Меню
Поиск



рефераты скачать Экономические системы

• стимулирование научно-технического прогресса и на его основе интенсификации производства и эффективности функ­ционирования всей экономики;

• обеспечение динамичной пропорциональности в разви­тии отдельных регионов, областей, "территорий, национальных хозяйств в условиях углубления общественного разделения труда и тенденции к интернационализации и росту интеграционных процессов в экономике;

• обеспечение экономичности потребления, сокращение издержек обращения в сфере потребления и соразмерности спроса населения с заработной платой.

Выполнение рынком стимулирующей и мотивационной функ­ций очень важно для развития экономики. В развитой экономике именно рынок правит всем. В условиях плановой экономики могут потребоваться долгие годы, чтобы ры­нок утвердил себя, но все равно в конце концов он начнет функ­ционировать и эффективно размещать ресурсы. В бывшем СССР была система рынка, которая существовала наряду с плановой экономикой. Плановая экономика до некоторой степени сущест­вовала за счет того, что ее поддерживала рыночная система.

Эффективно (результативно) функционирующая система сво­бодного рынка характеризуется следующими обязательными составными элементами.

Первым элементом является свободное движение цен, кото­рое предполагает свободное их изменение в сторону увеличе­ния, снижения или стабильности на основе свободной конку­ренции. Правительство может установить фиксированную цену и требовать взимать ее за какой-то продукт независимо от того, какова его стоимость, или от того. будет ли это выгодно для владельца продукта. Обычно результатом фиксирования цены правительством на какой-то продукт бывает исчезновение его с прилавков рынка и появление на "черном" рынке. Но иногда установление цен правительством бывает целесообразным, напри­мер, в период высокой инфляции, во время войны, или других национальных бедствий. История свидетельствует, что все экспе­рименты, связанные с установлением твердых цен на Западе не имели успеха. Объясняется это тем, что данная мера никогда не могла дать то, что от нее требовалось в такой ситуации.

Свободное движение цен может происходить только в сис­теме рынка. Правительство не должно диктовать цены, ибо ре­зультатом этого будет застой в производстве продукта и сокращение предложения товара рынку. В случаях войны и национальных бедствий правительство вынуждено будет контролировать цены и нормировать продукты, стремясь стабилизировать травмиро­ванное положение экономики. Эти меры часто применяются, но, увы, не часто дают положительный результат.

Другой элемент свободного рынка — отсутствие давления на поставки. Если на поставки оказывается принуждение, давление, цены поставок повышаются. Для того чтобы система свободного рынка действовала естественным путем, поставщики должны иметь достаточное количество ресурсов, необходимых для про­изводства такого продукта, который бы отвечал всем требова­ниям, предъявленным ему на рынке потребителями.

То же самое происходит, когда давление на поставки оказывает правительство. Если оно проявляет настойчивость в своих попытках оказывать давление на поставки, результатом будет исчезновение этого продукта у предлагавших его ранее поставщиков и появление его на "черном" рынке. Естественно, будет повышена цена на этот продукт, потому что человек, ко­торый связывает себя с "черным" рынком, подвергается риску, предлагая свой товар за пределами правовой системы, за что он и взимает дополнительную плату.

Третий элемент свободного рынка — адекватная информация о рынке. Особенно важно это сегодня, когда события быстро меняются. Быстрая система коммуникации (сообщения) дает нам возможность знать, как меняются рыночные условия фак­тически на любом рынке мира. Чтобы поставить свой продукт, производитель должен знать цену рынка, потому что он основы­вает свои решения на цене, затратах и потенциальной прибыли. В то же время потребитель, чтобы принять рациональное ре­шение, должен знать, какова цена продукта. Ему необходимо сравнить альтернативные продукты и сделать свой выбор, основывая его на тех ограниченных ресурсах, которыми он располагает для покупки требующихся товаров и услуг. Поэтому для людей, заинтересованных в участии в рыночных отношениях, очень важно. чтобы существовала соответствующая гласность и им была предоставлена необходимая информация.    

