Меню
Поиск



рефераты скачать Безработица и ее проблемы в РБ

Причины безработицы.

Основной причиной безработицы в РБ, является общий, постоянный спад национального производства, поддерживаемый экстенсивным развитием народного хозяйства, неблагоприятным инвестиционным климатом и т.д. Естественно, что в таких условиях невозможно формирование рабочий мест. Большинство белорусских предприятий на сегодняшний день являются убыточными. Особенно это относится как к промышленности и к сельскому хозяйству. Методы реанемирования убыточных предприятий в своем большинстве основаны на денежных подачках в виде кредитов. Однако, как показывает опыт, такие капиталовливания ни к чему хорошему не приводят. Без трансформации предприятий, без реорганизации управления предприятиями, без четкой синхронизации с состоянием рынка и с изменениями на рынке, выход их "долговой ямы" невозможен. К сожалению, руководители предприятий вынуждены тратить деньги, полученные по кредитным линиям не на стратегические нужды, а на выплату задолжностей по заработной плате, погашение предыдущих кредитов и т.д. Яркие выступления руководителя белорусского правительства с резкой критикой тех или иных руководителей "на местах" нередко необоснованны: в большинстве случаев для повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятий реального сектора экономики требуется полное переоборудование производства, закупка и внедрение новых технологий, закупка качественного сырья, изменение менталитета работников и т.д. Все эти реформы невозможны благодаря только желанию руководящего аппарата. Требуются комплексные реформы всего народного хозяйства. С другой стороны, позиция "закрытых дверей" и все более явная изоляции Беларуси от западных соседей, приводит как к финансовому голоду (отсутствие инвестиций), так и к постепенной деградации научно-технического потенциала. К примеру, если совсем недавно мы могли гордиться тем, что у нас работают высокопрофессиональные программисты, то уже сегодня эта позиция дефицитна для коммерческого рынка труда (тем более, для государственного).

Процессы увеличения уровня безработицы тесно связаны с системой образования. С одной стороны, выступает низкий уровень реакции образовательных институтов на изменения на рынке, с другой крайне низкий уровень профессионального образования и переквалификации. Все это обуславливает все более отчетливую структурную безработицу./25/

Низкая эластичность предложения на рынке труда и низкая эластичность заработных плат являются основным тормозом для процессов, способствующих формированию новых рабочих мест.

Проблем предостаточно. Все экономические процессы, развивающиеся на рынке труда, тесно взаимосвязаны с ситуацией во внутренней и внешней экономике. Их решение не в компетенции одних служб занятости или даже министерства труда. /25/

Необходимо отметить, что различные группы рабочей силы неодинаково реагируют на изменения спроса на рабочую силу. Что касается гендерной структуры, то в большинстве промышленно развитых стран уровень безработицы среди женщин выше, чем среди мужчин: в 2000 г. в странах ОЭСР в целом 6.9% против 6%, а в странах ЕС - 10.9% против 8.2%. Неблагоприятная ситуация с женской занятостью сложилась в странах Южной Европы, в первую очередь в Италии и Испании, где мужская и женская безработица соотносятся как 1:2.

Что касается женской безработицы в Республике Беларусь, то в структуре состоящих на учете безработных - более 60% женщин. Хотя среди вновь регистрируемых безработных преобладают мужчины, они же в первую очередь покидают ряды безработных, поскольку спрос нанимателей в большой степени ориентирован на применение мужской рабочей силы и показатель трудоустройства мужчин значительно выше, чем женщин. В результате они составляют 80% среди безработных, состоящих на учете более одного года.

В наиболее сложном положении на рынке труда оказываются женщины, имеющие малолетних детей, выпускницы учебных заведений, не имеющие опыта работы, женщины предпенсионного возраста, а также женщины, имеющие профессии, по которым при приеме на работу преимущество отдается мужчинам (строительные специальности и т. д.) /9,  с.262/.

