p> Меру сочетания импортозамещающей и
экспортоориентированной стратегий государственным
органам предстоит определить при разработке
структурной и промышленной политики на начало XXI
века. Не определив их, государство рискует
законсервировать стагнацию в экономике при отсутствии
качественных сдвигов в ней. Опыт последних лет
показывает, что неясность представлений об основных
направлениях структурной перестройки народного
хозяйства и средствах ее обеспечения, слепая вера во
всесилие рынка, проявлявшиеся в действиях российских
экономических ведомств в течение последних лет,
привели, наряду с другими причинами, к серьезным
негативным последствиям. В их числе утеря заметной
части научно-технического потенциала, утяжеление
структуры промышленности за счет добывающих отраслей,
сдача российскими производителями своих позиций
иностранным конкурентам на внутреннем и внешним рынках
и некоторые другие. Представляется, что выбор
приоритетов экономической политики государства должен
быть результатом анализа возможностей народного
хозяйства и тенденций мирового развития. Проведение государством экономической политики,
способствующей росту и повышению конкурентоспособности
отечественного производства, - необходимое, но не
достаточное условие утверждения прочных позиций страны
на мировом рынке готовой продукции: в конкурентной
борьбе сталкиваются не столько страны в целом, сколько
их конкретные предприятия и фирмы. Поэтому
направляющее и поддерживающее воздействие государства
может дать нужный результат лишь при условии
ориентации отечественных предпринимательских кругов на
укрепление и создание эффективных и
высокотехнологичных производств, обеспечивающих новый
уровень конкурентоспособности, на осуществление
инвестиций и инноваций. Именно от деятельности
отечественного бизнеса в первую очередь будут зависеть
успех или неуспех привлечения иностранного капитала к
техническому перевооружению промышленности, освоение
прогрессивных технологий, внедрение современного опыта
управления. Соответственно, и обновление
внешнеэкономической специализации России в конечном
счете будет связано со способностью отечественных
деловых кругов выбирать оптимальную стратегию развития
своей фирмы, организовывать маркетинг, тесное
взаимодействие с клиентами, мобилизовывать такие
необходимые в условиях конкуренции факторы, как
капитал, ресурсы, квалифицированный персонал,
информация и другие. Следовательно, только согласованные усилия
государства и предпринимательских кругов, как
показывает опыт других стран, могут привести к
желаемым результатам: улучшению пропорций
осуществляемого страной внешнеэкономического обмена,
укреплению позиций России на мировых рынках. Открытость экономики и экономическая безопасность Россия в сравнительно короткие сроки вышла на
достаточно высокий уровень открытости. В настоящее
время она направляет на цели международного обмена
более пятой части ВВП и по этому показателю находится
в одном ряду с такими странами, как Германия, Италия,
Великобритания и другие. Торговый и валютный режимы
страны за последние годы заметно либерализованы.
Государство отказалось от монополии на внешнеторговые
операции и регулирует трансграничные потоки товаров и
услуг с помощью общепринятых мировым сообществом
инструментов. Введена внутренняя и внешняя обратимость
национальной валюты по текущим операциям: и резиденты,
и нерезиденты могут свободно обменивать в рамках таких
операций российские рубли на иностранную валюту и
наоборот: Иностранные инвесторы допущены на финансовый
и фондовый рынки России, к участию в приватизационных
конкурсах. Открыв свою недостаточно конкурентоспособную
экономику, Россия объективно оказалась не в состоянии
воспользоваться в полной мере преимуществами открытого
развития. Переход к открытости, обеспечив поддержание
шаткого равновесия в экономике, в то же время породил
новые проблемы в производстве, кредитно-денежной
сфере, финансах и других секторах хозяйства, которые,
несомненно, осложнили экономическое развитие страны и
ее взаимодействие с внешним миром. В связи со всем
этим многие экономисты оценивают уровень открытости
отечественной экономики как чрезмерный. Вместе с тем, при всех негативных последствиях
открытия неподготовленной к состязательности с
