Всемирная Торговая Организация
Содержание
История
Цели и задачи
Краткие сведения
Структура
Проблемы вступления России в ВТО
Выгоды ВТО
Литература
История создания
На данный момент для устойчивого и успешного развития
экономики Российской Федерации просто необходимо наладить свои торговые отношения
со странами ближнего и дальнего зарубежья. Вырваться на Всемирный Торговый
рынок для России будет очень большим достижением, так как ВТО несет очень много
позитивных моментов для экономики страны в целом. Именно на эту проблему
уделяется на данный момент очень большое внимаение.
Всемирная торговая организация (ВТО) была основана в 1995
году. Она является продолжателем Генерального соглашения о тарифах и торговле
(ГАТТ), заключенного сразу после Второй мировой войны. В 1998 году в Женеве
отмечался золотой юбилей ГАТТ. Эта система, призванная регулировать мировую
торговлю через механизм сдерживания односторонних действий, просуществовала
почти 50 лет и доказала свою действенность в качестве правовой основы
многостороннего товарообмена. Годы после Второй мировой войны были отмечены
исключительным ростом мировой торговли. Рост экспорта товаров составлял в
среднем 6% в год. Общий объем торговли в 1997 году превзошел в 14 раз уровень
1950 года. Система развивалась в процессе проведения в рамках ГАТТ серий торговых
переговоров (раундов). На первых раундах в основном обсуждались вопросы сокращения
тарифов, но позднее переговоры охватили другие области, такие как антидемпинг и
нетарифные меры. Последний раунд – 1986-1994гг., т.н. “Уругвайский раунд”, -
привел к созданию ВТО, которая значительно расширила сферу действия ГАТТ,
распространив ее на торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной
собственности. Таким образом, механизм ГАТТ был усовершенствован и адаптирован
к современному этапу развития торговли. Кроме того, система ГАТТ, фактически
будучи международной организацией, формально таковой не являлась.
Цели и задачи ВТО
Членами Всемирной торговой организации являются уже 148 стран
мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что
практически всякое государство, претендующее на создание современной,
эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится
стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением. Участие в ВТО
дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом
смысле целью присоединения к ВТО.
Задача ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших
условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения
преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия
внутренних рынков. Как сказал в одном из интервью министр экономического
развития и торговли Герман Греф, баланс прав и обязательств России при
вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот.
Краткие сведения
Место расположения: Женева, Швейцария Основана: 1 января 1995 г.Создана:
по результатам переговоров Уругвайского раунда (1986-94)Членство: 148
стран (по состоянию на февраль 2005 г.) Бюджет: 169 млн.швейцарских
франков на 2005 г. (примерно 130 млн.долл США) Штат Секретариата: 500
сотрудников Глава: генеральный директор
ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников
Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних
торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом
современной международной торговли.
Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание
постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих
влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля за реализацией
соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом
так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром
торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав
интеллектуальной собственности) и имеет гораздо большие полномочия в связи с
совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами
организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения
торговых споров.
С 1947 г. обсуждение глобальных проблем либерализации и
перспектив развития мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых
переговоров (МТП) под эгидой ГАТТ. К настоящему времени проведено 8 раундов
МТП, включая Уругвайский, и продолжается девятый. Главная цель ВТО состоит в
дальнейшей либерализация мировой торговли и обеспечении справедливых условий
конкуренции.
Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются:
- взаимное предоставление режима наибольшего
благоприятствования (РНБ) в торговле; - взаимное предоставление национального
режима (НР) товарам и услугам иностранного происхождения; - регулирование
торговли преимущественно тарифными методами; - отказ от использования
количественных и иных ограничений; - транспарентность торговой политики; -
разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д.
Важнейшими функциями ВТО являются: контроль за выполнением
соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; проведение
многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными
странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой
политики стран-членов; техническое содействие развивающимся государствам по
вопросам, касающимся компетенции ВТО; сотрудничество с международными
специализированными организациями.
Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать
следующим образом:
- получение более благоприятных условий доступа на мировые
рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития
торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их
внешнеэкономической политики;
- устранение дискриминации в торговле путем доступа к
механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных
интересов в случае, если они ущемляются партнерами;
- возможность реализации своих текущих и стратегических
торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке
новых правил международной торговли.
Все страны-члены ВТО принимают обязательства по выполнению
основных соглашений и юридических документов, объединенных термином
"Многосторонние торговые соглашения" (МТС). Таким образом, с правовой
точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний
контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно
97% всей мировой торговли товарами и услугами.
Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет по
совокупности более 50 МТС и других правовых документов, основными из которых
являются Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые к нему МТС:
ВТО – это и организация, и одновременно комплекс правовых
документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и
обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами.
Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле товарами
(ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле
услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной
собственности (ТРИПС). Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всех
стран-участниц.
"Главные задачи ВТО - либерализация международной
торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование
экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей.
Страны-члены ВТО, которых на май 2005 г. насчитывалось 148, решают эти задачи
путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых
переговоров, урегулирования торговых в соответствии с механизмом ВТО, а также
оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной
экономической политики государств".
Решения
принимаются всеми государствами-участниками обычно методом консенсуса,
что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО.
Принятие решения большинством голосов тоже возможно, но в ВТО такой практики
пока не было; в рамках работы предшественника ВТО, ГАТТ, такие единичные случаи
имели место. Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция,
которая собирается как минимум один раз в два года. Первая конференция в
Сингапуре в декабре 1996 г. подтвердила курс стран-участниц на либерализацию
торговли и добавила к существующей организационной структуре ВТО три новые
рабочие группы, занимающиеся вопросами соотношения между торговлей и инвестициями,
взаимодействия между торговлей и политикой конкуренции, а также прозрачностью в
области государственных закупок. Вторая конференция, проведенная в 1998 г. в
Женеве, была посвящена 50-летию ГАТТ\ВТО; кроме того, на ней члены ВТО
договорились об изучении вопросов мировой электронной торговли. Третья
конференция, которая была созвана в декабре 1999 года в Сиэтле (США) и должна
была принять решение о начале нового раунда торговых переговоров, закончилась
фактически безрезультатно. Очередная Министерская конференция должна состояться
в ноябре 2001 года в Дохе (Катар).
В подчинении Министерской конференции находится Генеральный
совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько
раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно
послов и глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также
находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению
споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и
развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам
и административным вопросам. Генеральный совет делегирует функции трем
советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле
товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым
аспектам прав интеллектуальной собственности.
Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит
деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за
соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли
товарами.
Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением
соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми
услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.
Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной
собственности,
помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения
(ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов,
связанных с международной торговлей поддельными товарами.
Многочисленные специализированные комитеты и рабочие группы
занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких
областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура
присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения.
Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных
сотрудников; его возглавляет генеральный директор. Секретариат ВТО, в отличие
от подобных органов других международных организаций, не принимает решений, так
как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности
Секретариата – обеспечивать техническую поддержку различным советам и
комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие
развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения
ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также
обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и
консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО. На сегодняшний
день таких стран насчитывается более
двадцати.
Основные этапы переговоров по присоединению России к ВТО
В соответствии с установленной процедурой, переговоры о присоединении
России к Всемирной торговой организации (ВТО) проходят в рамках специальной
Рабочей группы (РГ), состоящей из стран-членов ВТО.Круг ведения российской
Рабочей группы является стандартным для всех присоединяющихся стран и
сформулирован следующим образом:
"Изучить заявку Правительства Российской Федерации о
присоединении к Всемирной торговой организации на основании Статьи XII и
представить Генеральному Совету рекомендации, которые могут включать проект
Протокола о присоединении".
