Характеристика рынка монополистической конкуренции
КОНКУРЕНЦИЯ: ВИДЫ, МЕСТО И РОЛЬ В СОВЕРШЕННОМ ХОЗЯЙСТВЕННОМ
МЕХАНИЗМЕ
План:
Введение…………………………………………………………………..3
Глава
1. Сущность конкурентной стратегии фирм
1.1
Понятие конкуренции…………………………………………5
1.2
Пять основных сил конкуренции………………………..10
1.3
Конкурентное преимущество фирмы и источники
ее
преимущества……………..12
Глава
2. Характеристика неконкурентных рынков
2.1
Чистая конкуренция и чистая монополия……………..19
2.2
Монополистическая конкуренция и олигополия……………..23
Глава
3.Роль конкуренции в совершенном хозяйственном механизме
3.1
Развитие конкуренции в переходной экономике РФ…..29
3.2
Правовое регулирование конкуренции и ограничение монополистической деятельности
в РФ……………………30
Заключение……………………………………………………34
Список
источников…………………………………..36
Введение
С
понятием «рынок» тесно связаны понятия « монополия» и «конкуренция».
Рыночная монополия по определению Райзберга Б.А.[1] -это преобладание
одного или группы объединившихся продавцов определенного товара,
доминирующих на рынке, диктующих цены, устанавливающих или ограничивающих
объем продаж, довлеющих над покупателями.
Рыночная
конкуренция есть состязание, противоборство разных продавцов одного и
того же товара в стремлении привлечь побольше покупателей, продать большее
количество товара, обойти и потеснить других продавцов.
Конкуренция характеризуется как форма взаимного столкновения интересов всех
субъектов рыночного хозяйства. Конкурируют между собой покупатели.
Развертывается конкуренция между продавцами и покупателями. С конкуренцией
связываются такие негативные стороны ее проявления, как разорение,
обнищание определенной части населения, безработица, нестабильность,
дифференциация, социальная несправедливость, инфляция и пр. экономические
явления.
Австралийский экономист Й. Шумпетер определял конкуренцию как борьбу
нового со старым.[2]
Ф.Хайек- нобелевский лауреат-трактовал конкуренцию как процедуру открытия. Он
считал, что в процессе конкуренции открываются неиспользованные возможности
более эффективного производства товаров, новые, ранее не доступные данные о
ресурсах, технологиях, предпочтениях, о не раскрытых пока возможностях общества.
Конкуренция- двигатель экономического прогресса.
Высокая конкурентоспособность - решающее преимущество фирмы, региона, страны
в условиях рыночной экономики.
В
настоящее время вес страны на мировой арене определяется в большей мере ее
экономическим положением, ее глобальной конкурентоспособностью. Именно
поэтому задача повышения конкурентоспособности приобретает сейчас особую
актуальность.
В
Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации
прямо сказано по этому поводу: « России надо быть сильной и
конкурентоспособной»[3].
Цель
данной работы: изучение сущности конкуренции, ее места и роли в
совершенном хозяйственном механизме.
Задачи работы:
1.
Раскрыть сущность конкуренции и обозначить черты, характерные для чистой
конкуренции, чистой монополии и монополистической конкуренции.
2.
Выявить источники конкурентного преимущества и, исходя из этого, определить
пути повышения конкурентоспособности.
3.
Определить роль конкуренции в совершенном хозяйственном механизме.
Глава 1. Сущность конкурентной стратегии фирм
1.1
Понятие конкуренции
Тип
рынка в значительной мере определяется степенью развития конкуренции.
Конкуренция, по мнению К.Микульского[4],
одна из самых главных черт рыночного хозяйства. Именно конкуренция
обеспечивает творческую свободу личности, создает условия для ее
самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных
товаров и услуг.
Конкуренция-
это экономическое соперничество между различными фирмами и отраслями за
выгодные условия производства и продажи производимых товаров и услуг[5].
Конкуренция - процесс управления субъектом своими конкурентными
преимуществами для одержания победы или достижения целей в борьбе с
конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в
рамках законодательства, либо в естественных условиях, которая является
движущей силой развития субъектов и объектов управления, общества в целом».[6]
Конкуренция
-это борьба между участниками рыночных отношений за получение максимального
эффекта, за выгодную сделку. Следовательно, конкурентоспособностью будет
считаться итог борьбы между участниками рыночных отношений за получение
выгодной сделки. А конкурентоспособным явиться победитель, заполучивший
выгодную сделку.
Конкуренция
согласно ст.4 Закона « О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991г. в ред. от 6 мая 1998г.-
это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные
действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне
воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем
товарном рынке.[7]
Конкуренция представляет собой эффективно действующий механизм соревнования на
рынке. Она действует как принудительная сила, заставляя предпринимателей
бороться за увеличение прибыли на капитал путем поиска новых форм и
методов производства, использования новейших технологий, новых способов
организации и управления.
