| Экономический рост и структурные сдвиги в экономике |
Новые технологии меняют не только экономические
параметры, но также влияют на политические, социальные и правовые аспекты жизни
общества. Достаточно упомянуть о появлении идеи «электронного правительства»,
законодательном оформлении электронной подписи хозяйствующих субъектов и др.
Таким образом, в современных условиях «новая экономика» меняет традиционные
представления об источниках экономического роста и побуждает все большее
количество исследователей обращаться к социально – экономическим последствиям
информационных технологий.
Глава 2. Экономический рост в России и
тенденции его развития
§ 1 Экономическая политика в
2006 году: определение приоритетов
1.
1 Основные итоги 2006 года
В 2006
году сохранялся достаточно высокий темп экономического роста при нарастающей
роли государства в экономической жизни страны. Среди основных характеристик 2006
г. можно выделить следующие:
Первое. Экономическая динамика
оставалась благоприятной на фоне высокой конъюнктуры цен на ведущие товары
российского экспорта. Экономический рост достиг более высоких значений, чем
прогнозировалось на рубеже 2005 – 2006 годов – 6,4% ВВП против ожидавшихся
5,9%.
Приток
нефтедолларов, создавая сложности для денежных властей, одновременно
благоприятствовал решению бюджетных проблем страны. Продолжилось досрочное
погашение внешнего долга, в результате чего он снизился до беспрецедентно
низкого уровня (менее 25% ВВП). Ведущие рейтинговые агентства присвоили России
суверенный инвестиционный рейтинг. Не менее важно, что темпы роста российской
экономики превышали темпы роста экономик наиболее развитых, а также большинства
посткоммунистических стран.
Второе. В политике правительства РФ
сохранились элементы разных подходов к достижению высоких темпов экономического
роста: институционального (либерального) и интервенционистского
(дирижистского). С одной стороны, совершенствовались общие условия
хозяйствования – проводились административная, налоговая и бюджетные реформы,
была осуществлена монетизация льгот и т. д. С другой – формировались механизмы
частногосударственного партнерства (ЧГП), что предполагало появление
принципиально новых инструментов экономической политики, обеспечивающих прямое
участие государства в выработке и реализации конкретных хозяйственных проектов
(особые экономические зоны, концессии, инвестиционный фонд).
Третье. На фоне высоких цен на
основные товары российского экспорта продолжалась тенденция к росту зависимости
российской хозяйственно-политической жизни от экономической динамики
топливно-энергетического сектора и условий экспорта его продукции. Строго
говоря, эту тенденцию нельзя оценить однозначно. С одной стороны, зависимость
бюджета от поступления нефтедолларов, несомненно, возросла, поскольку
расширились масштабы использования этих средств на инвестиционные и социальные
цели бюджета. С другой – эта зависимость остается не столь уж значительной по
сравнению с тем, какой она могла бы быть с учетом исключительно высоких цен на
продукцию ТЭК. Последнее обеспечивается путем функционирования
Стабилизационного фонда и проведения пока достаточно консервативной бюджетной
политики. В то время как суверенная задолженность продолжала сокращаться, общая
задолженность остается в абсолютном выражении весьма существенной. Подобный
рост задолженности сам по себе не является негативным фактором, поскольку при
прочих равных условиях свидетельствует об инвестиционной активности в стране и
служит естественным источником экономического роста.
Наконец, 2005 год
показал, что нефтегазовый аспект российской политики не сводится лишь к проблемам
бюджетной зависимости от сырьевого экспорта. За последние двенадцать месяцев
стало очевидным, что нефть выступает главным инструментом социальной политики
России, а газ – чем-то вроде «последнего довода» внешней политики. Решение о
строительстве газопровода по дну Балтийского моря и газовое противостояние с
Украиной стали важнейшими событиями минувшего года – они будут иметь весьма
долгосрочные последствия. В рейтинге экономической свободы Россия переместилась
с 114 на 124 место (сходные позиции у Индонезии и Камеруна). В рейтинге
коррупции, составляемом – с 90 на 126 место (в окружении Нигера, Албании и
Сьерра-Леоне). Аналогичная ситуация складывается и с рейтингом
конкурентоспособности Всемирного экономического форума, где Россия «съехала» с
70 на 75 место (причем рейтинг конкурентоспособности бизнеса упал гораздо
сильнее – с 61 места на 74).
Четвертое. Несмотря на слабость
институциональной среды в стране расширилась инвестиционная деятельность.
Повышенную активность проявляли иностранные инвесторы: прямые иностранные
инвестиции возросли в полтора раза и их объем впервые превысил приток в другие
посткоммунистические страны – 18 млрд долларов.
Таблица 1
Основные
показатели социально-экономического развития России в 2002 – 2006 гг.
|
Показатели
|
2002 г.
|
2003 г.
|
2004 г.
|
2005 г.
|
2006 г.
|
ВВП, прирост в %
|
5,1
|
4,7
|
7,3
|
7,4
|
6,4
|
Промышленное производство,
прирост в %
|
4,.9
|
3,7
|
7,0
|
6,1
|
4,0
|
Инвестиции в основной капитал,
прирост в %
|
8,7
|
2,6
|
12,5
|
10,9
|
10,5
|
Прямые иностранные инвестиции,
|
|
|
|
|
|
млрд. долл.
|
4,0
|
4,0
|
6,8
|
9,5
|
18,0
|
в % ВВП
|
0,9
|
1,0
|
1,8
|
2,1
|
2,4
|
Инфляция (ИПЦ)
|
18,6
|
15,1
|
12,0
|
11,7
|
10,9*
|
Баланс бюджета, в % ВВП
|
2,9
|
1,4
|
1,7
|
4,4
|
8,3*
|
Золотовалютные резервы
|
36,6
|
47,8
|
76,9
|
124,5
|
182,2
|
Стабилизационный фонд, млрд. долл.
