Меню
Поиск



рефераты скачать Экономика 34 вопроса

p>15. Государственное регулирование на микроуровне.

Рыночный механизм с высокой степенью эффективности решает проблему производства необходимых потребителям товаров и услуг, и не требует гос регулирования на микроуровне. Через рынок происходит стихийное приспособление объемов и структуры производства к объему и структуре общественных потребностей, распределение факторов производства между различными отраслями и предприятиями, т. е. решается вопрос, что и в каком количестве и как производить. В отличие от затратного, расточительного характера командно-административной системы, при которой гос регулирование осуществляется и на микроуровне. Гос регулирование на микроуровне влечет ряд негативных явлений, связанных с недостатками централизованного планирования. На практике такие предприятия работают по директивам, принятым каким-либо центром (федеральным или республиканским).
Функционируют такие предприятия по плану, спущенному сверху и зачастую с низкой эффективностью. Наиболее эффективной формой реализации собственности, в том числе и гос, является предпринимательский бизнес, как производственно-хозяйственная деятельность приносящая доход. Это обусловлено такими обстоятельствами:1) бизнес основан на экономической свободе хозяйствования субъектов в рамках действующего законодательства и направлен на получение максимального возможного дохода;2) каждый хозяйствующий субъект вступает в экономические связи с ему подобными бизнесменами, поэтому все экономические связи между бизнесменами являются взаимовыгодными и содержат в себе взаимную заинтересованность в их наилучшей реализации. Гос предприятие - обособленная хозяйственная единица, которая функционирует на основе общегосударственной собственности
(федеральной или субъектов федерации) или на основе собственности административно-территориальных единиц (гос коммунальное предприятие). Гос предприятие для своего существования должно иметь: самостоятельный баланс; расчетный счет и другие счета в банках; печать со своим наименованием; товарный знак (если выпускает продукцию). Гос предприятие может существовать в следующих формах: автономное предприятие; ассоциация - договорное объединение, созданное с целью координации хозяйственной деятельности; корпорация - договорное объединение, созданное на основе сочетания производственных, научных, коммерческих интересов с делегированием отдельных полномочий одному центру управления; консорциум - временное уставное объединение промышленного и банковского капитала для достижения общей цели; концерн — уставное объединение предприятий промышленности, транспорта, банков, торговли, научных учреждений на основе полной финансовой зависимости от одного или группы предпринимателей. Гос предприятие создается по решению собственника имущества или уполномоченного им органа. Функционируют на основе устава, который утверждается собственником при участии трудового коллектива. Гос предприятие хозяйствует на основе хозяйственного расчета. Хозрасчет как метод хозяйствования основан на следующих принципах:

- хозяйственная самостоятельность, то есть предприятие само авансирует деньги на средства производства и рабочую силу, рационально их использует, само решает вопрос о производственных товарах (или на основе государственного заказа);

- самоокупаемость, то есть за счет прибыли (выручки) покрывает свои затраты по производству и рассчитывается по налогам и кредитам;

- самофинансирование, то есть обеспечение за счет прибыли расширения, совершенствования производства и решение социальных вопросов;

- материальная заинтересованность предприятия в целом и каждого его члена; экономическая ответственность, то есть предприятие само расплачивается за убытки и за невыполнение обязательств и договоров с партнерами.

16. Госудаоство, его функции и роль в современной экономике.
В смешанной экон гос выполныет сочетание различных функций: распределительных, защитных, регулирующих, стабилизирующих, координирующих и контролирующих. 1.Распределительная ф-ция заключается в перераспределении части доходов в пользу малоимущих слоев населения и на расширение производства, осуществляется через госбюджет за счет: налогов (с больших доходов взимаются большие налоги); выплат (пособия, стипендии, льготы).
2.Аллокационная функция — перераспределение производственных ресурсов в интересах более прогрессивных отраслей пр-ва и военного произв.
3.Формирование конкурентной среды. Гос-во - ограничивает монополии с помощью антимонопольного законодательства, поддержка гос-ва малому и среднему бизнесу выражается в: налоговых льготах; льготном кредите; оказание тех. помощи. 4.Регулирование внешнеэкономической деятельности.
Помощь в завоевании внешнего рынка (протекционализм), для этого выделяется специальная форма кредита, гарантии иностранным покупателям и т.д. Прежде всего, гос-во стремится, чтобы валюта была конвертируемой и устойчивой. Гос- во накапливает резервную валюту и использует, стремиться к тому, чтобы торговый и платежный баланс были активными

