p> 6 Вексельная форма расчета. Вексель - это ценная бумага и одновременно
коммерческий кредит. Простой вексель - это обязательство векселедателя
уплатить по наступлению срока определенную сумму денег держателю векселя
через банк. Переводной вексель - когда вексель передается первым лицом,
имевшим на него право, другому лицу и тот обязан оплатить этот вексель. 7 Факторинг: осуществляется через посредническую организацию, обычно
тесно связанную с банком. Основная задача факторинга - ускорение расчетов.
Дело в том, что в условиях устоявшегося рынка широко проходят оплаты счетов
от 1 до 3 месяцев. Для ускорения платежа оговариваются скидки в цене, при
неоплате в срок взимается штраф. Суть факторинга состоит в том, что
посредник немедленно оплачивает поставщику по счету клиента. За эту услугу
поставщик платит посреднику определенный процент. Продавец заинтересован в
скорейшем получении средств по счету, так как он является покупателем
других материальных средств. В расчетах между предприятиями, находящихся в разных государствах, в
договоре отражается вид валюты и условия оплаты. В условиях инфляции происходит изменение цен, поэтому то что стоило
дешевле, стоит дороже. В этом случае разумно устанавливать расчетные цены. [pic] где Цр – цена расчетная; Цб – цена базовая; Ат – цена единицы материалов в текущем году; Аб – цена единицы материалов в базовом году; ( – удельный вес затрат материала в себестоимости продукции; Вб – стоимость единицы затрат труда в базовом году; Вт – стоимость единицы затрат труда в текущем году; ( – удельный вес затрат труда в себестоимости продукции; С – прочие затраты. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ. Построение управления основывается на выполнении определенных функкций: 1 законодательная функция (применение стратегических решений); 2 исполнительная функция; 3 контрольная функция. В своей эволюции задач управления американский экономист Ансофф
рассматривает 3 эпохи развития: 1) Эпоха массового производства. Главная задача — расширение масштабов производства стандартного продукта по самой низкой цене. Пути решения:
постоянство конструкции;
повышение эффективности производства за счет внутренних резервов;
невмешательство государства в предпринимательскую деятельность. 2) Эпоха массового сбыта. Наступает, когда спрос на основные потребительские товары близок к насыщению. Основная задача — производство продукции для удовлетворения спроса, т. е. переход от стандартной продукции к дифференцированной. Путь решения— продвижение моделей на рынок путем рекламы, упаковки, отделки, организации сбыта. Особенности:
определяющие условия производства диктуются извне;
удешевление не является самоцелью;
главная забота — репутация фирмы. 3) Постиндустриальная эпоха — эпоха наступившего благосостояния. Главная задача — обслуживание богатого потребителя через достижения научно-исследовательских, конструкторских разработок. Особенности: 7. общество нуждается в качественной продукции; 8. борьба за рынки сбыта обостряется. Общие тенденции проблем управления: темпы изменения внутренней и внешней среды предприятия будут высокими;
конкуренция будет все более безжалостной; понятие географической границы будет размываться; ускоряющиеся темпы технического прогресса приведут к возрастанию его роли
в конкурентной борьбе; возрастет роль квалификации как условия адаптации к окружающей среде;
роль управления сместится от контроля над людьми к возможности проявить
себя. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПО ПРЕОБРАЗОВАНИЮ РЕСУРСОВ Предприятие представляет собой систему по преобразованию ресурсов.
