Меню
Поиск



рефераты скачать Характеристика рынка монополистической конкуренции

2.2 Монополистическая конкуренция и олигополия

 Носова С.С.[17] считает, что монополистическая конкуренция- это такая  рыночная  модель, для которой  типичны:

1.) относительно  большое число  производителей, предлагающих похожую, но не идентичную  продукцию (скажем, 25, 35, 60 или 760 фирм;

2.) дифференциация продукта. При этом  дифференциация  продукта может  выступать и в различных  формах.  Например, в форме:

- товаров, различающихся  по своим  физическим или качественным параметрам:

например, одна из закусочных  «Бистро», торгующих  гамбургерами, придает значение качеству своих булочек, которые  отличаются  ароматом, в то время как ее конкурент  уделяет особое  внимание   качеству  самих рубленых  котлет;

-услуг и условий, связанных  с продажей  продукта:

обходительность и услужливость  служащих магазина, репутация  фирмы  по обслуживанию  или обмену  ее продуктов, наличие кредита  является важными аспектами   дифференциации  продукта,  связанными с услугами;

-рекламы, упаковки, торговых знаков  и марок:

например, яркая реклама  может убедить  многих потребителей в том, что  те или иные  товары являются  лучшими  и заслуживают  более высокой цены, чем их известные  заменители;

-контроля над ценами на свою продукцию (в условиях монополистической конкуренции посредством изменения  продукта и расходов на рекламу  фирма может увеличить  спрос на свой  продукт  в большей степени, чем вырастут ее издержки. Дифференциация  продукта предоставляет  потребителю  большее разнообразие  продуктов   и их улучшение  в перспективе.

Компенсируют ли  полностью  эти черты «издержки» монополистической конкуренции - сложный  и не решенный  до конца вопрос.

  Дифференциация продукта  в условиях  монополистической  конкуренции приводит к тому, что вместо единого рынка  конкретного товара складывается  сеть частично  обособленных, но взаимосвязанных  рынков, где существует  широкое  разнообразие  цен, издержек, объемов выпуска продукции той или иной товарной группы. Отсюда следует, что на рынке монополистической конкуренции вступают в соперничество не столько через цены, сколько через  всемерную  дифференциацию продукта  и услуг. Эта черта, называемая  неценовой  конкуренцией, является  главной для данной структуры рынка.

3.) вступление  в отрасли  с монополистической  конкуренцией  относительно легко;

4) возможность фирм  в условиях  монополистической конкуренции получать  прибыли  или нести  убытки  в краткосрочном  периоде.

  Итак, под монополистической конкуренцией подразумеваются  отрасли, состоящие  из относительно  большого числа  фирм, которые действуют  в производстве дифференцированных  продуктов, не вступая между собой в тайные союзы.

   Каждый конкурент в условиях  монополистической конкуренции имеет дело  с нисходящей   функцией спроса: для наращивания объема  выпуска (и продаж) ему необходимо  идти на снижение  цены на свой товар. Поэтому  оптимальное соотношение «цена-количество» определяется  монополистическим конкурентом таким же образом, как и в условиях  чистой монополии.

   Таким образом, в краткосрочном интервале  монополистический  конкурент  подобен монополисту. На долговременном  интервале получаемая  в отрасли  экономическая  прибыль будет  стимулировать  вступление  на рынок  других фирм, поскольку  доступ  на рынок монополистической  конкуренции является достаточно  легким.

  Увеличение же  количества фирм в отрасли  приведет к тому, что общий, суммарный спрос на число фирм и спрос  на конкретный товар будут   распределяться  на большее число  фирм, и спрос на продукцию  данной фирмы  понизится.  В долгосрочном интервале вхождение  фирм в отрасль  будет продолжаться до тех пор, пока экономическая   прибыль  каждой из них  не станет  равной нулю.

  В случае равновесия  в долгосрочном  периоде рынок  монополистической конкуренции будет в наибольшей степени соответствовать  рынку совершенной конкуренции, отличаясь от последнего  лишь не абсолютно эластичной  кривой спроса  на продукцию  отдельной фирмы.