Также особенностью современной безработицы является молодежная безработица, уровень которой в странах ОЭСР значительно превышает долю этой возрастной группы в экономически активном населении. Безработица среди молодежи, к которой по международным стандартам относятся лица 15-24 лет, превышает показатель для основного трудоспособного возраста более чем вдвое. 

Анализируя рынок труда за исключением нескольких стран (Бельгии, Дании и Швейцарии) показатель безработицы к 2000 г. среди молодежи падал быстрее, чем у лиц основного трудоспособного возраста. Это наиболее заметно в Испании, где молодежная безработица сократилась по сравнению с 1996 г. на 12 п. п. - с 39.8 до 27.7%. Более чем на 6 п. п. за тот же период снизилась безработица среди молодежи в Ирландии, Швеции и Португалии (соответственно до 8.4, 13.7 и 8.5%). Если в последней группе стран такая динамика объясняется позитивной общеэкономической конъюнктурой, действием государственных программ сокращения безработицы, то в Испании она связана с разрешением заключать временные контракты и значительными налоговыми льготами для предпринимателей, принимающих на работу молодежь.

В Республике Беларусь в связи со вступлением в трудоспособный возраст многочисленного поколения, родившихся в середине 80-х годов, на рынок труда усилился приток молодежи, в том числе не имеющей профессии и опыта работы и как следствие, неконкурентоспособной. Резко возросло количество обращений в органы государственной службы занятости выпускников школ: если в 1997 г. их было зарегистрировано в качестве безработных 8.3 тыс. человек, то за 2001 г.- около 16 тыс. человек.

Следует отметить, что в республике Беларусь наблюдается несоответствие спроса и предложения рабочей силы. На 119 тыс. безработных заявлено только 35 тыс. вакансий, из них более 80% предусмотрены для трудоустройства по рабочим и строительным специальностям, в то время как среди безработных каждый третий - специалист или служащий. Зато сельское хозяйство сегодня испытывает большую потребность в трактористах, операторах машинного доения и животноводах. Дефицит на такие специальности во многом объясняется большими физическими нагрузками и невысоким уровнем заработной платы, которая к тому же выплачивается несвоевременно (задолженность по заработной плате сельскому хозяйству составляет более 31.4 млрд. рублей).

Необходимо также отметить, что за общими цифрами страновой безработицы скрываются значительные внутрирегиональные различия. Для примера приведем северные и южные области Италии, либо западные и восточные земли Германии, где уровни безработицы соотносятся как 1:5. Существенные региональные диспропорции наблюдаются в Испании и Бельгии. В большинстве других стран, в том числе в США, Великобритании, Австралии существуют небольшие по численности населения административные единицы, в которых уровень безработицы значительно превышает общенациональные показатели. Для этих рынков характерны низкий уровень экономической активности населения (за которым нередко стоят скрытые формы безработицы) и более высокий, чем в среднем, уровень длительной безработицы.

Не лучшим образом обстоят дела и в регионах Республики Беларусь. В ряде городов и районов республики уровень безработицы значительно превышает средне республиканский уровень. Лидерами здесь являются Витебская и Могилевская области, где на конец июля 2002 г. уровень безработицы составил соответственно 3.6% и 3.4%. Причина такого положения кроется в преобладании моноструктурной специализации экономик отдельных городов. Одно - два градообразующих предприятия при своей неритмичной работе в последнее время уже не могут обеспечить полную занятость региона или города. Проблема усугубляется и таким фактором, как занятость военнослужащих и их семей в военных городках, где произошел вывод войск.

Обращение к исследованию безработицы в Республике Беларусь продиктовано в первую очередь укоренившимся в течение последних нескольких лет представлением о неактуальности данной проблемы (в 1999-2000 гг. ее уровень составлял 2.1%) /11, с. 5/. Несмотря на множество интересных исследований тенденций, характерных для социально-трудовой сферы Беларуси, в целом практика государственного регулирования социально-трудовых процессов так или иначе отражает это мнение, что выражается в регулировании только официально контролируемой части рынка труда, слабой связи политики занятости с другими направлениями макроэкономической политики, рассмотрении политики регулирования безработицы только в контексте ее социальных последствий. 

