Меню
Поиск



рефераты скачать Безработица в современной России

2002

6,1

8,6

-

* Российский статистически» ежегодник 2002. М., 2002. С. 133, 279; Обслсдонап населения по проблемам занятости, ноябрь 2002. М., 2002. С. 25.


К числу факторов, определяющих безработицу, в зарубеж­ной литературе относят и рост заработной платы. Например, Дж. Сакс утверждает, что чем выше уровень заработной платы, тем больше безработных. "Если Россия станет на путь по­вышения заработной платы, она рискует навлечь на себя на­стоящую катастрофу".

В этой связи особого внимания заслуживает вопрос о мини­мальной заработной плате. В экономической литературе мы мо­жем встретить многочисленные высказывания о ее пагубном влиянии на масштабы безработицы. Например, в учебнике "Сов­ременная экономика труда. Теория и государственная политика" отмечается: "Итак, можно сделать следующий вывод: в развива­ющейся экономике, где уровень минимальной заработной платы распространяется на весь рынок труда, чистым следствием одно­кратного повышения минимальной заработной платы является уменьшение уровня занятости. Такой же позиции придержива­ются и некоторые отечественные экономисты. В учебнике "Ры­ночная экономика" написано, что установление минимальной заработной платы приведет к уменьшению численности занятых и в особенности низкооплачиваемых.

Такие утверждения, как мне представляется, не всегда убедительны, они абсолютно не отвечают нашей, российской действительности. Ведь минимальная зара­ботная плата в промышленно развитых странах составляет при­мерно 30% от средней (относительно высокой) заработной платы, а у нас 8-12%. Разве она может повлиять на занятость?

По моему мнению, точка зрения об отрицательном влиянии роста минимальной заработной платы на занятость не заслужи­вает особого доверия, тем более что ей противостоит практика.

Не подтверждает тезис о целесообразности низкой зара­ботной платы как средства снижения безработицы и практика деятельности отечественной экономики. Данные табл. 4 позво­ляют утверждать, что чем ниже заработная плата, тем выше уровень безработицы. И этот вывод вполне объективен. Чем ниже заработная плата работников, тем меньше благ и услуг они потребляют, в результате сокращаются объемы производства и занятости населения, и соответственно увели­чивается безработица.

Весьма важной представляется инвестиционная политика, Именно она, в конечном счете, определяет открытие новых рабочих мест и таким образом способствует сокращению безработи­цы. Однако в России до настоящего времени эта проблема не на­шла своего достойного разрешения. Все еще многого ожидают от притока иностранных инвестиций. Но он пока так и не произо­шел. Вполне очевидно, что рассчитывать мы должны, прежде всего, на собственные силы.

   Не менее важным при решении этих вопросов является и совер­шенствование налоговой политики. Налог как инструмент выпол­няет две функции: фискальную и стимулирующую. Сегодня при плоской шкале налога он выполняет только одну функцию - фис­кальную. И это не благоприятствует экономическому росту страны. Отказ от единой нормы налога позволил бы использовать его как инструмент, в том числе воздействующий на сокращение безрабо­тицы.

    Особое место занимает вопрос о роли демографических фак­торов в развитии безработицы. Нормальное развитие экономики страны предполагает равномерный процесс смены поколений, что обеспечивает необходимую производству преемственность в экономической деятельности.

Демографическая ситуация в России в последнее десятилетие прошлого века и в начале третьего тысячелетия характеризуется сокращением общей численности населения страны и в то же время ростом численности населения и трудоспособном возрасте. Он продолжится, но разным расчетам, до 2007-2008 гг.

Для оценки влияния демографической ситуации на безработи­цу необходимо рассмотреть взаимосвязь безработицы и рождае­мости. В теоретическом плане здесь возможны два аспекта: крат­косрочных и долгосрочных перспектив взаимосвязи этих явлений.

В краткосрочной перспективе представляется, что рождае­мость может способствовать уменьшению безработицы. Женщи­ны фертильного возраста при рождении ребенка отвлекаются от трудовой деятельности и освобождают рабочие места, числен­ность безработных при этом может сократиться. Так ситуация развивается в условиях стабильной рождаемости. В России рож­даемость с начала 1990-х годов систематически сокращалась. Се­годня она находится на крайне низком уровне. В таких условиях женщины должны предъявлять повышенный спрос на рабочие места и тем самым увеличивать численность безработных. Правда, с 2000 г. рождаемость в России начала расти, и это может изменить ситуацию на рынке труда. Однако наш расчет коэффи­циента корреляции не подтвердил наличие такой взаимообуслов­ленности в развитии этих явлений.

В долгосрочной перспективе при условии, что число рожден­ных будет больше, чем число умерших, безработица может воз­расти, если меньше - то нет.

Можно предположить, что существует связь между смертно­стью населения и безработицей. Повышенная смертность насе­ления приводит, казалось бы, к необходимости обновления кон­тингента рабочей силы на предприятиях, тем самым уменьшая безработицу. Однако расчет коэффициента корреляции не под­тверждает такую гипотезу.

