p> Не менее болезненным оказался вопрос о приватизации земли. Передача
земли в безвозмездное пользование тем, кто ее обрабатывает, - это
общедемократическая мера, известная со времен заселения Америки, - была
реализована, как правило непоследовательно, хотя и провозглашалась в
большинстве стран. Этот демократический принцип реализовывался при закреплении земли
прежде всего за теми, кто производит на ней продукцию, при государственной
собственности на землю и государственном контроле за распоряжением и
использованием земли, находящейся под производственной и городской
застройкой, а также составляющей уникальные природные объекты,
принадлежащие всему народу. Противники этой модели содействуют созданию механизма классической
частной собственности на землю с правом ее продажи, залога и иных операций
с землей как товаром. Борьба за превращение земли в объект купли-продажи
стала борьбой за возможность инвестирования криминальных капиталов не в
производство, а в сферу спекулятивной недвижимостью. При реализации “большой” и” малой” приватизаций как в
промышленности, торговле и сфере услуг, так и селе, складываются в целом
весьма неблагоприятные социально-экономические условия для развития
производства в переходном обществе. К 1994 г. в России было приватизировано уже свыше 1/3 предприятий,
находящихся на самостоятельном балансе и имеющих права юридического лица, в
сфере “малой” приватизации - свыше 1/2 объектов. Но это не переломило
экономическую ситуацию к лучшему. Для создания рыночной системы не было обходимости в скорейшей и
массовой приватизации, достаточно было обеспечить коммерциализацию
государственных предприятий и свободу предпринимательства, то есть свободу
создания новых частных предприятий. Этого было вполне достаточно для
формирования полноценных субъектов рыночного хозяйства - никак ни менее
полноценных, чем наспех приватизированные государственные предприятия. Но
ни приватизация, ни коммерциализация не могут обеспечить эффективную
стратегию рыночного поведения в условиях одномоментной либерализации цен. Наверное, ”массовая” приватизация даже сужает возможности для
эффективной приспособительной политики, потому что сокращает поле
государственного контроля и регулирования структурных изменений в
переходной экономике. Материальная структура экономики России
характеризуется сверхмонополизмом. Приватизация означает намеренный вывод
предприятий из-под прямого контроля государства, в то время как в экономике
с таким уровнем монополизма нет возможности противодействовать негативным
последствиям монополизма в условиях либерализации цен без высокой степени
государственного вмешательства. Роль приватизации в формировании рыночной системы не является
совершенно самостоятельной. Она сама находится в зависимости от
макроэкономической политики. Попытки идти напролом курсом “финансовой стабилизации” будут означать
крах существенной части крупной промышленности. Другая ее часть выживет
(добыча и переработка нефти, электроэнергетика, транспорт) и останется под
контролем государства или приватизируется в особом порядке. Остальные
бесперспективные предприятия будут продаваться за бесценок. Большинство
покупателей этих предприятий извлекут немалую прибыль за счет народных
масс. Таким образом, в качестве реальной функции приватизации приходится
рассматривать не создание массива реальных собственников и не формирование
необходимых условий для функционирования рынка (ибо и то, и другое может
быть обеспечено иными способами), а лишь льготную форму перераспределения
собственности между бюрократией, удерживающей контроль над ее наиболее
жизнеспособной частью, и “новыми богатыми”, получающими право распоряжаться
в области остального госимущества. Массовая приватизация в постсоциалистических странах также началась с
разработки законодательной базы. Рассмотрим пример того, как проходила
“большая” приватизация в одной из этих стран.В Чехословакии были созданы
инвестиционные приватизационные фонды, хотя индивидуальные владельцы
ваучеров могли их вкладывать в предприятия по своему усмотрению. К апрелю
1992 г. около 2/3 владельцев всех ваучеров инвестировали их в 463 таких
фонда. В мае и июне 1992 г. прошла первая “волна” “массовой” приватизации,
захватившая на начальном этапе 1491 предприятие. Фондам разрешалось
приобретать не более 10% акций всех предприятий. В Чехословакии, в случае,
когда в конкурсе участвуют и посреднические фонды, они состязаются за акции
предприятий наравне с индивидуальными инвесторами. Проводилась
многоступенчатая процедура торгов для более точного определения цены в
зависимости от существующего спроса и предложения. Ваучеры продавались со
значительной надбавкой к номинальной стоимости. В отличии от России, в которой основными моделями приватизации
являются “малая” и “большая” приватизации, в странах Центральной, Восточной
Европы и Балтии распространена и “отраслевая” приватизация. Ее суть -
ускорение темпов приватизации путем одновременной концентрации усилий не на
отдельных предприятиях, а на целых их группах и категориях. “Отраслевая”
приватизация направлена на повышение эффективности процесса
разгосударствления. Польше, которая начиная с 1991 г. осуществила 20 специальных
приватизационных программ, дальше, чем любой другой стране удалось
продвинуться в применении и испытании преимуществ этого метода. После того,
как для приватизации выбиралась какая-либо конкретная отрасль, руководящие
работники Министерства приватизации готовили детальные планы проведения
работ. Затем предварительно отобранные иностранные консультанты
приглашались для участия в конкурсе за предстоящее назначение. Фирма-
победитель должна иметь многосторонний и разнообразный опыт, чтобы получить
заказ на выполнение такого комплексного задания, которое предусматривает
детальный экономический анализ всей отрасли и отдельных предприятий. В Польше программа приватизации была разделена на 3 проекта. В первом
основное внимание уделяется всесторонней экономической диагностике с целью
выявления производственных, технологических и финансовых особенностей,
оказывающих влияние как на конкурентоспособность отрасли в целом, так и на
производительность отдельных предприятий. Во втором проекте предусмотрена программа кратких визитов на каждое из
предприятий отрасли с целью предварительной оценки его производственно-
финансовых слабых и сильных сторон. Оценивается конкурентоспособность и
перспективы предприятий. В третьем проекте детализируется схема выполнения намеченных задач.