Четвертый элемент — вред правительственного вмешательства.

1.   Ни один участник свободной конкуренции в системе сво­бодного рынка не должен быть в состоянии оказывать непо­средственное влияние на решение другого неэкономическими (административными, приказными) методами. Но правительство  вмешивается в рынок по-разному. Прежде всего, как уже было сказано, через контроль цен или путем ограничения количества  ресурсов, требуемых для производства продукта (например, во время войны, когда многие материалы ограничены в поставке и употребляются как военная продукция). Кроме того, оно может вмешиваться через различные сдерживающие постановления. Выполнение постановлений, связанных с охраной окру­жающей среды, или направленных на социальную защиту и охрану труда рабочих, также будет сдерживать рынок.

В итоге именно потребитель будет платить за все эти издерж­ки. Однако это не означает, что не должно существовать ответст­венности за нарушение экологического баланса или, что рабочие не должны иметь социальных привилегий и гарантий по охране труда. Заплатит за все это тот же потребитель через механизм цен, который действует так, что гарантирует данную плату.

Часто государственные постановления принимаются пото­му, что многие частные фирмы не хотят нести ответственности за ход своей деятельности. В системе свободного рынка обычно бывает так, что фирма в погоне за прибылью начинает прояв­лять безответственность. Например, что касается вопроса охраны окружающей среды. Для химической компании легче избавиться от химических отходов через открытые воды, чем перерабаты­вать их до безопасного состояния. Если от таких отходов из­бавляются через системы водоснабжения, которой пользуется население, то в результате наносится ущерб окружающей среде, а затем эти затраты станут социальными. По социальным за­тратам есть пункт налога в статье расходов, которым облагается фирма в обязательном порядке в пользу всего общества. Если фирма относится к вопросу экологии ответственно, она находит средства для переработки использованной воды и отходов с наименьшими затратами и для себя, и для общества.

Пятый элемент — альтернативное использование ресурсов. Для этого в системе свободного рынка должен быть доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества. Кроме того, необходимы абсолютная мобильность ресурсов производства и неограниченная свобода передвижения капита­ла. Потребитель и производитель должны иметь выбор в ис­пользовании своих ресурсов на альтернативной основе. Это особенно важно для поставщика продукта. Если он не может перевести свои ресурсы с одного рынка на другой, он будет стеснен в потенциальной выгоде и возможно понесет потери. В результате он перестанет действовать как поставщик, подрывая этим функции рынка через недостачу произведенного им про­дукта. И наоборот, если производитель не может заработать прибыль на одном рынке, но имеет возможность перевести ресурс на другой, то он найдет продукту наиболее выгодный сбыт.

Шестой элемент в системе свободного рынка — широкий выбор.

Здесь не должно быть фактора, который бы сдерживал ши­рокие возможности выбора нужного продукта, выбора полезности, 1  которую несет данный продукт, выбора цены на этот продукт, доступной покупателю.

Седьмой элемент системы свободного рынка — неограниченное число участников рыночных отношений и свободная конкуренция между ними, позволяющая осуществить принцип рационального поведения рыночных субъектов, — оптимизация индивидуального благосостояния в результате прироста доходов.

Система свободного рынка — система с очень суровой дис­циплиной. Она не делает снисхождений производителю, чтобы он мог производить что-либо на условиях более легких, чем оптимальные. Потребитель никогда не купит товары или услу­ги, которые произведены не в оптимальных условиях.

Концепция оптимальности утверждает, что производитель должен пытаться производить товары по самым низким ценам, используя наименьшее количество ресурсов. Если производитель производит продукт, используя больше ценностей, чем его конкурент, продукт будет дороже и рынок его отвергнет.

Таким образом, свободный рынокэто самостоятельная, саморазвивающаяся и саморегулирующая система, в которой лю­ди делают то, что они сами решают делать.