И, наконец, в экономической литературе много и вполне обоснованно говорится о межгосударственной миграции, кото­рая может, и это действительно так, увеличить численность насе­ления. В этой связи возникает вопрос, а каково же ее влияние на безработицу? Казалось бы, что она должна повысить ее уровень, но это предположение также не подтверждается расчетом коэф­фициента корреляции.

Оценивая демографическую ситуацию в целом, надо отметить, что она в перспективе весьма неблагоприятна. Резкое снижение рождаемости, начавшееся в конце 1960-х годов, растущая смерт­ность мужчин и активном возрасте может существенно осложнить и экономическую, и геополитическую ситуацию в стране.

   Весьма специфическим является вопрос о роли и месте госу­дарства в решении проблемы безработицы.

Если вести речь о России, то здесь помощь государства эко­номике и прежде всего рынку труда крайне необходима, и обу­словлено это многолетним патернализмом государства в области занятости населения. Государство в нашей стране в недалеком прошлом решало практически все вопросы занятости населения, гарантируя его полную занятость, более того, труд в общественном хозяйстве был обязателен. И очевидно, что оставить населе­ние страны один на один с рынком труда было бы сегодня не только негуманно, но и экономически неэффективно. Помощь государства должна быть оказана в разработке программ заня­тости, поддержке безработных как в виде материальной помощи, так и возможности профессионального обучения для получения новых профессиональных знаний, повышения квалификации и т.д. Речь сегодня об этом идет не потому, что этого не делается, а потому, что масштабы этой деятельности не охватывают массу тех людей, которые нуждаются в такой помощи.

Оценивая деятельность государства в целом, надо отметить, что оно все-таки четко придерживается принципа - "государство вне экономики". С этим согласиться нельзя, тем более в услови­ях переходного периода. И это особенно относится к проблемам занятости, безработицы. В Федеральном законе "О Правительст­ве Российской Федерации", например, фактически отсутствуют такие категории как политика занятости, политика на рынке тру­да, хотя вполне очевидно, что забвение этих важнейших макро­экономических параметров недопустимо.

Оценивая деятельность Правительства России, нельзя не от­метить его низкую эффективность. Согласно международному исследованию по эффективности работы госорганов, Россия за­нимает 107 место из 158 стран, участвующих в этом рейтинге, а по качеству государственного регулирования Россия оказалась на 158 месте при 160 участниках обследования. И не в послед­нюю очередь это обусловлено его деятельностью в области регу­лирования рынка труда.




3.2 Возможные пути решения проблем безработицы.

Важнейшим направлением уменьшения безработицы надо считать развитие самозанятости населения. Она выступает как сложное социально-экономическое явление, которое в отечест­венной литературе, да и в практической деятельности, еще не на­шло подобающего ей места. Обращение к этой форме занятости связано прежде всего со становлением рыночных отношении и необходимостью в этих условиях рационализации занятости, изыскания новых ее форм. Самозанятость населения -это специ­фическая форма экономической деятельности. Ее сущность за­ключается в том, что гражданин сам находит для себя источник доходов, обеспечивающий его достойное существование в ре­зультате экономической деятельности, не противоречащей зако­нам страны.

К самозанятым относят: предпринимателей, лиц, работаю­щих не по найму, членов производственных кооперативов и не­оплачиваемых работников семейных предприятий. В Россий­ской Федерации, согласно Закону о занятости, к числу самостоятельно обеспечивающих себя работой относили: пред­принимателей, лиц, занятых индивидуальной трудовой деятель­ностью, включая фермеров, а также членов производственных кооперативов.

Самозанятость в условиях рыночной экономики - объектив­ное явление. Причины ее появления весьма многообразны. Есть определенная группа людей, которые крайне отрицательно вос­принимают административный диктат, не умеют подчинить свои поступки какому-либо лицу. Не менее значительна группа лю­дей, обладающих предпринимательскими способностями, кото­рые хотят работать самостоятельно на свой страх и риск. Моти­вом к самозанятости может выступить и безработица, в особен­ности ее продолжительность в конкретном регионе.

Развитие самозанятости предполагает наличие определенной организационной структуры, которая может оказать этим людям определенную помощь в организации и развитии своего "дела". И именно такую помощь оказывает служба занятости. Она мо­жет предоставить безработным денежную помощь для организа­ции производства, организовать обучение граждан и т.д. Наиболее распространенной формой самозанятости сегодня можно считать торговлю. В то же время, если рассматривать структуру занятости насе­ления, то торговлей у нас занимается относительно меньшая до­ля занятого населения, чем в других странах с развитой рыноч­ной экономикой. Следовательно, подобное перераспределение объективно. Ценность его заключается и в том, что определен­ная часть тех, кто сегодня занят торговлей или другими видами работ, вчера могли быть безработными, а сегодня они сами на­шли свое место в системе необходимых обществу видов занятии. И самое главное, эти люди уже нашли себя в системе рыночных отношений. Вместе с тем для справедливости такой оценки не­обходимо было бы располагать данными о добровольности про­цесса смены вида деятельности.

