p> Ищущие работу, профилированные таким образом, обязаны участвовать в
программах помощи поиску работы, но не в более дорогостоящих программах
обучения. При наличии возможностей для обучения этим работникам может быть
сделано такое предложение, но согласие на прохождение программы обучения
остается добровольным. Классификация ищущих работу в Австралии В 1994 г. в рамках инициативы "Работающая Нация" была представлена
стратегия раннего вмешательства служб занятости с целью трудоустройства
взрослых получателей пособий по безработице с самой высокой степенью риска
долгосрочной безработицы. Для молодых людей применяется другая процедура. Используется формальное профилирование, основанное на статистической
модели. Выделяются следующие симптомы долгосрочной безработицы: возраст,
образование, статус коренного жителя, рождение не в англоговорящей стране,
навыки разговорного английского языка, инвалидность и место жительства. Но
этим не ограничиваются. Сотрудники службы занятости могут выбирать из числа
ищущих работу в первые 12 месяцев после регистрации отдельных безработных
или их группы для дальнейшей оценки с учетом дополнительных факторов
(слабой побуждение к работе, низкое самоуважение, слабые знания по
арифметике, низкая грамотность, длительное время нахождения без paботы). В
1995 г. идентифицировано около 5% лиц, прошедших профилирование. Еще 10%
лиц, получивших статус безработных, были идентифицированы на основании
мнения службы занятости. Все отобранные лица интервьюируются и
классифицируются по уровню сложности трудоустройства. Система Измерения услуг и Результатов Обслуживания в Канаде (SOMS) Канада не имеет формальной модели профилирования для оценки ищущих
работу по степени опасности стать долгосрочным безработным. Но она
испытывает систему (SOMS), которая основывается на комбинации
"экранирования характеристик" и мнения консультантов. В тех случаях, когда применяется эта система, работникам
предоставляется возможность участвовать в программах, к которым они
допускаются по результатам оценки с использованием статистической модели и
которые оцениваются как наиболее целесообразные (с точки зрения ожидаемых
результатов трудоустройства) и эффективные (или рентабельные) средства
помощи. Эта модель разработана с учетом опыта, накопленного за предыдущие
десять лет, и оценки результатов, которые эти вмешательства имели на
занятость и историю дохода безработных, а так же общественных затрат на эти
вмешательства. Основной файл данных был построен путем объединения 20
существующих файлов, которые включали сведения из переписей населения, а
также о пособиях по безработице, об участии в программах обучения и т.д.
Специалист по трудоустройству оснащен двумя новыми инструментами: моделью
подбора того средства, которое, вероятно, будет наиболее эффективным
применительно к конкретному клиенту, включая информацию о наиболее
рентабельных средствах помощи и данные о работе, доходе клиента и истории
помощи ему. Последующее индивидуальные действия Индивидуальная работа приобретает все большую важность и "срочность"
по мере увеличения продолжительности периода безработицы. Последняя может
рассматриваться как процесс своего рода самовыбора, который в конечном
счете делает профилирование излишним. Те, у кого сложные проблемы, дрейфуют
в долгосрочную безработицу, в то время как другие будут выходить из
безработицы и приобретать работу. Когда существует риск самовыбора
безработицы, важно установить диагноз, т.е. определить реальные трудности,
с которыми сталкивается долгосрочный безработный, и сделать оценку
возможных сроков и способов восстановления потенциала его
конкурентоспособности на рынке труда. Это может быть достигнуто с помощью
глубокого интервью, а если необходимо, то и нескольких, а главное -
действий, соответствующих потребностям и возможностям безработных. Оценка трудового потенциала и индивидуальная работа с долгосрочными
безработными практикуются сегодня многими странами. 3.4 Временная занятость Социально-экономические условия Численность граждан, не имеющих занятия, но активно ищущих работу, по
данным российского статистического агентства, составила к началу августа
1999 г. 9,1 млн. человек, или 12,3% экономически активного населения. Увеличение неполной занятости, задержки выплаты заработной платы,
малая цена рабочей силы и, как следствие, низкий уровень жизни способствуют
расширению вторичной (временной) занятости. В настоящее время заработная плата остается основным источником
доходов населения. Однако ее доля в ВВП продолжает уменьшаться, значит,
"падает" и ее реальное содержание. В условиях продолжающегося сокращения
рабочих мест многие безработные готовы на любую работу, соглашаясь с низкой
оплатой, вредными условиями труда, отсутствием социальной защиты. По оценкам, в 1999 г. вторую (третью) работу имели около 8,5 млн.