Такая ситуация объясняется недостаточным теоретико-методологическим обоснованием сущности безработицы в условиях переходной экономики. С началом трансформационных преобразований возникло противоречие между теорией и практикой изучения и управления безработицы в Беларуси. Вопросы сущности, видов, причин и последствий безработицы, способов ее регулирования, разработанные для развитой рыночной экономики в трудах классиков экономической теории, широко известны и распространены в отечественной экономической среде. Однако, как отмечает доктор экономических наук Е. В. Ванкевич в своей статье “Безработица в Беларуси”, использование такой теоретико-методологической основы регулирования безработицы в практике переходной экономики Республики Беларусь оказывается мало результативным, поскольку инструментарий регулирования, разработанный для рыночной экономики в процессе ее эволюции, требует соответствующей рыночной среды для ее реализации. Это объясняет эклектичность применяемых форм и методов регулирования, их противоречивость и, соответственно, непоследовательность экономических преобразований.

Природа появления безработицы в рыночной экономике принципиально отлична от отечественных условий, поскольку это результат механизма межотраслевого и внутриотраслевого движения капитала, фазы экономического цикла. Поэтому и концентрируется она за пределами предприятий (за исключением внутрифирменной кадровой политики, обусловленной задачами формирования внутренних рынков труда). В отечественной экономике безработица является результатом накопления избыточной рабочей силы внутри предприятий в условиях экстенсивного развития огосударствленной экономики. Отсюда основной потенциал безработицы сконцентрирован внутри предприятий и институционально поддерживается вплоть до настоящего времени.

В силу указанных обстоятельств уровень и структура безработицы в Беларуси не могут полностью объяснены ни закономерностями рыночной экономики (испытывающей структурную и циклическую безработицу), ни закономерностями переходной экономики (испытывающей массовую безработицу по причине снижения высокого уровня занятости и реструктуризации экономики). Существующий уровень безработицы в Беларуси связан с административным контролем за количественными параметрами и отражает состав безработных на вторичном рынке труда. Как уже говорилось, этот уровень, по общепринятым стандартам, не является тревожным, что позволяет предположить неадекватность официальной статистики реальной действительности в области занятости.

Активизация механизмов рыночного регулирования экономики сопряжена с реструктуризацией, модернизацией производств. Это, в свою очередь, неминуемо спровоцирует массовые высвобождение персонала (то есть сокращение избыточной занятости) и рост безработицы. Чтобы подготовиться к такому развитию ситуации, необходимо уже сейчас оценить масштабы предстоящих высвобождений и с помощью региональных служб занятости начать работу по управлению потоками высвобождаемых из производства работников. Оценку совокупного масштаба предстоящих высвобождений можно провести различными способами:

o       по параметрам неполной вынужденной занятости, характеризующей объем рабочей силы, которую предприятие не в силах загрузить работой. В 2000г. 8.2% занятых в экономике находились либо в административных отпусках, либо работали в режиме неполного рабочего дня по инициативе администрации /11, с. 4/. Но данный расчет не дает полной картины избыточной занятости, поскольку не учитывает тот труд, на который нет спроса в экономике (а потому он тоже относится к избыточному);

o       по параметрам нереализованной продукции, на которую нет платежеспособного спроса в экономике. В этом случае говорить о совокупной величине можно лишь условно, так как она значительно варьируется в отраслевом разрезе. Например, на отдельных предприятиях приборостроения избыточная занятость, оцененная по объему нереализованной продукции, достигает 50%, легкой промышленности - около15%, в лесной, деревообрабатывающей промышленности-около5%, в сфере кредитования, страхования ее нет /4, с. 235/. Корреляционно-регрессионная модель, отражающая зависимость между численностью занятых и объемами производства ВВП в Беларуси за период 1991-1999 гг., показала, что для производства ВВП в 2000 г. достаточно было не более 85% от численности занятых в 1999 г. То есть на труд 15% занятых нет спроса в экономике, и при реальной реструктуризации они должны быть высвобождены и поменять сферу приложения своего труда;

o       по параметрам производства убыточной продукции (за исключением той, производство которой дотируется государством по соображениям удержания социально приемлемой цены). В Беларуси удельный вес убыточных предприятий на 1.04.2001 г. составлял 40.1% от учитываемых в текущем порядке предприятий, хотя на 1.01.2001 г. их было 23.4% /13, с. 5/ (в пересчете на численность занятых это составляет 33.1%).