Роль гос в совр экон в обеспечении мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, в целях стабилизации существующей соц-экон системы к изменяющимся условиям. Формы воздействия гос-ва на эк. процесс — к ним относятся правовое законодательство, госконтроль над биржами, аудиторская деятельность. Методами (способы) воздействия гос-ва на эк. процесс: прямые (оказывают непосредственное воздействие на какой-то рынок, отрасль и т.д.); косвенные оказывают воздействие на всю эк-ку. Косвенные методы: А).Фискальная политикой — это политика по регулированию с помощью налогов и расходов госбюджета. Б).Кредитно-денежное регулирование заключается в изменении ставки % ссудного капитала, регулировании денежного обращения.
Методы прямого регулирования пр-ва: прямая поддержка дотациями и инвестициями;финансирование эк. программ;финансирование соц. сферы;госзаказы на конкурентной основе.

17. АПК, его функционирование и тенденции развитие.
АПК - с/х производство + отрасли обслуживающие с/х производство.
Характеристика АПК Росс: происходит земельная реформа в с/х, земля бывших колхозов разделена на паи на всех членов, но процесс не завершен, Земельный кодекс не подписали, нормативное законодательство не урегулировано при продаже земли, кадастры земли не составлены. Основной фактор производства
АПК —«земля» является и предметом труда для с/х. Особенность его
—естественность происхождения зем. участков, их ограниченность и недостаточность, а потому существуют монополии собственника и монополии хозяйствующего субъекта на землю. Поскольку предложение земли ограничено, она приносит доход в форме земельной ренты. В большинстве стран мира основной массив земель находится в частной собственности, там хозяйствуют фермеры на собственных или арендованных землях. Аренда земли - форма землепользования, при которой собственник земли (арендатор) передает на определенный строк землю арендатору за определенную плату. Основные субъекты агр. отношений: 1.зем. собственники, сдающие зем. участки в аренду. 2. фермеры, ведущие хоз-во-ие на аренд. земле. 3. наемные работники. В хоз-вах, функционирующих на арендной земле с применением наемного труда вновь созданная стоимость распределяется между названными субъектами и выступает в форме зарплаты с/х -ых рабочих и земельной ренты.
Земельная рента бывает двух видов: дифференциальная и абсолютная: 1.
Причиной абсолютной ренты является частная собственность на землю.
2.Дифференц рента образуется на лучших зем. участках, обладающих более высоким плодородием и расположенных ближе к рынкам сбыта и за счет дополнительным вложением капитала (удобрение, орошение). Абс. рента и часть диф принимают форму арендной платы и присваиваются собственниками земли.
Часть диф. рента (от вложения капитала) до перезакл. договора аренды присваив арендаторами, после перезакл. договора —собственниками земли. Цена земли зависит от качества земли, расположения, уровня банковского %, спроса и предложения на землю). Цена земли = Рента/ Банковский % х 100. Общая тенденция — повышение цены земли. Проблемы с/х производителей: диспаритет цен на с/х продукцию и с/х технику, энергоресурсы, удоброения.
Современную проблему Р —эквивалентность обмена с/х на промышленную продукцию (разрыв в ценах растет) пытаются решить с помощью гос дотации с/х производителям.

