p>Во-вторых, задача специалистов по сбыту — это вовсе не получение как можно
большего числа заказов по тем ценам, которые покупатели готовы оплатить.
Искусство маркетологов и сбытовиков состоит в том, чтобы добиться от них
большей готовности заплатить за товар ту цену, которая лучше отражает его
реальную ценность. Поэтому ошибкой является обращение к покупателям с
прямым вопросом, по какой цене они готовы приобрести новую продукцию фирмы.
Ответ вряд ли будет особенно ценным, поскольку покупатели могут и
недооценивать новый товар, и сознательно стараться занизить его цену. Вот
почему на практике редко реальные цены продаж совпадают с результатами
таких «маркетинговых» исследований.Иными словами, маркетологи и сбытовики должны убедить покупателей в том,
что им стоит заплатить за этот товар более высокую цену, поскольку он им
куда полезнее, чем они «сами поначалу подумали». И если к этому добавляются
еще усилия финансистов и бухгалтеров (а точнее — специалистов по
управленческому учету, т. е. управлению затратами на производство), то
возникает именно тот результат, к которому и должна стремиться фирма:
максимальная разница между ценностью товара для покупателей, которую он
готов оплатить, и затратами, которые необходимы фирме, чтобы изготовить
товар с такими свойствами. И задача ценообразования состоит как раз в том,
чтобы как можно большая часть этой разницы превратилась в прибыль фирмы и
как можно меньшая — в выигрыш покупателя (рис.4.3): Рис. 4.3. Соотношение ценности товара и его цены Решение этой задачи, как правило, зависит от влияния еще и третьей стороны
— других фирм, конкурирующих на этом рынке. Поэтому ценовая политика фирмы
рождается и совершенствуется в итоге постоянного сотрудничества
бухгалтеров, финансистов, маркетологов и сотрудников информационных служб,
изучающих рыночную ситуацию. Между тем процедура разработки ценовой
политики, а затем и определения на ее основе конкретных уровней цен,
построена как раз на сведении воедино различных факторов, способных
повлиять на условия сбыта и прибыльность операций фирмы при тех или иных
вариантах цен ее продукции (рис. 4.4). Стратегические цели фирмы служат основой для определения направлений ее
деятельности на протяжении длительного времени и потому обычно
устанавливаются без четкого временного ограничения, например, фирма может
выбрать в качестве своей стратегической цели проникновение на рынок и
закрепление на нем с помощью предложения товаров стандартного качества по
ценам, доступным для наименее обеспеченных групп покупателей. Реализация этой стратегии предполагает решение ряда конкретных задач в
самых разных сферах деятельности фирмы: производстве, управлении затратами,
продвижении товаров и ценообразовании. При этом такие задачи имеют
конкретные сроки реализации и четкие критерии оценки выполнения. Самыми
общими — генеральными — являются задачи — обеспечения продаж; — получения
прибыли. Цена Рис. 4.4. Формирование политики цен фирмы В принципе список таких задач может быть очень обширен — его размер
определяется только мерой изобретательности менеджеров. Но, увы, лишь
некоторые из этих целей могут быть признаны приемлемыми. Критерий оценки
прост: приемлемы те задачи, которые могут быть решены при реально
существующей ситуации на рынке, и решены так, чтобы они обеспечили фирме
нормальную рентабельность продаж. Например, фирма может поставить себе разумную коммерческую задачу
увеличения своей доли в продажах на рынке. Но представим себе, что она
сталкивается с конкуренцией фирм. у которых маржинальные затраты ниже, т.
