Меню
Поиск



рефераты скачать Взаимоотношения власти, бизнеса и общества как фактор социально-экономического развития

5.     Определение победителей и заключение социального контракта.

Критерии определения победителей должны быть четко сформулированы и сообщены при объявлении конкурса. В качестве таких критериев могут выступать:

Ø     стоимость выполнения социального заказа;

Ø     предоставление большего объема услуг по сравнению с    тем, который определен в условиях конкурса;

Ø     предоставление услуг более высокого качества по сравнению с требованиями, определенными в условиях  конкурса.

С организациями, выигравшими конкурс, заключается контракт на реализацию социального заказа.

6.     Реализация проектов организациями – победителями.

7.     Проведение оценки эффективности реализации социальных проектов и программ.

Анализ этапности формирования и выполнения социального заказа показывает всю сложность процедуры его подготовки и организации. Для проведения даже не самого сложного конкурса необходимо выполнить целый ряд подготовительных мероприятий:

·                     определить тему конкурса;

·                     рассчитать примерную стоимость работ и размер суммы, выносимой на конкурс;

·                     разработать критерии определения победителей;

·                     привлечь экспертов, разбирающихся в тонкостях темы конкурса;

·                     провести все конкурсные процедуры;

·                     определить победителя.

Гуринович В.  [Гуринович В. Проблемы и перспективы социального заказа // Интернет-газета Центра социального партнерства - Специальный выпуск к дискуссии «Развитие механизмов социального партнерства». – 2003. - № 20] считает, что в глазах организаторов затраты на организацию и проведение конкурсов социальных заказов значительно превышают получаемые выгоды. Кроме того, поиск эффективных исполнителей, в отличие от коммерческих заказов, не может привлечь значительного количества исполнителей, в социальной сфере они все, как правило, хорошо известны, и конкуренция здесь практически отсутствует.

Вместе с тем, развивая гражданское участие в решении  социальных проблем местных сообществ, можно не только решать проблемы, но вовлекать при этом в эту работу тех, кому эти проблемы наиболее близки. Таким образом, можно привлечь значительные силы людей заинтересованных и неравнодушных, а также ресурсы тех организаций, которые примут участие в реализации проектов.

За счет рационального использования денежных средств социальный заказ позволяет повысить эффективность  вложения и выйти на новую схему управления процессами. Властные структуры постепенно становятся не столько руководителями, сколько заказчиками, выполняя три основные функции.

Первая функция — определение политики в социальной сфере, в решении отдельных проблем. Итогом этой деятельности становится принятие решений о финансировании из бюджета тех или иных направлений и формулирование точных приоритетов или тематики социальных заказов, утверждение или корректировка социальных программ.

Вторая функция — поиск эффективного исполнителя — может производиться как за счет проведения конкурсов, так и другими способами, например, за счет проведения экспертной оценки проектов.

Третья функция — контроль исполнения заказа, мониторинг результатов, корректировка политики. Участниками исполнения социального заказа могут стать организации всех форм собственности, что особенно важно, поскольку они вносят свои людские и материальные ресурсы. Высокая мотивированность участников конкурсов социальных заказов  гарантирована, ими могут стать некоммерческие организации — в этом случае расширяется социальная база исполнителей. Ими могут стать:

Ø     коммерческие структуры — их участие имеет смысл, если они предоставляют более дешевые или более качественные услуги, чем могут предоставить соответственно НКО или муниципальные учреждения.

Ø     действующие муниципальные учреждения, которые возьмутся на имеющейся у них материально-технической базе расширить спектр предоставляемых услуг, реализовать новые проекты.

Одним из результатов такой политики в социальной сфере станет появление некоммерческих организаций, специально созданных для выполнения узких задач, связанных с обслуживанием населения. Поддержка структурными подразделениями администрации таких организаций станет еще одним шагом к расширению базы исполнителей социального заказа, а следовательно, и к увеличению числа горожан, принимающих непосредственное участие в решении городских проблем. Одновременно увеличение числа исполнителей будет содействовать росту здоровой конкуренции в социальной сфере.

Таким образом, сочетание социального заказа с традиционными методами управления в социальной сфере позволит не просто наиболее эффективно использовать бюджетные средства. Социальный заказ может стать универсальной управленческой схемой, позволяющей перейти от прямого управления процессами в городской социальной сфере к управлению посредством определения приоритетов и распоряжения бюджетными средствами

Говоря о реализации государственных и муниципальных социальных программ и о размещении на их основе «социального заказа», нужно учитывать существование двух существенно отличающихся друг от друга организационно-финансовых механизмов. 