Конкуренция может быть совершенной и несовершенной. Совершенная
(чистая, или свободная) конкуренция означает:
1)
многочисленность производителей, продающих абсолютно идентичную
(стандартизированную) продукцию, похожую как две капли воды (уголь, зерно и
т.д.);
2)
невозможность производителей влиять на изменение рыночной цены в сторону
повышения или понижения. Все обязаны продавать по существующей рыночной цене.
Кроме того, как указывает Борисов Е.Ф.[8],
конкуренцию можно классифицировать по нескольким основаниям: а) масштабам
развития; б) характеру; в) методам соперничества.
По
масштабам развития она может быть:
1)
индивидуальной; 2) местной; 3) отраслевой; 4) межотраслевой; 5)
национальной; 6) международной.
По
характеру развития конкуренция подразделяется: 1) на свободную; 2)
регулируемую.
По
методам ведения рыночное соперничество делится: 1) на ценовое и 2) неценовое.
Конкуренция
неразрывна со своей противоположностью- монополией, которая выступает
дополнительным фактором развития рынка, усложняющим его нормальную
деятельность.
Монополия
представляет концентрацию капитала, производства, торговли в руках одного
или нескольких хозяйствующих субъектов.
Монополией называют и крупное объединение, возникшее на основе концентрации
производства и сбыта определенной продукции с целью получения максимальной
прибыли. Монополии сосредотачивают в своих руках значительную часть
производства и сбыта товаров и услуг, что позволяет им господствовать на
рынке и диктовать потребителю условия, вплоть до установления монопольной цены,
являющейся основой получения монопольной прибыли.
Монополия
( греч. «монос»- один, «полео»- продаю»)- исключительное право производства,
промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащие одному лицу,
определенной группе лиц или государству.[9]
Это означает, что по своей природе монополия- сила, подрывающая конкуренцию и
стихийный рынок. Абсолютная же монополия, охватывающая всю экономику,
полностью включает механизм свободной рыночной конкуренции.
Монополия,
по Г.Грязновой[10]–
наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. Собственно говоря, в
условиях монополизации рынка само существование конкуренции может быть
признано лишь с большими оговорками, поскольку конкуренция предполагает
разделение экономической власти, наличие у потребителя выбора. Именно поэтому
начинается состязание между производителями за спрос потребителя, возникает
стремление наилучшим образом удовлетворить его запросы. В условиях же
монополии потребителям противостоит единый производитель-гигант. Хочет или
не хочет того потребитель, он вынужден пользоваться продукцией монополиста,
соглашаться на его ценовые условия и т.д.
Как видно из таблицы 1. всевластию монополиста помогает уникальность или
незаменимость продукции последнего.
Таблица
1
Может ли житель Москвы или же, к примеру, нашего города добровольно
отказаться от монопольного поставщика электроэнергии, чем-то ее заменив в
домашнем хозяйстве? Или же, допустим, способны ли угольные предприятия
Кузбасса перевозить свою продукцию без помощи железной дороги?
Отрицательный ответ на эти вопросы вполне очевиден, также как и то, что
подобное положение позволяет монополисту диктовать свои условия с позиции
силы. Укрепляет власть монополиста над рынком полнота имеющейся и у него
информации. Монополист, обслуживая всех потребителей отрасли, точно знает
объем рынка, к тому же, он может вполне оперативно и с абсолютной точностью отслеживать
изменения объемов продаж и, конечно же, в деталях осведомлен о ценах, которые
он сам же и устанавливает.
Сочетание всех этих обстоятельств создает для монополиста исключительно
выгодную обстановку и благоприятные предпосылки для получения
сверхприбылей. Все эти преимущества могли бы мгновенно улетучиться, если бы
появился в отрасли хотя бы еще один производитель-конкурент. Монополисту
немедленно пришлось бы перейти от диктат по отношению к потребителю к
скрупулезному учету потребностей и даже капризов последнего.
В
нынешних экономических условиях можно отыскать массу бытовых примеров
подобных перемен. Так, скажет, черствый хлеб в булочных теперь уже стал
редкостью, после того как монопольная система снабжения сменилась
конкуренцией массой независимых пекарен. Именно поэтому монополистическая
структура рынка там, где она существует, защищена целой системой
практически непреодолимых барьеров на пути вторжения в отрасль независимых
конкурентов.
Для
понимания природы конкуренции основной единицей является отрасль, т.е.
группа конкурентов, производящая товары или услуги и непосредственно
соперничающих между собой. Стратегически значимая отрасль включает в себя
продукты со сходными источниками конкурентного преимущества. Пример тому -
производство факсимильной техники, полиэтилена, тяжелых грузовиков для дальних
перевозок и оборудования для литья из пластмассы под давлением. Кроме того,
могут быть родственные отрасли, у продукции которых – те же покупатели,
технологии производства или каналы сбыта, но они предъявляют свои
требования к конкурентному преимуществу.
