращаться с важнейшими
категориями государс-
твенной советской идеологии, то невольно
закрадывается сомнение:
а в своем ли уме эти люди?! Давно ли
они, сдавая экзамены по
марксизму-ленинизму, сами настаивали на
том, что революционный
путь принципиально отличается от
реформаторского, что социальная
революция есть способ перехода от изжившей
себя общественно-эко-
номической формации к более прогрессивной.
Конечно, как говорит-
ся, своя рука владыка. Высшая советская
власть является высшей
властью и в идеологии. Она может позволить
себе иногда пококет-
ничать фундаментальными понятиями
подвластной идеологии. Тем бо-
лее это так лестно - войти в историю в
качестве революционера,
причем - революционера особого рода,
совершившего переворот,
можно сказать, в одиночку. Что за
человечище! Маркс, Ленин и
Сталин вместе взятые были неспособны на
такое. А о Хрущеве и го-
ворить нечего: мелочь!
Но дело в том, что и идеология имеет
свои законы, неподвласт-
ные даже таким "революционерам",
как Горбачев. И нарушение этих
законов не может пройти безнаказанно даже
тем, кто хозяйничает в
идеологии. Легкомысленное обращение с
фундаментальными понятиями
и положениями идеологии на самой вершине
власти послужило зара-
зительным примером, и массы людей, как-то
причастных к идеоло-
гии, ринулись в антимарксизм. И впереди
всех бежали дезертиры
марксизма, которые, по идее, должны были бы
защищать его до пос-
леднего слова. Новое мышление горбачевцев
переросло в бездумную
и безответственную болтовню, чреватую
тяжелыми последствиями.
Впечатление такое, будто огромная
историческая бомба попала в
руки шалунов и недоумков, и те принялись
колотить по ней чем по-
пало и ковыряться в ней с намерением
полюбоваться на предполага-
емый фейерверк.
Отказавшись от марксистско-ленинской
идеологии как от руко-
водства к действию, горбачевское
руководство, однако, не сделало
таким руководством науку. Это не значит,
что оно не привлекло к
себе на помощь профессиональных ученых.
Наоборот, оно привлекло
их в огромном количестве, освободив их от
всяких идеологических
пут и позволив писать и говорить все, что
им придет в голову. Но
беда в том, что у этих ученых помощников и
советников Горбачева
просто не оказдлось необходимой науки,
которая могла бы быть на-
дежным наставником действий власти.
Бесчисленные советские уче-
ные за много десятков лет существования
"коммунизма" оказались
неспособными создать науку об этом типе
общества, отвечающую
критериям современной науки. Важнейшим
препятствием на пути соз-
дания такой науки была все та же
государственная идеология. Вся-
кие попытки идти по этому пути
рессматривались как враждебная
клевета на советское общество н
преследовались. И теперь, когда
это препятствие отпало, советские ученые
стали в спешке высказы-
вать свои кустарные и скороспелые суждения,
включая в них заимс-
твованные на Западе идеи, что породило
чудовищный интеллектуаль-
ный хаос в горбачевском окружении. В
кратчайшие сроки было сочи-
нено огромное количество всяческой чепухи.
Бесчисленные шарлата-
ны и безответственные болтуны, включая
титулованных советских
академиков, бывших советских диссидентов, удравших
на Запад за
славой и комфортом, и западных советологов,
настолько засорили и
замутили интеллектуальную атмосферу в
обществе, что только пол-
ное игнорирование производимой ими
галиматьи и доверие к просто-
му здравому смыслу еще могло бы наставить
руководство на путь
истинный. Но, увы, всякие здравые суждения
стали рассматриваться
как проявления консерватизма,
брежневизма и даже сталинизма.
Только ничем неограниченная чушь,
облекаемая в наукообразную
форму, имела какие-то шансы быть замеченной.
Итак, советская официальная идеология
обнаружила полную неспо-
собность отстаивать положительные
достижения своего общественно-
го строя и критиковать дефекты западного,
оказалась неподготов-
ленной к массированной идеологической атаке
со стороны Запада. В
стране началась идеологическая паника.
