Какая же система должна придти на
смену плановой? Очевидно, такая, которая бы преодолела основные недостатки
плановой экономики. Так, плановая экономика — это ресурсоограничейная система,
ориентированная на производство ради производства, «погоню за валом» в ущерб
удовлетворению конечных потребностей населения, росту его благосостояния.
Следовательно, необходимо преобразовать экономику, подчинив ее развитие именно
удовлетворению потребностей. Но это возможно лишь в случае, если реальным
ограничением развития производства становятся сами потребности, т.е. при переходе
к спросоограниченной (рыночной) системе.
Плановая экономика как директивно
направляемая ограничивала возможности отдельных предприятий в развитии их инициативы,
более полном и эффективном использовании ресурсов, поощрении работников и т.п.
Следовательно, необходимо освободить производителей от тотальных команд,
провести в этом смысле «разгосударствление» экономики, превратить каждое звено
в самостоятельного субъекта хозяйствования, ведущего свою деятельность для
удовлетворения спроса на основе риска, ответственного за ее результаты.
Плановая экономика как единая
централизованная система исключала экономическую соревновательность,
конкуренцию отдельных звеньев, число которых в целях облегчения управляемости
ими было к тому же относительно невелико. Это дополнительно снижало
эффективность плановой системы, так как не стимулировало снижение издержек
производства, повышение качества продукции, производство новых продуктов,
внедрение новейшей техники и т.п. Следовательно, необходимо так преобразовать
экономику, чтобы сложилась реальная конкурентная среда, т.е. разукрупнить
производство, существенно увеличить количество хозяйствующих субъектов,
устранить ограничения монопольного порядка и т.д.
Как видно, при известных различиях
указанных направлений все они так или иначе связаны с необходимостью перехода к
рыночной экономике. Это объясняется и тем, что для стран плановой экономики
характерен, в целом, индустриальный тип хозяйства, но этому типу, как показала
практика, свойственны два вида связей: или прямые директивные, или косвенные
рыночные. Коль скоро система прямых директивных связей оказалась менее
эффективной, она должна быть заменена системой связей косвенных, рыночных.
В современном мире не существует общества,
в котором не было бы политической власти, то есть государства. Государство
выполняет многочисленные функции политического, военного, экономического и
правового порядка. Все эти функции взаимосвязаны и во многом зависят от развития
экономики. С тех пор как человек начал заниматься промышленным производством,
по поводу роли правительства в экономике ведутся споры. До появления классиков
в период, известный как меркантильный, в экономике (с начала 1500-х гг. до
1776 г.) выделилось два направления: одно считало, что правительство должно
поощрять и стимулировать приток золота в страну, а другое — что нужно
производить экономические ценности внутри страны, чтобы создать богатство
нации. Известно, что в XVI в. один из членов французского правительства
спросил у промышленника, что нужно делать правительству, чтобы помочь развитию
экономики. "Оставить нас в покое", — ответил он. Это значит, что правительство
должно предоставить бизнесу свободу для проявления себя. Совет промышленника,
данный так давно, был надолго забыт, но теперь его вспоминают многие.
Классики экономической теории
исходили из того, что рынок способен к автоматическому саморегулированию, роль
государства в функционировании рыночной экономики минимальна. Правительство в
системе свободного рынка издает законы, выпускает деньги, создает
благоприятную обстановку для его функционирования, организует службу связи и
коммуникации, заключает международные соглашения, обеспечивает безопасность
посредством полиции и военных сил, а также выполняет другие задачи, описанные
А.Смитом.
Многие современные экономисты
разделяют и сегодня эту позицию классиков — неолибералисты, монетаристы.
Последние считают, что главная задача государства состоит в обеспечении
устойчивости денег.
Развившийся в 30-х гг. нашего
столетия глубокий экономический кризис и Великая депрессия показали, что
свободный рыночный механизм имеет недостатки, что рыночная система может долго
находиться в депрессии при высоком уровне безработицы и необходимо вмешательство
государства, чтобы обеспечить устойчивость данной экономической системы. Так
появилась концепция регулирования рыночной экономики государством, получившая
название "кейнсианство" по имени автора книги "Общая теория
занятости, процента и денег" Дж.М.Кейнса, где изложена ее суть. Основные
черты кейнсианства — это активное вмешательство государства в экономику,
регулирование микроэкономики, использование всей совокупности форм и методов
воздействия на экономику, стимулирование эффективного спроса.
В 50-е гг. эта теория была взята на
вооружение США и принесла определенные положительные результаты в хозяйственной
деятельности национальной экономики, но уже в 70—80-е гг. стало очевидным, что
кейнсианство, отдававшее предпочтение государству, становится несостоятельным.
