Меню
Поиск



рефераты скачать Ход и последствия приватизации в России

p> Не менее болезненным оказался вопрос о приватизации земли. Передача земли в безвозмездное пользование тем, кто ее обрабатывает, - это общедемократическая мера, известная со времен заселения Америки, - была реализована, как правило непоследовательно, хотя и провозглашалась в большинстве стран.

Этот демократический принцип реализовывался при закреплении земли прежде всего за теми, кто производит на ней продукцию, при государственной собственности на землю и государственном контроле за распоряжением и использованием земли, находящейся под производственной и городской застройкой, а также составляющей уникальные природные объекты, принадлежащие всему народу.

Противники этой модели содействуют созданию механизма классической частной собственности на землю с правом ее продажи, залога и иных операций с землей как товаром. Борьба за превращение земли в объект купли-продажи стала борьбой за возможность инвестирования криминальных капиталов не в производство, а в сферу спекулятивной недвижимостью.

При реализации “большой” и” малой” приватизаций как в промышленности, торговле и сфере услуг, так и селе, складываются в целом весьма неблагоприятные социально-экономические условия для развития производства в переходном обществе.

К 1994 г. в России было приватизировано уже свыше 1/3 предприятий, находящихся на самостоятельном балансе и имеющих права юридического лица, в сфере “малой” приватизации - свыше 1/2 объектов. Но это не переломило экономическую ситуацию к лучшему.

Для создания рыночной системы не было обходимости в скорейшей и массовой приватизации, достаточно было обеспечить коммерциализацию государственных предприятий и свободу предпринимательства, то есть свободу создания новых частных предприятий. Этого было вполне достаточно для формирования полноценных субъектов рыночного хозяйства - никак ни менее полноценных, чем наспех приватизированные государственные предприятия. Но ни приватизация, ни коммерциализация не могут обеспечить эффективную стратегию рыночного поведения в условиях одномоментной либерализации цен.

Наверное, ”массовая” приватизация даже сужает возможности для эффективной приспособительной политики, потому что сокращает поле государственного контроля и регулирования структурных изменений в переходной экономике. Материальная структура экономики России характеризуется сверхмонополизмом. Приватизация означает намеренный вывод предприятий из-под прямого контроля государства, в то время как в экономике с таким уровнем монополизма нет возможности противодействовать негативным последствиям монополизма в условиях либерализации цен без высокой степени государственного вмешательства.

Роль приватизации в формировании рыночной системы не является совершенно самостоятельной. Она сама находится в зависимости от макроэкономической политики.

Попытки идти напролом курсом “финансовой стабилизации” будут означать крах существенной части крупной промышленности. Другая ее часть выживет
(добыча и переработка нефти, электроэнергетика, транспорт) и останется под контролем государства или приватизируется в особом порядке. Остальные бесперспективные предприятия будут продаваться за бесценок. Большинство покупателей этих предприятий извлекут немалую прибыль за счет народных масс.

Таким образом, в качестве реальной функции приватизации приходится рассматривать не создание массива реальных собственников и не формирование необходимых условий для функционирования рынка (ибо и то, и другое может быть обеспечено иными способами), а лишь льготную форму перераспределения собственности между бюрократией, удерживающей контроль над ее наиболее жизнеспособной частью, и “новыми богатыми”, получающими право распоряжаться в области остального госимущества.

Массовая приватизация в постсоциалистических странах также началась с разработки законодательной базы. Рассмотрим пример того, как проходила
“большая” приватизация в одной из этих стран.В Чехословакии были созданы инвестиционные приватизационные фонды, хотя индивидуальные владельцы ваучеров могли их вкладывать в предприятия по своему усмотрению. К апрелю
1992 г. около 2/3 владельцев всех ваучеров инвестировали их в 463 таких фонда. В мае и июне 1992 г. прошла первая “волна” “массовой” приватизации, захватившая на начальном этапе 1491 предприятие. Фондам разрешалось приобретать не более 10% акций всех предприятий. В Чехословакии, в случае, когда в конкурсе участвуют и посреднические фонды, они состязаются за акции предприятий наравне с индивидуальными инвесторами. Проводилась многоступенчатая процедура торгов для более точного определения цены в зависимости от существующего спроса и предложения. Ваучеры продавались со значительной надбавкой к номинальной стоимости.

В отличии от России, в которой основными моделями приватизации являются “малая” и “большая” приватизации, в странах Центральной, Восточной
Европы и Балтии распространена и “отраслевая” приватизация. Ее суть - ускорение темпов приватизации путем одновременной концентрации усилий не на отдельных предприятиях, а на целых их группах и категориях. “Отраслевая” приватизация направлена на повышение эффективности процесса разгосударствления.

