Повышение
заработной платы врачам и учителям, инвестиции и оборудование, и другие
бюджетные решения являются необходимым, но не достаточным условием реализации
проекта. Повышением эффективности функционирования данных систем. Нежелательно,
чтобы реформа социального сектора завершилась на увеличении бюджетных
расходов, то есть первый шаг оказался и последним.
Более того, рост
финансирования без структурных реформ чреват отрицательными результатами. Более
высокая зарплата приведет не к обновлению персонала, а к консервации кадров.
Чтобы этого не произошло надо активизировать усилия по проведению структурной
реформы социальной сферы.
1.
3
Механизмы обеспечения экономического роста
Главной
задачей экономистов в 2006 г. продолжала оставаться выработка механизмов
обеспечения высоких темпов роста. В качестве основных направлений ее решения
рассматривались: совершенствование институциональных условий экономического
развития, активизация роли государства в хозяйственной жизни страны,
формирование частногосударственного партнерства, а также обеспечение
макроэкономической стабильности и недопущение популизма в денежно-бюджетной
политике.
В 2006 г.
движение происходило в обоих направлениях, причем они начали в какой-то мере
дополнять друг друга. Непосредственное участие государства в экономике стало
приобретать более прозрачные и институционализированные формы (например,
Инвестиционный фонд), которые пришли на смену бессистемным попыткам
вмешательства в хозяйственную жизнь путем индивидуальных решений применительно
к отдельным предприятиям или секторам.
В 2006 г.
продолжилась работа по совершенствованию экономического и социального
законодательства – осуществлялись реформы отдельных естественно-монопольных
отраслей (кроме газовой) и в целом естественно-монопольного законодательства
(начата работа над проектом ФЗ «О товарах и услугах общеэкономического значения
и ценообразовании на них», который вероятно заменит существующий ФЗ «О
естественных монополиях»). Проводилась административная реформа, сокращался
объем лицензируемых видов деятельности, были приняты законы о концессионных
соглашениях и об особых экономических зонах, ужесточены процедуры осуществления
государственных закупок с целью обеспечения их максимальной прозрачности. С
правовой точки зрения (и с учетом опыта «дела ЮКОСа») очень важным событием
стало принятие поправки в Гражданский кодекс РФ, в соответствии с которой срок
давности по приватизационным сделкам сокращен с десяти до трех лет. Тем самым
фактически узаконены итоги массовой приватизации 1990-х годов: это решение
может стать фактором повышения инвестиционной активности российского бизнеса.
1. 4.Тенденции и вызовы социально-экономического
развития
На
дальнейшее развитие российской экономики и выработку соответствующих мер
экономической политики будут воздействовать три ключевых фактора, каждый из
которых носит долгосрочный характер, формируя фундамент политических и
экономических процессов. Речь идет о прошедшей в стране революционной
трансформации, о вызовах постиндустриального общества, а также о сложившейся в
последние годы конъюнктуре цен на основные продукты российского экспорта.
Прежде
всего, это постреволюционная стабилизация. Россия последних пяти лет
характеризуется высоким уровнем макроэкономической и политической
стабильности. Вместе с тем следует подчеркнуть, что речь идет лишь о некоторой
консолидации элит, а не о формировании устойчивого национального консенсуса по
базовым ценностям.
Словом,
несмотря на очевидную политическую консолидацию элиты, следует говорить о
длительном периоде постреволюционной нестабильности. Разумеется, это уже
нестабильность совсем иного рода, нежели нестабильность революционной эпохи,
поскольку теперь в стране в течение некоторого периода времени будут
сохраняться устойчивость и порядок, а существенные политические колебания и
взрывы будут происходить периодически, время от времени. Хотя сам факт их
возможности, повышая общий уровень политической неопределенности, создает
достаточно неприятный фон для социально-экономического развития страны.
Другим
долгосрочным фактором социально-экономического развития России являются вызовы
постиндустриального общества. Дальнейшее развитие страны будет происходить
в том же мире и при наличии тех же фундаментальных вызовов, неспособность,
справиться с которыми привела в недавнем прошлом к революционному взрыву. Здесь
исключительно важно понимание следующего обстоятельства: сам по себе факт
революции еще не гарантирует создания более благоприятных условий для
социально-экономического развития страны. Революция, отбрасывая одни институциональные
ограничители на пути социально-экономического прогресса, вполне может поставить
на их место другие, ничуть не менее сковывающие дальнейшее развитие общества.
Поэтому важно, чтобы формирующаяся институциональная система была адекватна объективным
вызовам данной эпохи, или, говоря марксистским языком, особенностям данного
этапа технологического прогресса.
Перед
Россией поставлена цель не только (и даже не столько) обеспечения устойчивого
роста, но, прежде всего проведения глубокой структурной трансформации. Период
структурных реформ нередко сопровождается замедлением темпов роста, а то и
внешней стагнацией (что было, например, характерно для ряда стран Запада в
1970-е годы). Однако надо принимать во внимание, что экономический рост без
структурных сдвигов достаточно легко достижим путем государственного
администрирования, однако этот рост не делает страну богаче, а экономику –
эффективнее.