            Итак, в зависимости от кардинальности рыночных преобразований на открытом рынке труда Беларуси в ближайший период может оказаться от 8 до 33% численности занятых и, конечно, вырастет уровень безработицы. Указанные обстоятельства объективно обусловливают необходимость углубления теоретических и эмпирических исследований безработицы в переходной экономике Беларуси, ее проявлений, последствий, возможностей и направлений регулирования.

ИНВЕСТИЦИОННО-СТРУКТУРНАЯ  И ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА, СОДЕЙСТВУЮЩАЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ЗАНЯТОСТИ

Инвестиции являются ин­струментом, с помощью ко­торого можно производить целенаправленные изменения в структуре занятости по критерию её эффективности.

Современная инвестици­онная деятельность в Белару­си в большей степени ориен­тирована на государствен­ное субсидирование и доти­рование трудоизбыточных градообразующих произ­водств с целью предотвраще­ния массовых высвобожде­ний рабочей силы. Это кон­сервирует неэффективную занятость. Как представля­ется, главная задача в управ­лении такими предприятиями должна быть сконцентриро­вана в плоскости их реструк­туризации, основанной на сегментировании персонала и выявлении потенциальных возможностей производства конкурентоспособной каче­ственной продукции.

Представляется неоправ­данным продолжение целево­го инвестирования сельского хозяйства и строительства жилья, поскольку это невоз­вратные инвестиции, также не оправдывает себя админи­стративное создание новых рабочих мест на прежней тех­нологической базе. По сути, обозначенные явления не только не способствуют структурной перестройке, но и тормозят её, так как сохра­няют неэффективную заня­тость. Нужна общая среда, заинтересовывающая в акти­визации инвестиционной де­ятельности негосударствен­ных субъектов хозяйствова­ния, и гарантирующая субъектам инвестиционной активности доходы на вло­женный капитал (предприни­мателю — прибыль, кредито­ру — процент за пользование кредитом, государству -налог).

Анализ существующей практики фискального регу­лирования занятости в Рес­публике Беларусь позволяет сделать вывод о её разнонап­равленном характере, по­скольку отсутствуют чёткие критерии выбора объектов и направлений регулирования, превалируют тактические цели. Обилие налогов и неза­щищённость предпринимате-

лей перед их постоянным из­менением и введением новых затрудняют хозяйственную деятельность в стране и не способствуют увеличению занятости. Существует практика льготного налого­обложения и субсидирования предприятий в целях поддер­жания занятости на них, но она способствует консерва­ции неэффективной занятос­ти на микроуровне.

Однако бюджетно-нало­говое регулирование может ощутимо повлиять на эконо­мическую активность в стра­не, создав условия для повы­шения эффективности заня­тости. Важным направлени­ем в этой области считается расширение государствен­ных расходов. Чтобы поддер­жать отечественных произво­дителей, государство может расширить объём закупок у них (в Беларуси — для под­нятия малого бизнеса), уве­личить ассигнования в бюд­жетную сферу, использовать практику представления на­логовых льгот, связанных с освобождением от выплат в социальные фонды, по нало­гообложению прибыли, по расходам, связанным с про­фессиональным обучением и переподготовкой, в связи с принятием на работу некон­курентоспособных на рынке труда граждан, использовать прямое целевое государствен­ное финансирование мероприя­тий в области занятости при обязательном соблюдении условий её эффективности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.