Особенности производственной системы: - изменчивость параметров системы и эластичность ее поведения - способность изменять свою структуру и формировать варианты поведения в изменяющейся обстановке - способность адаптироваться к изменяющейся обстановке - способность к формированию цели внутри системы - уникальность и непредсказуемость системы, благодаря наличию в ней человека. Согласно трудовой теории стоимости, прибыль которую включают в цену
продукции, получается из того, что затраченный труд больше, чем та часть,
которая выдана рабочему в качестве заработной платы. |Прибыль |
|плата за средства |плата за |плата за риск |
|производства |предпринимательство | | Предприятия работают ради получения прибыли. В начале 20 века
экономисты Дуглас и Кларк предложили математическую модель зависимости
объема производства от основных факторов производства. [pic] где: K – количество задействованного капитала; L – количество задействованного труда; (, ( - степенные показатели, показывающие, во сколько увеличится объем
продукции Q, если на 1% увеличится количество капитала или труда, оставляя
количество другого фактора фиксированным. Такая зависимость была основана на теоретической посылке, что в основе
цены любого фактора производства лежит так называемый предельный продукт.
Коэффициент A учитывает другие, кроме этих двух, факторы производства. Зависимость между K и L может быть выражена графически в виде
изокванты. Заработная плата + A + Прибыль = Добавленная стоимость Сегодня существует налог на добавленную стоимость (НДС) ОСНОВЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ. Основы хозяйственной деятельности в России определяются Гражданским
Кодексом, а также нормативными актами, вытекающими из кодекса. Предприятие самостоятельно решает, что производить, сколько, кому и как
реализовать, по какой цене, сколько иметь работающих, как их оплачивать,
как управлять предприятием, как распределять полученную прибыль и другие
вопросы. Предприятие обязано соблюдать определенные нормы поведения во
взаимоотношениях с собственником, государством, партнерами, работниками. Предприятие обязано вести бухучет, статистический учет в установленном
государством порядке. Оно несет ответственность за соблюдение договоров,
дисциплины. Оно обязано обеспечить своим работникам безопасные условия
труда. Государство через контрольные органы (налоговые инстанции,
антимонопольные комитеты и другие) имеет право контролировать исполнение
законов и государственных положений, памятуя о том, что у предприятий могут
быть коммерческие тайны, не подлежащие разглашению Наряду с правовыми нормами поведения предприятий в цивилизованном
обществе существуют общечеловеческие и этические нормы поведения. Правовые нормы: закон, подзаконные акты, хозяйственное право, решения
судов. Этические нормы: обычаи, права, мораль, культура, общепринятые правила
ведения бизнеса, профессиональная этика. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА Деятельность производства основывается на планах: стратегических,
текущих, оперативных, и их исполнении. Стратегическое планирование, в связи с важностью и долгосрочностью, для
предприятия имеет огромное значение и поэтому занимает особое место и
относится к высшему менеджменту. Инструментом стратегического планирования является анализ «разрывов»,
шансов и рисков (сильные и слабые стороны предприятия), анализ портфеля,
концепция жизненного цикла товаров. АНАЛИЗ РАЗРЫВОВ Сравнивается предположительно 3 сценария развития оборота продукции,
реализованной потребителям. Сценарий А: показывает, какого оборота можно достичь, если в
перспективе, в существующем процессе продаж ничего не менять. Сценарий Б: показывает какого оборота можно достичь при реализации
возможности проникнуть в другие рынки, уже более интенсивно существующие. Сценарий В: показывает какого оборота можно достичь, развивая новые
продукты и осваивая рынки. Разница между А и Б называется оперативным разрывом, между Б и В -
стратегическим разрывом. АНАЛИЗ ШАНСОВ И РИСКОВ. АНАЛИЗ ПОРТФЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ. |I. Звезды |III. Трудные |
| |дети |
|II. Дойные |IV. Собаки |
|коровы | | В этой схеме речь идет о комбинации «продукт - рынок». Все товары,
которые производит предприятие, вносят после их оценки в соответствующий
квадрат портфеля, при этом площадью круга вносимого квадрата показать долю
вносимого продукта. I. Особо успешные продукты, но им нужны деньги. II. Тоже успешные товары на устоявшемся рынке, зарабатывают больше, чем им нужно для развития. III. Не ясно, что из этих товаров получится, для внедрения на рынок им нужно больше денег, чем звездам. IV. Продукты, которые самоокупаются, не принося прибыли. КОНЦЕПЦИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРЕДПРИЯТИЯ. Надо проанализировать, на каком этапе находиться ваша продукция,
оценить спрос на нее, получаемую прибыль и расходы.