Первый механизм - это формирование и размещение заказа на выполнение услуг (реализацию мер, проведение мероприятий), перечень, содержание и объемы которых могут быть четко определены исходя из целей соответствующей программы. Органы государственной власти или местного самоуправления, ответственные за разработку и выполнение программы, знают, что требуется сделать, формулируют это в виде заказа и размещают его на конкурсной основе.  Такой механизм наиболее уместен для решения задач по оказанию «неотложной социальной помощи», реализации прав граждан на получение бесплатного образования и медицинской помощи и других, где задачи социальной политики могут быть сформулированы в виде однозначных требований к способам их решения.

Второй механизм применяется в ситуации, когда цели программы не определяют однозначно, какие меры лучше осуществить для их достижения. Решение задач социальной реабилитации и профилактики социальных проблем, развития культуры, содействия инновациям в образовании очень трудно, а то и просто бессмысленно конкретизировать в виде конкретных мероприятий,  если не опираться на предложения, проекты, программы тех, кто этими задачами готов непосредственно заниматься. Конкретные, однозначно понимаемые задачи социальной политики и мероприятия, поддерживаемые государством в указанных областях, не могут и не должны однозначно детерминироваться ни теоретическими конструкциями, сколь бы основательными они не являлись, ни представлениями работников органов власти, сколь бы образованными они не были.

Здесь необходима организация конкурсного отбора проектов и программ, отвечающих задачам социальной политики государства и предлагающих конкретные пути их решения. Отобранные проекты включаются как составные части в соответствующую государственную (муниципальную) программу и получают необходимую поддержку. Только после этого возникают отношения «заказа», когда с авторами отобранных проектов заключаются контракты на их реализацию.  В отличие от первого механизма, предметом заказа служат мероприятия, предложенные самими исполнителями и отобранные в результате конкурса.

Первый из этих двух разных организационно-финансовых механизмов будем называть механизмом размещения заказа на выполнение социальных услуг, или механизмом социального заказа в узком смысле слова.

Второй - механизмом поддержки проектов и программ.

Размещение заказа на выполнение социальных услуг - это механизм реализации в условиях рыночной экономики социальных гарантий государства населению. Такие гарантии содержатся в Конституции Российской Федерации, федеральных, региональных и местных законах и нормативных актах. Предоставление социальных услуг населению в нашей стране в течение длительного времени выполнялось государственными учреждениями. В последние годы этим стали заниматься и независимые некоммерческие организации. В условиях рыночной экономики обязательства государства по обеспечению социальных гарантий и бюджетное финансирование предоставления соответствующих услуг совсем не тождественны необходимости использования только государственных и муниципальных учреждений для предоставления этих услуг [Государство и негосударственные некоммерческие организации: формы поддержки и сотрудничества. - М.: «СИГНАЛЪ», 1997. -  176 с.].

 Эффективность социального заказа имеет несколько составляющих [Социальный заказ по-пермски // сайт Пермского регионального правозащитного центра]:

Финансовая эффективность: в результате реализации проектов - победителей кроме вложенных в их выполнение бюджетных средств могут быть привлечены дополнительно собственные средства (финансовых или материальных);

Социально-экономическая: самосоздание временных и эластичных оплачиваемых рабочих мест для исполнителей проектов; повышение уровня доходов работников бюджетной сферы;

Культурно-этический эффект: в рамках проектов решаются задачи культурно-просветительского характера, привлечение в активную жизнедеятельность различных групп населения.

Таким образом, социальный заказ - это конкретная общественная потребность, актуальная для общества в целом или для определенной его части. Она может выражаться в необходимости решения таких общественно и индивидуально значимых вопросов, как помощь различным проблемным контингентам (бедные, инвалиды, престарелые, беженцы, заключенные, жертвы насилия, беспризорные и т.п.) и массовая социальная работа - с детьми, семьями, одинокими людьми, теми или иными группами риска. Социальная помощь и поддержка реализуются в организационном, материальном, медицинском, психологическом, правовом, информационном планах, в плане предоставления жилища, убежища, питания, возможности получения общего образования и профессиональной подготовки, в духовной работе.

2.2. Корпоративная отчетность как фактор формирования доверия общества к бизнесу


Основой социальной стабильности государства является тесное сотрудничество государства и гражданского общества в выработке и осуществлении государственной социальной политики во всей ее полноте. Предпосылкой такого сотрудничества является опора на социально ответственный бизнес. Именно соблюдение принципов корпоративной социальной ответственности, информационной прозрачности компаний позволит говорить о бизнес-сообществе как о надежном и серьезном партнере государства в решении задач социальной политики, улучшении социального самочувствия населения.

