p> Директивное задание плана сопровождается выделением бесплатных для
производственной единицы ресурсов и фондов заработной платы, определяемых
административным центром страны. Общий центр определяет не только объем
выделяемых ресурсов и фондов заработной платы, но и номенклатуру товаров. Руководящий центр является безраздельным, т.е. абсолютным собственником
любой продукции, изготовленной на предприятиях Пробная экономическая
практика в отсутствии конкуренции приводит именно к одному результату –
производители могут работать, не взирая на качество продукции. Производители и оптовые потребители промышленной продукции связаны
экономически и административно друг с другом. Потребители лишены права
выбора, они получают лишь то, что им выделено по воле центра. В командной системе заработная платане является рычагом эффективного
распределения труда в силу жесткого декретирования ее государством вне
зависимости от качества и количества производимой продукции. Результат –
отсутствие стимула к производительному труду. Процентная ставка не может служить в командной экономике средством
эффективного распределения инвестиций. В условиях льготного кредитования, о
хронических списывания долгов нерентабельным предприятия говорить не
приходится. Инвестиции осуществлялись исходя из единоличных и
идеологических приоритетов правящего центра. Ресурсы достаются производителям либо бесплатно (земля), либо по низкой
цене, а следовательно, неизбежно расточительное их использование. В директивной экономике в принципе не возможно существовать такой
категории, как альтернативные издержки, а следовательно, нет и
разграничения на экономическую и бухгалтерскую прибыль. В практике неконкурентной системы экономики отсутствует состояние
предельной фирмы, а может нет предприятия, получающего квазиренту или фирмы
– банкрота. В результате убыточности предприятия – на дотации, прибыльные –
переводят средства в бюджет и не существует объективного механизма
определенно эффективно работающих предприятий. Отсутствие стимулирующей
роли прибыли и угрозы банкротства из-за убытков лишает предприятия
необходимости эффективной работы. Основная цель – выполнение плановой
директивы. Важно отметить, что предприятия, стремятся выполнить плановую
директиву, сталкиваясь с бюджетными ограничениями. Смысл понятия бюджетного
ограничения состоит в том, что сумма денежных доходов предприятия и его
денежных фондов должна быть равна сумме расходов предприятия за
определенный период. В командной экономике предприятие действует в условиях мощного
бюджетного ограничения. Во-первых, социалистическое предприятие может
переложить часть своих ресурсов на потребителей – ведь в такой системе
господствуют формы–монополии, или, как говорят, поставщик диктует цены. Во-
вторых, предприятия систематически получают налоговые льготы и отсрочки в
уплате налогов. В-третьих, широко практикуется безвозмездная
государственная помощь (дотация, субсидии, списание долгов и т.д.). В-
четвертых, кредиты выдаются и тогда, когда нет никаких гарантий их
возврата. В-пятых, внешние финансовые вложения нередко осуществляется не
для развития производства, а для покрытия возникающих финансовых трудностей
и все это – за счет государственной казны. Использовать заемные средства
при помощи рынка ценных бумаг невозможно вследствие отсутствия такового при
социализме. В нерыночном хозяйстве происходит административное установление
заработной платы (рис.5).
[pic]
Рыночная заработная плата устанавливается в процессе конкуренции при
соотношении спроса и предложения на рынке труда и равна [pic] при объеме
труда LЕ и точке пересечения Е. В командной экономике государство
устанавливает заработную плату ниже равновесного уровня ([pic]ниже [pic]).
Движение заработной платы к уровню равновесия [pic]исключительно затруднено. Каждый индивидуум в каждой системе имеет в соответствии своей
специальностью заработную плату одного уровня по всей стране. Предприятию
диктуются и количество занятых и специализация. Если материальные стимулы не работают, нужно принуждение к труду.