Консультант подбирает группу специалистов для планирования и проведения
операции. Во многих случаях процедурой предусматривается следующий порядок:
составление оценки предприятия в соответствии со всеми международными
стандартами, подготовка и выпуск рекламы, определение потенциальных
внутренних и иностранных инвесторов и, наконец, детальные переговоры и
заключение сделки. Возможно, приватизация способна позитивно повлиять на функционирование
экономики, создать условия для постепенного выхода ее из кризиса и
проведения структурной реформы. Такая структурная реформа неизбежно имеет две стороны - сокращение
производства в неперспективных отраслях и инвестирование капиталов в
перспективные отрасли. Так как сокращение производства происходит быстрее,
чем освоение капиталовложений и развертывание дополнительного производства
на их основе, то экономика в целом переживает некоторый спад производства. В начале 90-х гг. в России инвестиции в производство резко
сократились. В 1990 году доля валовых капитальных вложений в ВВП была 17%,
в 1992 году упала до 9%, в 1993 - до 8%. Выбытие производственных мощностей
вследствие износа в 1992 году в промышленности превысило их ввод на 3 – 4
%, а в отдельных отраслях обрабатывающей промышленности этот показатель
достиг 10 - 27%. Происходит подрыв основных источников финансирования инвестиций.
Падение доходов населения привело к резкому сжатию нормы сбережений,
накопления предприятий упали как в силу сокращения их доходов, так и в силу
обесценения амортизационных отчислений, а о бюджетном финансировании
капиталовложений и говорить нечего. Уровень рентабельности предприятий совершенно недостаточен как для
обеспечения финансирования инвестиционных проектов за счет собственных
средств предприятий или заемных средств, так и для обеспечения
безубыточности осуществляемых инвестиционных проектов. По экспертным
оценкам, даже для сравнительно небольших и быстроокупаемых проектов в
большинстве промышленных отраслей норма прибыли по этим инвестициям должна
обеспечиваться на уровне в 2 - 5 раз выше, чем средняя фактическая
рентабельность по этим отраслям. Поэтому эффективность инвестиций падает. По эффективности капитальных вложений предприятия разделяются на 3
группы. В первую группу входят государственные, акционерные, арендные
предприятия (25 руб. ввода основных фондов на 100 руб. инвестиций). Во
вторую группу, с несколько большей эффективностью капитальных вложений,
входят хозяйственные товарищества и предпринимательские объединения (33 -
36 руб.). А в третью, с максимальной эффективностью капитальных вложений
(40 руб.) вошли коллективные предприятия и кооперативы. Конечно, кооперативы и хозяйственные товарищества, как равило,
относятся к мелким и средним предприятиям. Они сосредоточены в основном в
торговле, общественном питании, сфере услуг, легкой и пищевой
промышленности, где условия окупаемости инвестиций несравненно более
благоприятны, нежели в других отраслях. Довольно велика доля мелких и
средних предприятий и среди коллективных предприятий, хотя в коллективной
собственности находится, например, немало крупных машиностроительных
заводов. Так что различия в эффективности капитальных вложений с большей
долей вероятности могут быть отнесены в значительной мере на различия в
отраслевой принадлежности этих групп предприятий, и в меньшей мере - на
различия в форме собственности и организационно-правовой форме. Косвенно
это подтверждается практически одинаковым уровнем эффективности
государственных и акционерных предприятий, поскольку последние всего лишь
продукт организационно-правового преобразования первых, и отраслевых
различий между ними, по-видимому нет. Итак, в сложившихся экономических условиях приватизация не в состоянии
оказать какое-либо существенное воздействие на мобилизацию инвестиционных
ресурсов и тем самым содействовать прогрессивным структурным сдвигам в
экономике. Можно предположить, что приватизация способна стимулировать
приспособление к рынку в краткосрочном аспекте - путем изменения и
обновления ассортимента продукции, освоения новых рынков, переориентации
хозяйственных связей. В 1992 году происходящие в экономике структурные сдвиги носили явно
негативный характер. Резко сократился удельный вес легкой и пищевой
промышленности; вырос удельный вес топливно-энергетического комплекса;
сокращение на 65% производства военной продукции сопровождалось также
падением производства гражданской продукции на оборонных предприятиях;
существенно более быстрыми, чем средние, темпами сокращалось производство
высокотехнологической продукции во всех отраслях; оказание услуг населению
сокращалось быстрее, чем производство потребительских товаров; падала доля
расходов на научные исследования и разработки в ВВП, сокращался удельный
вес занятых в науке и научном обслуживании. В 1993 году произошло усиление интенсивности структурных сдвигов, они
стали осуществляться более быстрыми темпами, чем в 1992 году, но вряд ли их
можно характеризовать как прогрессивные.
