Для России использование социального партнерства стало
актуальным после перехода хозяйства на рыночную основу, с отделением бизнеса от
государства. В России в настоящее время уже многое сделано для того, чтобы
механизмы социального партнерства начали работать. Раздел II Трудового кодекса
Российской Федерации посвящен социальному партнерству в сфере труда. Во многих
субъектах федерации вслед за федеральным приняты региональные Законы о
социальном партнерстве.
Таким образом, в регионах РФ законодательная база для
применения механизмов социального партнерства уже имеется. Но для того, чтобы
социальное партнерство вошло в реальную жизнь, требуется встречная инициатива
«снизу», связанная с большой работой по организации сотрудничества и
переговорного процесса на региональном и на муниципальном уровне.
Социальное партнерство - это добровольное и равноправное
взаимодействие между работниками (трудовыми коллективами и профессиональными
союзами), работодателями а также государством, как на федеральном, так и
местном уровне в целях защиты прав и интересов работников, работодателей и
общества в социально-трудовой сфере. Один из важнейших аспектов социального
партнерства - это заложенный в нем механизм коллективного принятия решений. Социальное
партнерство может решать следующие задачи:
Ø
определение границ регулирования занятости и подготовки
рабочей силы;
Ø
расширение гибкости в использовании рабочей силы, как по
формам занятости, так и по режимам труда;
Ø
совершенствование профессиональной ориентации и
психологической поддержки безработных граждан и незанятого населения;
Ø
повышение качества и мобильности рабочей силы, развитие
непрерывной системы подготовки кадров;
Ø
сокращение числа безработных за счет сохранения и создания
новых рабочих мест,
Ø
организации опережающего переобучения и подготовки персонала,
социальной защиты работников организаций, находящихся на грани банкротства;
Ø
развертывание общественных работ для трудоустройства
безработных
Ø
включение особых условий занятости для инвестиционных
проектов;
Ø
создание особых условий для развитие малого и среднего
бизнеса, частного предпринимательства, ремесел, самозанятости и надомного
труда [Щедровицкий Г.П. Избранные
труды -- М.: Шк. Культ. Полит., 1995. -- 800 с.].
Существует целый спектр возможностей при реализации
социальных партнерств с точки зрения их целей и степени формализации:
Ø
нерегулярные переговоры, неформальное партнерство между
отдельными субъектами локального сообщества; достигнутые соглашения
документально не оформляются
Ø
относительно регулярный переговорный процесс между большей
частью субъектов локального сообщества; спорадические соглашения, документально
оформленные договоры
Ø
регламентированный, регулярный переговорный процесс, в
котором достигается консенсус (система рабочих встреч представителей власти,
бизнеса и общества), система протоколов, договоров и соглашений
Ø
создание постоянных рабочих органов партнерства - комиссий,
советов и т.п., оформленных соответствующими юридически обязывающими
документами
Ø
создание организаций, ассоциаций, призванных организовывать
социальное партнерство, планировать развитие локального сообщества, проводить в
жизнь достигнутые соглашения.
1.2. Бизнес и
власть как субъекты социальной ответственности
Взаимодействие бизнеса и власти отражающее интересы общества,
является важнейшим фактором устойчивого развития страны. Современный этап
социально-экономического развития России характеризуется недостаточной
эффективностью системы связей бизнеса с власть, которая пока не позволяет
эффективно реализовывать свои функции субъектам взаимодействия и негативно
сказывается на решении экономических проблем общества.
Под бизнесом, как субъектом взаимодействия с властью,
понимается совокупность предпринимательских структур (от индивидуальных
предпринимателей до общенациональных интегрированных бизнес-групп), ведущих
хозяйственную деятельность на рынке в целях извлечения «частных» коммерческих
выгод.
Экономический словарь
трактует бизнес как инициативную, экономическую деятельность, осуществляемую
за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность,
ставящую главными целями получение прибыли и развитие собственного
дела [Экономический
словарь. - М., 1996. - С. 33].
