Меню
Поиск



рефераты скачать Экономические системы

Какая же система должна придти на смену плановой? Очевидно, такая, которая бы преодолела основные недостатки плановой экономики. Так, плановая экономика — это ресурсоограничейная система, ориентированная на производство ради производства, «погоню за валом» в ущерб удовлетворению конечных потребно­стей населения, росту его благосостояния. Следовательно, необ­ходимо преобразовать экономику, подчинив ее развитие именно удовлетворению потребностей. Но это возможно лишь в случае, если реальным ограничением развития производства становятся сами потребности, т.е. при переходе к спросоограниченной (ры­ночной) системе.

Плановая экономика как директивно направляемая ограни­чивала возможности отдельных предприятий в развитии их ини­циативы, более полном и эффективном использовании ресур­сов, поощрении работников и т.п. Следовательно, необходимо освободить производителей от тотальных команд, провести в этом смысле «разгосударствление» экономики, превратить каждое звено в самостоятельного субъекта хозяйствования, ведущего свою де­ятельность для удовлетворения спроса на основе риска, ответст­венного за ее результаты.

Плановая экономика как единая централизованная система исключала экономическую соревновательность, конкуренцию от­дельных звеньев, число которых в целях облегчения управляемо­сти ими было к тому же относительно невелико. Это дополни­тельно снижало эффективность плановой системы, так как не стимулировало снижение издержек производства, повышение ка­чества продукции, производство новых продуктов, внедрение но­вейшей техники и т.п. Следовательно, необходимо так преобра­зовать экономику, чтобы сложилась реальная конкурентная среда, т.е. разукрупнить производство, существенно увеличить количе­ство хозяйствующих субъектов, устранить ограничения монополь­ного порядка и т.д.

Как видно, при известных различиях указанных направлений все они так или иначе связаны с необходимостью перехода к рыночной экономике. Это объясняется и тем, что для стран пла­новой экономики характерен, в целом, индустриальный тип хо­зяйства, но этому типу, как показала практика, свойственны два вида связей: или прямые директивные, или косвенные рыноч­ные. Коль скоро система прямых директивных связей оказалась менее эффективной, она должна быть заменена системой связей косвенных, рыночных.




4.СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА


В современном мире не существует общества, в котором не было бы политической власти, то есть государства. Госу­дарство выполняет многочисленные функции политического, военного, экономического и правового порядка. Все эти функции взаимосвязаны и во многом зависят от развития экономики. С тех пор как человек начал заниматься про­мышленным производством, по поводу роли правительства в экономике ведутся споры. До появления классиков в пери­од, известный как меркантильный, в экономике (с начала 1500-х гг. до 1776 г.) выделилось два направления: одно счи­тало, что правительство должно поощрять и стимулировать приток золота в страну, а другое — что нужно производить экономические ценности внутри страны, чтобы создать бо­гатство нации. Известно, что в XVI в. один из членов фран­цузского правительства спросил у промышленника, что нуж­но делать правительству, чтобы помочь развитию экономики. "Оставить нас в покое", — ответил он. Это значит, что пра­вительство должно предоставить бизнесу свободу для прояв­ления себя. Совет промышленника, данный так давно, был надолго забыт, но теперь его вспоминают многие.

Классики экономической теории исходили из того, что ры­нок способен к автоматическому саморегулированию, роль го­сударства в функционировании рыночной экономики мини­мальна. Правительство в системе свободного рынка издает за­коны, выпускает деньги, создает благоприятную обстановку для его функционирования, организует службу связи и коммуника­ции, заключает международные соглашения, обеспечивает безопасность посредством полиции и военных сил, а также вы­полняет другие задачи, описанные А.Смитом.

Многие современные экономисты разделяют и сегодня эту позицию классиков — неолибералисты, монетаристы. Последние считают, что главная задача государства состоит в обеспечении устойчивости денег.

Развившийся в 30-х гг. нашего столетия глубокий экономи­ческий кризис и Великая депрессия показали, что свободный рыночный механизм имеет недостатки, что рыночная система может долго находиться в депрессии при высоком уровне без­работицы и необходимо вмешательство государства, чтобы обеспе­чить устойчивость данной экономической системы. Так появилась концепция регулирования рыночной экономики государством, получившая название "кейнсианство" по имени автора книги "Об­щая теория занятости, процента и денег" Дж.М.Кейнса, где из­ложена ее суть. Основные черты кейнсианства — это активное вмешательство государства в экономику, регулирование микро­экономики, использование всей совокупности форм и методов воздействия на экономику, стимулирование эффективного спроса.

