Кредитно-денежная политика
представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых
Центральным банком в целях регулирования деловой активности путем планируемого
воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
Центральный банк играет ключевую роль в проведении
кредитно-денежной политики, при этом он преследует конкретные цели:
регулирование темпов экономического роста, смягчение циклических колебаний,
сдерживание инфляции, достижение сбалансированности внешнеэкономических связей.
В большинстве промышленно развитых стран политика
Центрального банка распространяется главным образом на коммерческие и
сберегательные банки и осуществляется в следующих формах.
1. Учетная политика заключается в учете и переучете
коммерческих векселей, поступающих от коммерческих банков, которые, в свою
очередь, получают их от промышленных, торговых и транспортных компаний.
Центральный банк выдает кредитные ресурсы на оплату векселей и устанавливает
так называемую учетную ставку, по которой коммерческие банки могут заимствовать
денежные средства у Центрального банка. В России эта процентная ставка
называется ставкой рефинансирования коммерческих банков.
В соответствии с указанием Центрального банка РФ от 6
августа 2002 г. №1185-У с 7 августа 2002 года устанавливается ставка
рефинансирования (учетная ставка) в размере 21% годовых.
Основной формой кредитования коммерческих банков
Центральным банком Российской Федерации на сегодня является ломбардный кредит
под залог государственных ценных бумаг.
2. Второй формой является определение Центральным банком
нормы обязательных резервов.
Смысл этой формы заключается в том, что коммерческие банки
обязаны хранить часть своих кредитных ресурсов на беспроцентных счетах в
Центральном банке. Изменяя норму резервирования, Центральный банк расширяет или
ограничивает кредитную экспансию коммерческих банков на кредитном рынке страны.
3. Операции на открытом рынке являются важнейшим
направлением кредитно-денежной политики Центрального банка во многих странах с
рыночной экономикой. Суть этих операций, воздействующих на предложение денег, -
покупка или продажа Центральным банком государственных ценных бумаг. При этом
все кредитно-финансовые институты, согласно законодательству, обязаны покупать
у Центрального банка определенную часть государственных облигаций, финансируя
таким образом дефицит государственного бюджета.
Центральные банки могут с наибольшей эффективностью
проводить операции на открытом рынке в тех странах, где существует емкий рынок
государственных ценных бумаг (США, Великобритания, Канада). В России до
финансового кризиса 1998г. существовал достаточно масштабный рынок
государственных краткосрочных обязательств (ГКО).
4. Четвертой формой является прямое воздействие
Центрального банка на кредитную систему путем прямых инструкций, директив,
предписаний и писем, а также применение санкций за их нарушение.
Основные инструменты и методы денежно-кредитной политики
Центрального банка России сформулированы в ст. 35 Закона о Банке России:
1) процентные ставки по операциям Банка России;
2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке
России;
3) операции на открытом рынке;
4) рефинансирование кредитных организаций;
5) валютные интервенции;
6) установление ориентиров роста денежной массы;
7) прямые количественные ограничения;
8) эмиссия облигаций от своего имени.
Под валютными интервенциями понимается купля-продажа Банком
России иностранной валюты против российской на межбанковском или биржевом
рынках для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег в
экономике. Регулируя валютный курс, ЦБ РФ воздействует на экспорт, импорт,
внешнеторговые и внутренние цены.
Под прямыми количественными ограничениями Банка России
понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и
проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.
В стремлении добиться стабилизации экономики центральные
банки сталкиваются с дилеммой: что выбрать в качестве инструмента монетарной
политики – контроль над денежным предложением денежной массы или контроль над
динамикой процентной ставки. Так в стремлении стабилизировать процентную
ставку, государство должно отказаться от каких-либо строгих ориентиров прироста
денежного предложения, и увеличивать денежную массу для снижения ставки
процента до желаемого уровня. Напротив, Центральному банку придется
ограничивать предложение денег для повышения процентной ставки до целевого
уровня. Если же приоритетной задачей ставится поддержание прироста денежного
предложения, то ЦБ должен допустить колебания процентной ставки. Невозможность
одновременного контроля денежного предложения и уровня процентной ставки
называется дилеммой целей кредитно-денежной политики.
4.3. Платежная система.