   С точки зрения   использования ресурсов экономической системы механизм монополистической конкуренции не будет являться столь же эффективным как и в случае совершенной конкуренции, поскольку   данному виду структуры рынка в некоторой степени присущи  черты монополии. В частности, цена в условиях и монополии, и монополистической конкуренции  превышает предельные издержки, что свидетельствует о недостаточной  эффективности распределения  ресурсов: для общества производство данного товара  более  желательно, чем выпуск любого  альтернативного продукта с использованием тех же ресурсов. Кроме того, в условиях  монополистической  конкуренции цена превышает  минимум  средних  валовых издержек (АТС); это означает, что фирма  не до конца  использует  свои  производственные мощности. Не полностью загруженные  мощности фирмы  и потребители, наказанные  за это более высокими, нежели в условиях  совершенной конкуренции, ценами,- также недостатки  монополистической конкуренции.

  Компенсирующим же  фактом  монополистической  конкуренции будет являться  широта ассортимента  одного и того же  базового товара. Те негативные факторы, которые присутствуют  в монополистической  конкуренции, заставляют предпринимателей  изыскивать меры  для повышения эффективности  своих фирм. Чаще всего, как показывает практика[18],  они останавливаются  на дифференциации изготавливаемого продукта и его совершенствования. Экономическая  эффективность требует  тройного равенства- цены, предельных  издержек и средних издержек. Равенство цены  и предельных издержек  необходимо  для достижения  эффективного использования ресурсов.

  Равенство цены с минимальными  средними  валовыми  издержками  предполагает  высокую  производственную  эффективность. Это равенство означает, что потребители  получат  наибольший  объем продукции по самой низкой  цене, которую  будут допускать  существующие издержки.

  При монополистической конкуренции не достигаются ни эффективное использование ресурсов, ни производственная эффективность. Монополистический элемент  допускает некоторое  количество незанятых ресурсов при производстве  товаров в условиях  этой рыночной структуры.  Цена превышает предельные издержки  в условиях равновесия  в долговременном периоде, указывая таким образом, на то, что дополнительные  единицы этого  товара  общество оценивает  выше, чем альтернативные  продукты, которые  с использованием  тех же ресурсов  можно было бы произвести.

  Отрасли с монополистической  конкуренцией часто  переполнены  фирмами, которые действуют, не достигая  оптимальной мощности.

  Типичными примерами  служат многие  виды  предприятий розничной торговли. Недогруженные предприятия  и потребители, наказанные за эту недогрузку высоким  уровнем цен,- все это составляет издержки монополистической конкуренции.

  Итак, монополистическая конкуренция характеризуется  тем, что каждая  фирма в условиях  дифференциации продукции обладает  некоторой  монопольной властью над своим товаром: она может повышать  или же понижать  цену на него вне зависимости от действий  конкурентов. Однако эта власть ограничивается как наличием  достаточно  большего количества производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой  входа  в отрасль других фирм. Например, «фанаты» кроссовок фирмы «Рибок» готовы заплатить за ее продукцию большую, чем за товары других фирм цену, однако если разница в ценах окажется  слишком значительной, покупатель всегда найдет на рынке аналоги менее известных  фирм  по более низкой цене. То же относится  к продукции косметической  промышленности, производству одежды, обуви и т.д.[19]

  Монополистическая конкуренция  характеризуется  сравнительно  большим числом продавцов, которые производят дифференцированные  продукты (женскую одежду, мебель, книги).  Дифференциация является   основой для создания  благоприятных условий  для продажи   и обновления продукции. Олигополия отличается небольшим числом продавцов и эта «немногочисленность» означает, что решения об определении цени объемов производства являются   взаимозависимыми. Каждая фирма испытывает на себе влияние решений, принимаемых ее конкурентами и должна учитывать эти решения в своем собственном поведении в области ценообразования и определении объема производства.

  Из всего сказанного можно заключить, что для модели рынка  монополистическая конкуренция  характерны относительно большое   число фирм- участников, но значительно меньшее, чем в условиях  чистой конкуренции, существенная дифференциация продукта, ограниченный контроль над ценой, легкий вход и выход  из отрасли, наличие неценовой конкуренции. Если же все производство  какого-то продукта   сосредоточено  на нескольких предприятиях, то можно говорит  о четвертой модели рынка-  олигополии, для которой характерны следующие черты:

1.Число фирм  колеблется между двумя  полюсами:  чистой  монополией  и монополистической конкуренцией, следовательно, количество  фирм изменяется  в пределах от 2  до 20.

2.Продукты, выпускаемые олигополиями, могут быть стандартизированными и дифференцированными. Как правило, товары промышленного спроса (сырье, материалы  для промышленности, машины и оборудование) стандартизированы, а потребительские товары  дифференцированы.

3. Степень контроля над ценой высока. Контроль осуществляется в различных формах.