В 50-е гг. эта теория была взята на вооружение США и принесла определенные положительные результаты в хозяйствен­ной деятельности национальной экономики, но уже в 70—80-е гг. стало очевидным, что кейнсианство, отдававшее предпочтение государству, становится несостоятельным.

В 80-е гг. свою полную несостоятельность продемонстриро­вала и концепция всеобъемлющего государственного регулиро­вания (планирования). Сторонники этой концепции, основу которой заложил К.Маркс, считали, что силой государства можно решить все экономические проблемы — создать изоби­лие жизненных благ, обеспечить полную занятость населения, достичь социальной справедливости и гармонии, обеспечить высокую эффективность экономики. В этой концепции отсут­ствует рынок. Экономическая политика, основанная на этой концепции, проводилась в бывшем СССР и в странах мировой социалистической системы, которая рассыпалась под натиском неразрешимых экономических проблем в конце 80-х гг. текущего столетия. Вариантом теории Дж.Кейнса стало то, что на Западе называют социализмом. Социализм на Западе — это система частичного планирования, соединенная с системой благотвори­тельности, которые имеют тенденцию нарушать работу системы рынка. Опыт стран, использующих этот вариант социализма, таких как Англия, Франция, Германия, Швеция, Дания и Фин­ляндия, дает разные результаты. За последние несколько десятилетий в процессе того, как общество становилось все более со­циалистическим, наметились негативные тенденции, ведущие к замедлению экономического роста. Оказалось, что эта система эффективна не настолько, насколько хотелось бы, и поэтому необходимо полностью восстановить систему свободного рынка.

В 80—90-х гг. XX в. наблюдается процесс модификации сис­темы свободного рынка в направлении усиления конкурентно-рыночного механизма. Однако это не означает полного сверты­вания государственного регулирования экономики. Происходит приспособление государства к рыночному механизму, изменение форм, методов, оптимизация выбора их воздействия на эконо­мику. То, что мы имеем сегодня на Западе — это свободная экономика, которая содержит элементы планирования. Все ус­пешно действующие экономические структуры в мире работают именно по этой схеме. И только когда они пренебрегают ею, создаются неблагоприятные для экономики условия, как это было в СССР и других тоталитарных государствах. Свободный рынок опирается на модель ограниченного вмешательства пра­вительства, описанную еще А.Смитом. В результате применения этой теории, а также нескольких других, которые органично вошли в экономическую культуру Запада, США и другие за­падные страны стали благополучными государствами.

Регулирование рынка государством проявляется через реа­лизацию его (государства) экономических функций, которые до­вольно многообразны и направлены на достижение следующих экономических целей:

• экономический рост; эта цель предполагает увеличение объемов производства материальных благ, улучшение их каче­ства, обеспечение более высокого уровня жизни;

• экономическая эффективность — требует получения наибольших (наилучших) результатов при минимальных затра­тах имеющихся ограниченных производственных ресурсов;

• полная занятость трудоспособного населения — позволит обеспечить всех, кто может и желает работать, занятием (рабочим местом) в соответствии с их потребностями и квалификацией;

• стабильный уровень цен; серьезное повышение или сни­жение общего уровня цен дестабилизирует экономику в целом, возникают напряжение, различного рода сложности в эконо­мической деятельности (инфляция и дефляция), которых крайне важно избегать;

• экономическая свобода; предприниматели, хозяйствую­щие субъекты рыночной экономики должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы;

• справедливое распределение доходов; с позиции рыноч­ной экономики доходы, полученные в результате конкурентной борьбы, справедливы; принцип "На равный капитал — равная прибыль" действует как тенденция; уравнительное распределе­ние недопустимо; в то же время ни одна группа граждан в ци­вилизованном обществе не должна пребывать в нищете, когда другие купаются в роскоши;

• экономическая обеспеченность — обеспечение номи­нального существования за счет средств государственного бюд­жета и различных социальных и благотворительных фондов хронически больных, нетрудоспособных, недееспособных, пре­старелых и другие иждивенцев;

• торговый баланс — предполагает поддержание разумного соотношения экспорта и импорта внешней торговли национальной экономики, а также баланс международных финансовых сделок.

Этот перечень можно дополнить и другими целями, напри­мер, улучшением охраны окружающей среды и т.д.

