Меню
Поиск



рефераты скачать Экономическая эффективность инвестиций и капитальных вложений

p> Если сравнить нормы Кодекса, регламентирующие формы иностранных инвестиций, и аналогичные нормы, действовавшие до его принятия (в частности, Закона об иностранных инвестициях), то можно отметить их сходство. Тем не менее, между ними существуют и различия, базовое из которых заключается в том, что Кодекс предусмотрел закрытый перечень форм инвестиционной деятельности иностранных инвесторов (Закон же об иностранных инвестициях допускал возможность осуществления иностранных инвестиций и в любых других формах хозяйственной и иной деятельности, не противоречащих законодательству, действующему на территории Республики Беларусь).

Отсюда следует, что особых гарантий со стороны Кодекса лишаются, например, кредиты, предоставляемые иностранными лицами субъектам Республики
Беларусь, либо, что, на наш взгляд, особенно важно, вклады иностранных инвесторов в общее имущество простого товарищества и т.д.

Однако это ухудшает положение, например, иностранных кредиторов, незначительно, так как остаются общегражданские способы защиты их прав. То же, по моему мнению, относится и к иностранным участникам простых товариществ. Если в общем имуществе товарищей будут объекты недвижимости, оборудование и другие основные средства, то, несмотря на то что они будут не в личной собственности иностранного инвестора, а в общей собственности иностранного инвестора и, например, белорусского субъекта (но с учетом, что иностранный инвестор будет являться сособственником указанного имущества в целом (а не его части), так как при общей долевой собственности у сособственника доля в праве собственности, а не в конкретном имуществе), подобное имущество должно рассматриваться в целом как иностранные инвестиции с соответствующей степенью защиты. В отношении же денежных средств в рамках простого товарищества указанная защита будет отсутствовать.

Что же касается иных форм хозяйственной деятельности иностранных инвесторов на территории Республики Беларусь, не вошедших в перечень, то применительно к ним, на мой взгляд, также будет действовать достаточно общегражданских способов защиты.

2.2 Приоритетные направления иностранного инвестирования в экономику

Республики Беларусь.

Необходимым условием развития экономики стран переходного периода является высокая инвестиционная активность. Она достигается посредством привлечения внешних инвестиционных источников и наиболее эффективного использования инвестиционных ресурсов в приоритетных сферах материального и нематериального производств. Значимость привлечения иностранных инвестиций заключается в том, что они формируют производственный потенциал на новой научно-технической основе и предопределяют конкурентные позиции страны на мировых рынках. Если проанализировать этапы и закономерности экономического роста таких промышленно развитых стран, как, например, США, Япония,
Германия, Франция, то можно отметить, что в последние десятилетия практически во всех случаях периодам наибольшей инвестиционной активности в этих странах (с определенным временным лагом) соответствовали периоды наиболее высоких темпов подъема экономики. В частности, это особенно ярко проявилось в 60-е годы, когда высокая инвестиционная активность в этих странах сопровождалась наиболее высокими темпами роста такого интегрального показателя экономического развития, как валовой национальный продукт.
Например, в Японии при удвоении объема капитальных вложений за период 1965-
1970 гг. валовой национальный продукт возрос по сравнению с предыдущим пятилетием более чем на 70%. В США, Германии и Франции прирост валового национального продукта за этот период составил 25-30%. Это позволило вышеуказанным странам создать значимый производственный потенциал, явившийся материально-технической базой для обеспечения устойчивого экономического и социального развития в последующий период, а также сформировать экономические основы постиндустриального общества.

При современном постоянно прогрессирующем уровне интеграции мировой хозяйственной деятельности инвестиционная активность и, соответственно, экономический рост, как в развитых, так и в развивающихся странах поддерживается и усиливается участием иностранного капитала: чем выше темпы прироста валового национального продукта и национального дохода, тем больше возможности для расширенного воспроизводства инвестиционных ресурсов и формирования на этой основе рациональной инвестиционной политики. Так, например, в США накопленный объем прямых иностранных инвестиций, составляющий в начале 70-х гг. около 30 млрд. долл., возрос к началу 90-х гг. более чем в 10 раз, общий же объем иностранных активов в экономике страны превысил к этому времени 1,5 трлн. долл. При наличии в США развитой системы законодательного регулирования инвестиционной деятельности такой мощный приток иностранного капитала в значительной мере способствовал дальнейшему подъему ее экономики на основе развития конкурентоспособного экспортного потенциала.