Нет такого агентства, которое бы извне могло направлять действия рынка. Конечно, существует правительство, устанавливающее законы и правила пребывания в бизнесе, но оно не смешивается в бизнес, не назначает директоров предприятий, не распределяет обязанности, централизованно не планирует дея­тельность фирм.

На рынке каждый делает то, что входит в его интересы. Чело­век, который выходит на рынок с продуктом, должен произвести нечто, что удовлетворит потребность или желание потребителей, а иначе он потерпит неудачу в предпринимательстве. Рынок пред­полагает, что люди будут предлагать продукты и услуги, кото­рые несут полезность и способны дать удовлетворение потре­бителю. Но гарантии в этом нет.

3. ПЛАНОВАЯ ЭКОНОМИКА

Быстрый крах плановых систем в большинстве бывших со­циалистических стран породил мнение, что, очевидно, пла­новая экономика появилась как результат, якобы, чисто на­сильственных действий российских большевиков, а затем также насильственно была навязана другим странам, что все годы ее существования это чистая «потеря времени» и т.п. На деле, все обстоит не так просто.

Рубеж XIX—XX вв. обнаружил кризис рыночной экономики. Смысл его состоял в том, что    рыночный механизм, вопреки представлениям о его роли и А.Смита, и А.Маршалла, оказался неспособен обеспечить саморегулирование развития общества. Глобальным проявлением это­го кризиса явилась первая мировая война.

Недостаточность рыночного саморегулирования на основе «не­видимой руки» потребовала обратиться к помощи «руки» доста­точно видимой и осязаемой — государственному регулированию. В теории в связи с этим сложились три версии. Первая — госу­дарственное регулирование самих рыночных отношений — ухо­дила корнями к концепции В.Парето и развивалась его учени­ком Э.Баронэ, ОЛанге и др. Эта версия получила наименование «рыночного социализма». Вторая — государственное регулиро­вание как известное дополнение к рыночному механизму. По­добная концепция была выдвинута Д.Кейнсом. Третья — госу­дарственное управление хозяйством без использования рыноч­ных отношений. Такая концепция была подробно обоснована в теории К.Маркса, тип принудительно направляемого хозяйства рассматривался в трудах П.Струве, В.Ойкена. Все эти три аль­тернативные модели получили то или иное применение в раз­личных странах в XX в.

Вариант плановой экономики, избранный большевиками, та­ким образом, находился в общем русле развития мировой эконо­мики, казался предпочтительным, поскольку полностью исклю­чал «нерациональные» рыночные отношения. Его более высокая историческая эффективность связывалась, в частности, в марк­систской теории с рядом черт.

Во-первых, якобы непосредственно общественный (планомер­ный) характер производства, исключающий косвенные рыноч­ные связи, предполагал, что каждому виду труда и продукта за­ранее предопределено место в системе общественного разделе­ния труда. На деле планомерность вылилась в одностороннее директивное командование, исключающее реальные обратные связи, возможность использования инициативы мест, притупляющее мотивацию в труде работников и т.п.                

Во-вторых, общенародная собственность на средства произ­водства, превращающая, якобы, всех в хозяев и, следовательно, резко повышающая эффективность производства. На деле пере­ход большей части средств производства в руки государства по­родил использующую их в своих интересах бюрократическую пар­тийно-государственную элиту, превратил большинство населе­ния в наемных работников, вынужденных подчиняться директи­вам тоталитарного режима.

В-третьих, высшая цель плановой экономики — неуклонный рост благосостояния народа, что должно было в первую очередь продемонстрировать ее историческое преимущество. На деле плано­вая экономика, сложившись как экономика ресурсоограниченная, действительно обеспечивала первона­чально высокие темпы роста, однако проявлялось это в «производ­стве ради производства», нарастающем ограничении роста народно­го потребления, развитии всеобщего интенсивного дефицита и т.д.

