p> 1.4 Занятость и ее формы. В экономических науках нет единства мнений в определении занятости,
возможно оттого, что этой проблемой занимались специалисты преимущественно
в прикладных исследованиях и разработках (статисты, плановики, демографы).
Но большинство ученных трактуют занятость как деятельность людей. Правда,
А.Э.Котшер отрицает такую трактовку занятости. “В отличие от труда
занятость не деятельность, а общественное отношение между людьми по поводу
включения работника в конкретную операцию труда на определенном рабочем
месте.” Но данное определение имеет ряд недостатков. Во-первых,
неправомерно противопоставлять труд и занятость, потому что и то, и другое
есть реализация трудовых способностей, и отождествлять их нельзя: труд и
занятость отличаются друг от друга как сущность и внешняя форма
осуществления способности к труду. Во-вторых, нельзя противопоставлять
содержание занятости как деятельности ее общественной форме, это означало
бы лишить общественную форму занятости ее материального вещественного
содержания. В общем, занятость населения – это показатель обеспеченности его
трудоспособной части работой, выполнение которой дает доход, т.е.
заработную плату, предпринимательскую прибыль и др. Этот показатель
рассчитывается как коэффициент занятости, который представлен в виде
относительной величины – отношение численности лиц, занятых во всех сферах
хозяйственной, управленческой, образовательной и иной деятельности, к
численности всего трудоспособного населения. К занятому населению относятся
все работающие по найму, предприниматели, самостоятельно обеспечивающие
себя работой; лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью,
фермеры, члены кооперативов, избранные и назначенные на оплачиваемые
должности, военнослужащие, студенты ВУЗов, учащиеся средних специальных
заведений и ПТУ, школьники старших классов. Следует различать занятость глобальную (всеобщую) и экономическую.
Глобальная занятость включает в себя, помимо экономической занятости, учебу
в общеобразовательных, средних специальных, высших учебных заведениях;
ведение домашнего хозяйства и воспитание детей; уход за престарелыми и
инвалидами; участие в органах государственной власти, общественных
организациях; службу в вооруженных силах. Экономическая занятость подразумевает участие трудоспособного
населения в общественном производстве, включая сферу услуг. Этот вид
занятости имеет первостепенное значение, ее соотношение с другими видами
деятельности, особенно с учебой. От нее зависит экономический потенциал
общества, уровень и качество жизни, социально-экономический и духовный
прогресс каждой страны. Экономическая занятость имеет следующие
характеристики: - общественно-полезной деятельностью людей по производству материальных благ и услуг (причем не только материальные, но и духовные, культурные, социальные услуги), благодаря этому занятость служит удовлетворению личных и общественных потребностей; - обеспечение деятельности конкретным рабочим местом, что позволяет трудящемуся реализовать свои физические и духовные способности к труду; отсюда важное значение для занятости имеет сбалансированность трудовых ресурсов с количеством рабочих мест в количественном и качественном аспектах; - занятость является источником дохода в виде заработной платы, прибыли и в других формах, где доход может выражаться в денежной и натуральной формах. Таким образом экономическая занятость – это общественно-полезная
деятельность по производству общественного продукта, подкрепленная
конкретными рабочими местами и служащая источником дохода. Важное значение имеет различие занятости законной и незаконной (т.е.
воровство, подпольная деятельность по производству, транспортировке,
хранению и реализации наркотиков, оружия и т.д.); критерием здесь служит
соответствие или противоречие вида деятельности действующему
законодательству. Вернемся к оценке потребности в рабочей силе и рабочих местах.
Коэффициент занятости населения охватывает почти все группы трудоспособного
населения и поэтому его показатель выражает очень усредненную величину.
Центральный же вопрос анализа занятости – это выявление динамики, факторов
и обстоятельств занятости группы наемных рабочих. Коэффициент их занятости
представлен отношением численности занятых наемных работников к численности
работников, ищущих работу. В этом соотношении нашли свое отражение две
группы потребностей: рабочих – в работе, а работодателей – в рабочей силе.