Важнейшей из мер принуждения в командной системе является идеология. Продлил существование командно-административной системы, основанной на
внеэкономическом принуждении, и такой фактор, как природный. Неоценимые
рынком бесплатные природные ресурсы фактически отбирались у будущих
поколений для поддержания функционирования системы. Командно-административная, т.е. социалистическая экономика ввиду
имманетарного присущего ей хронического дефицита не может существовать без
«черного рынка», олицетворяемого теневой экономикой. Теневая экономика определяется как неконтролируемое обществом
производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных
ценностей и услуг. Она включает в себе все лучшие, нерегламентированные,
отличные от изложенных в нормативных документах и правилах хозяйствования
вида экономической деятельности. Структура теневой экономики определяется следующим образом: - криминальная экономика, включающая экономическую и общеуголовную преступность; - фиктивная экономика – это официальная экономика, выдающая фиктивные результаты своей деятельности за реальные; - неформальная экономика – базируется на личных контактах между экономическими субъектами, заменяющими официально установленную организацию экономических взаимосвязей; - нелегальная вторая экономика – состоит из незарегистрированных и запрещенных законом видов деятельности. Основной причиной существования теневой экономики в больших масштабах
является отсутствие частной собственности на средства производства и
существование десятилетиями командно-административных методов управления. Одним из главных факторов, питающих теневую экономику, является разрыв
между ценами спроса потребления и административными ценами, с которыми
связаны дефицит и государственное распределение товарных ресурсов. Командная система, устанавливая неверные ставки заработной платы,
должны иметь и фиксированные цены на основные потребительские товары. Цель
подобной экономической политики – подавленная инфляция, которая проявляется
в виде низкого качества товаров, вечном дефиците и в виде очередей. Результат социалистического ценообразования можно рассматривать,
используя уравнение обмена (уравнение Фишера) MV=PQ. Если предприятиям невыгодно наращивать объем товарной массы Q в
следствии фиксированных цен, то неизбежен товарный дефицит. Нарастающий
объем денежной массы (М) вследствие устанавливающихся трудностей ее
превращения в товары приводит к ажиотажному спросу – ускорению V, что в
целом давит на цены в сторону их повышения. Государство оставляет цены
фиксированными, что означает развитие и стимулирование подавленной инфляции
в виде дефицита, очередей и т.п. В отношении с мировым хозяйством в социалистической экономике
господствовал принцип, диктовавший обеспечение независимости стран от
импорта. Экспорт осуществлялся в таких объемах, чтобы можно было
заработанной валютой оплатить импорт. Деление контрагентов осуществлялось
мировоззренческими критериями: социалистическая, капиталистическая,
развивающаяся страна. Вся внешнеэкономическая деятельность проводилась через государственные
организации. Ни о какой конвертируемости денежной единицы не может быть и
речи. Иначе говоря, командная система экономики — это всегда автаркия в
отношении морового рынка. Итак, внешне благополучное, сбалансированное и стабильное
социалистическое хозяйство (низкие цены, отсутствие безработицы,
гарантированные заработки) скрывает за своим фасадом подавленную информацию
и подавленную безработицу. 6.1. ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МИР РОССИИ: СОВЕТСКОЕ ОБЩЕСТВО Хозяйственный мир, России еще менее чем хозяйство любого западного
общества, можно ограничить узкими рамками чисто экономических отношений.