В последние годы активизируют деятельность по привлечению иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь и Российская Федерация, Украина и Польша. При этом динамика иностранных инвестиций в эти страны по годам неравномерна, что отражено в Таблице 2.1.

Таблица 2.1

Прямые иностранные инвестиции, млн. долл. США
|Украина |- |- |159 |267 |350 |600 |700 |
|Россия |- |- |637 |2017 |2479 |3800 |1500 |
|Польша |378 |1715 |1875 |3659 |4498 |3000 |4000 |

Неравномерность привлечения иностранных инвестиций в экономику оказывает влияние на динамические характеристики состояния макроэкономических показателей. Например, изменение валового внутреннего продукта на душу населения, объем иностранных инвестиций на душу населения, структура иностранных инвестиций страны и т. д. Динамика изменения валового внутреннего продукта на душу населения, рассчитанная в долларах США по таким странам, как Беларусь, Украина, Россия и Польша (табл. 2.2), показывает, что наиболее высокие темпы изменения валового внутреннего продукта на душу населения наблюдались в 2000 г. -180,9% от уровня 1994 г.

Таблица 2.2

Динамика изменения валового внутреннего продукта на душу населения, млн. долл. США
|Украина |1761 |1337,8|996,5 |932,3 |846,7 |637,4 |663,1 |
|Россия |2856,8|2586,9|2162,5|2373,1|2931,4|2960,8|2816,7|
|Польша |2153,7|2200 |2363,5|3061,7|3474,4|3704,5|3897,1|

В Беларуси данный показатель, по сравнению с анализируемыми странами достаточно высок: темп изменения валового внутреннего продукта на душу населения в 2000 г. составил 172,4% от уровня 1994 г. Эта тенденция повлияла на изменения доли иностранного капитала в валовом внутреннем продукте, сложившиеся в 2000 г. (табл. 2.3).

Таблица 2.3
Величина иностранного капитала и валового внутреннего продукта в 2000 г., млн. долл. США
|Страна |Величи|Валово|
| |на |й |
| |иностр|внутре|
| |анного|нний |
| |капита|продук|
| |ла |т |
|Беларусь |1550 |25693,|
| | |5 |
|Украина |12700 |33753,|
| | |7 |
|Россия |158500|414051|
|Польша |31700 |150819|

В соответствии с данными таблицы доля иностранного капитала в валовом внутреннем продукте в 2000 г. в Республике Беларусь составила всего лишь
6%, в то время как в России и на Украине - 38%, а в Польше - 21%.

Анализ структуры уже привлеченных иностранных инвестиций в Республику
Беларусь показывает их весьма узкую отраслевую направленность. Так, наибольшая доля привлекаемых инвестиций приходится на отрасли промышленности (70,5%), а в отрасли сельского хозяйства - 0,4% (табл. 2.4).

Таблица 2.4

Распределение прямых иностранных инвестиций по отраслям экономики

Республики Беларусь по состоянию на 1.07.2000 г.
| Отрасль |Величина,|
|экономики |% |
|Транспорт |4,1 |
|Связь |3,2 |
|Строительство |1,2 |
|Торговля |13,5 |
|Сельское |0,4 |
|хозяйство | |
|Промышленность |70,5 |
|Остальные |7,1 |

Данная ситуация в целом отражает, что в Республике Беларусь начался процесс формирования материально-технической базы для активизации обновления основного капитала в отраслях экономики (табл. 2.5).