иностранными конкурентами экономики стало очевидным,
что уменьшение степени включенности страны в мировое
хозяйство на нынешнем этапе может обернуться для нее
дополнительным ущербом. Обострение финансового кризиса
в России осенью 1998 г. имело своим следствием резкое
сокращение импорта и объемов иностранных инвестиций,
заметное удорожание импортной продукции и последующий
рост цен на товары отечественного производства. Это
дестабилизировало ситуацию по существу во всех
отраслях и секторах отечественного народного
хозяйства, в каждом из регионов страны. Оказалось, что
изоляция от мирового хозяйства, даже частичная, не
снимает угроз экономическому развитию, а, напротив,
осложняет его. Таким образом, на пороге XXI века Россия
сталкивается с проблемой обеспечения своей
экономической безопасности в условиях возросшей
открытости отечественной экономики. Поддержание
необходимого уровня экономической безопасности
становится одной из стратегических задач российской
внешнеэкономической политики. Под экономической безопасностью принято понимать
такое состояние экономики и системы государственного
управления, при котором обеспечиваются гарантированная
защита национальных интересов, социальная
направленность политики, достаточный оборонный
потенциал даже при неблагоприятных условиях развития
внутренних и внешних процессов. Сущность экономической
безопасности находит свое выражение в системе
соответствующих критериев и показателей - индикаторов
экономической безопасности, имеющих определенные
пороговые значения. Пороговые значения - это
предельные величины показателей, при выходе, за
которые возникают препятствия нормальному ходу
развития различных элементов воспроизводства,
складываются негативные, разрушительные тенденции,
наносящие ущерб обществу и среде обитания, ведущие к
росту социальной напряженности и другим нежелательным
последствиям. В число индикаторов экономической
безопасности в сфере взаимодействия с внешним миром
отнесены такие показатели, как доля импорта в
потреблении населения (пороговое значение - 30%),
коэффициент обслуживания внешнего долга (25%),
величина золотовалютных резервов (не менее стоимости
квартального импорта) и некоторые другие. Отечественная наука и практика в настоящее время
выделяют следующие ключевые угрозы экономической
безопасности, проявляющиеся в сфере
внешнеэкономических связей: тенденцию к превращению
России в топливно-сырьевую периферию развитых стран;
усиление импортной зависимости; утечку из страны
валютных ресурсов; рост государственного внешнего
долга; чрезмерную открытость экономики. На наш взгляд не все эти явления можно с полным
основанием считать угрозами экономической
безопасности: не каждое из них препятствует
нормальному процессу воспроизводства и подрывает тем
самым социальную стабильность в обществе, надлежащий
уровень обороноспособности страны. Так, если отбросить
соображения престижа, следует признать, что включение
России в мировую экономику в качестве поставщика сырья
имеет своим результатом отнюдь не возникновение
труднопреодолимых преград на пути развития народного
хозяйства, а главным образом невысокую эффективность
осуществляемого страной внешнеторгового обмена.
Конечно, такая модель взаимодействия с внешним миром
не позволяет добиться ускорения экономического роста.
Но она, как представляется, не является для экономики
источником повышенной опасности, чреватой взрывом в
воспроизводственном процессе. Постановка вопроса о чрезмерной открытости
российской экономики, которая по существу
подразумевает необходимость снижения степени
открытости, по меньшей мере дискуссионна. Россия вряд ли выиграет от сокращения
внешнеторговой квоты: экспортеры потеряют часть рынков
сбыта, на которые ориентировано их производство в
настоящее время, и будут вынуждены снизить степень
загрузки мощностей и занятости персонала; одновременно
с уменьшением экспортной выручки сократятся
возможности приобретения за рубежом продукции
инвестиционного назначения, необходимой для
модернизации производства, и товаров, не производимых
в стране, включая медикаменты и продукты питания
(кофе, чай, цитрусовые и т.д.); возникнут
дополнительные трудности в обслуживании внешнего долга
и функционировании внутреннего валютного рынка.