Уровень занятости определяется спросом на рабочую силу. А потребность
производства в работниках предопределена количеством рабочих мест, которые
необходимо заполнить людьми, чтобы достичь запланированного объема
производства. Сами же рабочие места – это особый способ оформления средств
производства, производственных мощностей предприятия. Таким образом, объективная основа занятости рабочих заключается в
масштабах и качестве вовлеченных в производство средств труда. Зависимость
потребностей производства в рабочей силе от масштабов средств труда (от
рабочих мест) выступает как общеэкономический закон занятости наемных
рабочих. Регулирование занятости населения можно осуществлять различными
путями: 1.Путем изменения потребности самого производства в рабочей силе, что
и достигается вводом новых мест, предусмотренным соответствующими
национальными и региональными программами. 2.Путем изменения (уменьшения) потребности в раьочих местах со стороны
рабочих, что происходит в связи с осуществлением государством масштабных
социальных и социально-экономических мероприятий (расширение контингентов
молодежи, обучающейся с отрывом от производства, льготные отпуска женщинам
с малолетними детьми, сокращение возраста выхода на пенсию отдельным
группам работников и т.д.). Важное значение в разработке и осуществлении планов по регулированию
занятости имеет уяснение закономерностей ее динамики; значительные
достижения в их исследовании имеют экономисты Запада. Существует определенная взаимосвязь между изменениями объема
производства, производительности труда и занятости. У нас долгое время было
распространено однозначное мнение о том, что рост производительности труда
на основе развития науки и техники, сопровождается повышением
“органического строения капитала”, неизбежно ведет к увеличению
безработицы. Конечно же, при внедрении технических усовершенствований
происходит вытеснение части занятых работников из производства, но это в
краткосрочном плане. В долгосрочном же взаимосвязь между техническим
прогрессом, ростом производительности труда и занятости – неоднозначно, а
более сложно. Ведь как известно, прогресс науки и техники сопровождается
возникновением новых производств и даже отраслей, которые порождают спрос
на рабочую силу. Например, в развитых странах в 1989-91 гг. при
среднегодовом увеличении производительности труда на 0,5% , занятость
возрасла на 0,2%, с другой стороны, понижение производительности на 0,5%
влечет за собой уменьшение занятости на 0,4%. В целом единственная надежная стратегия, направленная на обеспечение
устойчивой и высокооплачиваемой занятости, должна базироваться на повышении
производительности труда на основе НТП. Другая зависимость в рыночной экономике существует между уровнем
безработицы и инфляцией (“кривая Филипса”). В результате исследования
измерения заработной платы в Великобритании за 1861-1957 гг. профессор
У.Филипс пришел к выводу о существовании инверсионной (обратной)
зависимости между уровнем безработицы и увеличением денежной заработной
платы. Чем выше уровень безработицы, тем ниже уровень инфляции заработной
платы. Глава 2 Особенности функционирования российского рынка труда. По сравнению с другими странами с переходными экономиками в РФ рынок
труда по иному адаптируется к новым условиям. Уровень безработицы после
начала реформ оставался относительно низким, особенно на фоне резкого
падения производства; текучесть же кадров стала значительно выше. Значит
перераспределение трудовых ресурсов происходит прежде всего внутри отраслей
и предприятий, а не за счет изменения соотношения занятых и безработных. Особенности российского рынка труда в значительной степени
определяются тем, что действующее трудовое законодательство устарело.