4. Ломаная кривая спроса. Олигопольные  фирмы конкурируют друг с другом. Сговора  по  поводу цен между ними нет. Результат определяется  поведением конкурентных фирм при изменении цены одним из участников олигопольного рынка.

  Таким образом, для  модели рынка  олигополия  характерны  наличие  нескольких  фирм-участников, сочетание  стандартизации и дифференциации продукта, разнообразные формы весьма значительного контроля  над ценой, ограниченный  вход  в отрасль,  наличие неценовой  конкуренции.


Глава 3 РОЛЬ КОНКУРЕНЦИИ В СОВЕРШЕННОМ ХОЗЯЙСТВЕННОМ МЕХАНИЗМЕ

  3.1 Развитие конкуренции в переходной  экономике страны

  Одним из важнейших  направлений  экономических реформ  в России являются  демонополизация экономики и развитие  конкуренции.

  Развитие  конкуренции в переходной  экономике страны  зависит  от  темпов  преобразования  отношений  собственности. Чем быстрее идее процесс приватизации, тем выше эффективность  конкурентного рыночного механизма. Конкуренция в условиях  чистого  капитализма, когда существует  множество  продавцов  и покупателей  на рынке, выступает как совершенная конкуренция. Свободный  рынок и свободное  ценообразование-  это идеальные  условия  для совершенной конкуренции. Однако в современной  экономике таких  условий нет, а, следовательно, и нет совершенной конкуренции. На смену пришла несовершенная конкуренция, ограниченная  господством  на рынке монополий и олигополий. Несовершенная  конкуренция господствует  на современном рынке и потому о ней говорят как просто о конкуренции.

  Либерализация экономики, которая была начата  в 1992 году, дала мощный толчок  развитию рыночной среды, становлению  новых субъектов  рынка, изменению  соотношения  конкурентных  и монопольных  структур.  Ожесточенная конкуренция  за ресурсы и доходы  потребителей  ведет к обособлению  производственного капитала, переливу  капиталов  в наиболее выгодные  сферы  торгового  посредничества и финансовых операций.

  Жесткая  макроэкономическая  политика заставила  российские предприятия  ощутимо почувствовать  давление конкуренции. Пока что эту конкуренцию нельзя считать эффективной. Чаще мы имеем дело с монополистической конкуренций. Широко практикуется недобросовестная  конкуренция и чисто  криминальные формы конкурентной борьбы.

    Не всякая конкуренция способствует эффективному  функционированию рынка. Некоторые ее формы оказывают   разрушающее воздействие  на экономику.  Здесь речь идет о так называемой  нечестной конкуренции.  Закон Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монопольной  деятельности  на товарных рынках» [20] запрещает:

1.) распространение ложных, неточных  и искаженных  сведений, способных  нанести ущерб  другим хозяйствующим субъектам;

2.)  самовольное  использование, разглашение научно-технической, производственной, коммерческой или иной   информации без согласия  ее владельцев и т.п. Строгий контроль  за соблюдением запрета   на недобросовестную и нечестную   конкуренцию  не только ограждает  экономику от ее разрушительного  воздействия,  но одновременно и заставляет   предприятия концентрировать  внимание на использовании тех форм конкуренции, которые способствуют  развитию производства, лучшему удовлетворению  общественных потребностей.

  3.2 Правовое  регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности в Российской Федерации

  Отношения, связанные  с монополистической  деятельностью  и недобросовестной  конкуренцией  на рынках ценных бумаг  и финансовых услуг  регулируются  следующими законодательными актами:

- Законом  « О конкуренции  и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991г. в период от 25 мая 1995г. и Законом  « О естественных  монополиях» от 19 июля 1995г. в том случае, когда  складывающиеся на  этих рынках  отношения  оказывают  влияние  на конкуренцию на товарных рынках;

- Законом РФ « Об организации страхового  дела  в Российской Федерации» (ст.31);

- Федеральным законом РФ « О внесении изменений  и дополнений  в Закон РФ « О банках  и банковской  деятельности в РСФСР» (ст.32);

- Федеральным законом РФ « Об акционерных  обществах» (ст.10 п.2);

- Федеральным законом РФ « О рынке ценных бумаг» (ст. 30, ст. 51 п.7) и др.

  Основополагающим законом является  Федеральный закон РФ « О защите конкуренции на рынке  финансовых  услуг», принятый Государственной Думой РФ от 4 июня 1999г. и регулирующий отношения, влияющие на конкуренцию на рынках ценных бумаг, банковских услуг, страховых услуг и иных финансовых  услуг и связанные с защитой конкуренции на рынке финансовых услуг. 