Во всех важнейших отраслях произошел спад производства: Индексы промышленного производства на август 1993 года (среднемесячный уровень 1989г. = 100%) |№ |Отрасли |Август 1993 г. в % к |
|п/| |среднемесячному уровню 1989 г. |
|п | | |
|1.|Электроэнергетика |81,3 |
|2.|Промышленность строительных | |
| |материалов |69,9 |
|3.|Топливная промышленность |68,6 |
|4.|Пищевая промышленность |65,1 |
|5.|Машиностроение и |64,9 |
| |металлообработка | |
|6.|Химическая и нефтехимическая | |
| |промышленности |51 |
|7.|Лесная, деревообрабатывающая и| |
| |целлюлознобумажная |48,1 |
| |промышленности | |
|8.|Черная металлургия |45,8 |
|9.|Легкая промышленность |43 | Спросовые ограничения, ударив по производству промежуточной продукции
поставили под удар производство топлива и сырья, как вследствие
невозможности закупать и оплачивать их в прежних объемах, так и вследствие
физического сокращения поставок в добывающие отрасли средств производства.
За период радикальных реформ выросла доля продовольственных товаров в
потреблении, а в структуре потребления продовольствия выросло потребление
хлебопродуктов, картофеля и сахара - но не настолько, чтобы компенсировать
сокращение потребления продуктов, содержащих животный белок, фруктов,
овощей. Таким образом, государственных предприятий не смогла
воспрепятствовать развитию негативных структурных, приватизация сдвигов в
экономике России. Итак, «номенклатурная» приватизация не смогла создать существенных
альтернатив для предотвращения спада реальных доходов граждан, вызвала
падение и без того не высокой мотивации труда у подавляющего большинства
граждан, так как большинство работников так и осталось отчуждено от
собственности, приватизация резко усилила социальную дифференциацию
населения, усилила угрозу массовой безработицы, способствовала люмпенизации
широких масс населения, особенно вследствие приватизации жилья и его
распродажи в условиях обнищания социальных групп, находящихся на уровне
ниже прожиточного минимума (в РФ это 1/3 населения). Положительно приватизация сказалась на относительно узком слое «новых
русских», включающем номенклатуру и новых частных собственников. Несколько
выросло качество жизни у работников узкого слоя приватизационных объектов
(не более, чем на 10-15%). Конечно, названные выше результаты порождены
всей системой социально-экономических отношений переходной экономики
России, в которой немалую роль съиграла и приватизация. За время осуществления приватизации было издано много различных документов о ней. Это Государственная программа
приватизации государственных и муниципальных предприятий РФ, Закон РФ «О
приватизации государственных и муниципальных предприятий», указ Президента
РФ «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий,
добровольных объединений государственных предприятий в акционерные
общества», указ Президента РФ «О введении в действие системы
приватизационных чеков в РФ» и др. В данное время эти законы и уставы уже
не действуют.В результате приватизации в России образовывается частная
собственность, которая развивается в рамках переходной экономики и является
весьма специфической. Приватизация в наших условиях ведет к развитию, как
правило, неклассической частной собственности и тем более не современной
частной собственности с определенными социальными коррекциями, характерными
для ряда развитых стран, а к собственности, имеющей номенклатурно-
корпоративное содержание и являющейся частной лишь по форме. Список литературы 1. Под редакцией А.В.Бузгалина, В.В.Радаева. Экономика переходного
периода. М.: Изд. Московского Университета, 1995. 2. В.Исправников. Как лучше реализовать российскую реформу (семь
пунктов предложений). Ж. «Экономические науки», №1, 1992. 3. Б.Ли, Р.Лидс, Э.Юинг. Ускорение приватизациии в
постсоциалистических государствах. Ж. «Экономика в переходном периоде»,
1993.
Страницы: 1, 2
|