Тем более, что ее экономика так и не развилась в обособленную и
самостоятельную сферу, осталась в подчинении политики, идеологии, военным
нуждам. Это не означает, однако, что хозяйствующие субъекты здесь ведут
себя сплошь традиционно. Просто у каждого из них, от директора до
передового работника, чисто экономическая рациональность отходит как
минимум на второй план, заслоняется соображениями «высоко» и «бытовой»
политики. В советский период подчинение экономики интересам партийного
руководства доходило порой до максимальных пределов. Плановая система
создала гигантскую редистрибутивную машину, переиначивавшую через механизмы
финансировавших цен и прямых изъятий огромную массу ресурсов между
хозяйственными корпорациями и регионами. При этом не все имели равные права
на получение своей доли, экономическая эффективность отнюдь не являлась
решающим аргументом. Главным были приоритетность отрасли, статус территории, категория
предприятия, наличие связи и заслуги руководства. Важным рычагом воздействия хозяйствующих субъектов, помимо
централизации материальных и денежных ресурсов, становился ограниченный
доступ к информации. Командно-административными методами суть хозяйственной организации в
советский период далеко не исчерпывалась. Рядом с этой формальной
организацией и ее порах, по горизонтали и вертикали раскладывались плотные
сети неформальных отношений, складывались сложные системы обмена услуг и
неофициальных торгов, зачастую безденежных и не всегда эквивалентных С социалистической точки зрения хозяйственная активность в СССР выросла
из недр специфичной социалистической структуры, образуемой сложной
комбинацией стратификационных систем. Стержневую роль среди них, на мой
взгляд, играла этакратическая система. Она характеризовалась чрезвычайно
высокой степенью огосударствления собственности и проникновения государства
в сферы хозяйственной и общественной жизни. Вытеснение негосударственной
собственности фактически ликвидировало базу разделения общества на
экономические классы. Социально-экономическая дифференциация по размерам личной собственности
и уровню получаемых доходов, разделяется, не устранилась. Однако классовые
признаки играли не более чем второстепенную роль. Популярные рассуждения о
«новом классе» спровоцированные М. Джиласом (см. Djilas M. The New Class:
An Analysis of the Communist System. London: Tames and Hudson 1957), а
поддержанные Восленским, 1985 г., и в нашей стране С. Андреевым в 1988 г.,
следует считать метафорой, с помощью которой обозначается властная элита,
организованная посредством наменклатурной системы. Ключевые позиции в ней
занимают политическая и военная элиты, а хозяйственная и культурная элиты –
подчиненное место. Несмотря на сложность своего состава, советская властная элита, при
всех перепитиях невидимой борьбы, являла собой артикулированную общность
групповых интересов. Остальная часть общества была достаточно аморфна,
атомизирована, обращена в совокупность статистических групп. В противовес
колсалидированной элите ее вполне справедливо именовали «массами». В
составе «масс» были обозначены пунктирные линии, отделяющие так называемый
новый средний класс. Его костяк образовывали специалисты с высшим
образование. Дипломы освобождали их от тяжелого физического труда,
обеспечивали сносный доход и определенный престиж занятий. Советская
система, выступив в период своей зрелости, предоставляла многим
квалифицированным работникам отдельное жилье, минимальный набор предметов
потребления длительного пользования, относительные возможности для
профессионального и культурного роста. Отделение «образованных» от «простых
людей» воспроизводилось весьма отчетливо, хотя различия между ними по
уровню жизненных стандартов были минимальными или просто отсутствовали,
проявляясь скорее в условиях труда и опыте жизни. Советское общество демонстрировало достаточно высокие возможности для
вертикальной социальной мобильности: выходцы из рядовых рабочих нередко
«доростали» до генеральных директоров крупных объединений. Но в то же время
нельзя назвать «открытым». Идеи всеобщности труда воплощались в стремление не просто к полной, но
и к максимальной законности, когда работу имели не только те, кто хотел
трудиться, но и те, кто этого вовсе не желает. При этом индивидуальная оплата труда в среднем не покрывала стоимости
средств хорошей жизни стандартной семьи. А альтернативные источники доходов
были сведены к минимуму. В результате доля занятых женщин в народном
хозяйстве СССР была чрезвычайно высока, значительна и доля работающих
пенсионеров. В первую очередь поощрялась именно промышленная занятость, невзирая на
специфику местных традиций и национальных культур. Стимулировались
концентрация и централизация хозяйственной деятельности, доходившие до
гигантомании не только в промышленности, но и в сельском хозяйстве, сфере
услуг, науке, культуре. Доля малых предприятий в СССР была в десятки раз
меньше, чем в развитых странах. С 1930 г., когда закрылись ворота последней биржи труда, официальная
безработица считалась ликвидированной. Это не означало отсутствия скрытой
безработицы, связанной с невозможностью найти работу по специальности. Тем
более, что при кажущемся дефиците трудовых ресурсов, на предприятиях
существовали скрытые излишки рабочей силы (оцененные в 10-15% занятых).
