При подготовке кадров еще не
отказались от узкой специализации, хотя вполне очевидна необходимость
подготовки работников широкого профиля, формирования конкурентоспособного
работника. Решению таких проблем может способствовать широкое применение
модульных систем профессионального обучения. Они нашли применение в ряде стран
с развитой рыночной экономикой и были рекомендованы МОТ.
Эта система позволяет обучить
человека практическим навыкам работы при оптимально необходимом объеме теоретических
знаний. Важнейшим достоинством этого метода является то, что обучающийся
проходит предварительное тестирование, п в результате определяется набор
модулей и учебных элементов для изучения, соответствующих знаниям человека.
Модульное обучение предполагает систематический контроль знаний человека и
качества приобретенных навыков. Обязательным условием такого обучения является
100%-ная правильность ответов. В противном случае обучающийся должен будет
пройти повторную проверку после дополнительного изучения материала, который
он усвоил недостаточно2*.
Вполне очевидно, что широкое
использование современных технологий обучения может кардинально изменить
ситуацию на рынке труда за счет повышения квалификации работников, овладения
ими дополнительных профессий и специальностей.
В целях реализации прав
граждан на полную продуктивную и свободно избранную занятость государственные
органы разрабатывают соответствующие целевые программы, которые предлагают
основные направления действий на рынке труда в Российской Федерации на
определенный отрезок времени. Такие программы, их значимость, бесспорно,
велики. Основную работу по их реализации осуществляет Государственная служба
занятости. Именно она создает условия для повышения качества рабочей силы, ее конкурентоспособности,
обеспечения отраслей экономики работниками, содействует возвращению
безработного в экономику, развитию форм социального партнерства, формированию
региональных рынков труда и т.д.
В то же время анализ
деятельности всей системы показывает, что она в основном работает на устранение
безработицы, на ликвидацию последствий неравномерного распределения производственных
возможностей и прав человека на труд, и такое положение необходимо изменить.
Службы занятости должны работать на упреждение безработицы.
Их главная задача - выявление
возможных очагов массового увольнения работников, скажем, в связи с
модернизацией крупных предприятий; внедрение новых технологий на действующих
предприятиях, т.е. мероприятий, связанных с изменением профессиональной
структуры занятого населения. Наличие такой информации позволило бы службам
занятости своевременно организовать необходимую переподготовку кадров.
Представляется, что в этом случае источниками финансирования могли бы стать
предприятия и сами работники.
Не менее важной задачей служб
занятости является информационная помощь безработным. Конвенция МОТ № 88 от
1998 г. предполагает, что службы занятости должны располагать информацией о
рынках труда не только своего региона, но и всей страны в разрезе отдельных
отраслей.
Сегодня службы занятости в
России в основном имеют информацию только о своем регионе. Причем данные о
вакантных рабочих местах представляются далеко не полностью. Службы занятости
получают информацию в основном о вакантных рабочих местах не- и
малоквалифицированного труда. Такое положение существенно сужает их
возможности.
Другим не менее существенным
недостатком информации является то, что в службах занятости нет сведений о
вакансиях в других регионах страны. Такая ситуация представляется достаточно
странной прежде всего потому, что предшественники службы занятости -
организованный набор рабочей силы на новостройки, центры трудоустройства —
такой информацией располагали, хотя, конечно, не имели тех средств связи,
которые существуют сегодня.
Оценивая возможности службы
занятости, надо признать, что она располагает большими резервами. Их
мобилизации могло бы способствовать повышение заработной платы работникам
служб занятости. Это позволило бы привлечь более квалифицированных работников,
лучше организовать деятельность этих организаций. При разработке плана развития
служб занятости необходимо не только продумать систему мероприятий, но и просчитать,
какие затраты - людские, материальные, денежные -потребуются для их реализации.
Возможно, при таком подходе число мероприятий сократится, но будет обеспечено
качественное выполнение тех, которые были намечены к исполнению.
Решение проблем безработицы
неразрывно связано с инвестиционной политикой государства. Успех этой
деятельности может быть обеспечен только в том случае, когда научно-техническая
политика четко определяет приоритетные направления и обеспечивается их
финансирование.
