Меню
Поиск



рефераты скачать Ценообразование в условиях совершенной и не совершенной конкуренции

p> А.Маршалл из-за нежелания провести разграничение между совершенной и менее совершенной конкуренцией практически задержал развитие и теории конкуренции, и теории монополии.

В этом случае на рынке действует большое количество продавцов, производящих разнообразную продукцию, и возможно появление новых продавцов.
Вступление конкурентов в отрасль достаточное свободное.

В условиях монополистической конкуренции фирмы обладают некоторым контролем над ценой. В отличие от условий совершенной конкуренции, каждый отдельный производитель, изменяя объём производимой продукции, может повлиять на цену своего товара. Это возможно если конкурирующие фирмы продают не стандартизированный товар. Возможности дифференциации товара по качеству, внешнему виду, репутации (товарному знаку) и прочим характеристикам дают возможность каждому продавцу меру монопольной власти над ценой.

Спрос на продукцию в условиях монополистической конкуренции отражает кривая спроса.(см.выше) Она показывает суммарный объём продукции, представляемый фирмой при каждом значении цены. Подобно кривой спроса фирмы- монополиста кривая спроса на продукцию в условиях монополистической конкуренции является также убывающей. Но она намного более эластична, чем кривая спроса производителя-монополиста, поскольку продавец в условиях монополистической конкуренции сталкивается с относительно большим числом конкурентов, производящих взаимозаменяемые товары. Чем больше конкурентов и слабее дифференциация продукта, тем более эластичной будет кривая спроса в условиях монопольной конкуренции. Что же касается кривой предельного дохода в этих условиях, то она лежит ниже кривой спроса производителя, и её наклон также будет составлять половину угла наклона последней.

На краткосрочном временном интервале в условиях монопольной конкуренции фирмы будут выбирать цену и объём выпуска, максимизирующие прибыль и минимизирующие убытки, также исходя из уже известного принципа равенства предельного дохода и предельных издержек. Сходная ситуация имеет место и на долгосрочном временном интервале. Максимизация прибыли в этом периоде в условиях монополистической конкуренции предполагает объём выпуска, при котором предельный доход равен долгосрочным предельным издержкам.

Завершая краткий анализ рыночного поведения фирм в условиях конкуренции, следует также обратить внимание на эффективность распределения и использования ресурсов. В этих условиях производится несколько меньший, чем наиболее эффективный объём продукции. Это означает, что имеет место недоиспользование ресурсов для производства товаров и установления несколько более высокой цены. Иначе говоря, издержками монополистической конкуренции являются избыточные производственные мощности и недопроизводство необходимой обществу продукции. Но чем острее проблема избытка производственной мощности, тем шире диапазон потребительского выбора. Монополистическая конкуренция связана с приспособлением продукта к потребительскому спросу, а потребительского спроса – к продукту. Такое приспособление является компенсирующим моментом монополистической конкуренции, но максимальная производственная эффективность все-таки не достигается.

Завершить рассмотрение рынка несовершенной конкуренции необходимо анализом олигополии. Олигополия – рыночная структура, состоящая из небольшого числа фирм, причем по крайней мере, некоторые из них имеют большие размеры относительно размеров рынка. Товар, реализуемый в условиях олигополии, может быть и дифференцированным, и стандартизованным. На олигополистическом рынке фирмы, обладающие большими долями в общем, выпускаемом количестве товара, обладают способностью влиять на цену товара, варьируя его наличие на рынке. Степень преобладания на рынке одной или нескольких больших фирм определяют коэффициент концентрации и индекс
Герфиндаля. Коэффициент концентрации – простейший показатель, измеряющий концентрацию рынка. Он показывает процент продаж приходящихся на данном отраслевом рынке на долю четырёх (или восьми) крупнейших фирм. Индекс
Герфиндаля позволяет учесть степень влияния доминирующей фирмы. Этот индекс рассчитывается путём возведения в квадрат процентных долей рынка каждой из фирм и суммирования полученных результатов: Н=р + р + ... р

Следует обратить внимание, что олигополистическое поведение на рынке подразделяется на олигополию, основанную на соглашении, и олигополию доминирующей фирмы.

Соглашение предполагает согласование между несколькими фирмами о разделе рынка и ценах. Выделяют открытое соглашение и тайное или молчаливое соглашение. Если соглашение является открытым и оформленным и вовлекает всех или большую часть производителей на рынке, его результатом является картель. Его цель – максимизировать прибыль путём фиксации цен и ограничения объёмов выпуска продукции. Но поскольку открытое соглашение в настоящее время является незаконным в большинстве стран (согласно антитрестовским законам), то олигополисты часто ищут пути к тайному сотрудничеству, исключающему открытое соглашение, к согласованию без соглашения.

Олигополия доминирующей фирмы определяет организацию рынка, при которой на нём господствует крупная фирма, цены которой являются базовыми для всех остальных продавцов. Вариантом олигополии доминирующей фирмы выступает ценовое лидерство. При олигополистическом лидерстве в области ценообразования одной – единственной фирме отводится ведущая роль в формировании цены, исключая тем самым необходимость тайного сговора.