Анализ монополистической конкуренции за последний период показал, что  заметной  конкуренции на монопольном рынке  добились следующие компании:

1.Компания  « Кировский  стройфарфор»  растет заметно  быстрее всей  промышленности России.  Сегодня  « Кировский  стройфарфор»  выпускает около  1,4 млн.  ед.  сантехники. Ежегодно объем  увеличивается  на 6-8%. Завод  с оборотом  около 20 миллионов долларов является  лидером отрасли, контролирует  примерно 20% всего российского производства. Рост оборота  в среднем  составляет  20-30% в год.[21]  С 1999г.  объемы  производства  « Кировского стройфарфора»  стабильно  растут.

    Завод удачно вписался в растущий  на 25-30% рынок, и, несмотря  на жесткую конкуренцию, сумел на нем  закрепиться. В 2004г.  производство  увеличилось  почти в 7 раз  по сравнению   с 1999г. –до 1,4 млн. кв. м. (по  выпуски плитки).

 2.  Холдин « Северсталь « -Авто был создан  в 2001г. На 2004 г.  его финансовые показатели  на фоне остального российского автопрома выглядят, по оценкам специалистов[22], довольно неплохо.

 Так, выручка (млн. дол.)  у Холдинга составила -799 ( у « АвтоВаза»- 4250; Газ- 1650; Камаз- 1360) Чистая прибыль (млн. долл.)- 46,5  (Автоваз- 90; Камаз- 0,5; Газ-3,2)

3. ОАО  « Сибакадембанк» (САБ)  готовится  к размещению  облигаций  по открытой  подписке  на Московской  межбанковской  валютной бирже.

  Объем выпуска  облигаций  номинальной стоимостью  1 тыс. руб. составит 470 млн.руб., срок обращения- 728 дней. Погашения будут производиться  безналично, ежеквартально. Основная идея эмиссии облигаций- создать  пул региональных банков и составить альтернативу   крупнейшим московским  финансовым учреждениям на рынке доступа к международным инвестиционным ресурсам, активизировать ситуацию  на межбанковском валютном рынке.

  Полученные  от размещения  облигаций средства  пойдут   на кредитование  частных  и корпоративных  клиентов Сибакадембанка.

4.Итоги деятельности « Евразхолдинга» в 2004г.  показывают, что по предварительным данным «Евразхолдинга» объем продаж  предприятий, акции которых  консолидированы  на Mastercroft Ltd (Evraz Group) в прошлом  году вырос с 2,1 млрд. долл., полученных  группой  в 2003г. Прибыль  компании  до выплаты  налогов, процентов по кредитам и отчислений  на амортизацию составила  в 2004 г. 2,1 млрд. долл. (500 млн. долл. В 2003г.)

  Чистая прибыль  предприятия  увеличилась  до 1 млрд. долл. с  2000 млн. долл. годом ранее.

  По российским стандартам  бухгалтерской отчетности, чистая  прибыль   трех металлургических  предприятий « Евразхолдинга»  за год увеличилась  в 3,4 раза- до 31,29 млр. долл. руб., суммарная  выручка  по ним  составила  147,5 млрд. руб.

  Общий объем  выплавки  стали  на комбинатах  группы  составил 13,7 млн. т.[23]

5.Наш рынок  авиаперевозок  также переживает  небывалый подъем.

  За период  2004-го г.  он увеличился почти на 15%, с 29,5 до 34 млн. человек. Это самый высокий показатель  за всю историю  гражданской авиации  нашей страны. В денежном  выражении емкость рынка  авиаперевозок  достигла 7 млрд. долларов.

  При сохранении нынешних  тарифов  уже  через пять  лет  количество  пассажиров на авиалиниях  вырастет  в 1,5 раза.  А их  ежегодные затраты   на билеты  превысят  10 млн. долларов.[24]

6. Хороший рост производства демонстрирует   мебельная фабрика ОАО « Заречье» (Тюмень), увеличив его объемы за период 2004-2005гг. на 36,4%.[25] Предприятие  совершенствует  технологию выпускаемой  продукции, работает над созданием новых образцов мебели, модернизирует  технологические потоки.

  Фабрика отмечена  высокими  наградами  на ведущих московских   специализированных выставках в номинациях « Оригинальный  экспонат», « За высокое  качество  и дизайн», « За высокие потребительские свойства».

  Изделия фабрики включены   в российский каталог  « 100 лучших  товаров России».