|
|
|
106,3
|
522,3
|
1464,1
|
Государственный долг,
|
|
|
|
|
|
млрд. долл.
|
146,9
|
142,6
|
141,9
|
141,4
|
109,7*
|
в % ВВП
|
48,0
|
41,3
|
32,9
|
24,3
|
14,6*
|
Общая внешняя задолженность,
|
|
|
|
|
|
млрд. долл.
|
167,4
|
170,1
|
199,2
|
223,6
|
228,3*
|
в % ВВП
|
54,8
|
49,3
|
46,2
|
38,4
|
28,5*
|
Внешнеторговый баланс, млрд. долл.
|
48,1
|
46,1
|
59,9
|
85,8
|
88,8*
|
Платежный баланс по текущим
операциям, в % ВВП
|
11,1
|
8,4
|
8,2
|
10,3
|
12,2*
|
Индекс РТС (конец декабря)
|
260
|
359
|
567,3
|
614,1
|
1125,6
|
*Январь – сентябрь к предшествующему
году.
Источник: данные Росстата, ЦБ РФ,
Минфина РФ.
1.
2 Экономический рост: дискуссии и политика
Рост
и национальные приоритеты.
В центре внимания
политиков и экономистов в 2006 году, как и в предыдущие годы, находились
проблемы экономического роста. Однако в отличие от предыдущих лет вопрос
удвоения ВВП хотя и не был снят с повестки дня, но перестал быть центральным.
Основной акцент в
спорах все в большей степени смещался на вопросы качество роста, его механизмов
и структурных приоритетов. И это совершенно естественно, поскольку сами по себе
цифры экономического роста не могут дать нужного стратегического результата –
обеспечить социально-экономический прорыв в направлении современного
постиндустриального общества.
Экономический
рост – феномен очень сложный, он является результирующим показателем по
отношению ко многим экономическим, политическим и социальным факторам. Было бы
неверно искать пути решения задачи удвоения только в экономической сфере. Более
того, можно утверждать, что в настоящее время мы живем в условиях «падающей
производительности» экономических факторов роста. На передний план выдвигаются
политические и правовые факторы, то есть качество государственного управления,
эффективность судебной и правоохранительной систем, способность государства
обеспечить исполнение действующего законодательства. И это неудивительно:
бизнес, чтобы быть конкурентоспособным, должен иметь возможность пользоваться
общественными благами, предоставляемыми государством: и главное из этих благ –
обеспечение исполнения контрактов. Если судебная и правоохранительная системы
этого не делают, то все издержки по обеспечению исполнения контрактов ложатся
на самих предпринимателей, что значительно повышает их суммарные затраты и
снижает конкурентоспособность.
В 2006 году
расширилось понимание того, что экономический рост нужен стране не сам по себе
и не любой ценой. Есть несколько обстоятельств, которые надо принимать во
внимание при выработке адекватной политики роста. Во-первых, высокие темпы
роста нужны в долгосрочном периоде, а не для отчета о деятельности в ближайшие
два-три года. Во-вторых, высокие темпы осмысленны лишь тогда, когда они
сопровождаются структурными сдвигами и, прежде всего диверсификацией экономики,
ослаблением зависимости от топливно-энергетического комплекса, ускоренным
развитием постиндустриальных секторов (высокотехнологичных услуг); более того,
на определенных этапах прогрессивные структурные сдвиги могут сопровождаться
снижением темпов роста. В-третьих, требуемые темпы роста должны обеспечивать
сокращение разрыва между Россией и наиболее развитыми странами мира – они
должны превышать и среднемировые, и наиболее развитых стран. В-четвертых, это
должен быть реальный рост, не фальсифицируемый в угоду политической конъюнктуре
ради амбиций политических лидеров.
Ключевым фактором
современного экономического роста, как свидетельствует опыт наиболее развитых
стран, становятся инвестиции в человека, в развитие человеческого капитала. Они
создают условия для быстрого устойчивого роста, для постоянной адаптации
социально-экономической структуры к новым, непрогнозируемым поворотам
научно-технического прогресса. Кроме того, инвестиции в человека формируют
спрос во множестве сопредельных секторов, обусловливая тем самым значительный
мультипликативный эффект.
В сентябре 2005
г. В. Путин предложил реализовать подобный подход в виде «национальных
проектов», а фактически – национальных приоритетов развития страны. Речь идет о
развитии образования, здравоохранения, жилищного строительства (внедрение
ипотеки), а также решении социальных проблем села. Определение названных сфер
в качестве приоритетных фактически означает начало нового этапа в
российской экономике и политике, этапа, который уже не связан с преодолением
коммунистического наследия, а основывается на позитивной повестке дня,
отражающей реалии современного мира.
Суть национальных
проектов. Формирование современной, эффективной системы развития человека –
актуальная проблема для всех развитых стран современного мира.
Постиндустриальные вызовы наряду с демографическими проблемами привели к
кризису традиционного «государства всеобщего благосостояния» и поставили перед
многими странами задачу глубокой трансформации социальной сферы.
Потому создание
новой модели социальной политики не является специфической задачей стран
догоняющего развития, такая постановка характерна для всех развитых стран мира.
В каждом из названных национальных проектов можно выделить две группы мер. С
одной стороны, направление дополнительных бюджетных ресурсов на повышение
оплаты труда работников соответствующих отраслей и осуществление структурных реформ
в соответствующих секторах – с другой. Две названные группы неотделимы друг от
друга: политически опасно и экономически неэффективно решать одну задачу,
игнорируя другую. Однако риски того, что события будут развиваться именно так,
весьма существенны.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|