1.2
Пять сил конкуренции
Разрабатывая конкурентную стратегию, фирмы стремятся найти и воплотить способ
выгодно и долговременно конкурировать в своей отрасли. По мнению Портер М.[11],универсальной
конкурентной стратегии не существует; только стратегия, согласованная с
условиями конкретной отрасли промышленности, навыками и капиталом, которыми
обладает конкретная фирма, может принести успех. Выбор конкурентной
стратегии определяется двумя главными моментами: Первый - структура отрасли,
в которой действует фирма. Суть конкуренции в разных отраслях сильно
различается, и вероятность долговременного получения прибыли в разных
отраслях неодинакова. Например, средняя прибыльность в фармацевтической
промышленности и производстве косметики очень высока, а в выпуске стали и
многих видов одежды - нет.
Второй главный момент- это позиция, которую фирма занимает в пределах отрасли.
Некоторые позиции более выгодны, чем другие, вне зависимости от средней
прибыльности отрасли как таковой. Конкурентная стратегия должна
основываться на всестороннем понимании структуры отрасли и процесса ее
изменения. В любой отрасли экономики - неважно, действует она только на
внутреннем рынке или на внешнем тоже,- суть конкуренции выражается пятью
силами: 1) угрозой появления новых конкурентов; 2) угрозой появления
товаров или услуг-заменителей; 3) способностью поставщиков комплектующих
изделий и т.д. торговаться; 4) способностью покупателей торговаться; 5)
соперничеством уже имеющихся конкурентов между собой.
Значение каждой из пяти сил меняется от
отрасли к отрасли и предопределяет в конечном счете прибыльность отраслей. В
тех отраслях, где действия этих сил складываются благоприятно (допустим, в
производстве безалкогольных напитков, промышленных компьютеров и пр.)
многочисленные конкуренты могут получать высокие прибыли от вложенного
капитала. В тех же отраслях, где одна или несколько сил действуют
неблагоприятно (например, в производстве резины, алюминия) очень немногим
фирмам удается долгое время сохранять высокие прибыли.
Пять сил конкуренции определяют прибыльность отрасли, потому что они влияют
на цены, которые могут диктовать фирмы, на расходы, которые им приходится
нести и на размеры капиталовложений, необходимые для того, чтобы конкурировать
в этой отрасли. Угроза появления новых конкурентов снижает общий потенциал
прибыльности в отрасли, потому что они привносят в отрасль новые
производственные мощности и стремятся заполучить долю рынка сбыта, тем самым
снижая позиционную прибыль. Мощные покупатели или поставщики, торгуясь,
извлекают выгоду и снижают прибыль фирмы. Ожесточенная конкуренция в отрасли
снижает прибыльность, ибо за то, чтобы сохранить конкурентоспособность,
приходится платить (расходы на рекламу, организацию сбыта,
научно-исследовательские и конструкторские разработки.) Или же прибыль
«утекает» к покупателю за счет снижения цен. Наличие товаров-заменителей
ограничивает цену, которую могут запросить фирмы, конкурентоспособные в этой
отрасли; более высокие цены побудят покупателей обратиться к заменителю и
снизят объем производства в отрасли.
Значение каждой из пяти сил конкуренции определяется структурой отрасли, т.е.
ее основными экономическими и техническими характеристиками. Например,
воздействие покупателя- это отражение таких вопросов: сколько у фирмы
покупателей; какая часть объема сбыта приходится на одного покупателя;
является ли цена товара значительной частью расходов покупателя.
1.3
Конкурентное преимущество фирмы и источники ее преимущества
Угроза появления новых конкурентов зависит от того, насколько трудно новому
конкуренту «внедриться» в отрасль. (Это определяется такими показателями,
как верность покупателей какой-либо марке, масштаб экономики и необходимость
подключаться к сети посредников.) Структура отрасли относительно стабильна,
но со временем может измениться. Фирмы должны не только реагировать на
изменение структуры отрасли и пытаться самим изменить ее в свою пользу. Но и
выбрать позицию в пределах отрасли. Это понятие включает в себя подход фирмы в
целом к конкуренции. Например, в производстве шоколада американские фирмы
(«Херши», « М энд М/Марс» и др.) конкурируют за счет того, что выпускают и
продают в огромных количествах сравнительно небольшой набор разновидностей
шоколада.
Напротив, швейцарские фирмы («Линдт», «Шпрюнгли») торгуют в основном
изысканными и дорогими продуктами через более узкие и специализированные
каналы сбыта. Они выполняют сотни наименований товара, используют самые
высококачественные компоненты и более длительный производственный процесс. Как
показывает этот пример, позиция в отрасли - это подход фирмы в целом к
конкуренции, а не только ее продукция или то, на кого она рассчитана.
Страницы: 1, 2, 3
|