Не зависимо от того,
рассматривается бизнес с позиции структуры или с позиции деятельности основной
его целью является получение прибыли.
По экономическим показателям бизнес делится на малый, средний
и крупный, по стадиям развития бизнес – организации - начинающий,
развивающийся, сложившийся.
Рассмотрим сущность российского бизнеса, как наиболее
динамичной и эффективной силы, призванной стать одной из важнейших движущих
сил качественных преобразований в экономике, через выполняемые им функции.
В научной литературе встречается разный набор функций,
выполняемых современным российским бизнесом.
Справочная экономическая литература предлагает следующие
функции:
·
осуществление деятельности по производству и обменным
операциям между предпринимателем и другими элементами хозяйственной сферы рынка
(потребителей);
·
управление процессом обмена между предприятием и его
контрагентом;
·
поддержка предпринимательства - распространение предпринимательских
идей, инициативы и опыта управления;
·
деятельность по разработке и реализации новых технологических
процессов и новой продукции;
·
связи с общественностью - осуществление и управление
отношениями между предприятием и общественностью или средствами массовой
информации
Современные исследователи [Розенков Д.А. Управление развитием отношений бизнеса,
общества и государства в современной экономической системе. Автореферат д.э.н.
– М., 2007] выделяют инновационную, модернизирующую, развивающую и
социальную функции бизнеса. В рамках проводимого исследования наиболее значима
из них социальная функция, которая реализуется в первую очередь посредством:
·
полной и своевременной выплаты налогов и обеспечение
достойного уровня заработной платы сотрудникам;
·
поддержки системы образования и подготовки кадров, системы
здравоохранения, других сфер социальных услуг;
·
поддержки инициатив по финансированию социальных проектов
муниципальных властей и организаций гражданского общества.
Волгин Н.А. и
Егорова В.К. считают, что социально ответственный бизнес характеризуется тем,
что все этапы бизнес – цикла рассматриваются через социальную призму [Волгин Н.А., Егорова В.К. «Социальная корпоративная политика: проблемы,
опыт, перспективы» (учебное пособие) - М., 2002]:
1.
Разработка
общей политики и стратегии: насколько политика и стратегия бизнеса служат
задачам устойчивого развития и приносят выгоду всем стейкхолдерам
(заинтересованным сторонам);
2.
Организация
труда и производственный процесс: соблюдаются ли нормы безопасности и
экологические нормы при производственных процессах, обеспечиваются ли качество
товаров и их безопасность для потребителя;
3.
Закупки и
управление поставками: приобретаются ли товары, запчасти и услуги у местных
поставщиков, и если да, то помогает ли им компания соблюдать установленные
стандарты;
4.
Сбыт и
продажа товаров: насколько безопасны технологии сбыта товаров, приносят ли
отношения между предприятием и продавцом пользу конечному потребителю;
5.
Продажи,
маркетинг и отношения с клиентами: является ли информация в рекламе товара и на
его упаковке точной и правдивой, какие механизмы используются для выстраивания
отношений между компанией и ее клиентами;
6.
Развитие
человеческих ресурсов и трудовые отношения: условия трудоустройства сотрудников,
охрана и гигиена труда, обучение сотрудников, стратегии преодоления негативных
последствий реструктурирования, сокращения штатов и т. д.;
7.
Финансовое
управление и отношения с инвесторами: эффективность финансового контроля,
открытость документации, качество работы совета директоров, отношение к взяткам
и внутренним торговым операциям;
8.
Проектно-конструкторские
работы: объем вложений, учет социальных/экологических проблем, создание
проектно-конструкторских бюро в местах освоения новых рынков;
9.
Отношения
с властью: обеспечивается ли открытость и прозрачность в отношениях с властями
и в лоббистской деятельности; участвует ли компания в диалоге между частным и
государственным секторами для улучшения политики и норм, регулирующих такие
сферы, как трудоустройство, природоохранные нормы и т. д.;
10.
Отношения
с другими заинтересованными сторонами: как строятся отношения с местным
населением, участвует ли компания в общественной жизни, насколько открыты
компания и ее подразделения для местного населения;
11.