В-четвертых, распределение материальных и духовных благ по труду представлялось как самое «справедливое» распределе­ние. На деле, в условиях постоянного ограничения продукции конечного (личного) потребления оно вылилось в уравнительное распределение для большинства населения, сочетающееся с ог­ромными привилегиями для правящей элиты. При этом необхо­димость обеспечения макроэкономического равновесия прояв­лялась в жесткой привязке доходов населения к объему произво­димых потребительских благ и услуг.

В-пятых, высокая степень государственной социальной защиты населения, правда, на весьма примитивном уровне, что прояв­лялось в обеспечении бесплатного образования, здравоохране­ния, льготном предоставлении жилья и т.п. Действительно, боль­шие первоначальные достижения в этой области постепенно ста­новились все менее впечатляющими в связи с относительным сокращением средств на указанные цели.

В-шестых, на практике формирование и развитие плано­вой экономики и в России и в других странах было всегда «привязано» к строительству социализма (коммунизма), что как бы дополнительно отличало страны с плановой экономи­кой от всех других стран.

Длительное существование плановой экономи­ки, особенно в России, объясняется тем, что, во-первых, плановая экономика, действитель­но, обладает рядом внешне положительных сто­рон, во-вторых, существованием условий, в ко­торых они реализуются.

Эти стороны плановой экономики: способность к значительной концентрации ресурсов, высо­кая маневренность, быстрота действия приказа, возможность макроэкономического планирования и прогнози­рования и т.п. Условия хозяйствования, благоприятные для про­явления этих преимуществ: относительная простота структуры производства, соответственно небольшое количество хозяйствен­ных связей, преобладание экстенсивного типа экономического роста, сравнительно небольшой срок, в течение которого дейст­вует энтузиазм, порожденный социалистической идеей и высту­пающий стимулом к труду. Преходящий характер этих условий, нарастающий по мере усложнения народного хозяйства, повы­шения роли интенсивных процессов в экономике, творческой активной роли человека в производстве означает, что по мере их исчезновения нарастает и кризис плановой экономики. Отме­тим, что указанные выше моменты макрохозяйствования имели место в условиях низкого уровня потребления народа, особенно сельского населения.

Кризис плановой экономики — кризис ее как системы. Сущ­ность его — неспособность плановой экономики обеспечивать эффективное функционирование общественного производства, общества в целом. Формами проявления данного кризиса стали: невосприимчивость плановой экономики к достижениям науч­но-технического прогресса, их отторжение условиями админи­стративно-командных связей, что вело к технической и техноло­гической отсталости страны; снижающаяся эффективность про­изводственных факторов, проявляющаяся в значительно большем расходовании на единицу продукции материальных и трудовых ресурсов, чем в рыночной экономике; соответственно способ­ность ее к обеспечению преимущественно экстенсивного роста, провал попыток перевести экономику на путь интенсивного роста; низкий уровень народного потребления и растущее отстава­ние в этой области от стран рыночной системы; подавление то­талитарным режимом в человеке творческих начал, инициативы, внутренней мотивации в труде, что особенно важно в современ­ных условиях; растущая неконкурентоспособность стран плано­вой системы на мировом рынке и т.д.

Вышесказанное означает, что кризис плановой экономики возник не «вдруг». Он развертывался постепенно. Уже в 50-е годы в России предпринимаются серьезные попытки усиле­ния стимулирования работников сельского хозяйства; в целях развертывания местной инициативы создаются Советы народ­ного хозяйства в рамках отдельных областей или их групп. Реформы середины 60-х годов возвращают планирование и управление к отраслевому принципу, ставя целью расширить самостоятельность первичных производственных звеньев — предприятий. Попытки усовершенствовать плановую систему хозяйствования предпринимаются в 70 и 80-е годы. Это были попытки преодоления ее нарастающего кризиса. Реформы не принесли успеха: все предпринимаемые прогрессивные ново­введения отторгались административно-командной системой, так как были несовместимы с основными принципами плано­вой экономики. Историческая практика показала, что выход из кризиса плановой системы не может быть связан с ее ре­формированием. Этот выход — отказ от плановой системы, ее замена системой другой.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.