5.
Определение
победителей и заключение социального контракта.
Критерии
определения победителей должны быть четко сформулированы и сообщены при
объявлении конкурса. В качестве таких критериев могут выступать:
Ø стоимость
выполнения социального заказа;
Ø предоставление
большего объема услуг по сравнению с тем, который определен в условиях
конкурса;
Ø предоставление
услуг более высокого качества по сравнению с требованиями, определенными в
условиях конкурса.
С
организациями, выигравшими конкурс, заключается контракт на реализацию
социального заказа.
6.
Реализация проектов организациями – победителями.
7.
Проведение оценки эффективности реализации
социальных проектов и программ.
Анализ этапности формирования и
выполнения социального заказа показывает всю сложность процедуры его подготовки
и организации. Для проведения даже не самого сложного конкурса необходимо
выполнить целый ряд подготовительных мероприятий:
·
определить
тему конкурса;
·
рассчитать
примерную стоимость работ и размер суммы, выносимой на конкурс;
·
разработать
критерии определения победителей;
·
привлечь
экспертов, разбирающихся в тонкостях темы конкурса;
·
провести
все конкурсные процедуры;
·
определить
победителя.
Гуринович В. [Гуринович
В. Проблемы и перспективы социального заказа // Интернет-газета Центра
социального партнерства - Специальный выпуск к дискуссии «Развитие механизмов
социального партнерства». – 2003. - № 20] считает, что в
глазах организаторов затраты на организацию и проведение конкурсов социальных
заказов значительно превышают получаемые выгоды. Кроме того, поиск эффективных
исполнителей, в отличие от коммерческих заказов, не может привлечь
значительного количества исполнителей, в социальной сфере они все, как правило,
хорошо известны, и конкуренция здесь практически отсутствует.
Вместе с тем,
развивая гражданское участие в решении социальных проблем местных сообществ,
можно не только решать проблемы, но вовлекать при этом в эту работу тех, кому
эти проблемы наиболее близки. Таким образом, можно привлечь значительные силы
людей заинтересованных и неравнодушных, а также ресурсы тех организаций,
которые примут участие в реализации проектов.
За счет
рационального использования денежных средств социальный заказ позволяет
повысить эффективность вложения и выйти на новую схему управления процессами.
Властные структуры постепенно становятся не столько руководителями, сколько
заказчиками, выполняя три основные функции.
Первая функция —
определение политики в социальной сфере, в решении отдельных проблем. Итогом
этой деятельности становится принятие решений о финансировании из бюджета тех
или иных направлений и формулирование точных приоритетов или тематики
социальных заказов, утверждение или корректировка социальных программ.
Вторая функция —
поиск эффективного исполнителя — может производиться как за счет проведения
конкурсов, так и другими способами, например, за счет проведения экспертной
оценки проектов.
Третья функция —
контроль исполнения заказа, мониторинг результатов, корректировка политики.
Участниками исполнения социального заказа могут стать организации всех форм
собственности, что особенно важно, поскольку они вносят свои людские и
материальные ресурсы. Высокая мотивированность участников конкурсов социальных
заказов гарантирована, ими могут стать некоммерческие организации — в этом
случае расширяется социальная база исполнителей. Ими могут стать:
Ø
коммерческие
структуры — их участие имеет смысл, если они предоставляют более дешевые или
более качественные услуги, чем могут предоставить соответственно НКО или
муниципальные учреждения.
Ø
действующие
муниципальные учреждения, которые возьмутся на имеющейся у них
материально-технической базе расширить спектр предоставляемых услуг,
реализовать новые проекты.
Одним из
результатов такой политики в социальной сфере станет появление некоммерческих
организаций, специально созданных для выполнения узких задач, связанных с
обслуживанием населения. Поддержка структурными подразделениями администрации
таких организаций станет еще одним шагом к расширению базы исполнителей
социального заказа, а следовательно, и к увеличению числа горожан, принимающих
непосредственное участие в решении городских проблем. Одновременно увеличение
числа исполнителей будет содействовать росту здоровой конкуренции в социальной
сфере.
Таким образом,
сочетание социального заказа с традиционными методами управления в социальной
сфере позволит не просто наиболее эффективно использовать бюджетные средства.
Социальный заказ может стать универсальной управленческой схемой, позволяющей
перейти от прямого управления процессами в городской социальной сфере к
управлению посредством определения приоритетов и распоряжения бюджетными
средствами
Говоря
о реализации государственных и муниципальных социальных программ и о размещении
на их основе «социального заказа», нужно учитывать существование двух
существенно отличающихся друг от друга организационно-финансовых механизмов.