Польше, которая начиная с 1991 г. осуществила 20 специальных приватизационных программ, дальше, чем любой другой стране удалось продвинуться в применении и испытании преимуществ этого метода. После того, как для приватизации выбиралась какая-либо конкретная отрасль, руководящие работники Министерства приватизации готовили детальные планы проведения работ. Затем предварительно отобранные иностранные консультанты приглашались для участия в конкурсе за предстоящее назначение. Фирма- победитель должна иметь многосторонний и разнообразный опыт, чтобы получить заказ на выполнение такого комплексного задания, которое предусматривает детальный экономический анализ всей отрасли и отдельных предприятий.

В Польше программа приватизации была разделена на 3 проекта. В первом основное внимание уделяется всесторонней экономической диагностике с целью выявления производственных, технологических и финансовых особенностей, оказывающих влияние как на конкурентоспособность отрасли в целом, так и на производительность отдельных предприятий.

Во втором проекте предусмотрена программа кратких визитов на каждое из предприятий отрасли с целью предварительной оценки его производственно- финансовых слабых и сильных сторон. Оценивается конкурентоспособность и перспективы предприятий.

В третьем проекте детализируется схема выполнения намеченных задач.
Консультант подбирает группу специалистов для планирования и проведения операции. Во многих случаях процедурой предусматривается следующий порядок: составление оценки предприятия в соответствии со всеми международными стандартами, подготовка и выпуск рекламы, определение потенциальных внутренних и иностранных инвесторов и, наконец, детальные переговоры и заключение сделки.

Возможно, приватизация способна позитивно повлиять на функционирование экономики, создать условия для постепенного выхода ее из кризиса и проведения структурной реформы.

Такая структурная реформа неизбежно имеет две стороны - сокращение производства в неперспективных отраслях и инвестирование капиталов в перспективные отрасли. Так как сокращение производства происходит быстрее, чем освоение капиталовложений и развертывание дополнительного производства на их основе, то экономика в целом переживает некоторый спад производства.

В начале 90-х гг. в России инвестиции в производство резко сократились. В 1990 году доля валовых капитальных вложений в ВВП была 17%, в 1992 году упала до 9%, в 1993 - до 8%. Выбытие производственных мощностей вследствие износа в 1992 году в промышленности превысило их ввод на 3 – 4
%, а в отдельных отраслях обрабатывающей промышленности этот показатель достиг 10 - 27%.

Происходит подрыв основных источников финансирования инвестиций.
Падение доходов населения привело к резкому сжатию нормы сбережений, накопления предприятий упали как в силу сокращения их доходов, так и в силу обесценения амортизационных отчислений, а о бюджетном финансировании капиталовложений и говорить нечего.

Уровень рентабельности предприятий совершенно недостаточен как для обеспечения финансирования инвестиционных проектов за счет собственных средств предприятий или заемных средств, так и для обеспечения безубыточности осуществляемых инвестиционных проектов. По экспертным оценкам, даже для сравнительно небольших и быстроокупаемых проектов в большинстве промышленных отраслей норма прибыли по этим инвестициям должна обеспечиваться на уровне в 2 - 5 раз выше, чем средняя фактическая рентабельность по этим отраслям. Поэтому эффективность инвестиций падает.

По эффективности капитальных вложений предприятия разделяются на 3 группы.

В первую группу входят государственные, акционерные, арендные предприятия (25 руб. ввода основных фондов на 100 руб. инвестиций). Во вторую группу, с несколько большей эффективностью капитальных вложений, входят хозяйственные товарищества и предпринимательские объединения (33 -
36 руб.). А в третью, с максимальной эффективностью капитальных вложений
(40 руб.) вошли коллективные предприятия и кооперативы.

Конечно, кооперативы и хозяйственные товарищества, как равило, относятся к мелким и средним предприятиям. Они сосредоточены в основном в торговле, общественном питании, сфере услуг, легкой и пищевой промышленности, где условия окупаемости инвестиций несравненно более благоприятны, нежели в других отраслях. Довольно велика доля мелких и средних предприятий и среди коллективных предприятий, хотя в коллективной собственности находится, например, немало крупных машиностроительных заводов. Так что различия в эффективности капитальных вложений с большей долей вероятности могут быть отнесены в значительной мере на различия в отраслевой принадлежности этих групп предприятий, и в меньшей мере - на различия в форме собственности и организационно-правовой форме. Косвенно это подтверждается практически одинаковым уровнем эффективности государственных и акционерных предприятий, поскольку последние всего лишь продукт организационно-правового преобразования первых, и отраслевых различий между ними, по-видимому нет.