19. Национальная экономика и общественное воспроизводство.
Под национальной экономикой понимают всю экон. систему отдельной страны с ее внутриотраслевой структурой, фирмами, предприятиями, семейными хоз-вами.
Все произв.-хоз. ячейки, все отрасли н/х прочно, устойчиво связаны между собой разделением труда и обменом. Основные составные части: производительные силы общества; технико-экономические отношения; социально- экономические отношения; хозяйственный механизм. Производительные силы и технико-экон отношения образуют технологический способ пр-ва. А технологический способ пр-ва вместе с соц.-экон. отношениями образует социальный или общественный способ пр-ва. Хозяйственный механизм - совокупность технико-экон., соц.-экон. отношений, юридических отношений в области хозяйства и гражданского права и экон. политики.
Воспроизводство —это процесс постоянного товторения и возобновления производства. В любом обществе процесс Восп включает в себя: 1. Восп материальных благ (средства груда в процессе производства изнашиваются, предметы груда потребляются, предметы потребления тоже потреб-пяются
—поэтому одна часть общественного продукта направляется на возобновление и расширение средств производства, другая — на восстановление потребленных предметов потребления); 2. Восп рабочей силы (чтобы работать работник должен постоянно восстанавливать свою способность к труду, Восп рабочей силы в широком смысле означает подготовку нового поколения работников, которые обладают профессиональными качествами); 3. Восп природных ресурсов и среды обитания (восстановление плодородия почвы, лесных массивов, поддержании чистоты воздуха и т.д.); 4. Восп отношений между людьми, возникающих в производстве, распределении.обмене и потреблении. Различают две формы восп: индивидуальное и общественное. Инд— это восп в масштабе отдельного предприятия, фирмы, домашнего хозяйства. Инд восп предполагает кругооборот и оборот фондов предприятий, которые проходят три стадии: 1) На деньги приобретают средства производства и рабочую силу), т.е. необходимые для процесса производства факторы производства. 2)На второй стадии происходит соединение факторов производства и осуществляется процесс производства, завершающийся созданием новых экономических благ, стоимость которых больше стоимости потребленных факторов производства на величину прибавочного продукта.3) На третьей стадии происходит реализация произведенных благ. Восп — непрерывно повторяющийся процесс. Фазы воспр 4: производство, распределение, обмен и потребление. Производст — фаза когда создается продукт. Распределение — фаза распределения результатов произво, ресурсов, или факторов производства. Обмен означает обмен деятельностью между людьми и эбмен продуктами. Потребление — использование продукта. Все фазы воспроизводства взаимосвязаны, взаимодействуют, находятся в единстве.
Определяющая роль в этом единстве принадлежит производству. Без производства немыслимы остальные фазы. В то же время распределение, обмен и потребление оказывают обратное воздействие на производство. Простое и расширенное воспр: при простом восп размеры произведенного продукта, а также его качество каждый год остаются неизменными,весь прибавочный продукт идет на личное потребление, неизменными остаются и факторы производства.
Расширенное восп-- размеры произведенного продукта и его качество возрастают. Изменяются и факторы производства. Источником расширенного воспроизводства является прибавочный продукт. Расширенное воспроизводство имеет два типа: экстенсивный и интенсивный. Первый осуществляется за счет вовлечения дополнительных трудовых и природных ресурсов, основных и оборотных фондов без изменения их технической основы. Второй предполагает совершенствование средств производства и их рост
Иногда в обществе имеет место убывающее воспр. Это происходит тогда, когда наблюдается снижение объемов производства вследствие стихийных бедствий, войн и разрушений, экологических кризисов. Общественное производство делится на: производство средств производства (1 подразделение) и производство предметов потребления (II подразделение). Необходимо соблюдение определенных пропорций между подразделениями и внутри этих подразделений. При простом восп:1) средства производства (продукция 1 подразделения) должны равняться фонду возмещения в обоих подразделениях; 2) предметы потребления (продукция II подразделения) должны равняться чистому продукту, созданному в обоих подразделениях; 3) чистый продукт, т.е. сумма необходимого и прибавочного продукта 1 подразделения, должен равняться фонду возмещения II подразделения. При расширенном восп: 1) продукт 1 подразделения должен быть больше суммы фондов возмещения в обоих подразделениях; 2) продукт II подразделения должен быть меньше чистого продукта, созданного в обоих подразделениях; 3) чистый продукт 1 подразделения должен быть больше фонда возмещения II подразделения.