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  В завершение данной работы, исходя из поставленной цели и задач, можно сделать следующие выводы:

1. Конкуренция –это элемент  рыночного механизма, который представляет соперничество  между субъектами  рынка   за лучшие условия производства, купли и продажи товаров; экономическое соперничество   обособленных  товаропроизводителей   за долю рынка и прибыли. Она охватывает все сферы деятельности, ориентированные на рынок.

2.В литературе выделяют два вида конкуренции: 1) свободную (совершенную) и 2)  монополистическую (несовершенную). Кроме того, ее подразделяют по масштабам развития, по характеру                  развития и по методам ведения.

Для совершенной конкуренции характерно:

1. На рынке  одновременно  присутствует  множество фирм, каждая  из которых   занимает   незначительную долю рынка.

2. Однородность продукции.

3. Свобода  входа и выхода  из отрасли.

4. Существует  равнодоступность  информации.

Монополистической конкуренции  присущи следующие моменты:

-установление монопольно высоких цен и получение монопольной сверхприбыли;

- неценовая конкуренция;

- ограниченное  количество продавцов;

- затрудненное  вхождение  на рынок  товаров и услуг;

- имеют место  различные виды  зависимости  субъектов  рыночных отношений  друг от друга.

5. Рыночное соперничество  различается по своим  результатам в зависимости  от количества его участников. Так, индивидуальная конкуренция  способна изменять цены только отдельных продавцов. Ведущаяся  же в национальном масштабе  конкуренция приводит  в движение общую рыночную  цену.

6.Основными путями повышения  конкурентоспособности предприятий  являются:

-внедрение  новых  технологий;

-исследование  покупательских  запросов;

- появление  нового сегмента  отрасли или  перегруппировка существующих сегментов;

-изменение  стоимости  или наличия  компонентов  производства;

- изменение  правительственного регулирования;

- постоянная  модернизация  производства и других видов  деятельности.

7. Для того, чтобы  удержать  конкурирующее  преимущество, необходимо расширить  наборы его источников, совершенствовать  их, переходить  к преимуществам  более высокого порядка, которые  дольше  сохраняются.

   Однако, в России конкурентной среды  все еще нет, равных условий конкуренции нет, п.ч. в бизнес вмешивается  государство, но не для того, чтобы гарантировать  равные условия для всех и не для того, чтобы поддерживать  благоприятные условия  для хозяйствования, например, когда нужно оздоровить  финансовую сферу с помощью  государственной политики и т.п.

  Нет не только равноправной внутренней  конкуренции, но нет и нормальной конкуренции со стороны внешнего  мирового рынка, т.к.  во многих отношениях Россия остается  отгороженной  от мира и потому о высокой конкурентоспособности   российских предприятий  на мировом рынке пока говорить рано. В России можно  говорить  лишь о некоторых  элементах  конкуренции в отдельных сферах.


Список использованных источников:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

2. Закон Российской Федерации « О естественных  монополиях» от 17 августа 1995г. №147- ФЗ

3. Закон Российской Федерации « О конкуренции и ограничении монопольной деятельности  на товарных рынках» от  22 марта1991г.

4. Закон РФ от 27.11.1992г. №4015-1 (ред. от 21.07.2005)1 (ред. « Об организации страхового дела  в Российской Федерации.»

5. Федеральный закон РФ « О внесении изменений  и дополнений  в Закон РСФСР « О банках  и банковской  деятельности в РСФСР»

6.Федеральный закон РФ от 26.12.1995г. №208-ФЗ (ред. от 31.12.2005г.) « Об акционерных  обществах».

7. Федеральный закон РФ от 22.04.1996г.  №39-ФЗ  (ред. от 27.12.2005г.) « О рынке  ценных бумаг»

8.Борисов Е.Ф., Волков Ф.М.  Основы  экономической теории: Учеб. пособие  для сред. спец. уч. заведений.- М.: Высш. шк., 1994.

9. Журавлева Г.П. Экономика:  учебник/  Г.П. Журавлева.- М.: Экономистъ, 2005.

10. Основы предпринимательской деятельности: Экономическая теория: Учебное пособие/ Под ред. В.М. Власовой.-М.:  Финансы  и статистика., 2000

11. Основы микроэкономики: Учебное пособие для вузов/ Под ред. проф. И.П. Николаевой.- М.:  ЮНИТИ- ДАНА, 2001.