Платежная система как совокупность организационных форм,
инструментов и процедур, способствующих обращению денежных средств, имеет
большое значение для осуществления Банком России эффективной денежно-кредитной
политики. Порядок, формы и правила расчетов в Российской Федерации являются
обязательными для всех субъектов хозяйствования, предприятий, организаций и
населения. Формы безналичных расчетов определены Гражданским кодексом
Российской Федерации.
Основными формами безналичных расчетов являются расчеты
платежными поручениями, в меньшей степени применяются расчеты платежными требованиями
(по инкассо), расчеты аккредитивами и чеками применяются незначительно.
Часть расчетов юридических и физических лиц осуществляется
посредством платежных карт, их применение получает все большее развитие.
Коммерческие банки выпускают собственные платежные карты, карты российских
систем (STB Card, Union Card, Золотая Корона), а также международные платежные
карты, в частности VISA, Eurocard/MasterCard, Diners Club, JCB и American
Express.
Банк России проводит политику обеспечения бесперебойности функционирования
системы расчетов, ее быстродействия и надежности.
Большая часть платежей осуществляется через расчетную сеть
Банка России.
Банком России издан "Справочник банковских
идентификационных кодов участников расчетов на территории Российской Федерации"
("Справочник БИК РФ"), который содержит информацию о наименовании
кредитной организации-участнике расчетов, ее банковском идентификационном коде,
корреспондентском счете в Банке России, местонахождении и др. "Справочник
БИК РФ" периодически корректируется.
Кредитные организации, расположенные на территории
Российской Федерации (резиденты), имеющие лицензию Центрального банка
Российской Федерации на совершение банковских операций, открывают только один
корреспондентский счет в одном из учреждений Банка России (расчетно-кассовом
центре или операционном управлении), которое осуществляет их обслуживание.
Филиалы кредитных организаций имеют корреспондентские субсчета, но некоторые
филиалы осуществляют расчеты только через корреспондентский счет головного банка.
Для осуществления безналичных расчетов юридическим и
физическим лицам открываются счета в коммерческих банках, в особых случаях
счета юридическим лицам также могут быть открыты в учреждениях Банка России.
Расчеты клиентов учреждений банков с клиентами других учреждений банков, их
расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами производятся через корреспондентские
счета. Что касается расчетов между клиентами одного банка, то они проводятся
списанием или зачислением средств на соответствующие счета клиентов, минуя
корреспондентский счет банка.
Расчеты между одногородними банками, или банками,
обслуживаемыми одним вычислительным центром, часто организуются через счет
взаимных расчетов. Вся информация по расчетно-денежным документам, обработанная
в установленном порядке в коммерческом банке, вводится в ЭВМ. На
корреспондентском счете банка в расчетно-кассовом центре отражается только
сальдо проведенных операций. Такие расчеты представляют собой вид локального
клиринга.
Расчеты между расчетно-кассовыми центрами по операциям
кредитных организаций, а также по их собственным операциям осуществляются через
счета межфилиальных оборотов (МФО). Средством межфилиальных расчетов являются
авизо по МФО.
Правильность совершения расчетов со стороны
расчетно-кассовых центров подтверждается совпадением начальных и ответных
оборотов в процессе квитовки, т.е. сопоставления каждого ответного провода с
начальным.
Платежи осуществляются при наличии и в пределах средств на
корреспондентских счетах. Не исключена ситуация, когда у банка не достает
средств, в этом случае очередность списания средств с корреспондентских счетов
банков по платежам клиентов, располагающих необходимыми ресурсами, а также по
собственным платежам банков производится в очередности, установленной
Гражданским кодексом Российской Федерации. Неоплаченные расчетные документы при
этом помещаются в картотеку к корреспондентскому счету кредитной организации.
Платежи осуществляются почтовым и телеграфным способом
(бумажная технология) и электронным способом (безбумажная технология). Доля
электронных платежей увеличивается по количеству и сумме проведенных документов
за счет снижения доли почтовых и телеграфных платежей.
Общий срок безналичных расчетов установлен Федеральным
Законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и
не должен превышать двух операционных дней в пределах субъекта Российской
Федерации и пяти операционных дней в пределах Российской Федерации.
Часть межбанковских расчетов, а именно расчетов
многофилиальных банков, в том числе по перераспределению кредитных ресурсов,
осуществляется между головным банком и его филиалами и между филиалами банков с
отражением на их балансовых счетах. Внутрибанковские расчеты динамично
развиваются.