III – этап снижения (спад спроса);
II – рост спроса, рост прибыли;
I – расходы > прибыль.
Высокая доля может быть из-за: - Интенсивного роста спроса. - Монопольного положения на рынке. - Ввиду слабой конкуренции и в связи с тем, что вы являетесь лидером в издержках производства. Другой вариант портфельной модели (в виде таблицы)
|Характеристики |A |B |C |
|Степень инновации |0 |– |+ |
|Число возможных покупателей |– |+ |0 |
|Барьер вхождения на рынок |+ |0 |– | 0 – плохо, – - хорошо, + - очень хорошо В качестве инструментов оценки могут быть бальные оценки, позволяющие
перейти к числовым расчетам. ТЕКУЩЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Планирование производственной программы исходит из возможности сбыта
продукции.
Каждое предприятие находится под воздействием внешних и внутренних
факторов. Внешняя среда предприятия может воздействовать прямо или
косвенно. Внутренняя среда - это, прежде всего люди, иерархические и
межличностные отношения. В зависимости от характера реакции на воздействия
внешней среды можно выделить открытую и закрытую системы управления.
|I |III |
|II |IV |
При закрытой системе предприятие как бы абстрагируется от внешних
воздействий – решение проблем внутри связано с достижением успеха –
снижение себестоимости, повышение качества. При открытой системе – главная предпосылка успеха отыскивалась вне
предприятия. Успех обуславливался тем, насколько предприятие приспособится
к новым технологиям, политической и социальной обстановке, сумеет узнавать
назревающие проблемы и так далее. Из такого мышления вытекает ситуационный
подход. В этих условиях стабильность технологии, пунктуальность расхода
ресурсов уступает первенство маневру распределения ресурсов. Менеджеры
важнее технократов. Менеджер – это деловой человек, специалист, выявляющий потребности
рынка, формирующий спрос, ставящий задачи производства, проявляющий
гибкость, решительность. Технократы – технические специалисты, хорошо знающие как производить;
организующие порядок на производстве. Любое хозяйственное действие требует учета (учет – часть управления
предприятия; сущность его состоит в фиксации состояния предприятия, сборе и
накоплении сведений процесса – отражение этих сведений в учетных
документах). Различают 3 вида учета: - Оперативный - Бухгалтерский - Статистический
1. Оперативный учет служит для текущего планирования хода хозяйственной деятельности. Характерная черта – децентрализация. Охватывает те хозяйственные операции, которые не подлежат бух. Учету.
2. Бухгалтерский учет – основной вид, осуществляет отражение хозяйственных операций в денежном выражении. Характерная черта – обобщение счетов и двойная запись. Главная форма отчетности – баланс предприятия на определенную дату.
3. Статистический учет – совокупность составляемых по утвержденным формам документов, которые должны представляться в установленный срок в статистические органы. Статистические данные фиксируют и систематизируют показатели наиболее типичных массовых процессов и их изменение во времени. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. Актив – отражает состав и размещение средств. Пассив – источники
образования. Состав активов:
1. Текущие активы: - Денежные средства (счет в банке + касса предприятия) - Дебиторская задолжность (неоплаченная проданная продукция) - Запасы
2. Постоянные внеоборотные активы. Состав пассивов:
1. Текущие пассивы: - Краткосрочные кредиты - Кредиторская задолжность
2. Долгосрочные кредиты
3. Собственные средства. Текущие активы и пассивы находятся в непрерывном движении. Соотношение текущих активов и пассивов называется коэффициентом
покрытия. Выработаны определенные нормативы коэффициентов покрытия: Кпокр > 1,8 – дела отлично, Кпокр = 1,5…1,7 – хорошо, Кпокр = 1…1,5 –
удовлетворительно. Удельный вес собственных средств в текущих активах служит одним из
показателей финансовой устойчивости предприятия. Если > 40% - отлично,
20…40% - устойчиво, 0…20% - жить можно. Для правильного определения цели управления руководителям необходима
информация о состоянии внешней среды и внутренней обстановки предприятия.