Способы
достижения поставленной цели можно обозначить лишь со значительной долей
условности.
Во-первых,
следует отказаться от попыток определения долгосрочных отраслевых
(промышленных) приоритетов, на которых государство могло бы сосредоточить
внимание и сконцентрировать ресурсы. Гораздо важнее стратегия постоянной
корректировки структуры, при которой власть готова гибко защищать
политическими (в том числе и внешнеполитическими) методами всех, кто добивается
успеха в мировой конкуренции.
Во-вторых,
необходимо выдвинуть на передний план задачу обеспечения гибкости и
адаптивности экономической системы, формирования способности экономических
агентов быстро и адекватно реагировать на вызовы времени. Решение этой задачи
неотделимо от обеспечения эффективной системы защиты прав собственности.
В-третьих,
ограниченная возможность долгосрочных прогнозов и важность обеспечения
максимальной адаптивности системы позволяют высказать гипотезу о том, что
догоняющая страна в современном мире должна иметь более низкую бюджетную
нагрузку на экономику, нежели наиболее развитые страны мира.
В-четвертых,
как указывалось выше, приоритетное значение для государства и частного
предпринимателя имеют инвестиции в человеческий капитал. Прежде всего, это
относится к таким сферам, как образование и здравоохранение. Последнее помимо
гуманитарной составляющей может принести значительный мультипликативный эффект.
В-пятых,
нужно обеспечить достаточный уровень открытости экономики. Внешнеэкономическая
политика должна быть ориентирована на формирование и стимулирование развития
новых, высокотехнологичных секторов, а также глубокой переработки продукции
традиционного экспорта. Именно на постиндустриальный прорыв, а не на
примитивную защиту «отечественных товаропроизводителей» должны быть нацелены
переговоры по вступлению в ВТО.
Наконец,
серьезным долгосрочным фактором социально-экономического развития России
является ситуация с ценами на энергоресурсы. Традиционно принято
считать, что высокие цены на них исключительно благоприятны для страны. Однако
может иметь ряд негативных последствий для устойчивости экономического и
политического развития страны в будущем. Это связано с деградацией налоговой и
бюджетной систем, когда высокий уровень поступлений финансовых средств, не
связанный с ростом производительности труда, оборачивается существенным
снижением эффективности принимаемых решений.
Можно
выделить следующие основные проблемы социально-экономического развития России и
соответственно приоритетные направления экономической политики на ближайшие
годы.
1.
Реализация проектов, обозначенных в 2006 г. и связанных с развитием
человеческого капитала. Принципиально важным здесь, однако, является проведение
структурных реформ в соответствующих секторах, а не попытка снятия проблем лишь
при помощи расширения их бюджетного финансирования.
2.
Продолжение работы над административной реформой. Сюда входят и реформа
бюджетного сектора, и внедрение механизмов «управления по результату» с
попутным уточнением границ эффективного применения этого метода, и определение
управленческих особенностей различных органов исполнительной власти
(федеральных министерств, служб и агентств). Задачи реформирования бюджетного
сектора, повышения эффективности бюджетных расходов.
3.
Обеспечение макроэкономической стабильности. Это предполагает продолжение
консервативной бюджетной политики и укрепление Стабилизационного фонда.
4. Завершение
налоговой реформы и повышение качества налогового администрирования.
5.
Проведение пенсионной реформы, нацеленное на повышение ее эффективности,
укрепление в ней страховых элементов. Следует проработать вопрос об
использовании средств Стабилизационного фонда для пенсионной системы.
6.
Повышение эффективности судебной и правоохранительной систем.
7. Военная
реформа и особенно повышение роли контрактной службы и реформа призыва.
Особенно чувствительным в социально-политическом отношении является намеченный
на 2008 г. переход на одногодичную службу по призыву с отменой многих отсрочек
от службы в армии.
8.
Несомненным приоритетом является присоединение к ВТО, которое находится сейчас
в решающей фазе. Можно прогнозировать некоторое снижение интенсивности
отношений с ЕС в части формирования Общеевропейского экономического
пространства. Контакты с ЕС будут касаться преимущественно отдельных конкретных
сфер и, прежде всего энергетической безопасности.
Для
смягчения возможного кризиса целесообразно в ближайшее время выработать план
действий на случай ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры. Такой план должен
включать меры денежной, бюджетной, налоговой политики, внешнеэкономического
регулирования и другие шаги, позволяющие смягчить последствия кризиса. В
отсутствие такого плана действий будут велики риски неконтролируемого развития
событий. Помимо всего прочего снижение цен и реакция властей на них станут
тестом на зрелость политической элиты России и реальной приверженности страны
ответственной экономической политике.
