В то же время процесс становления кредитной системы выявил
определенные проблемы и недостатки во всех ее структурных звеньях. К основным
можно отнести следующие:
- продолжают существовать мелкие коммерческие банки,
которые из-за слабой финансовой базы не могут справиться с потребностями
клиентов;
- монопольное, ничем не ограниченное положение на
банковском рынке, продолжает занимать Сберегательный Банк;
- главная проблема ипотечной системы в России заключается в
неразвитости рынка жилья и несоответствии цен на жилье среднему уровню доходов
населения;
- отсутствие реальных условий для развития рынка
корпоративных ценных бумаг в качестве основы для функционирования
инвестиционных банков;
- отсутствие реальной законодательной базы для регламентации
рынка специализированных небанковских институтов.
Все эти проблемы существенным образом тормозят развитие
кредитной системы России в ее скорейшем приближении к состоянию кредитных
систем промышленно развитых стран.
На XI банковском конгрессе в Санкт-Петербурге
первый заместитель председателя ЦБ РФ А.Козлов ратовал за конкурентную
систему развития денежно-кредитной системы в России, т.е. снижение роли
государственных банков, сочетание продолжающейся концентрации банковского
капитала с расширением конкурентного поля. Диверсификация операций «сырьевых»
банков и банков ФПГ. К 2005 г. активы банковской системы увеличатся до 40-42%
ВВП, а кредиты - до 19-20% ВВП.
ГЛАВА 3. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЦБ РФ
Центральный
банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на
базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному
Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР.
2
декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном
банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России являлся юридическим
лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе
были определены функции банка в области организации денежного обращения,
денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и
регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.
В июне 1991 г. был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка
России), подотчетного Верховному Совету РСФСР.
В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых Государств
и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСР
единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и
валютного регулирования экономики республики. На него возлагались функции
Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до
1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление
материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений,
предприятий и организаций.
20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все
его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы
Центральному банку РСФСР (Банку России). Несколько месяцев спустя банк стал
называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России).
В течение 1991-1992 гг. под руководством Банка России в стране на основе
коммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сеть коммерческих
банков. После упразднения Госбанка СССР была изменена система счетов, создана
сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их
компьютеризация. ЦБ РФ начал осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на
организованном им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные
котировки иностранных валют по отношению к рублю.
С декабря 1992 г. начался процесс передачи Банком России функций кассового
исполнения государственного бюджета вновь созданному Федеральному Казначейству.
Свои функции, определенные Конституцией Российской Федерации
(ст. 75) и Законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке
России)" (ст. 22), банк осуществляет независимо от федеральных
органов государственной власти, органов государственной власти субъектов
федерации и органов местного самоуправления.
В 1992-1995 гг. в порядке поддержания стабильности банковской системы Банк
России создал систему надзора и инспектирования коммерческих банков, а также
систему валютного регулирования и валютного контроля. В качестве агента
Министерства финансов Банк России организовал рынок государственных ценных
бумаг (ГКО) и стал принимать участие в функционировании.
С 1995 г. Банк России прекратил использование прямых кредитов для
финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять целевые
централизованные кредиты отраслям экономики.
С целью преодоления последствий финансового кризиса 1998 г. Банк России
проводил политику реструктуризации банковской системы, направленную на улучшение
работы коммерческих банков и повышение их ликвидности. В установленных
законодательством рамках с рынка банковских услуг были выведены несостоятельные
банки. Большое значение для восстановления банковской деятельности в
послекризисный период имело также создание Агентства по реструктуризации
кредитных организаций (АРКО) и Межведомственного координационного комитета
содействия развитию банковского дела в России (МКК). В результате эффективных
действий Банка России, АРКО и МКК банковский сектор экономики в середине
2001 г. в основном преодолел последствия кризиса.
Денежно-кредитная
политика Банка России была ориентирована на поддержание финансовой стабильности
и формирование предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста
страны. Банк России гибко реагировал на изменение реального спроса на деньги,
способствовал поддержанию растущей динамики экономики, снижению процентных
ставок, инфляционных ожиданий и темпов инфляции. Это привело к некоторому
укреплению реального валютного курса рубля и стабильности финансовых рынков.
В результате взвешенной денежно-кредитной политики и политики валютного курса,
проводимой Банком России, увеличились золотовалютные резервы Российской
Федерации, нет резких колебаний обменного курса.
Деятельность Банка России в области развития платежной системы была
направлена на повышение ее надежности и эффективности для обеспечения
стабильности финансового сектора и экономики страны. С целью повышения
информационной прозрачности в функционировании платежной системы Банком России
была введена отчетность кредитных организаций и территориальных учреждений
Банка по платежам, которая учитывала международный опыт, методологию и практику
наблюдения за платежными системами.
В 2003 г. Банк России приступил к реализации проекта по усовершенствованию
банковского надзора и пруденциальной отчетности за счет внедрения системы
международных стандартов (МСФО).
Предусматривается реализация комплекса мер, включая обеспечение достоверного
учета и отчетности кредитных организаций, повышения требований к содержанию,
объему и периодичности публикуемой информации, реализации в учете и отчетности
подходов, признанных передовой международной практикой. Кроме того, будет
раскрыта информации о реальных владельцах кредитных организаций, контроль за их
финансовым состоянием, а также повышение требований к должностным лицам
кредитной организации и их деловой репутации.