В 80-е гг. свою полную
несостоятельность продемонстрировала и концепция всеобъемлющего
государственного регулирования (планирования). Сторонники этой концепции,
основу которой заложил К.Маркс, считали, что силой государства можно решить все
экономические проблемы — создать изобилие жизненных благ, обеспечить полную
занятость населения, достичь социальной справедливости и гармонии, обеспечить
высокую эффективность экономики. В этой концепции отсутствует рынок.
Экономическая политика, основанная на этой концепции, проводилась в бывшем СССР
и в странах мировой социалистической системы, которая рассыпалась под натиском
неразрешимых экономических проблем в конце 80-х гг. текущего столетия.
Вариантом теории Дж.Кейнса стало то, что на Западе называют социализмом.
Социализм на Западе — это система частичного планирования, соединенная с
системой благотворительности, которые имеют тенденцию нарушать работу системы
рынка. Опыт стран, использующих этот вариант социализма, таких как Англия,
Франция, Германия, Швеция, Дания и Финляндия, дает разные результаты. За
последние несколько десятилетий в процессе того, как общество становилось все
более социалистическим, наметились негативные тенденции, ведущие к замедлению
экономического роста. Оказалось, что эта система эффективна не настолько,
насколько хотелось бы, и поэтому необходимо полностью восстановить систему
свободного рынка.
В 80—90-х гг. XX в.
наблюдается процесс модификации системы свободного рынка в направлении
усиления конкурентно-рыночного механизма. Однако это не означает полного свертывания
государственного регулирования экономики. Происходит приспособление государства
к рыночному механизму, изменение форм, методов, оптимизация выбора их
воздействия на экономику. То, что мы имеем сегодня на Западе — это свободная
экономика, которая содержит элементы планирования. Все успешно действующие
экономические структуры в мире работают именно по этой схеме. И только когда
они пренебрегают ею, создаются неблагоприятные для экономики условия, как это
было в СССР и других тоталитарных государствах. Свободный рынок опирается на
модель ограниченного вмешательства правительства, описанную еще А.Смитом. В
результате применения этой теории, а также нескольких других, которые органично
вошли в экономическую культуру Запада, США и другие западные страны стали
благополучными государствами.
Регулирование рынка государством
проявляется через реализацию его (государства) экономических функций, которые
довольно многообразны и направлены на достижение следующих экономических
целей:
• экономический рост; эта цель
предполагает увеличение объемов производства материальных благ, улучшение их
качества, обеспечение более высокого уровня жизни;
• экономическая эффективность —
требует получения наибольших (наилучших) результатов при минимальных затратах
имеющихся ограниченных производственных ресурсов;
• полная занятость трудоспособного
населения — позволит обеспечить всех, кто может и желает работать, занятием
(рабочим местом) в соответствии с их потребностями и квалификацией;
• стабильный уровень цен; серьезное
повышение или снижение общего уровня цен дестабилизирует экономику в целом,
возникают напряжение, различного рода сложности в экономической деятельности
(инфляция и дефляция), которых крайне важно избегать;
• экономическая свобода;
предприниматели, хозяйствующие субъекты рыночной экономики должны обладать в
своей экономической деятельности высокой степенью свободы;
• справедливое распределение доходов;
с позиции рыночной экономики доходы, полученные в результате конкурентной
борьбы, справедливы; принцип "На равный капитал — равная прибыль"
действует как тенденция; уравнительное распределение недопустимо; в то же
время ни одна группа граждан в цивилизованном обществе не должна пребывать в
нищете, когда другие купаются в роскоши;
• экономическая обеспеченность —
обеспечение номинального существования за счет средств государственного бюджета
и различных социальных и благотворительных фондов хронически больных,
нетрудоспособных, недееспособных, престарелых и другие иждивенцев;
• торговый баланс — предполагает
поддержание разумного соотношения экспорта и импорта внешней торговли
национальной экономики, а также баланс международных финансовых сделок.
Этот перечень можно дополнить и
другими целями, например, улучшением охраны окружающей среды и т.д.