20.Основные макроэкономические показатели и их измерение.
Экон теория и статистика в качестве макроэкономических показателей использует ряд показателей: экономический рост исходя из ВНП и ВВП, ВНП и
ВВП на душу населения, уровень жизни и инфляции, денежная масса, курс национальной валюты, дефицит платежного баланса. (см ниже)
21. Национальное счетоводство как инструмент регулирования макроэкономических процессов.
Система национальных счетов, которая принята в мировой практике, и переход к которой осуществляется в экономическом анализе и статистике России, позволяет применять статистическую информацию для сопоставления и оценки макроэкономических показателей состояния страны. Система национальных счетов утверждена ООН в1993г, (1-й вариант-68-й г.). Принципы Системы национальных счетов: 1.Валовый продукт и национальный доход страны производится как в сфере материального производства, так и сфере услуг, т. е. в сферу производства включается деятельность: — компаний и предприятий, производящих товары и услуги; — частных некорпорированных предприятий; — подсобных хозяйств; лиц свободных профессий (адвокатов, артистов, журналистов и др.); — работников сферы управления; — финансово - коммерческих организаций; — некоммерческих организаций (клубов, обществ, ассоциаций); — армии; наемной прислуги; — владельцев жилья, сдаваемого в аренду. 2.В создании стоимости товаров и услуг наряду и наравне с трудом принимают участие земля. капитал и предпринимательская деятельность, т. е. факторы производства. 3. Создаваемая прибыль, рассматривается не как результат только труда, а как результат совокупного использования этих факторов. Системы национальных счетов внедрена в российскую практику. ВВП используется как основной показатель экон состояния общества (ВНП- его модификация) — представляет собой добавленную стоимость всех конечных продуктов и услуг произведенных в течение года. Промежуточные продукты (их повторный счет) исключаются при подсчете ВВП (ВНП). ВВП (ВНП) по отраслям
(по производству) исчисляется как сумма добавленной стоимости всех отраслей национальной экономики, в том числе сферы услуг. ВВП (ВНП) по расходам определяется, как сумма конечных потребительских расходов на товары и услуги, государственных закупок товаров и услуг, валового накопления, сальдо экспорта и импорта. ВВП (ВНП) по доходам рассчитывается как сумма заработной платы наемных работников, прибыли фирм и корпораций, доходов некорпорированных предприятий, доходов самостоятельных работников, рентных платежей, процента и двух не связанных с доходами платежей: амортизации и косвенных налогов на бизнес. Из ВВП (ВНП) можно получить другие важные показатели: чистый национальный продукт (ЧНП) и национальный доход (НД).
ВНП - амортизация = ЧНП ЧНП - косвенные налоги = НД ВНП - сальдо платежного баланса = ВВП. Измерение экономического роста происходит двумя взаимно связанными способами. Первый из них характеризует уровень увеличения общего объема реального ВНП, ВВП или национального дохода за определенный период
(обычно год) в % и =(ВНП за прошлый год) / (ВНП за этот год) х 100%. Это дает преставление о темпах экономического развития страны в целом. Но этот показатель не дает представления о том, как такой рост отразился на жизненном уровне. Для этого используется другой способ измерения — определение уровня увеличения ВНП, ВВП или национального дохода на душу населения. Он показывает рост дохода страны с учетом числа их потребителей
Эти основные показатели необходимы для макроэкономического регулирования, которое позволяет: 1.стабилизировать инфляцию; 2.ускорить эконо рост; 3. решение крупных народохозяйственных проблем; 4.сохранить природные ресурсы;
5.поддержать оптимальные темпы производства товаров и услуг

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.