Развитие малого предпринимательства встречает определен­ные трудности. Они широко описаны в нашей литературе. В чис­ле главных надо отметить неумение граждан России заниматься предпринимательством, о чем мы уже говорили. Не менее важ­ную роль играет бюрократизация страны. Для малого бизнеса это проявляется в больших трудностях, в том числе и материаль­ных, при открытии нового малого предприятия. Они выражают­ся прежде всего в большом числе посредников, услуги которых обязательны при регистрации и лицензировании. Такие консуль­танты в основном тесно связаны с местными администрациями. Именно этим в значительной мере определяется незащищен­ность предпринимателей и работников этих предприятий. Для су­ществующих малых предприятий бичом являются всевозможные проверки различных организаций. Наиболее часто внеплановые проверки проводят органы внутренних дел. И в результате в ка­ждом третьем случае - штрафы, которые "не основаны на офи­циальной шкале".

Подобные факты являются прежде всего следствием недос­таточной федеральной поддержки малого предпринимательства. Она принципиально важна. До тех пор, пока государство, его верховная власть не станут относиться к малому предпринимательству так, как, например, к энергетике, транспорту, сельскому хозяйству, малый бизнес будет топтаться на месте. Тем более что во всех странах с рыночной экономи­кой государство существенно поддерживает предприятия малого бизнеса. Успех здесь может быть достигнут только в результате формирования благоприятного социально-экономического кли­мата для малых предприятий. Его основными компонентами должно стать формирование законодательного пакета, четко сформулированных прав и обязанностей малых предприятий, ус­ловий их образования и функционирования, формы их поддерж­ки государством. Сегодня службы занятости занимаются этими проблемами. Однако масштабы этой деятельности не отвечают важности за­дачи.

Важное значение для решения проблемы безработицы мог­ло бы иметь развитие жилищного строительства. Оно может привлечь многих граждан страны. Однако объемы такой дея­тельности сокращаются. Если в 1990 г. было построено 61,7 млн. кв. м общей площади, то в 2001 г. - 31,7 млн. Сегодня спрос на жилье есть, но далеко не все могут позволить себе купить его. Возможности решения такой задачи неразрывно связаны с ипо­текой, т.е. получением ссуды на строительство нового жилья под залог имеющегося у граждан. Видимо, надо ускорить реше­ние вопроса о доступности таких ссуд для более широкого кру­га людей.

Большое значение для решения проблем безработицы име­ет развитие общественных работ. Опыт и практика зарубеж­ных стран показывает, что за этот счет можно существенно со­кратить уровень негативных последствий, связанных с безрабо­тицей.

Общественные работы прежде всего поддерживают доходы безработных. Особенно тех, кто длительное время не может най­ти работу (как отмечалось, численность безработных, ищущих работу 12 мес. и более, составляет примерно 40% от их общей численности). Кроме того, они позволяют сохранить полезные трудовые навыки или даже обновить их, вновь войти в трудовой ритм жизни. Результаты этой деятельности могут быть очень выгодны для муниципальных и региональных органов власти. Программы общественных работ имеют длительную историю. Они могут играть в экономике большую позитивную роль при их хорошей организации. В годы великой депрессии в США именно общественные работы позволили заложить основу развития ав­томобильных дорог. Общественные работы в основном можно разделить на два типа: участие безработных в проведении работ по созданию базовых инфраструктур, усилению трудовых коллективов жилищно-коммунального хозяйства, строительных орга­низации и др.; оказание социальных услуг престарелым и инвалидам. Вполне возможны и другие формы участия безработных и общественно полезной трудовой деятельности.

В настоящее время в ряде стран разрабатываются и реализу­ются программы общественных работ для привлечения к трудо­вой деятельности безработной молодежи. Как правило, успех та­ких проектов общественных работ определяется тем, насколько хорошо они проработаны и организованы.

В России общественные работы не нашли пока своего ме­ста. В 2005 г. лишь 18,7% получившим помощь в службах за­нятости была предложена общественная работа. У нас эти ра­боты не совсем привлекательны. Обусловлено это прежде всего тем, что такая деятельность рассматривается как заня­тость. А в этом случае она облагается налогом на работодате­ля п того, кто участвует в этих работах. И самое главное - ес­ли человек в последующем обратится в службу занятости, его участие в общественных работах будет рассматриваться как последняя работа. И соответственно этому виду деятельности ему будет предложена подходящая работа. А как известно, общественные работы не требуют от человека особой квали­фикации.

 Другим важным направлением минимизации безработицы не­обходимо признать организацию подготовки и переподготовки кадров. Эта деятельность сегодня должна, прежде всего, рассмат­риваться как важнейшая составляющая процесса формирования человеческого капитала. Такая работа общества и государства неразрывно связана с формированием экономики знаний. Однов­ременно с этим количественные и качественные характеристики процесса подготовки и переподготовки кадров должны удовле­творить потребности экономики в кадрах и обеспечить не только текущие, но и перспективные потребности при условии согласо­ванности спроса и предложения рабочей силы. В то же время па-до признать, что эта работа организована пока еще не очень хо­рошо. Далеко не единичны случаи, когда обучение безработных проводится по профессиям и специальностям, на которые в дан­ном районе нет спроса. Безработным, желающим заняться пред­принимательством, не дают необходимых знаний и умений и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.