Меню
Поиск



рефераты скачать Экономическая эффективность инвестиций и капитальных вложений

p> • Гарантии от изменения законодательства. В случае если акты законодательства Беларуси, принятые после регистрации предприятия с иностранными инвестициями, ухудшают положение и условия иностранных инвесторов и создаваемых с их участием предприятий (т. е. на них возлагается дополнительные либо увеличенные по сравнению с ранее существовавшими обязанности или они ограничиваются либо лишаются имевшихся прав), то к инвесторам, предприятию с иностранными инвестициями и (или) иностранным инвестициям в течение пяти лет применяется законодательство, действовавшее на день регистрации предприятия с иностранными инвестициями.
Вместе с тем данные требования не распространяются на изменение законодательства республики в области обеспечения обороноспособности, экологической безопасности и охраны здоровья населения.

• Гарантии от принудительных отчуждений. Иностранные инвестиции не могут быть национализированы, реквизированы, изъяты, захвачены, принудительно куплены либо взяты или подвергнуты другим действиям, эквивалентным по последствиям и ведущим к лишению иностранного инвестора его права собственности либо контроля или существенного преимущества его инвестиций, кроме как по приговору или решению суда, а также по мотивам общественной безопасности, при соблюдении определенных законом условий и порядка, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества.

Отечественный законодатель предусматривает, что убытки, причиненные иностранному инвестору либо предприятию с иностранными инвестициями в результате принудительного отчуждения, возмещаются органом, принявшим решение о принудительном отчуждении. Однако в Законе не указано, какие органы вправе принимать подобные решения. Не определено также, что представляет собой изъятие, захват, принудительный выкуп. В законе не дано толкование национализации и реквизиции. Причем, если в ст. 243 Гражданского кодекса дано понятие реквизиции, то о национализации законодатель умалчивает, поскольку ст. 245 такого же кодекса «Национализация» всего лишь отсылает к специальному закону о порядке и условиях национализации.

Вместе с тем проблемы национализации собственности существенным образом влияют на инвестиционный климат. Акты национализации и огосударствления частной собственности как национальной, так и иностранной, после 1917 года без какой бы то ни было компенсации, с точки зрения международного права считаются неправомерными. Отрадно, международно-правовая практика Беларуси
(в подписанных и ратифицированных инвестиционных договорах) пошла по пути признания правомерности актов законной национализации только при условии выплаты компенсации за национализированное имущество. Представляется необходимым закрепить в Законе положение, в соответствии с которым национализация будет рассматриваться, как исключительная мера и решение о ней будет приниматься только парламентом страны, что также будет являться определенной гарантией для иностранных инвесторов.

• Гарантии компенсации при возмещении убытков от незаконных действий государственных органов и их должностных лиц. Убытки, понесенные иностранным инвестором в результате исполнения им акта, решения, указания государственных органов или их должностных лиц, нарушивших права инвестора, предприятия, а также убытки, полученные в результате ненадлежащего исполнения такими органами или их должностными лицами в отношении инвестора либо предприятия обязанностей, предусмотренных законодательством Республики
Беларусь, подлежат компенсации этими органами по решению суда. Компенсация должна быть своевременной, адекватной и эффективной.

К сожалению, законодатель не установил конкретного срока, в течение которого должна быть выплачена компенсация, указав лишь, что она должна выплачиваться без задержки. Таким образом, есть основания усомниться в эффективности вышеназванной гарантии.

• Гарантии по использованию доходов от инвестиционной деятельности. После уплаты налогов и сборов иностранным инвесторам в отношении принадлежащих им доходов, полученных от использования их инвестиций, гарантируются следующие направления использования доходов:

• использование их на цели инвестирования и реинвестирования, а также на покупку товаров на территории Республики Беларусь;

• использование их на покупку другой валюты на внутреннем рынке
Республики Беларусь;

• беспрепятственный перевод доходов в валюте в страну происхождения инвестиций или в любую другую страну.

Данным гарантиям придается большое значение практически во всех соглашениях о поощрении и взаимной защите инвестиций. Гарантия перевода капиталов и прибылей связана с повседневной инвестиционной деятельностью и составляет основу таких соглашений.