Первое заседание Рабочей группы по присоединению России к ВТО прошло
в Женеве 17-19 июля 1995г. Оно проходило на основе "Меморандума о
внешнеторговом режиме", который был представлен Россией в марте 1994г.
(документ L/7410), и письменных ответов на вопросы, заданные странами-членами
по Меморандуму. В ходе первой сессии члены российской делегации ответили на
новые вопросы стран-членов и представили другую дополнительную информацию по т.
н. "традиционным" сферам ГАТТ (торговля товарами).
В сентябре 1995 г. состоялось заседание Правительства
Российской Федерации по вопросу о ходе переговорного процесса по присоединению
России к ГАТТ/ВТО. По итогам состоявшегося обсуждения были приняты решения по
обеспечению дальнейшего проведения переговорного процесса по присоединению
России к ВТО.
Второе заседание Рабочей группы по присоединению России к ВТО
состоялось 4-6 декабря 1995 г. К этому заседанию российская сторона представила
дополнения к Меморандуму, охватывающие т.н. "новые" сферы вопросы
торговли услугами, вопросы прав интеллектуальной собственности, меры
инвестиционной политики, а также ответы на 495 дополнительных вопросов
стран-членов.
Второе заседание было в основном посвящено завершению
рассмотрения Меморандума. Кроме того, было начато обсуждение вновь
представленных документов, дополнений к Меморандуму по "новым" сферам
Третье заседание Рабочей группы состоялось 28-31 мая 1996 г. Оно
было посвящено предметному обсуждению российских документов по проблематике
"новых" сфер, а именно услуг, вопросов охраны интеллектуальной собственности
и инвестиционных мер, связанных с торговлей, а также 394 ответов на
дополнительные вопросы стран-членов.
По итогам третьего заседания Рабочей группой было принято
решение о завершении в первом чтении российского Меморандума о внешнеторговом
режиме и о переходе к обсуждению отдельных вопросов, требующих, по мнению
членов Рабочей группы, дополнительного рассмотрения. В качестве таких вопросов
на четвертое заседание были выделены вопросы нетарифного регулирования,
таможенной оценки, сельского хозяйства и обзор развития законодательства в
области экономики и торговли.
Четвертое заседание Рабочей группы состоялось 15-16 октября 1996 г. На
открытом заседании 15 октября были детально обсуждены вопросы нетарифного
регулирования, таможенной оценки и обзор развития законодательства. 16 октября
в рамках неформального заседания были рассмотрены проблемы российского
сельского хозяйства в контексте переговоров о присоединении
По итогам четвертого заседания Секретариат ВТО по поручению
Рабочей группы подготовил неофициальную памятную записку с кратким изложением
прошедших обсуждений ("Aide-Memoire").
На пятое заседание Рабочей группы, которое прошло 15-16 апреля 1997 г,
были вынесены вопросы государственной торговли, торговых аспектов прав
интеллектуальной собственности. Кроме того, было продолжено обсуждения вопросов
сельского хозяйства (как и на предыдущем заседании, в неофициальном
формате).Состоялся также обзор состояния двусторонних консультаций
В период проведения пятого заседания Рабочей группы были
также проведены двусторонние консультации с США, ЕС, Японией, Швейцарией,
Норвегией, Польшей, Таиландом, Южной Кореей, Мексикой.
По итогам пятого заседания Рабочей группы Секретариат ВТО
также подготовил соответствующую памятную записку ("Aide-Memoire").
Данные документы затем будут использованы при подготовке проекта Протокола о
присоединении.
На шестое заседание Рабочей группы, которое прошло 22-23 июля 1997 г. в
неофициальном формате, были вынесены вопросы обзора развития российского
законодательства, включая законодательство в области правительственных закупок,
технических барьеров в торговле, санитарных и фитосанитарных норм и сельского
хозяйства. Кроме того, была проведена целая серия двусторонних консультаций с
заинтересованными странами по пунктам повестки дня. По итогам заседания
Секретариатом также была подготовлена памятная записка в отношении проблематики
технических барьеров в торговле и санитарных и фитосанитарных норм.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|