Таблица 2.5

Структура инвестиций в основной капитал по отраслям экономики за период 1985-2000 гг. (в % к итогу).
|Годы |Всего |В том числе по отраслям экономики |
|Прямые инвестиции, всего |72,6 |189,7 |105,2 |
|В том числе страны СНГ |53,4 |125,4 |39 |
|За границу, всего |0 |-2,1 |-2,4 |
|В том числе в страны СНГ |0 |-0,7 |-0,8 |
|Во внутреннюю экономику, |72,6 |191,8 |107,6 |
|всего | | | |
|В том числе в страны СНГ |53,4 |126,1 |39,8 |
|Портфельные инвестиции, |-14,5 |-42,8 |13,9 |
|всего | | | |
|В том числе в страны СНГ |-14,5 |-42,8 |13,9 |
|Активы (нерезиденты), всего |-17,7 |-80,3 |26,8 |
|В том числе в страны СНГ |-17,7 |-80,3 |26,8 |
|Обязательства (резиденты), |3,2 |37,5 |-12,9 |
|всего | | | |
|В том числе в страны СНГ |3,2 |37,5 |-12,9 |
|Другие инвестиции, всего |401,4 |431,1 |496,9 |
|В том числе в страны СНГ |229,7 |366,8 |374,4 |

Анализируя данные таблицы, наблюдается тенденция роста как прямых, так и портфельных инвестиций. Это немаловажно для развития национальной экономики
Республики Беларусь, поскольку в целом происходит увеличение международных потоков портфельных инвестиций и усиление диверсификации их по двум основным направлениям: происходит перераспределение капиталов, как между странами, так и между отраслями. Межотраслевое перераспределение в мировом масштабе выражается в росте портфельных инвестиций, прежде всего в высокотехнологичные производства и такие отрасли, как телекоммуникации, разработка программного обеспечения, услуги Интернета. Приток же в страну прямых инвестиций и селективный выбор их направлений по приоритетным отраслям экономики способен обеспечить создание новых наукоемких производств, сокращение безработицы, укрепление конкурентоспособности предприятий, отраслей и страны в целом. Анализ складывающихся тенденций в экономике указывает на углубление интеграции материального и нематериального производств, поскольку высокие технологии во все большей степени распространяются в сфере услуг, а материальная сфера, в свою очередь, является крупнейшим потребителем специализированных услуг.
Происходит расширение масштабов новых договорных отношений между субъектами хозяйствования, осуществляемых в электронной форме, без посредства бумажных носителей (банковские услуги, факторинг, лизинг, инвестиционные контракты и т. д.), формируются новые стратегии объединений предприятий. Структурные характеристики стран, инвестирующих Республику Беларусь представлены в табл. 7.

Таблица 2.7
Структурная характеристика основных стран-инвесторов Республики Беларусь по состоянию на 1.07.2000 г.
|Страны |Доля в общем объеме |
| |иностранных инвестиций |
|Нидерланды |25,6 |
|Германия |21,7 |
|США |16,8 |
|Польша |5,8 |
|Кипр |3,7 |
|Ирландия |2,8 |
|Швейцария |2,6 |
|Австрия |2,3 |

3. Защита иностранных инвестиций.

Процесс инвестирования связан с определенными рисками для зарубежных предпринимателей, причем помимо коммерческих существуют так называемые некоммерческие риски, которые обусловлены политической, экономической и правовой нестабильностью в стране. Существуют такие понятия как неопределённость и риск. Под неопределенностью понимается неполнота или неточность информации обусловленной реализацией проекта. Неопределенность характеризуется понятием риска. Риск - возможность потери предпринимателем его средств или активов.

При расчете эффективности проекта принято учитывать следующие виды неопределенностей и рисков:

1. Риск, связанный с нестабильностью экономического законодательства и текущей экономической ситуацией, а также условий инвестирования и использования прибыли.

2. Внешнеэкономический риск (возможность закрытия границ или введения ограничений на торговлю).

3. Нестабильность политической ситуации, неблагоприятные социально- политические изменения в стране или регионе.

4. Возможность изменения валютных курсов цен и рыночной конъюнктуры.

5. Неопределенность природно-климатических условий, возможность стихийных бедствий.

6. Производственно-технологический риск (аварии, отказы оборудования, технологический брак).