Межбанковские расчеты осуществляются также через
корреспондентские счета, открываемые в других банках. Порядок открытия и режим
функционирования корреспондентского счета одного банка в другом определяется по
соглашению между ними.
Операции, проводимые по корреспондентским счетам
банков-корреспондентов, делятся, главным образом, на два вида: операции,
основывающиеся на обслуживании клиентов, и собственные межбанковские операции.
К первым относятся операции по коммерческим сделкам клиентов; вторые включают
кредитные операции, операции по покупке и продаже валют, по торговле ресурсами
на денежном рынке и др. Банки, имеющие развитую корреспондентскую сеть,
способны осуществлять расчеты с максимальной скоростью и образуют собственные
расчетные системы.
Развитие корреспондентских отношений зависит от различных
факторов: взаимных потоков платежей, цены и спроса на рынке кредитных ресурсов,
возможности участия в торгах на региональных валютных биржах и других.
Расчеты между банками - корреспондентами составляют
значительную часть всего платежного оборота России. Таким способом совершается
большая часть расчетов с банками стран СНГ и зарубежными банками.
Еще одним способом межбанковских расчетов являются расчеты
через клиринговые палаты.
В основу принципов проведения клиринговых операций положены
две возможные модели. Первая - без предварительного депонирования средств на
счетах банков-участников расчетов в клиринговом учреждении. Окончательный
расчет в этом случае осуществляет Центральный банк Российской Федерации. Вторая
модель - с предварительным депонированием средств на счетах банков-участников в
клиринговом учреждении. Расчетным агентом по такой схеме является само
клиринговое учреждение.
По первой модели в 1997 году в Москве начинает работать
Клиринговая палата Межбанковского финансового дома. По данным на октябрь 1997
года, по второй модели действовало 7 клиринговых учреждений, расчеты через них
осуществляли около 200 кредитных организаций, филиалов и юридических лиц.
Удельный вес расчетов, осуществляемых через них, в
настоящее время невелик. Банк России играет определяющую роль в разработке
принципов организации клиринговых операций и контролирует их соблюдение.
В 1996 году была разработана Стратегия развития платежной
системы России, которая содержит основные долгосрочные и среднесрочные
мероприятия. Они включают создание системы расчетов в режиме реального времени,
т.е. переход на качественно новый уровень передачи банковской информации,
развитие негосударственных расчетных и клиринговых систем с соответствующим
регламентированием и надзором за их деятельностью, разработку систем
стандартизации и сертификации банковских технологий, создание в России условий
для внедрения расчетов платежными (пластиковыми) картами.
Основной задачей Департамента методологии и организации
расчетов является обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования
системы расчетов на основе проведения единой политики в области безналичных
расчетов.
Деятельность Департамента касается безналичных расчетов,
совершаемых в рублях на территории Российской Федерации. Департамент
разрабатывает правила, формы, сроки и стандарты безналичных расчетов и
осуществляет контроль за правильностью прохождения операций через расчетную
сеть Банка России. Для этого Департамент разрабатывает методологию
идентификации участников расчетов, проводит обследования платежного оборота,
анализирует состояние различных расчетных и платежных систем.
Политика валютного курса Центрального банка Российской
Федерации осуществляется в общем контексте денежно-кредитной политики,
проводимой Правительством Российской Федерации и Банком России, и являлась
дополнительным фактором финансовой стабилизации.
Основные усилия были направлены на обеспечение стабильности
национальной валюты и создание условий для динамичного развития финансового
рынка.
Проводимая с июля 1995 года политика стабилизации курса
рубля дала ощутимые результаты. Введение валютного коридора не только
ограничило валютный курс рубля снизу, создав ориентир для импортеров продукции,
но и предотвратило резкое повышение курса национальной валюты, поддержав тем самым
российских экспортеров. Установление предельного нижнего уровня текущего
валютного курса явилось сильным антиинфляционным фактором и позволило
эффективно сдерживать темпы внутреннего обесценения рубля.