е. увеличение вы пуска продукции обходится им дешевле. В этом случае задача
выбранная этой фирмой, окажется нереальной, так как при по пытке нарушить
сложившееся равновесие на рынке конкуренты смогут предложить дополнительное
количество товаров по более низким ценам. Использование в такой ситуации конкуренции с помощью понижения цен было бы
просто бесполезным — проигрыш оказался бы неизбежен. Для такой ситуации
более реальной была бы задача улучшения сегментации рынка, чтобы найти ту
нишу, в которой можно закрепиться прочнее, чем конкуренты, за счет особых
свойств товаров или лучшей системы поставок (либо сервиса). Точно так же бесполезно ставить перед ценовиками задачу обеспечить рост
продаж за счет снижения цен, если фирма имеет дело с клиентами, спрос
которых малоэластичен. И здесь большие успехи фирме могут обеспечить меры
по улучшению системы товародвижения или сервисного обслуживания, а не
манипулирование скидками с цен. Лишь когда анализ рыночной ситуации подтверждает, что стратегические цели
фирмы могут быть обеспечены за счет решения определенных задач именно в
области ценообразования, можно делать следующий шаг — разрабатывать тактику
ценообразования. Тактика ценообразования — это набор конкретных практических мер по
управлению ценами на продукцию фирмы, которые используются для решения
поставленных перед ценовиками задач. Под тактикой ценообразования понимается набор конкретных практических мер
по управлению ценами на продукцию фирмы, которые используются для решения
поставленных перед ценовиками задач. К числу таких мер обычно относятся
всякого рода скидки и надбавки к ценам. К примеру, большинство энергосистем и телефонных систем сталкивается с
проблемой пиковых нагрузок в некоторые часы и резким их спадом — в другие.
Поскольку экономически выгодно иметь как можно меньшие резервные мощности,
фирмы этих отраслей во всем мире пользуются дифференцированными тарифами: в
часы пиковой нагрузки они максимальны, а в «мертвый период» — минимальны.
Это побуждает некоторых потребителей подстраивать свои запросы под такую
систему, чтобы сэкономить деньги, что в итоге уменьшают нагрузку в пиковые
часы. Определение тактики ценообразования создает основу для текущей практической
деятельности специалистов по ценообразованию. Но прежде чем содержание
такой деятельности станет полностью очевидным, необходимо последовательно
познакомиться с каждой из тех групп факторов, которые влияют на стратегию
ценообразования (рис. 18): покупатели, конкуренты, затраты, государство,
чтобы знать, как именно они в конечном счете влияют на установление цен. 4.4. ВЛИЯНИЕ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕН Одним из основных факторов ценообразования является учет издержек
производства, так как цена на товар зависит как от спроса, так и от
предложения, объема и состава ассортимента выпускаемой продукции, издержек
производства и обращения. Цена зависит не только от издержек и прибыли производителя, но и от
издержек обращения и прибыли, количества посредников. Для каждого участника процесса движения товара от производителя до
потребления цена будет определяться затратами по изготовлению товара и его
продвижению на рынок, т. е. к конечному потребителю, а также долей прибыли
каждого участника. Прибыль предприятия-изготовителя будет равна выручке от реализации без
акцизного налога и налога на добавленную стоимость минус полная
себестоимость реализованной продукции. Прибыль посредников будет равна валовому доходу минус издержки обращения, а
в торговом предприятии еще минус налог на добавленную стоимость. Между
уровнем цен, себестоимостью н прибылью имеется определенная связь. Прибыль
от реализации товарной продукции рассчитывают по формуле: Прп = РП - ПСрп, где Прп — прибыль от реализации товарной продукции; РП выручка от
реализации товарной продукции без налога на добавленную стоимость; ПСрп —
полная себестоимость реализованной продукции. Эту формулу можно раскрыть, показав состав реализованной продукции: Прп =Sqz - Sqp где Прп — количество проданных изделий; z — цена изделия; Sqz — объем
реализованной продукции, выручка; р — полная себестоимость одного изделия;
Sqp — полная себестоимость реализованной продукции. Преобразуемая формула Прп Sq (z - р) подтверждает зависимость прибыли от
трех факторов (количества реализованных изделий, цены и себестоимости
единицы товара.) или от двух факторов (количества реализованной продукции и
уровня рентабельности изделия). 5. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5.1. Этапы разработки ценовой стратегии Если фирма избрала для себя стратегию «глупого следования за конкурентом»,
т.е. ориентируется на уровни цен, используемые фирмой — лидером рынка, то
она обречена на пассивное ценообразование. Между тем фирма только тогда
может быть спокойна за свое будущее, если она ведет самостоятельную, т.е.