В этой связи очень важным моментом является система гарантий, предоставляемых иностранным инвесторам. Закон об иностранных инвестициях предусматривает в ст. 34-37 гарантии, содержание которых сводится к следующему:

• Недискриминационный режим иностранных инвестиций. Правовой режим иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь, условия деятельности иностранных инвесторов и создаваемых с их участием предприятий не могут быть менее благоприятными, чем соответствующий режим для имущества и имущественных прав, а также условия для инвестиционной деятельности юридических и физических лиц Республики Беларусь, кроме случаев, предусмотренных Законом.

По сути, Закон предоставляет иностранным инвесторам национальный режим, хотя и с некоторыми ограничениями и рядом преференций. Надо сказать, что закрепленный в Законе принцип национального режима является в странах с рыночной экономикой основным по отношению к иностранным инвесторам, причем данный принцип закреплен в целом ряде международных соглашений, в частности, таких как «Руководящие принципы для международных инвестиций»
(1972 г.), «Кодекс либерализации движения капитала» (1961 г.), «Декларация о международных капиталовложениях и многонациональных предприятиях» (1976 г.).

Инвестиционный Кодекс, принятый Парламентом Республики Беларусь, также, как и Закон, устанавливает национальный режим для иностранных инвесторов, указывая на то, что государство гарантирует равенство прав, предоставляемых инвесторам и защиту инвестиций, независимо от форм собственности инвестора, организационно-правовой формы и страны регистрации юридического лица-инвестора и гражданства (подданства) физического лица инвестора.

Вместе с тем следует заметить, что в нашей стране еще нет соответствующих условий для реализации данного режима. Как и в других странах с переходной экономикой, в Беларуси существуют как минимум три фактора, которые требуют введение для иностранных инвестиций определенных исключений из национального режима.

Во-первых, национальный режим осуществления хозяйственной деятельности в Беларуси во многом непривлекателен для иностранных инвесторов, а иногда и противоречит их интересам. Иностранный инвестор зачастую не может согласиться с потерями, связанными с применением к нему национального режима.

Во-вторых, имеются серьезные различия между национальным режимом
Беларуси и режимами развитых стран, экспортирующих капитал. Многие зарубежные предприниматели, несмотря на преференции и гарантии, не рискуют вкладывать деньги в отечественную экономику. Сильный налоговый пресс, большой удельный вес государственной собственности, нестабильное законодательство, слабая предпринимательская инфраструктура, негативное отношение в обществе к предпринимателям - вот только некоторые из факторов, отрицательно характеризующих национальный режим ведения хозяйственной деятельности. Все это означает, что в такой ситуации определенная часть иностранных инвестиций в национальную экономику будет просто упущена.

В-третьих, интересы привлечения иностранного капитала обуславливают особые льготы и гарантии для инвесторов, хотя с общетеоретической точки зрения национальный режим является самым оптимальным общим правовым режимом, который можно представить в связи с осуществлением инвестирования.

Следует отметить, что по вопросу выбора оптимального режима иностранных инвестиций высказываются подчас самые полярные точки зрения.
Некоторые специалисты отдают предпочтение преференциальному режиму, поскольку предоставление такого режима вполне оправдано в связи с тем, что инвестирование осуществляется в особо социально значимую и более рискованную сферу производства материальных и духовных благ.
«Преференциальный режим», с их точки зрения, позволяет, например, компенсировать дополнительные расходы инвесторов, которые не возникают у других видов субъектов экономических отношений. Подобный режим является стимулирующим для привлечения инвестиций в национальную экономику.

Другие — исходят в своих суждениях из концепции регулирования иностранных инвестиций в рамках законодательства о конкуренции.

Соглашаясь в целом с позицией последних, следует отметить, что реализация концепции, которую они предлагают, по нашему мнению, является отдаленной перспективой, поскольку идея привлечения иностранных инвестиций на основе законодательства о конкуренции может быть претворена в жизнь только в условиях сложившейся рыночной экономики. В условиях нестабильной правовой базы и в отсутствии определенных гарантий иностранные инвесторы вряд ли решатся на сколько-нибудь крупные вложения в экономику страны- реципиента.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.