Соперничающие фирмы могут не только договариваться о сотрудничестве в погоне за прибылью, но и вести сознательное соперничество или войны цен.
Ценовая война предполагает цикл последовательных снижений цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами. Война цен продолжается до тех пор, пока цена не падает до уровня средних издержек. Снижение цены ниже этого уровня приводит к убыткам.

Равновесие «изгибающейся» кривой спроса для олигополистов очень стабильно. В отличие от чистого монополиста олигополист при наличии
«изгибающейся» кривой спроса не будет изменять цены или объём выпуска вследствие небольших цен средних изменений в издержках. Кривая предельных издержек все равно пресечет кривую предельного дохода на изгибе.

2.3 Государственное регулирование ценообразования.

Значительное место в Гражданском Кодексе РФ уделено вопросам ценообразования.

В первой части Кодекса выделена специальная статья, определяющая особенности современной практики ценообразования (ст. 424). Прежде всего, эта статья утверждает, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Этим подтверждается практика применения свободных рыночных цен в России.

Разновидностью цен признаны тарифы, расценки, ставки и т.п., тем самым можно утверждать, что ценообразование распространяется на 1) банковские операции (процентные ставки за пользование кредитом, за отдельные банковские операции и т.д.), 2) трудовые отношения (расценки, ставки за выполняемые работы, технологические операции) и т.д.

Подчеркивается, что в предусмотренных законом случаях применяются цены, устанавливаемые или регулируемые соответствующими государственными органами.

Основой для изменения цен после заключения договора являются условия, предусмотренные этим законом или договором. Изменение цены, гласит п. 2 ст.
424, после заключения договора допускается в случаях и на условиях, 1) предусмотренных договором, 2)законом, либо в установленном законом порядке.

В случаях, когда в договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть, оплачено по цене, которая обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги (п.3 ст. 424).

Вообще, различают прямое и косвенное воздействие государства на цены.
Прямое, или административное, вмешательство государства в действующие цены означает участие государства в формировании уровней, структур и движения цен, установления определенных правил ценообразования.

В условиях рыночной экономики, регулируемые цены, как и свободные цены, устанавливаются и утверждаются самими предприятиями. Государственное воздействие на такие цены осуществляется путем методического и организационного единства в установлении цен на товары и услуги, в разработке рекомендаций по их обоснованию, в том числе и по отраслям народного хозяйства.

Прямое вмешательство государства целесообразно тогда, когда ставится задача стабилизации действующих цен и их незначительного роста, например в
1998 г., предполагался рост цен 5-10% в год. В 1999 г., - 30%.

Решение о необходимости регулирования цен принимается на основе анализа деятельности субъектов ценообразования с учетом стимулирующей роли соответствующих методов регулирования в качестве производимой продукции и удовлетворение спроса на неё.

Можно выделить следующие формы вмешательства государства в процесс ценообразования*.
1. Общее замораживание цен (оно применяется при чрезвычайно сильном инфляционном развитии экономики) или замораживании цен на отдельные группы товаров.
2. Установление фиксированных цен и тарифов. Фиксированные цены с твердо установленной величиной формируются по решению соответствующих органов власти и управления и ими же утверждаются. Решение о введении фиксированных цен предшествует процедура определения прибыли

(рентабельности), включаемой в такие цены, а также разрешения споров в случаях, когда фиксированные цены не обеспечат отдельным предприятиям

(независимо от форм собственности) и гражданам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, нормативной прибыли. Субъекты ценообразования в случае введения фиксированных цен обязаны реализовать свою продукцию по ценам, не превышающим фиксированной цены.
3. Установление пределов возможного роста цены за определенный период времени или предельного уровня цены, то есть максимального или минимального уровня цены, выше или ниже которого цена на может подниматься. Такое регулирующие мероприятие очень важно в условиях дефицита, так как рост свободных цен, в конечном счете, ведет к сокращению производства. Россия, отпустив в связи с переходом к рынку свои цены на свободу, потеряла значительную часть национального продукта.

В настоящее время правительство РФ предлагает установить верхний лимит цены на продукцию естественных монополий.

Предельный уровень цены может быть надежной гарантией населению от
«ценового диктата» производителей в условиях отсутствия конкуренции на внутреннем рынке. На социально важные товары и услуги предельный уровень цены может устанавливаться местными органами власти и управления.