человек; численность занятых в неформальном секторе составила около 25
млн., в том числе 7,5 млн. человек, для которых такая деятельность является
единственным источником дохода. Формы временной занятости Временная занятость, являясь одним из атрибутов рынка труда,
реализуется в различных формах: наем по контракту, совместительство,
аккордные и сезонные работы, надомный труд и т.д. Гибкие формы временной занятости охватывают такие режимы работы, как
прерывистый или неполный рабочий день (неделю, месяц), сдвинутые по
сравнению с традиционным режимом начало и окончание работы, скользящий (в
течение суток, недели, месяца) график труда и отдыха, надомная занятость,
разделение рабочего места между двумя работниками и более и т.п. Часто временная занятость служит своеобразным полигоном для подбора
кадров на постоянную занятость. Нормативно-правовая база временной занятости Согласно КЗоТу временными признаются работники, принятые на срок до
двух месяцев, а для замещения временно отсутствующих работников, за
которыми сохраняется их место (должность), - до четырех месяцев. Временная
занятость регулируется ст. 253 КЗоТ "Особые условия труда сезонных,
временных и некоторых других категорий работников", в которой определено,
что законодательством могут устанавливаться особые условия труда для лиц,
занятых на временных работах, совместителей, надомников, а также работающих
по договорам. Однако действующее трудовое законодательство не в состоянии в полной
мере регулировать нынешние трудовые отношения. Безусловно, это относится и
к сфере временной занятости. Дело в том, что КЗоТ ориентирован на ситуацию,
когда государство в одном лице выступало и как собственник средств
производства, и как исполнитель законодательных актов, и как гарант
социальной защиты трудящихся. Сейчас все эти функции разделены между
работодателями и государственными структурами, в итоге интересы работника
оказываются незащищенными. В проекте федерального закона "Трудовой кодекс Российской Федерации"
предусмотрены разделы, определяющие особенности регулирования рынка труда
работников, заключивших трудовой договор сроком до двух месяцев, а также
порядок найма (ст.257), оплаты отпуска (ст.259), расторжения трудового
договора (ст.260). В новом КЗоТе также определены особенности регулирования
труда сезонных работников (ст.261-264), лиц, работающих вахтовым методом
(ст.265-270), работников, занятых у работодателей-физических лиц (ст.271-
277). С принятием нового КЗоТа усилятся социальные гарантии большого числа
граждан, имеющих временную и вторичную занятость. Помимо КЗоТа, основными законами, регулирующими социально-трудовую
сферу, являются Конституция РФ и законодательство о занятости с изменениями
и дополнениями, а также соответствующие подзаконные акты и положения. Развитие временной занятости В условиях социально-экономической нестабильности и нарастания
негативных тенденций в сфере занятости особое значение приобретает выбор
государством приоритетных направлений политики, способных снизить
социальное напряжение, в немалой степени определяемое высокой безработицей. Важным средством поддержания занятости является обеспечение
безработных временными рабочими местами, дающими возможность
круглогодичного и разнообразного трудоустройства. Реализация этой задачи
предполагает совершенствование механизма организации временной занятости:
повышение статуса временной работы; расширение ее видов; изменение условий
участия граждан в общественных и временных работах; создание нового
механизма финансирования с привлечением средств из различных источников. В последнее время территориальные органы службы занятости стали
уделять повышенное внимание организации временной занятости безработных.