Необходимость делиберализации торгового и валютного
режимов также вызывает определенные сомнения. В
настоящее время, например, планка тарифных ограничений
импорта, применяемых Россией, заметно выше, чем у
промышленно развитых стран. Средневзвешенная ставка
отечественного тарифа находится на уровне 13%, в
упомянутых странах - примерно 6%. В отношении
импортных товаров действуют те же ставки налогов (НДС
и акциза), что и в отношении отечественных. Вместе с
тем, нельзя не признать, что Россия, в отличие от
других участников международной торговли, в очень
незначительных масштабах применяет нетарифные
ограничения (лицензирование, квотирование и
«технические барьеры» в торговле), которые являются
весьма эффективным средством защиты национальных
производителей и внутреннего рынка. Возможность
использования таких средств закреплена нормами
российского законодательства, и включение этих
регуляторов могло бы сыграть положительную роль в
сдерживании экспансии импортных товаров,
предотвращении наполнения внутреннего рынка
некачественной зарубежной продукцией. Иными словами, суть проблемы заключается не
столько в том, что внешнеэкономическая деятельность
слишком либерализована, сколько в том, что
государство, перейдя от командного управления к
регулированию, пока не освоило в надлежащей мере новых
функций и не использует всех принятых в мировой
практике форм и методов протекционистской защиты своей
экономики. Следовательно, более корректным было бы
ставить вопрос не об угрозе экономической безопасности
в связи с "чрезмерной" открытостью экономики, а об
отсутствии в арсенале средств государственного
регулирования внешнеэкономических связей действенных
инструментов защиты различных секторов отечественного
народного хозяйства в условиях формирования открытой
рыночной экономики. Другими словами, «чрезмерная»
открытость - это не собственно угроза, это -
недостаточность действующих методов регулирования для
отражения реально существующих угроз. Из всего этого вытекает, что в предстоящие годы
было бы необходимым «построить» механизм
внешнеэкономического регулирования и несколько усилить
протекционистские акценты во внешнеэкономической
политике. Степень импортной зависимости России. Специалисты
считают, что превышение 30 процентного уровня доли импорта в объеме ресурсов
внутреннего потребительского рынка ставит под вопрос
независимость страны. В России на протяжении последних
лет розничный товарооборот во все возрастающей мере
формировался за счет импортных товаров. Если в 1991 г.
ресурсы внутренней торговли состояли на 86% из
отечественной продукции и только на 14% из импортных
товаров, то в 1995-1997 гг. отечественные и импортные
товары занимали в этих ресурсах уже практически равные
доли. Импортным продовольствием обеспечивалось
примерно 30% внутреннего потребления, импорт давал
населению 70% телевизоров, 84% обуви, 58% чулочно-
носочных изделий, 17% хлопчатобумажных тканей. Такая
степень зависимости от поставок из-за рубежа
обоснованно оценивалась как чрезмерная. В прошедшем году, однако, ситуация заметно
изменилась. Трехкратная девальвация рубля, увеличение
темпов инфляции до 84% против 11% в 1997 г. и
сокращение реальных доходов населения в 2,5 раза,
последовавшие за финансовым кризисом осени 1998 г.,
существенно ограничили возможности осуществления
импорта в прежних масштабах. Очевидно, что существующие ограничители закупок
за рубежом будут действовать и в ближайшей
перспективе. Кризис, таким образом, оказался в
известной мере полезным для отечественной экономики,
поставив серьезную преграду на пути экспансии
зарубежных товаров на внутренний рынок и частично сняв
вопрос о чрезмерной импортной зависимости страны. Вместе с тем и при снижении импортной зависимости
сохраняется необходимость повышения эффективности
механизмов регулирования импорта в интересах
российских производителей и потребителей Тарифные и нетарифные ограничения необходимо
использовать, прежде всего для того, чтобы помочь
«встать на ноги» потенциально способным выдерживать
конкуренцию предприятиям, секторам и отраслям
экономики. Протекционизм, однако, ни в коем случае не
может быть тотальным и всеохватывающим, сколь угодно
долгим и неизменным по уровню поддержки Защитные меры
следовало бы вводить на избранных направлениях на
сравнительно короткие промежутки времени (4-7 лет), в
течение которых по мере становления защищаемых
производств происходило бы последовательное снижение
уровня их поддержки государством Другими словами,
защита национального производства не должна
препятствовать «выбраковке» неэффективных производств,
полной либо частичной замене импортом отдельных видов
отечественной продукции. Разумеется, повышение степени протекционистской
защиты не должно выходить за принятые в мировой
практике рамки ограничений импорта в противном случае
России не избежать применения ответных мер со стороны
стран-партнеров и возникновения новых трудностей в
переговорах о ее вступлении в ВТО.