В своей деятельности российское правительство в 1996-1998 гг., ввело в практику регулирования предельные минимальные цены. Так, Министерство экономики в целях обеспечения устойчивой работы ликероводочной отрасли промышленности с учетом изменения норм и правил производства и оборота алкогольной продукции утвердило минимальные цены на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28%. Аналогичные правила предусмотрены для продукции, производимой или ввозимой на территорию РФ из других стран.
4. установление предельного норматива рентабельности. В этом случае в цене при её расчете учитывается прибыль в размере предельного норматива рентабельности. В России этот метод регулирования цен получил наибольшее распространение. Он применяется при регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов, на многие виды услуг, цены на которые регулируют местные органы власти (например, на вывоз бытовых отходов, ритуальные услуги и т.д.). В 1992 – 1993 гг., предельные уровни рентабельности на продукцию предприятий-монополистов были утверждены правительством РФ. Размер их был дифференцирован по отраслям и группам продукции.
5. Для биржевой торговли и вне биржевого оборота может быть введен предельный уровень котировальных цен на товары, поступившие из государственного сектора и прогрессивное налогообложение прибыли продавцов этих товаров по рыночным ценам, превышающим предельные уровни цен.

А также, установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок; декларирование цен; установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции.

Косвенное вмешательство в ценообразование заключается в обеспечении применения совокупности способов и средств, способствующих расширению товарного положения на рынке, управлению доходами населения, регулированию налогов как на производимую. Так и на потребляемую продукцию.

Косвенное регулирование цен осуществляется: путем применения льготного налогообложения, льготного кредитования, субсидирования и дотирования из бюджета, заключения органом власти с юридическим или физическим лицом договора о введении фиксированных цен на реализуемую им продукцию или услуги.

Органы исполнительной власти могут поощрять заключение соглашений между производителями и потребителями продукции при участии органов государственного управления, а также принятия производителями продукции односторонних обязательств, направленных на ограничение роста цен.

К формам косвенного регулирования цен также можно отнести различные мероприятия и программы, разрабатываемые государственными органами.
. Создание условий для развития здоровой конкуренции и предпринимательства.

Так, для повышения эффективности производства предприятия естественных монополий правительством РФ намечено постоянно проводить анализ обоснованности затрат монополистов, организовывать торги по закупке продукции, используемой предприятиями естественных монополий.
. Разработка специальных правительственных программ по развитию производства товаров народного потребления. Расширению услуг, оказываемых населению, увеличению жилищного строительства за счет государственных бюджетных ассигнований.
. Государственное финансирование НИР на разработку и создание новых видов продукции.
. Государственное стимулирование привлечения в страну иностранных инвестиций, создания совместных предприятий.
. Эффективное использование таможенных тарифов, льготных таможенных пошлин для стимуляции товарной интервенции по тем видам продукции, по которой в стране дефицит или которая предназначена для социально незащищенных групп населения.

Глава 3. Ценовая политика предприятия.

3.1 Механизм ценообразования.

Каждый товар имеет цену, но далеко не каждое предприятие в состоянии самостоятельно установить цену, по которой оно хочет продать свой товар.
Если товары не дифференцированы, а конкуренты многочисленны, предприятие не обладает рыночной силой и должно принять цену, задаваемую рынком. Ещё недавно решения по ценам принимались исходя из издержек и рентабельности.
Кризисные годы экономических преобразований в России изменили состояние дел: высокая инфляция, рост цен на сырьё, рост процентных ставок, обострение конкуренции, снижение покупательной способности – все эти факторы усилили роль ценообразования. В зависимости от особенностей товара, размеров и финансовой мощи фирмы-продавца, целей, который она ставит, для расчета цены могут быть использованы различные методы. Значительное влияние на выбор метода расчета цены оказывает также степень новизны товара, наличие дифференциации товара по качеству, стадия жизненного цикла товара.
Причем минимально возможная цена определяется себестоимостью продукции, максимально возможная – наличием уникальных достоинств в изделии. Цены товаров-конкурентов и товаров-заменителей характеризуют, как правило, средний уровень. Таким образом, при выборе метода ценообразования нужно учитывать как внутренние ограничения (издержки и прибыль), так и внешние
(покупательная способность, цены товаров-конкурентов и т.д.). Расчет цены на товар предполагает выполнение ряда последовательных этапов в деятельности экономиста по ценам.

1этап. Постановка целей и задач ценообразования. Цена товара выполняет исключительно важную для предприятия функцию, которая состоит в получении
(для фирмы) выручки от продажи товаров. Руководство фирмы рассматривает цену как переменный фактор, оказывающий прямое воздействие на выручку от продажи товаров, структуру производства, методы работы фирмы. Поэтому на практике ценообразования относятся с чрезмерной осторожностью. Рассчитывая цену, фирма должна четко определить для себя, каких целей она хочет добиться с помощью устанавливаемой цены на товар. Чем четче сформулирована цель, тем более правильно будет установлена цена.

2 этап. Определение спроса. Как известно, цена и спрос находятся в определённой зависимости. Цена может увеличиться, когда спрос велик, и уменьшится, когда он ослабевает, притом что затраты на производство товара в обоих случаях останутся неизменными. Поэтому фирма должна оценить эластичность спроса по цене, определить вероятное количество товаров, которое можно продать на рынке в течение определенного времени по ценам разного уровня. Здесь важно помнить, что спрос определяет максимальную цену, по которой фирма может продать свой товар.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.