Анализ перечисленных целей позволяет отметить, что неко­торые вещи могут находиться в противоречии или взаимно ис­ключать друг друга. Например, экономический рост и полная занятость могут вызвать рост цен и породить инфляцию. Стремление обеспечить равенство в распределении может сни­зить мотивацию к творческому, рискованному труду и тем са­мым ослабить экономический рост. Следовательно, общество вынуждено разработать систему приоритетов в осуществлении задач, которые будут различны для разных периодов времени, для отдельных стран и регионов. Выработка конкретных про­грамм достижения крупных экономических целей общества лежит в основе экономической политики того или иного государства. Эти цели реализуются, если государство (правительство) выполняет, как минимум, следующие экономические функции:

• создание правовой базы и общественной атмосферы, способствующей процветанию рынка;

• защита конкуренции;

• производство социально-значимых товаров (услуг);

• защита населения от вредных побочных последствий     

  предпринимательства;

• перераспределение доходов и ресурсов;

• стабилизация экономики.

Так как в системе свободного рынка имеется противоречие между свободой объединяться и свободой конкуренции, то первой и главной проблемой правительства, учрежденного на различном уровне (от городского до государственного), является проблема установления и соблюдения законопорядка. Необ­ходимая правовая база предполагает такие меры, как определе­ние прав собственности, предоставление законного статуса ча­стным предприятиям, гарантированное соблюдение контрактов. Право собственности на землю сталкивается с правом собст­венности на самолет, если вы, например, не разрешаете летать над своей территорией. Это противоречие призвано разрешить правительство, оно становится как бы арбитром при решении споров хозяйствующих субъектов. Правительство устанавливает законные "правила игры" на свободном рынке для всех, обес­печивает информирование населения через средства массовой информации о состоянии экономики и рыночной конъюнкту­ры, тем самым защищая и поощряя конкуренцию.

В странах Запада государство, выполняя функцию защиты конкуренции, активно вмешивается в хозяйственную деятель­ность монополий и олигополии. Оно стремится не допустить чрезмерного их влияния в экономике, разрабатывает антимоно­польное (антитрестовское) законодательство.

Первые законы, запрещавшие монопольные соглашения, были приняты в Канаде (1889 г.) и США (1890 г.). Это был знаменитый закон Шермана, получивший широкую известность как "хартия экономической свободы". Звучал он очень грозно. Любые догово­ры или объединения, имеющие целью ограничивать свободу про­мысла, монополизировать какую-либо отрасль хозяйства, были признаны незаконными.

Следовательно, обязанность правительства — создать такие ус­ловия, чтобы людям было трудно совершать дурное и легко посту­пать правильно. Ответственность правительства за денежную сис­тему признана давно. Чеканить монету, регулировать ее стоимость и стоимость иностранной монеты — всегда было делом государст­ва. Сегодня функции правительства расширяются до обеспечения функционирования всей кредитно-денежной системы.

Роль правительства в рыночной экономике заключается в том, чтобы делать вещи, которые рынок не в состоянии сделать для себя сам. Правительство осуществляет производство социаль­но-значимых товаров и услуг, которые не могут быть созданы в рамках частного предпринимательства.

Например, инвалиды не могут построить дорогу через ка­кую-то местность. Во-первых, они не владеют этой землей; во-вторых, у них нет ресурсов для строительства. Кроме того, тому, кто построит дорогу, придется взимать налог за пользование ею, чтобы окупить затраты и получить прибыль. На Западе правительство имеет привилегию — право решающего голоса в таких вопросах. Это значит, что правительство может заплатить за землю людям, владеющим ею, и строить там дорогу, незави­симо от того, хотят или не хотят этого жители данного региона. Инвалид не мог бы этого сделать. А правительство может не только построить дорогу, но и обложить налогом тех, кто поль­зуется ею. Правительство может принимать полезное участие в производстве социальных благ.

Социальное благо — это то, что люди не могут произвести самостоятельно без централизованного управления.

Примерами социальных благ могут быть не только автомагист­рали, но и библиотеки, музеи, медицинские учреждения, школы, Муниципальные службы, пожарная и полицейская службы и тд.

Государство заполняет свободные от рынка хозяйственные зо­ны, которые или не дают достаточной прибыли, малоэффективны, но общественно необходимы, либо дадут результат только в будущем (фундаментальное развитие науки, НТП, космос и тд.)

Правительство призвано защитить население от вредных по­следствий предпринимательства. Эти последствия влияют на здоровье людей и условия их жизни, экологию и национальную безопасность. Чтобы избежать их, предупредить или уменьшить, правительство использует различные методы — налогообложение, субсидии, убеждение, запрещение и др. Целесообразно вмеша­тельство государства и при внешних эффектах (загрязнение рек, эксплуатация автодорог, парков и заповедников в городе и тд.).