• Страхование имущества. Одним из традиционных, достаточно эффективных способов защиты имущественных прав физических и юридических лиц является страхование. Возможность застраховать свои вложенные средства является для инвестора гарантией того, что в случае их потери он получит хотя бы частичное возмещение потерь в виде страхового возмещения. Подавляющее большинство законов зарубежных стран об иностранных инвестициях содержат правило, в соответствии с которым инвесторам представляется возможность самим определять, стоит ли им воспользоваться страховой защитой своих имущественных интересов. Белорусский Закон не является в этом смысле исключением. В соответствии со ст.37 Закона страхование имущества и рисков предприятия с иностранными инвестициями осуществляется по его усмотрению в любых организациях, осуществляющих страховые функции на законных основаниях, если законодательством Республики Беларусь не предусмотрено обязательное страхование. Однако специальный закон «О страховании» в значительной степени элиминирует возможности защиты иностранных инвесторов путем страхования, как ни парадоксально это звучит. Дело в том, что по смыслу ст. 7 вышеназванного закона, иностранные юридические и физические лица, инвестирующие свой капитал в экономику Республики Беларусь, имеют право застраховать свой имущественный интерес только у страховщиков
Республики Беларусь. Такое положение, как правило, не соответствует интересам иностранных инвесторов, так как они предпочли бы страховать свои интересы в известных им страховых организациях, т. е. у себя в стране или в страховых компаниях, чья надежность не вызывает у них сомнения. Кроме того, в ситуации, когда для Беларуси является характерным отсутствие мощных частных страховых компаний, способных страховать крупные инвестиционные проекты, институциональные инвесторы не решаются вкладывать значительные средства в экономику республики, в том числе и по этой причине.

Вместе с тем, в деле страхования иностранных инвестиций нашим государством сделан целый ряд позитивных шагов. В частности, для реализации защиты инвестиций в рамках системы страхования «Национальная программа привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь» констатировала необходимость обеспечить максимально возможное взаимодействие страховых обществ с крупными зарубежными перестраховщиками. Предлагалось также решать проблему страхования путем организации страховых пулов, создания института страховых брокеров, что позволило бы в короткие сроки максимально использовать имеющийся страховой капитал, распределить риски между страховыми организациями республики (данные предложения были реализованы в целом ряде нормативных актов, регулирующих вопросы страхования). Наконец, в качестве важнейшей меры предусматривается создание Национального перестраховочного общества с уставным капиталом в размере не менее 6 млн. долларов США с участием государства и иностранных страховых и перестраховочных обществ, а также Всемирного банка.

Рассмотренные тут проблемы свидетельствуют о необходимости скорейшей разработки (предпочтительно на уровне закона) четкого механизма реализации гарантий иностранных инвесторов с учетом высказанных замечаний и предложений. В противном случае некоторые гарантии останутся всего лишь декларацией, а при таких условиях нельзя рассчитывать на значительные объемы инвестиций.

4.Экономическая эффективность инвестиций и капитальных вложений.

Необходимость быстрого технического и технологического переоснащения предприятий, повышение конкурентоспособности их продукции непосредственно связаны с инвестированием.

В последние годы в условиях общего кризиса экономики, нехватки собственных финансовых ресурсов, дефицита бюджетных средств происходит сокращение инвестиций в экономику. Объем инвестиций за последние десять лет упал более чем на 50%. В 1993 году удельный вес инвестиций в ВВП составил
25,3%, в первом квартале 2001 года— 13,3%. При этом доля капиталовложений производственного характера в общем объеме инвестиций меньше половины
(48,9%).

Инвестированные ресурсы зачастую используются неэффективно, и, как следствие, возникает проблема "долгостроев", задолженности по кредитам.
Данная практика инвестирования ведет к расточительству финансовых ресурсов.
Происходит связывание денежных средств, которые могли бы быть направлены в более эффективные производства и проекты. Поэтому в данных условиях особую актуальность приобретает проблема оценки инвестиционных проектов.

Современные методы оценки инвестиционного проекта предполагают всесторонность, объективность анализа, повышенные требования к расчетам.

Рассмотрим наиболее важные составляющие данной оценки:

=> порядок расчёта и оценки финансовых коэффициентов эффективности;

=> анализ движения наличных денег;

=> определение устойчивости проекта.

При оценке эффективности инвестиционных проектов следует различать:

• коммерческую (финансовую) эффективность — выгоду с точки зрения реализующего проект субъекта хозяйствования;

• бюджетную эффективность — финансовые последствия осуществления проекта для республиканского и (или) местного бюджета;

• экономическую эффективность — затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта.

Основу оценки инвестиционного проекта составляет такое понятие, как соизмерение затрат и результатов на его реализацию.

Общие инвестиционные расходы состоят из капитальных затрат и издержек под оборотные средства. В свою очередь капитальные затраты включают прединвестиционные расходы (издержки на маркетинговые исследования, разработку технико-экономического обоснования и бизнес-плана, организацию производства), сметную стоимость строительства (стоимость оборудования и строительно-монтажных работ).

Согласно Рекомендациям по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов, утвержденным 31.03.99 г. Министерством экономики Республики
Беларусь, в качестве результата выступают чистая прибыль и амортизационные отчисления. Отнесение амортизационных отчислений к результатам вполне правомерно, так как в результате реализации проекта субъект хозяйствования получает, наряду с прибылью, и определенную сумму амортизационных отчислений для восстановления основного капитала, которым он раннее не располагал.

Существующие методы оценки эффективности инвестиций можно подразделить на
2 группы:

1. Простые, или статистические методы.

2. Методы дисконтирования.

К простым, или традиционным, показателям оценки инвестиций относятся коэффициент эффективности (рентабельность) и срок окупаемости.

