Меню
Поиск



рефераты скачать Экономика промышленного предприятия

p> Это геометрическая прогрессия. Из арифметики известно, чему равна сумма членов геометрической прогрессии. Только в нашем случае первый член геометрической прогрессии и ее знаменатель равны: [pic] Преобразовав это выражение, получаем: [pic]

Арендная плата за n – лет при i – доходности, если взять исходную аренду > 1, то [pic]

Ani = первоначальная стоимость – остаточная стоимость ( дисконтный множитель, то есть[pic]

R – характеризует размер арендной платы, равномерной по годам, обеспечивающую желаемую доходность от сдачи оборудования в аренду.

Естественно, что норма доходности должно быть больше нормы амортизации.
Разность i и нормы амортизации характеризует реальную доходность арендной операции. Если условия выплат арендной платы иные, то расчеты усложняются, а суть остается той же.

Учет инфляции при аренде можно вести двумя методами:
1. Через рост арендной платы.
2. Через рост желаемой нормы прибыли.

Аренда может быть с выкупом по остаточной стоимости. Арендатор может рассчитывать, что выгоднее, купить оборудование если есть средства или купить оборудование, взяв кредит. В основе выгоды от аренды лежи доход от возможности производить, либо увеличение выпуска продукции.

Особой формой аренды является ЛИЗИНГ – это финансовая аренда.

Сущность лизинга: лизингодатель по заявке лизингополучателя производит или приобретает необходимое оборудование и передает его на долговременной основе на договоренный срок. В случае досрочного расторжения договора лизингополучатель должен вернуть оборудование и уплатить за весь срок указанный в договоре. Механизм лизинга может быть в 3-х видах:

Механизм №1 (нереальный)

Механизм №2

Механизм №3

Участвует банк как дополнительное звено для обеспечения дополнительного кредита.

Арендная плата по лизингу, как правило неравномерная по годам. Обычно начало выплат по договору начинался с момента освоения производством нового оборудования. Конец выплат часто предусматривает аукцион, т.е. продажа оборудования лизингополучателю по оговоренной заранее цене.

Лизинговые платежи могут быть:

- В денежной форме

- Компенсационной форме

- Смешанной.

Состав лизинговых платежей:

1. Амортизационные отчисления

2. Плата за кредит

3. Комиссионные выплаты за услугу

4. Плата за дополнительные условия.

Размер платежей может быть рассчитан с учетом позднего поступления платы и инфляции.
1) Лизинг – оперативный. Срок аренды меньше срока амортизации, следовательно оборудование возращается.
2) Лизинг с полной окупаемостью. В том числе путем ускоренной амортизации, т.е. в 1-е годы платим больший процент амортизации, а в n – год меньший.

Лизинг применяется тогда, когда:
1. Предприятие нуждается в оборудовании, а собственных средств нет;
2. Нет возможности у арендатора получить кредит в банке.

Выгоды от лизинга:
1. Лизингодатель вкладывает капитал в имущество, получая арендную плату;
2. Лизингополучатель имеет возможность совершенствовать и развивать производство без накопления капитала;
3. Завод – изготовитель не затоваривается.

СЕБЕСТОИМОСТЬ, ЦЕНА, ПРИБЫЛЬ

Существует магический круг зависимости цены, затрат, объема производства. Не существует формулы для нахождения правильных соотношений в этом круге, однако очень важно понять и количественно определить влияние этих показателей друг на друга. Поскольку рыночный процесс производства и реализации продукции протекает в условиях неопределенности, то соотношения этих тех величин могут быть неоднозначны. Неопределенность рыночной конъюнктуры проявляется в неопределенности реакции на изменение соответствующих составляющих магического круга.

Надо иметь в виду, что в зарубежной литературе одни и те же слова иногда имеют разный смысл. У нас обычно не различают понятия затраты, расходы, издержки. За рубежом под затратами понимают все ресурсы (земля, труд, капитал), потребленные в ходе хозяйственной деятельности; под расходами понимают потребляемые ресурсы, напрямую несвязанные с производством продукции (маркетинговые услуги, научные исследования).