Развитые государства осуществляют также перераспределе­ние доходов между богатыми и бедными слоями населения. Обобщающим показателем вмешательства государства в ры­ночную экономику является доля валового национального про­дукта, которая перераспределяется через государственный бюджет. В Швейцарии эта доля составила к концу 90-х гг. 27,1% ВНП, в Японии — 33,0; в США - 36,0; в Англии - 38,0; в Италии — 48,7; в Голландии — 53% ВНП.

В рыночной экономике государство может заниматься и пред­принимательством, доходы от которого оно также направляет на решение социальных проблем. Государственный сектор, по самым приблизительным подсчетам, занимает от 20 до 30% в националь­ном продукте.

Государство должно правильно определять приоритеты макроэко­номического развития — что важно для нации сегодня, сколько это потребует ресурсов, какие будут последствия широкохозяйствен­ных связей — с тем, чтобы правильно перераспределить ресурсы из одних сфер в другие. Например, чтобы ликвидировать структурные диспропорции. Чтобы не разорялись мелкие товаропроизводители (фермеры), государство устанавливает высокие закупочные цены на их продукцию, выплачивает из госбюджета дотации.

И последнее. Стабилизация экономики не может быть достиг­нута без вмешательства государства. Это самая новая и сегодня одна из самых важных функций правительства. Уровень произ­водства зависит от общего или совокупного уровня расходов. Высокий уровень расходов означает, что многим отраслям на­циональной экономики выгодно увеличить производство това­ров, следовательно, повышается занятость населения, возрастает его платежеспособный спрос. Если совокупные расходы пре­вышают величину созданного продукта при полной занятости, то избыточные расходы вызовут повышение цен и инфляцию, ибо чрезмерный объем совокупных расходов носит инфляци­онный характер. В этом случае правительство обязано не толь­ко сократить, но и ликвидировать чрезмерные совокупные рас­ходы путем уменьшения собственных расходов, повышения на­логов с целью сокращения расходов частного сектора.

Государственное регулирование не должно подменять собой рынок, иначе оно превращается в администрирование, а модель свободной рыночной экономики перерастает в модель команд­ной экономики, которая, как исторически доказано, неэффек­тивна. Если государственное вмешательство в экономику пере­ходит разумные границы, оно вытесняет механизм конкуренции, ставя на его место государственную монополию. В результате фирмы теряют стимулы к конкуренции, минимизации затрат, а общество, население вынуждено оплачивать неэффективность государственного вмешательства по более высоким ставкам. Вопрос роли государства в системе свободного рынка до конца еще окончательно не решен. Есть много факторов, кото­рые служат поводом для бесконечного обсуждения гражданами роли государства.




















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Свойства хозяйственной системы как целого не тождественны простой сумме свойств, входящих в нее структурных элементов, появляются новые качества, новые свойства. Система всегда находится в развитии и обладает определенными свойствами: целостностью, упорядоченностью, стабильностью, изменчивостью, устойчивостью, подвижностью, противоречивостью.

Современный мир характеризуется наличием самых разных экономических систем, которые, возникая в тот или иной ис­торический период, не оставались неизменными, а постоянно развивались.

Наибольшее распространение в мировой экономической литературе получила классификация хозяйственных систем по двум признакам:

• по форме собственности на средства производства;

• по способу, посредством которого координируется и управ­ляется экономическая деятельность.

На основе этих признаков различают:   командную или тоталитарную экономику, рыночную экономику или капитализм эпохи свободной конкуренции,   смешанную экономику.

Система свободного рынка тре­бует определенных условий, в которых бы люди могли независимо принимать решения, производить продукт, выходить на рынок ресурсов с целью их приобретения, создавать время, место и форму полезности из этих ресурсов, а затем предлагать их рынку по цене, которая будет больше чем затраты и принесет им выгоду.

Плановая экономика как единая централизованная система исключала экономическую соревновательность, конкуренцию от­дельных звеньев, число которых в целях облегчения управляемо­сти ими было к тому же относительно невелико. Это дополни­тельно снижало эффективность плановой системы, так как не стимулировало снижение издержек производства, повышение ка­чества продукции, производство новых продуктов, внедрение но­вейшей техники и т.п.

Роль правительства в рыночной экономике заключается в том, чтобы делать вещи, которые рынок не в состоянии сделать для себя сам. Правительство осуществляет производство социаль­но-значимых товаров и услуг, которые не могут быть созданы в рамках частного предпринимательства.

Обязанность правительства — создать такие ус­ловия, чтобы людям было трудно совершать дурное и легко посту­пать правильно. Ответственность правительства за денежную сис­тему признана давно. Чеканить монету, регулировать ее стоимость и стоимость иностранной монеты — всегда было делом государст­ва. Сегодня функции правительства расширяются до обеспечения функционирования всей кредитно-денежной системы.


Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.