Меры по
охране окружающей среды: имеется ли у компании своя природоохранная политика,
проводится ли экологическая экспертиза новых проектов и товаров, отчитывается
ли компания перед общественностью о своем воздействии на окружающую среду.
Таким образом,
бизнес является важнейшей движущей силой развития, играющей ключевое место в
жизни общества, что обусловлено его функциями. Основываясь на анализе научной
литературы и экономической практики, представим обобщенный взгляд на функции
современного российского бизнеса:
·
Экономическая
- развитие любого общества возможно только при ведении им хозяйственной
деятельности;
·
Инновационная
– бизнес обеспечивает внедрение в практику новейших достижений в области науки
и технологии.
·
Политическая
- бизнес, особенно крупный, оказывает значительное влияние на принятие
политических решений и оказывается важнейшим фактором развития гражданского
общества.
·
Лидерская
– в определенном смысле деловой мир является лидером в современном российском
обществе, так как состояние бизнеса определяет состояние общества.
·
Социальная
– бизнес выступает связующим звеном, обеспечивающим интеграцию общества,
развитие социального партнерства.
·
Этическая
(нравственная) - этика деловой активности выступает своеобразным ориентиром
нравственной культуры других сфер общественной жизни.
Еще одним субъектом исследуемых отношений является власть.
Под властью, в нашем исследовании, понимается структура, наделенная, во-первых,
публичными функциями, что с экономической точки зрения означает выполнение
обязанностей гаранта «правил игры» и производителя общественных благ;
во-вторых, правом на принятие обязательных для других субъектов хозяйствования
решений и легальными полномочиями по контролю за их исполнением.
Власть является регулирующим и координирующим органом,
определяющим стратегические ориентиры в социальном и экономическом развитии;
создающим базовые условия для бизнеса и повышения эффективности экономики;
разрабатывающим и внедряющим проекты государственной важности и национального
масштаба.
Рассмотрим сущность феномена власти и государства в
контексте их взаимодействия с бизнесом в той же логике, то есть через функции.
А. Бунич [Бунич
А. Российское правительство должно вернуться в российскую экономику //
Политком.ру Информационный сайт политических комментариев] выделяет 8
функций государства в экономике:
Первая функция - дирижистская. Здесь автор
проводит прямую аналогию с оркестром, где музыканты играют, а дирижёр задает
темп и синхронизирует их действия. На первый взгляд, роль дирижера сводится к
малопонятному размахиванию палочкой. Однако уберите его – и музыка тотчас
превратится в какофонию.
Вторая функция связана со способностью
государства служить локомотивом для инвестиций. Таковую способность обосновал
Дж. Кейнс - самый выдающийся экономист XX века. Эти идеи легли в основу
«Нового курса» американского президента Ф. Рузвельта. Кейнсианство около
семидесяти лет являлось базовым трендом западной экономической теории. Однако
в России были, оно не было востребовано. В фаворе были теории гораздо менее
значительного Милтона Фридмана, отца-основателя монетаризма.
А между тем идея
мультипликатора Дж. Кейнса может оказаться весьма полезной для российской
экономики. Суть этой идеи заключается в том, что государство изыскивает некую
большую сумму и вкладывает ее в экономику. На эти деньги строятся некие
объекты, предприятия, нанимаются работники, которым платят зарплату. У
работников появляются деньги, следовательно, увеличивается спрос на товары
народного потребления. В результате получают импульс к развитию соответствующие
отрасли. Но в этих отраслях тоже есть работники, которые в свою очередь
получают зарплату и также увеличивают спрос. Таким образом, закручивается
огромная бизнес-цепочка, которая «разгоняет» экономику. Причем первичный
импульс задается именно государством, являющимся в этом случае локомотивом
инвестиций.
Подвид второй
функции -
государство как гарант инвестиций. Государство должно вкладывать средства в экономику
страны, что бы убедить остальных, что вложения в российскую экономику являются
надежным предприятием. Тогда капиталы будет вносить и российский и зарубежный
бизнес.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|