Себестоимость отражает затраты и расходы, связанные с производством продукции. Себестоимость продукции может рассматриваться в вертикальном и в горизонтальном разрезах. В горизонтальном разрезе затраты включаются по экономическому содержанию. Под вертикальным понимается калькуляционный разрез.

Калькуляция — это представленный в табличной форме расчет издержек производства в денежном выражении, а также издержек сбыта на предприятии по каждой единице конкретного продукции, либо партии продукции. В калькуляции все элементы включаются согласно их назначению. Все расходы делятся на прямые и косвенные.

Прямые расходы (затраты) можно рассчитать на единицу продукции, не зная программы выпуска продукции. Косвенные затраты известны в общей сумме в расчете на год (месяц) или на общий срок работы. Одни косвенные затраты связаны каким-то образом с производством продукции, другие никакого прямого отношения к продукции не имеют. Такие расходы называются накладными расходами.

Для определения общей суммы косвенных затрат составляются сметы цеховых, общезаводских, коммерческих расходов по видам затрат и годовым суммам. Косвенные расходы разносятся на себестоимость конкретного изделия пропорционально чему-то.

СОСТАВ КАЛЬКУЛЯЦИИ

В каждой отрасли существует свой перечень статей калькуляции.
Перечень статей калькуляции, их состав и методы распределения по видам продукции, работ, услуг определяются отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) с учетом характера и структуры производства.

Рассмотрим калькуляционные статьи затрат, широко применяемые на заводах машиностроения.

1) Сырье и материалы за вычетом возвратных отходов;

2) Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги кооперированных предприятий;

3) Заработная плата основная производственных рабочих;

4) Заработная плата дополнительная производственных рабочих;

5) Отчисления на социальное страхование с заработной платы основной и дополнительной производственных рабочих;

6) Расходы на подготовку и освоение производства;

7) Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;

8) Цеховые расходы;

9) Общезаводские расходы;

10) Потери от брака;

11) Внепроизводственные расходы.

Первые восемь статей затрат образуют цеховую себестоимость. Цеховая себестоимость плюс общезаводские расходы и потери от брака составляют производственную себестоимость. Наконец, все 11 статей представляют собой полную себестоимость продукции.

К цеховым расходам относят:

1. Расходы на рационализацию и изобретательство, связанные с текущим совершенствованием технологий производства;
2. Расходы на ремонт зданий, сооружений и т.д.;
3. Расходы на создание нормальных условий труда и техники безопасности;
4. Платежи за предельно допустимые выбросы в атмосферу, воду и т. д.;
5. Содержание аппарата управления цеха;
6. Оплата услуг аудиторских и конституционных фирм;
7. Представительские расходы — оплаты проживания, питания и т.д. приезжающих чиновников;
8. Контрактные командировки;
9. Затраты на заседание правления АО или ревизионных комиссий правления;
10. Оплата учебных отпусков студентов-заочников.

Часть расходов, связанная с производством продукции, осуществляется из прибыли предприятия:
1. расходы, связанные с выпуском акций;
2. оплата процентов за долгосрочные кредиты коммерческих банков в части превышения процентной ставки над процентной ставкой ЦБ;
3. взносы на создание объединений, совместных предприятий;
4. выплаты вознаграждений в конце года;
5. дополнительные льготные выплаты пенсий.

Калькуляции бывают нормативные, плановые и фактические. Плановые предусматривают изменения в технике, организации, управлении производством.
Нормативная калькуляция: приезжают сотрудники, смотрят, сопоставляют, решают. Фактическая калькуляция — то, что получается вместе с простоями.

Причины отклонения нормативных и плановых величин:

изменение внешних условий (поставщик сырья изменил его стоимость, забастовки на железных дорогах и т. д.); внутренние изменения на предприятии (аварийный ремонт).

Большое влияние на величину затрат оказывает объем производства. Все затраты делятся на условно-постоянные и условно-пропорциональные
(переменные). Условно-постоянные не зависят от объема производства, условно- переменные же наоборот.