Анализ перечисленных целей позволяет
отметить, что некоторые вещи могут находиться в противоречии или взаимно исключать
друг друга. Например, экономический рост и полная занятость могут вызвать рост
цен и породить инфляцию. Стремление обеспечить равенство в распределении может
снизить мотивацию к творческому, рискованному труду и тем самым ослабить
экономический рост. Следовательно, общество вынуждено разработать систему
приоритетов в осуществлении задач, которые будут различны для разных периодов
времени, для отдельных стран и регионов. Выработка конкретных программ
достижения крупных экономических целей общества лежит в основе экономической
политики того или иного государства. Эти цели реализуются, если государство
(правительство) выполняет, как минимум, следующие экономические функции:
• создание правовой базы и общественной
атмосферы, способствующей процветанию рынка;
• защита конкуренции;
• производство социально-значимых
товаров (услуг);
• защита населения от вредных
побочных последствий
предпринимательства;
• перераспределение доходов и
ресурсов;
• стабилизация экономики.
Так как в системе свободного рынка
имеется противоречие между свободой объединяться и свободой конкуренции, то
первой и главной проблемой правительства, учрежденного на различном уровне (от
городского до государственного), является проблема установления и соблюдения
законопорядка. Необходимая правовая база предполагает такие меры, как определение
прав собственности, предоставление законного статуса частным предприятиям,
гарантированное соблюдение контрактов. Право собственности на землю
сталкивается с правом собственности на самолет, если вы, например, не
разрешаете летать над своей территорией. Это противоречие призвано разрешить
правительство, оно становится как бы арбитром при решении споров хозяйствующих
субъектов. Правительство устанавливает законные "правила игры" на
свободном рынке для всех, обеспечивает информирование населения через средства
массовой информации о состоянии экономики и рыночной конъюнктуры, тем самым
защищая и поощряя конкуренцию.
В странах Запада государство,
выполняя функцию защиты конкуренции, активно вмешивается в хозяйственную
деятельность монополий и олигополии. Оно стремится не допустить чрезмерного их
влияния в экономике, разрабатывает антимонопольное (антитрестовское)
законодательство.
Первые законы, запрещавшие
монопольные соглашения, были приняты в Канаде (1889 г.) и США (1890 г.). Это
был знаменитый закон Шермана, получивший широкую известность как
"хартия экономической свободы". Звучал он очень грозно. Любые договоры
или объединения, имеющие целью ограничивать свободу промысла, монополизировать
какую-либо отрасль хозяйства, были признаны незаконными.
Следовательно, обязанность правительства —
создать такие условия, чтобы людям было трудно совершать дурное и легко поступать
правильно. Ответственность правительства за денежную систему признана давно.
Чеканить монету, регулировать ее стоимость и стоимость иностранной монеты —
всегда было делом государства. Сегодня функции правительства расширяются до
обеспечения функционирования всей кредитно-денежной системы.
Роль правительства в рыночной
экономике заключается в том, чтобы делать вещи, которые рынок не в состоянии
сделать для себя сам. Правительство осуществляет производство социально-значимых
товаров и услуг, которые не могут быть созданы в рамках частного
предпринимательства.
Например, инвалиды не могут построить
дорогу через какую-то местность. Во-первых, они не владеют этой землей; во-вторых,
у них нет ресурсов для строительства. Кроме того, тому, кто построит дорогу,
придется взимать налог за пользование ею, чтобы окупить затраты и получить
прибыль. На Западе правительство имеет привилегию — право решающего голоса в
таких вопросах. Это значит, что правительство может заплатить за землю людям,
владеющим ею, и строить там дорогу, независимо от того, хотят или не хотят
этого жители данного региона. Инвалид не мог бы этого сделать. А правительство
может не только построить дорогу, но и обложить налогом тех, кто пользуется
ею. Правительство может принимать полезное участие в производстве социальных
благ.
Социальное благо — это то,
что люди не могут произвести самостоятельно без централизованного управления.
Примерами социальных благ могут быть
не только автомагистрали, но и библиотеки, музеи, медицинские учреждения,
школы, Муниципальные службы, пожарная и полицейская службы и тд.
Государство заполняет свободные от
рынка хозяйственные зоны, которые или не дают достаточной прибыли, малоэффективны,
но общественно необходимы, либо дадут результат только в будущем
(фундаментальное развитие науки, НТП, космос и тд.)
Правительство призвано
защитить население от вредных последствий предпринимательства. Эти последствия влияют на
здоровье людей и условия их жизни, экологию и национальную безопасность. Чтобы
избежать их, предупредить или уменьшить, правительство использует различные
методы — налогообложение, субсидии, убеждение, запрещение и др.
Целесообразно вмешательство государства и при внешних эффектах
(загрязнение рек, эксплуатация автодорог, парков и заповедников в городе и
тд.).
Развитые государства осуществляют также
перераспределение доходов между богатыми и бедными слоями населения.