Практикуются совместные плановые выезды специалистов территориальных
органов службы занятости и представителей органов местного самоуправления в
отдаленные населенные пункты в целях содействия созданию рабочих мест на
временные (сезонные) работы, проводятся встречи с работодателями на местах,
оказываются необходимые консультационные услуги. Следует отметить, что
добросовестные граждане, занятые на сезонных работах, впоследствии нередко
принимаются в штат этих организаций около 8%). Спектр форм временной занятости достаточно широк. Однако основными по-
прежнему остаются сезонные и разовые работы по срочным договорам, а также
замещение временно отсутствующих штатных работников. В городах основные партнеры служб занятости в организации временного
трудоустройства - акционерные общества, дорожно-эксплуатационные службы,
строительные и торговые организации. Наряду с муниципальными работодателями заявки на временные работы
подают и частные предприниматели, использующие дополнительную рабочую силу
в летний период (например, летняя торговля с лотков). Средняя продолжительность временных работ по регионам колеблется и
составляет от десяти дней до шести месяцев. Одной из проблем остается
краткосрочность работ, поскольку по их окончании граждане вынуждены
возобновлять поиск и повторно обращаться в службу занятости. Среди трудоустроенных на условиях временной занятости достаточно
высока доля женщин - 53%; удельный вес молодежи в возрасте до 29 лет -
около 40%, большинство из них не имеет опыта работы профессионального
образования. Каждый четвертый, направленный на временную работу, -
безработный, состоящий на учете в органах службы занятости более года,
каждый десятый участник - предпенсионного возраста. Территориальные органы службы занятости населения постоянно пополняют
банк данных по временным работам. Около 80% вакансий ориентированы на
рабочие специальности (погрузочно-разгрузочные, дорожные, строительные
работы, ручной труд в сельском хозяйстве и т.д.); немногим более 10%
предназначены для работников средней квалификации на условиях почасовой
оплаты; для высококвалифицированных специалистов (преподавание,
консультирование, аудит, разовые заказы художникам, специалистам по
рекламе, маркетингу и др.) - менее 10%. Дополнительная временная занятость, как правило, - нерегулярная,
краткосрочная, но достаточно изнурительная и интенсивная. Для
работодателей, прибегающих к такой форме привлечения рабочей силы, это
реальный способ решения оперативных проблем. Органам службы занятости Алтайского края удалось наладить
взаимодействие с работодателями по сбору данных о временных рабочих местах.
Большую часть вакансий предоставляют муниципальные предприятия, основным
видом деятельности которых является выращивание плодово-ягодных культур и
овощей. В период проведения сезонных работ уровень безработицы в сельской
местности снижается на 0,5 п.п. В Ленинградской области основными видами временного трудоустройства
являются добыча и отгрузка нерудных материалов, работа в котельных на
период отопительного сезона, сельскохозяйственные работы, уход за
лесопосадками, заготовка и переработка торфа, сезонная торговля и др. К новым видам временной занятости, которые практикуются в области, можно отнести выполнение заявок от частных лиц на уход за огородами, уборку урожая, выгул собак, уход за больными, выполнение других видов разовых услуг. Для быстрого реагирования на подобные заявки в службе занятости создаются специальные картотеки безработных граждан, согласных выполнять такую работу и готовых приступить к ней в любое время. Заработная плата на временных работах в среднем составляет от 120 до 500 руб. Оплата временной занятости производится без привлечения средств ГФЗН. В большинстве регионов проводятся ярмарки вакансий для трудоустройства
на условиях временной занятости. Интересен в этой связи опыт Волгоградской области. Здесь
сформирован банк данных, содержащий информацию о свободных местах для
трудоустройства граждан в качестве сезонных и временных работников,
надомников и некоторых других категорий. Между Комитетом по труду и
занятости населения администрации Волгоградской области, государственным
предприятием "Областная молодежная биржа труда" и областным советом
профсоюзов заключен трехсторонний договор о сотрудничестве по организации
областной постоянно действующей ярмарки временных рабочих мест. В 1998 г. в
ней приняли участие 112 работодателей, имеющих вакантные временные рабочие
места и около 10 тыс. граждан, из которых свыше тысячи человек отобраны
работодателями для последующего трудоустройства. Проведение подобных
ярмарок дает гражданам, занятым неполную рабочую неделю и находящимся в
административных отпусках, шанс подобрать место временного характера, чтобы
улучшить свое материальное положение. Проведение ярмарки вакансий временных работ в Грибановском районе
Воронежской области позволило занять более 500 человек. При содействии органов службы занятости в 1998 г. на общественные и
временные работы по стране в целом трудоустроено более 500 тыс. человек, из
них более половины - женщины. При этом было создано свыше 244 тыс.