С мая 1996 года Банк России изменил систему установления
официального курса иностранных валют к рублю Российской Федерации, отказавшись
от привязки официального курса рубля к фиксингу Московской межбанковской
валютной биржи. В 10 часов московского времени каждого рабочего дня Банк России
объявляет курсы покупки и продажи долларов США по своим операциям на
межбанковском валютном рынке. Эти курсы устанавливаются с учетом соотношения
текущего спроса и предложения на иностранную валюту на межбанковском и биржевом
валютном рынках, динамики инфляционных показателей, положения на международных
рынках иностранных валют, изменения величины государственных золотовалютных
резервов, динамики показателей платежного баланса страны. Арифметическое
среднее курсов покупки и продажи доллара дает величину официального курса доллара
США к российскому рублю на следующий календарный день. В 1998 году разница
между официальным курсом и курсами покупки и продажи доллара не будет превышать
1,5%.
Важным
этапом в развитии валютной политики стало принятие Правительством Российской
Федерации и Банком России в июне 1996 года международных обязательств по снятию
ограничений на конвертируемость рубля по текущим операциям в рамках
присоединения к VIII статье устава МВФ, что создало принципиально новые условия
для процесса курсообразования и привлечения на российский рынок иностранных
инвесторов.
Достигнутый
прогресс в области финансовой стабилизации позволил установить в 1997 году
границы "валютного коридора" на весь год. С учетом возможных
незначительных отклонений от вероятного сценария экономического развития в 1997
году значения верхней и нижней границ допустимого изменения валютного курса,
установленные совместным Заявлением Правительства Российской Федерации и Банка
России, составили на начало года 5500 и 6100 рублей за доллар США, а на конец
года - соответственно 5750 и 6350 рублей за доллар США.
Стабилизация
основных макроэкономических показателей, возросшая устойчивость российского
финансового рынка поставили перед Банком России новые задачи в области
реализации государственной курсовой политики. Правительство Российской
Федерации и Банк России 10 ноября 1997 года в совместном заявлении объявили о
переходе от практики установления ежегодных ограничений изменения курса рубля к
определению среднесрочных ориентиров динамики курса национальной валюты.
Правительство Российской Федерации и Банк России средствами бюджетной,
денежно-кредитной и валютной политики будут поддерживать такие условия на
валютном рынке, что в ближайшие несколько лет, как минимум в 1998-2000 годах,
центральный обменный курс российского рубля будет находиться на уровне 6,2
рубля (с учетом деноминации) за 1 доллар США, а его возможные отклонения не
превысят 15% от этого значения. При этом будет обеспечен плавный, исключающий
скачки валютного курса переход к новому этапу валютной политики. Вместе с тем
Банк России считает, что в отдельные промежутки времени обменный курс рубля
может испытывать существенное воздействие внутренних и внешних факторов, что
будет проявляться в большей его гибкости в рамках указанных выше параметров.
ГЛАВА 5. СИСТЕМА КРЕДИТОВ
5.1. Кредиты банка России
Центральный
банк РФ выступает активным участником рынка межбанковских кредитов как кредитов
«последней инстанции». Кредиты ЦБ РФ – одна из форм рефинансирования банков в
процессе осуществления денежно-кредитного регулирования.
До
1995 г. Основными видами кредитов ЦБ РФ выступали кредиты Минфину РФ для
финансирования дефицита федерального бюджета и централизованные кредиты
коммерческим банкам.
Централизованные
кредиты предоставлялись ЦБ РФ коммерческим банкам для кредитования им
предприятий и организаций по государственным программам. Эта сделка оформлялась
межбанковским кредитным договором на основе заявки коммерческого банка о
предоставлении ему кредитных ресурсов в территориальное Главное управление ЦБ
РФ. В ней содержалось экономическое обоснование суммы кредита. Его цели и
сроки, обеспечение, графики погашения кредита хозорганом-заемщиком
коммерческому банку, а банком – Центральному банку РФ. Обязательным условием
предоставления кредитов являлось соблюдение коммерческим банком установленных
экономических нормативов с учетом получения кредита ЦБ РФ.
Договоры
о предоставлении кредитов ЦБ РФ коммерческому банку заключались после тщательного
рассмотрения его заявки. ЦБ РФ изучал причины потребности в кредите, проводимую
банком политику, объемы кредитования посреднической деятельности и других
банков.
Начиная
с 1995 г. ЦБ РФ развивает рефинансирование коммерческих банков на рыночной основе
в форме проведения кредитных аукционов, предоставления ломбардного
кредита и др.