Коэффициент эффективности — это отношение среднегодовой суммы прибыли к сумме капиталовложений. Показатель отражает, какая часть инвестиционных затрат возмещается в течение одного года планирования. На основании сравнения расчетной величины рентабельности со средним уровнем доходности по отрасли или нормативным проводится заключение о целесообразности реализации инвестиционного проекта.

Срок окупаемости — период возмещения инвестиций. В международной практике данный показатель определяется путем суммирования доходов до тех пор, пока не будет получена сумма, равная объему инвестиций. В отечественной практике данный показатель рассчитывается как отношение суммы инвестиций к среднегодовой величине прибыли. Так как показатели прибыли в начале и в конце периода неодинаковы, то происходит занижение срока окупаемости.

Проект считается приемлемым, если срок окупаемости удовлетворяет требованиям кредитора.

Недостатки традиционных показателей: не учитывается фактор времени, то есть изменение стоимости денег с учётом времени. Одинаковая величина денег сегодня и через определённый период времени имеют разную стоимость по причине обесценивания денег в результате инфляции, доходности капитала.

Для учёта временной стоимости денег используются дисконтированные критерии эффективности инвестиционного проекта.

Дисконтирование – это процесс приведения экономических показателей разных лет к сопоставимому по времени виду. Установление сегодняшнего эквивалента суммам, выплачиваемым в будущем, определяется как произведение будущих поступлений денег на коэффициент дисконтирования. Расчет коэффициента дисконтирования приведен ниже:

D = 1/(1+i)n, где D — коэффициент дисконтирования;

I — дисконтная ставка; n — продолжительность инвестирования.

В качестве дисконтной ставки могут выступать средняя депозитная или кредитная ставка, индивидуальная норма доходности с учетом инфляции и уровня риска, альтернативная норма доходности по другим возможным видам инвестиций, норма доходности по текущей хозяйственной деятельности.

Для оценки целесообразности проведения затрат в данный период, чтобы получить выгоды в будущем, рассчитываются следующие дисконтированные показатели:

1. Чистый приведенный доход, который представляет собой разницу между приведенными к настоящей стоимости (путем дисконтирования) будущих денежных потоков за весь период реализации бизнес-плана и суммой инвестируемых средств. Данный показатель должен быть положительным, в обратном случае инвестор не получит свои деньги обратно.

2. Индекс доходности (рентабельности) инвестиций — это отношение приведенного денежного потока к сумме инвестируемых средств. Его величина должна быть больше единицы,

3. Внутренняя норма рентабельности представляет собой ставку дисконтирования, при которой чистый приведенный доход в процессе дисконтирования будет приведен к нулю.

4. Динамичный период окупаемости — срок, в течение которого результаты последовательного сложения дисконтированной чистой прибыли сравняются с величиной инвестиций.

При рассмотрении альтернативных проектов, в том числе с разными показателями эффективности по чистому приведенному доходу и внутренней норме рентабельности, необходимо отдавать предпочтение первому показателю, так как в данном случае получается больше (в абсолютном значении) выгод от реализации проекта.

В случае финансирования за счет бюджетных средств, осуществления государственной поддержки в обязательном порядке рассчитывается бюджетная эффективность.

Выгода для бюджета представляет собой разницу между будущей величиной уплачиваемых налогов в результате реализации проекта и субсидиями
(налоговые льготы, льгота по кредиту). Проект должен соответствовать экономическим приоритетам государства.

При финансировании проекта государством или (и) международными финансовыми фондами определяется экономическая эффективность.
Предполагается рассчитывать эффективность инвестиций без учета обслуживания долга (выплаты процентов и погашения основного долга), так как данные затраты приводят не к использованию (расходу) денежных ресурсов, а только к их перераспределению. Кроме того, для определения выгод в целом для общества необходимо рассчитывать следующие количественные показатели: создание дополнительных рабочих мест, увеличение объемов производства и, соответственно, уменьшение дефицита определенной продукции; рост доходов населения за счет увеличения занятости и снижения цен.

Анализируя эффективность выбранной инвестиционной стратегии, следует оценивать экологические внешние эффекты (экстреналии). Если возможно ущерб выразить количественно, то его необходимо отразить в издержках проекта. При трудностях измерения данные негативные стороны проекта следует выявить в качественном анализе.

Оценка инвестиционного проекта должна в обязательном порядке включать анализ последовательности платежей и поступлений денежных средств во времени (в западной экономической литературе данный поток денежных средств получил название cash-flow). Критерием принятия проекта является положительное сальдо в любом временном интервале. Отрицательная величина свидетельствует о необходимости привлечения заемных средств и, в результате, о снижении эффективности из-за дополнительных расходов на выплату процентов за данный кредит. При этом шаг расчета должен быть для первого года сроком в один месяц. В обратном случае возникает опасность не выявления нехватки денежных ресурсов в определенные периоды (например, во время сезонной закупки сырья для перерабатывающих предприятий).

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.