3.3 Безработица в Пермской
области
Предварительные итоги
социально-экономического развития Пермской области в 2004 году, сформированные
на основе анализа статистической информации, которой располагало на момент
составления данного отчета территориальное управление Федеральной службы
государственной статистики (далее - облкомстат), показывают, что ситуация в
социально-трудовой сфере региона развивалась под воздействием разнонаправленных
экономических факторов.
К числу основных
тенденций развития экономики региона в отчетном году относятся:
• сохранение
тенденции роста в большинстве отраслей промышленности и сфере услуг;
• замедление
темпов экономического роста по сравнению с соответствующим периодом прошлого
года в большинстве отраслей промышленного производства и розничной торговле;
• снижение
объемов производства в цветной металлургии, а также в легкой, пищевой
промышленности и сельхозпроизводстве, то есть в основных отраслях конечного
потребления, что свидетельствует о сохранении низкого уровня платежеспособного
спроса населения на основные виды потребительских товаров либо о нарастании
тенденции вытеснения отечественных товаров импортными;
• отсутствие
существенных положительных изменений в уровне жизни населения региона.
Выявленные тенденции
ситуации в социально-трудовой сфере, свидетельствует скорее о слабом инерционном
дрейфе в сторону позитивных сдвигов, чем об устойчивом движении вперед. Это
определенным образом отразилось на решении вопросов развития рынка труда и
безработицы в Пермской области.
Ищущие работу
В течение 2004 года в
территориальные центры занятости населения (ЦЗН) Департамента ФГСЗН по
Пермской области (без Коми-Пермяцкого округа) обратилось по вопросу
трудоустройства 108.7 тыс. человек (на 7,4% меньше соответствующего периода
прошлого года).
Из общего числа
обратившихся:
• 0.8 тыс.чел.
(0.7%) на момент обращения являлись занятыми;
• 24.6 тыс.чел.
(22.6%) искали работу в свободное от учебы время;
• 83.3 тыс.чел.
(76.6%) на момент обращения не имели работы, т.е. были незанятыми.
• 51.2 % обратившихся
- женщины (год назад 51.3%), 38.5% - лица в возрасте 16-29 лет (41.9%); 43.8%
работали ранее по профессиям рабочих (40.1%). 14.8% - на должностях служащих
(14.0%). 41.3% - искали работу впервые (45.8%). 15.3% - имели длительный (более
года) перерыв в работе (13.5%).
Проблема поиска работы
несколько обострилась для граждан, не занятых трудовой деятельностью, для лиц
ранее работавших по рабочим профессиям - и на должностях служащих, а так же для
граждан, имевших длительный перерыв в работе.
Наибольшее число
обращений незанятых граждан по вопросам трудоустройства зарегистрировано в
Перми (21000 чел.), Березниках (5515 чел.) и Кунгуре (4701 чел.), а по сельским
районам - в Пермском (2622 чел.), Осинском (1978 чел.) и Чернушинском (1582
чел.).
Кроме того, 237.7
тыс.жителей области получили в ЦЗН консультационные услуги.
По категориям рынка
труда в структуре обратившихся в ЦЗН незанятых граждан 40,1% составили лица,
уволенные по причинам текучести кадров (соответствующий период прошлого года -
43.4%), 30,5% - лица, не работавшие более года (соответствующий период
прошлого года - 24.9%), 14.9% - высвобожденные работники (соответствующий
период прошлого года - 15.7%), 11.8% - выпускники учебных заведений, впервые
ищущие работу (соответствующий период прошлого года - 13.2%).
К началу года на учете
в органах службы занятости уже состояло в качестве ищущих работу 18.6 тыс.
чел., поэтому общее число незанятых жителей области, искавших работу при
посредничестве службы занятости, составило за 2004 года 101,8 тыс. человек.
Безработные
Статус безработного
получили в течение 2004 года в целом по области (без Коми-округа) 46,9 тыс.чел.
( 2003 г. - 45.9 тыс.чел.) или 56.3% от числа обратившихся в ЦЗН в поисках
работы незанятых граждан.