Повышенное внимание Банк России уделяет ряду проблем. Одна из них
связана с тем, что в последнее время все более важную роль начинают играть
специфические риски, связанные с динамикой цен на отдельные финансовые активы и
конъюнктурой рынка недвижимости. К высокой концентрации рисков у ряда банков
приводит практика кредитования связанных сторон. В связи с этим совершенствование
Банком России методов банковского регулирования и надзора идет в направлении
развития содержательного (риск-ориентированного) банковского надзора.
Еще одна проблема, которой Банк России уделяет повышенное внимание, —
это фиктивная капитализация банков.
С целью противодействия использованию банками разного рода схем для
искусственного завышения или занижения значения обязательных нормативов в
2004 г. Банк России принял ряд документов в том числе Положение "О
порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные
потери" и Инструкцию "Об обязательных нормативах банков".
В связи с расширением круга кредитных организаций, предоставляющих
населению ипотечные кредиты, Банк России в 2003 г. издал Указание "О
проведении единовременного обследования по ипотечному кредитованию", в
котором был определен порядок составления и предоставления сведений о
предоставленных кредитными организациями ипотечных жилищных кредитах.
С принятием Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах"
кредитные организации, обеспечивающие соблюдение требований по защите интересов
инвесторов, получили законодательно закрепленную возможность рефинансировать
свои требования по ипотечным кредитам за счет выпуска указанных ценных бумаг.
В 2004 г. на основании Федерального закона "О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)" и Федерального закона "Об
ипотечных ценных бумагах" Банк России издал Инструкцию "Об
обязательных нормативах кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций
с ипотечным покрытием", в которой установил особенности расчета и значений
обязательных нормативов, величину и методику определения дополнительных
обязательных нормативов кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций
с ипотечным покрытием.
В декабре 2003 г. был принят Федеральный закон "О страховании вкладов
физических лиц в банках Российской Федерации". В нем были определены
правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы
обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации,
а также компетенция, порядок образования и деятельности организации,
осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, порядок выплаты
возмещения по вкладам.
В настоящее время в системе страхования вкладов участвует подавляющее
большинство банков. В них сосредоточено почти 100 процентов всех вкладов
физических лиц, размещенных в банковских учреждениях Российской Федерации.
В апреле 2005 г. Правительством Российской Федерации и Центральным банком
Российской Федерации была принята "Стратегия развития банковского сектора
Российской Федерации на период до 2008 года".
В соответствии с этим документом основной целью развития банковского сектора на
среднесрочную перспективу (2005—2008 гг.) является повышение его
устойчивости и эффективности функционирования.
Реформирование
банковского сектора будет способствовать реализации программы
социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную
перспективу (2005—2008 гг.), прежде всего преодолению сырьевой
направленности российской экономики за счет ее ускоренной диверсификации и
реализации конкурентных преимуществ. На следующем этапе (2009—2015 гг.)
Правительство Российской Федерации и Банк России будут считать приоритетной
задачу эффективного позиционирования российского банковского сектора на
международных финансовых рынках.
ГЛАВА 4. Денежно-кредитная политика, проводимая ЦБ.
4.1. Задачи и функции Банка России.
Определены Конституцией Российской Федерации и Федеральным
законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Основная цель деятельности Банка России - защита и обеспечение стабильности
рубля. При этом Банк России выступает как единственный эмиссионный центр, а
также как орган банковского регулирования и надзора. Комплекс основных функций
Банка России закреплен в ст. 4 Федерального закона "О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)", в соответствии с которой Банк
России:
-
во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и
проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на
защиту и обеспечение устойчивости рубля;
-
монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
-
является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует
систему рефинансирования;
-
устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
-
устанавливает правила проведения банковских операций. бухгалтерского учета и
отчетности для банковской системы;
-
осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и
отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом:
-
осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
-
регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с
федеральными законами:
-
осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации
все виды банковских операций, необходимых для выполнения своих основных задач;
-
осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной
валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;
-
организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через
уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации:
-
принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации
и организует составление платежного баланса Российской Федерации:
-
проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в
целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и
ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные,
а также выполняет иные функции в соответствии с федеральными законами.
Таким
образом, Банк России по своей сути эквивалентен центральным эмиссионным банкам
других стран. В качестве своей основной функции, Банк России формирует и
претворяет в жизнь кредитно-денежную политику государства. Спектр
деятельности Банка России весьма широк: от действия в качестве агента
государства и управления банковскими холдинг-компаниями до обеспечения
необходимого количества денег.
Он
независим от распорядительных и исполнительных органов государственной власти.
Он может быть распущен и ликвидирован только специальным законодательным
актом. Банк России экономически самостоятелен, то есть осуществляет свои
расходы за счет собственных доходов. Однако, Банк России в проведении
кредитно-денежной политики не руководствуется стремлением к прибыли, а
проводит политику улучшения состояния экономики в целом.
Банк
России является "банком банков", он предоставляет кредиты и принимает
вклады только от депозитных учреждений. Он имеет право выпускать в
обращение денежные знаки, которые, тем самым, образуют предложение бумажных
денег. Такую функцию другие банки в РФ не имеет.
Банк
России возглавляется Председателем Банка и имеет свой Устав. Председатель
назначается сроком на 5 лет.
Управление
Банком России осуществляется на коллективной основе Советом Директоров Банка.
Банк России имеет большое количество своих отделений по всей стране.
4.2. Основные направления
кредитно-денежной политики Центрального банка
Теории спроса и предложения денег, равновесия на денежном
рынке дают научную основу для проведения обоснованной, взвешенной
кредитно-денежной политики, направленной на стабилизацию экономического
развития.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|