Люди числились в штате и получали зарплату при отсутствии реальной
производительной потребности в их трудовых услугах. Существовала и
фикционная безработица, вызванная необходимостью смены места работы. По
оценкам западных экспертов в СССР в 70-80 г.г. 2,5% (см.: Никифорова А.
Уровень безработицы: как его считать? // Вопросы экономики. – 1993. - №12.
– с.75.). Хотя частые переходы с места на место не поощрялись, а
территориальная необходимость рабочей силы успешно тормозилась фактическим
отсутствием рынка жилья, паспортным режимом и пропиской. В сфере занятости проводилась политика по сдерживанию ее нереферентных
форм посредством регулирования вторичной, неполной и самостоятельной
занятости: вводились ограничения и запреты на совместительство, а также на
широкий круг видов индивидуальной трудовой деятельности. К 80-ым годам
количество занятых в качестве совместителей и в режиме неполного рабочего
времени не выходило за пределы 1-2% (в материальном производстве менее 1%).
(См.: Краева Н.М. Резервы повышения трудовой активности населения (проблемы
вторичной занятости). – М.: Экономика, 1983 – с. 41, 76). В качестве идеала
( успешно реализуемого на практике) выступала полная (штатная) занятость
работника в одном единственном месте. Именно такая форма занятости
обеспечивала наиболее эффективный контроль за трудовой деятельностью и
уровнем получаемых доходов. Государственное регулирование условий труда и его оплаты осуществлялось
с помощью единой системы норм, зафиксированной в кодексе законов о труде. Огосударствление собственности и регламентация условий хозяйственной
деятельности выбивали почву у частного предпринимательства. Значит ли это, что СССР превратился в «хозяйство без предпринимателя»?
Нет, т.е. индустриальное общество немыслимо без организационно-
хозяйственных инноваций, как немыслимо оно без экономического роста. Можно
разделить несколько специфичных хозяйственных членов, реально исполняющих
«предпринимательскую функцию». 1. Экспериментаторы. Небольшая часть хозяйственных руководителей, которые с санкцией властных органов осуществляют более или менее решительные нововведения. 1. Основная группа хозяйственных руководителей, которую составляют «вынужденные» предприниматели. Директивные планы, хронически не обеспеченные материальными и людскими ресурсами, заставляли директоров и ведущих специалистов всячески изворачиваться, действовать в обход формальным указаниям. 2. «Теневик». Его деятельность была связана с госсектором, косвенно и прямо зависела от государственных ресурсов. 3. И наиболее «признанный член» – частники В итоге в советскую эпоху сформировался целый ряд групп
полупредпринимателей, которые выполняя необходимую для любого современного
хозяйства инновационную функцию, не могли считаться предпринимателями в
полном смысле слова. Основополагающую роль в хозяйственной сфере в принципе должна была бы
играть мобилизация материальных интересов. Однако в советской хозяйственной
организации принудительные и символические (идеалистические) способы
контроля успешно теснили собственно утилитаристские ориентации. Особое
место в ней занимало внеэкономическое принуждение. В первые годы советской
власти утверждалась политика милитаризации труда, прикрепление работников к
предприятиям и к месту жительства, принудительное привлечение к труду под
маркой борьбы с «тунеядством». В своем чистом виде внеэкономическое
принуждение к труду вылилось в невиданную по масштабам организацию труда
заключенных и армейских подразделений. Армия и тюрьма стали важнейшими
дисциплинирующими институтами, подготавливающими малоквалифицированное
контингенты населения к труду в промышленности и строительстве.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|