активную маркетинговую (в том числе и ценовую), политику и политика эта
направлена на обеспечение ей устойчивой конкурентоспособности и высокой
доходности инвестиций. Разработка самостоятельной ценовой стратегии — постоянно воспроизводимый
процесс. Нельзя создать такую стратегию однажды и потом пользоваться ею
безо всяких корректировок многие годы. Стратегия ценообразования должна
постоянно проверяться на основе фактически достигнутых результатов и при
необходимости корректироваться. А главное — она должна соответствовать
именно той общей маркетинговой стратегии, которой в этот момент
придерживается фирма. Напомним, что основными типами маркетинговых стратегий являются: 1) проникновение на рынок 2) развитие рынка; 3) сегментация рынка; 4) разработка нового продукта или модификация уже существующего для
завоевания новых рынков (например, для удовлетворения особых запросов
покупателей в других странах). Липсиц И. В., Коссов В. В. Инвестиционный проект: методы подготовки и
анализа— М.: Издательство БЕК, 1996. Этот процесс предполагает учет многих факторов, чтобы представить его
лучше, воспользуемся рис: Рис. 5.1. Основные элементы и этапы процесса разработки ценовой стратегии Как мы видим, процесс разработки ценовой стратегии состоит из трех этапов:
сбора исходной информации (1)); стратегического анализа (2)); формирования
стратегии (3)) — и 10 элементов (видов деятельности): оценки затрат (1);
уточнения финансовых целей фирмы (2); определения потенциальных покупателей
(3); уточнения маркетинговой стратегии фирмы (4); определения потенциальных
конкурентов (5); финансового анализа (6); сегментного анализа рынка (7);
анализа конкуренции (8); оценки влияния государственного регулирования (9);
определения окончательной ценовой стратегии (10). Рассмотрим теперь содержание каждого из этих этапов и элементов более
подробно, чтобы составить представление о том, что должен делать специалист
по ценообразованию при изменении рыночных условий или при подготовке к
внедрению на рынок нового товара своей фирмы. 1). Сбор исходной информации Выше мы обсуждали роль информации как инструмента в руках менеджера при
управлении развитием конкурентной борьбы на рынке товаров его фирмы. Но еще
больше роль комплексной информации при обосновании ценовой стратегии.
Невнимание к тому или иному типу данных обычно порождает ошибки в
разработке ценовой стратегии и ведет в итоге к прямым потерям прибыли или
ее получению в меньших объемах по сравнению с возможным уровнем (табл.
4.1). Поэтому выработать хорошее ценовое решение удается только при учете
всех четырех категорий существенно важных данных: о затратах, о
покупателях, о конкурентах и о правительственной политике. Таблица 5.1. Влияние неучета информации на ценовые решения
|Категория участников |Вид наиболее часто |Нежелательные |
|процесса разработки |игнорируемой |последствия |
|ценовой стратегии |информации |игнорирования |
| | |информации |
|Маркетологи |Данные о затратах |Принятие ценовых|
| |фирмы |решений, |
| | |обеспечивающих |
| | |максимизацию |
| | |завоеванной |
| | |фирмой доли |
| | |рынка, но не |
| | |прибыльности |
| | |продаж |
|Финансовые менеджеры |Данные о реальной |Принятие ценовых|
| |ценности товаров |решений, |
| |фирмы для покупателей|подрывающих |
| |и закономерностях |возможности для |
| |поведения последних |расширения сбыта|
| | |и снижения на |
| | |этой основе |
| | |удельных |
| | |постоянных |
| | |затрат |
|Финансовые менеджеры |Данные о конкурентах |Принятие ценовых|
|и маркетологи |и их возможностях |решений, |
| | |результативность|
| | |которых сводится|
| | |к нулю при |
| | |первой же |
| | |ответной реакции|
| | |конкурентов |
1. Оценка затрат. При решении задачи оценки затрат основное внимание должно
быть уделено поиску ответа на вопрос о том, какие виды затрат являются по
отношению к рассматриваемому ценовому решению приростными и предотвратимы
ми. Более конкретно мы должны выяснить следующее.