Желаемое и действительность. Пути развития
экономического потенциала и повышения
конкурентоспособности российской продукции
Технологическая перестройка экспорта - это
сложная и трудная задача, решение которой требует
времени и крупных инвестиций. Очевидно, что топливно-
сырьевую направленность нашего экспорта в короткий
срок не изменить, стране еще долгие годы придется в
своем экспорте преимущественно ориентироваться на эти
товары К тому же в условиях системного кризиса
российской экономики и обострения валютно-финансовой ситуации в стране, экспорт
выступает практически как единственный крупный
источник валютных доходов, крайне необходимых для
решения острых хозяйственных и социальных проблем В этой связи в среднесрочной перспективе на
первый план выходят, по меньшей мере, две задачи - максимально возможная мобилизация ресурсов
топливно-сырьевого экспорта как основного источника
валютных поступлений, - последовательное создание условий для
наращивания экспорта готовых, прежде всего наукоемких,
изделий и коммерческих услуг Решение этих задач объективно требует усиления
управленческих и регулирующих функций государства,
адекватных складывающимся рыночным отношениям,
выработки баланса интересов государственных,
предпринимательских и потребительских структур в целях
выхода экономики из кризиса и обеспечения
экономической безопасности страны. Среднесрочные перспективы реальных поставок на
внешние рынки основных топливно-сырьевых товаров и продукций первого предела
складываются по-разному, в зависимости от многих
внешних факторов (ресурсная база, динамика
производства, устойчивость внешнего спроса, условия
сбыта и рентабельность сделок, перспективы увеличения
внутреннего потребления по мере оживления
отечественной экономики и др.) Наиболее благоприятны, на наш взгляд, перспективы
экспорта природного газа, который рассматривается
основное, наиболее чистое топливо XXI века.
Значительная ресурсообеспеченность (33% доказанных
мировых запасов) и высокий уровень его добычи (около
28% мирового производства) наряду с внутреннего спроса
выводят нашу страну в число крупнейших экспортеров
этого энергоносителя. Уже заключенные крупные
долгосрочные контракты на поставку газа в Европу и
Турцию гарантируют его решающую роль в российском
топливном экспорте в рассматриваемый период. В
условиях спада и ожидаемого дальнейшего снижения
общего объема экспорта нефти и нефтепродуктов, а также
ограниченных перспектив вывоза угля, присутствие
России на мировом энергетическом рынке в дальнейшем,
несмотря на обострение конкуренции, все в большей мере
будет связано с природным газом. Прорабатываются
конкретные проекты его поставки в азиатско-
тихоокеанский регион (Китай, Корея и др.),
рассматриваются возможности его сбыта в южноазиатском
направлении. Таким образом, экспорт природного газа
стал стратегическим приоритетом российской энергетики,
важным средством осуществления ее локомотивной роли в
восстановлении и подъеме отечественной экономики. Имеются возможности для существенного увеличения
экспорта электроэнергии в Европу путем использования
свободных мощностей РАО «ЕЭС России» и восстановления
трансевропейского транзита «Восток-Запад», учреждения
общеевропейского рынка электроэнергии в рамках
Европейской энергетической хартии. Рассматриваются
проекты создания Ангаро-Тихоокеанского энергетического
моста, реализация которых позволит не только
обеспечить экспорт электроэнергии в Китай и Японию, но
и будет способствовать ликвидации энергодефицита во
многих районах Сибири и Дальнего Востока. В
рассматриваемый период можно рассчитывать на
сравнительно стабильные экспортные поставки
драгоценных металлов и камней (платина-палладий,
необработанные алмазы), никеля и продуктов его
переработки, лесоматериалов и лесобумажных товаров,
химикатов, море и рыбопродуктов и некоторых других
товаров.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|