§
2 Экономический рост в России
2.1
Экономический рост 2006 г
Как видно
из динамики индекса промышленного производства (см. график 1), пределом
наступил в середине 2005 года (именно тогда, кстати, чуткий фондовый рынок
начал неожиданное для обычно тихого лета ралли). В мае темпы роста
промпроизводства только стали положительными, а в июне уже достигли 10% в
годовом выражении.
График № 1
Первая волна
промышленного роста
|
|
Затухающий рост
после девальвации рубля
|
|
[1]Однако
и в последующие месяцы увеличение темпов роста продолжилось – в июле они
составили 12%, в сентябре, октябре и ноябре колебались возле отметки 15%. Таким
образом, мы видим, что восходящий тренд темпов роста промышленного производства
длится уже целых восемь месяцев, и это нельзя считать ни чем иным, как
принципиальным сломом тенденций – от стагнаций к росту.
Такие факторы,
как рост доходов населения и высокая внешняя конъюнктура, оставались
неизменными (то есть эти показатели все время увеличивались) и в 2004 – м, и в
2005 – м, и в 2006 году. Поэтому их влияние могло быть лишь фоновым. Основные
же изменения претерпела динамика инвестиций в российскую экономику. С середины
прошлого года темпы роста инвестиций начали расти. Если в середине года они
составляли примерно 5% в годовом выражении (для российской экономики это очень
мало для того, чтобы поддерживать рост производства), то к ноябрю достигли 15%,
и, также как в случае с темпами роста промышленного производства, эта тенденция
выглядит устойчивой.
В принципе для
любой экономики рост, основанный на инвестициях, лучше роста, базирующегося на
доходах населения, так как он задействует более длинные технологические
цепочки, а значит, оказывается более интенсивным. Для такой экономики, как
российская, то есть экономики в значительной степени самодостаточной, это
проявляется, прежде всего, в росте выпуска машиностроения. На протяжении всей
постсоветской экономики с отраслевой точки зрения именно рост продукции
машиностроения вносит самый большой вклад экономический рост по очень простой
причине: доля машиностроения в нашем производстве составляет примерно 25%.
Поэтому мы полагаем верным и обратное: если впуск машиностроения растет быстро,
значит, тенденция к росту устойчива. Сейчас рост машиностроения очень сильный –
40-80% годовых. Лидерами роста стали такие подотрасли, как транспортное,
прокатное, электротехническое и строительное оборудование. Две другие
быстрорастущие отрасли также непосредственно связаны с инвестициями –
производство строительных материалов и металлургия. Их рост к ноябрю прошлого
года превысил 40% в годовом выражении. Например, по итогам прошлого года более
чем в полтора раза вырос выпуск строительных металлических конструкций и
изделий. А значит, набирает обороты промышленное и жилищное строительство.
Свой вклад в рост
производства внесла и нефтяная промышленность – ее выпуск начал расти после
семи месяцев стагнации. Неожиданно бурно стала расти и легкая промышленность.
Темпы ее роста до сих пор вообще практически не увеличивались, но во второй
половине прошлого года вдруг начали настойчиво подниматься и к ноябрю достигли
15%. Также во второй половине прошлого года увеличилась пищевая отрасль, и ее
рост достиг 35%.
Такая отраслевая
структура роста позволяет нам заметить еще одно важное обстоятельство: в
структуре нашей экономики и наблюдается, и ожидается в дальнейшем серьезный
структурный сдвиг. Если в прежние периоды роста основным локомотивом
инвестиционного спроса была нефтяная отрасль, то теперь главными игроками
становятся всевозможные инфраструктурные отрасли – трубопроводный транспорт
(прежде всего «Газпром» и «Транснефть»), железно и автодорожный транспорт (РЖД,
независимые перевозчики, региональные власти), энергетика (РАО ЕЭС и другие
компании, участвующие в энергетическом строительстве). Если при этом еще и
нефтяная отрасль возобновит свою инвестиционную активность, а металлургия
вернется к инвестициям на российской территории, то произойдет заметная
диверсификация крупнейших инвесторов, и, как любая диверсификация, она будет
добавлять устойчивости нашему хозяйству.
2.
2 Прогноз экономического роста в России на 2007 г
Рост будет
продолжаться, так как есть все основания ожидать, что обширные инвестиции в
российскую экономику не прекратятся.
Прежде всего, они
запланированы все теми же крупнейшими игроками. Только утвержденные
инвестпрограммы государственных компаний – естественных монополистов
(«Газпром», РАО «ЕЭС России» и ОАО РЖД) на 2007 год превышают в сумме 21 млрд
долларов. Около 1,5 млрд долларов выделяется в наступившем году Минтрансом на
строительство и реконструкцию автодорог. Инвестпрограмма-2007 «Роснефти» - 3,7
млрд долларов. Стартуют такие сверхмасштабные инвестиционные проекты, как
строительство трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан, Северо-Европейский
газопровод, достройка Богучанской ГЭС и возведение рядом с ней нового
алюминиевого завода долларов (2,3 млрд долларов), строительство «Газпромом» двух
нефтехимических заводов в Астраханской области (общий объем инвестиций 800
млн. долларов).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|