Общая численность
безработных (с перешедшими с предыдущего года), состоявших на учете в СЗН
области в течение 2004 года, составила 62,7 тыс.человек.
Наиболее высокой была
общая численность безработных, состоявших на учете в течение 2004 года, кроме
г. Перми (14005 чел.), в Березниках (3050 чел.) и Соликамске (2397 чел.), а по
сельским районам - в Осинском (2081 чел.), Пермском (2060 чел.), Чернушинском
(1950 чел.).
По категориям рынка
труда из обратившихся в ЦЗН в течение 2004 г. незанятых граждан статус
безработного получили 69.4% высвобожденных работников, 69.0% мигрантов, 67.4%
выпускников, 55.0% уволенных по причинам текучести кадров, 48.3% длительно
незанятых, 47.6% освобожденных из УИН и 43.4% демобилизованных из ВС.
В отчетный период
приоритетное значение в деятельности службы занятости имело оказание ищущим
работу гражданам услуг по повышению их конкурентоспособности на рыке труда,
поэтому удельный вес граждан, получивших статус безработного, остается
стабильно высоким.
По состоянию на 1
января 2005 года социально-демографическая структура безработных области имеет
следующие особенности:
Доля молодежи в
возрасте 16-29 лет в общей численности безработных по области увеличилась и
составила 30.7% (год назад - 28.5%). По удельному весу молодежи по-прежнему
выделяются территории с высокой "молодежной" безработицей:
Краснокамск-40.6%. Березники - 40.1%. Чусовой - 39.9%. Соликамск - 39.8% и
территории, где доля молодежи значительно ниже среднеобластной: Оханский район
- 17.2%, Ильинский район - 18.9% и Суксунский район - 19.8%. Абсолютная
численность данной категории безработных возросла по сравнению с
соответствующим периодом прошлого года на 24.4% и составила 5600 человек.
Доля женщин составляет
в общей численности безработных в целом по области 63.3% (год назад - 65.3%),
т.е. доля женщин в численности безработных незначительно сократилась. По
удельному весу женщин, как и ранее, выделяются территории с преимущественно
"женской" безработицей: Горнозаводский р-н (77.7%), Соликамск (75.2%)
и Александровск (73.2%). Наряду с территориями, характеризующимися «женской»
безработицей, по-прежнему выделяются территории, где среди безработных
устойчиво преобладают мужчины. Это Оханский район (55.2%), Куединский район
(53.2%) и Уинский район (51.7%). Абсолютная численность данной категории
безработных увеличилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года
на 11.8% и составила 11524 человека.
Доля инвалидов в общей
численности безработных составляет 7.3% (год назад -7.0%) , а их численность
увеличилась с 1109 до 1332 человек. Наиболее высок удельный вес инвалидов в
Уинском (19.8%), Горнозаводском (15.3 %) и Сивинском (12.7%) районах.
Трудоустройство данной категории безработных продолжает оставаться одним из
приоритетных направлений программ активной политики занятости.
Доля безработных,
проживающих в сельской местности, составляет в настоящее время 31.0% (год назад
- 28.7%), а численность - 5.6 тыс.человек. Численность этой категории
безработных увеличилась на 24.8 %.
Численность
выпускников учебных заведений (включая выпускников прошлых лет, на момент
обращения в ЦЗН не работавших более года) составляет в общей численности
безработных на конец отчетного периода 9.9% (год назад - 9.0%), при этом
абсолютная численность выпускников за год увеличилась (с 1428 до 1808
человек). По типам учебных заведений преобладали выпускники учреждений
среднего профессионального образования - 645 чел., учреждений начального
профессионального образования - 635 чел., выпускники общеобразовательных учреждений
- 425 чел., выпускники учреждений высшего профессионального образования
представлены в составе безработных незначительно - 112 чел.
В структуре численности
безработных по категориям рынка труда на 1 января 2005 года наибольшую долю
составляют уволенные по причинам текучести кадров -35.9% (36.9%),
высвобожденные - 29.6% (год назад - 38.9%), незанятое население -23.1%(13.6%) и
выпускники - 9.9% (9.1%).