Обобщающим показателем вмешательства государства в рыночную экономику является
доля валового национального продукта, которая перераспределяется через
государственный бюджет. В Швейцарии эта доля составила к концу 90-х гг. 27,1%
ВНП, в Японии — 33,0; в США - 36,0; в Англии - 38,0; в Италии — 48,7; в
Голландии — 53% ВНП.
В рыночной экономике государство
может заниматься и предпринимательством, доходы от которого оно также
направляет на решение социальных проблем. Государственный сектор, по самым
приблизительным подсчетам, занимает от 20 до 30% в национальном продукте.
Государство должно правильно
определять приоритеты макроэкономического развития — что важно для нации сегодня,
сколько это потребует ресурсов, какие будут последствия широкохозяйственных
связей — с тем, чтобы правильно перераспределить ресурсы из одних сфер в
другие. Например, чтобы ликвидировать структурные диспропорции. Чтобы не
разорялись мелкие товаропроизводители (фермеры), государство устанавливает
высокие закупочные цены на их продукцию, выплачивает из госбюджета дотации.
И последнее. Стабилизация
экономики не может быть достигнута без вмешательства государства. Это
самая новая и сегодня одна из самых важных функций правительства. Уровень производства
зависит от общего или совокупного уровня расходов. Высокий уровень расходов
означает, что многим отраслям национальной экономики выгодно увеличить
производство товаров, следовательно, повышается занятость населения,
возрастает его платежеспособный спрос. Если совокупные расходы превышают
величину созданного продукта при полной занятости, то избыточные расходы
вызовут повышение цен и инфляцию, ибо чрезмерный объем совокупных расходов
носит инфляционный характер. В этом случае правительство обязано не только
сократить, но и ликвидировать чрезмерные совокупные расходы путем уменьшения
собственных расходов, повышения налогов с целью сокращения расходов частного
сектора.
Государственное регулирование
не должно подменять собой рынок, иначе оно превращается в администрирование, а модель
свободной рыночной экономики перерастает в модель командной экономики,
которая, как исторически доказано, неэффективна. Если государственное
вмешательство в экономику переходит разумные границы, оно вытесняет механизм
конкуренции, ставя на его место государственную монополию. В результате фирмы
теряют стимулы к конкуренции, минимизации затрат, а общество, население
вынуждено оплачивать неэффективность государственного вмешательства по более
высоким ставкам. Вопрос роли государства в системе свободного рынка до конца
еще окончательно не решен. Есть много факторов, которые служат поводом для
бесконечного обсуждения гражданами роли государства.
Свойства хозяйственной системы как
целого не тождественны простой сумме свойств, входящих в нее структурных
элементов, появляются новые качества, новые свойства. Система всегда находится
в развитии и обладает определенными свойствами: целостностью, упорядоченностью,
стабильностью, изменчивостью, устойчивостью, подвижностью, противоречивостью.
Современный мир характеризуется
наличием самых разных экономических систем, которые, возникая в тот или иной исторический
период, не оставались неизменными, а постоянно развивались.
Наибольшее распространение в мировой
экономической литературе получила классификация хозяйственных систем по двум
признакам:
• по форме собственности на средства
производства;
• по способу, посредством которого
координируется и управляется экономическая деятельность.
На основе этих признаков различают: командную
или тоталитарную экономику, рыночную экономику или капитализм эпохи
свободной конкуренции, смешанную экономику.
Система свободного рынка требует
определенных условий, в которых бы люди могли независимо принимать решения,
производить продукт, выходить на рынок ресурсов с целью их приобретения,
создавать время, место и форму полезности из этих ресурсов, а затем предлагать
их рынку по цене, которая будет больше чем затраты и принесет им выгоду.
Плановая экономика как единая
централизованная система исключала экономическую соревновательность, конкуренцию
отдельных звеньев, число которых в целях облегчения управляемости ими было к
тому же относительно невелико. Это дополнительно снижало эффективность
плановой системы, так как не стимулировало снижение издержек производства,
повышение качества продукции, производство новых продуктов, внедрение новейшей
техники и т.п.
Роль правительства в рыночной
экономике заключается в том, чтобы делать вещи, которые рынок не в состоянии
сделать для себя сам. Правительство осуществляет производство социально-значимых
товаров и услуг, которые не могут быть созданы в рамках частного
предпринимательства.
Обязанность правительства — создать такие
условия, чтобы людям было трудно совершать дурное и легко поступать
правильно. Ответственность правительства за денежную систему признана давно.
Чеканить монету, регулировать ее стоимость и стоимость иностранной монеты —
всегда было делом государства. Сегодня функции правительства расширяются до
обеспечения функционирования всей кредитно-денежной системы.
Страницы: 1, 2, 3
|