В
отличии от обычных централизованных кредитов кредитные ресурсы, покупаемые на
аукционе, направляются не в конкретные секторы экономики или регионы, а
обеспечивают ликвидность банковской системы, т.к. предназначаются для
стабильного работающих банков.
5.2. Предоставление ЦБ РФ кредитов коммерческим банкам
Банк России предоставляет кредиты
коммерческим банкам в пределах общего объема выдаваемых кредитов,
определяющимися в соответствии с ориентирами единой государственной
денежно-кредитной политики. К таким кредитам относятся внутридневные кредиты,
однодневные расчетные кредиты (овернайт) и ломбардные кредиты(кредиты в твердо
фиксированной сумме, предоставляемые кредитором заемщику на определенный срок
под залог имущества или имущественных прав) на сроки, установленные
Центробанком России.
С
марта 1998 г. они выдаются только под залог государственных ценных бумаг,
включенных в ломбардный список.
После
августа 1998 г. обеспечителем данных кредитов являются ГКО и ОФЗ со сроком
погашения после 1 января 1999 г., облигации федерального займа с постоянным
купонным доходом и облигации ЦБ, выпускаемые в обращение в соответствии с
Положением Банка России «О порядке эмиссии облигаций РФ» от 28 августа 1998 гю
№52- 6.
Совет
директоров ЦБ по представлению кредитного комитета данного банка утверждает,
изменяет и дополняет ломбардный список и официально публикует его в «Вестнике
Банка России». Он же утверждает сроки кредитов, процентные ставки, а также
плату за право пользования внутридневными кредитами.
При
наличии достаточного обеспечения коммерческий банк может получить несколько
видов кредитов в один день, в том числе ломбардные кредиты на различные либо
одинаковые роки, или несколько внутридневных кредитов.
Кредиты
от имени Банка России предоставляются коммерческим банкам уполномоченными
учреждениями (ГРКЦ, РКЦ) на основании генерального кредитного договора.
5.3. Общие условия предоставления и
погашения кредитов Банка России
Общими условиями предоставления и
погашения кредитов Банка России являются:
1.
Заключение с Банком России генерального кредитного
договора, в котором определяются виды кредитов, необходимых коммерческому
банку.
Для получения кредита овернайт
должно быть заключено дополнительное соглашение к договору о возможности такого
кредита и предоставления Банку России права на описание денежных средств в
объеме на погашенных в срок его требования по предоставленным кредитам, а
также платы за право пользования внутридневными кредитами без распоряжения банка-владельца
корреспондентского счета
Данное описание будет производится
на основе инкассового поручения уполномоченного учреждения Банка России в
порядке очередности, установленной законодательством.
2.
Банк-заемщик должен иметь счет депо в
уполномоченном депозитарии и заключить дополнительное соглашение к
депозитарному договору, в том числе:
·
об открытии раздела «Блокировано Банком России» на
своем счете депо и о праве Банка России присвоить полный номер этому разделу, о
праве Банка России открывать и присваивать номера определенного определенным
разделам на счете депо банка и др.
3.
Кредиты ЦБ РФ предоставляются при условии
предварительного блокирования банком государственных ценных бумаг в разделе
«Блокировано Банком России» счета депо банка в депозитарии.
Банки самостоятельно определяют количество и
выпуск государственных ценных бумаг и бумаг ЦБ РФ, подлежащих предварительному
блокированию.
Ценные бумаги, принимаемые в залог, должны
отвечать следующим требованиям:
· должны
быть включены в ломбардный список;
· учитываться
на счете депо банка, открытом в депозитарии;
· принадлежать
банку на праве собственности и не быть
обремененными другими обязательствами банка;
· иметь
срок погашения не ранее, чем 10 дней после наступления срока погашения
предоставления кредита.
4.
Банк-заемщик на момент предоставления кредита
должен отвечать следующим требованиям:
· иметь
достаточное обеспечение по кредиту;
· в
полном объеме выполнять обязательные резервные требования;
· не
иметь просроченной задолженности по кредитам, ранее
предоставленных Банком России, и процентов по ним, а также
других просроченных денежных обязательств перед последним.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главными задачами, стоящими перед
всеми центральными банками, является поддержание покупательной способности
национальной денежной единицы и стабильности кредитно-банковской системы
страны.
Денежно-кредитное регулирование,
осуществляемое центральными банками, являясь одной из составляющих
экономической политики государства, одновременно позволяет сочетать
макроэкономическое воздействие с возможностями быстрой корректировки
регулирующих мер.