В настоящее время социальный поворот ощущается в целом по нашей стране. Президент России В.В.Путин в ежегодном Послании, адресованном Федеральному собранию Российской Федерации, подчеркнул необходимость скорейшего решения социальных проблем. В качестве приоритета в социальном развитии страны поставлена задача преодоления бедности. В этих целях Правительство Российской Федерации предметно работает по следующим направлениям:

Ø                обеспечение роста денежных доходов населения на основе повышения заработной платы, пенсий, пособий, стипендий и других социальных выплат;

Ø                улучшение пенсионного обеспечения в ходе проведения пенсионной реформы;

Ø                усиление адресности социальной поддержки уязвимых и малоимущих групп населения;

Ø                создание условий для эффективной занятости населения;

Ø                здание условий для повышения качества и обеспечения максимальной доступности социальных услуг, предоставляемых населению.

В обществе формируется общее понимание, что социальная политика должна быть абсолютно прозрачной для граждан. Прошло время, когда стратегии и программы разрабатывались за закрытыми дверями. В этой связи открытая отчетность не ограничивается только областью благотворительности и социального партнерства. Не менее актуальными для общества являются и информирование потребителей, и маркетинговая политика, и политика компании в области медицинского и социального обеспечения сотрудников, экологическая безопасность, экономический блок, который помимо чисто бухгалтерской, включает, например, информацию о заработанных платах и премиях, производительности труда, создании рабочих мест, расходах на научные исследования и техническое развитие, затратах на обучение и другие формы вложения в человеческие ресурсы, блок, содержащий, например, сведения о безопасности производства, условиях труда, здоровье персонала, текучести кадров, соблюдении трудового права и прав человека.

То, что бизнес говорит о социальной ответственности, свидетельствует о высоком качестве сегодня самого бизнеса, потому что мы прекрасно понимаем, что огромная проблема сегодня в стране – это вопросы бедности. Очень много проблем сегодня социальных, и когда они еще не решены, то говорить о социальной ответственности бизнеса очень важно. Прежде всего, это говорит о самом бизнесе, о высоком уровне профессионализма бизнеса.

Директор агентства «Консультанты по устойчивому развитию» из Великобритании Вернон Дженнингс.

За последние 12 лет все больше компаний в мире на добровольной основе готовят и публикуют отчеты о своей деятельности. Сначала компании готовили отчеты по вопросам экологии, защиты окружающей среды, техники безопасности, здравоохранения. Затем они стали готовить отчеты о корпоративной и социальной ответственности, о том, что они делают социальные усилия. И в последнее время компании готовят интегрированные отчеты по всем вопросам, которые были перечислены выше.

Проследим  этапы развития социальной отчетности на опыте работы ведущей международной фармацевтической компании «Novo Nordisk» - ведущим производителем инсулина и лекарств, для лечения диабета. Эта компания была одной из первых в мире, которая на добровольной основе стала публиковать и готовить свои социальные отчеты, и получила множество наград и призов в этой области.

1994 г. – публикация первого экологического отчета.

1998 г - публикация первого социального отчета.

2002 г. – публикация первого отчета  по показателям устойчивого развития, который был верифицирован в соответствии со стандартом АА 1000.

Компания «Novo Nordisk» публикует свои отчеты не просто для того, чтобы проинформировать общество, проинформировать заинтересованные лица и стороны о своей деятельности,  эти отчеты являются одним из основных факторов, которые влияют на результативность компании и эффективность системы менеджмента.

В течение многих лет компания ведет активный диалог со стейкхолдерами. Стейкхолдеры – это заинтересованные лица и стороны, которые испытывают на себе влияние деятельность компании или которые, в свою очередь, могут влиять на работу компании. Число стейкхолдеров  постоянно расширяется, если в 1970 – 1980-е годы к их числу относились инвесторы, клиенты и нормативные органы, в 1990-х годах в их круг входят. общественные организации и средства массовой информации, сегодня  стейкхолдеры расширяются за счет сотрудников компаний, учреждений системы образования, здравоохранения, социальной защиты и пр.

В контексте социальной отчетности меняется повестка дня компании. Прежде всего, компании должны быть ответственными, затем прозрачными, а сейчас добавился еще один фактор: компании, помимо ответственности и прозрачности, должны отчитываться перед  стейкхолдерами о своей деятельностиПо сравнению с тем, какой была ситуация 20 лет назад, повестка дня крупных международных компаний стала гораздо сложнее. Так, к числу основных вопросов, которые стоят перед современными компаниями, можно отнести вопросы глобализации, детского труда, равных возможностей независимо от пола, расы и религии, разнообразие, борьба со взяточничеством и коррупцией, новые технологии, даже войны и оружие, борьба с терроризмом. Все это обеспечивает устойчивое развитие компаниям.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.