Поведение руководства наших предприятий нередко является (адекватным)
рациональным ответом на неадекватное законодательство, чрезмерно
ограничивающее свободу их действий, и объясняется слабостью институтов,
обеспечивающих его соблюдение. Полученные в ходе исследования 20
предприятий в 5 российских регионах, данные, включающие анализ интервью с
менеджерами, рабочими и профсоюзными активистами, а также основанные на
статистических данных в целом по стране и по предприятиям в частности, что
именно несовершенная правовая база и не отлаженная работа государственных
служб занятости в РФ, является причиной того, что работодатели идут на
обход и нарушение закона, причем на всех ступенях трудовых отношений: найма-
увольнения работника, распределение и использование рабочей силы, режимов
труда и его оплаты. 2.1 Оценка законодательных норм, действующих при найме рабочих, и их реальное положение. Основными документами, регулирующими трудовые отношения в нашей
стране, являются Кодекс законов о труде (КзоТ), Конституция и Гражданский
кодекс РФ. В настоящее время все еще действует старый КзоТ, принятый еще в 1971
г. Предусмотренные им нормы ориентированны на защиту интересов прежде всего
работников; они провозглашают право каждого человека на труд по
способностям и равное вознаграждение за равный труд; также содержат
дополнительные гарантии при найме и увольнении для женщин, молодежи и
инвалидов. Молодых работников и женщин запрещено привлекать к тяжелым
физическим работам, также направлять на работы с неблагоприятными условиями
труда. Сохраняется обширный перечень работ по отраслям и профессиям, на
которые не разрешается принимать женщин. Отдельные ограничения относятся к
найму лиц, не являющихся гражданами РФ. На этом фоне в течение последних лет, по данным Государственного
комитета статистики, сохраняется достаточно устойчивое соотношение
численности занятых и безработных. Тем не менее численность работников, чей
трудовой стаж на предприятии находится в пределах 3 лет, составляет 38 %
совокупной рабочей силы, что соответствует средним показателям по стране. А
новые работники с трудовым стажем не более 3 лет составляют примерно 50%
рабочей силы в сфере услуг, банковской и финансовой сферах, в то время как
в промышленности и бюджетных организациях их доля совсем не велика. Правда
на малых предприятиях с числом занятых менее 200 человек, 2/3 всех
работников являются новичками или работают не более 3 лет. Исследования показали, что вновь создаваемые предприятия и те, что
имеют устойчивое финансово положение, проводят активную политику занятости,
тогда как на давно существующих предприятиях, находящихся в крайне тяжелом
финансовом положении, она пущена на самотек. Такие предприятия не в
состоянии конкурировать по уровню зарплаты с соседями и принимают на работу
чуть ли не всех подряд в надежде, что часть вновь принятых уволится не
сразу, а проработает месяц – другой; кроме того, они избегают нанимать
молодежь, что согласно законодательству предполагает дополнительные затраты
на обучение, и предпочитают привлекать дешевую рабочую силу, в частности
работников предпенсионного возраста. Успешно действующие предприятия, напротив, обычно прибегают к найму,
основанному на принципах отбора; чаще всего заключают трудовые договоры на
ограниченный срок с тем, чтобы обеспечить достаточную свободу маневра в
ситуации нестабильности спроса; допускают установление испытательного
срока. Кроме того в последнее время на российском рынке труда широкое
распространение получили срочные трудовые контракты, они составили до 55-60
% в общей массе трудовых договоров, намечается тенденции к увеличению их
доли, что свидетельствует о массовых нарушениях законодательства. Ведь по
КзоТу работодатель имеет право на заключение контрактов на определенный
срок только в ограниченном числе случаев. На нашем рынке труда наблюдается также избыток одних профессий (в
частности это находит свое отражение в существовании “теневой” безработицы)
и вместе с тем временный дефицит других. Такого рода несоответствие можно
считать нормальным явлением, в отличие от чрезвычайно низкой мобильности
рабочей силы и огромных масштабов скрытой безработицы, при которой люди
согласны работать за очень низкую зарплату или временами не получать ее
вовсе. Происходит это потому, что предприятия неоднозначно оценивают свои