Удельные затраты приводят к тому, что на графике все будет наоборот.
Все производство связано с получением прибыли, которая связана с реализацией.

А - точка безубыточной работы (затраты = выручка)

Совместив график затрат с графиком выручки, получили точку А, т.е. минимальный размер реализации продукции, обеспечивающий бесприбыльную и безубыточную работу предприятия.

В точке А: затраты=выручка (З=В); где З=Зпост + Зуд(N,

В=Ц(N, где Ц - цена единицы продукции;
N - объем продукции.
Зпост + Зуд(N = C(N, отсюда
N = Зпост/Зуд - Зуд, (N соответствует точке безубыточной работы)
Ц’ - З’ = удельная маржинальная прибыль.

Поскольку калькуляция продукции для внешних потребителей часто не нужна, а иногда может представлять собой коммерческую тайну, то распределение косвенных (постоянных затрат) по какому-то условному принципу теряет смысл. На этой основе за рубежом появилась система бухгалтерского и производственного учета – «директ-костинг»

А - точка безубыточной работы.

В этой системе сумма желаемой прибыли и постоянных затрат называется маржинальной прибылью.

Какова цель введения понятия маржинальной прибыли:

1) позволяет сосредоточить внимание на необходимости сведения до минимума накладных (постоянных расходов);

2) не надо условно распределять накладные и косвенные расходы, и получать условную себестоимость;

3) позволяет выбрать лучший из альтернативных вариантов производства и реализации продукции без детального расчета себестоимости (не занимаясь постоянными затратами0;

4) при неопределенной рыночной контъюктуре можно довольно быстро рассчитать несколько сценариев: - оптимистический, пессимистический, более реальный, (исходя из принципа, что будет, если);

5) можно определить объем продаж, необходимый для безубыточной работы предприятия при изменении одного из параметров;

6) позволяет по новому построить отношения между производственными подразделениями предприятия;

7) позволяет при многономенклатурном производстве и рыночном ценообразовании определить вклад каждого вида продукции в покрытие постоянных затрат и, соответственно, принимать решения обассортиментном сдвиге производства и реализации продукции.

Таблица - Использование маржинальной прибыли для определения объема продаж на однономенклатурном производстве
|№ |Показатель |Единицы |Варианты |
| | |измерения | |
| | | |1 |2 |3 |4 |
|1 |Предполагаемая продажная |руб. за шт. |30 |52 |75 |100 |
| |цена | | | | | |
|2 |Предполагаемый объем |шт. |1500 |1000 |400 |150 |
| |продаж по этой цене | | | | | |
|3 |Прямые (пропорциональные) |руб. |19,61 |19,61 |19,61 |19,61 |
| |затраты на единицу | | | | | |
| |продукции | | | | | |
|4 |Маржинальная прибыль на |руб. |10,39 |32,39 |55,29 |80,39 |
| |единицу продукции (1-3) | | | | | |
|5 |Маржинальная прибыль на |тыс. руб. |15,558|32,390|22,158|12,059|
| |всю продукцию(4*2) | | | | | |

1) Первая и вторая строка получены в результате маркетингового исследования рынка, в них отражется принципиальная рыночная закономерность - чем выше цена, тем меньше объем продаж;

2) мы не занимались постоянными издержками;

3) Из таблицы видно, что максимальная маржинальная прибыльна всю продукцию при неизменных постоянных расходов - во втором варианте, а значит и фактическая прибыль наибольшая во втором варианте. Если продукт не производит положительного вклада или вклад минимальный как у продукции с, то надо продавать его по возможности дороже, внеся изменения или прекратить производство. Каждая дополнительно произведенная продукция ведет к недополучению прибыли. В порядке исключения предприятие может производить нерентабельную продукцию, если

1. оно ставит перед собой задачу проникнуть на рынок; для создания имиджа; в экономических целях (расходы, приходившееся на нерентабельную продукцию придется перенсти на остальную продукцию, которая затем может стать тоже нерентабельной).