Первый
механизм - это формирование и размещение заказа на выполнение услуг (реализацию
мер, проведение мероприятий), перечень, содержание и объемы которых могут быть
четко определены исходя из целей соответствующей программы. Органы
государственной власти или местного самоуправления, ответственные за разработку
и выполнение программы, знают, что требуется сделать, формулируют это в виде
заказа и размещают его на конкурсной основе. Такой механизм наиболее уместен
для решения задач по оказанию «неотложной социальной помощи», реализации прав
граждан на получение бесплатного образования и медицинской помощи и других, где
задачи социальной политики могут быть сформулированы в виде однозначных
требований к способам их решения.
Второй
механизм применяется в ситуации, когда цели программы не определяют однозначно,
какие меры лучше осуществить для их достижения. Решение задач социальной
реабилитации и профилактики социальных проблем, развития культуры, содействия
инновациям в образовании очень трудно, а то и просто бессмысленно
конкретизировать в виде конкретных мероприятий, если не опираться на
предложения, проекты, программы тех, кто этими задачами готов непосредственно
заниматься. Конкретные, однозначно понимаемые задачи социальной политики и
мероприятия, поддерживаемые государством в указанных областях, не могут и не
должны однозначно детерминироваться ни теоретическими конструкциями, сколь бы
основательными они не являлись, ни представлениями работников органов власти,
сколь бы образованными они не были.
Здесь
необходима организация конкурсного отбора проектов и программ, отвечающих
задачам социальной политики государства и предлагающих конкретные пути их
решения. Отобранные проекты включаются как составные части в соответствующую
государственную (муниципальную) программу и получают необходимую поддержку.
Только после этого возникают отношения «заказа», когда с авторами отобранных
проектов заключаются контракты на их реализацию. В отличие от первого
механизма, предметом заказа служат мероприятия, предложенные самими
исполнителями и отобранные в результате конкурса.
Первый
из этих двух разных организационно-финансовых механизмов будем называть
механизмом размещения заказа на выполнение социальных услуг, или механизмом
социального заказа в узком смысле слова.
Второй
- механизмом поддержки проектов и программ.
Размещение заказа
на выполнение социальных услуг - это механизм реализации в условиях рыночной
экономики социальных гарантий государства населению. Такие гарантии содержатся
в Конституции Российской Федерации, федеральных, региональных и местных законах
и нормативных актах. Предоставление социальных услуг населению в нашей стране в
течение длительного времени выполнялось государственными учреждениями. В
последние годы этим стали заниматься и независимые некоммерческие организации.
В условиях рыночной экономики обязательства государства по обеспечению
социальных гарантий и бюджетное финансирование предоставления соответствующих
услуг совсем не тождественны необходимости использования только государственных
и муниципальных учреждений для предоставления этих услуг [Государство
и негосударственные некоммерческие организации: формы поддержки и
сотрудничества. - М.: «СИГНАЛЪ», 1997. - 176 с.].
Эффективность социального заказа имеет несколько составляющих [Социальный
заказ по-пермски // сайт Пермского регионального правозащитного центра]:
Финансовая эффективность: в результате реализации
проектов - победителей кроме вложенных в их выполнение бюджетных средств могут быть привлечены дополнительно
собственные средства (финансовых или материальных);
Социально-экономическая:
самосоздание временных и эластичных оплачиваемых рабочих мест для исполнителей
проектов; повышение уровня доходов работников бюджетной сферы;
Культурно-этический эффект: в
рамках проектов решаются задачи культурно-просветительского характера,
привлечение в активную жизнедеятельность различных групп населения.
Таким
образом, социальный заказ - это конкретная общественная потребность, актуальная
для общества в целом или для определенной его части. Она может выражаться в
необходимости решения таких общественно и индивидуально значимых вопросов, как
помощь различным проблемным контингентам (бедные, инвалиды, престарелые, беженцы,
заключенные, жертвы насилия, беспризорные и т.п.) и массовая социальная работа
- с детьми, семьями, одинокими людьми, теми или иными группами риска.
Социальная помощь и поддержка реализуются в организационном, материальном,
медицинском, психологическом, правовом, информационном планах, в плане
предоставления жилища, убежища, питания, возможности получения общего
образования и профессиональной подготовки, в духовной работе.
2.2. Корпоративная
отчетность как фактор формирования доверия общества к бизнесу
Основой социальной стабильности государства является тесное
сотрудничество государства и гражданского общества в выработке и осуществлении
государственной социальной политики во всей ее полноте. Предпосылкой такого
сотрудничества является опора на социально ответственный бизнес. Именно
соблюдение принципов корпоративной социальной ответственности, информационной
прозрачности компаний позволит говорить о бизнес-сообществе как о надежном и
серьезном партнере государства в решении задач социальной политики, улучшении
социального самочувствия населения.
