Меню
Поиск



рефераты скачать Экономический рост и структурные сдвиги в экономике

Новые технологии меняют не только экономические параметры, но также влияют на политические, социальные и правовые аспекты жизни общества. Достаточно упомянуть о появлении идеи «электронного правительства», законодательном оформлении электронной подписи хозяйствующих субъектов и др. Таким образом, в современных условиях «новая экономика» меняет традиционные представления об источниках экономического роста и побуждает все большее количество исследователей обращаться к социально – экономическим последствиям информационных технологий. 

  

          

Глава 2. Экономический рост в России и тенденции его развития

§ 1 Экономическая политика в 2006 году: определение приоритетов

 

1. 1 Основные итоги 2006 года


В 2006 году сохранялся достаточно высокий темп экономического роста при нарастающей роли государства в экономической жизни страны. Среди основных характеристик 2006 г. можно выделить следующие:

Первое. Экономическая динамика оставалась благоприятной на фоне высокой конъюнктуры цен на ведущие товары российского экспорта. Экономический рост достиг более высоких значений, чем прогнозировалось на рубеже 2005 – 2006 годов – 6,4% ВВП против ожидавшихся 5,9%.

Приток нефтедолларов, создавая сложности для денежных властей, одновременно благоприятствовал решению бюджетных проблем страны. Продолжилось досрочное погашение внешнего долга, в результате чего он снизился до беспрецедентно низкого уровня (менее 25% ВВП). Ведущие рейтинговые агентства присвоили России суверенный инвестиционный рейтинг. Не менее важно, что темпы роста российской экономики превышали темпы роста экономик наиболее развитых, а также большинства посткоммунистических стран.

Второе. В политике правительства РФ сохранились элементы разных подходов к достижению высоких темпов экономического роста: институционального (либерального) и интервенционистского (дирижистского). С одной стороны, совершенствовались общие условия хозяйствования – проводились административная, налоговая и бюджетные реформы, была осуществлена монетизация льгот и т. д. С другой – формировались механизмы частногосударственного партнерства (ЧГП), что предполагало появление принципиально новых инструментов экономической политики, обеспечивающих прямое участие государства в выработке и реализации конкретных хозяйственных проектов (особые экономические зоны, концессии, инвестиционный фонд).

Третье. На фоне высоких цен на основные товары российского экспорта продолжалась тенденция к росту зависимости российской хозяйственно-политической жизни от экономической динамики топливно-энергетического сектора и условий экспорта его продукции. Строго говоря, эту тенденцию нельзя оценить однозначно. С одной стороны, зависимость бюджета от поступления нефтедолларов, несомненно, возросла, поскольку расширились масштабы использования этих средств на инвестиционные и социальные цели бюджета. С другой – эта зависимость остается не столь уж значительной по сравнению с тем, какой она могла бы быть с учетом исключительно высоких цен на продукцию ТЭК. Последнее обеспечивается путем функционирования Стабилизационного фонда и проведения пока достаточно консервативной бюджетной политики. В то время как суверенная задолженность продолжала сокращаться, общая задолженность остается в абсолютном выражении весьма существенной. Подобный рост задолженности сам по себе не является негативным фактором, поскольку при прочих равных условиях свидетельствует об инвестиционной активности в стране и служит естественным источником экономического роста.

Наконец, 2005 год показал, что нефтегазовый аспект российской политики не сводится лишь к проблемам бюджетной зависимости от сырьевого экспорта. За последние двенадцать месяцев стало очевидным, что нефть выступает главным инструментом социальной политики России, а газ – чем-то вроде «последнего довода» внешней политики. Решение о строительстве газопровода по дну Балтийского моря и газовое противостояние с Украиной стали важнейшими событиями минувшего года – они будут иметь весьма долгосрочные последствия. В рейтинге экономической свободы Россия переместилась с 114 на 124 место (сходные позиции у Индонезии и Камеруна). В рейтинге коррупции, составляемом – с 90 на 126 место (в окружении Нигера, Албании и Сьерра-Леоне). Аналогичная ситуация складывается и с рейтингом конкурентоспособности Всемирного экономического форума, где Россия «съехала» с 70 на 75 место (причем рейтинг конкурентоспособности бизнеса упал гораздо сильнее – с 61 места на 74).

Четвертое. Несмотря на слабость институциональной среды в стране расширилась инвестиционная деятельность. Повышенную активность проявляли иностранные инвесторы: прямые иностранные инвестиции возросли в полтора раза и их объем впервые превысил приток в другие посткоммунистические  страны – 18 млрд долларов.

Таблица 1

Основные показатели социально-экономического развития России в 2002 – 2006 гг.

Показатели

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

ВВП, прирост в %

5,1

4,7

7,3

7,4

6,4

Промышленное производство,     прирост в %

4,.9

3,7

7,0

6,1

4,0

Инвестиции в основной капитал, прирост в %

8,7

2,6

12,5

10,9

10,5

Прямые иностранные инвестиции,

 

 

 

 

 

млрд. долл.

4,0

4,0

6,8

9,5

18,0

в % ВВП

0,9

1,0

1,8

2,1

2,4

Инфляция (ИПЦ)

18,6

15,1

12,0

11,7

10,9*

Баланс бюджета, в % ВВП

2,9

1,4

1,7

4,4

8,3*

Золотовалютные резервы

36,6

47,8

76,9

124,5

182,2

Стабилизационный фонд, млрд. долл.