При сметном разрезе все элементы себестоимости включаются в экономическое содержание затрат.

Таблица 2 Использование маржинальной прибыли в многономенклатурном производстве
|№ |Показатель |Единицы |Варианты |Сумма |
| | |измерения | | |
| | | |a |b |c | |
|1 |Цена одного изделия |руб. |13 |10 |10 |- |
|2 |Предполагаемый объем |шт. |2500 |10000 |250 |- |
| |продаж | | | | | |
|3 |Будет получено выручки |руб. |32500 |100000 |25000|157000 |
|4 |Суммарные переменные |тыс.руб. |17 |49 |22 |88 |
| |издержки | | | | | |
|5 |Вклад в покрытие |руб. |15500 |51000 |3000 |74500 |
| |постоянных затрат (3-4)| | | | | |
|6 |Суммарные постоянные |руб. |- |- |- |45000 |
| |затраты | | | | | |
|7 |Прибыль реальная (5-6) |руб. |- |- |- |24500 |

Структура сметы затрат:

1) материальные затраты: сырье, материалы, основные и вспомогательные полуфабрикаты и комплектные изделия, топливо, энергия со стороны, износ быстро изнашивающихся предметов;

2) затраты на оплату труда: зар. плата, премии, стимулирующие и компенсирующие выплаты, стоимость продукции в порядке натуральной оплаты.
(Затраты, выданные за счет прибыли сюда не включаются;

3) отчисления на социальные нужды: пенсионный фонд - около 25%, фонд социального страхования - 5,4%, фонд занятости населения - 1,5%, фонд обязательного медицинского страхования - 3,6%;

3) амортизация основных фондов;

3) прочие затраты (командировочные расходы, страхование имущества и т.д.)

Отличие сметного раздела от калькуляционного: в калькуляции статьи затрат группируются по назначению, в смете — по экономическому содержанию.
К тому же затраты конечны для предприятия, то есть не раскладываются на составные элементы

В российской практике принято при многономенклатурном производстве применять при планировании анализа себестоимости показатель затраты на 1 рубль товарной продукции.

При оценке себестоимости продукции и перспектив ее снижения нельзя не учитывать период ее жизненного цикла.

Надо помнить, что экономия затрат на производственной стадии может дорого обойтись при производстве продукции.

Себестоимость продукции характеризуется ресурсоемкостью, то есть процессом использования ресурсов, за которые надо платить.

Пути снижения себестоимости:

. правильный выбор поставщиков материальных ресурсов;

. увеличение производительности труда и на этой основе снижение затрат на единицу продукции;

. улучшение использования материалов;

. внедрение новых технологий, которые позволяют экономить материальные затраты и трудовые затраты;

. применение более производительного оборудования;

. снижение непроизводственных затрат.

Снижение себестоимости при постоянстве рыночных цен позволяет получить больше прибыли или увеличить сбыт за счет уменьшения цены.

Структура себестоимости продукции зависит от отраслевой принадлежности, характера продукции, запросов покупателей и т.д.

|Затраты |Промышленность |Машиностроение |Легкая |
| | | |промышленность |
|Сырье и материалы |63,3% |57% |855 |
|Зар. плата |14,1% |21,7% |8,4% |
|Амортизация |8,5% |7,83% |2% |
|Топливо, энергия |6,8% |3,2% |2,7% |

Стратегия снижения затрат

С тактической позиции снижение издержек преследует цель получения дольше прибыли в краткосрочном периоде. Со стратегических позиций — получение конкретных преимуществ в перспективе.

Когда ценовая конкуренция является главной движущей силой, конкуренты терпят убытки и уступают определенные сегменты рынка победителю, который может занять положение отраслевого лидера.

Предприятие-лидер имеет возможность устанавливать нижний уровень цены по отрасли, используя ценовые преимущества, получать больше прибыли.

Стремление добиться низкостоимостного производства может быть реализовано в виде сильной стратегии, если:

. спрос эластичен по цене;

. на предприятии этой отрасли производится стандартизированная продукция широкого потребления;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.