Появились идеологические
дезертиры, предатели, перевертыши.
Идеологические генералы нача-
ли перебегать к противнику. Началась
беспримерная оргня очерне-
ния всего, что касалось советской истории,
советского социально-
го строя и коммунизма вообще.
Идеологический перелом не ограничился
сферой сознаний. Новая
идеология ("новое мышление")
стала внедряться в практику. Начав
с серии бессмысленных насильственных
реформ и потерпев на этом
пути банкротство, советское руководство
встало в конце концов на
путь насильственной
"западнизации"**) страны - стало насаждать
западные политические формы и социальные
отношения. В языке про-
паганды их назвали рыночной экономикой и
демократией. Подчерки-
ваю искусственый и насильственный характер
этих преобразований.
В Советском Союзе до этого не созрели и не
могли созреть в прин-
ципе никакие предпосылки для перехода к
капиталистическим соци-
альным отношениям и к соответствующим им
политическим формам. В
массе населения не было никакой потребности
в переходе к капита-
лизму. Об этом мечтали лишь преступники из
"теневой экономики",
отдельные диссиденты, скрытые враги и
часть представителей при-
вилегированных слоев, накопившая богатства
и хотевшая их легали-
зации. Начавшийся позднее энтузиазм по
поводу ломки всего со-
ветского был результатом новой,
антисоветской и антикоммунист-
нческой пропаганды и массового помутнения
умов, а в верхах влас-
ти - просто желанием угодить западным
хозяевам, без поддержки
которых они давно были бы выброшены на
помойку истории.
Результаты насильственной западнизацин
Советского Союза не за-
медлили сказаться. Начался стремительный
распад всех основ со-
ветского общества. Стала разваливаться
экономика, деградировать
культура, разлагаться моральное и
психологическое состояние ши-
роких слоев населения.
Под предлогом борьбы против якобы
преступного коммунизма и
роспуска КПСС была буквально разгромлена
вся система государс-
твенности. Распался Советский Союз. Страна
покрылась сетью кро-
вавых конфликтов. Расцвела преступность.
Разрушены все лучшие
достижения советской истории, доставшиеся
ценой неимоверных уси-
лий миллионов людей в течение многих
десятилетий. Началось такое
разграбление богатств страны, какого не
позволяли себе победите-
ли в войнах прошлого с побежденной
страной. "Холодная" война
вступила в завершающую фазу - в фазу
превращения России в "коло-
ниальную демократию"***).
"Западнизация" есть особая
форма колонизации, в результате ко-
торой в колонизируемой стране создается
социально-политический
строй колониальной демократии. По ряду
признаков это есть про-
должение той прежней колониальной
стратегии западноевропейских
стран, особенно Великобритании. Но в целом
это есть новое явле-
ние, характерное для современности.
Изобретателем его можно с
полным правом считать США.
Колониальная демократия не есть
результат естественной эволю-
ции колонизируемой страны в силу внутренних
условий и закономер-
ностей ее социально-политического строя.
Она есть нечто искусс-
твенное, навязанное этой стране извне и
вопреки ее исторически
сложившимся тенденциям эволюции. Она
поддерживается методами ко-
лониализма. При этом колонизируемая
страна вырывается из ее
прежних международных связей. Это
достигается путем разрушения
блоков страны, а также путем дезинтеграции
больших стран, как
это имело место с советским блоком,
Советским Союзом и Югослави-
ей.
За вырванной из прежних связей страной
сохраняется видимость
суверенитета. С ней устанавливаются
отношения как с якобы рав-
ноправным партнером. Для значительной части
населения сохраняют-
ся какие-то элементы предшествующих догм
жизни. Создаются очаги
экономики якобы западного образца под
контролем западных банков
и концернов, а также - как явно западные
или совместные предпри-
ятия. Я выше употребил слово
"якобы", так как эти очаги экономи-
ки суть лишь имитация современной западной
экономики.