1. Какие из затрат (включая стадии производства, обслуживания покупателей и
технического сервиса) при изменен] объемов продаж реально будут приростными
(а не средними) ? 2. При каком изменении объемов производства могут измениться также условно-
постоянные затраты и сколь существенным может быть такое изменение? 3. Какие из постоянных затрат по отношению к рассматриваемому ценовому
решению являются предотвратимыми (т. е. еще не превратились в
невозвратные)? 2. Уточнение финансовых целей. Приступая к разработке ценовой стратегии, специалист по ценообразованию
совместно с финансистами и высшими менеджерами фирмы должен уточнить, в чем
состоят на данный момент основные финансовые цели фирмы. Если этого не
сделать, то ценовая стратегия может оказаться неудовлетворительной с точки
зрения владельцев фирмы. Соответственно в ходе этой работы необходимо получить ответы на следующие
вопросы. 1. Какой минимальный уровень прибыльности необходимо обеспечить фирме от
продаж данного типа товаров? 2. Ориентирована ли сейчас фирма на получение наивысшего уровня
прибыльности, на максимизацию общего объема прибыли или на получение
прибыли как можно скорее для погашения задолженностей по ранее привлеченным
заемным средствам? 3. Определение потенциальных покупателей. При решении задачи выявления
потенциальных покупателей цель состоит не только в том, чтобы уяснить,
какие категории покупателей можно заинтересовать товаром фирмы, но и
понять, почему он будет им интересен. Это означает необходимость найти
ответы на следующие вопросы. 1. Какова экономическая ценность данного товара или услуги для покупателей? 2. Какие факторы, кроме экономической ценности товара, могут повлиять на
чувствительность покупателей к уровню цены: а) трудность сопоставления с аналогами; б) престижность обладания данным
товаром; в) бюджетные ограничения; г) возможность разделения затрат на
покупку? 3. Каким образом воспринимаемая ценность и неценностные факторы
формирования ценочувствительности разделят общую массу покупателей на
различные сегменты? 4. Можно ли методами маркетинга и позиционирования товара повлиять на
готовность покупателей платить за товар предпочитаемую фирмой цену и каким
образом это можно сделать наиболее эффективно? 6. Уточнение маркетинговой стратегии фирмы. Ценообразование выступает как хотя и достаточно особый, но элемент общей
маркетинговой стратегии фирмы. Соответственно и разработка ценовой
стратегии должна быть ориентирована на решение задач маркетинга в целом. Поэтому, приступая к решению проблем ценообразования, необходимо иметь
четкие ответы на следующие вопросы. 1. Должны ли цены решать задачу обеспечения проникновения на новый для
фирмы рынок? 2. Должны ли цены способствовать развитию рынка путем привлечения к покупке
товара новых категорий клиентов? 3. Должны ли цены ориентироваться на большую сегментацию рынка и
обеспечение более полного удовлетворения запросов покупателей в
определенных сегментах? 4. Должны ли цены способствовать продвижению на рынок нового продукта или
их следует вписать в ценовой ряд, сложившийся на новом для фирмы рынке, где
она планирует продвижение новой модификации уже ранее освоенного товара? 5. Определение потенциальных конкурентов. При решении этой задачи надо прежде всего определить тех нынешних и
потенциальных будущих конкурентов, деятельность которых может наиболее
существенно сказаться на прибыльности продаж собственных товаров фирмы. Для
этого необходимо найти ответы на следующие вопросы. 1. Какие фирмы являются основными конкурентами на данном рынке сегодня или
могут ими стать завтра? 2. Каковы справочные (прейскурантные) цены существующих конкурентов и
насколько они отличаются от цен реальных сделок? 3. Можно ли на основе имеющейся информации о фирмах-конкурентах (действия в
прошлом, персональные особенности менеджеров, организационная структура,
опубликованные планы развития и т.д.) определить, какова их собственная
основная цель в сфере ценообразования: максимизация прибыли или объемов
продаж?
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|