12. Портер М. Международная конкуренция. Пер. с анг./ Под ред. и с предисловием В.Щетинина.- М.: Межд. отношения, 1993.

13. Социально-экономические модели  в современном мире и путь России: В 2 кн./ Междун. Ассоциация акад. наук, РАН; Под общ.  ред. К.И. Микульского.- М.: ЗАО « Издательство  « Экономика», 2003

14. « Коммерсант» №82-7 мая 2005г. С.5

15. Микроэкономика. Теория  и российская практика: Учебник для студентов вузов/ под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова, 2-е изд.- М.: ИТД « КноРус», « Издательство ГНОМ и Д», 2001

16.Михайлушкин А.И., Шимко П.Д.  Экономика. Учебник для технич. вузов.- М.: Высш. шк., 2000.

17. Носова С.С. Экономическая теория: Краткий курс: Уч. пособие для студентов высш. уч. заведений.-  М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

18.  Предпринимательское право: Учебник для  вузов/ Под ред.  Н.М. Коршунова.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2001.

19. «Тюменская правда» №38-2005. / Вадим Квасюк « Тюменскую мебель знают в России».

20. Хайек Ф. Конкуренция как  процедура открытия// Мировая экономика и международные отношения.1989. №12.

21. «Эксперт» №14-2005. С. 44-45

22. «Эксперт» №13-2005.  С.10


[1] Райзберг Б.А. Основы  экономики: Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М., 2002. С. 255

[2] Основы микроэкономики: Учеб.  Пособие  для вузов/ Под ред. проф. И.П. Николаевой.- М.:  ЮНИТИ-ДАНА, 2001. С,104

[3] Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 18 апреля 2002г. /  «Внешнеэкономический бюллетень» № 5-2002г. С.3


[4] Социально-экономические модели в современном мире и путь России: В 2 кн./ Межд. Ассоциация акад. наук, РАН: Под общ. ред. К.И. Микульского.- М.: ЗАО « Издательство  « Экономика», 2003. С. 101

[5]  Носова С.С.  Экономическая теория: Краткий курс: Учеб. Пособие  для студ. высш. уч. заведений.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. С. 22;  Журавлева Г.П. Экономика: учебник/ Г.П. Журавлева.- М.: Экономистъ, 2005.- С.178

[6] Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: Экономика, стратегия, управление.- М.: ИНФРА,-2000 С. 78

[7] Предпринимательское право.: Учебник  для вузов/ Под ред.  Н.М. Коршунова.- М.:  ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2001. С. 155

[8] Борисов Е.Ф. Экономическая теория:  Учебник.- М.:  Юрайт-Издат, 2005.-124

[9] Борисов Е.Ф., Волков Ф.М. Основы экономической  теории: Уч. пособие для сред. спец. уч. заведений.- М.: Высш. шк., 1994. С. 74

[10]  Микроэкономика. Теория  и российская практика: Учебник для студентов вузов./ Под ред. Г.Грязновой, 2-е изд.- М.: ИТД «КноРус»,  «Издательство  ГНОМ и Д», 2001. С. 342

[11] Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ./ Под ред. и с предисловием В.Щетинина.М.: Межд. отношения, 1993. С. 51

[12]  Борисов Е.Ф. Экономическая теория…. С.  126-128

[13] Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия// Мировая экономика и международные отношения. 1989. №12.С.7

[14] Основы микроэкономики: Учеб.  Пособие  для вузов/ Под ред. проф. И.П. Николаевой.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. С. 132

[15] Основы  предпринимательской  деятельности: Экономическая теория: Учебное пособие/ Под ред. В.М.  Власовой.- М.: Финансы  и статистика, 2000. С. 117

[16]  Закон РФ « О естественных монополиях» от 19 июля 1995г.

[17] Носова С.С. Экономическая теория: Краткий  курс: Уч. пособие для студ. высших уч. заведений.- М.:  Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. С. 87-88

[18] Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Экономика. Учебник для технич. вузов.- М.: Высш. шк., 2000. С. 148-149

[19] Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Экономика. Учеб.  для технич. вузов.- М.: Высш. шк., 2000.- С. 203

[20] Закон РФ « О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках» от 1991г.

[21] Журнал « Эксперт» №14-2005 С. 38

[22] Журнал «Эксперт» №13-2005. С. 10

[23] «Коммерсант» №82- 7 мая 2005г. С. 5

[24] Журнал « Эксперт» ;14-2005. С. 44-45

[25] «Тюменская правда» №38-2005г./ Вадим Квасюк « Тюменскую  мебель  знают в России».


Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.