Состав безработных по
категориям по сравнению с прошлым годом изменился в сторону увеличения доли
незанятого населения и выпускников, в сочетании с незначительным уменьшением
доли уволенных по причинам текучести кадров и сокращением удельного веса высвобожденных
работников.
По состоянию на 1
января 2005 года 64.8% безработных имели этот статус менее 4 месяцев; 28.4% -
от 4 месяцев до 1 года; 6.8% - более 1 года. По сравнению с предыдущим годом
доля краткосрочной безработицы возросла с 55.5% до 64.8%, а удельный вес застойной
и хронической безработицы снизился \с 33.6% до 28.4% и с 10.9% до 6.8% соответственно),
при этом абсолютная численность безработных со стажем безработицы более года
снизилась на 27.9% и составила 1244 человека.
Критический уровень
хронической безработицы (15%) остается превышенным на 4-х территориях (из
38-ми): в Губахе - 44.6%, Гремячинске - 29.1%, Кизеле - 21.2% и Оханском
районе.
Средняя
продолжительность прерванной безработицы (распределение состоящих на учете
безработных по продолжительности периода безработицы по состоянию на 1 января 2005 г.) составила 4.6 мес. (год
назад - 5.6), что связано со снижением долей застойной и хронической
безработицы и увеличением доли краткосрочной безработицы. Наиболее высокая
средняя продолжительность прерванной безработицы отмечается в Губахе (10.3
мес), Гремячинске (8.6 мес.) и Кизеле (6.7 мес).
На 1 января 2005 года
численность зарегистрированных безработных, состоящих на учете в органах службы
занятости населения, составила в целом по области 18.2 тыс.чел., т.е. возросла
по сравнению с началом года на 15.4%. По г. Перми численность безработных
увеличилась на 0.4%, по городам области возросла на 9.0%, по сельским районам
увеличилась на 27.8%, т.е. наиболее высокими темпами численность безработных
возрастала в сельской местности.
На 31-й территории
области по итогам 2004 года отмечен рост численности зарегистрированных
безработных. Наиболее заметным он был в Красновишерском (441 чел.), Суксунском
(231 чел.) и Осинском (186 чел.) районах.
Вместе с тем, снижение
численности безработных по отношению к началу года отмечено на 7-ми территориях
области, особенно значительным оно было в Верещагинском районе (116 чел.),
Губахе (91 чел.), Березниках (81 чел.).
Уровень безработицы
В течение 2004 года
уровень зарегистрированной безработицы в целом по области возрос и составил на
конец отчетного периода 1.3% к численности экономически активного населения.
По уровню безработицы
на 1 января 2005 года можно выделить 3 группы территорий: с уровнем
безработицы ниже среднеобластного - до 1.3%, выше среднеобластного менее чем в
2 раза - от 1.3 до 2.6% и выше среднеобластного более чем в 2 раза - свыше
2.6%.
На конец отчетного
периода распределение территорий относительно среднеобластного уровня
безработицы по сравнению с соответствующим периодом прошлого года изменилось в
сторону увеличения количества территорий с уровнем безработицы выше
среднеобластного более чем в 2 раза: на 1.01.2004 г. уровень безработицы ниже
среднеобластного имели 11 территорий, выше среднеобластного до 2 раз - 17
территорий, выше среднеобластного более чем в 2 раза - 10 территорий.
По итогам 2004 года
уровень безработицы в Пермской области продолжает быть ниже среднероссийского и
среднего по Приволжскому федеральному округу, среди областей и республик округа
область находится на 3-м месте после Оренбургской и Нижегородской областей.
Конъюнктура рынка
труда
В течение 2004 года в
территориальные ЦЗН поступило 101.8 тыс. вакансий, общее же число вакансий,
которыми располагали ЦЗЧ, с учетом имевшихся на начало года, составило 108.3
тыс.единиц.
По формам
собственности на предприятия государственного сектора приходилось 42.5% общего
количества вакансий, заявленных в течение отчетного периода, на негосударственный
сектор - 57.5%.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|