возможности при наборе работников. Если обратиться конкретно к цифрам опроса, то мы увидим как обстоят
дела с наймом работников. Только 30% обследованных предприятий сообщили ,
что у них не возникало проблем с наймом персонала. А остальные признаются в
их существовании и выражают обеспокоенность по поводу способностей центров
занятости помочь им в их решении. Не удовлетворяет их и качество подготовки
кадров в профессионально-технических училищах. Наиболее сложным для
менеджеров предприятий является наем квалифицированных рабочих. На это
указали 32% предприятий; трудности с наймом специалистов в области финансов
и маркетинга испытывают 22%; техников и инжинеров-18%. О проблемах с наймом
неквалифицированных рабочих сообщили лишь 4% опрошенных. Предприятия, испытывая финансовые затруднения, не в состоянии привлечь
работников нужной квалификации. Они вынуждены нанимать вышедших на пенсию
рабочих или увеличивать количество совместителей. Может, в данном случае
такие меры действительно оправданны, но сейчас дискриминация по половому и
возрастному признакам стала в РФ широко распространенным явлением, как во
вновь созданных компаниях, так и на давно действующих предприятиях, имеющих
устойчивое финансовое положение. Работодатели предпочитают не нанимать женщин, молодых работников,
выпускников ВУЗов, поскольку те обладают дополнительными льготами в области
занятости. Нередко в объявлениях о вакансиях точно указывается возраст
работника, что является прямым нарушением закона. А что говорить о том, что
специального законодательства относящегося к случаям сексуального
домогательства на службе, в РФ вообще не существует. В общем, в самих способах поиска, набора и найма работников пока
трудно выделить какие-то приоритетные тенденции. Можно только сказать, что
на российском рынке труда найм ведется по “произвольно меняющейся
методике”: в одних случаях пользуются старыми формальными и неформальными
каналами, в других – прибегают к новым, т.е. обращаются в центры занятости,
кадровые агентства, размещают объявления в специальных изданиях и т.д. 2.2 Увольнение по закону и реальное положение. Действующие законодательные нормы содержат серьезные препятствия
для увольнения работников, администрация вправе разорвать трудовой договор
только по следующим основаниям: - ликвидация предприятия и сокращение штата сотрудников; - несоответствие работника занимаемой должности; - систематическое неисполнение работником обязанностей; - прогул (в том числе, отсутствие на рабочем месте более 3-х часов в течение рабочего дня без уважительной причины); - возвращение на прежнее место лиц, ранее выполнявших эту работу; - появление на работе в нетрезвом виде, в состоянии наркотического или токсического опьянения; - совершение хищения государственной или общественной собственности. Причем наличие вышеуказанных оснований для увольнения
должно быть подтверждено документально. А о предстоящем массовом
высвобождении работники должны предупреждаться персонально под расписку не
менее, чем за 2 месяца. Соответствующая информация должна заблаговременно
предоставляться администрацией предприятия профсоюзному органу, который по
закону может ограничить проведение массовых сокращений. Профсоюзы могут инициировать обсуждение с работодателями и
соответствующими органами исполнительной власти перспектив трудоустройства
высвобождаемых работников, порядка предоставления им социальных гарантий и
источников финансирования мероприятий на срок до 6 месяцев. Длительность
этого срока определяется положением в сфере занятости в данном регионе, а
расходы финансируются из местного бюджета. В случае, если государственное или муниципальное предприятие находится
в процессе приватизации, запрещается сокращать более 10% персонала в
течение 6 месяцев до даты приватизации. При продаже государственного
предприятия по конкурсу в его условиях может оговариваться соблюдение ряда
социальных требований. Например, сохранение определенного числа рабочих
мест, организация подготовки, повышения квалификации кадров и т.д. В случае
банкротства органы исполнительной власти могут потребовать выкупа
предприятия на основе тендера с соблюдением таких условий, как сохранение
не менее 70% рабочих мест, обеспечение переподготовки кадров и
трудоустройство персонала в случае перепрофилирования предприятия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|