Итак, в сложившихся экономических условиях приватизация не в состоянии оказать какое-либо существенное воздействие на мобилизацию инвестиционных ресурсов и тем самым содействовать прогрессивным структурным сдвигам в экономике.

Можно предположить, что приватизация способна стимулировать приспособление к рынку в краткосрочном аспекте - путем изменения и обновления ассортимента продукции, освоения новых рынков, переориентации хозяйственных связей.

В 1992 году происходящие в экономике структурные сдвиги носили явно негативный характер. Резко сократился удельный вес легкой и пищевой промышленности; вырос удельный вес топливно-энергетического комплекса; сокращение на 65% производства военной продукции сопровождалось также падением производства гражданской продукции на оборонных предприятиях; существенно более быстрыми, чем средние, темпами сокращалось производство высокотехнологической продукции во всех отраслях; оказание услуг населению сокращалось быстрее, чем производство потребительских товаров; падала доля расходов на научные исследования и разработки в ВВП, сокращался удельный вес занятых в науке и научном обслуживании.

В 1993 году произошло усиление интенсивности структурных сдвигов, они стали осуществляться более быстрыми темпами, чем в 1992 году, но вряд ли их можно характеризовать как прогрессивные.
Во всех важнейших отраслях произошел спад производства:

Индексы промышленного производства на август 1993 года

(среднемесячный уровень 1989г. = 100%)

|№ |Отрасли |Август 1993 г. в % к |
|п/| |среднемесячному уровню 1989 г. |
|п | | |
|1.|Электроэнергетика |81,3 |
|2.|Промышленность строительных | |
| |материалов |69,9 |
|3.|Топливная промышленность |68,6 |
|4.|Пищевая промышленность |65,1 |
|5.|Машиностроение и |64,9 |
| |металлообработка | |
|6.|Химическая и нефтехимическая | |
| |промышленности |51 |
|7.|Лесная, деревообрабатывающая и| |
| |целлюлознобумажная |48,1 |
| |промышленности | |
|8.|Черная металлургия |45,8 |
|9.|Легкая промышленность |43 |

Спросовые ограничения, ударив по производству промежуточной продукции поставили под удар производство топлива и сырья, как вследствие невозможности закупать и оплачивать их в прежних объемах, так и вследствие физического сокращения поставок в добывающие отрасли средств производства.
За период радикальных реформ выросла доля продовольственных товаров в потреблении, а в структуре потребления продовольствия выросло потребление хлебопродуктов, картофеля и сахара - но не настолько, чтобы компенсировать сокращение потребления продуктов, содержащих животный белок, фруктов, овощей.

Таким образом, государственных предприятий не смогла воспрепятствовать развитию негативных структурных, приватизация сдвигов в экономике России.

Итак, «номенклатурная» приватизация не смогла создать существенных альтернатив для предотвращения спада реальных доходов граждан, вызвала падение и без того не высокой мотивации труда у подавляющего большинства граждан, так как большинство работников так и осталось отчуждено от собственности, приватизация резко усилила социальную дифференциацию населения, усилила угрозу массовой безработицы, способствовала люмпенизации широких масс населения, особенно вследствие приватизации жилья и его распродажи в условиях обнищания социальных групп, находящихся на уровне ниже прожиточного минимума (в РФ это 1/3 населения).

Положительно приватизация сказалась на относительно узком слое «новых русских», включающем номенклатуру и новых частных собственников. Несколько выросло качество жизни у работников узкого слоя приватизационных объектов
(не более, чем на 10-15%). Конечно, названные выше результаты порождены всей системой социально-экономических отношений переходной экономики
России, в которой немалую роль съиграла и приватизация.

За время осуществления приватизации было издано много различных документов о ней. Это Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий РФ, Закон РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий», указ Президента
РФ «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», указ Президента РФ «О введении в действие системы приватизационных чеков в РФ» и др. В данное время эти законы и уставы уже не действуют.В результате приватизации в России образовывается частная собственность, которая развивается в рамках переходной экономики и является весьма специфической. Приватизация в наших условиях ведет к развитию, как правило, неклассической частной собственности и тем более не современной частной собственности с определенными социальными коррекциями, характерными для ряда развитых стран, а к собственности, имеющей номенклатурно- корпоративное содержание и являющейся частной лишь по форме.

Список литературы

1. Под редакцией А.В.Бузгалина, В.В.Радаева. Экономика переходного периода. М.: Изд. Московского Университета, 1995.

2. В.Исправников. Как лучше реализовать российскую реформу (семь пунктов предложений). Ж. «Экономические науки», №1, 1992.

3. Б.Ли, Р.Лидс, Э.Юинг. Ускорение приватизациии в постсоциалистических государствах. Ж. «Экономика в переходном периоде»,
1993.



Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.