Главным направлением деятельности
центральных банков является регулирование денежного обращения.
Одно из важнейших направлений
деятельности центрального банка - рефинансирование кредитно-банковских
институтов, направленное на обеспечение стабильности банковской системы.
Инструментарий рефинансирования со стороны центрального банка включает
предоставление ссуд под учет векселей и ломбардных кредитов, то есть
заимствований на кратко- и среднесрочной основе. Для повышения уровня
ликвидности банковских институтов центральные банки осуществляют их
рефинансирование с различной степенью интенсивности в разных странах. При этом
использовать кредиты рефинансирования могут только стабильные банковские
институты, испытывающие временные трудности.
Одной из важнейших функций
центрального банка является участие в управлении государственным долгом,
который формируется из обязательств центрального правительства, местных органов
власти,. предприятий государственного сектора. Управление государственным
долгом используется одновременно в качестве способа разрешения проблем
государственных финансов и регулирования спроса и предложения на внутреннем
денежно-кредитном рынке.
Центральный банк является проводником
государственной валютной политики, направленной главным образом на
регулирование валютного курса. Выбор режимов валютных курсов, используемых
центральными банкам (фиксированный, свободно плавающий, "ползучий",
двойной, система множественности валютных курсов) осуществляется в зависимости
от их сравнительных преимуществ применительно к конкретным экономическим
условиям данной страны.
Стратегические направления валютной
политики обусловлены целом рядом факторов: структурой центрального банка,
характером проводимой им денежно-кредитной политики, уровнем инфляции,
состоянием государственной задолженности.
Центральный банк играет ключевую роль
в проведении кредитно-денежной политики, при этом он преследует конкретные
цели: регулирование темпов экономического роста, смягчение циклических
колебаний, сдерживание инфляции, достижение сбалансированности
внешнеэкономических связей.
Список литературы.
1. Нормативно-правовые акты Российской
Федерации.
1.
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая.
2.
Конституция Российской Федерации.
3.
Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России)».
4.
Федеральный закон «О банках и банковской деятельности».
5.
Федеральный закон о бухгалтерском учете.
2.Литература
1.
Анташев В.А. Основы предпринимательского дела/А.В.
Анташев, М.В. Кузнецов и др.-М., 1992
2.
Балабанов .Банки и банковская деятельность. - М.,
2001
3.
Борискин А.В. Деньги Кредит Банки/ Е.Ф.
Борискин,А.А. Тарабцева. – С-Пб.: СпецЛит, 2000
4.
Жуков Е.Ф. Банки и банковские операции : Учебник
для вузов/ Е. Ф. Жуков, Л. М. Максимова и др. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998
5.
Журнал «Экономика России: XXI
век» от 30.11.2005
6.
Камаев В.Д. Экономика и бизнесс.- М.: Изд-во МГТУ,
1993 - гл.20
7.
Колесников В.И. Банковское дело:Учебник для вузов.
- М.: Финансы и статистика, 1998
8.
Лаврушин О.И. Деньги Кредит Банки. – М.: Финансы и
статистика, 2001
9.
Львов А.В. Основы экономики и оргинизации бизнеса.-
С-Пб.: ГМП Формика,1992
10.
Макконнелл К.Р., Брю Л.С. Экономикс: в 2 т.- М.:
Республика, 1992. – Т.1, гл.16, 17.- с.282-313
11.
Медведков С. Экономическая политика и банковская
система// Вопросы экономики. – 1995. – п.11
12.
Орлов А. Необходимо реформирование банковской
системы // Экономист.- 1996. -№3
13.
РЭО Вестник №183.25.11.2005
14.
Семенюта О.Г.Основы банковской деятельности в
Российской Федерации. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001
15.
Тагирбеков К.Р. Основы банковской деятельности:
учебник для вузов.
-
М., 2001
3. Информация в сети Internet.
1.
#"_Toc134074627">ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Динамика поступлений доходов в федеральный бюджет РФ в
январе-сентябре 2004-2005 гг. представлена на диаграмме ниже[1].
ПРИЛОЖЕНИЕ 2[2]
Примерная
структура Центрального банка
[1] РЭО Вестник №183.25.11.2005.
[2] www. cbr. ru
Страницы: 1, 2, 3, 4
|