временных рабочих мест. В 1999 г. планируется временно трудоустроить более 1,1 млн.
безработных граждан, в том числе на общественные работы - около 400 тыс.
человек. Основные проблемы организации временной занятости Одна из главных причин неудовлетворенности граждан временной
занятостью - низкая заработная плата (часто ниже пособия по безработице) и
частые задержки ее выплаты (иногда до шести месяцев). Кроме того,
кратковременность этих работ ухудшает положение безработных граждан (так
как у них не будет 26 оплачиваемых календарных недель, необходимых для
начисления пособия по безработице) при повторном обращении в органы службы
занятости (биржу труда). Существенным недостатком работы на условиях временной занятости
остается отсутствие гарантий на постоянное трудоустройство. При
трудоустройстве на временные рабочие места граждане также оказываются
лишенными и социальных гарантий (например, медицинской страховки). Местонахождение временного места работы для многих безработных очень
важно из-за дополнительных расходов на транспорт. Для улучшения организации временной занятости следует продолжить
совершенствование законодательства в части льготного налогообложения,
направленного на стимулирование работодателей к привлечению работников на
условиях временной занятости. Развитию этого вида занятости могло бы способствовать установление
социальных гарантий для трудоустроенных на такие места - страховой полис,
больничный лист, запись периода временной работы в трудовой книжке и др. Органам исполнительной власти субъектов Федерации совместно с органами
службы занятости надо активизировать деятельность по увеличению числа
временных рабочих мест, особенно в регионах с критической ситуацией на
рынке труда, привлечению работодателей и органов местного самоуправления. Список использованной литературы 1. З.А.Котшер “Структура занятости населения: проблемы совершенствования.” Москва: “Наука” 1989. 2. Н.М.Краева “Резервы повышения трудовой активности населения” М: “Экономика” 1983. 3. А.Новицкий “Население и формы занятости” М: “Мысль” 1985 4. Н.В.Воронина “Социально-экономические проблемы использования рабочей силы” М:”Мысль” 1973 5. М.Н.Ким “Трудовой потенциал и занятость” Харьков 1993 6. А.Грязнова, Г.Марусис “Занятость, уровень, структура и формы регулирования” Минск 1994 7. И.В.Бестужев-Лада “Безработица? Не может быть!” “Экономика2 1992 №5 8. “Курс общей экономической теории” под ред. А.М.Крылова, Краснодар 1997 9. “Учебник по основам экономической теории” В.Д.Камаев и др. М:1994 10. Л.Костин “Занятость, зарплата и инфляция” “Человек и труд” 1999 №2 11. Д.Сакс “Рыночная экономика и Россия” М:1994 12. “Всемирный кризис ведет к росту безработицы” “Трудовой мир” 1998, “Человек и труд” 1999 №8 13. С.Смирнов “Рынки труда регионов в условиях финансово- экономического кризиса” “Человек и труд” 1999 №3 14. Н.Власова, Е.Кулишова “Минтруд подводит итоги” “Человек и труд” 2000 №3 15. Тецуя Дзе “Политика занятости в Японии” “Человек и труд” 1999 №3 16. “Чтобы безработица на Кубани не молодела” О.Ищенко “Человек и труд” 1999 №7 17. Т.Голандцева , И Гривина “Временная занятость, как форма активного содействия занятости безработных граждан” “Человек и труд” 1999 №11 18. Ф.Прокопов “Эффективная организация услуг службы занятости: совершенные подходы” “Человек и труд” 1999 №8 19. О.Славицкий “Повысить взаимную ответственность субъектов рынка труда” “Человек и труд” 1999 №2 20. “Как улучшить закон о занятости населения” С.Смирнов “Человек и труд” 1999 №11 21. В.Супян “Рынок труда в США: состояние и проблемы” “Человек труд” 1999 №7
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|