 

 

106,3

522,3

1464,1

Государственный долг,

 

 

 

 

 

млрд. долл.

146,9

142,6

141,9

141,4

109,7*

в % ВВП 

48,0

41,3

32,9

24,3

14,6*

Общая внешняя задолженность,

 

 

 

 

 

млрд. долл.

167,4

170,1

199,2

223,6

228,3*

в % ВВП

54,8

49,3

46,2

38,4

28,5*

Внешнеторговый баланс, млрд. долл.

48,1

46,1

59,9

85,8

88,8*

Платежный баланс по текущим операциям, в % ВВП

11,1

8,4

8,2

10,3

12,2*

Индекс РТС (конец декабря)

260

359

567,3

614,1

1125,6


*Январь – сентябрь к предшествующему году.

Источник: данные Росстата, ЦБ РФ, Минфина РФ.


1. 2 Экономический рост: дискуссии и политика

 

Рост и национальные приоритеты.

В центре внимания политиков и экономистов в 2006 году, как и в предыдущие годы, находились проблемы экономического роста. Однако в отличие от предыдущих лет вопрос удвоения ВВП хотя и не был снят с повестки дня, но перестал быть центральным.

Основной акцент в спорах все в большей степени смещался на вопросы качество роста, его механизмов и структурных приоритетов. И это совершенно естественно, поскольку сами по себе цифры экономического роста не могут дать нужного стратегического результата – обеспечить  социально-экономический прорыв в направлении современного постиндустриального общества.

Экономический рост – феномен очень сложный, он является результирующим показателем по отношению ко многим экономическим, политическим и социальным факторам. Было бы неверно искать пути решения задачи удвоения только в экономической сфере. Более того, можно утверждать, что в настоящее время мы живем в условиях «падающей производительности» экономических факторов роста. На передний план выдвигаются политические  и правовые факторы, то есть качество государственного управления, эффективность судебной и правоохранительной систем, способность государства обеспечить исполнение действующего законодательства. И это неудивительно: бизнес, чтобы быть конкурентоспособным, должен иметь возможность пользоваться общественными благами, предоставляемыми государством: и главное из этих благ – обеспечение исполнения контрактов. Если судебная и правоохранительная системы этого не делают, то все издержки по обеспечению исполнения контрактов ложатся на самих предпринимателей,  что значительно повышает их суммарные затраты и снижает конкурентоспособность.

В 2006 году расширилось понимание того, что экономический рост нужен стране не сам по себе и не любой ценой. Есть несколько обстоятельств, которые надо принимать  во внимание при выработке адекватной политики роста. Во-первых, высокие темпы роста нужны в долгосрочном  периоде, а не для отчета о деятельности в ближайшие два-три года. Во-вторых, высокие темпы осмысленны лишь тогда, когда они сопровождаются структурными сдвигами и, прежде всего диверсификацией экономики, ослаблением зависимости от топливно-энергетического комплекса, ускоренным развитием постиндустриальных секторов (высокотехнологичных услуг); более того, на определенных этапах прогрессивные структурные сдвиги могут сопровождаться снижением темпов роста. В-третьих, требуемые темпы роста должны обеспечивать сокращение разрыва между Россией и наиболее развитыми странами мира – они должны превышать  и среднемировые, и наиболее развитых стран. В-четвертых, это должен быть реальный рост, не фальсифицируемый в угоду политической конъюнктуре ради амбиций политических лидеров.

Ключевым фактором современного экономического роста, как свидетельствует опыт наиболее развитых стран, становятся инвестиции в человека, в развитие человеческого капитала. Они создают условия для быстрого устойчивого роста, для постоянной адаптации социально-экономической структуры к новым, непрогнозируемым поворотам научно-технического прогресса. Кроме того, инвестиции в человека формируют спрос во множестве сопредельных секторов, обусловливая тем самым значительный мультипликативный эффект.

В сентябре 2005 г. В. Путин предложил реализовать подобный подход в виде «национальных проектов», а фактически – национальных приоритетов развития страны. Речь идет о развитии образования, здравоохранения, жилищного строительства (внедрение ипотеки),  а также решении социальных проблем села. Определение названных сфер в качестве приоритетных фактически означает начало нового этапа в российской экономике и политике, этапа, который уже не связан с преодолением коммунистического наследия, а основывается на позитивной повестке дня, отражающей реалии современного мира.

Суть национальных проектов. Формирование современной, эффективной системы развития человека – актуальная проблема для всех развитых стран современного мира. Постиндустриальные  вызовы наряду с демографическими проблемами привели к кризису традиционного «государства всеобщего благосостояния» и поставили перед многими странами задачу глубокой трансформации социальной сферы.

Потому создание новой модели социальной политики не является специфической задачей стран  догоняющего развития, такая постановка характерна для всех развитых стран мира. В каждом из названных национальных проектов можно выделить две группы мер. С одной стороны,  направление дополнительных бюджетных ресурсов на повышение оплаты труда работников соответствующих отраслей и осуществление структурных реформ в соответствующих секторах – с другой. Две названные группы неотделимы  друг от друга: политически  опасно и экономически неэффективно решать одну задачу, игнорируя другую. Однако риски того, что события будут развиваться именно так, весьма существенны.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.