В настоящее время социальный поворот ощущается в целом по
нашей стране. Президент России В.В.Путин в ежегодном Послании, адресованном
Федеральному собранию Российской Федерации, подчеркнул необходимость скорейшего
решения социальных проблем. В качестве приоритета в социальном развитии страны
поставлена задача преодоления бедности. В этих целях Правительство Российской
Федерации предметно работает по следующим направлениям:
Ø
обеспечение роста денежных доходов населения на основе
повышения заработной платы, пенсий, пособий, стипендий и других социальных
выплат;
Ø
улучшение пенсионного обеспечения в ходе проведения
пенсионной реформы;
Ø
усиление адресности социальной поддержки уязвимых и
малоимущих групп населения;
Ø
создание условий для эффективной занятости населения;
Ø
здание условий для повышения качества и обеспечения
максимальной доступности социальных услуг, предоставляемых населению.
В обществе формируется общее понимание, что социальная
политика должна быть абсолютно прозрачной для граждан. Прошло время, когда
стратегии и программы разрабатывались за закрытыми дверями. В этой связи
открытая отчетность не ограничивается только областью благотворительности и
социального партнерства. Не менее актуальными для общества являются и
информирование потребителей, и маркетинговая политика, и политика компании в
области медицинского и социального обеспечения сотрудников, экологическая
безопасность, экономический блок, который помимо чисто бухгалтерской, включает,
например, информацию о заработанных платах и премиях, производительности труда,
создании рабочих мест, расходах на научные исследования и техническое развитие,
затратах на обучение и другие формы вложения в человеческие ресурсы, блок,
содержащий, например, сведения о безопасности производства, условиях труда,
здоровье персонала, текучести кадров, соблюдении трудового права и прав
человека.
То, что бизнес говорит о социальной ответственности,
свидетельствует о высоком качестве сегодня самого бизнеса, потому что мы
прекрасно понимаем, что огромная проблема сегодня в стране – это вопросы
бедности. Очень много проблем сегодня социальных, и когда они еще не решены, то
говорить о социальной ответственности бизнеса очень важно. Прежде всего, это
говорит о самом бизнесе, о высоком уровне профессионализма бизнеса.
Директор агентства «Консультанты по устойчивому развитию» из
Великобритании Вернон Дженнингс.
За последние 12 лет все больше компаний в мире на
добровольной основе готовят и публикуют отчеты о своей деятельности. Сначала
компании готовили отчеты по вопросам экологии, защиты окружающей среды, техники
безопасности, здравоохранения. Затем они стали готовить отчеты о корпоративной
и социальной ответственности, о том, что они делают социальные усилия. И в последнее
время компании готовят интегрированные отчеты по всем вопросам, которые были
перечислены выше.
Проследим этапы развития социальной отчетности на опыте
работы ведущей международной фармацевтической компании «Novo Nordisk» - ведущим
производителем инсулина и лекарств, для лечения диабета. Эта компания была
одной из первых в мире, которая на добровольной основе стала публиковать и
готовить свои социальные отчеты, и получила множество наград и призов в этой
области.
1994 г. – публикация первого экологического отчета.
1998 г - публикация первого социального отчета.
2002 г. – публикация первого отчета по показателям
устойчивого развития, который был верифицирован в соответствии со стандартом
АА 1000.
Компания «Novo Nordisk» публикует свои отчеты не просто для
того, чтобы проинформировать общество, проинформировать заинтересованные лица и
стороны о своей деятельности, эти отчеты являются одним из основных факторов,
которые влияют на результативность компании и эффективность системы
менеджмента.
В течение многих лет компания ведет активный диалог со
стейкхолдерами. Стейкхолдеры – это заинтересованные лица и стороны, которые
испытывают на себе влияние деятельность компании или которые, в свою очередь,
могут влиять на работу компании. Число стейкхолдеров постоянно расширяется,
если в 1970 – 1980-е годы к их числу относились инвесторы, клиенты и
нормативные органы, в 1990-х годах в их круг входят. общественные организации и
средства массовой информации, сегодня стейкхолдеры расширяются за счет
сотрудников компаний, учреждений системы образования, здравоохранения,
социальной защиты и пр.
В контексте социальной отчетности меняется повестка дня
компании. Прежде всего, компании должны быть ответственными, затем прозрачными,
а сейчас добавился еще один фактор: компании, помимо ответственности и
прозрачности, должны отчитываться перед стейкхолдерами о своей деятельностиПо
сравнению с тем, какой была ситуация 20 лет назад, повестка дня крупных
международных компаний стала гораздо сложнее. Так, к числу основных вопросов,
которые стоят перед современными компаниями, можно отнести вопросы
глобализации, детского труда, равных возможностей независимо от пола, расы и
религии, разнообразие, борьба со взяточничеством и коррупцией, новые
технологии, даже войны и оружие, борьба с терроризмом. Все это обеспечивает
устойчивое развитие компаниям.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|