Каждое предприятие выдает информацию для внутренних и внешних целей.
Информация имеет разный состав и разные объемы для начальников. Информация
используется для текущего управления и для стратегического планирования. Информация – ресурс, за который надо платить. Чтобы самим собрать
информацию, необходимо приобрести ее у специалистов. За ошибки приходится
расплачиваться прибылью, престижем, банкротством. Часто за ошибки одних
приходится расплачиваться другим. Управленческая информация должна быть краткой, точной, оперативной,
сопоставимой, непредвзятой, целенаправленной, адресной и рентабельной. ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ Уставной капитал предприятия создает материально-вещественную,
денежную, научно-техническую основу для начала деятельности предприятия.
Для дальнейшего нормального функционирования предприятия и его развития
дополнительно используются заемные средства, привлеченные средства и часть
получаемой прибыли. Та часть средств, за счет которой созданы или
приобретены орудия труда, которые используются в производстве многократно,
сохраняют свою внешнюю форму и переносят свою стоимость на изготовляемую
продукцию по частя называют основными средствами. Функцию содержания
основных средств называют основными фондами. К основным фондам относятся здания, сооружения, передаточные
устройства, машины и оборудование, транспортные средства, инструменты и
приспособления, хозяйственный инвентарь, производственный инвентарь и
прочее. Различают активную и пассивную часть Основных фондов. Активная часть
участвует в процессе производства, а пассивная создает условия для
производства. Существует порядок оценки основных фондов (3 метода оценки):
1. По первоначальной стоимости. Этот метод включает:
Сумму, выплачиваемую продавцу по договору на приобретение или по подряду на
изготовление;
Затраты на доставку и монтаж оборудования;
Всевозможные налоги, связанные с приобретением;
Затраты на посреднические организации.
2. По восстановительной стоимости (определение того, во что обходится данное оборудование сегодня). До недавнего времени переоценка производилась периодически, сегодня же предприятие производит переоценку обязательно по состоянию на 1 января;
3. По остаточной стоимости. Остаточная стоимость = первоначальная стоимость – износ. Наряду с материальной частью основных фондов существуют нематериальные
активы: лицензии, ноу-хау и т.д. Основные фонды также могут быть
производственными и непроизводственными. Предприятие в условиях рынка само является товаром, который может и
продаваться, и покупаться. Определение стоимости предприятия нужно при
создании совместного предприятия (определение пая) и для получения кредита.
Методы определения стоимости предприятия:
Реальная стоимость. Она включает стоимость основных фондов по бухучету и
оборотные средства предприятия, включая дебиторскую и кредиторскую
задолженность. Полученная сумма корректируется с учетом рыночных факторов;
Капитализированная стоимость. Она определяется на основе динамики прибыли
за прошлый период и ожидаемой прибыли;
Ликвидационная стоимость. Определяется при банкротстве предприятия, когда
оно продается по частям. В установившейся рыночной экономике о стоимости предприятия можно
судить на основе соотношения чистой прибыли к стоимости производственных
фондов. Роль государства при оценке предприятия – это: - Создание законодательной базы; - Создание информационной системы; - Контроль за деятельностью оценщиков. При оценке имущества в зависимости от цели могут быть разные подходы: 1. Если рассчитывать стоимость здания с целью его продажи, то чаще всего применяется сравнительный метод. 2. Если предприятию надо застраховать здания, то страховая компания потребует применить затратный метод. 3. Если здание покупается под организацию ресторана, то производится оценка на основе дохода, который можно получить (доходный метод).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|