Стране навязываются внешние атрибуты
западной политической
системы - многопартийность, парламент,
свободные выборы, прези-
дент и т.п. Но они тут являются лишь
прикрытием режима совсем не
демократического, а скорее диктаторского
(авторитарного). Экс-
плуатация страны в интересах Запада
осуществляется силами незна-
чительной части населения, наживающейся за
счет этой ее функции.
Эти люди имеют высокий жизненный стандарт,
сопоставимый с тако-
вым самых богатых слоев Запада.
Колонизируемая страна доводится до такого
состояния, что ста-
новится неспособной на самостоятельное
существование. В военном
отношении она деморализуется настолько, что
ни о каком сопротив-
лении и речи быть не может. Вооруженные
силы сохраняются лишь
для того, чтобы сдерживать протесты
населения и попытки оппози-
ции изменить ситуацию.
До жалкого уровня низводится
национальная культура. Место ее
занимают самые примитивные образцы западной
культуры, вернее -
псевдокультуры Запада. Массам населения
предоставляется суррогат
демократии в виде распущенности,
ослабленного контроля со сторо-
ны властей, доступные развлечения, система
ценностей, избавляю-
щая людей от усилий над собой и от
моральных ограничений.
Нужно быть слепым, чтобы не замечать,
что Россию нынешние ее
правители усиленно толкают на путь
колониальной демократии. И
нужно быть врагом своего народа и
предателем Родины, чтобы изоб-
ражать этот процесс как благо для народа.
Россия никогда и ни
при каких обстоятельствах не превратится в
страну, аналогичную
странам Запада и равноценную им в этом
качестве, - не станет
частью Запада. Это исключено в силу ее
географических, истори-
ческих и современных международных
условий, а также в силу ха-
рактера образующих ее народов.
Утверждая это, я не становлюсь на сторону
проповедников теории
исключительности судьбы России. Я
утверждаю, что исключительной
является историческая судьба Запада, а не
России. Западный тип
общественного устройства (капитализм и
демократия) дал положи-
тельные результаты лишь в немногих странах
мира, а именно - лищь
в странах Запада с определенным
человеческим материалом. Для по-
давляющего большинства народов планеты он
оказался либо гибель-
ным, либо обрек их на роль придатков и
сферы колонизации Запада.
Россия уже сыграла исключительную роль в
истории человечества,
создав коммунистический социальный строй,
который на некоторое
времи позволил ей сохранить независимость
от Запада к вдохновил
другие народы на это. Теперь Россия эту
роль утратила, возможно
- навсегда. Теперь Запад просто не
допустит, чтобы в мире поя-
вился мощный западнообразный конкурент на
мировых рынках в лице
России. Россия нужна Западу не как партнер
в дележе мира, а лишь
как зона дележа. Русским в планах Запада
уготована судьба, ана-
логичная судьбе незападных народов, т.е.
судьба заурядная и по-
зорная для бывшей великой страны и второй
сверхдержавы планеты.
Может ли Россия избежать такой участи?
Возможности у нее для
этого не велики, но исключать их полностью
было бы ошибочно. И
главное, на мой взгляд, условие для этого
- осознать с полной н
беспощадной ясностью то, в каком
положении она оказалась и по
какой причине. В России же ощущается страх
перед такой ясностью.
Ничем не сдерживаемое словоблудие заполнило
всю интеллектуальную
сферу общества. Люди боятся признаться себе
в том, что совершили
беспрецедентную в истории глупость,
поддавшись добровольно влия-
нию реформаторов и их западных
наставников, н боятся это выска-
зать вслух. В этом страхе кроется, на мой
взгляд, главное пре-
пятствие для реализации возможности, о
которой я сказал выше.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Брагинский А.А.,
Певзнер Я.А. «Политическая экономия: дискуссионные проблемы, пути
обновления» М. 1991г.
2.
Макконнелл К.Р. , Брю
С.Л. «Экономикс: принципы, проблемы и политика » Таллин 1995 г.
3.
Конституция Республики
Казахстан
4.
Волков Ф., Борисов Е.
«Основы экономической теории» Учебник . М. 1993 г.
Страницы: 1, 2
|